Имам. Абу Мансур аль-Матуриди | |
---|---|
Могила- святыня имама Матуриди, Самарканд | |
схоластический теолог, юрист;. наставник (Имам аль-Худа). Шейх аль-Ислам. Нырнуть в Море знаний. Араф аль -nās bi-madhāhib Abī anīfa | |
Родился | 853 (238 H). Самарканд, Империя Саманидов |
Умер | 944 ( возраст 90–91) (333 H). Самарканд, Империя Саманидов |
Почитаются в | Традиционном суннитском исламе |
Главном святыне | Могила Имама Матуриди, Самарканд |
Влияния | Абу Ханифа |
Влияния | Абу аль-Муин аль-Насафи. Абу аль-Юср аль-Баздави |
Основные работы | Китаб ат-Таухид. Та'вилат Ахль ас-Сунна |
Абу Мантур Мухаммад б. Мухаммад б. Махмуд ас-Самарканди(853–944 гг. Н.э.; арабский : أبو منصور محمد بن محمد بن محمود الماتریدي السمردندي الحنفيṣ короче, или почтительно, как имам Матуридисо стороны мусульман-суннитов, был суннитом ханафит юрист, теолог и толкователь священных писаний IX века Самарканд, ставший одноименным кодификатором одной из основных ортодоксальных школ суннитского богословия, школа Матуриди, которая стала доминирующей теологической школой для мусульман-суннитов в Средней Азии, а позже получила выдающийся статус школы выбора как для Османской империи. и Империя Великих Моголов.
Он был из места под названием Матурид в Самарканде (Узбекистан ) и был известен как Шейх аль-Ислам, и «Имам наставления» (Имам аль-Худа). Он был одним из двух выдающихся имамов Ахль ас-Сунна в свое время, наряду с аль-Аш'ари в богословских вопросах.
В отличие от Аштари (ум. 936), основатель одной из других крупных ортодоксальных суннитских богословских школ, Матуриди придерживался доктрины Абу Ханифы (ум. 772), переданной и развитой ханафитские богословы Балха и Трансоксании. Именно эту теологию Матуриди систематизировал и использовал для опровержения не только мнений мутазилитов, каррамитов и других неортодоксальных групп, но также и немусульманских теологий, таких как Халкидонское христианство, миафизитство, манихейство, маркионизм и бардайзанство.
Эпитет или нисба Матуриди относится к Матурид (или Матурит), местность в Самарканде.
Он учился у своих учителей, Мухаммада бин Мукатила ар-Рази (ум. 248 г. хиджры / 662 г. н.э.), Абу Наср аль-Айади аль-Факих аль-Самарканди "(ум. 260 хиджры?), Нусайр бин Яхья аль-Балхи (ум. 268 хиджры / 881 г. н. э.) и (ум. 250 хиджры). Он передал Китаб аль-Алим ва Муталим Абу Ханифы от Абу Бакра аль-Джузджани, который передал это от Мухаммада ибн Мукатила ар-Рази (и Абу Сулеймана аль-Джузджани).
Его цепи перед Абу Ханифой - дается следующим образом:
Среди его учеников: Али бин Саид Абу аль-Хасан аль-Рустугфани, Абу Мухаммад Абдал-Карим бин Муса бин Иса аль-Баздави и Абу аль-Касим аль-Хаким ас-Самарканди.
Аль-Матуриди родился в Матуриде, деревне или квартале в окрестностях Самарканда. Он происходил из известной семьи Абу Айюба аль-Ансари из Медины. Это утверждение подтверждается также тем, что некоторые другие арабские семьи Медины также поселились в Самарканде. Относительно мало известно о жизни Матуриди, поскольку доступные источники «читаются не как биографии, а как списки работ, которые были расширены краткими заявлениями о его персонаже и несколькими словами похвалы». Однако очевидно, что теолог жил жизнью чистого ученого, поскольку «ничто не указывает на то, что он занимал какую-либо государственную должность, или что он имел больше учеников, популярность или связи с саманидским двором Бухары, чем кто-либо другой. " Более того, принято считать, что у Матуриди было два главных учителя, а именно Абу Бакр аль-Джузджани и Абу Накр Ахмад б. ал-Аббас аль-Шияни (ум. ок. 874–892), оба из которых сыграли значительную роль в формировании теологических взглядов Матуриди. Говорят, что Матуриди жил жизнью аскета (захид), и различные источники приписывают ему многочисленные чудеса (karāmāt). Хотя его обычно не считают мистиком, тем не менее вполне возможно, что Матуриди имел какое-то взаимодействие с суфиями своего района, поскольку «ханафитское богословие в регионе не всегда можно было четко отделить от мистических тенденций», и многие из наиболее важных ханафитских правоведов в этом районе также были суфийскими мистиками.
Матуриди определил веру (īmān) как taṣdīḳ bi 'l-alb или " внутреннее согласие, выраженное вербальным признанием (ịḳrār bi 'l-lisān) ». Более того, для Матуриди исламские труды (амал) не являются частью веры. Кроме того, Матуриди утверждал, что «вера не может уменьшаться или увеличиваться по существу, хотя можно сказать, что она возрастает через обновление и повторение».
Матуриди поддержал использование аллегорической интерпретации антропоморфных выражений в Коране., хотя он отверг многие интерпретации, которых мутазилиты могли достичь с помощью этого метода. В других случаях Матуриди поддерживал использование традиционалистского метода чтения Священных Писаний bilā kayf, который настаивал на «беспрекословном принятии явленного текста». Матуриди далее опровергал мутазилитов в своей защите Атрибутов Бога, «как реальных и вечно существующих» в Сущности Бога (āima bi ’l-d̲hāt). Его главное богословское отклонение от Аштари заключалось в том, что он считал атрибуты сущности и действия «одинаково вечными и существующими в Божественной Сущности». Таким образом, «он настаивал на том, что выражения« Бог вечно Творец »и« Бог творит из вечности (лам йазал к̲халиḳан) »одинаково действительны, даже несмотря на то, что сотворенный мир временный». Более того, Матуриди стойко защищал Блаженное видение (руʾйа, буквально «видение [Бога]») против мутазилитов, но «последовательно отвергал возможность идрака, которую он понимал как хватание за Бога глазами.. "
Вопреки распространенному мнению, Аль-Матуриди не был учеником Аль-Аш'ари. Историк аль-Баяди (ум. 1078 г. по хиджре) подчеркивал это высказывание: «Матуриди не последователь Ашари, как многие люди склонны думать. Он поддерживал суннитский ислам задолго до Ашари, он был ученым, который тщательно и систематически объяснял развивать школу Абу Ханифы и его последователей ».
Когда Матуриди рос, в исламе возникла нарождающаяся реакция против некоторых школ, в частности мутазилитов, Кармати и шииты. Матуриди, вместе с двумя другими выдающимися учеными, особенно писал о вере ислама, двумя другими были Абу аль-Хасан аль-Аш'ари в Ираке и Ахмад ибн Мухаммад аль-Тахави в Египте.
Хотя Аль-Аш'ари вместе с Матуриди были суннитами, он построил свое собственное богословие, немного отличающееся от школы Абу Ханифы. Гимарет утверждал, что аль-Аш'ари провозгласил, что Бог создает индивидуальную силу (кудру), волю и действительное действие, которое, по мнению Хе, уступает место фаталистической школе богословие, которое позднее было преобразовано в консолидированную форму аль-Газали. Однако, согласно Британской энциклопедии, Аль-Ашари придерживался доктрины Касба как объяснение того, как можно примирить свободную волю и предопределение. Матуриди, последовавший по стопам Абу Ханифы, представил «представление о том, что Бог был творцом действий человека, хотя человек обладал собственной способностью и волей действовать». Матуриди и аль-Аш'ари также отделились друг от друга в вопросе атрибутов Бога, а также в некоторых других второстепенных вопросах.
Позже, под влиянием тюркского общества таких государств, как Великая Сельджукская империя и Османская империя, школа Ханафи-Матуриди распространилась на большие территории где преобладает ханафитская школа права, например Пакистан, Афганистан, Центральная Азия, Южная Азия, Балканы, Россия, Китай, Кавказ и Турция.
Матуриди прекрасно знал дуалист верований (санавийя) и других старых персидских религий. Таким образом, его Китаб ат-Таудид стал основным источником для современных исследователей с его богатыми материалами об иранском манихействе (Mâniyya), группе брахманов (Barähima) и некоторых противоречивых материалах. такие личности, как Ибн аль-Раванди, Абу Иса аль-Варрак и Мухаммад б. Шабиб.
Хотя в средневековый период существовала «тенденция скрывать имя Матуриди и выдвигать Аштари как защитника ислама против всех еретиков», за исключением Трансоксиана, матуридизм постепенно «стал широко признан как вторая ортодоксальная суннитская богословская школа после ашшаризма. Из сохранившихся свидетельств пятнадцатого века о могиле Матуриди на кладбище Якардиза в Самарканде очевидно, что могилу теолога «посещали... и долгое время почитали» на протяжении всего средневекового периода. Это почитание богослова, по-видимому, возникло из традиций, сохраненных несколькими более поздними учеными, в которых подробно описывались мудрость и духовные способности Матуриди. Например, Абул Муин ан-Насафи (ум. 1114) утверждал, что духовные дары Матуриди были «неизмеримо многочисленны» и что «Бог выделил его чудесами (карамат), дарами благодати (мавахиб), божественной помощью (тауфик) и руководство (иршад, ташдид) ».
Современный салафизм и ваххабизм, однако, имеет тенденцию очень критически относиться к наследию Матуриди в суннитском исламе из-за их отвращения к использованию любая рациональная мысль в вопросах теологии, которую они считают еретической, несмотря на то, что этот антагонизм является позицией, которая противоречит консенсусу суннизма на протяжении всей истории. Таким образом, часто говорят, что основной «ортодоксальный суннизм» представляет собой последователей богословских традиций Матуриди и Аштари, в то время как салафизм и ваххабизм часто интерпретировались сторонниками двух основных школ как расколотые в меньшинстве теологические традиции, противоположные религиозным. основное направление. Более того, незначительные теоретические различия между теологическими формулировками Матуриди и Аштари часто рассматриваются их соответствующими последователями как поверхностные, а не реальные, поэтому «обе школы одинаково ортодоксальны» в традиционном суннизме. Традиционная суннитская точка зрения резюмируется в словах исламского издателя двадцатого века Мунира Абдух Аги, который заявил: «Нет большой [доктринальной] разницы между аштари и матуриди, поэтому обе группы теперь называются людьми сунны. и Сообщество ».
|