Баязид Бастами | |
---|---|
Имя Абу Язида Чайфура аль-Бисами в арабской каллиграфии. | |
Родился | 804. Бистам, Кумыс область, Аббасидский халифат (современный Бастам, провинция Семнан, Иран) |
Умер | 874. Бангладеш, Иран или Турция |
Регион | Западная Азия |
Школа | Сунниты Накшбанди Мадария |
Основные интересы | Мистицизм, Философия |
Известные идеи | |
Влияния | |
Под влиянием | |
Абу Язид Хайфур б. Sā b. Сурушан аль-Бисами (аль-Бастами ) (ум. 261 / 874–5 или 234 / 848–9), широко известный в иранском мире как Баязид Бишами (персид : بایزید بسطامی), был персидцем суфием из северо-центрального Ирана. Известный будущим суфиям как Султан-уль-Шрифин («Царь гностиков»), Бишами считается одним из толкователей состояния фана, идеи смерти в мистическом союзе с Аллахом. Бастами был известен «смелостью в выражении полного погружения мистика в мистицизм». Многие экстатические высказывания (shathiyāt ) были приписаны Биштами, что привело к тому, что его стали называть «пьяным» или «пьяным». экстатическая "(арабский : سُكْر, сукр ) школа исламского мистицизма. Такое высказывание можно оспорить, например, Бишнами умер в мистическом союзе, а божество говорит на его языке. Бишнами также утверждал, что во сне он вознесся по семи небесам. Его путешествие, известное как Мирадж Бишами, явно повторяет Мирадж Пророка Мухаммеда. Бишами можно охарактеризовать по-разному: радикал со свободным мышлением, набожный суфий, глубоко озабоченный следованием шариату и совершающим «сверх обязательные религиозные обряды», и благочестивый человек, который представлен как видящий сон, похожий на сон. Мирадж Мухаммеда. Мирадж Бисвами кажется таким, как будто Бишнами совершает собственное путешествие; Поднимаясь по небесам, Бишнами приобретает знания о том, как он общается с ангелами (например, с помощью языков и жестов), и число ангелов, с которыми он сталкивается, увеличивается.
Его дед Сурушан родился зороастрийцем, что указывает на то, что Бастами имел персидское происхождение, несмотря на то, что переданные им высказывания были на арабском. О жизни Бастами, значение которой лежит в его биографической традиции, известно очень мало, поскольку он не оставил письменных работ. Ранние биографические отчеты изображают его как странника, но также как лидера учебных кружков. Ранние биографы описывают его как мистика, отвергавшего чрезмерный аскетизм ; но который также скрупулезно относился к ритуальной чистоте, вплоть до мытья языка перед наложением именами Бога. Он также высоко оценил работу великих юристов. Мерилом, которое показывает, насколько влиятельным его образ остается для потомков, является тот факт, что он назван в линии (силсила) одного из крупнейших суфийских братств сегодня, Накшбанди ордена.
Имя Бастами означает «от Бастама». Дед Баязида, Сорушан, был зороастрийцем, который принял ислам. У его деда было три сына, которых назвали: Адам, Иса и Али. Все они были подвижниками. Баязид был сыном Исы. О детстве Баязида известно немного, но большую часть времени он проводил изолированно в своем доме и мечети. Хотя он оставался изолированным от материального мира, он не изолировал себя от суфийского царства. Он приглашал людей в свой дом, чтобы обсудить ислам. Подобно своему отцу и дядям, Баязид вел аскетический образ жизни и отказался от всех мирских удовольствий, чтобы быть единым с Аллахом Всевышним. В конце концов, это привело Баязида к состоянию «самосоединения», которое, согласно многим суфийским орденам, является единственным состоянием, в котором может находиться человек, чтобы достичь единства с Богом.
Предшественник Бастами Зул-Нун аль-Мисри (ум. 859 г.) также был мюридом «посвященным». Аль-Мисри сформулировал доктрину ма'рифа (гнозис ), представив систему, которая помогла мюриду и шейху (проводнику) общаться. Баязид Бастами сделал еще один шаг вперед и подчеркнул важность религиозного экстаза в исламе, называемого в его словах пьянством (или ваджд), средством самоуничтожения в Божественном Присутствии Создателя. До него суфийский путь основывался в основном на благочестии и послушании, и он сыграл важную роль в том, чтобы поместить концепцию божественной любви в суфизм.
Когда Баязид умер, ему было более семидесяти лет. Перед смертью кто-то спросил его, сколько ему лет. Он сказал: «Мне четыре года. Семьдесят лет я был покрыт вуалью. Я избавился от своей вуали только четыре года назад».
Баязид умер в 874 году н. Э. И, вероятно, похоронен в Бистам. В Кирихане, Турция, есть также святыня во имя Баязида Бастами. Его рукописи минимальны по сравнению с его Его аскетический подход к изучению религии подчеркивает его единственную преданность Всевышнему.
В Читтагонге, Бангладеш есть суфийская святыня, датируемая 850 годом нашей эры, которая, как говорят, является могилой Бастами. Хотя это может быть маловероятно, учитывая тот факт, что Бастами никогда не посещал Бангладеш., Суфизм распространился по всему Ближнему Востоку, в некоторых частях Азии и Северной Африке, и многие суфийские учителя оказали влияние на распространение ислама в Бенгалии. Кроме того, одна местная легенда гласит, что Бастами действительно посетил Чаттагонг, что может объяснить веру местных жителей в Читтагонг. Тем не менее, исламские ученые обычно приписывают гробницу Баязиду. записанные свидетельства его визита в этот регион, Читтагонг был крупным портом на южном шелковом пути, соединяющем Индию, Китай и Ближний Восток, а также первые мусульмане для путешествия в Китай, возможно, использовался торговый маршрут Читтагонг-Бирма-Сычуань. Читтагонг был религиозным городом, а также центром суфизма и мусульманских торговцев на субконтиненте с 9-го века, и возможно, что Баязид или его последователи посетили портовый город примерно в середине 9-го века.
Храм Баязида Бастами в Читтагонге, Бангладеш
Интерьер мечети Баязида
Купол мечети Баязида
Резьба мечети Баязида
Викицитатник содержит цитаты по теме кому: Баязид Бастами |