Язид I

редактировать
Второй халиф халифата Омейядов (646–683)

Халифа
Язид ибн Муавия. يزيد ابن معاوية
Халифа
Драхма Язида I, 676-677.jpg арабо-сасанидский Драхм Язида I
2-й Халиф халифата Омейядов
Правление26 апреля 680 - 12 ноября 683
ПредшественникМуавия I
ПреемникМуавия II
Родился646 (25 AH )Мекка. (ныне Саудовская Аравия )
Умер12 ноября 683 г. (14 Раби ул. Аввал 64 хиджры)
СупругУмм Халид Фахита бинт Аби Хишам. Умм Кульсум бинт Абд Аллах ибн Амир
ВыпускМуавия II. Халед. Атика
Полное имя
Язид ибн Мухавия ибн Аби Суфьян. يزيد بن معاوية بن بي سفيان
Дом Суфьянид
Династия Умайяд Отец Муайяд
МатьМайсун бинт Бахдал

Язид ибн Муавия ибн Аби Суфьян (арабский : يزيد بن معاوية بن أبي س فيان, романизированный : Язид ибн Мусавия ибн Аби Суфьян; 646 - 12 ноября 683), широко известный как Язид I, был вторым халифом из халифата Омейядов. Он правил три года с 680 года до своей смерти в 683 году. Его назначение стало первой наследственной преемственностью в истории ислама. Его халифат ознаменовался смертью внука Мухаммада Хусейна ибн Али, а также началом кризиса, известного как Вторая Фитна.

Его назначение в 676 г. (56 AH ) Муавии противостояли несколько видных мусульман из Хиджаза. После его воцарения, после смерти Муавии в 680 году, Хусейн и Абдаллах ибн аз-Зубайр отказались признать его и бежали в убежище в Мекке. Когда Хусейн направлялся в Куфу, чтобы возглавить восстание против Язида, он был убит со своей небольшой группой сторонников силами Язида в битве при Кербеле. Убийство Хусейна вызвало возмущение в Хиджазе, где Ибн аз-Зубайр сосредоточил свое сопротивление правлению Язида, и был поддержан многими людьми в Мекке и Медине. После неудачных попыток вернуть доверие Ибн аль-Зубайра и людей Хиджаза с помощью дипломатии, Язид послал армию, чтобы положить конец восстанию. Армия победила мединцев в битве при аль-Харрах в августе 683 г., и город был отдан на трехдневный грабеж. Позже была осада Мекки, продолжавшаяся несколько недель. Осада закончилась смертью Язида в ноябре 683 года, и в империи началась гражданская война.

Многие мусульмане считают Язида незаконным правителем и тираном из-за его наследственной преемственности, смерти Хусейна и нападения его войск на город Медину. Современные историки относятся к нему мягче и считают его способным правителем, хотя и менее успешным, чем его отец.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Назначение халифом
  • 3 Царствование
    • 3.1 Клятвы верности
    • 3.2 Битва при Кербеле
    • 3.3 Восстание Абдаллаха ибн аз-Зубайра
    • 3.4 Зарубежные кампании
  • 4 Смерть и преемственность
  • 5 Наследие
  • 6 Примечания
  • 7 Цитаты
  • 8 Общие источники
  • 9 Внешние ссылки
Ранняя жизнь
Генеалогическое древо Суфьяниды, правящая семья, к которой принадлежал Язид I.

Язид родился в Сирии в 646 году у Муавии ибн Аби Суфьяна, тогдашнего губернатора Сирии при халифе Усмане (r. 644–656), и Майсун, дочь Бахдала ибн Унайфа, вождя могущественного племени бану калб. Язид рос с соплеменниками кальбитов по материнской линии. Хотя в юности он провел свои источники в пустыне со своими бедуинами родственниками, оставшуюся часть года он был в компании греческих и сирийских придворных своего отца, ставшего халифом в 661 году. Язид провел несколько кампаний против Византийской империи и в 670 году участвовал в нападении на Константинополь. Он также несколько раз возглавлял хадж (ежегодное паломничество мусульман в Мекку ).

Назначение халифом

К концу Первая исламская гражданская война (август 661 г.), Муавия стал единоличным правителем Халифата в результате мирного договора с Хасаном ибн Али, который контролировал большую часть Халифат после убийства его отца Али несколькими месяцами ранее. Условия договора предусматривали, что Муавия не будет назначать преемника. Однако в 676 году Муавия назначил Язида своим наследником. Муавия и шура (консультация) объявили Язиду в Дамаске, где первый созвал влиятельных людей из всех провинций в столицу и так или иначе убедил их. Муавия приказал Марвану ибн аль-Хакаму, тогдашнему губернатору Медины, сообщить жителям Медины о решении Муавии. Марван столкнулся с сопротивлением этому заявлению, особенно со стороны Хусейна ибн Али, Абдаллаха ибн аз-Зубайра, Абдаллаха ибн Умара и Абд аль-Рахмана. ибн Аби Бакр. Муавия отправился в Медину и потребовал от четырех несогласных согласиться, но они бежали в Мекку. Муавия последовал за ним и угрожал некоторым из них смертью, но они по-прежнему отказывались его поддерживать. Тем не менее, ему удалось убедить жителей Мекки в том, что все четверо дали клятву верности и приняли Язида. На обратном пути в Дамаск он также заручился поддержкой жителей Медины. После этого противники Язида молчали. Немецкий востоковед Юлиус Велльхаузен сомневается в этой истории, в то время как Бернар Льюис пишет, что дань уважения была организована с использованием дипломатии и взяток и, в меньшей степени, с применением силы.

Перед смертью Муавия оставил Язиду завещание, наставляющее его по вопросам управления империей. Он посоветовал ему остерегаться Хусейна и Ибн аль-Зубайра и предсказал, что народ Ирака соблазнит Хусейна на восстание, а затем бросит его. Далее Язиду посоветовали относиться к Хусейну осторожно и не проливать его кровь, так как он был внуком Мухаммеда. Ибн аз-Зубайр, с другой стороны, должен был подвергнуться суровому обращению, если он не придет к соглашению. Муавия также посоветовал ему хорошо относиться к людям Хиджаза.

Царствование

Клятвы верности

При вступлении на престол Язид попросил и получил клятвы верности от губернаторов провинции Халифата. Он написал своему двоюродному брату, губернатору Медины, Валиду ибн Утба ибн Абу Суфьяну, сообщив ему о смерти Муавии и указав ему заручиться верностью Хусайну ибн Али, Ибн аз-Зубайру и Ибн Умару. В письме содержались следующие инструкции:

схватить Хусейна, Абдуллаха ибн Умара и Абдуллу ибн аз-Зубайра, чтобы принести присягу на верность. Действуйте так яростно, что у них нет шанса что-либо сделать, пока они не принесут присягу на верность. Мир вам.

Валид попросил совета у Марвана по этому поводу. Марван предложил, чтобы Ибн аль-Зубайр и Хусейн были вынуждены проявить верность, поскольку они были опасны, а Ибн Умара следует оставить в покое, поскольку он не представляет угрозы. Хусейн ответил на призыв Валида, а Ибн аз-Зубайр - нет. Когда Хусейн встретился с Валидом и Марваном на полу-частной встрече, он был проинформирован о смерти Муавии и вступлении Язида в халифат. Когда его спросили о его клятве в верности Язиду, Хусейн ответил, что присягать наедине будет недостаточно, это следует сделать публично. Валид согласился, но Марван прервал его, потребовав задержать Хусейна, пока он не присягнет на верность. При этом Хусейн отругал Марвана, который затем ушел невредимым. Рядом с Хусейном стояла вооруженная свита на случай, если власти попытаются его задержать. Сразу после ухода Хусейна Марван предостерег Валида, который, в свою очередь, опроверг Марвана, оправдывая свой отказ причинить вред Хусейну, заявив: «В День Воскресения человек, [ответственный] за кровь Аль-Хусейна [будет мало весить] в мире. шкала бога ». Той ночью Ибн аз-Зубайр уехал в Мекку. Утром Валид послал за ним восемьдесят всадников, но бежал. Вскоре после этого Хусейн тоже уехал в Мекку, не присягнув Язиду. Недовольный этой неудачей, Язид заменил Валида Амром ибн Саидом. В отличие от Хусейна и ибн аз-Зубайра, Ибн Умар, Абд аль-Рахман ибн Аби Бакр и Абдаллах ибн Аббас, которые ранее также осуждали назначение Муавии Язида, теперь проявили к нему верность

Битва при Кербеле

Монета Омейядского халифата времен Язида ибн Муавии. BCRA (Basra ) монетный двор; «Убайд Аллах ибн Зияд, правитель». Датируется 60 г. хиджры = 679/680 г. Бюст в сасанидском стиле, имитирующий Хосрова II справа; бисмиллах и четыре гранулы на полях / Жертвенник огня с лентами и служителями; звезды и полумесяцы по бокам пламени; дата слева, название монетного двора - справа.

В Мекке Хусейн получил письма от про-Алида куфанов, в которых он предлагал возглавить их восстание против Язида. Впоследствии Хусейн послал своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля для оценки ситуации в городе. Он также отправлял письма в Басру, но его посланник был передан правителю Убайд Аллаху ибн Зияду и убит. Ибн Акиль сообщил Хусайну о крупномасштабной поддержке, которую он нашел в Куфе, давая понять, что последний должен войти в город. Язид приказал Ибн Зияду переехать в Куфу и казнить или заключить в тюрьму Ибн Акиля. Ибн Зияд жестоко подавил восстание и убил Ибн Акиля.

Ободренный письмом Ибн Акиля, Хусейн уехал в Куфу, игнорируя предупреждения Ибн Умара, Ибн аз-Зубайра и Ибн Аббаса о том, что куфанам нельзя доверять. По дороге в город он получил известие о смерти Ибн Акиля и о том, что куфаны перешли на другую сторону. Тем не менее, Хусейн и его товарищи продолжили движение к Куфе, и Ибн Зияд послал около 4000 человек, чтобы противостоять им. Его войска заставили их разбить лагерь в пустыне Кербела. В ходе последовавших за этим боевых действий 10 октября 680 г. Хусейн и 72 его товарища-мужчины были убиты, а семья Хусейна попала в плен. Это событие вызвало широкий резонанс среди мусульман, и образ Язида сильно пострадал. Это также помогло превратить оппозицию Язиду в движение против Омейядов, основанное на устремлениях Алидов, и способствовало развитию шиитской идентичности.

Восстание Абдаллаха ибн аз-Зубайра

Ибн аз-Зубайр начал тайно приносить присягу на верность в Мекке. Услышав об этом, Язид послал серебряную цепь Ибн аз-Зубайру с намерением умиротворить его, но получил отказ. Затем Язид послал отряд во главе с собственным братом Ибн аль-Зубайра Амром, который был в разладе с Ибн аль-Зубайром, чтобы арестовать его. Эта сила была разбита, и Амр был убит. После смерти Хусейна в Кербеле влияние Ибн аз-Зубайра достигло Медины и Куфы. Чтобы противостоять растущему влиянию Ибн аль-Зубайра в Медине, Язид пригласил знатных людей города в Дамаск и попытался привлечь их подарками и подарками. Знаменитости не убедили, и по возвращении в Медину рассказывали истории о его расточительном образе жизни и обычаях, которые многие считали нечестивыми, включая употребление вина, охоту с собаками и его любовь к музыке. Услышав эти подробности, мединцы отказались от верности Язиду и изгнали губернатора и всех Омейядов, проживающих в городе. Язид послал армию из 12000 человек под командованием Муслима ибн Укбы, чтобы отвоевать Хиджаз. К концу августа 683 г. Ибн Укба подошел к Медине и дал мединцам три дня на пересмотр, но получил отказ. Когда ультиматум закончился, началась битва, в которой мединцы потерпели поражение. После трехдневного разграбления города и принуждения повстанцев к восстановлению их преданности сирийская армия направилась в Мекку, чтобы подчинить Ибн аз-Зубайра. Согласно одной из версий, город не был разграблен, были казнены только лидеры восстания. Ибн Укба умер по пути в Мекку, и командование перешло к Хусайну ибн Нумайру аль-Сакуни, который осадил Мекку в сентябре 683 года. Осада длилась несколько недель, в течение которых Кааба загорелась. Внезапная смерть Язида в ноябре 683 года положила конец кампании и бросила халифат в хаос и гражданскую войну. Ибн аль-Зубайр объявил себя халифом, и Ирак и Египет попали под его власть.

Иностранные кампании

На иностранном фронте Язид прекратил политику набегов Муавии на Византийскую империю и сосредоточился на стабилизации своего положения. границы. Острова в Мраморном море были заброшены. Сирийский округ Химс был разделен, и был образован новый округ Киннасрин. Он повторно назначил Укба ибн Нафи, которого свергнул Муавия, губернатором Ифрикии. В 681 году Укба отправился в масштабную экспедицию в Западную Африку. Победив берберов и византийцев, Укба достиг побережья Атлантического океана и захватил Танжер и Волюбилис. Несмотря на свои успехи, он не смог установить постоянное владение этими территориями. По возвращении на восток он попал в засаду и был убит берберско-византийскими войсками, что привело к потере захваченных территорий.

Смерть и наследование

Язид умер 12 ноября 683 г. в Хувварин, в возрасте от 35 до 39 лет. Его сын Муавия II, которого он назначил, стал халифом. Однако его контроль был ограничен лишь некоторыми частями Сирии, и он умер через несколько месяцев от неизвестной болезни. Некоторые ранние источники утверждают, что Муавия II отрекся от престола перед смертью. В любом случае, Марван ибн Хакам впоследствии стал халифом, и суфьянидский халифат подошел к концу. Согласно Велльхаузену, история отречения Муавии II, вероятно, является выдумкой Марванидов, поскольку они оттеснили Суфьянидов на второй план, несмотря на то, что был заключен договор о том, что второй сын Язида Халид станет преемником Марвана. Сторонники Суфьяни были недовольны развитием, и таким образом возникла идея Суфьяни, потомка Абу Суфьяна, который восстановит власть суфьянидов в Сирии. После падения Омейядов от рук Аббасидов.

Наследие

Язид считается злой фигурой многих мусульман, особенно шиитов. Он был первым человеком в истории халифата, который был назначен наследником на основании кровного родства, и впоследствии это стало традицией. Он считается тираном, виновным в трех крупных преступлениях во время своего халифата: смерть Хусейна ибн Али и его последователей в битве при Кербеле, считающаяся резней; последствия битвы при аль-Харрахе, в которой войска генерала Язида Муслима ибн Укбы разграбили город Медина; и сожжение Каабы во время осады Мекки, в котором обвиняли военачальника Язида Хусайна ибн Нумайра. Более того, из-за его привычки пить, танцев и охоты, а также держать домашних животных, таких как собаки и обезьяны, он считается нечестивым и недостойным руководить мусульманским сообществом.

Несмотря на его репутацию в религиозных кругах. академические историки обычно более благоприятно относятся к Язиду. По словам Велльхаузена, Язид был мягким правителем, который прибегал к насилию только в случае необходимости, и не был тираном, каким его изображают религиозные традиции. Майкл Ян де Гое описывает его как «миролюбивого, миролюбивого человека. щедрый князь ». По мнению Г. Р. Хоутинг, он пытался продолжить дипломатическую политику своего отца. Однако, в отличие от Муавии, ему не удалось победить оппозицию подарками и взятками. По мнению Бернарда Льюиса, Язид был способным правителем, но его чрезмерно критиковали более поздние арабские историки.

В дошедших до нас мусульманских историях Язид описывается как «грешник в отношении своего живота и интимных органов», «высокомерный пьяный сот »,« мотивированный неповиновением Богу, отсутствием веры в Его религию и враждебностью к Его Посланнику », но эти характеристики были приписаны враждебности династии Аббасидов, во время правления которой писались истории, к халифам Омейядов, в том числе Язид. Напротив, в письме, написанном сирийцем в 741 году, до падения Омейядов в 750 году и примерно через шестьдесят лет после смерти Язида, халиф описывается как «самый приятный человек, которого все народы, подчинявшиеся его правлению, считали весьма приятным человеком. Он никогда, по обыкновению людей, не искал славы для себя из-за своего королевского ранга, но жил как гражданин вместе со всеми простыми людьми ».

Примечания
Цитаты
Общие источники
Внешний ссылки
Язид I Династия Омейядов Дата рождения: 646 Умер: 12 ноября 683
Предшествовал. Муавия I халиф ислама. Омейядский халиф. 680-12 ноября 683Преемник. Муавия II

Последняя правка сделана 2021-06-22 11:26:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте