суахили | |
---|---|
Аджеми : كيسواحيلي Kiswahili | |
Произношение | Суахили: [кисвухили] ( слушай ) |
Родной для | в основном в Танзании, Демократической Республике Конго, островах Баджуни (часть Сомали ), Мозамбике (в основном Мвани ), Бурунди, Руанде, Уганде, Кении, Коморских Островах, Майотте, Замбии, Малави и Мадагаскаре |
Этническая принадлежность | Васуахили |
Носитель языка | Оценки варьируются от 2 миллионов (2003 г.) до 18 миллионов (2012 г.) говорящих на L2: 90 миллионов (1991–2015 гг.) |
Языковая семья | Нигер – Конго ? |
Ранняя форма | Прото-суахили |
Система письма | |
Официальный статус | |
Официальный язык в | 4 страны Организации |
Признанный язык меньшинства в | |
Регулируется | |
Коды языков | |
ISO 639-1 | sw |
ISO 639-2 | swa |
ISO 639-3 | swa - включая код Индивидуальные коды: swc - Конго суахили swh - Прибрежный суахили ymk - Makwe wmw - Mwani |
Glottolog | swah1254 |
Код Гатри |
|
Лингвасфера | 99-AUS-m |
Регионы, где суахили является основным языком Регионы, где суахили является вторым языком Регионы, где суахили является официальным языком, но не является родным языком большинства Регионы, где суахили является языком меньшинства | |
Эта статья содержит фонетические символы МФА. Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете увидеть вопросительные знаки, квадраты или другие символы вместо символов Юникода. Вводное руководство по символам IPA см. В разделе Help: IPA. |
Человек | Мсвахили |
---|---|
Люди | Васуахили |
Язык | Кисуахили |
Суахили, также известный под своим родным названием кисуахили, является языком банту и родным языком народа суахили. Это lingua franca региона Великих африканских озер и других частей Восточной и Южной Африки, включая Танзанию, Уганду, Руанду, Бурунди, Кению, некоторые части Малави, Сомали, Замбию, Мозамбик и Демократическую Республику Конго ( ДРК). Коморский, на котором говорят на Коморских островах, иногда считается диалектом суахили, хотя другие власти считают его отдельным языком. От шестнадцати до двадцати процентов словарного запаса суахили составляют арабские заимствованные слова, включая слово суахили от арабского савахили ( سَوَاحِلي, множественное число прилагательного от арабского слова, означающего «побережье»). Арабские заимствования восходят к контактам арабских торговцев с банту, живущими на восточном побережье Африки, на протяжении многих веков. Под влиянием арабской торговли суахили превратился в лингва-франка, используемый арабскими торговцами и народами банту восточноафриканского побережья.
Точное количество носителей суахили, будь то носители языка или второй язык, неизвестно и является предметом споров. Выдвигались разные оценки, которые сильно разнятся - от 50 до 150 миллионов. Суахили является национальным языком ДРК, Кении, Танзании и Уганды. Шикомор, официальный язык Коморских Островов, на котором также говорят на Майотте ( Симаоре ), тесно связан с суахили. Суахили также является одним из рабочих языков Африканского союза и Сообщества по вопросам развития юга Африки. Он официально признан в качестве лингва - франка в Восточно - африканского сообщества. В 2018 году Южная Африка легализовала преподавание суахили в школах Южной Африки в качестве факультативного предмета, который начнется в 2020 году. Ботсвана последовала этому примеру в 2020 году, и Намибия также планирует ввести этот язык.
Восточноафриканское сообщество было основано в 1967 году тремя странами: Кенией, Угандой и Танзанией. Позднее к ним присоединились еще три страны; Руанда, Южный Судан и Бурунди. Суахили и английский - два официальных языка EAC.
Суахили является банту язык в отрасли Сабаки. В географической классификации Гатри суахили находится в зоне G банту, тогда как другие языки сабаки находятся в зоне E70, обычно под названием Nyika. Исторические лингвисты не считают арабское влияние на суахили значительным, поскольку арабское влияние ограничивается лексическими элементами, большинство из которых были заимствованы только с 1500 года, в то время как грамматическая и синтаксическая структура языка типично банту.
Слово суахили происходит от его фонетического эквивалента на арабском языке:
سَاحِل | → | سَوَاحِل | → | سَوَاحِلِىّ |
Sāil | саватил | Sawāħilï | ||
"побережье", ( разорванное множественное число ) | "берега" | "берегов" |
Ядро языка суахили берет свое начало в языках банту побережья Восточной Африки. Большая часть банту словаря суахили имеет родственные слова в Pokomo, Taita и языков Mijikenda и, в меньшей степени, другие языки Восточноафриканская банту. Хотя мнения различаются по конкретным особенностям, исторически считалось, что около 20% словарного запаса суахили происходит от заимствованных слов, подавляющее большинство из которых - арабского, а также других языков, включая персидский, хиндустани, португальский и малайский.
Донорские языки | Процент |
---|---|
Арабский (в основном оманский арабский ) | 16,3-20% |
английский | 4,6% |
португальский | 0,9-1,0% |
хинди | 0,7–3,9% |
Персидский | 0,4–3,4% |
Малагасийский | 0,2-0,4% |
Оманский арабский язык является источником большинства арабских заимствований в суахили. Однако в тексте «Пересмотр ранней истории суахили» Томас Спир отметил, что суахили сохраняет большое количество грамматики, лексики и звуков, унаследованных от языка сабаки. Фактически, принимая во внимание ежедневный словарный запас и используя списки из ста слов, 72-91% были унаследованы от языка сабаки (который считается родным), тогда как 4-17% были заимствованы из других африканских языков. Только 2-8% были из неафриканских языков, а арабские заимствования составляли лишь часть от 2-8%. Согласно другим источникам, около 35% словарного запаса суахили происходит от арабского языка. Что также оставалось без внимания, так это то, что большое количество заимствованных терминов имело собственные эквиваленты. Предпочтительное использование арабских заимствованных слов преобладает на побережье, где туземцы, в культурной демонстрации близости к арабской культуре или происхождении от нее, предпочли бы использовать заимствованные слова, тогда как туземцы из внутренних районов, как правило, используют местные эквиваленты. Первоначально он был написан арабским шрифтом.
Самые ранние известные документы, написанные на суахили, - это письма, написанные в Килве, Танзания, в 1711 году арабским шрифтом, которые были отправлены португальцам Мозамбика и их местным союзникам. Оригиналы писем хранятся в Историческом архиве Гоа, Индия.
Различные колониальные державы, правившие на побережье Восточной Африки, сыграли свою роль в росте и распространении суахили. С приходом арабов в Восточную Африку они использовали суахили в качестве языка торговли, а также для обучения исламу местных народов банту. Это привело к тому, что суахили впервые был написан арабским алфавитом. Более поздний контакт с португальцами привел к увеличению словарного запаса суахили. Язык был формализован на институциональном уровне, когда немцы пришли к власти после Берлинской конференции. Увидев, что язык уже широко распространен, немцы официально закрепили его в качестве официального языка в школах. Таким образом, школы на суахили называются Shule (от немецкого Schule) в правительственной, торговой и судебной системе. Поскольку немцы контролировали основной регион в Восточной Африке, где говорят на суахили, они изменили систему алфавита с арабского на латынь. После Первой мировой войны Великобритания захватила Германскую Восточную Африку, где они обнаружили, что суахили укоренился в большинстве областей, а не только в прибрежных регионах. Британцы решили официально оформить его как язык, который будет использоваться во всем регионе Восточной Африки (хотя в Британской Восточной Африке [Кения и Уганда] в большинстве районов использовался английский, а также различные нилотские и другие языки банту, а суахили в основном ограничивался побережьем). В июне 1928 года в Момбасе прошла межтерриториальная конференция, на которой присутствовали представители Кении, Танганьики, Уганды и Занзибара. Занзибарский диалект был выбран в качестве стандартного суахили для этих регионов, и была принята стандартная орфография для суахили.
Суахили стал вторым языком, на котором говорят десятки миллионов людей в трех африканских странах Великих озер ( Кения, Уганда и Танзания ), где он является официальным или национальным языком, а также первым языком для многих людей в Танзании, особенно в прибрежных регионах. Танга, Пвани, Дар-эс-Салам, Мтвара и Линди. Во внутренних районах Танзании на суахили говорят с акцентом под влиянием местных языков и диалектов, и он является первым языком для большинства людей, родившихся в городах, в то время как на суахили говорят как на втором языке в сельской местности. На суахили и родственных ему языках говорит относительно небольшое количество людей в Бурунди, Коморских Островах, Малави, Мозамбике, Замбии и Руанде. На этом языке еще в 20 веке понимали в южных портах Красного моря. Всего говорящих на суахили может быть от 120 до 150 миллионов человек.
Суахили - один из первых языков в Африке, для которого были разработаны языковые технологические приложения. Арви Хурскайнен - один из первых разработчиков. Приложения включают в себя средство проверки орфографии, теги части речи, программное обеспечение для изучения языка, проанализированный корпус текста суахили из 25 миллионов слов, электронный словарь и машинный перевод между суахили и английским языком. Развитие языковых технологий также укрепляет позиции суахили как современного средства общения.
Широкое распространение суахили в качестве национального языка в Танзании пришло после того, как Танганьика получила независимость в 1961 году, и правительство решило, что он будет использоваться в качестве языка для объединения новой нации. Это привело к использованию суахили на всех уровнях государственного управления, торговли, искусства, а также в школах, в которых дети начальной школы обучаются на суахили, прежде чем перейти на английский (язык обучения) в средних школах (хотя суахили по-прежнему преподается как самостоятельный язык. subject) После объединения Танганьики и Занзибара в 1964 году на базе Межтерриториального языкового комитета был создан Taasisi ya Uchunguzi wa Kiswahili (TUKI, Институт исследований суахили). В 1970 Туки был объединен с Университетом Дар - эс - Саламе, а Бараза ла суахили ла Taifa был сформирован (BAKITA). BAKITA - это организация, занимающаяся развитием и пропагандой суахили как средства национальной интеграции в Танзании. Основные виды деятельности, возложенные на организацию, включают создание здоровой атмосферы для развития суахили, поощрение использования языка в правительственных и деловых кругах, координацию деятельности других организаций, связанных с суахили, стандартизацию языка. Видение BAKITA: 1. Эффективное управление и координация развития и использования суахили в Танзании 2. Полное и эффективное участие в продвижении суахили в Восточной Африке, Африке и во всем мире. Хотя другие органы и агентства могут предлагать новые словари, BAKITA - единственная организация, которая может одобрить их использование на языке суахили.
В Кении организация Chama cha Kiswahili cha Taifa (CHAKITA) была основана в 1998 году для исследования и предложения средств, с помощью которых суахили можно интегрировать в национальный язык и сделать обязательным в школах в том же году. Однако большинство молодых людей сегодня говорят на другом языке, который называется " Шэн »в их повседневных разговорах, и он стал настолько популярным и широко распространенным, что стандартный вариант суахили теперь звучит архаично и литературно.
Суахили сыграл важную роль в распространении христианства и ислама в Восточной Африке. С момента своего прибытия в Восточную Африку арабы принесли ислам и основали медресе, где они использовали суахили для обучения исламу туземцев. По мере роста арабского присутствия все больше и больше туземцев обращались в ислам и обучались на языке суахили.
С приходом европейцев в Восточную Африку христианство было введено в Восточной Африке. В то время как арабы в основном базировались в прибрежных районах, европейские миссионеры пошли дальше, распространяя христианство вглубь страны. Но поскольку первые миссионерские посты в Восточной Африке находились в прибрежных районах, миссионеры подхватили суахили и использовали его для распространения христианства, поскольку он имел много общего со многими другими языками коренных народов региона.
Во время борьбы за независимость Танганьики Африканский национальный союз Танганьики использовал суахили как язык массовых организаций и политических движений. Это включало публикацию брошюр и радиопередач, чтобы сплотить людей на борьбу за независимость. После обретения независимости суахили был принят в качестве национального языка. До сих пор танзанийцы несут чувство гордости, когда дело доходит до суахили, особенно когда он используется для объединения более 120 племен по всей Танзании. Суахили использовался для укрепления солидарности между людьми и чувства единства, и поэтому суахили остается ключевой идентичностью танзанийского народа.
В стандартном суахили пять гласных фонем : / ɑ /, / ɛ /, / i /, / ɔ / и / u /. По словам Эллен Контини-Морава, гласные никогда не сокращаются, независимо от ударения. Однако, по словам Эдгара Поломе, эти пять фонем могут различаться по произношению. Поломе утверждает, что / ɛ /, / i /, / ɔ / и / u / произносятся как таковые только в ударных слогах. В безударных слогах, а также перед преназализованным согласным они произносятся как [e], [ɪ], [o] и [ʊ] ». E также обычно произносится как среднее положение после w. Поломе утверждает, что / ɑ / произносится как таковое только после w и произносится как [a] в других ситуациях, особенно после / j / ( y). В конце слова A может произноситься как [ə]. Гласные суахили могут быть длинными ; они записываются как две гласные (пример: kondoo, что означает «овца»). Это связано с историческим процессом, в котором L была удалена между двумя примерами одной и той же гласной ( kondoo изначально произносилось как kondolo, которое сохранилось в некоторых диалектах). Однако эти долгие гласные не считаются фонематическими. Похожий процесс существует и в зулусском языке.
Губной | Стоматологический | Альвеолярный | Постальвеолярный / небный | Velar | Glottal | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Носовой | м ⟨m⟩ | n ⟨n⟩ | ɲ ⟨ny⟩ | ŋ ⟨ng'⟩ | |||
Стоп | преназализированный | mb̥ ⟨mb⟩ | nd̥ ⟨nd⟩ | nd̥ʒ̊ ⟨nj⟩ | ŋɡ̊ ⟨ng⟩ | ||
имплозивный / звонкий | ɓ ~ b ⟨b⟩ | ɗ ~ d ⟨d⟩ | ʄ ~ dʒ ⟨j⟩ | ɠ ~ ɡ ⟨g⟩ | |||
безмолвный | p ⟨p⟩ | т ⟨t⟩ | tʃ ⟨ch⟩ | k ⟨k⟩ | |||
с придыханием | ( pʰ ⟨p⟩) | ( tʰ ⟨t⟩) | ( tʃʰ ⟨ch⟩) | ( kʰ ⟨k⟩) | |||
Fricative | преназализированный | mv̥ ⟨mv⟩ | nz̥ ⟨nz⟩ | ||||
озвучен | v ⟨v⟩ | ( ð ⟨dh⟩) | z ⟨z⟩ | ( ɣ ⟨gh⟩) | |||
безмолвный | f ⟨f⟩ | ( θ ⟨th⟩) | s ⟨s⟩ | ʃ ⟨sh⟩ | ( х ⟨kh⟩) | h ⟨h⟩ | |
Приблизительный | l ⟨l⟩ | j ⟨y⟩ | w ⟨w⟩ | ||||
Ротический | r ⟨r⟩ |
Некоторые диалекты суахили могут также иметь фонемы с придыханием / pʰ tʰ tʃʰ kʰ bʱ dʱ dʒʱ ɡʱ /, хотя они не отмечены в орфографии суахили. Множественные исследования рекомендуют классифицировать преназализацию как группы согласных, а не как отдельные фонемы. Исторически сложилось так, назализация была потеряна перед глухими согласными, а затем звонкие согласные devoiced, хотя они по - прежнему написаны Мб, й и т.д. / г / фонема реализуется либо в виде короткой трелью [ г ] или чаще в качестве одного крана [ ɾ ] большинством выступающих. [x] существует в свободной вариации с h, и его различают только некоторые ораторы. В некоторых арабских заимствованиях (существительные, глаголы, прилагательные) ударение или интенсивность выражается воспроизведением исходных эмфатических согласных / dˤ, sˤ, tˤ, zˤ / и увулярного / q / или удлинением гласного, где стремление будет использоваться в унаследовал слова банту.
Суахили теперь пишется латинским алфавитом. Есть несколько диграфов для родных звуков: ch, sh, ng и ny ; q и x не используются, c не используется кроме орграфа ch, неассимилированных английских заимствований и, иногда, вместо k в рекламе. Есть также несколько диграфов для арабских звуков, которые многие люди, говорящие за пределами этнических регионов суахили, с трудом различают.
Раньше язык был написан арабской графикой. В отличие от адаптации арабского письма для других языков, суахили было сделано относительно мало. Существовали также различия в орфографических соглашениях между городами и авторами на протяжении веков, некоторые довольно точные, но другие достаточно разные, чтобы вызвать трудности с разборчивостью.
/ e / и / i /, и / o / и / u / часто объединялись, но в некоторых вариантах написания / e / отличалось от / i / поворотом касры на 90 °, а / o / отличалось от / u / записав дамму в обратном порядке.
Некоторые согласные звуки суахили не имеют эквивалентов в арабском языке, и для них часто не создавались специальные буквы, в отличие, например, от сценария урду. Вместо этого заменяется ближайший арабский звук. Это не только означало, что одна буква часто обозначает более одного звука, но также писатели по-разному выбирали, какой согласный заменить. Ниже приведены некоторые эквиваленты арабского суахили и римского суахили:
Суахили на арабском языке | Суахили в латинском алфавите | |||
---|---|---|---|---|
Финал | Медиальный | Исходный | Изолированные | |
ا | ا | аа | ||
ب | ب | ب | ب | bp mb mp bw pw mbw mpw |
ت | ت | ت | ت | t nt |
ث | ث | ث | ث | й? |
ج | ج | ج | ج | j nj ng ng 'ny |
ح | ح | ح | ح | час |
خ | خ | خ | خ | кх ч |
د | د | d nd | ||
ذ | ذ | дх? | ||
ر | ر | rd nd | ||
ز | ز | z nz | ||
س | س | س | س | s |
ش | ش | ش | ش | ш ч |
ص | ص | ص | ص | s, sw |
ض | ض | ض | ض | dhw |
ط | ط | ط | ط | t tw chw |
ظ | ظ | ظ | ظ | z th dh dhw |
ع | ع | ع | ع | ? |
غ | غ | غ | غ | gh g ng ng ' |
ف | ف | ف | ف | f fy v vy mv p |
ق | ق | ق | ق | кг ng ch sh ny |
ك | ك | ك | ك | |
ل | ل | ل | ل | л |
م | م | م | م | м |
ن | ن | ن | ن | п |
ه | ه | ه | ه | час |
و | و | ш | ||
ي | ي | ي | ي | y ny |
Это была общая ситуация, но конвенции от урду были приняты некоторыми авторами для того, чтобы различать стремление и / р / с / б /: پھا / PAA / «Газель», پا / PAA / «крыша». Несмотря на то, что не в Стандарте суахили сегодня, существует различие между стоматологическими и альвеолярными согласных в некоторых диалектах, что отражено в некоторой орфографии, например, в كٹ -kuta « чтобы встретиться» против كت -kut̠a «быть доволен'. К с точками у, ػػػػ, был использован для ч в некоторых конвенциях; ky исторически и даже современно более точная транскрипция, чем римская гл. В Момбасе, было принято использовать арабские эмфатическими для Cw, например, в صص swiswi (стандарт Сиси) «мы» и كط kit̠wa (стандарт kichwa) «голова».
Частицы, такие как ya, na, si, kwa, ni, присоединяются к следующему существительному, а притяжательные формы, такие как yangu и yako, присоединяются к предыдущему существительному, но глаголы записываются как два слова, с подлежащим и напряжением – аспект – настроение. морфемы отделены от объекта и корня, как в aliyeniambia «тот, кто сказал мне».
Существительные суахили делятся на классы, которые примерно аналогичны родам в других языках. В суахили префиксы обозначают группы похожих объектов: ⟨m-⟩ обозначает отдельных людей ( mtoto 'ребенок'), ⟨wa-⟩ обозначает несколько человек ( watoto 'дети'), ⟨u-⟩ обозначает абстрактные существительные ( utoto 'детство '), и так далее. И так же, как прилагательные и местоимения должны согласовываться с родом существительных в некоторых языках с грамматическим родом, так и в суахили прилагательные, местоимения и даже глаголы должны согласовываться с существительными. Это характерная черта всех языков банту.
Г / VI- класс исторически состоял из двух отдельных полов, артефактов (банту класс 7/8, посуда и ручной инструмент в основном) и уменьшительных (банту класс 12/13), которые были сплавлены на стадии родовой к суахили. Примерами первых являются кису «нож», кити «стул» (от мти «дерево, дерево»), чомбо «сосуд» (сокращение ки-омбо). Примеры последних: китото «младенец» от mtoto «ребенок»; китави «ветвь», от тави «ветка»; и чумба ( ки-умба) «комната», от ньюмба «дом». Это крошечный смысл, который получил наибольшее распространение. Расширением, общим для уменьшительных во многих языках, является приближение и сходство (имеющее «немного» некоторой характеристики, например -y или -ish в английском языке). Например, киджани «зеленый», от джани «лист» (ср. Англ. « Листовой »), кичака «куст» от чака «комок» и кивули «тень» от увули «тень». «Немного» глагола может быть примером действия, и встречаются такие экземпляры (обычно не очень активные): kifo «смерть», от глагола -fa «умирать»; киота "гнездо" от -ота "до выводка"; чакула «еда» от кулы «есть»; кивуко "брод, перевал" от -вука "переправиться"; и килимия " Плеяды ", от -limia "к ферме с", от ее роли в руководстве посадками. Сходство или что-то немного похожее на что-то подразумевает маргинальный статус в категории, поэтому вещи, которые являются маргинальными примерами своего класса, могут иметь префиксы ki- / vi-. Одним из примеров является чура ( ки-ура) «лягушка», которая является лишь наполовину земной и поэтому маргинальна как животное. Это расширение может также учитывать инвалидность: килема «калека», кипофу «слепой», кизиви «глухой». Наконец, уменьшительные формы часто обозначают презрение, а презрение иногда выражается по отношению к опасным вещам. Это могло быть историческим объяснением кифару « носорог », кингугва « пятнистая гиена » и кибоко « бегемот » (возможно, первоначально означавшее «короткие ноги»).
Другой класс с широким семантическим расширением - это класс m- / mi (классы банту 3/4). Его часто называют классом «дерево», потому что mti, miti «дерево (я)» является типичным примером. Однако он, кажется, охватывает жизненно важные сущности, не являющиеся людьми или типичными животными: деревья и другие растения, такие как mwitu «лес» и mtama «просо» (а оттуда, вещи, сделанные из растений, такие как mkeka «mat»); сверхъестественные и естественные силы, такие как mwezi «луна», mlima «гора», mto «река»; активные предметы, такие как мото «огонь», в том числе активные части тела ( моё «сердце», mkono «рука, рука»); и человеческие группы, которые жизненно важны, но не сами по себе люди, такие как mji «деревня» и, по аналогии, mzinga «улей / пушка». Из центральной идеи дерева, которое является тонким, высоким и раскидистым, происходит расширение на другие длинные или вытянутые предметы или части, такие как mwavuli «зонтик», moshi «дым», msumari «гвоздь»; а из activity даже приходят активные экземпляры глаголов, такие как mfuo «ковка металла», от -fua «ковать» или mlio «звук», от -lia «издавать звук». Слова могут быть связаны с их классом более чем одной метафорой. Например, mkono - активная часть тела, а mto - активная естественная сила, но они одновременно длинные и тонкие. Вещи с траекторией, такие как mpaka «граница» и mwendo «путешествие», классифицируются как длинные тонкие предметы, как и во многих других языках с классами существительных. Это может быть распространено на все, что связано со временем, например, мвака «год» и, возможно, мшахара «заработная плата». В этот класс могут быть отнесены животные, в чем-то исключительные и поэтому не легко вписывающиеся в другие классы.
У других классов есть основы, которые на первый взгляд могут показаться столь же нелогичными. Суммируя,
Заимствованиям могут быть присвоены префиксы, соответствующие семантическому классу, к которому они относятся. Например, арабский دود dūd («жук, насекомое») был заимствован как mdudu, множественное число wadudu, с префиксами класса 1/2 m- и wa -, но арабский язык فلوس фулус ( «рыбьей чешуи», множественное число от فلس Fals) и английский лени были заимствованы, как просто fulusi ( « махи-махи „рыба) и slothi (“ ленивец »), без префикса, связанного с животными (будь то те, класса 9/10 или 1/2).
В процессе натурализации заимствований в суахили заимствованные слова часто интерпретируются заново или повторно анализируются, как если бы они уже содержали префикс класса суахили. В таких случаях интерпретируемый префикс изменяется по обычным правилам. Рассмотрим следующие заимствования из арабского языка:
Аналогичным образом, английская проволока и арабский وقت Waqt ( «время») были интерпретированы как имеющий класс 11 prevocalic префикс W-, и стали Waya и Wakati с множественным нйайо и nyakati соответственно.
Фразы суахили согласуются с существительными в системе согласия, но, если существительное относится к человеку, они соответствуют классам существительных 1–2 независимо от их класса существительного. Глаголы согласуются с существительным классом своих подлежащих и объектов; прилагательные, предлоги и указательные формы согласуются с существительным классом своих существительных. В стандартном суахили (кисуахили санифу), основанном на диалекте, на котором говорят в Занзибаре, система довольно сложна; однако он значительно упрощен во многих местных вариантах, где суахили не является родным языком, например, в Найроби. В неродном суахили согласие отражает только одушевленность: человеческие субъекты и объекты вызывают a-, wa- и m-, wa- в словесном согласии, в то время как нечеловеческие субъекты и объекты любого класса вызывают i-, zi-. Инфинитивы варьируются от стандартного ku- и сокращенного i-. («Оф» - это одушевленное ва и неодушевленное йа, за.)
В стандартном суахили человеческие субъекты и объекты любого класса вызывают согласие анимации в a-, wa- и m-, wa-, а нечеловеческие субъекты и объекты запускают множество префиксов гендерного согласия.
NC | Семантическое поле | Существительное -C, -V | Subj. | Obj. | -а | Прилагательное -C, -i, -e |
---|---|---|---|---|---|---|
- | я | (мими) | ni- | |||
- | мы | (сестренка) | ту- | |||
- | ты | (мы) | u- | ку- | ||
- | ты | (ниньи) | м- | ва- | ||
1 | человек | м-, мв- | а- | м- | ва | м-, mwi-, mwe- |
2 | люди | ва-, ш- | ва- | ва | ва-, мы-, мы- | |
3 | дерево | м- | u- | ва | м-, mwi-, mwe- | |
4 | деревья | ми- | я- | я | ми-, ми-, ми- | |
5 | группа, AUG | ji- / Ø, j- | ли- | ля | ji- / Ø, ji-, je- | |
6 | группы, AUG | ма- | я- | я | ма-, я-, я- | |
7 | инструмент, DIM | ки-, ч- | ки | ча | ки, ки, че- | |
8 | инструменты, DIM | vi-, vy- | vi- | вя | vi-, vi-, vye- | |
9 | животные, 'прочее', заимствования | N- | я- | я | Н-, ньи-, ные- | |
10 | zi- | за | ||||
11 | расширение | u-, w- / uw- | u- | ва | м-, mwi-, mwe- | |
10 | (множественное число от 11) | N- | zi- | за | Н-, ньи-, ные- | |
14 | абстракция | u-, w- / uw- | u- | ва | m-, mwi-, mwe- или u-, wi-, мы- | |
15 | инфинитивы | ку-, квт- | ку- | ква- | ку-, кви-, квэ- | |
16 | позиция | -ни, махали | па- | па | па-, пе-, пе- | |
17 | направление, вокруг | -ni | ку- | ква | ку-, кви-, квэ- | |
18 | внутри, вдоль | -ni | му- | (NA) | мва | му-, mwi-, mwe- |
Этот список основан на суахили и сабаки: лингвистическая история.
Современный стандартный суахили основан на киунгуджа, диалекте, на котором говорят в Занзибаре, но существует множество диалектов суахили, некоторые из которых взаимно непонятны, например следующие:
Махо (2009) считает, что это разные языки:
Остальные диалекты разделены им на две группы:
Махо включает различные коморские диалекты в третью группу. Большинство других авторитетов считают коморский язык языком сабаки, отличным от суахили.
В Сомали, где Афразийском языке сомали преобладает, вариант суахили называется Chimwiini говорят (также известный как Chimbalazi) вдоль Бенадир побережья по Bravanese людям. Другая суахили диалект известен как Kibajuni также служит в качестве родного языка в Bajuni этнического меньшинства, которое живет в крошечных Баджуни, а также на юге Кисмайо регионе.
В Омане примерно 22 000 человек говорят на суахили. Большинство из них являются потомками репатриантов после падения султаната Занзибар.
Два высказывания с одинаковым значением: Где слоны дерутся, траву топтают:
Wapiganapo
тембо
ньяси
huumia? '"` UNIQ - ref-000000C 0 -QINU` "'?
Wapiganapo tembo nyasi huumia
Боевые слоны повреждают траву.
Ндову
Вавили
вакисонгана
Ziumiazo
ni
nyika.?'"`UNIQ--ref-000000C 1 -QINU` "'?
Ndovu wawili wakisongana, ziumiazo ni nyika.
Там, где спорят два слона, пастбище повреждено.
Мвача
мила
ni
мтумва.
Мвача мила ни мтумва.
Человек, который отказывается от своей культуры, - слуга.