Мелла

редактировать
Центральная улица Меллы в Фесе с характерной внутренней архитектурой бывших еврейских домов.

Mellah ( арабский : ملاح, лит   «соль» или «солевой район», и на иврите : מלאח ) представляет собой еврейский квартал города в Марокко. Начиная с 15 века и особенно с начала 19 века, еврейские общины в Марокко были вынуждены жить в районах мелла во многих марокканских городах. Название меллах происходит от местного топонима в Фесе, который стал названием первого отдельного еврейского квартала в Марокко ( Мелла Феса ), созданного в этом городе в 15 веке. Этот термин часто ошибочно принимают за европейские гетто.

В городах меллах часто окружали стеной с укрепленными воротами. Обычно еврейский квартал располагался рядом с королевским дворцом или резиденцией губернатора, чтобы защитить его жителей от повторяющихся беспорядков, поскольку его жители играли жизненно важную роль в местной экономике. Напротив, сельские меллы были отдельными деревнями, населенными исключительно евреями.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение первой Меллы в Фесе (15 век)
    • 1.2 16-18 веков
    • 1,3 19 век
    • 1,4 20-го века и далее
  • 2 Культура
  • 3 Физическое пространство и культурное взаимодействие
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки

История

Истоки первой меллы в Фесе (15 век)

Смотрите также: Мелла из Феса

Первая мелла Марокко была создана в городе Фес. В Фесе долгое время находилась самая большая и одна из старейших еврейских общин Марокко, существующая с момента основания города Идрисидами (в конце 8-го или начале 9-го века). Со времен Идриса II (начало 9 века) еврейская община была сосредоточена в районе, известном как Foundouk el-Yihoudi («гостиница / склад еврея»), недалеко от Баб-Гиссы на северо-востоке города. Тем не менее, исторические свидетельства также показывают, что еврейское население было широко рассредоточено во многих частях старого города ( Фес-эль-Бали ) наряду с мусульманским населением, в том числе возле мечети Каравийин в центре города.

Баб-эль-Мелла, исторический вход в еврейскую Меллу в Фесе.

В 1276 году султан маринидов Абу Юсуф Якуб основал Фес-эль-Дждид, новый укрепленный административный город для размещения своих войск и королевского дворца. В состав города входил южный район, известный как Химс, который изначально был населен мусульманскими гарнизонами, в частности, султанскими наемными контингентами сирийских лучников, которые позже были расформированы. Однако тот же район был также известен под названием Меллах ( араб. ملاح, букв. «Соль» или «солончак») из-за наличия в этом районе источника соленой воды или наличия бывшего соляного склада. Именно это название позже было сохранено как название последующего еврейского квартала в этом районе. Впоследствии название стало ассоциироваться по аналогии с аналогичными районами, которые позже были созданы в других городах, таких как Марракеш. Таким образом, имя меллах изначально не имело отрицательной коннотации, а было просто местным топонимом. Тем не менее, на протяжении поколений появилось множество легенд и популярных этимологий, объясняющих происхождение этого слова как «засоленная, проклятая земля» или место, где евреи были вынуждены «солить» головы обезглавленных повстанцев.  

И точные причины, и точная дата создания отдельной еврейской Меллы в Фесе четко не согласованы всеми учеными. Исторические свидетельства подтверждают, что в середине 14 века евреи Феса все еще жили в Фес-эль-Бали, но к концу 16-го века они прочно обосновались в Меллахе Фес-эль-Дждид. Некоторые авторы утверждают, что передача, вероятно, происходила поэтапно в период Маринидов (конец 13-15 века), особенно после эпизодов насилия или репрессий против евреев в старом городе. Городская структура Меллы, похоже, развивалась постепенно, и возможно, что небольшое еврейское население поселилось здесь сразу после основания Фес-эль-Дждида, а другие евреи, бежавшие из старого города, присоединились к ним позже. Некоторые ученые, ссылаясь на исторические еврейские хроники, более конкретно связывают дату переезда с «повторным обнаружением» тела Идриса II в его завии в центре старого города (Фес-эль-Бали) в 1437 году. центр основных торговых районов города, где довольно активно работали еврейские купцы, был превращен в гор ( святилище ), куда не разрешалось входить немусульманам, что привело к изгнанию тамошних еврейских жителей и предприятий. Многие другие ученые относят этот переезд к середине 15 века. В любом случае передача (прогрессивная или внезапная) произошла с некоторой жестокостью и трудностями. Многие еврейские семьи предпочли обратиться (по крайней мере, официально), а не покинуть свои дома и свой бизнес в центре старого города, в результате чего растущая группа называлась аль-Балдийин (мусульманские семьи еврейского происхождения, часто сохраняющие еврейские фамилии)..

Еврейские дома в Меллахе в Фесе (фото 1932 г.)

Более широкие политические мотивы переезда еврейской общины в Фес-эль-Дждид, ближе к королевскому дворцу, могли включать в себя желание правителей получить более прямое преимущество (или контроль) над своими ремесленными навыками и своими коммерческими отношениями с еврейскими общинами в Европе. и другие страны (которые, в более широком смысле, также могут использоваться в дипломатических целях). Еврейское кладбище Мелла было даже основано на земле, подаренной еврейской общине принцессой маринидов по имени Лалла Мина в 15 веке. Расположение Меллы рядом с королевским дворцом, в более укрепленном Фес-эль-Дждиде, могло также быть предназначено для лучшей защиты еврейской общины от более многочисленного и беспокойного населения старого города; образец, который будет повторяться для будущих мелл в других городах.

Однако, несмотря на более безопасное расположение, стихийные бедствия все же время от времени обрушивались на общину и ее район. 15-й век был также временем относительной политической нестабильности, когда визири Ваттасидов взяли на себя эффективный контроль у династии Маринидов и конкурировали с другими местными фракциями в Фесе. В 1465 году Мелла подверглась нападению мусульманского населения Фес-эль-Бали во время восстания под руководством шурафа (знатных шарифских семей) против маринидского султана Абд аль-Хакка II и его еврейского визиря Харуна ибн Батташа. В результате нападения тысячи еврейских жителей были убиты, и многие другие были вынуждены открыто отречься от своей веры. Общине потребовалось не менее десяти лет, чтобы оправиться от этого, и она снова выросла под властью султана Ваттасидов Мухаммада аль-Шейха (1472–1505).

Основные изменения в еврейском населении также произошли, когда в 1492 году испанская корона изгнала всех евреев из Испании, а Португалия сделала то же самое в 1497 году. Следующие волны миграции испанских евреев в Фес и Северную Африку увеличили еврейское население, а также изменили его социальное положение., этнический и лингвистический макияж. Приток мигрантов также возродил еврейскую культурную активность в последующие годы, разделив общину по этническому признаку на многие поколения. В Фесе, например, мегораши испанского происхождения сохранили свое наследие и свой испанский язык, в то время как коренные марокканские тошавимы, говорящие на арабском языке и принадлежавшие к арабскому и берберскому наследию, следовали своим собственным традициям. Члены двух общин поклонялись в отдельных синагогах и даже были похоронены отдельно. Только в 18 веке эти две общины соединились вместе, арабский язык в конечном итоге стал основным языком всей общины, в то время как испанский ( сефардский ) минхаг стал доминирующим в религиозной практике; ситуация, которая повторилась повсюду в Марокко, за заметным исключением марракешской общины.

16–18 вв.

Рыночная улица в Меллахе в Марракеше сегодня Ламелей аль-Azama Синагога в Марракеше

Некоторое время меллах Феса оставался единственным. Второй меллах был создан только во второй половине 16 века в Марракеше, который к тому времени заменил Фес в качестве столицы Марокко при новой династии Саадов. Здесь еврейское население города тоже проживало рядом с мусульманским населением. Многие из них прибыли из горных регионов Атлас и из близлежащего города Агмат, где уже существовала гораздо более древняя еврейская община.

Еврейский квартал в то время был сосредоточен в районе Муассин, который сейчас называется. В 1557-58 годах нашей эры султан Мулай Абдалла аль-Галиб приказал переселить еврейское население города отсюда в район рядом с королевской Касбой (цитаделью), и строительство новой Меллы Марракеша, вероятно, было завершено примерно в 1562-63 годах. Политические мотивы для этого, возможно, были аналогичны мотивам Маринидов при создании Меллы Феса, что послужило прецедентом, которому последовала династия Саадидов. Кроме того, однако, Мулай Абдалла, похоже, планировал создание в городе новых «образцовых» мусульманских кварталов, сосредоточенных вокруг новой мечети Муассин, которую он немедленно построил на недавно освобожденной земле старого еврейского квартала. Другим фактором для переезда мог быть быстрый рост еврейского населения из-за притока еврейских мигрантов из Феса и других городов, ищущих экономические возможности в столице. Между прочим, новая Мелла действительно была довольно большой и функционировала как отдельный город со своими услугами и удобствами. Несмотря на это, некоторые исторические ссылки указывают на то, что евреи, возможно, все еще жили в других частях города в течение десятилетий после создания Меллы.

Француз, который находился в плену в Марокко с 1670 по 1681 год, писал: «В Фесе и в Марокко [то есть в Марракеше] евреи отделены от жителей, имея свои собственные кварталы, окруженные стенами, из которых ворота охраняют люди, назначенные королем... В других городах они смешались с маврами ". В 1791 году европейский путешественник описал марракешский меллах : «У него есть два больших ворот, которые регулярно закрываются каждый вечер около девяти часов, после чего никому не разрешается входить или выходить... до... на следующее утро. У евреев есть собственный рынок... ".

Третий меллах Марокко был создан только в 1682 году, когда алауитский султан Мулай Исмаил переселил еврейское население Мекнеса, своей новой столицы, в новый район на юго-западной стороне города, рядом с огромной новой королевской цитаделью. что он там строил для себя.

В Фесе в 17 веке произошел значительный приток евреев из региона Тадла и из долины Сус, прибывших под властью алауитских султанов Мулая Рашида и Мулая Исмаила соответственно. Однако серьезная катастрофа произошла с 1790 по 1792 год в период всеобщих беспорядков в городе при султане Мулай Язиде. За эти два года султан вынудил всю еврейскую общину перебраться в отдаленный Касба Черарда на другой стороне Фес-эль-Дждида. Мелла была оккупирована союзными ему племенными войсками, ее синагога была заменена мечетью, а еврейское кладбище и его содержимое были перенесены на кладбище недалеко от Баб-Гиссы. Более того, Мулай Язид навсегда уменьшил размер района, разрушив старые городские стены вокруг него и восстановив их по гораздо меньшему периметру. Только после смерти султана главный мусульманский кади (судья) Феса приказал вернуть Меллаху еврейской общине вместе с сносом мечети, построенной войсками Язида.

19 век

Еврейский дом в Эс-Сувейре, Дарондо (1807–1841)

В начале 19 века, около 1807 года, султан Сулейман заставил евреев переехать в меллах в городах прибрежного региона, в Рабате, Сале, Эс-Сувейре и Тетуане. (В Тетуане испанское слово judería позже использовалось как название района.) Меллах в Рабате был основан в 1808 году султаном Мавлеем Сулейманом; это разделяло евреев и мусульман, которые жили вместе в общей части города. В Сале новый еврейский квартал представлял собой длинную улицу с 200 домами, 20 магазинами и торговыми будками, двумя печами и двумя мельницами. В 1865 году меллах Эс-Сувейра, который стал перенаселенным, получил разрешение на расширение.

В течение этого столетия состояние еврейской общины Феса, в частности, значительно улучшилось, поскольку расширение контактов и торговли с Европой позволило еврейскому купеческому классу занять центральное место в международных торговых сетях Марокко. Это также привело к большей социальной открытости и сдвигу во вкусах и взглядах, особенно среди более богатых евреев, которые построили там роскошные резиденции в верхних частях Меллы.

20 век и далее

В начале двадцатого века зажиточные евреи начали переезжать в новые кварталы ( Villes nouvelles ), спланированные в соответствии с европейскими городскими схемами, оставляя в меллах только пожилых людей и самые бедные семьи.

С момента создания Государства Израиль в 1948 году почти все марокканские евреи эмигрировали либо в новое еврейское государство, либо в такие страны, как Франция и Канада, некоторые из них спаслись от преследований, а некоторые были поддержаны Еврейским агентством. В результате в настоящее время в меллахе живут только мусульмане, а немногие оставшиеся евреи перебрались в современные кварталы марокканских городов. Изменяющаяся экономика Марокко также означает, что большинство марокканских евреев теперь живут в современном мегаполисе Касабланка, где в 1997 году, по оценкам, проживало 5000 человек (для сравнения, в Фесе проживало всего 150 человек).

Остатки еврейского меллы в Эс-Сувейре сегодня

В Маракеше некоторые части меллы демонстрируют признаки джентрификации в 21 веке. В Меллахе остались только три еврейские семьи, одна из которых заботится о синагоге Слат аль-Азама, одной из немногих оставшихся в этом районе. Мелла Феса ждет похожая судьба; однако в настоящее время он ремонтируется благодаря финансированию ЮНЕСКО.

Появление меллы в порту Персидского залива в рассказе о путешествии в Китай, предположительно совершенном « Яковом Анконским » и предположительно совершенном в 1271 году, которое было опубликовано Дэвидом Селборном в 1997 году под названием «Город света», было идентифицированный как явный анахронизм в критической реакции на книгу, которая сочла ее мистификацией.

Наследие марокканских еврейских кварталов в торговле остается, поскольку рынки, построенные и оживленные еврейскими купцами, существуют не только сегодня, но и в той оживленной форме, которой они служили в предыдущие века для еврейских общин. Бывшие меллы продолжают посещать как исторические места. Один писатель отмечает: «Убожество кварталов все еще существует, но они также живописны и шумны - и это тоже говорит о ярком еврейском прошлом Марокко».

Культура

Сохранившаяся синагога в Сефру

В то время как место поселения евреев определялось мусульманскими правителями, как правило, меллах существовал относительно автономно, когда евреи строили и поддерживали свои собственные общины в стенах своего квартала. Действительно, было сопротивление насильственному переселению, но в конечном итоге еврейский меллах стал освященным местом, которым евреи гордились.

"Единственные ворота, ведущие в Медину, которые можно было бы легко отвергнуть как символ тюремного заключения, вместо этого стали восприниматься жителями меллаха как объект почитания, как мы видим в этом описании с начала двадцатого века. столетие: если кто-то остановится на мгновение перед этими воротами, то увидишь любопытную вещь: все, кто проезжает, дети, нищие, разносчики, гоняющие своих ослов с товарами, старушки, сгорбленные мужчины, все подходят к этой пыльной стене и прижаться к нему губами с таким рвением, как если бы они целовали святую Тору ».

Мелла в Марокко в первую очередь возникла, когда евреи мигрировали в Марокко после изгнания с Пиренейского полуострова во время испанской инквизиции. Было дано два основных оправдания меллахизации. Во-первых, эти еврейские кварталы часто находились в непосредственной близости от местных властей, предлагая евреям некую защиту. Это объяснение также обращается к полученной эффективной власти над различными религиозными группами; если все евреи физически вместе, легче поддерживать эффективное мусульманское правление, оценивать налоги и вести учет общины. Второе оправдание установления мелла - это идея о том, что меллах были «коллективным наказанием за конкретные проступки». Евреи были связаны с этическими отклонениями, физическими уродствами и болезнями и поэтому были отделены от христианского и мусульманского населения. Организация по отношению к городу в целом дает представление о том, как евреи были расположены по сравнению с мусульманским большинством, и насколько уместны эти оправдания для конкретных меллах. Как пишут Гилсон Миллер и другие :

"Иногда квартал находится внутри более крупного города и образует его микрокосм, например еврейский квартал Тетуан; в других случаях он удаляется от молекулярного города и присоединяется к королевскому анклаву, как в Фесе. квартал наводит на размышления о его происхождении и отношениях между еврейским меньшинством и мусульманским большинством. Была ли цель квартала - изолировать его жителей, защитить их или и то, и другое? В Фесе близость меллы к королевскому дворцу составляет часто воспринимается как знак зависимости евреев от власти и защиты правящего суверена ».

Физическое пространство и культурное взаимодействие

Еврейское кладбище в Меллахе Феса

Меллы, обнесенные стеной со всех четырех сторон и обычно закрытые воротами, служили домом для еврейского населения марокканских городов. В результате эти пространства способствовали развитию еврейской общинной жизни благодаря своим физическим структурам. Меллы, как правило, организовывались по соседству и имели синагоги, еврейское кладбище и кошерные рынки, расположенные среди других общественных мест. Даже сама синагога способствовала удовлетворению самых разнообразных потребностей еврейской общины, включая образование, ритуальные ванны и места для игр детей. Вначале эти кварталы предлагали еврейским семьям значительный комфорт, с просторными домами и защитой из-за близости к королевскому дворцу, но вскоре эта роскошь иссякла.

«Однако со временем узкие улочки кварталов стали переполнены людьми, и они стали синонимом гетто. Евреи были прикованы к внутренним стенам захудалых меллах, а районы стали ассоциироваться с проклятой« соленой »землей, так же, как евреев воспринимали в марокканском обществе ».

Поскольку евреи были ключевыми игроками в торговле и коммерции, меллы часто располагались на основных водных путях и, как правило, довольно близко друг к другу, чтобы эффективно способствовать развитию торговых сетей. Более того, рынок меллы стал заметным местом не только для еврейской общины, но и для нееврейских народов, которые приходили за покупками в базарные дни. Поскольку евреи обычно занимали торговые и ремесленные должности, меллах был привлекательной торговой точкой для всего города, а не только для еврейского квартала. Разделение определенно задушило культурное взаимодействие до некоторой степени, но мусульманам было разрешено входить в меллах, и они делали это, если им были нужны товары и услуги, относящиеся к еврейской нише.

Смотрите также

Рекомендации

  1. ^ a b c d e f g h Зафрани, Х. "Маллах". В Bearman, P.; Bianquis, Th.; Босуорт, CE; van Donzel, E.; Heinrichs, WP (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание. Брилл.
  2. ^ Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура, том 1, стр. 306, относится к Бернарду Льюису 1987 г.
  3. ^ БсдеегчяJKL Rguig, Хичам (2014). "Quand Fès Inventait Le Mellah". В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Bulle (ред.). Maroc Médiéval: Un empire de l'Afrique à l'Espagne. Париж: Издания Лувра. С. 452–454. ISBN   9782350314907.
  4. ^ Colin, Georges S. «Mellah.» Энциклопедия ислама, первое издание (1913-1936)], 24 апреля 2012 г.
  5. ^ a b c d e f g h я Ле Турно, Роджер (1949). Fès avant le protectorat: étude économique et sociale d'une ville de l'occident musulman. Касабланка: Société Marocaine de Librairie et d'Edition.
  6. ^ a b c d e f g h Тури, Абдельазиз; Бенабуд, Мхаммад; Буджибар эль-Хатиб, Найма; Лахдар, Камаль; Меззин, Мохамед (2010). Le Maroc andalou: à la découverte d'un art de vivre (2-е изд.). Министр культурных дел Королевства Марок и Музей без границ. ISBN   978-3902782311.
  7. ^ Terrasse, Анри (1968). La Mosquée al-Qaraouiyin à Fès; avec une étude de Gaston Deverdun sur les columnsistoriques de la mosquée. Париж: Librairie C. Klincksieck.
  8. ^ a b c d Брессолетт, Анри; Деларозьер, Жан (1983). "Fès-Jdid de sa fondation en 1276 au milieu du XXe siècle". Эсперис-Тамуда : 245–318.
  9. ^ Métalsi, Мохамед (2003). Фес: La ville essentielle. Париж: Международное издание ACR. ISBN   978-2867701528.
  10. ^ a b c d e f g Девердун, Гастон (1959). Марракеш: Des origines à 1912. Рабат: методы изданий в Северной Африке.
  11. ^ Паркер, Ричард (1981). Практическое руководство по исламским памятникам в Марокко. Шарлоттсвилль, Вирджиния: The Baraka Press.
  12. ^ БсдеегчяJK Gilson Миллер, Сьюзен; Петруччиоли, Аттилио; Бертаньен, Мауро (2001). «Написание пространства меньшинств в исламском городе: еврейский квартал Феса (1438-1912)». Журнал Общества историков архитектуры. 60 (3): 310–327. DOI : 10.2307 / 991758. JSTOR   991758.
  13. ^ Бсдее Chetrit, Джозеф (2014). "Juifs du Maroc et Juifs d'Espagne: deux destins imbriqués". В Линце, Янник; Делери, Клэр; Туил Леонетти, Bulle (ред.). Maroc Médiéval: Un empire de l'Afrique à l'Espagne. Париж: Издания Лувра. С. 309–311. ISBN   9782350314907.
  14. ^ a b c d e Готтрайх, Эмили (2006). Мелла Марракеша: еврейское и мусульманское пространство в Красном городе Марокко. Издательство Индианского университета.
  15. ^ a b c Wilbaux, Квентин (2001). La medina de Marrakech: Formation des espaces urbains d'une ancienne capitale du Maroc. Париж: L'Harmattan. ISBN   2747523888.
  16. ^ Abun-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0521337674.
  17. ^ Houtsma, M. Th. Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913-1936 гг. Vol. 5. БРИЛЛ, 1993.
  18. ^ "Еврейская община Феса, Марокко". Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  19. ^ a b «Фес, еврейский исторический тур в Марокко». www.jewishvirtuallibrary.org. Проверено 8 апреля 2020.
  20. ^ a b Франк, Майкл (30 мая 2015 г.). «В Марокко, исследуя остатки еврейской истории». Нью-Йорк Таймс. Проверено 29 ноября 2018.
  21. ^ Холлоуэлл, Томас (2014-10-14). «Еврейские кварталы (меллы) в медине Марокко». Путешествие вне путешествий. Проверено 29 ноября 2018.
  22. ↑ Карвахал, Дорин (9 декабря 1997 г.). «Марко Поло: соперничество - просто выдумка?». Нью-Йорк Таймс. Проверено 16 июля 2008 года.
  23. ^ a b c Шмулович, Михал (9 марта 2014 г.). «Мельком еврейские воспоминания среди мелла Марокко». The Times of Israel. Проверено 29 ноября 2018.
  24. ^ АИУ, Maroc II.B.9- 13, 10 марта 1929, Гольденберг.
  25. ^ Голдберг, Харви. «Меллы Южного Марокко: отчет исследования». Обзор Магриба, т. 8, вып. 3, сер. 4, 1983, стр. 61–69.
Последняя правка сделана 2024-01-02 06:06:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте