Терминология хадисов (Арабский : مُصْطَلَحُ الحَدِيْث, романизированный : muṣṭalaḥ al-adīth) - это основная терминология в исламе, которая определяет приемлемость высказываний (хадис ), приписываемых исламскому пророку Мухаммад другими значимыми деятелями раннего ислама, такими как сподвижники и последователи / преемники. Отдельные термины проводят различие между хадисами, которые по праву приписываются их источнику, или подробно описывают недостатки хадисов сомнительного происхождения. Формально это было определено Ибн Хаджаром аль-Аскалани как: «знание принципов, по которым определяется состояние рассказчика и рассказываемого». Эта страница содержит основную терминологию, используемую в изучении хадисов.
Распространение хадисов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
, относящихся к происхождению рассказчика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Кудси (Священный хадис) | Аль-Маукуф (Остановлен) | Аль-Марфу (Остановлен) | Аль-Макту '(Разделен) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Кавли | Аль-Фа' li | Ат-Такрири | Аль-Васфи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ас-Сарих | Аль-Хукми | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество рассказчиков в иснаде | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мутаватир (Последовательный) | Ахад (Единственное число) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мутаватир в значении | Аль-Мутаватир в формулировке | Аль-Машхур (Популярный), также Аль- Мустафид | Аль-Маджхул | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Азиз (Редкий, Звук) | Аль-Гариб (Редкий, Странный) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мутлак (Абсолютный) | Ан-Насаби (связанный) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С точки зрения достоверности и слабости | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Макбул (приемлемо) | Мардуд (отклонено) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сахих | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сахих лизатих | Ат-Таарид | Аль-Даиф | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сахих лигхайрих | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Хасан | Аль-Джама 'баин Аль-Ахадис | Падение в цепи Иснада | Клевета в Рассказчик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Ха сан Лизатих | Ан-Насх | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Хасан Лигхайрих | Ат-Таджрих | Видимое падение | Клевета в правосудии | Клевета в конфискации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Хакам | Аль-Му 'laq | Аль-Кадхиб, имя хадиса - Аль-Мауду | Фахаш Аль-Галат, имя хадиса - Аль-Мункар | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мурсал | Иттихам бил-Кадхиб, имя хадиса - Аль-Матрук | Катрат аль-Гафла, имя хадиса - Аль-Мункар | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мадхил | Аль -Бид'а | Сув Аль-Хифз | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мунката ' | Аль-Джихала | Тари | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скрытое падение | Аль-Мубхам | Лазим | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мудаллис | Маджхул аль-'Ин | Катрат аль-'Авам, имя в хадисе - Аль-Му'аллал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ат-Тадлис | Маджхул аль-Хал | Мухалафат Ат-Такат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
'Ам Тадлис | Аль-Фиск, имя в хадисе - Аль-Мункар | Аль-Мударридж | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ат-Тасвия | Аль-Матлуб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мурсал Аль-Хафи ' | Аль -Мудхтариб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мусахаф валь-Махриф | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аль-Мазид фи Муттасил Аль-Асанид | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.
Для происхождения повествования используются разные термины. Эти термины определяют, приписывается ли повествование Мухаммеду, товарищу, преемнику или последней исторической личности.
Ибн ас-Салах сказал: «Марфо (مَرْفُوْع) относится к повествованию, приписываемому конкретно Пророку [Мухаммеду]. Этот термин не относится к другим людям, кроме него, если не указано иное. Категория марфу включает рассказы, приписываемые Пророку, независимо от того, являются ли они муттасилом, мункати или мурсалом среди других категорий ».
Согласно Ибн ас-Салаху,« Маукуф (مَوْقُوْف)) относится к повествованию, приписываемому товарищу, будь то заявление этого товарища, действие или иное "
Ибн ас-Салах определил макту` (مَقْطُوْع) как повествование приписывается Таби'и (преемнику одного из сподвижников Мухаммада), будь то заявление этого преемника, действие или иное. Несмотря на языковое сходство, он отличается от мункати.
В терминологии хадисов хадис делится на две категории, основанные, в основном, на количестве рассказчиков, упомянутых на каждом уровне в конкретном иснаде. Внимание уделяется наименьшему количеству рассказчиков на любом уровне цепочки повествования; таким образом, если десять рассказчиков передают хадис от двух других, которые передали его из десяти, это считается азиз, а не машхур.
