Купол Скалы | |
---|---|
Куббат Ас-Сахра. قبّة الصخرة | |
Религия | |
Принадлежность | Ислам |
Местоположение | |
Местоположение | Иерусалим |
Местоположение в пределах Старого города Иерусалима | |
Администрация | Министерство Авкафа (Иордания) |
Географические координаты | 31 ° 46'41 "N, 35 ° 14'07" E / 31,7780 ° N, 35,2354 ° E / 31,7780; 35,2354 Координаты : 31 ° 46'41 ″ N 35 ° 14′07 ″ E / 31,7780 ° N 35,2354 ° E / 31,7780; 35.2354 |
Архитектура | |
Тип | Храм |
Стиль | Омейяд, Аббасид, Османская империя |
Дата основания | построено 688–692, расширено 820, восстановлено 1020, 1545–1566, 1721/2, 1817, 1874/5, 1959–1962, 1993. |
Технические характеристики | |
Купол (s) | 1 |
Минарет (s) | 0 |
Купол Скалы (арабский: قبة الصخرة Qubbat al-Sakhrah, иврит: כיפת הסלע Kippat ha-Sela) - исламский храм, расположенный на Храмовая гора в Старом городе Иерусалима. Первоначально он был завершен в 691–92 гг. Н. Э. По приказу Омейядского халифа Абд аль-Малика во время Второй Фитны на месте Второй Еврейский храм, разрушенный во время осады Иерусалима римлянами в 70 г. н.э. Первоначальный купол обрушился в 1015 году и был восстановлен в 1022–1023 годах. Купол Скалы по своей сути является одним из старейших сохранившихся произведений исламской архитектуры.
Его архитектура и мозаика были созданы по образцу близлежащих византийских церквей и дворцов, хотя его внешний вид был значительно изменен в период Османской империи и снова в современный период, особенно с добавлением позолоченной крыши, в 1959–61 и снова в 1993 году. На восьмиугольный план конструкции, возможно, повлияла византийская церковь Трон Марии (также известный как Кафизма по-гречески и аль-Кадисму по-арабски), построенный между 451 и 458 годами на дороге между Иерусалимом и Вифлеемом.
Камень основания храм был застроен, имеет большое значение в авраамических религиях как место, где Бог создал мир и первого человека, Адама. Также считается, что это место, где Авраам попытался принести в жертву своего сына, и место, где божественное присутствие проявляется больше, чем в любом другом месте., к которому обращаются евреи во время молитвы. Большое значение этого места для мусульман проистекает из традиций, связывающих его с сотворением мира, и веры в то, что Ночное путешествие Мухаммеда на небеса началось с скалы в центре сооружения.
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО , он был назван «самой узнаваемой достопримечательностью Иерусалима» вместе с двумя близлежащими постройками Старого города, Западной стеной, и «Ротонда Воскресения» в Храме Гроба Господня. Это самое раннее археологически подтвержденное религиозное сооружение, построенное мусульманским правителем, а надписи на нем содержат самые ранние эпиграфические провозглашения ислама и исламского пророка Мухаммеда. Надписи оказались важной вехой, поскольку впоследствии они стали обычным явлением в исламских структурах и почти всегда упоминают Мухаммеда. Купол Скалы остается «уникальным памятником исламской культуры почти во всех отношениях», в том числе как «произведение искусства и культурный и религиозный документ», по словам историка Олега Грабаря.
Структура является основным союзник восьмиугольный. Он увенчан в центре куполом диаметром примерно 20 м (66 футов), установленным на приподнятом круглом барабане, стоящем на 16 опорах (4 яруса и 12 колонн).
Этот круг окружает восьмиугольная аркада из 24 опор и колонн. Восьмиугольная аркада и внутренний круглый барабан создают внутренний амбулатор, окружающий священную скалу.
Внешние стены тоже восьмиугольные. Каждый из них имеет ширину примерно 18 м (60 футов) и высоту 11 м (36 футов). Внешний и внутренний восьмиугольник образуют второй внешний амбулаторий, окружающий внутренний.
И в круглом барабане, и во внешних стенах много окон.
Внутреннее пространство купола богато украшено мозаикой, фаянс и мрамор, большая часть которых была добавлена через несколько столетий после его завершения. Он также содержит коранические надписи. Они варьируются от (в основном от первого лица к третьему) и смешаны с благочестивыми надписями, которых нет в Коране.
Посвятительная надпись куфическим шрифтом, размещенная вокруг купола, содержит дату, которая считается годом, когда Купол был сначала завершен, AH 72 (691/2 г. н.э.), в то время как имя соответствующего халифа и строителя Купола, аль-Малик, было удалено и заменено именем халифа Аббасидов Аль- Мамун (годы правления 813–833), во время правления которого происходили обновления.
Украшение внешних стен прошло два основных этапа: первоначальная схема Омейядов включала мрамор и мозаику, как и внутренние стены. Османский султан XVI века Сулейман Великолепный заменил его турецкой фаянсовой плиткой. Османский орнамент из плитки был заменен в 1960-х годах верными копиями, произведенными в Италии.
Сура Йа Син («Сердце Корана») начертано на верхней части плитки и был заказан в 16 веке Сулейманом Великолепным. Аль-Исра, сура 17, рассказывающая историю Исры или Ночного путешествия, написана над ним.
Купол Скалы расположен в центре Храмовой горы, на месте Храма Соломона и еврейского Второго Храма, который был значительно расширен до Ирод Великий в I веке до н. Э. Храм Ирода был разрушен в 70 г. н. Э. Римлянами, а после восстания Бар-Кохбы в 135 г. на этом месте был построен римский храм Юпитеру Капитолийскому императором Адрианом.
Иерусалим находился под властью христианской Византийской империи на протяжении 4-6 веков. В это время начало развиваться христианское паломничество в Иерусалим. Храм Гроба Господня был построен при Константине в 320-х годах, но Храмовая гора осталась незастроенной после неудачного проекта восстановления еврейского Храма при Юлиане Отступнике.
Первоначальная восьмиугольная структура Купола Скалы и его круглый деревянный купол имели в основном ту же форму, что и сегодня. Он был построен по приказу Омейядов халифа Абд аль-Малика (r. 685–705). Согласно Сибт ибн аль-Джавзи (1185–1256), строительство началось в 685/86 году, тогда как ас-Суюти (1445–1505) считает, что год его начала был 688. A Внутри купола сохранилась дарственная надпись куфическим письмом. Дата записана как г.х. 72 (691/2 г. н.э.), когда, по мнению большинства историков, строительство первоначального Купола было завершено. В этой надписи имя «аль-Малик» было удалено и заменено именем Аббасидов халифа аль-Мамуна (r. 813–833). Это изменение первоначальной надписи было впервые отмечено Мельхиором де Вогуэ в 1864 году. Сообщается, что стоимость строительства в семь раз превышала годовой налоговый доход Египта. Альтернативная интерпретация надписи утверждает, что она указывает год начала строительства.
Некоторые ученые предположили, что купол был добавлен к существующему зданию, построенному либо Муавией I (г. 661–680), или действительно византийское здание, построенное до мусульманского завоевания, построенное при Ираклии (годы правления 610–641).
Его архитектура и мозаика были созданы по образцу близлежащих византийских церквей. и дворцы. Двумя инженерами, отвечающими за проект, были Раджа ибн Хайва, мусульманский теолог из Бейсана, и Язид ибн Салам, неарабский мусульманин, уроженец Иерусалима
Шеломо Дов Гойтейн. из Еврейского университета утверждал, что Купол Скалы был предназначен для конкуренции со многими прекрасными культовыми сооружениями других религий: «Сама форма ротонды, подаренная Куббату ас- Сахра, хотя она была чуждой исламу, должна была составить конкуренцию многим христианским куполам ». K.A.C. Кресвелл в своей книге «Происхождение плана Купола Скалы» отмечает, что те, кто построил храм, использовали размеры Храма Гроба Господня. Диаметр купола святыни составляет 20,20 м (66,3 фута), а его высота - 20,48 м (67,2 фута), в то время как диаметр купола Храма Гроба Господня составляет 20,90 м (68,6 фута), а его высота - 21,05 м. (69,1 футов).
Рассказы средневековых источников о мотивах Абд аль-Малика при строительстве Купола Скалы различаются. Во время строительства халиф был вовлечен в войну с христианской Византией и ее сирийскими христианскими союзниками, с одной стороны, и с конкурирующим халифом Ибн аль-Зубайром, который контролировал Мекку, место ежегодного паломничества мусульман, с другой стороны.. Таким образом, одна серия объяснений заключалась в том, что Абд аль-Малик намеревался сделать Купол Скалы религиозным памятником победы над христианами, который выделил бы уникальность ислама в пределах общей авраамической религиозной среды Иерусалима, дома двух древних авраамических верований, иудаизма и христианства. Другое главное объяснение состоит в том, что Абд аль-Малик в разгар войны с Ибн аль-Зубайром стремился построить структуру, чтобы отвлечь внимание мусульман в своем царстве от Каабы в Мекке, где Ибн аль- Зубайр публично осудил Омейядов во время ежегодного паломничества к святилищу. Хотя большинство современных историков отвергают последний рассказ как продукт анти-омейядской пропаганды в традиционных мусульманских источниках и сомневаются, что Абд аль-Малик попытается изменить священное мусульманское требование совершить паломничество в Каабу, другие историки признают, что это не может быть окончательно отклонено.
Здание было серьезно повреждено землетрясениями в 808 году и снова в 846 году. Купол рухнул в результате землетрясения в 1015 году и был восстановлен в 1022–1023 годах.. Мозаики на барабане были отремонтированы в 1027–1028 годах.
На протяжении веков христианские паломники могли приходить и испытать Храмовую гору, но эскалация насилия против паломников в Иерусалим (Аль-Хаким би-Амр Аллах, который приказал разрушить Гроб Господень, был примером) привела к Крестовые походы. Крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году, и Купол Скалы был передан августинцам, которые превратили его в церковь, а близлежащая мечеть Аль-Акса сначала стала на время королевским дворцом, а затем на некоторое время. большую часть XII века штаб-квартира тамплиеров. Тамплиеры, действовавшие с ок. В 1119 году Купол Скалы определен как место Храма Соломона. Templum Domini, как они называли Купол Скалы, изображены на официальных печатях великих магистров Ордена (таких как Эверард де Баррес и Рено де Вишье ) и вскоре стал архитектурной моделью для круглых церквей тамплиеров по всей Европе.
Иерусалим был возвращен Саладин 2 октября 1187 года, и Купол Скалы был повторно освящен как мусульманская святыня. Крест на куполе заменили полумесяцем, а внизу поставили деревянную ширму. Племянник Саладина аль-Малик аль-Муаззам Иса провел другие реставрации в здании и добавил крыльцо к мечети Аль-Акса.
Купол Скалы был центром обширного королевского патронажа со стороны султанов в мамлюкский период, который длился с 1250 по 1510 год.
Во время правления Сулеймана Великолепного (1520–1566) внешний вид Купола Скалы был покрыт плиткой. На эту работу ушло семь лет. Часть внутреннего убранства была добавлена в османский период.
Рядом с Куполом Скалы османы построили отдельно стоящий Купол Пророка в 1620.
Крупномасштабная реконструкция была проведена во время правления Махмуда II в 1817 году. В рамках крупного реставрационного проекта, предпринятого в 1874–75 во время правления Османского султана Абдулазиза, все плитки на западной и юго-западной стенах восьмиугольной части здания были удалены и заменены копиями, сделанными в Турции.
Первая фотография здания, 1842–44 гг.
Вид с севера, Фрэнсис Бедфорд (1862)
Западный фасад в 1862 году. К этому времени многие плитки XVI века отсутствовали.
Интерьер с мозаичным орнаментом (1914)
Плиточный фасад (2013)
Интерьер с изображением скалы (1915)
Хадж Амин аль-Хусейни, назначен Великий муфтий британцев в 1917 году вместе с Якубом аль-Гусайном осуществил восстановление Купола Скалы и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.
Части Купола Скалы обрушились во время землетрясения 11 июля 1927 года, и стены остались сильно потрескавшимися, повредив многие ремонтные работы, проведенные в предыдущие годы.
В 1955 году правительство Иордании начало обширную программу реконструкции на средства, предоставленные правительствами арабских стран и Турции. Работа включала замену большого количества плиток, относящихся ко времени правления Сулеймана Великолепного, которые были выбиты сильным дождем. В 1965 году в рамках этой реставрации купол был покрыт прочным алюминиевым бронзовым сплавом итальянского производства, который заменил свинцовую внешность. До 1959 года купол был покрыт черным свинцом. В ходе существенной реставрации, проводившейся с 1959 по 1962 год, свинец был заменен алюминиево-бронзовыми пластинами, покрытыми сусальным золотом.
Через несколько часов после израильского флага был поднят над Куполом Скалы в 1967 году во время Шестидневной войны, израильтяне опустили его по приказу Моше Даяна и вложили мусульманский вакф (религиозный фонд) с полномочиями управлять Храмовой горой / Харам аш-Шариф в целях «поддержания мира».
В 1993 году покрытие золотого купола было отремонтировано после пожертвования в размере 8,2 доллара США. миллионов королем Хусейном из Иордании, который продал один из своих домов в Лондоне, чтобы профинансировать необходимые 80 килограммов золота.
Купол Скалы был изображен на аверсе и реверсе нескольких ближневосточных валют:
реверс банкноты 1000 иранских риалов (1992).
Реверс банкноты 1 иорданского динара (1959 г.). С 1992 г. на купюре в 20 динар нанесено изображение Купола.
Аверс банкноты 50 саудовского риала (1983 г.).
Аверс банкноты 1 палестинский фунт (1939 г.).
Купол поддерживается Министерством Аукафа в Аммане, Иордания.
До середины двадцатого века, Немусульмане не допускались в этот район. С 1967 года немусульманам разрешен ограниченный доступ; однако немусульманам не разрешается молиться на Храмовой горе, приносить молитвенники или носить религиозную одежду. Израильская полиция помогает добиться этого. В течение 2012 года Израиль на короткое время ограничил доступ палестинских жителей Западного берега к Храмовой горе. Чтобы получить разрешение, палестинские мужчины на Западном берегу должны быть старше 35 лет. Палестинским жителям Иерусалима, имеющим израильские карты проживания, и палестинцам с израильским гражданством разрешен неограниченный доступ.
Некоторые ортодоксальные раввины поощряют евреев посещать это место, в то время как большинство запрещают вход на территорию, чтобы не было нарушения еврейского закона. Даже раввины, которые поощряют вход на Храмовую гору, запрещают вход в настоящий Купол Скалы.
По мнению некоторых исламских ученых, скала - это место, с которого исламский пророк Мухаммад вознесся на Небеса в сопровождении ангела Гавриила. Кроме того, Мухаммед был взят сюда Гавриилом, чтобы помолиться с Авраамом, Моисеем и Иисусом. Другие исламские ученые полагают, что Пророк вознесся на Небеса из мечети Аль-Акса.
. Мусульмане считают, что местонахождение Купола Скалы - это место, упомянутое в суре 17 Коран, в котором рассказывается история Исры и Мираджа, чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда из Мекки в «самую дальнюю мечеть», где он возносит молитвы и поднимается на небеса, чтобы получить инструкции от Аллаха. Ночное путешествие упоминается в Коране в очень краткой форме и дополнительно раскрывается в хадисах. Калиф Умар ибн аль-Хаттаб (579–644) посоветовал Кааб аль-Ахбар, еврейский раввин, принявший ислам, что « самая дальняя мечеть »совпадает с местом, где раньше стояли еврейские храмы в Иерусалиме.
Камень основания, вид с купола. Фотография была сделана между 1900 и 1920 годами, до того, как окружающие его железные решетки были сняты.Камень основания и его окрестности являются самым священным местом в иудаизме. Хотя сейчас мусульмане молятся в сторону Каабы в Мекке, однажды они стояли лицом к Храмовой горе, как иудеи. Мухаммед изменил направление молитвы для мусульман после откровения Аллаха. Евреи традиционно считали местонахождение камня самым святым местом на Земле, местом Святая Святых в Храмовый период.
Согласно еврейской традиции, камень - это место, где Авраам готов принести в жертву своего сына Исаака.
На стенах Купола Скалы есть надпись на мозаике фриз, которая явно отвергает божественность Христа, из Корана (19: 33–35):
33. «Так мир мне в день, когда я родился, и в день, когда я умру, и в день, когда я воскресну живым!» 34. Таков Иисус, сын Марии. Это утверждение истины, в котором они сомневаются. 35. Не подобает (величию) Аллаха, чтобы Он взял себе ребенка. Слава Ему! когда Он определяет вопрос, Он говорит ему только «Будь», и это так.
Согласно Гойтейну, надписи, украшающие интерьер, явно демонстрируют дух полемики против христианства, в то же время подчеркивая Коран. древнее учение о том, что Иисус был истинным пророком. Формула ла шарика лаху («у Бога нет товарища») повторяется пять раз; аяты из суры Марьям 19: 35–37, которые решительно подтверждают пророчество Иисуса для Бога, цитируются вместе с молитвой: Аллахумма да благословит его Аллах и приветствует Иса бин Марьям - «О Господь, пошли ваши благословения вашему Пророку и Слуге Иисусу, сыну Марии ". Он считает, что это показывает, что во время строительства действовало соперничество с христианским миром вместе с духом мусульманской миссии по отношению к христианам.
Институт Храма желает перенести Купол на другое место и заменить его с Третьим Храмом. Многие израильтяне неоднозначно относятся к пожеланиям Движения. Некоторые религиозные евреи, следуя раввинскому учению, считают, что Храм следует восстанавливать только в мессианскую эпоху, и что со стороны людей было бы самонадеянно заставлять руку Бога. Однако некоторые евангельские христиане считают восстановление Храма предпосылкой для Армагеддона и Второго пришествия. Джереми Гимпел, уроженец США кандидат в Хабайита Хайехуди на выборах в Израиле 2013 года, вызвал споры, когда был записан, как он рассказывал евангелической группе Fellowship Church во Флориде в 2011 году, чтобы представить себе невероятные опыт, который последует, если Купол будет разрушен. Он полагал, что все христиане будут немедленно отправлены в Израиль.
Купол Скалы послужил источником вдохновения для создания архитектуры ряда зданий. К ним относятся восьмиугольная церковь Святого Джакомо в Италии, мавзолей султана Сулеймана Великолепного в Стамбуле, восьмиугольная мавританского возрождения style Синагога на улице Румбах в Будапеште и Новая синагога в Берлине, Германия. Христиане долгое время считали, что Купол Скалы повторяет архитектуру Храма в Иерусалиме, что можно увидеть в Рафаэле в Свадьбе Богородицы и в Перуджино Обручение Девы.
Панорама Храмовой горы, включая мечеть Аль-Акса и Купол Скала с Масличной горыВнутреннее убранство купола
Сам купол
Орнаменты и надписи внутри купола
Более подробное изображение
Фундаментальный камень Купол
Панорама Храмовой горы, включая мечеть Аль-Акса и Купол Скалы, с Масличной горы
Стереокарта из Купол Скалы (конец 19 века)
Внешний вид
Внутренние стены Купола Скалы в Иерусалиме, сосуд с цветочным орнаментом и короной
В дождливый день
Купол в скале, Самуэль Хиршенберг, 1908 (Тель-Авивский художественный музей )
Вид с воздуха
Цитаты
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Куполом Скалы. |