Милосердие ( среднеанглийское, от англо-французского merci, от средневекового латинского merced-, merces, от латинского «уплаченная цена, заработная плата», от merc-, merxi «товар») - это доброжелательность, прощение и доброта в различных этических аспектах., религиозный, социальный и правовой контекст.
В социальном и юридическом контексте милосердие может относиться как к сострадательному поведению со стороны тех, кто находится у власти (например, милосердие, проявленное судьей к осужденному), так и со стороны третьей гуманитарной стороны, например, миссия милосердия, направленная на лечить жертв войны.
«Милосердие» можно определить как «сострадание или снисходительность, особенно проявляемые к обидчику или к тому, кто находится под властью»; а также «благословение, являющееся актом божественной милости или сострадания». «Быть в чьей-то милости» означает, что человек «без защиты от кого-то».
В судебном контексте милосердие часто называют «помилованием». Это суверенная прерогатива, которая принадлежит исполнительной власти и является полностью дискреционной. Джон Локк определил это как «право действовать по своему усмотрению для общественного блага, без предписания Закона, а иногда даже против него». США Апелляционный суд шестого округа пояснил, что «Сама природа помилования является то, что она основана исключительно на воле диспенсера помилования. Он не должен давать никаких оснований для предоставления ему или отрицать.»
Концепция милосердного Бога появляется в различных религиях, включая индуизм, христианство, иудаизм и ислам. Выполнение актов милосердия как компонент религиозных верований также подчеркивается такими действиями, как раздача милостыни, уход за больными и дела милосердия.
Послание к Евреям 4:16 говорит: «Итак, давайте уверенно приступим к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи». Благодать и милосердие схожи в том, что оба являются бесплатными дарами Бога, и оба они раздаются без каких-либо заслуг со стороны получателя. Благодать - это милость Бога, божественная помощь. Благодать - это то, что человек получает, чего не заслуживает, а милость - это то, что человек получает, когда не получает того, чего заслуживает.
Акцент на милосердие появляется в Новом Завете, например, в Магнификате и Бенедикте (Песни Захарии ), в Евангелии от Луки и в Блаженствах в Матфея 5: 7 : «Блаженны милосердные, ибо они помилованы будут». В Послании к Ефесянам 2: 4 Апостол Павел говорит о милосердии Божьей в терминах спасения: «Бог, богатый милосердием... даже когда мы умерли через наши грехи, оживил нас вместе со Христом».
Псалом 117 призывает все народы славить Господа за Его «милосердие». Это цитируется апостолом Павлом в Послании к Римлянам 15:11, чтобы показать, что Бог теперь исполнил это пророчество и обещание через Иисуса Христа, который проявил милосердие, отдав свою жизнь в жертву за свой народ, как еврей, так и язычник. 1 Петра 2: 9-10 гласит:
Но вы - избранный род, царственное священство, святая нация, особый народ; чтобы вы возносили хвалу Тому, Кто призвал вас из тьмы в чудный Свой свет; Которые в прошлом не были народом, но теперь народ Божий: которые не помиловали, но теперь помилованы.
Этому благочестивому элементу милосердия как части христианской традиции вторил Святой Августин, который называл милосердие «вечно древним, вечно новым». В делах милосердия (семь телесных и семь духовных работ) являются частью католических и православных традиций.
В энциклике Dives in misericordia («Богатый милосердием») Папа Иоанн Павел II исследует роль милосердия - как Божьей милости, так и потребности в человеческом милосердии. Он видит в притче о блудном сыне ( Луки 15: 11-32 ) «сущность божественного милосердия». Расточив свое наследство, справедливость потребует, чтобы блудный сын мог рассчитывать только на то, что его вернут обратно в качестве наемника. Фигура отца аналогична Богу как Отцу, который выходит за рамки требований справедливости, чтобы приветствовать своего сына с состраданием.
Катехизис Католической Церкви подчеркивает важность работ милосердия (пункт 2447) и в римско - католических учений, милость Бога проходит через работу Святого Духа. Римско-католическая литургия включает частые ссылки на милосердие, например, как в Kyrie eleison, Christe eleison : Господи помилуй, Христос помилуй.
Милосердие также было важным предметом христианской иконографии. Со времен средневековья многие изображения в искусстве побуждали людей практиковать дела милосердия и, как объясняет искусствовед Ральф ван Бюрен на примере Караваджо, помогли «зрителям исследовать милосердие в их собственной жизни».
В 20-м веке в Римско-католической церкви появился новый акцент на милосердии, отчасти из-за преданности Божественному милосердию. Основное внимание в преданности Божественного Милосердия уделяется милосердной любви Бога и желанию позволить этой любви и милосердию течь через собственное сердце к тем, кто в ней нуждается.
Папа Иоанн Павел II был последователем богослужения Божьего Милосердия благодаря Святой Марии Фаустине Ковальской (1905–1938), известной как Апостол Милосердия.
Ряд римско-католических святынь специально посвящены Божественному Милосердию, например, Базилика Божественного Милосердия в Кракове, Польша, и Национальная святыня Божественного Милосердия (Стокбридж, Массачусетс). Во время освящения Базилики Божественного Милосердия Иоанн Павел II процитировал дневник Фаустины и назвал милосердие «величайшим атрибутом Всемогущего Бога».
Первый Всемирный апостольский конгресс милосердия прошел в Риме в апреле 2008 года и был открыт Папой Бенедиктом XVI.
11 апреля 2015 года в базилике Святого Петра в Папской булле, названной Misericordiae Vultus («Лик милосердия»), Папа Франциск объявил особый и чрезвычайный юбилейный год Годом милосердия, начиная с 8 декабря 2015 года: Торжество. не от непорочного зачатия от Девы Марии, до 21 ноября 2016 года: Торжество Господа нашего Иисуса Христа царя. Тема необычайного юбилея взята из Луки 6:36, «Милосердный, как Отец».
В исламе титул «Милосердный» ( Аль-Рахим) является одним из имен Аллаха, а «Милосердный» ( Аль-Рахман ) - наиболее часто встречающимся именем в Коране. И Рахман, и Рахим происходят от корня Рахмат, что означает нежность и доброжелательность. Как форма милосердия раздача милостыни ( закят ) является четвертым из пяти столпов ислама и одним из требований для верующих.
На иврите милосердие называется рахамим, которое всегда употребляется во множественном числе, так что буквально означает «милосердие». «Милосердие включает проявление доброты к тем, кто этого не заслуживает, и прощение тех, кто заслуживает наказания».
Милосердие - одна из определяющих характеристик Бога. В Исходе 34: 6 говорится: «Господь, Господь, Бог милостивый и милосердный, медленный на гнев и изобилующий непоколебимой любовью и верностью». Это также подчеркивается в контексте вавилонского изгнания у Исаии: «Ибо Господь утешил Свой народ и сжалился над Своими страдающими. Но Сион сказал:« Господь оставил меня, мой Господь забыл меня ». Может ли женщина забыть своего грудного ребенка или не проявить сострадания к ребенку в утробе? Даже они могут забыть, но я не забуду вас ». (Исайя 49: 13-15) Также: «Хорошо молиться и поститься, быть милосердным и справедливым». (Товит 12: 8)
Когда Давиду из-за его греха было сказано выбрать между трехлетним голодом, преследованием его врагов в течение трех месяцев или трехдневной эпидемией, он выбрал эпидемию, сказав: «Упадем от руки Божьей, ибо он очень милосерден, но не дай мне упасть от руки человека ". Псалом 103: 8 восхваляет Бога за Его милость.
Гуань Инь, бодхисаттва милосердия и сострадания, является одним из самых известных и почитаемых бодхисаттв в Азии.
Каруна (часто переводится как «сострадание») является частью верований индуизма, буддизма и джайнизма. Каруна присутствует во всех школах буддизма, а в джайнизме она рассматривается как одно из отражений всеобщей дружбы.
Духовный учитель Мехер Баба описал Бога как «всемилостивого и вечно доброжелательного» в своей молитве « О Парвардигар», и он утверждал, что мы можем приблизиться к Богу через «призыв Его милости».
Качество милосердия не напрягается. Он падает, как нежный дождь с небес На то место, что внизу. Дважды благословен:
Благословляет того, кто дает, и того, кто берет.