Первая категория - мутаватир (مُتَواتِر означает «последовательный») повествование. Последовательное повествование - это повествование, переданное столь многочисленными рассказчиками, что невозможно представить, чтобы они согласились с ложью, таким образом, будучи принятой как несомненная в ее правдивости. Количество рассказчиков не указано. Хадис считается мутаватиром, если он был передан значительным, хотя и неуказанным, количеством рассказчиков на каждом уровне в цепочке повествования, таким образом достигая следующего поколения через несколько цепочек повествования, ведущих к своему источнику. Это обеспечивает подтверждение того, что хадис достоверно приписывается его источнику на уровне, превышающем разумные сомнения. Это связано с тем, что исторически исключена возможность того, что рассказчики могли сговориться с целью подделать повествование. Напротив, хадис хадис - это повествование, цепочка которого не достигла числа, достаточного для того, чтобы квалифицироваться как мутаватир.
Хадисы могут быть мутаватир как по тексту, так и по значению:
Вторая категория, ахад (آحاد означает «единичное») повествование, относится к любому хадису, не классифицированному как мутаватир. Лингвистически хадис-хад относится к хадису, рассказанному только одним рассказчиком. В терминологии хадисов это относится к хадису, не отвечающему всем условиям, необходимым для того, чтобы считаться мутаватиром. Хадис-хад состоит из трех подклассов, также связанных с количеством рассказчиков в цепочке или цепочках повествования:
Первая категория - это машхур (مَشْهُوْر). Это относится к хадисам, переданным тремя или более рассказчиками, но не считающимся мутаватиром.
Хадисом ʻaziz (عَزِيْز) является любой хадис, переданный двумя рассказчиками на каждом этапе его иснада (цепочки
Гариб (غَرِيْب) хадис - это хадис, переданный только одним рассказчиком. Понимание аль-Тирмизи хадиса гариб согласуется с в определенной степени с другими традициями. По его словам, хадис может быть классифицирован как гариб по одной из следующих трех причин:
Существуют разные взгляды на уровень знаний, достигнутый каждой из двух основных категорий мутаватир и ахаад. Согласно одной точке зрения, выраженной Ибн Хаджаром и другими, хадис-мутаватир дает определенное знание, в то время как хадис-хадис, если иное не подтверждено, дает умозрительное знание, действие которого не является обязательным. Вторая точка зрения, которой придерживаются Давуд аз-Захири, ибн Хазм и другие - и, как сообщается, позиция Малика ибн Анаса - заключается в том, что хадис-хад достигает определенные знания. Согласно Ибн Хазму, «[t] повествование, переданное одним прямым рассказчиком, передающее от другого подобное описание до достижения Пророка, требует как знания, так и действия».
Ибн ас-Салах сказал: «Хадисы, с точки зрения ученых, занимающихся этой дисциплиной, подразделяются на« здравые »(aīḥ),« справедливые »(asan) и« слабые »(a'īf).. " В то время как эти подразделения далее разбиваются на подкатегории, каждая со своей собственной терминологией, конечный результат по сути состоит в том, чтобы определить, является ли конкретный хадис хадисом или хадисом.
Отдельных терминов много, Ибн ас-Салах включая шестьдесят пять в его Введение в науку хадисов, а затем комментирует: «Это конец из них, но не конец того, что возможно, поскольку это подлежит дальнейшей детализации в бесчисленной степени ». Аль-Булькини прокомментировал это, сказав: «Мы добавили еще пять категорий, и теперь их семьдесят». Ибн аль-Мулаккин насчитал различных типов как «более восьмидесяти», а ас-Суюти включил девяносто три в Тадриб ар-Рави. Мухаммад аль-Азими признал наличие множества терминов, достигнув почти 100 по его собственному подсчету, сказав: «Имейте в виду, что наука хадисов состоит из множества типов, достигающих почти сотни. Каждый тип является независимой дисциплиной сам по себе и был учеником. посвятить им свою жизнь он не достигнет их конца ».
aīḥ (صَحصَيْح) можно перевести как« подлинный »или« звук ». Ибн Хаджар определяет хадис, который является aīḥ lidhātihi («хадис сам по себе») как единичное повествование (ахад; см. ниже), переданное заслуживающим доверия, полностью компетентным человеком, либо в его способность запоминать или сохранять то, что он написал, с muttaṣil ("связанный") isnād ("цепочка повествования"), который не содержит ни серьезного скрытого недостатка (ʻillah) علة ни неправильности (шадхад). Затем он определяет хадис, который является хадис лигхайрихи («хадис из-за внешних факторов»), как хадис «с чем-то, например, с многочисленными цепочками повествования, укрепляющими его».
Определения Ибн Хаджара указывают на то, что существует пять условия, которые должны быть выполнены, чтобы конкретный хадис считался хадисом:
Было написано несколько книг, в которые автор оговорил включение Только хадис хадис.
Согласно суннитскому исламу, который отражает убеждения, которых придерживаются 80–90% приверженцев ислама во всем мире, это было достигнуто только первыми двумя книгами в следующем списке:
Различные ветви ислама относятся к разным собраниям хадисов или отдают предпочтение разным.
asan (حَس meaningن означает «хороший») используется для описания хадиса, подлинность которого не так хорошо установлена, как достоверность хадиса ṣaīḥ, но достаточна для использования в качестве подтверждающего доказательства.
Ибн Хаджар определяет хадис, который является хасан литатихи - «хасан сам по себе» - с тем же определением хадис хадис, за исключением того, что компетентность одного из его рассказчиков не полна; в то время как хадис, который называется хасан лигарихи («Хасан из-за внешних факторов»), определяется как хасан из-за подтверждающих факторов, таких как многочисленные цепочки повествования. Он заявляет, что тогда его религиозная авторитетность сравнима с хадисом хадисов. Хасанский хадис может подняться до уровня хадиса, если он поддерживается многочисленными иснадом (цепочками повествования); в данном случае этот хадис будет хасан литатихи («хасан сам по себе»), но, будучи соединенным с другими поддерживающими цепями, становится хадис лигарихи («хадис из-за внешних факторов»).
Ранний знаток хадисов, Мухаммад ибн Абдулла аль-Хаким, определяет муснад (مُسْن meaningد, что означает «поддерживаемый») хадис как:
Хадис, который знаток хадисов сообщает от своего шейха, от которого он, по-видимому, слышал хадисы в подходящем для этого возрасте, и аналогично каждый шейх слышал от своего шейха, пока иснад не достиг хорошо известного Сподвижник, а затем Посланник Аллаха. Пример этого:
Абу 'Амр' Усман ибн Ахмад ас-Самак передал нам в Багдаде : аль-Хасан ибн Мукаррам передал нам: Усман ибн 'Умар передал нам: Юнус сообщил нам от аз-Зухри от Абдуллы ибн Кааба ибн Малика от своего отца, который требовал от ибн Аби Хадрада уплаты долга, который последний был должен первому, находясь в мечети. Их голоса стали громче до такой степени, что их услышал Посланник Аллаха. Он вышел, только приподняв занавеску в своей квартире и сказав: «О Кааб! Освободи его от долга», указывая на него наполовину. Итак, он Кааб сказал: «Да», и этот человек заплатил ему.
Чтобы прояснить этот пример, я привел: очевидно, что я слышал от Ибн ас-Самака, он слышал от аль-Хасана ибн аль-Мукаррама. Точно так же Хасан слышал от Усмана ибн Умара и Усмана ибн Умара от Юнуса ибн Язида - это была высокая цепь для Усмана. Юнус был известен [тем, что получил известие от] аз-Зухри, как и аз-Зухри от сыновей Кааба ибн Малика, и сыновья Кааба ибн Малика от их отца и Кааб от Посланника, как он был известен как компаньон. Этот пример, который я привел, применим к тысячам хадисов, цитируя только этот один хадис относительно общности [этой категории].
Муснад-хадис не следует путать с типом хадисов. Сборник хадисов, также называемый мусаннаф, составлен в соответствии с именем товарища, рассказывающего каждый хадис. Например, муснад может начать с перечисления числа хадисов с соответствующими санадами Абу Бакра, а затем перечисления ряда хадисов из Умара, а затем Усман ибн Аффан и так далее. Индивидуальные составители этого типа сборников могут различаться по методам организации тех сподвижников, чьи хадисы они собирали. Примером этого типа книг является Муснад Ахмада.
Муттагил (مُتَّصِل) относится к непрерывной цепи повествования, в которой каждый рассказчик слышал это повествование. от своего учителя.
Саиф (ضَعِيْف) - это определение хадиса как «слабого». Ибн Хаджар описал причину, по которой хадис был классифицирован как слабый, как «либо из-за разрыва цепочки рассказчиков, либо из-за некоторой критики рассказчика ». Этот разрыв относится к пропуску рассказчика, происходящему в разных местах иснада, и упоминается с использованием специальной терминологии, как обсуждается ниже.
Разрыв в начале иснада, от конца сборника этого хадиса, упоминается как муаллак (مُعَلَّق означает «приостановлено»). "). Муаллак относится к пропуску одного или нескольких рассказчиков. Это также относится к пропуску иснада целиком, например, (автор) говорит только: «Пророк сказал...» Кроме того, это включает в себя пропуск иснада, за исключением спутника, или спутника и преемника вместе.
Мурсал (مُرْسَل означает «посланный или переданный»): если рассказчик между Преемником и Мухаммедом отсутствует в данном иснаде, хадис считается мурсалом., например, когда преемник говорит: «Пророк сказал...» Поскольку сунниты верят в честность всех сахабов, они не считают это необходимой проблемой, если преемник не упоминает, от какого Сахаба он получил хадис. Это означает, что если хадис имеет приемлемую цепочку вплоть до преемника, и преемник приписывает ее неопределенному спутнику, иснад считается приемлемым. Однако в некоторых случаях существуют разные взгляды: если Преемник молодой, и вполне вероятно, что он пропустил старшего Преемника, который, в свою очередь, отчитался от товарища. Имам Малик и все Малики правоведы придерживаются мнения, что мурсал заслуживающего доверия человека действителен, как и хадис муснад. Эта точка зрения была развита до такой степени, что для некоторых из них мурсал даже лучше, чем муснад, основываясь на следующих соображениях: «Тот, кто сообщает хадис муснад, оставляет вам имена репортеров для дальнейшего расследования и внимательного изучения, в то время как тот, кто рассказывает посредством ирсала (отсутствие связи между преемником и Пророком), будучи сам знающим и заслуживающим доверия человеком, уже сделал это и обнаружил, что хадис верен. Фактически, он сохраняет Вас от дальнейших исследований ". Другие отвергают мурсаль более молодого преемника.
Му'гал (مُعْضَل означает «проблемный») описывает пропуск двух или более последовательных рассказчиков из иснада.
Хадис, описанный как munqaiʻ (مُنْقَطِع означает «отключенный»), - это тот хадис, в котором цепочка людей, сообщающих хадис (иснад), разрывается в любой точке. Иснад хадиса, который выглядит как муттахил, но известно, что один из репортеров никогда не слышал хадисов от своего непосредственного авторитета, хотя они и жили в одно время, - это манкади. Это также применяется, когда кто-то говорит: «Человек сказал мне...».
Мункар (مُنْكَر означает «осужденный») - Согласно до Ибн Хаджара, если рассказ, который противоречит другому достоверному хадису, передается слабым рассказчиком, он известен как мункар. Уже в последнее время традиционисты, как Ахмад, просто называли любой хадис слабого репортера мункаром.
Шадхдх (شاش означает «аномальный») - Согласно аш-Шафи'и, хадис шадхад - это хадис, о котором сообщает заслуживающий доверия человек, который противоречит рассказу человека, более надежного, чем он сам. Он не включает хадис, уникальный по своему матну и не переданный кем-то другим.
Мухариб (مُضْطَرِب означает «шаткий») - Согласно Ибн Касиру, если репортеры расходятся во мнениях относительно конкретного шейха или некоторых других пунктов иснада или матна, таким образом, что ни одно из мнений не может быть предпочтительнее других, и, таким образом, возникает непримиримая неопределенность, такой хадис является называется muḍṭarib.
Примером может служить следующий хадис, приписываемый Абу Бакру :
«О Посланник Аллаха! Я вижу, ты стареешь?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Что сделало меня старым, так это сура Худ и его сестринские суры».
Исследователь хадисов Ад-Даракутни прокомментировал: «Это пример Мухарибский хадис. Он передается через Абу Исхака, но существует до десяти различных мнений относительно этого иснада. Одни называют его мурсалом, другие - муттасилом; одни воспринимают его как повествование об Абу Бакре, другие - как о Саи. d или ʻA'ishah. Поскольку все эти сообщения сопоставимы по весу, трудно предпочесть одно другому. Следовательно, хадис называется muḍṭarib. "
Хадис, который is mawḍūʻ (مَوْضُوْع) определено как сфабрикованное и не может быть отнесено к его происхождению. Аль-Захаби определяет mawḍūʻ как хадис, текст которого противоречит установленным нормам высказываний Пророка или репортеры которого включают лжеца.
Есть несколько факторов, которые могут побудить человека сфабриковать повествование:
Некоторые специалисты по хадисам собрали сфабрикованные хадисы отдельно, чтобы отличить их от других хадисов. Примеры включают:
Как и в любой другой исламской дисциплине, существует богатая история литературы, описывающей принципы и тонкости изучения хадисов. Ибн Хаджар суммирует это развитие следующим образом:
Работы, написанные в терминологии хадисов, стали многочисленными благодаря имамам, как старым, так и современным: