Кара-Ханидское ханство. | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
840–1212 | |||||||||||||||
Кара-Ханидское ханство, ок. 1000. | |||||||||||||||
Статус | Каганат | ||||||||||||||
Столица | |||||||||||||||
Общие языки |
| ||||||||||||||
Религия | |||||||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||||||
Каган | |||||||||||||||
• 840–893 (первый) | Бильге Кул Кадир Хан | ||||||||||||||
• 1204–1212 (последний) | |||||||||||||||
Хаджиб ( канцлер ) | |||||||||||||||
• XI век | Юсуф Баласагуни | ||||||||||||||
История | |||||||||||||||
• Основание | 840 | ||||||||||||||
• Исчезновение | 1212 | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
Сегодня часть | Китая. Казахстан. Кыргызстан. Таджикистан. Узбекистан |
Кара-Ханидское ханство (персидское : قراخانیان, романизированное : Караханиян), также известное как Караханиды, Караханиды, Илек-ханиды или Афрасиабиды (персидский : آل افراس اب, романизированный : Āl-i Afrāsiyāb, lit. 'Дом Афрасиаб '), был Тюркское ханство, правившее Средней Азией в IX - начале XIII веков. Династические имена Караханидов и Илек-ханидов относятся к царским титулам, причем Кара Каган был самым важным тюркским титулом до конца династии.
Ханство завоевало Трансоксанию в Средней Азии и правил ею между 999–1211 гг. Их прибытие в Трансоксанию означало окончательный сдвиг от иранского к тюркскому преобладанию в Центральной Азии, однако Караханиды постепенно ассимилировали персо-арабскую мусульманскую культуру, сохранив при этом часть своей родной тюркской культуры.
В состав Кара-Ханидского ханства входили Кашгар, Баласагун, Узген и Самарканд. В 1040-х годах ханство разделилось на Восточное и Западное ханства. В конце XI века они попали под сюзеренитет сельджуков, а в середине XII века - кара-китаней. Восточное ханство было положено кара-китанами в 1211 году. Западное ханство было уничтожено хорезмийской династией в 1213 году.
История Кара-Ханидского ханства реконструирована отрывочно и по фрагментам. часто противоречивые письменные источники, а также исследования по их чеканке.
термин Караханид произошел от Кара-хана или Кара-хакана (персидский : قراخان, романизированный : Карахан), главного титула правителей династии. Слово «Кара» означает «черный», а также «храбрый» от древнетюркского (𐰴𐰺𐰀), а хан означает правитель. Этот термин был изобретен европейскими востоковедами в 19 веке для описания как династии, так и управляемых ею турок.
Кара-ханидское ханство возникло из конфедерации, образованной где-то в IX веке карлуками, ягмасами., чигилы и другие народы, проживающие в Жетысу, Западном Тянь-Шане (современный Кыргызстан ) и западном Синьцзян около Кашгар. Согласно арабскому историку 10 века Аль-Масуди, каганы могут быть потомками Ашина. Они потребовали титул каган, что указывает на то, что они, возможно, произошли от Асина.
Карлуки были кочевым народом с западного Горного Алтая, которые переселились в Жетысу. В 742 г. карлуки были частью союза под предводительством басмылов и уйгуров, восставших против гектюрков. В ходе последовавшей перегруппировки власти карлуки были возведены из племени, возглавляемого эльтебером, в племя, возглавляемое ябгу, которое было одним из высших тюркских сановников и также подразумевает членство в клане Ашина, в котором проживало "предписанное небом" право на власть. Позже карлуки и уйгуры объединились против басмыла и в течение двух лет свергли басмыльский хаган. Уйгурское ябху стало каганом, а лидером карлуков - ябху. Эта договоренность длилась меньше года. Военные действия между уйгурами и карлуками вынудили карлуков мигрировать на запад в западные Тургешские земли.
К 766 году карлуки вынудили тюргешей подчиниться и основали свою столицу в Суяб на реке Чу. Конфедерация карлуков к настоящему времени включала племена чигилов и тукши, которые, возможно, были тюргешскими племенами, включенными в союз карлуков. К середине IX века конфедерация карлуков получила контроль над священными землями западных тюрков после разрушения Уйгурского каганата старыми киргизами контролем священных земель вместе с их принадлежностью к клану Ашина, позволили передать каганат карлукам вместе с господством над степями после того, как предыдущий каган был убит во время восстания.
В 9 веке юг Средней Азии находился под властью правление Саманидов, тогда как в степях Средней Азии доминировали тюркские кочевники, такие как печенеги, турки-огузы и карлуки. Владения карлуков доходили до Иртыша и Кимек конфедерации с стоянками, простирающимися до рек Чи и Или, где жили племена чигиль и тукши, и на восток до Ферганской долины и далее. Район к югу и востоку от карлуков населяли ягмы. Карлукский центр IX и X веков, по-видимому, находился в Баласагуне на реке Чу. В конце IX века Саманиды вошли в степи и захватили Тараз, одну из резиденций карлукского хагана, а большую церковь превратили в мечеть.
В IX веке Карлукская конфедерация (включая тюргешские потомки чигильских и тукшинских племен) и ягма, возможные потомки токуз огузов, объединились и образовали первый карлукско-караханидский каганат. Похоже, чигилы составили ядро армии Караханидов. Дата основания и имя его первого хана неизвестны, но, согласно одной реконструкции, первым правителем Караханидов был Бильге Кул Кадир хан. Правители Караханидов, вероятно, были из племен Чигил и Ягма - Восточный каган носил титул Арслан Кара Хакан (Арслан «лев» был тотемом Чигила), а Западный каган - титул Бугра Кара Хакан (Бугра »мужской верблюд »был тотемом Ягмы). Имена животных были регулярным элементом тюркских титулов Караханидов: Аслан (лев), Бугра (верблюд), Тогхан (сокол), Бери (волк) и Тогхрул или Тогрил (хищная птица). При каганах было четыре правителя с титулами Арслан Илиг, Бугра Илиг, Арслан Тегин и Бугра Тегин. Титулы членов династии менялись с изменением их положения, обычно вверх, в династической иерархии.
В середине X века Кара-Ханиды приняли ислам и приняли мусульманские имена и почетные знаки, но сохранили тюркские царственные титулы, такие как Хан, Каган, Илек (Илиг) и Тегин. Позже они приняли арабские титулы султан и султан ас-салатин (султан султанов). Согласно османскому историку, известному как Мунаджим-баши, караханидский князь по имени султан Сатук Бугра-хан был первым из ханов, обратившихся в христианство. После обращения он получил фетву, которая фактически разрешала ему убить своего предположительно все еще языческого отца, после чего он завоевал Кашгар (из старого Королевства Шуле ). Позже, в 960 году, согласно мусульманским историкам Ибн Мискаваи и Ибн аль-Асир, произошло массовое обращение турок (якобы «200000 палаток турок»), косвенные свидетельства позволяют предположить это были Караханиды.
Внук Сатук Бугра-хана, Хасан б. Сулейман (или Харун) (титул: Бугра-хан) напал на Саманидов в конце 10 века. Между 990–992 гг. Хасан взял Исфиджаб, Фергану, Илак, Самарканд и Саманидскую столицу Бухара. Однако Хасан Бугра-хан умер в 992 году от болезни, и Саманиды вернулись в Бухару.
двоюродный брат Хасана Али б. Муса (титул: Кара-хан или Арслан-хан) возобновил поход против Саманидов, и к 999 году сын Али Наср взял Чач, Самарканд и Бухару. Владения Саманидов были разделены между Газневидами, получившими Хорасан и Афганистан, и Караханидами, получившими Трансоксиану. Река Оксус, таким образом, стала границей между двумя соперничающими империями.
Государство Караханидов было разделено на уделы, (система Юлюш ), как это было обычным делом для тюркских и монгольских кочевников. Уделы Караханидов были связаны с четырьмя основными городскими центрами: Баласагун (тогда столица государства Караханидов) в Жетысу, Кашгар в Синьцзяне, Узген в Фергане, и Самарканд в Трансоксиане. Первоначальные владения династии Жетысу и Касгар и их ханы сохранили неявное превосходство над теми, кто правил в Трансоксиане и Фергане. Каждый из четырех сыновей Али (Ахмад, Наср, Мансур, Мухаммад) имел свои собственные независимые уделы в пределах государства Караханидов. Наср, завоеватель Трансоксианы, владел большой центральной областью Трансоксианы (Самарканд и Бухара), Ферганой (Узген) и другими областями, хотя после его смерти его удел был еще больше разделен. Ахмад владел Жетысу и Чач и стал главой династии после смерти Али. Братья Ахмад и Наср вели разную политику по отношению к Газневидам на юге - в то время как Ахмад пытался заключить союз с Махмудом Газненским, Наср безуспешно пытался проникнуть на территорию Газневидов.
На смену Ахмаду пришел Мансур, и после его смерти доминирующей стала ветвь Караханидов Хасан Бугра-хана. Сыновья Хасана Мухаммад Тогхан-хан II и Юсуф Кадир-хан, владевшие Кашгаром, стали, в свою очередь, главой династии Караханидов. Две семьи, то есть потомки Али Арслан-хана и Хасан Бугра-хана, в конечном итоге разделят Караханидское ханство на две части.
В 1017–1018 годах Караханиды отразили нападение большой массы кочевых тюркских племен, что было описано в мусульманских источниках как великая победа.
Исламское завоевание буддийских городов к востоку от Кашгара началось, когда Караханид султан Сатук Бугра-хан обратился в ислам в 934 году, а затем захватил Кашгар. Он и его сын руководили усилиями по прозелитизму ислама среди турок и участию в военных завоеваниях. В середине X века сын Сатука Муса начал оказывать давление на Хотан, и последовал долгий период войны между Кашгаром и Хотанским царством. Племянник или внук Сатока Бугра Хана Али Арслан был убит буддистами во время войны; во время правления Ахмада б. Али, Караханиды также участвовали в войнах с немусульманами на востоке и северо-востоке.
Мусульманские источники рассказывают историю о четырех имамах из города Мадаин (возможно, сейчас в Ираке), которые путешествовали, чтобы помочь Юсуфу Кадиру. Хан, вождь Караханидов, в его завоевании Хотана, Яркенда и Кашгара. Сообщается, что «неверных» гнали в Хотан, однако четыре имама были убиты. В 1006 году Юсуф Кадир-хан из Кашгара завоевал Хотанское королевство, положив конец существованию Хотана как независимого государства.
Завоевание западной части Таримской котловины, которая включает Хотан и Кашгар, имеет большое значение в возможной тюркификации и Исламификация Таримской котловины, и современные уйгуры отождествляют себя с Караханидами, хотя название уйгур было взято из манихейского Уйгурского каганата и Буддийское государство Кочо.
В начале 11 века единство династии Караханидов было нарушено частыми внутренними войнами, которые в конечном итоге привело к образованию двух независимых государств Караханидов. Сын Хасан Бугра-хана Али Тегин захватил Бухару и другие города. После смерти Мансура он расширил свою территорию еще больше. Сын Насра, Беритигин, позже вел войну против сыновей Али Тегина, завоевал контроль над большей частью Трансоксании и сделал Самарканд столицей. В 1041 году другой сын Насра б. Али, Мухаммад 'Айн ад-Даула (годы правления 1041–1052) взял на себя управление западной ветвью семьи, что в конечном итоге привело к формальному разделению Хара-Ханидского ханства. Ибрагим Тамгач-хан считался мусульманскими историками великим правителем, и он принес некоторую стабильность Западным Караханидам, ограничив систему удельного владения, которая вызвала большую часть внутренних раздоров в Кара-Ханидском ханстве.
Семья Хасанов осталась под контролем Восточного ханства. Восточное ханство имело столицу в Баласагуне, а затем в Кашгаре. Районы Фергана-Жетысу стали границей между двумя государствами и часто оспаривались. Когда образовались два государства, Фергана попала в состав Восточного ханства, но позже была захвачена Ибрагимом и стала частью Западного ханства.
В 1040 году турки-сельджуки победили Газневидов в битве при Данданакане и вошли в Иран. Разразился конфликт с Караханидами, но Караханиды вначале смогли противостоять атакам сельджуков, даже ненадолго взяв под свой контроль сельджукские города в Большом Хорасане. Однако у Караханидов возникли серьезные конфликты с религиозными классами (улама ), и улама Трансоксианы потребовали вмешательства сельджуков. В 1089 году, во время правления внука Ибрагима Ахмада б. Хидр, сельджуки вошли и взяли под свой контроль Самарканд вместе с владениями, принадлежащими Западному ханству. Западное караханидское ханство стало вассалом сельджуков на полвека, а правителями Западного ханства были в основном те, кого сельджуки взяли на трон. Ахмад б. Хидр был возвращен к власти сельджуками, но в 1095 году улама обвинил Ахмада в ереси и добился его казни.
Караханиды Кашгара также заявили о своем подчинении после похода сельджуков в Талас и Жетысу, но Восточное ханство было вассалом сельджуков лишь на короткое время. В начале XII века они вторглись в Трансоксиану и ненадолго заняли сельджукский город Термез.
Войско Кара-Хитай, вторгшееся в Среднюю Азию, состояло из остатков несуществующей династии Ляо, которая была уничтожена чжурчжэнями в 1125 году. Киданьская знать Елю Даши набрал воинов из разных племен и сформировал орду, которая двинулась на запад, чтобы восстановить киданьский народ. Елу занял Баласагун на реке Чу, затем победил Западных Караханидов в Худжанде в 1137 году. В 1141 году Кара-Хитай стал доминирующей силой в регионе после того, как они нанесли ему поражение. сокрушительный удар по сельджукскому султану Ахмаду Санджару в битве при Катване около Самарканда. Несколько военачальников караханидского происхождения, такие как отец Османа Хорезма, бежали из земель Караханидов после вторжения Карахтая.
Несмотря на поражение от Кара Хитая, династия Караханидов осталась у власти как их вассалы. Сами карахитайцы остановились в Жетысу около Баласагуна и позволили некоторым Караханидам продолжать править в качестве сборщиков налогов в Самарканде и Кашгаре. При Кара-Хитае Караханиды функционировали как администраторы оседлого мусульманского населения. Хотя Кара Кхитай были буддистами, правившими преимущественно мусульманским населением, их считали справедливыми правителями, правление которых было отмечено религиозной терпимостью. Исламская религиозная жизнь продолжалась непрерывно, и исламская власть упорствовала при Кара-Хитае. Кашгар стал несторианским митрополитом, и с этого периода появились христианские надгробия в долине реки Чу. Однако Кучлуг, найман, узурпировавший трон династии Кара Хитай, ввел антиисламскую политику в отношении местного населения под своим правлением.
Упадок сельджуков после их поражения от Кара-китанов позволил хорезмийской династии, в то время являвшейся вассалом Кара-китая, проникнуть на бывшую территорию сельджуков. В 1207 году жители Бухары восстали против садров (лидеров религиозных классов), которых хорезм-шах 'Ала ад-Дин Мухаммад использовал как предлог для завоевания Бухары. Затем Мухаммад заключил союз с правителем Западных Караханидов Усманом (который позже женился на дочери Мухаммеда) против Кара Хитая. В 1210 году Хорезм-шах взял Самарканд после того, как Кара-Хитай отступил, чтобы справиться с восстанием наймана Кучлуга, захватившего казну Кара Хитаней в Узгене. Затем хорезм-шах нанес поражение Кара-Хитая близ Таласа. Мухаммад и Кучлуг, по-видимому, договорились разделить империю Кара-киданей. В 1212 году население Самарканда подняло восстание против хорезмийцев, восстание, которое поддержал Усман, и уничтожило их. Хорезм-шах вернулся, отбил Самарканд и казнил Усмана. Он потребовал подчинения всех ведущих Караханидов и окончательно ликвидировал государство Западных Караханидов.
В 1204 году восстание восточных кара-ханидов в Кашгаре было подавлено кара-хитаями, взявшими в заложники князя Юсуфа у Баласагуна. Позже принц был освобожден, но был убит в Кашгаре мятежниками в 1211 году, положив конец Восточному Кара-Ханиду. В 1214 году мятежники в Кашгаре сдались Кучлугу, захватившему престол Кара-Хитая. В 1218 году Кучлуг был убит монгольским войском. Некоторые из восточных сосудов Кара-Хитая, включая Восточные Кара-Ханиды, затем присоединились к монгольским силам, завоевавшим Хорезмийскую империю.
Захват Караханидами не изменил по сути иранского характера Средней Азии, хотя и привел в движение демографический и этнолингвистический сдвиг. В эпоху Караханидов местное население начало использовать тюркский язык в речи - первоначально сдвиг был лингвистическим, когда местные жители приняли тюркский язык. В то время как Центральная Азия на протяжении веков становилась тюркизированной, в культурном отношении турки были близки к персидизации или, в некоторых отношениях, арабизации. Тем не менее, официальный или придворный язык, используемый в Кашгаре и других центрах Караханидов, называвшийся «хакани» (царский), оставался тюркским. Язык частично основан на диалектах тюркских племен, составлявших Караханидов, и обладал качествами линейного происхождения от кёк и карлук тюркских. Тюркское письмо также использовалось для всех документов и корреспонденции хаканов, согласно Дивану л-Лугат ат-Тюрк.
Мавзолей Караханидов 11–12 вв. В Узгене, Кыргызстан.Дивану л-Лугат ат-Тюрк (Словарь языков тюрков) был написан выдающимся караханидским историком Махмудом аль-Кашгари, который, возможно, жил для некоторых время в Кашгаре при Караханидском суде. Он написал этот первый всеобъемлющий словарь тюркских языков на арабском языке для халифов Багдада в 1072–76 гг. Другим известным караханидским писателем был Юсуф Баласагуни, который написал Кутадгу билиг (Мудрость счастья), единственное известное литературное произведение, написанное на тюркском с периода Караханидов. Кутадгу билиг - это форма советской литературы, известной как зеркала для князей. Тюркская идентичность очевидна в обоих этих произведениях, но они также показали влияние персидской и исламской культур. Однако придворная культура Караханидов оставалась почти полностью персидской. Два последних западных хакана также писали стихи на персидском языке.
минарет Калян в БухареИслам и его цивилизация процветали при Караханидах. Самый ранний образец медресе в Средней Азии был основан в Самарканде Ибрагимом Тамгач-ханом. Ибрагим также основал больницу для ухода за больными и приюта для бедных. Его сын Наср Шамс ал-Мульк построил рибат для караван-сарая на пути между Бухарой и Самаркандом, а также дворец недалеко от Бухары. Некоторые из построек, построенных Караханидами, сохранились до наших дней, в том числе минарет Калян, построенный Мохаммад Аслан-ханом рядом с главной мечетью в Бухаре, и три мавзолея в Узгенд. Первые правители Караханидов, как кочевники, жили не в городе, а в армейском лагере за пределами столицы, и хотя ко времени Ибрагима Караханиды все еще сохраняли кочевую традицию, их обширные религиозные и гражданские постройки показали, что они ассимилировали культуру и традиции оседлого населения Трансоксианы.
В генетическом исследовании, опубликованном в Nature в мае 2018 года, были изучены останки трех хара-ханидов. Было обнаружено, что они несут материнские гаплогруппы G2a2, A и J1c. Было обнаружено, что кара-ханиды имеют более восточноазиатское происхождение, чем предыдущие Гоктюрки.
Кара-ханиды, возможно, являются наиболее устойчивым культурным наследием среди сосуществующих культур в Центральной Азии. Азия IX - XIII вв. Карлукско-уйгурский диалект, на котором говорили кочевые племена и тюркизированное оседлое население во время правления Кара-Ханидов, образовал две основные ветви тюркской языковой семьи: чагатайский и кыпчакский. Культурная модель Кара-Ханидов, сочетающая кочевую тюркскую культуру с исламскими оседлыми институтами, распространилась на восток на бывшие Кара-Ходжа и тангут территории и на запад и юг на субконтинент Хорасан (Туркменистан, Афганистан и Северный Иран), территории Золотой Орды (Татаристан ) и Турция. Чагатайский, тимуридский и узбекский государства и общества унаследовали большинство культур Кара-Ханидов и хорезмийцев без особых перерывов.