Мегорашим ( иврит : מגורשים «изгнанный») - термин, используемый для обозначения евреев с Пиренейского полуострова, прибывших в Северную Африку в результате антиеврейских преследований 1391 года и изгнания евреев из Испании в 1492 году. отличались от ранее существовавших североафриканских евреев, которых называли тошавим. Тошавим существовали в Северной Африке с древних времен, говорили на местных языках ( арабском или берберском ) и имели традиции, на которые повлиял ислам Магриби. Мегорашим повлияли на североафриканский иудаизм, включая традиции Испании. В конце концов они слились с Тошавим, так что теперь трудно различить эти две группы. Евреев Северной Африки часто называют сефардами, что подчеркивает их иберийские корни и иберийские традиции.
Первое переселение произошло после гонений 1391 года в Каталонии, Валенсии и на Балеарских островах. Многие мегораши нашли убежище на побережье Северной Африки, особенно в Алжире. Среди них были такие престижные раввины, как Исаак бен Шешет и Симеон бен Земах Дуран. По оценкам Еврейской энциклопедии, из 40 000–70 000 евреев, покинувших Испанию в 1492 году после указа Альгамбры, 32 000 достигли побережья Северной Африки; (20 000 в Марокко, 10 000 в Алжире). Другие говорят, однако, что невозможно точно оценить, сколько иберийских евреев нашли убежище в Марокко и Магрибе.
У этих евреев были свои лидеры, раввины и духовные лидеры, а также свой минхаг. Они говорили на разных языках Пиренейского полуострова, откуда они произошли ( кастильский, арагонский, каталонский, галисийский и т. Д.), А стандартизированная иудео-испанская форма, называемая иудесмо, давно использовалась диаспорой.
После 1391 года Megorashim осели в основном в Алжире ( Алжир и прилегающих к нему городов, Тлемсена, Оран, Tenes, Béjaïa, Константина ), Тунис ( Тунис ) и Марокко ( Мекнес, Фес и Debdou, с захватом Севильи ). После указа о изгнании 1492 года новые волны Мегорашим пришли в Северную Африку, в частности, в Тетуан, Фес, Мекнес, Рабат, Сале и Марракеш. Затем они переехали в Могадор, когда король алауитов Мохаммед бин Абдулла пригласил евреев поселиться там и позаботиться об отношениях с Португалией.
В большинстве общин, где они поселились, мегораши навязывали своих раввинов и свои реформы, в конечном итоге слившись с местными евреями (тошавим). Они были у истоков возрождения иудаизма Магриба, сильно ослабленного преследованием Альмохадов. Прибытие раввина Эфраима Алнаква из Севильи в конце 1391 года в Тлемсен позволило евреям поселиться в соседних городах Хонайне и Агадир в самом городе. В Тетуане, где они составляли главный еврейский компонент города, мегорашим насаждался свой иудео-испанский язык, известный как хакетия. В Алжире в 15 веке евреи были разделены на несколько категорий: выходцы из Африки, выходцы с Балеарских островов и Испании или из Франции, Константинополя и Италии.
В 16 веке нападения испанцев на берега Алжира и Северной Африки часто заставляли евреев покидать побережье и уходить в глубь страны. Это несколько раз спровоцировало изгнание евреев из города Оран и разрушение Беджая и Алжира. Поражение испанцев при взятии города было известно еврейской общине во время Пурима в Алжире. С испанским протекторатом на севере Марокко с 19 века, мы являемся свидетелями первого примирения между сефардами и испанцами, и многие евреи из Тетуана поселились в Гибралтаре, Испании и Латинской Америке одновременно.
В Могадоре и на побережье Атлантического океана евреи обычно активно участвуют в торговле между Марокко и Португалией. В рамках регентства Алжира и Туниса торговля с Европой и остальной частью Османской империи часто была фактом Мегорашим, особенно Граны Ливорно, которые поселились там с 16 века.
Отношения мегорашим с тошавим и влияние на них сильно различаются среди общин, в которых они поселились. Это европейское влияние на местный образ жизни имело тенденцию игнорировать население, живущее на окраинах городских центров, или даже вызывало враждебную реакцию.