Большая мечеть Дженне

редактировать
Мечеть в Дженне, Мали

Великая мечеть Дженне
Большая мечеть Дженне. الجامع الكبير جينيه
Большая грязевая мечеть Дженне.jpg Трио минаретов, характерных для Великой мечети, выходит на центральный рынок Дженне.
Религия
Принадлежность Ислам
СтатусИспользуется
Местоположение
МестоположениеДженне, Мопти, Мали
Географические координаты 13 ° 54′19 ″ с.ш., 4 ° 33′20 ″ з.д. / 13,90528 ° с.ш., 4,55556 ° W / 13.90528; -4,55556 Координаты : 13 ° 54'19 ″ N, 4 ° 33'20 ″ W / 13,90528 ° N, 4,55556 ° W / 13,90528; -4.55556
Архитектура
ТипМечеть
Стиль Судано-сахелиан
Завершено13-14 века; перестроен в 1907 г.
Технические характеристики
Высота (макс.)16 метров (52 фута)
Минарет (и)3
Материалы Adobe

The Великая мечеть Дженне (французский : Grande mosquée de Djenné, арабский : الجامع الكبير في ينيه) - это большое банко или саман здание, которое считается многими архитекторами одним из величайших достижений судано-сахелианского архитектурного стиля. Мечеть расположена в городе Дженне, Мали, на пойме реки реки Бани. Первая мечеть на этом месте была построена примерно в 13 веке, но нынешнее строение датируется 1907 годом. Это не только центр общины Дженне, но и одна из самых известных достопримечательностей Африки. Наряду с «Старыми городами Дженне » он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Первая мечеть
    • 1.2 Мечеть Секу Амаду
    • 1.3 Современная мечеть
  • 2 Дизайн
  • 3 Культурное значение
  • 4 3D-документация с лазерным сканированием
  • 5 В популярной культуре
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

История

Первая мечеть

Руины первоначальной мечети с одним лишь участком от сохранившейся оригинальной стены, как видно на французской открытке c. 1900

Фактическая дата строительства первой мечети в Дженне неизвестна, но датируется 1200 и 1330 гг. были предложены. Самым ранним документом, в котором упоминается мечеть, является Тарих аль-Судан Абд аль-Сади, который дает раннюю историю, предположительно из устной традиции, существовавшей в середине семнадцатого века. Тарих утверждает, что султан Кунбуру стал мусульманином, и его дворец снесли, а это место превратилось в мечеть. Он построил себе еще один дворец рядом с мечетью на восточной стороне. Его непосредственный преемник построил башни мечети, а следующий султан построил окружающую стену.

Никакой другой письменной информации о Великой мечети не было до тех пор, пока французский исследователь Рене Кайе не посетил Дженне в 1828 году. спустя годы после того, как ей позволили разрушиться, и написал: «В Дженне есть мечеть, построенная из земли, увенчанная двумя массивными, но не высокими башнями; она грубо построена, хотя и очень велика. Она брошена тысячам ласточек, которые строят в ней свои гнезда. Это вызывает очень неприятный запах, чтобы избежать этого, обычай молиться в небольшом дворе стал обычным явлением. "

Мечеть Секу Амаду

Мечеть Секу Амаду с юго-запада как он выглядел в 1895 году. Из Tombouctou la Mystérieuse Феликса Дюбуа.

За десять лет до визита Рене Кайе лидер фулани Секу Амаду начал свой джихад И покорили город. Секу Амаду, похоже, не одобрял существующую мечеть и позволил ей прийти в упадок. Это могло быть то здание, которое видел Кайе. Секу Амаду также закрыл все маленькие соседние мечети. Между 1834 и 1836 годами Секу Амаду построил новую мечеть к востоку от существующей мечети на месте бывшего дворца. Новая мечеть представляла собой большое невысокое здание без башен и украшений. Французские войска под командованием Луи Арчинара захватили Дженне в апреле 1893 года. Вскоре после этого французский журналист Феликс Дюбуа посетил город и описал руины первоначальной мечети. Во время его визита внутреннее убранство разрушенной мечети использовалось как кладбище. В своей книге 1897 года «Tombouctou la Mystérieuse» (Тимбукту таинственный) Дюбуа представляет план и рисунок того, как он представлял себе мечеть до того, как ее забросили.

Современная мечеть

В 1906 году французская администрация города приняла меры к восстановлению первоначальной мечети и одновременно к строительству школы на месте мечети Секу Амаду. Восстановление было завершено в 1907 году с использованием принудительных работ под руководством Исмаилы Траоре, главы гильдии каменщиков Дженне. Судя по фотографиям, сделанным в то время, кажется, что положение по крайней мере некоторых внешних стен соответствует таковому у первоначальной мечети, но неясно, сохранились ли колонны, поддерживающие крышу, прежнего расположения. Что почти наверняка было новшеством в перестроенной мечети, так это симметричное расположение трех больших башен в стене кибла. Были споры о том, в какой степени дизайн восстановленной мечети подвергся французскому влиянию.

Нынешняя мечеть, сфотографированная в 2003 году, за городским рынком

Дюбуа повторно посетил Дженне в 1910 году и был шокирован новым зданием. Он считал, что за дизайн ответственна французская колониальная администрация, и писал, что он похож на нечто среднее между ёжиком и церковным органом. Он думал, что конусы делают здание похожим на храм в стиле барокко, посвященный богу суппозиториев. Напротив, Жан-Луи Буржуа утверждал, что французы не имели большого влияния, за исключением, возможно, внутренних арок, и что дизайн «в основном африканский».

Французский этнолог Мишель Лейрис в своем отчете о путешествии по Мали в 1931 году заявляет, что новая мечеть - действительно работа европейцев. Он также говорит, что местные жители были так недовольны новым зданием, что отказались убирать его, сделав это только под угрозой тюрьмы.

Жан-Луи Буржуа, однако, записал, что восстановленная мечеть была построена в соответствии с традициями Дженне. местная гильдия каменщиков, традиционно отвечающая за строительство и обслуживание первоначальной мечети города и других построек Дженне, используя традиционные методы и с минимальным участием французов.

Терраса перед восточной стеной включает две гробницы. Более крупная гробница на юге содержит останки Альмани Исмаилы, важного имама 18 века. В начале французского колониального периода пруд, расположенный на восточной стороне мечети, был засыпан землей, чтобы создать открытую площадку, которая сейчас используется для еженедельного рынка.

Были добавлены электропроводка и водопровод в помещении. много мечетей в Мали. В некоторых случаях оригинальные поверхности мечети даже были облицованы плиткой, что разрушило ее исторический облик, а в некоторых случаях поставило под угрозу структурную целостность здания. Хотя Великая мечеть была оборудована системой громкоговорителей, жители Дженне сопротивлялись модернизации в пользу исторической целостности здания. Многие историки высоко оценили усилия сообщества по сохранению, и интерес к этому аспекту здания вырос в 1990-х годах.

В 1996 году журнал Vogue провел в мечети съемку моды. Фотографии скудно одетых женщин в Vogue вызвали возмущение местного мнения, и в результате немусульманам с тех пор запрещен вход в мечеть. Мечеть изображена в фильме 2005 года Сахара.

Дизайн

Вид на Великую мечеть с северо-востока, как она выглядела в 1910 году. Из Собора Феликса Дюбуа в Нигере.

Стены Великой мечети сделаны из обожженных на солнце глиняных кирпичей (так называемых ферей) и раствора на основе песка и земли и покрыты штукатуркой, которая придает зданию гладкий скульптурный вид. Стены здания украшены пучками более крепких пальмовых палочек (Borassus aethiopum ), называемых торонами, которые выступают примерно на 60 см (2,0 фута) от поверхности. Торон также служит готовыми лесами для ежегодного ремонта. Керамические полутрубы также отходят от линии крыши и направляют дождевую воду с крыши в сторону от стен.

Мечеть построена на платформе размером примерно 75 м × 75 м (246 футов × 246 футов), которая является поднят на 3 метра (9,8 фута) над уровнем рынка. Платформа предотвращает повреждение мечети при разливе реки Бани. К нему ведет шесть ступенек, каждая из которых украшена вершинами. Главный вход находится с северной стороны здания. Внешние стены Великой мечети не совсем ортогональны друг другу, поэтому план здания имеет заметный трапециевидный контур.

Молитвенная стена или кибла Великой мечети обращена на восток в сторону Мекки и выходит на городской рынок. В кибле доминируют три большие коробчатые башни или минареты, выступающие из главной стены. Высота центральной башни составляет около 16 метров. Конусообразные шпили или пики на вершине каждого минарета увенчаны страусиными яйцами. Восточная стена имеет толщину около метра (3 фута) и усилена снаружи восемнадцатью пилястрами, похожими на контрфорсы, каждая из которых увенчана вершиной. Углы образованы контрфорсами прямоугольной формы, украшенными тороном и увенчанными вершинами.

Молитвенный зал размером примерно 26 на 50 метров (85 на 164 фута) занимает восточную половину мечети за стеной киблы.. Покрытая грязью крыша из более родниковой пальмы поддерживается девятью внутренними стенами, идущими с севера на юг, пронизанными остроконечными арками, доходящими почти до самой крыши. Эта конструкция создает лес из девяноста массивных прямоугольных колонн, которые охватывают внутренний молитвенный зал и сильно сужают поле зрения. Маленькие, неправильно расположенные окна на северной и южной стенах пропускают внутрь холла мало естественного света. Пол состоит из песчаной земли.

Связки пальмовых палочек, вбитые в стены Великой мечети, используются для украшения и служат лесами для ежегодного ремонта.

В молитвенном зале, каждая из трех башен в стене киблы имеет нишу или михраб. Имам проводит молитвы из михраба в большой центральной башне. Узкий проем в потолке центрального михраба соединяется с небольшой комнатой, расположенной над уровнем крыши в башне. Раньше глашатай повторял слова имама жителям города. Справа от михраба в центральной башне находится вторая ниша, кафедра или минбар, из которой имам произносит свою пятничную проповедь.

Башни в стене киблы не содержат лестница, соединяющая молельный зал с крышей. Вместо этого есть две квадратные башни с лестницей, ведущей на крышу. Один набор лестниц расположен в юго-западном углу молельного зала, а другой набор, расположенный рядом с главным входом на северной стороне, доступен только снаружи мечети. Небольшие вентиляционные отверстия в крыше увенчаны съемными перевернутыми чашами для обжига, которые при снятии позволяют горячему воздуху выходить из здания и таким образом проветривать внутреннее пространство.

Внутренний двор к западу от молитвенного зала размером 20 м × 46 м (66 футов × 151 фут) с трех сторон окружен галереями. Стены галерей, выходящие во двор, перемежаются арочными проемами. Западная галерея предназначена для использования женщинами.

Хотя она нуждается в регулярном обслуживании, с момента постройки фасада в 1907 году в дизайн были внесены лишь небольшие изменения. Вместо одной центральной ниши в башне мирхаба изначально была пара больших ниш, повторяющих форму входных арок в северной стене. В мечети также было намного меньше торонов, без угловых контрфорсов. Из опубликованных фотографий видно, что в начале 1990-х к стенам были пристроены два дополнительных ряда торонов.

Культурное значение

Главный вход находится в северной стене

Вся община Дженне занимает активное участие в поддержании мечети через уникальный ежегодный фестиваль. Сюда входят музыка и еда, но основная цель - исправить ущерб, нанесенный мечети в прошлом году (в основном эрозия, вызванная ежегодными дождями и трещинами, вызванными изменениями температуры и влажности). В дни, предшествующие фестивалю, штукатурка готовится на ямах. Чтобы вылечить смесь, требуется несколько дней, но ее необходимо периодически перемешивать, и эта задача обычно выпадает на долю мальчиков, которые играют в смеси, взбалтывая содержимое. Мужчины взбираются на встроенные в мечеть строительные леса и лестницы из пальмового дерева и наносят штукатурку на лицо мечети.

Другая группа мужчин несет штукатурку из ям рабочим мечети. Гонка проводится в начале фестиваля, чтобы узнать, кто первым доставит штукатурку в мечеть. Женщины и девушки несут воду к колодцам перед праздником и рабочим мечети во время праздника. Работой руководят члены гильдии каменщиков Дженне, а пожилые члены общины, которые уже много раз участвовали в фестивале, сидят на почетном месте на рыночной площади и наблюдают за происходящим.

В 1930 г. точная копия мечети Дженне была построена в городе Фрежюс на юге Франции. Имитация, [fr ], была построена из цемента и окрашена в красный цвет охры, чтобы напоминать цвет оригинала. Он был предназначен для использования в качестве мечети для Tirailleurs sénégalais, западноафриканских колониальных войск из французской армии, которые были размещены в этом регионе зимой.

A Копия мечети 1930 года в французской коммуне Фрежюс

Первоначальная мечеть возглавляла один из самых важных центров изучения ислама в Африке в Средние века. Возраст, тысячи студентов приезжают изучать Коран в медресе Дженне. Исторические районы Дженне, включая Великую мечеть, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году. Несмотря на то, что существует множество мечетей, которые старше своего нынешнего воплощения, Великая мечеть остается самым выдающимся символом как города Дженне, так и нация Мали.

20 января 2006 г. вид группы мужчин, взламывающих крышу мечети, вызвал в городе бунт. Команда осматривала крышу в рамках проекта реставрации, финансируемого Трестом Ага Хана по культуре. Мужчины быстро исчезли, чтобы их не линчевали. В мечети толпа вырвала вентиляторы, представленные посольством США во время войны в Ираке, а затем начала неистовствовать по городу. Толпа совершила обыск в Доме мэра Культурной миссии, уничтожила машину, принадлежащую младшему брату имама, и повредила три машины, принадлежащие самому имаму. Местная полиция была перегружена, и ей пришлось вызвать подкрепление из Мопти. Один человек погиб во время беспорядков.

В четверг, 5 ноября 2009 года, верхняя часть южной большой башни стены киблы обрушилась после того, как выпал 75 мм (3 дюйма ) дождя. в 24-часовой период. Фонд культуры Ага Хана профинансировал восстановление башни.

Мечеть изображена на гербе Мали.

в 3D-документации с лазерным сканированием

3D-документация мечети Дженне была выполнена в 2005 году с использованием наземного лазерного сканирования. Это стало частью Zamani Project, который направлен на документирование объектов культурного наследия в 3D для создания записей для будущих поколений.

В массовой культуре

На карте саванна цитадель в игре sonic unleashed 2008 года архитектура напоминает большую мечеть.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Bedaux, R.; Diaby, B.; Маас, П., ред. (2003), L'architecture de Djenné (Mali): la pérennité d'un Patrimonie Mondial (на французском языке), Лейден: Rijksmuseum, ISBN 90-5349-420-0.
  • Bourgeois, Жан-Луи (1987), «История великих мечетей Дженне», African Arts, UCLA, Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана, 20 (3): 54–92, doi : 10.2307 / 3336477, JSTOR 3336477.
  • Кайе, Рене (1830), путешествует по Центральной Африке в Тимбукту; и через Великую пустыню в Марокко, выступление в 1824–1828 годах (2 тома), Лондон: Colburn Bentley. Google Книги: Том 1, Том 2.
  • Дюбуа, Феликс (1896), Тимбукту: таинственное, Уайт, Диана (пер.), Нью-Йорк. Йорк: Лонгманс.
  • Дюбуа, Феликс (1911), Нотр-Бо-Нигер (на французском), Париж: Фламмарион.
  • Гарди, Бернар; Маас, Пьер; Mommersteeg, Geert (1995), Djenné, il y a cent ans (на французском), Амстердам: Королевский институт тропиков, ISBN 90-6832-250-8. Воспроизводит открытки и фотографии начала XX века.
  • Ханвик, Джон О. (1999), Тимбукту и империя Сонгхай: Тарих аль-Судан Аль-Сади до 1613 года и другие документы того времени. Лейден: Брилл, ISBN 90-04-11207-3.
  • Маас, Пьер; Mommersteeg, Geert, eds. (1992), Дженне: архитектурный шедевр (на французском), Амстердам: Королевский институт тропиков, ISBN 90-6832-228-1.
  • Sanogo, Klessigué; Fané, Yamoussa, eds. (2008), Plan de Conservation et de Gestion des "Villes anciennes de Djenné" - Мали, 2008–2012 гг. (на французском языке), République du Mali: Ministère de la Culture du Mali / UNESCO.

Далее чтение

  • Marchand, Trevor HJ (2015). «Мечеть Дженне: всемирное наследие и социальное обновление в западноафриканском городе». Бюллетень APT. 46(2/3): 4–15. JSTOR 43556448.
  • Пруссин, Лабель (1968). «Архитектура ислама в Западной Африке». Африканское искусство. UCLA Центр африканских исследований Джеймса С. Коулмана. 1 (2): 32–74. doi : 10.2307 / 3334324. JSTOR 3334324.
  • Schutyser, S.; Dethier, J.; Грунер, Д. (2003). Банко, Саманские мечети в дельте Внутреннего Нигера. Милан: выпуски 5 континентов. ISBN 88-7439-051-3.
  • Снелдер, Рауль (1984). Хасан-Уддин, Хан (ред.). «Великая мечеть в Дженне: влияние как образец». MIMAR: Архитектура в разработке. Сингапур: Concept Media. 12 : 66–74.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Великой мечетью Дженне.
Последняя правка сделана 2021-05-22 08:45:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте