Аниконизм в исламе

редактировать
Избегание изображений живых существ в некоторых формах исламского искусства Интерьер мечети шейха Лотфа Аллаха в Исфахан, Иран

Аниконизм - это избегание изображений живых существ в некоторых формах исламского искусства. Исламский аниконизм частично проистекает из запрета идолопоклонства, а частично из веры в то, что создание живых форм является прерогативой Бога. Хотя Коран прямо не запрещает визуальное изображение любого живого существа, он использует слово мусаввир (создатель форм, художник) как эпитет Бога. Корпус хадисов (изречения, приписываемые исламскому пророку Мухаммеду ) содержит более явные запреты на изображения живых существ, побуждающие художников «вдохнуть жизнь» в свои изображения и угрожающие им наказанием в Судный день. Мусульмане интерпретировали эти запреты по-разному в разное время и в разных местах. Религиозное исламское искусство, как правило, характеризуется отсутствием фигур и широким использованием каллиграфических, геометрических и абстрактных цветочных узоров.

Однако изображения Мухаммеда (в некоторых случаях со скрытым лицом) и других религиозных деятелей встречаются в некоторых рукописях из стран к востоку от Анатолии, таких как Персия и Индия. Эти изображения должны были проиллюстрировать историю, а не нарушать исламский запрет идолопоклонства, но многие мусульмане считают такие изображения запрещенными. В светском искусстве мусульманского мира изображения людей и животных исторически процветали почти во всех исламских культурах, хотя, частично из-за противоположных религиозных чувств, фигуры на картинах часто стилизовались, что давало начало разнообразным декоративным фигурам. Были эпизоды иконоборчества разрушения изобразительного искусства, такие как указ Омейядов халифа Язида II в 721 году н.э., приказавшего уничтожить все репрезентативные изображения в его произведениях. царство. Некоторые историки видели исламское влияние на византийское иконоборческое движение 8-го века, хотя другие считают это легендой, возникшей в более поздние времена в Византийской империи.

Содержание
  • 1 Теологические взгляды
  • 2 На практике
    • 2.1 Религиозное ядро ​​
    • 2.2 Прошлое
    • 2.3 Настоящее
    • 2.4 Методы обхода
  • 3 Причины
    • 3.1 Примеры хадисов и толкования
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Общие
    • 6.2 Ислам
Богословские взгляды

Коран, священная книга ислама, прямо не запрещает изображение человеческих фигур; он просто осуждает идолопоклонство. Запреты на образное представление присутствуют в хадисах, среди дюжины хадисов, записанных в течение последней части периода, когда они записывались. Поскольку эти хадисы связаны с конкретными событиями из жизни исламского пророка Мухаммеда, их необходимо интерпретировать, чтобы применять в любом общем виде.

Сунниты экзегеты из тафсира, начиная с IX века, все чаще видели в них категорический запрет на создание и использование любых изображений живых существ. Существуют различия между религиозными мазхабами (школами) и заметными различиями между различными ветвями ислама. Аниконизм распространен среди фундаменталистских суннитских сект, таких как салафиты и ваххабиты (которые также часто иконоборцы ), и менее распространены среди либеральные движения в исламе. Шииты и мистические ордена также имеют менее строгие взгляды на аниконизм. На индивидуальном уровне, верят ли конкретные мусульмане в аниконизм или нет, может зависеть от того, насколько доверяют хадисам и насколько они либеральны или строги в личной практике.

Аниконизм в исламе имеет дело не только с материальным изображением, но также затрагивает ментальные представления. Ранние богословы обсуждали этот проблемный вопрос относительно того, как описывать Бога, Мухаммеда и других пророков, и, действительно, допустимо ли это вообще. Бог обычно представлен нематериальными атрибутами, такими как «святой» или «милосердный», широко известные из Его «Девяносто девять прекрасных имен ». Однако внешность Мухаммада подробно описана, особенно в традициях его жизни и деяний, записанных в биографиях, известных как Сирах Расул Аллах. Не меньший интерес представляет достоверность наблюдений за святыми персонажами во сне.

Титус Буркхард подводит итог роли аниконизма в исламской эстетике следующим образом:

Отсутствие икон в исламе играет не только отрицательную, но и положительную роль. Исключая все антропоморфные образы, по крайней мере, в религиозной сфере, исламское искусство помогает человеку быть полностью самим собой. Вместо того чтобы проецировать свою душу за пределы себя, он может оставаться в своем онтологическом центре, где он одновременно является наместником (халифа) и рабом (абд) Бога. Исламское искусство в целом направлено на создание атмосферы, которая помогает человеку реализовать свое исконное достоинство; поэтому он избегает всего, что могло быть «идолом», даже в относительном и временном смысле. Ничто не должно стоять между человеком и невидимым присутствием Бога. Таким образом, исламское искусство создает пустоту; он фактически устраняет все суматоху и страстные внушения мира и вместо них создает порядок, выражающий равновесие, безмятежность и покой.

На практике
Интерьер Купола Скалы, Иерусалим

Религиозное ядро ​​

На практике ядро ​​нормативной религии в исламе неизменно является аниконическим. Его воплощением являются такие пространства, как мечеть, и такие объекты, как Коран, или белые одежды паломников, входящих в Мекку, лишенные образных образов. Другие области религии (мистицизм, народное благочестие, частный уровень) демонстрируют в этом отношении значительную вариативность. Аниконизм в светских контекстах еще более нестабилен. Вообще говоря, аниконизм в исламских обществах в наше время ограничен конкретными религиозными контекстами. В прошлом это применялось только в некоторых случаях и в некоторых местах.

Прошлое

Изображение живых существ в исламском искусстве - это не просто современное явление или не из-за современных технологий, вестернизации или культ личности. Фрески и рельефы с изображениями людей и животных украшали дворцы эпохи Омейядов, как и на знаменитом фасаде Мшатта сейчас в Берлине.. Образные миниатюры в книгах встречаются позже в большинстве исламских стран, но несколько реже в арабоязычных странах. Человеческая фигура занимает центральное место в персидской миниатюре и других традициях, таких как османская миниатюра и живопись Великих Моголов, и в значительной степени отражает привлекательность исламского искусства. для немусульман. Традиция персидской миниатюры началась, когда персидские дворы были суннитскими, но продолжилась после прихода к власти шиитской династии Сефевидов. Шах Тахмасп I из Персии начинал как заядлый покровитель и художник-любитель, но после религиозного кризиса среднего возраста он отвернулся от живописи и других запрещенных занятий. С 13 по 17 век изображения Мухаммеда (более поздние обычно скрываются) и других пророков или библейских персонажей, таких как Адам (Адем ), Авраам (Ибрагим ) или Иисус (Иса ) и Соломон (Сулейман ) и Александр Великий (часто обозначаемый как Зуль-Карнайн, фигура в Коране ), стали обычным явлением в расписных рукописях из Персии, Индии и Турции. Чрезвычайной редкостью являются иллюстрированный Коран с изображением Мухаммеда и в испанском мусульманском манускрипте 16 века пять халифов Омейядов и Аббасидов . Иблис (Дьявол ) также присутствует в различных иллюстрированных рукописях. Запрет на изображение Бога, насколько известно, оставался абсолютным во все времена.

Пизанский грифон, вероятно, созданный в 11 веке в Аль-Андалусе, является крупнейшей из сохранившихся исламских фигурных скульптур.

Предотвращение идолопоклонства - главная забота ограничений на изображения, а традиционная форма религиозного культового изображения, отдельно стоящая скульптура, встречается крайне редко, а крупных примеров людей нет. Пизанский грифон, мифический зверь, предназначенный для изливания воды в фонтан, является самым большим примером, высотой в три фута из бронзы и, вероятно, выживает только потому, что он был принят как добыча города Пиза в Средние века. Подобно знаменитым львам, поддерживающим фонтан в Альгамбре, он, вероятно, происходил из Аль-Андалуса, одного из наиболее расслабленных арабоязычных регионов в этом отношении. грифон и львы не могут легко рассматриваться как потенциальные идолы, учитывая их покорное положение (и отсутствие религий, поклоняющихся львам или грифонам), и то же самое можно сказать о небольших декоративных рельефных фигурах на металлических изделиях. или фигурки, написанные на исламской керамике, и то и другое довольно распространено. В частности, , были популярны сцены охоты, изображающие людей и животных, и, по-видимому, они рассматривались как явно не имеющие религиозной функции. Фигуры в миниатюрах до конца XVI века всегда были многочисленными на каждом изображении, небольшого размера (обычно всего дюйм или два в высоту), а центральные фигуры были примерно того же размера, что и слуги и слуги, которые обычно также изображаются, таким образом отклоняя возможные обвинения в идолопоклонстве. Иллюстрированные книги чаще всего были классикой персидской поэзии и историческими хрониками.

. Хадис демонстрирует некоторые уступки в контексте контекста, как в случае с куклами, и наиболее решительно осуждает создателей, а не владельцев кукол. изображений. Давняя традиция предисловий к мураккам стремилась оправдать создание изображений без участия в обсуждении конкретных текстов, используя такие аргументы, как сравнение Бога с художником.

Миниатюрная живопись находилась под покровительством придворного круга и является частным видом искусства; владелец выбирает, кому показать книгу или муракку (альбом). Но настенные росписи с большими фигурами были обнаружены в раннем исламе, а также в Сефевидах и более поздней Персии, особенно в 17 веке, но всегда были редкостью в арабоязычном мире. Такие картины также в основном встречаются в частных дворцах; примеры в общественных зданиях редки, но не неизвестны; в Иране их даже в мечетях.

Мукарнас у ворот Исфахана

В исламской сакральной архитектуре орнамент состоит в основном из арабесков и геометрических узоров. Мечети не имеют динамических элементов, но стремятся к спокойствию и покою. Точно так же элементы, несущие нагрузку, не созданы по антропоморфным линиям, чтобы представить образ физической силы; купола, например, часто имеют мукарны, скрывающие переход между куполом и его опорами, создавая впечатление, что опоры, вместо того, чтобы поддерживать купол, «застыли» из божественной пустоты.

В течение многих лет ваххабитские священнослужители выступали против создания телевизионной службы в Саудовской Аравии, поскольку считали аморальным создание изображений людей. Введение телевидения в 1965 году оскорбило некоторых саудовцев, и один из племянников короля Фейсала был убит в перестрелке в полиции в августе 1965 года, когда он возглавил нападение на одну из новых телевизионных станций.

Настоящее

В зависимости от того, к какому сегменту исламских обществ обращаются, применение аниконизма характеризуется заметными различиями. Факторами являются рассматриваемая эпоха, страна, религиозная ориентация, политические намерения, популярные убеждения, личная выгода или дихотомия между реальностью и дискурсом.

Сегодня концепция антиконического ислама сосуществует с повседневной жизнью мусульман, переполненной образами. Телеканалы и газеты (которые представляют неподвижные и движущиеся изображения живых существ) оказывают исключительное влияние на общественное мнение, иногда, как в случае Аль-Джазиры, с глобальным охватом, помимо арабоязычных и Мусульманская аудитория. Портреты светских и религиозных лидеров вездесущи на банкнотах и ​​монетах, на улицах и в офисах (например, президенты вроде Насера ​​ и Мубарака, Арафата, ал- Асада или Хезболлы Насралла и Аятолла Хомейни ). Антропоморфные статуи в общественных местах можно найти в большинстве мусульманских стран (Саддама Хусейна печально известны), а также в художественных школах, готовящих скульпторов и художников. В египетской сельской местности модно праздновать и рекламировать возвращение паломников из Мекки на стенах их домов.

Движение Талибан в Афганистане запретило фотографирование и уничтожило немусульманские артефакты, особенно резные фигурки и статуи, такие как Будды Бамиана, как правило допускаются другими мусульманами на том основании, что артефакты являются идолопоклонниками или ширк. Однако иногда те, кто исповедует анионизм, практикуют образное изображение (ср. Портреты талибов из фотостудий Кандагара во время введенного ими запрета на фотосъемку).

Для шиитских общин портреты главных фигур шиитской истории являются важными элементами религиозной преданности. В Иране портреты Мухаммеда и Али, напечатанные на кусках ткани или вплетенные в ковры, называются темсал («подобия»), их можно купить возле святынь и на улицах, чтобы повесить в домах. или несли с собой. В Пакистане, Индии и Бангладеш портреты Али можно найти на известных богато украшенных грузовиках, автобусах и рикшах. Вопреки суннитской традиции на шиитских гробницах можно разместить фотографическое изображение умершего. Любопытством в Иране является востоковедная фотография, на которой Мухаммед изображен в детстве. Великий аятолла Систани из Наджафа в Ираке издал фетву, объявляя изображение Мухаммеда, пророков и других святых персонажей допустимым.

Методы обхода

Персидская миниатюрная живопись XVI века, изображающая Мухаммеда с закрытым лицом, восходящего на Бурак в Небеса, путешествие, известное как Мирадж.

Средневековые мусульманские художники нашли различные способы изобразить особо чувствительные фигуры, такие как Мухаммед. Иногда он изображается с огненным нимбом, скрывающим его лицо, голову или все тело, а примерно с 1500 года часто изображается с закрытым лицом. Таким же образом можно обращаться с членами его ближайшей семьи и другими пророками. В более общем плане можно полагать, что, поскольку Бог абсолютен, акт изображения является его собственным, а не человеческим; а миниатюры, очевидно, являются очень грубым отображением реальности, поэтому их нельзя ошибиться. На материальном уровне пророки в рукописях могут закрывать лицо покрывалом, или у всех людей на шее наносится мазок, символизирующий разделение души и разъясняющий тот факт, что это не что-то живое и наполненное душой, что изображен: преднамеренный недостаток, делающий то, что изображено, невозможным для жизни в реальности (поскольку просто невозможное в реальности все еще часто осуждается или запрещается, например, изображения персонажей комиксов или единорогов, хотя существуют исключения). Каллиграфия, самое исламское искусство в мусульманском мире, имеет и фигуративную сторону благодаря антропо- и зооморфной каллиграфии. Было предпринято несколько попыток создания портретов, а способность создавать узнаваемые портреты была редкостью в исламском искусстве до тех пор, пока в конце 15 века не началась традиция Великих Моголов, хотя и в Индии Великих Моголов, и в Османской Турции портреты затем правитель стал очень популярен в придворных кругах.

A хилья или каллиграфическое описание внешности Мухаммеда османским каллиграфом Хафизом Османом (ум. 1698).

Формы исламской каллиграфии развивались, особенно в период Османской империи, чтобы выполнять функцию, аналогичную функции репрезентативного искусства, посредством каллиграфического изображения, когда на бумаге обычно используются сложные рамки Османского освещения. К ним относятся имя Мухаммада, хилья или описание его внешнего вида, аналогичные трактовки одного или нескольких имен Бога в исламе и тугра, каллиграфическая версия имени османского султана.

вызывает

Примеры хадисов и экзегезы

В первые дни своего существования аниконизм в исламе был предназначен как мера против идолопоклонства, особенно против статуй почитается язычниками. Все хадисы, представленные в этом разделе, принадлежат суннитам, а не шиитам.

Передал Аиша :. (жена Пророка ) Я купила подушку с изображениями (животных). Когда Посланник Аллаха увидел это, он остановился у двери и не вошел. Я заметил знак неодобрения на его лице и сказал: «О Посланник Аллаха! Я раскаиваюсь перед Аллахом и Его Посланником. Какой грех я совершил?» Посланник Аллаха сказал: «Что это за подушка?» Я сказал: «Я купил ее для вас, чтобы вы могли сесть на нее и откинуться на ней». Посланник Аллаха сказал: «Создатели этих изображений будут наказаны за День Воскресения, и им будет сказано: «Дайте жизнь тому, что вы создали (то есть этим изображениям)». «Пророк добавил:« Ангелы (Милосердия) не входят в дом, в котором есть изображения (животных) ».

Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари

Передал Аиша, Уммуль Муминин :. Когда Посланник Аллаха (мир ему ) прибыл после экспедиции в Табук или Хайбар (рассказчик сомневается), сквозняк поднял конец занавески, которая была повешена перед ее кладовой, открывая некоторые куклы, которые принадлежали ей.. Он спросил: «Что это?» Она ответила: Мои куклы. Среди них он увидел лошадь с крыльями из лохмотьев и спросил: «Что это я вижу среди них?» Она ответила: «Лошадь. Он спросил:« Что это, что на ней? »Она ответила:« Два крыла ». Он спросил: «Лошадь с двумя крыльями?» Она ответила: «Разве вы не слышали, что у Соломона были лошади с крыльями?» Она сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) засмеялся так от души, что я увидел его коренные зубы.

Абу Дауд, Сунан Абу Дауд

Передал Али ибн Абу Талиб :. Сафина Абу Абдур Рахман сказал, что человек готовил еду для Али ибн Абу Талиба, который был его гостем, а Фатима сказала: «Я бы хотела, чтобы мы пригласили Посланника Аллаха (мир ему), и он ел с нами. Они пригласили его, и когда он пришел, он положил руки на боковые проемы двери, но, увидев фигурную занавеску, поставленную в конце дома, ушел. Фатима сказала Али: «Следуй за ним и посмотри, что повернуло его назад». Я (Али) последовал за ним и спросил: Что повернуло тебя назад, посланник Аллаха? Он ответил: «Не прилично ни мне, ни какому-либо пророку входить в украшенный дом.

— Абу Дауд, Сунан Абу Дауд

Передал Айша:. Посланник Аллаха вернулся из путешествия, когда я разместил моя занавеска с фотографиями над (дверью) моей комнаты. Когда Посланник Аллаха увидел его, он порвал его и сказал: «Людей, которые понесут самое суровое наказание в День Воскресения, будут те, кто попытается сделать подобные творения Аллаха». Поэтому мы превратили его (то есть занавес) в одну или две подушки.

— Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари

Чтобы показать превосходство монотеистической веры, Мухаммед разбил идолов в Каабе. Он также удалил картины, кощунственные по отношению к исламу, при этом защищая других (изображения Марии и Иисуса) внутри здания. В приведенном ниже хадисе подчеркивается, что аниконизм зависит не только от того, что, но и от того, как предметы изображены.

Передал Ибн Аббас :. Когда Посланник Аллаха прибыл в Мекку, он отказался войти в Каабу, пока в ней были идолы. Поэтому он приказал вынести их. Были выполнены изображения (Пророков) Авраама и Измаила, держащих в руках стрелы гадания. Пророк сказал: «Да погубит их Аллах (т.е. неверных ), потому что они очень хорошо знали, что они (т.е. Авраам и Измаил ) никогда не тянули жребий этими (стрелами гадания). Пророк вошел в Каабу и сказал: «Аллаху Акбар » во всех направлениях, и вышел и не молился в нем.

— Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари

Муслим Б. Субаих сообщил: Я был с Масрюком в доме, в котором были изображения Марии (хадрат Марьян ). В этой связи Масрюк сказал: Это портреты Кисры. Я сказал: Нет, Они принадлежат Марии. Масрук сказал: Я слышал, Абдулла б, Масуд говорил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми мучительными людьми в День Воскресения будут художники. (Муслим сказал): Я читал это перед Насром бен Али ат-Джахдами, и он читал это перед другими рассказчиками, последним из которых был Ибн Саид бен Абл в Хасане, что к Ибн Аббасу пришел человек и сказал : Я тот, кто рисует картинки урес; вынести мне религиозный вердикт о них. Он (Ибн 'Аббас) сказал ему: «Подойди ко мне (еще дальше)». Он подошел к нему так близко, что положил руку ему на голову и сказал: Я собираюсь рассказать вам то, что я слышал от Посланника Аллаха (мир ему). Я слышал, как он сказал: «Все художники, которые рисуют картины, окажутся в огне ада. Душа будет вдыхаться в каждую картину, подготовленную им, и она накажет его в аду, и он (Ибн 'Аббас) сказал: «Если тебе вообще придется это делать, тогда нарисуй изображения деревьев и безжизненных вещей; и Наср б. Али подтвердил это.

Муслим ибн аль-Хаджадж, Сахих Муслим

Хотя язычники во времена Мухаммеда также поклонялись деревьям и камням, Мухаммед выступал против только изображений одушевленных существ - люди и животные - согласно хадису. Впоследствии геометрический орнамент стал сложной формой искусства в исламе.

Передал Саид бин Абу аль-Хасан:. Когда я был с Ибн 'Аббасом, подошел человек и сказал: «О отец Аббаса ! Мое ​​пропитание - это моя физическая профессия, и я зарабатываю Эти картины." Ибн 'Аббас сказал: «Я расскажу вам только то, что я слышал от Посланника Аллаха. Я слышал, как он говорил:« Тот, кто сделает картину, будет наказан Аллахом до тех пор, пока не вложит в нее жизнь, и он никогда не сможет вложить в нее жизнь. Это.' "Услышав это, тот человек вздохнул, и его лицо побледнело. Ибн 'Аббас сказал ему: «Какая жалость! Если ты настаиваешь на том, чтобы делать снимки, я советую тебе делать снимки деревьев и любых других неодушевленных предметов».

— Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари

А' Иша сообщил: «У нас был занавес, на котором были портреты птиц. Когда бы ни приходил гость, он находил их прямо перед собой. Вслед за этим Посланник Аллаха (мир ему) сказал мне: «Поменяй их, потому что всякий раз, когда я вхожу в комнату, я вижу их, и это вызывает у меня в уме (удовольствия) мирской жизни». Она сказала: «У нас была с собой простыня с шелковыми значками, и мы ее носили. Этот хадис был передан на основании авторитета Ибн Мутанны, но с добавлением: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не велел нам разорвать его».

— Муслим ибн аль-Хаджадж, Сахих Муслим

А Иша сообщил: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посетил меня. и у меня была полка с тонкой тканевой занавеской, над которой висели портреты. Как только он увидел ее, он порвал ее и Его лицо изменилось, и он сказал: Аиша, самые тяжкие мучения от Руки Аллаха в День Воскресения будут для тех, кто подражает (Аллаху) в действии Его творения. Аиша сказала: Мы разорвал его на куски и сделал из них подушку или две подушки.

— Муслим ибн аль-Хаджадж, Сахих Муслим

Мухаммад также предупредил своих последователей о смерти среди людей, которые строили у могил культовые сооружения и помещали в них изображения (т.е. христиан ).

Передал 'Аиша:. Когда Пророк заболел, некоторые из его жен говорили о церкви ch, которую они видели в Эфиопии, и она называлась Мария. Ум Сальма и Ум Хабиба были в Эфиопии, и оба они рассказывали о красоте (Церкви) и изображениях, которые она содержала. Пророк поднял голову и сказал: «Это те люди, которые, когда среди них умирает благочестивый человек, устраивают у его могилы место поклонения, а затем делают на нем эти изображения. Это худшие существа перед лицом Аллаха.. "

— Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль-Бухари

Мухаммад очень ясно дал понять, что ангелы не любят изображения.

Передал:. Посланник Аллаха сказал: «Ангелы (милосердия) не входят в дом, где есть изображения» ». Подсказчик Буср добавил:« Тогда Зайд заболел, и мы нанесли ему визит. Вот! У его двери висела занавеска с изображением. Я сказал Убайдулле аль-Хулани, пасынку Маймуны, жена Пророка: «Разве Зайд не рассказывал нам о картине позавчера?» '' Убайдулла сказал: «Разве вы не слышали, как он говорил:« кроме рисунка на одежде »?»

— Мухаммад аль- Бухари, Сахих аль-Бухари

Передал отец Салима:. Однажды Гавриил обещал посетить Пророка, но он задержался, и Пророк забеспокоился об этом. В конце концов он вышел и нашел Габриэль и пожаловался ему на свое горе (из-за его задержки). Габриэль сказал ему: «Мы не войдем в место, где есть изображение или собака».

— Мухаммад аль-Бухари, Сахих аль -Бухари

С другой стороны, есть хадис, в котором говорится, что Мухаммад разрешил куклы быть тоску по жене и дочери в собственном доме.

См. также
  • Исламский портал

Ислам

  • Олег Грабарь, "Постскриптум" ", Формирование исламского искусства, Йельский университет, 1987 г. (стр. 209). ISBN 0-300-03969-7
  • Терри Аллен, «Аниконизм и фигуральное изображение в исламском искусстве», пять эссе по исламскому искусству, Западный (Калифорния), Солипсист, 1988 ISBN 0-944940-00-5 [1]
  • Жильбер Боже и Жан-Франсуа Клеман, L'image dans le monde arabe [The изображение в арабском мире], Париж, CNRS Éditions, 1995, ISBN 2-271-05305-6 (на французском языке)
  • Руди Парет, Das islamische Bilderverbot und die Schia [Исламский запрет изображений и шииты], Эрвин Граф (ред.), Festschrift Werner Caskel, Leiden, 1968, 224-32. (на немецком языке)
Последняя правка сделана 2021-06-11 15:31:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте