Атеизм - это в самом широком смысле отсутствие веры в существовании божеств. В более широком смысле атеизм - это отказ от веры в существование каких-либо божеств. В еще более узком смысле атеизм - это именно позиция, согласно которой божеств не существует. Атеизм противопоставляется теизму, который в своей наиболее общей форме представляет собой веру в то, что существует по крайней мере одно божество.
Этимологический корень слова атеизм возник до 5-го века. век до н. э. от древнегреческого ἄθεος (атеос), что означает «без бога (ов)». В древности у него было множество употреблений в качестве уничижительного термина, применяемого к тем, кто считал, что отвергает богов, которым поклоняется более широкое общество, тех, кто был оставлен богами, или тех, кто не был приверженцем веры в богов. Этот термин обозначал социальную категорию, созданную ортодоксальными религиозными деятелями, к которой относились те, кто не разделял их религиозных убеждений. Сам термин атеизм появился впервые в 16 веке. С распространением свободомыслия, скептического исследования и последующим ростом критики религии область применения этого термина сузилась. Первые люди, идентифицировавшие себя с помощью слова атеист, жили в 18 веке в эпоху Просвещения. Французская революция, известная своим «беспрецедентным атеизмом», стала первым крупным политическим движением в истории, выступавшим за превосходство человеческого разума.
Аргументы в пользу атеизма варьируются от философских до социальных и исторических. подходы. Обоснование неверия в божества включает аргументы об отсутствии эмпирических данных, проблему зла, аргумент из противоречивых откровений, отказ от концепций который не может быть сфальсифицирован, и аргумент из неверия. Неверующие утверждают, что атеизм - более экономная позиция, чем теизм, и что каждый рождается без веры в божеств; поэтому они утверждают, что бремя доказывания лежит не на атеисте, опровергающем существование богов, а на теисте, который должен обосновать теизм. Хотя некоторые атеисты приняли светскую философию (например, светский гуманизм ), не существует идеологии или кодекса поведения, которых придерживались бы все атеисты.
Поскольку представления об атеизме разнятся., точные оценки нынешнего числа атеистов затруднительны. Согласно глобальным исследованиям Win-Gallup International, 13% респондентов были «убежденными атеистами» в 2012 году, 11% были «убежденными атеистами» в 2015 году, а в 2017 году 9% были «убежденными атеистами». Однако другие исследователи посоветовали с осторожностью относиться к цифрам WIN / Gallup, поскольку другие опросы, в которых использовалась та же формулировка на протяжении десятилетий и с большим размером выборки, неизменно давали более низкие цифры. Более раннее исследование, проведенное Британской радиовещательной корпорацией (BBC) в 2004 году, показало, что атеисты составляют 8% населения мира. Другие более ранние оценки показали, что атеисты составляют 2% населения мира, в то время как нерелигиозные добавляют еще 12%. Согласно этим опросам, Европа и Восточная Азия являются регионами с самым высоким уровнем атеизма. В 2015 году 61% людей в Китае сообщили, что они атеисты. По данным опроса Евробарометр 2010 года в Европейском Союзе (ЕС), 20% населения ЕС заявили, что не верят «ни в какой дух, Бога или жизненную силу», причем Франция (40%) и Швеция (34%) представляют самые высокие значения.
Писатели расходятся во мнениях относительно того, как лучше всего определять и классифицировать атеизм, оспаривая, какие сверхъестественные существа считаются богами, является ли это философской позицией в их понимании. собственное право или просто его отсутствие, и требует ли оно сознательного, явного отказа. Атеизм считался совместимым с агностицизмом, но также противопоставлялся ему. Для различения различных форм атеизма использовалось множество категорий.
Некоторая двусмысленность и противоречия, связанные с определением атеизма, возникают из-за трудностей в достижении консенсуса в определениях таких слов, как божество и бог. Разнообразие совершенно разных представлений о Боге и божествах приводит к разным представлениям о применимости атеизма. Древние римляне обвиняли христиан в том, что они атеисты, за то, что они не поклоняются языческим божествам. Постепенно эта точка зрения впала в немилость, поскольку теизм стал пониматься как охватывающий веру в любое божество.
Что касается диапазона отклоняемых явлений, атеизм может противопоставить чему угодно, от существования божества до существования любых духовных, сверхъестественных или трансцендентных концепций, таких как буддизм, индуизм, Джайнизм и даосизм.
Определения атеизма также различаются по степени внимания, которое человек должен уделять идее богов, чтобы считаться атеистом. Иногда атеизм определяется как простое отсутствие веры в существование каких-либо божеств. Это широкое определение будет включать новорожденных и других людей, которые не были подвержены теистическим идеям. Еще в 1772 году барон д'Гольбах сказал, что «все дети рождаются атеистами; они не имеют представления о Боге». Точно так же Джордж Х. Смит (1979) предположил, что: «Человек, не знакомый с теизмом, является атеистом, потому что он не верит в бога. Эта категория также включает ребенка с концептуальной способностью к понять суть проблемы, но кто еще не знает об этих проблемах. Тот факт, что этот ребенок не верит в Бога, квалифицирует его как атеиста ". Неявный атеизм - это «отсутствие теистической веры без ее сознательного отказа», а явный атеизм - это сознательное отрицание веры. Для целей своей статьи о «философском атеизме» Эрнест Нагель оспаривал включение простого отсутствия теистической веры в один из видов атеизма. Грэм Оппи относит к невиновным тех, кто никогда не считал вопрос, потому что они не понимают, что такое бог. По словам Оппи, это могут быть месячные младенцы, люди с тяжелыми травматическими повреждениями головного мозга или пациенты с выраженной деменцией.
Философы, такие как Энтони Флю и Майкл Мартин, противопоставили положительный (сильный / жесткий) атеизм с отрицательным (слабым / мягким) атеизмом. Положительный атеизм - это явное утверждение, что богов не существует. Негативный атеизм включает в себя все другие формы нетеизма. Согласно этой классификации, любой, кто не является теистом, является либо отрицательным, либо положительным атеистом. Термины «слабый» и «сильный» появились относительно недавно, тогда как термины «отрицательный» и «положительный атеизм» имеют более древнее происхождение, поскольку они использовались (немного по-разному) в философской литературе и в католической апологетике. Под этим разграничением атеизма большинство агностиков квалифицируются как отрицательные атеисты.
В то время как Мартин, например, утверждает, что диагностизм влечет за собой отрицательный атеизм, многие агностики считают свою точку зрения отличной от атеизма, которую они могут считать не более оправданной, чем теизм. или требуя равной убежденности. Утверждение о недостижимости знания за или против существования богов иногда рассматривается как указание на то, что атеизм требует прыжка веры. Обычные атеистические ответы на этот аргумент включают то, что недоказанные религиозные утверждения заслуживают такого же недоверия, как и все другие недоказанные утверждения, и что недоказуемость существования бога не подразумевает равную вероятность любой из этих возможностей. Австралийский философ J.J.C. Смарт даже утверждает, что «иногда человек, который действительно является атеистом, может охарактеризовать себя, даже страстно, как агностик из-за необоснованного обобщенного философского скептицизма, который не позволяет нам сказать, что мы что-то знаем, кроме, пожалуй, истин математики и формальной логики ". Следовательно, некоторые авторы-атеисты, такие как Ричард Докинз, предпочитают различать теистские, агностические и атеистические позиции по спектру теистической вероятности - вероятности, которую каждый приписывает утверждению «Бог существует».
До 18 века существование Бога было настолько признано в западном мире, что даже возможность истинного атеизма подвергалась сомнению. Это называется теистическим иннатизмом - представлением о том, что все люди верят в Бога от рождения; в рамках этой точки зрения был коннотации, что атеисты просто отрицают.
Существует также позиция, утверждающая, что атеисты быстро верят в Бога во время кризиса, что атеисты совершают обращение на смертном одре, или что «нет атеистов в окопах ». Однако были примеры обратного, в том числе примеры буквальных «атеистов в окопах».
Некоторые атеисты оспаривали необходимость термина «атеизм». В своей книге Письмо христианскому народу, Сэм Харрис писал:
Фактически, «атеизм» - это термин, которого даже не должно существовать. Никому не нужно называть себя «не астрологом » или «не алхимиком ». У нас нет слов для людей, которые сомневаются, что Элвис все еще жив или что инопланетяне пересекли галактику только для того, чтобы приставать к владельцам ранчо и их скоту. Атеизм - это не что иное, как звуки, которые разумные люди издают перед необоснованными религиозными убеждениями.
Прагматический атеизм - это точка зрения, с которой следует отвергать веру в бога или богов, потому что это не нужно для человека. прагматичная жизнь. Эта точка зрения связана с апатизмом и практическим атеизмом.
Атеисты также утверждали, что люди не могут познать Бога или доказать существование Бога. Последнее называется агностицизмом, который принимает самые разные формы. В философии имманентности божественность неотделима от самого мира, включая разум человека, и сознание каждого человека заключено в субъект. Согласно этой форме агностицизма, это ограничение перспективы препятствует любому объективному выводу от веры в бога до утверждений о его существовании. рационалистический агностицизм Канта и Просвещение принимают только знания, выведенные с помощью человеческой рациональности; эта форма атеизма утверждает, что боги в принципе неразличимы и, следовательно, о их существовании не может быть известно. Скептицизм, основанный на идеях Юма, утверждает, что уверенность в чем-либо невозможна, поэтому никогда нельзя знать наверняка, существует ли бог или нет. Юм, однако, считал, что такие ненаблюдаемые метафизические концепции следует отвергать как «софистику и иллюзию». Отнесение агностицизма к атеизму оспаривается; его также можно рассматривать как независимое, базовое мировоззрение.
Другие аргументы в пользу атеизма, которые можно классифицировать как эпистемологические или онтологические, включая игностицизм, утверждают бессмысленность или непонятность основных терминов, таких как «Бог» и таких утверждений, как «Бог всемогущ». Теологический некогнитивизм утверждает, что утверждение «Бог существует» не выражает суждения, но бессмысленно или когнитивно бессмысленно. Обе стороны спорят о том, можно ли отнести таких людей к той или иной форме атеизма или агностицизма. Философы А.Дж. Айер и Теодор М. Дрейндж отвергают обе категории, заявляя, что оба лагеря принимают утверждение «Бог существует»;вместо этого они помещают некогнитивизм в отдельную категорию.
Философ, Зофия Здибицкая пишет:
«Метафизический атеизм... включает в себя все доктрины, которые придерживаются метафизический монизм (однородность реальности). Метафизический атеизм может быть либо: а) абсолютным - явным отрицанием существования Бога, связанным с материалистическим монизмом (все материалистические тенденции, как в древности, так и в наше время); б) относительным - неявным отрицанием Бог во всех философиях, которые, хотя и признают существование абсолюта, представляют абсолют как не обладающий ни одним из атрибутов, присущих Богу: трансцендентностью, личным характером или единством. Относительный атеизм связан с идеалистическим монизмом (пантеизм, панентеизм, деизм) ".
Эпикур считается первым, кто изложил проблему зла. Дэвид Хьюм в своих Диалогах о естественной религии (1779) цитирует Эпикура, формулируя аргумент в виде ряда вопросов: «Готов ли Бог предотвратить зло, но не в состоянии? Тогда он импотент. Может ли он, но не желает? Тогда он злой. Может ли он одновременно и желать? Тогда откуда приходит зло? Разве он не способен и не желает? Тогда зачем называть его Богом? "Некоторые атеисты придерживаются мнения, что различные концепции богов, такие как личный бог христианства, обладают логически несовместимыми качествами. Такие атеисты представляют дедуктивные аргументы против существования Бога, которые утверждают несовместимость между определенными чертами, такими как совершенство, статус создателя, неизменность, всеведение, вездесущность, всемогущество, всемогущество, трансцендентность, индивидуальность (личное существо), нефизичность, справедливость, и милосердие.
Теодикийские атеисты верят, что мир, как они его воспринимают, не может быть согласован с качествами, которые богословы обычно приписывают Богу и богам. Они утверждают, что всеведущий, всемогущий и всемогущий Бог несовместим с миром, в котором зло и страдание., и где божественная любовь скрыта от многих людей. Аналогичный аргумент приписывается Сиддхартхе Гаутаме, основателю буддизма.
Философ Людвиг Фейербах и психоаналитик Зигмунд. Фрейд утверждал, что Бог и другие религиозные верования - это человеческие изобретения, созданные для удовлетворения различных психологических и эмоциональных желаний или потребностей, или механизм проекции всемогущества «Ид»; для Владимира Ленина, в «Материализме и эмпириокритицизме», против русского махизма, последователей Эрнста Маха, Фейербах был последним аргументом против веры в Бог. Такого же мнения придерживаются и многие буддисты. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, находящиеся под влиянием работ Фейербаха, утверждали, что вера в Бога и религия являются социальными функциями., используемые власть имущими для подавления рабочего класса. Согласно Михаилу Бакунину, «идея Бога подразумевает отречение от человеческого разума и справедливости; это наиболее решительное отрицание человеческой свободы и обязательно заканчивается порабощением человечества, как в теории, так и на практике. " Он перевернул афоризм Вольтера о том, что если бы Бога не было, его нужно было бы изобрести, написав вместо этого, что «если бы Бог действительно существовал, его необходимо было бы уничтожить»
<531.>Атеизм, религии и духовностьАтеизм не является взаимоисключающим в отношении некоторых религиозных и духовных систем верований, включая индуизм, джайнизм, буддизм, Синтеизм, Раэлизм и Неоязычник движения, такие как Викка. Āstika школы в индуизме считают атеизм допустимым путем к мокше, но чрезвычайно трудным, поскольку атеист не может ожидать никакой помощи от божественного на своем пути. Джайнизм считает, что вселенная вечна и не нуждается в божестве-создателе, однако тиртханкары - почитаемые существа, которые могут преодолевать пространство и время и обладают большей силой, чем бог Индра. Светский буддизм не защищает веру в богов. Ранний буддизм был атеистическим, так как на пути Гаутамы Будды не было упоминания о богах. Более поздние концепции буддизма считают Будду богом, предполагают, что приверженцы могут достичь божественности и почитать Бодхисаттв и Вечного Будду.
Апофатическое богословие часто рассматривается как разновидность атеизма или агностицизма, поскольку он не может достоверно сказать, что Бог существует. «Однако это