Султан

редактировать
Для использования в других целях, см Султан (значения). Сулейман Великолепный, султан Османской империи, правивший дольше всех.

Султан ( / с ʌ л т ən / ; арабский : سلطان султану, выраженный  [sʊltˤɑːn, soltˤɑːn] ) является положение с несколькими историческими значениями. Первоначально это был арабское абстрактное существительное, означающее «сила», «власть», «господство», полученное из отглагольного سلطة sulṭah, что означает «власть» или «власть». Позже он стал использоваться как титул некоторых правителей, которые заявляли о почти полном суверенитете с практической точки зрения (т. Е. Отсутствие зависимости от какого-либо более высокого правителя), хотя и не претендовали на общий халифат, или для обозначения могущественного правителя какой-либо страны. провинция в составе халифата. Прилагательная форма слова - «султанский», а династия и земли, управляемые султаном, называются султанатом ( سلطنة salṭanah).

Этот термин отличается от « царь» ( ملك malik), несмотря на то, что оба относятся к суверенному правителю. Использование слова «султан» ограничено мусульманскими странами, где этот титул имеет религиозное значение, в отличие от более светского короля, который используется как в мусульманских, так и в немусульманских странах.

В последние годы на смену «султану» постепенно пришли современные потомственные правители, которые хотят подчеркнуть свою светскую власть в условиях верховенства закона. Ярким примером является Марокко, чей монарх изменил свой титул с султана на короля в 1957 году.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История термина
  • 2 Женские формы
  • 3 составных титула правителя
  • 4 Бывшие султаны и султанаты
    • 4.1 Султанаты в Анатолии и Центральной Азии
    • 4.2 Кавказ
    • 4.3 Левант и Аравийский полуостров
    • 4,4 Северная Африка
    • 4.5 Африканский Рог
    • 4.6 Юго-Восточная Африка и Индийский океан
      • 4.6.1 Малики
      • 4.6.2 Побережье суахили
      • 4.6.3 Султани
    • 4,7 Западная и Центральная Африка
    • 4.8 Южная Азия
    • 4.9 Юго-Восточная и Восточная Азия
  • 5 нынешних султанов
  • 6 княжеских и аристократических титулов
  • 7 Воинское звание
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
История термина

Слово происходит от арабско-семитского корня salaṭa «быть твердым, сильным». Существительное сулṭан изначально обозначало своего рода моральный авторитет или духовную силу (в отличие от политической власти), и в этом смысле оно используется несколько раз в Коране.

В раннем мусульманском мире высшая власть и власть теоретически принадлежали халифу, который считался лидером халифата. Однако растущая политическая раздробленность мусульманского мира после VIII века поставила под сомнение этот консенсус. Местные губернаторы с административной властью носили титул амир (традиционно переводится как «командующий» или «князь») и назначались халифом, но в 9 веке некоторые из них стали де-факто независимыми правителями, которые основали свои собственные династии, такие как в Аглабидах и Тулуниды. К концу 10 века термин «султан» начинает использоваться для обозначения отдельного правителя с практически суверенной властью, хотя ранняя эволюция этого термина сложна и трудна для установления. Первой крупной фигурой, которая явно даровала себе этот титул, был правитель Газневидов Махмуд (годы правления 998 - 1030 гг. Н. Э.), Который контролировал империю в современном Афганистане и прилегающих регионах. Вскоре после этого Великие Сельджуки приняли этот титул после победы над Империей Газневидов и взятия под контроль еще большей территории, которая включала Багдад, столицу халифов Аббасидов. Ранний лидер сельджуков Тугрил-бей был первым лидером, который принял на своей чеканке эпитет «султан». Хотя сельджуки официально признали багдадских халифов универсальным лидером мусульманского сообщества, их собственная политическая власть явно затмила последнего. Это привело к тому, что различные мусульманские ученые, в частности Аль-Джувайни и Аль-Газали, попытались разработать теоретические обоснования политической власти султанов Сельджуков в рамках формальной верховной власти признанных халифов. В целом теории утверждали, что вся законная власть исходила от халифа, но что она была делегирована суверенным правителям, которых халиф признавал. Аль-Газали, например, утверждал, что, хотя халиф был гарантом исламского права ( шариата ), для обеспечения соблюдения закона на практике требовалась сила принуждения, и лидер, который непосредственно осуществлял эту власть, был султаном.

Положение султана продолжало расти в период крестовых походов, когда лидеры, носившие титул «султан» (такие как Салах ад-Дин и династия Айюбидов ), возглавили конфронтацию с государствами крестоносцев в Леванте. Просмотры об офисе султана дальнейшего развития во время кризиса, последовавшего за уничтожение Багдада со стороны монголов в 1258 годе, который устранил остатки Аббасидов политической власти. С тех пор оставшиеся в живых потомки аббасидских халифов жили в Каире под защитой мамлюков и все еще номинально признавались последними. Однако с этого времени они фактически утратили авторитет и не получили всеобщего признания в мусульманском суннитском мире. Как защитники линии халифов Аббасидов, мамлюки признали себя султанами, и мусульманский ученый Халил аль-Захири утверждал, что только они могут иметь этот титул. Тем не менее, на практике многие мусульманские правители того периода теперь также использовали этот титул. Монгольские правители (которые с тех пор обратились в ислам) и другие турецкие правители были среди тех, кто это сделал.

Позиции султана и халифа начали смешиваться в 16 веке, когда Османская империя завоевала империю мамлюков и стала бесспорно ведущей державой мусульман-суннитов на большей части Ближнего Востока, Северной Африки и Восточной Европы. Османский ученый и юрист XVI века Эбюссуд Мехмет Эфенди признал османского султана ( в то время Сулеймана Великолепного ) халифом и универсальным лидером всех мусульман. Это смешение султана и халифа стало более четко обозначено в XIX веке, во время территориального упадка Османской империи, когда османские власти стремились поставить султана в качестве лидера всего мусульманского сообщества перед лицом европейской ( христианской ) колониальной экспансии. В рамках этого повествования утверждалось, что, когда султан Селим I захватил Каир в 1517 году, последний потомок Аббасидов в Каире формально перешел к нему на должность халифа. Это сочетание, таким образом, повысило религиозный или духовный авторитет султана в дополнение к его формальному политическому авторитету.

В этот более поздний период титул султана все еще использовался за пределами Османской империи, а также с примерами сомалийских аристократов, малайских дворян и султанов Марокко (таких как династия Алауитов, основанная в 17 веке). Однако правители мусульман- шиитов не использовали его в качестве суверенного титула. Династия Сефевидов в Иране, которая контролировала крупнейшее мусульманское государство шиитов этой эпохи, в основном использовала персидский титул шах, традиция, которая продолжалась при последующих династиях. Термин султан, напротив, в основном давался губернаторам провинций в пределах их владений.

Женские формы

В качестве женской формы султана, используемой жителями Запада, является Султана или Султана, и этот титул использовался на законных основаниях для некоторых (не всех) мусульманских женщин- монархов, а также матерей и главных супругов султана. Однако турецкий и османский турецкий язык также используют султан для императорской леди, поскольку турецкая грамматика, на которую влияет персидская грамматика, использует одни и те же слова для женщин и мужчин. Однако этот стиль неверно истолковывает роли жен султанов. В подобном обиходе жена немецкого фельдмаршала могла называться фрау Фельдмаршал (аналогично, во французском языке конструкции типа мадам ла маршаль исторически использовались для жен чиновников). Женщины-лидеры в мусульманской истории правильно известны как «султаны». Однако жену султана в султанате Сулу называют «пангийкой», в то время как главная жена султана во многих султанатах Индонезии и Малайзии известна как «пермаисури», «Тунку Ампуан», «Раджа Перемпуан» или Тенгку Ампуан ". Королева консорт в Брунее особенно известен как Раджа Isteri с названием Pengiran Енакова суффиксом, если королева консорт также королевская принцесса.

Составные титулы правителя
Османский султан Мехмед IV посетил евнуха и двух пажей.

Обычно это второстепенные названия, либо возвышенные «стихи», либо с посланием, например:

Бывшие султаны и султанаты

Султанаты в Анатолии и Центральной Азии

Кавказ

Левант и Аравийский полуостров

Его Величество султан Кабус бин Саид аль Саид из династии Аль Саидов правил Оманом почти 50 лет.

Северная Африка

Султан Марокко Абд аль-Хафид.

Африканский рог

Девятнадцатая карта века центрального Сомалиленд показывает территорию султана Нур из Хабр - Юнис Основные статьи: сомалийские аристократические и придворные титулы и эфиопские аристократические и придворные титулы Султан Адаля и его войска (справа) сражаются с королем Абиссинии и его людьми ( Le Livre des Merveilles, 15 век).

Юго-Восточная Африка и Индийский океан

Малики

Судя по арабскому языку малик, это был альтернативный родной стиль султанов султаната Килва в Танганьике (в настоящее время континентальная часть Танзании).

Побережье суахили

Восьмой султан из Занзибара, Али бин Хамуд. Фотография сделана между 1902 и 1911 годами.
  • Султанат Занзибар : два действовавших (из династии Омана) после фактического отделения от Омана в 1806 году, последний принял титул султана в 1861 году при формальном отделении под эгидой Великобритании; с 1964 года союз с Танганьикой (часть Танзании )

Мфалуме - это титул (ки) суахили различных коренных мусульманских правителей, обычно переводимый на арабском языке и на западных языках как султан:

Султани

Это был титул местного правителя танзанийского государства Ухехе.

Западная и Центральная Африка

Южная Азия

Юго-Восточная и Восточная Азия

Хаменгкубувоно X, действующий султан Джокьякарты Пакубувоно XII, последний бесспорный Сусухунан Суракарты Султан Сайфуддин из Тидора Мохаммед Махакуттах Абдулла Кирам, последний признанный султан Сулу

В Индонезии (ранее в Голландской Ост-Индии ):

В Малайзии :

В Брунее :

В Китае :

  • Дали, Юньнань, столица недолгого восстания Пантэя.
    • Кроме того, Каид Джами аль-Муслимин (лидер сообщества мусульман) Пингнан Го («Умиротворенное южное государство», крупное исламское мятежное государство в западной провинции Юньнань) обычно упоминается в зарубежных источниках как султан.
  • Илийский султанат  [ zh ]

На Филиппинах :

В Таиланде :

Текущие султаны

Султаны суверенных государств

Султаны в федеральных монархиях

Султан с властью в республике

В некоторых частях Ближнего Востока и Северной Африки до сих пор существуют региональные султаны или люди, которые являются потомками султанов и именуются таковыми. См. Список текущих составляющих азиатских монархов и Список текущих составляющих африканских монархов.

Княжеские и аристократические титулы
Валиде Султан (Sultana мать) в Османской империи

К началу 16 века титул султана носили как мужчины, так и женщины Османской династии и заменял другие титулы, которыми были известны видные члены императорской семьи (особенно хатун для женщин и бей для мужчин). Это использование подчеркивает османскую концепцию суверенной власти как семейной прерогативы.

Западная традиция называет османского правителя «султаном», но сами османы использовали «падишах» (император) или «хюнкар» для обозначения своего правителя. Формальный титул императора состоял из слов «султан» и «хан» (например, султан Сулейман-хан). В официальном обращении дети султана также носили титул «султан», причем императорские князья (Шехзаде) носили титул перед своим именем, а императорские принцессы носили его после. Например, Шехзаде Султан Мехмед и Михримах Султан, сын и дочь Сулеймана Великолепного. Как и имперские принцессы, живая мать и главная супруга правящего султана также носили титул после своих имен, например, Хафса Султан, мать Сулеймана и первый валидский султан, и Хюррем Султан, главный супруг Сулеймана и первый султан хасеки. Развитие использования этого титула отражало смену власти среди имперских женщин, особенно между Султанатом Женщин, поскольку положение главного супруга в течение 17 века ослабло, главный супруг потерял титул «султан», который был заменен на «кадин». название, относящееся к более ранней «хатун». Отныне мать правящего султана была единственным человеком неимперской крови, носившим титул «султан».

В Казахском ханстве султан был избранным по родам султаном из правящей династии (прямые потомки Чингисхана ), то есть своего рода князьями. Лучший из султанов избирался ханом на Курултае. См. Ru: Казахские султаны

Воинское звание

В ряде посткалифальных государств под властью монголов или тюрков существовала военная иерархия феодального типа. Эти администрации часто были десятичными (в основном в более крупных империях), с использованием первоначально княжеских титулов, таких как хан, малик, амир, как простых обозначений ранга.

В Персидской империи ранг султана был примерно эквивалентен рангу современного капитана на Западе; социально в классе пятого ранга, именуемом Али Джа.

Смотрите также
использованная литература
Последняя правка сделана 2023-03-29 08:37:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте