Махараджа Ранджит Сингх слушает, как Гуру Грант Сахиб произносится в Золотом Храме, Амритсар | |
Всего населения | |
---|---|
c. 25 миллионов | |
Основатель | |
Гуру Нанак | |
Регионы со значительным населением | |
Индия | 20 815 730 |
Соединенные Штаты | 700 000 |
Канада | 500 000 |
объединенное Королевство | 450 500 |
Италия | 150 000 |
Австралия | 126 000 |
Малайзия | 120 000 |
Таиланд | 100 000 |
Объединенные Арабские Эмираты | 52 000 |
Филиппины | 50 000 |
Пакистан | 50 000 |
Новая Зеландия | 40 908 |
Германия | 20 000 |
Сингапур | 15 000 |
Индонезия | 10.000 |
Гонконг | 10 000 |
Кения | 7 000 |
Норвегия | 5 000 |
Фиджи | 2,577 |
Афганистан | 1,300 |
Религии | |
Сикхизм | |
Священные Писания | |
Гуру Грант Сахиб | |
Языки | |
Пенджаби и его диалекты, а также другие языки Индии |
Сикхи ( / s iː k / или / s ɪ k / ; пенджаби : ਸਿੱਖ, sikkh, [sɪkkʰ] ) - это люди, связанные с сикхизмом, монотеистической религией, зародившейся в 15 веке в регионе Пенджаб на Индийском субконтиненте, на основе откровения Гуру Нанака. Термин сикх происходит от слова śiya ( शिष्य), что означает «ученик» или «ученик». Согласно статье I сикхского кодекса поведения Рехат Марьяда («Кодекс поведения») сикх - это:
Любой человек, искренне верящий в Единое Бессмертное Существо ; одиннадцать гуру, от Гуру Нанака до Гуру Грант Сахиб ; учения 6 Гуру, 15 бхагатов, 11 бхаттов, 4 гурсиков и крещение, завещанное десятым Гуру.
Сикхи мужского пола обычно имеют Сингх («лев») в качестве своего второго имени или фамилии, хотя не все Сингхи обязательно являются сикхами; аналогично, у сикхов женского пола есть отчество или фамилия Каур («принцесса»). Сикхи, которые подверглись Khanḍe-KI-Pahul ( «крещение Кханды »), который является церемония посвящения знает, как Amrit является со дня их начало, известным как Хальс Amritdhari сикхи, и они должны всегда иметь на своем теле
пять Ks :
Регион Пенджаб на Индийском субконтиненте был исторической родиной сикхов, где даже правили сикхи на протяжении значительной части 18 и 19 веков. Сегодня в штате Пенджаб на северо-западе Индии проживает большинство сикхов, и значительные общины сикхов существуют по всему миру. Многие страны, такие как Соединенное Королевство, признают сикхов в качестве определенной религии в своих переписи населения, а с 2020 года сикхи считаются отдельной этнической группой в Соединенных Штатах.
Гуру Нанак (1469–1539), основатель сикхизма, родился у Мехты Калу и Мата Трипта в деревне Талванди, ныне Нанкана Сахиб, недалеко от Лахора. На протяжении всей своей жизни Гуру Нанак был религиозным лидером и социальным реформатором. Однако можно сказать, что политическая история сикхов началась в 1606 году, когда умер пятый сикхский гуру, Гуру Арджан Дев. Религиозные практики были формализованы Гуру Гобинд Сингхом 30 марта 1699 года, когда Гуру инициировал пять человек из различных социальных слоев, известных как Пандж Пиаре («любимая пятерка»), чтобы сформировать коллективный орган посвященных сикхов, известный как Хальса («чистый»).
Во время правления Империи Великих Моголов в Индии (1556–1707) несколько сикхских гуру были убиты Моголами за противодействие преследованию ими религиозных меньшинств, включая сикхов. Впоследствии сикхи милитаризовались, чтобы противостоять правлению Моголов.
Самадхи императора Ранджит Сингха в Лахоре, Пакистан Золотой храм А сикхи Халс Army бой шлет кавалерист вПосле победы над афганцами и моголами под руководством Джассы Сингха Ахлувалиа были образованы суверенные государства, называемые Мислс. Конфедерация этих государств будет объединена и преобразована в Империю сикхов под руководством Махараджи Ранджита Сингха Бахадура. Эта эпоха будет характеризоваться религиозной терпимостью и плюрализмом, включая христиан, мусульман и индуистов на руководящих постах. Его светская администрация провела военные, экономические и правительственные реформы. Империя считается зенитом политического сикхизма, охватывая Кашмир, Ладакх и Пешавар. Хари Сингх Налва, главнокомандующий Армией сикхов Хальса на Северо-Западной границе, расширил конфедерацию до Хайберского прохода.
После аннексии королевства сикхов британцами, последние начнут вербовку из этой области, как только признают боевые качества сикхов и пенджабцев в целом. Во время индийского мятежа 1857 года сикхи остались верными британцам, что привело к многочисленным вербовкам из Пенджаба в колониальную армию в течение следующих 90 лет британского владычества. Четкий тюрбан, который отличает сикха от других носителей тюрбана, является пережитком правил британской индийской армии. Британское колониальное правление привело к появлению множества движений за реформы в Индии, включая Пенджаб, таких как формирование Первой и Второй Сингх Сабхи в 1873 и 1879 годах соответственно. Сикхские лидеры Сингх Сабха работали над тем, чтобы дать четкое определение сикхской идентичности и пытались очистить сикхскую веру и практику.
В более поздние годы британского колониального правления возникло движение Акали, призванное провести реформы в гурдварах в начале 1920-х годов. Это движение привело к принятию в 1925 году законопроекта о сикхских гурдварах, который поставил все исторические сикхские святыни в Индии под контроль комитета Широмани Гурдвара Парбандхак.
Месяцы, предшествовавшие разделу Индии в 1947 году, были отмечены конфликтом в Пенджабе между сикхами и мусульманами. Это вызвало религиозную миграцию пенджабских сикхов и индуистов из Западного Пенджаба на восток (современная Индия), отражая одновременную религиозную миграцию пенджабских мусульман из Восточного Пенджаба на запад (современный Пакистан). В 1960-е годы между сикхами и индуистами в Индии росла враждебность, сикхи требовали создания пенджабского государства на лингвистической основе, аналогичного другим штатам Индии. Это было обещано лидер сикхов Мастер Тара Сингха по имени Джавахарлала Неру, в обмен на политическую поддержку сикхов во время переговоров о независимости Индии. Хотя сикхи получили Пенджаб, они потеряли районы, говорящие на хинди, в пользу Химачал-Прадеша, Харьяны и Раджастана. В 1966 году, 1 ноября, Чандигарх был объявлен союзной территорией и столицей Пенджаба и Харьяны.
Лидер сикхов Джарнаил Сингх Бхиндранвале спровоцировал насилие в Пенджабе, в результате чего тогдашний премьер-министр Индира Ганди приказала провести операцию по удалению Бхиндранвале из Золотого храма в рамках операции «Голубая звезда». Это впоследствии привело бы к убийству Ганди ее телохранителями-сикхами. За ее убийством последует взрыв насилия против сикхских общин и убийство тысяч сикхов по всей Индии. С 1984 года отношения между сикхами и индусами приблизились к сближению, чему способствовало экономическое процветание. Однако заявление в 2002 году индуистского правого крыла Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS) о том, что «сикхи - индуисты», обеспокоило сикхов.
В день Вайсакхи в 1999 году сикхи во всем мире праздновали 300-летие создания Хальсы. Канадская почта почтила сикхских канадцев памятной маркой в связи с годовщиной. Точно так же 9 апреля 1999 года президент Индии К. Р. Нараянан выпустил марку, посвященную 300-летию Хальсы.
В 2004 году Манмохан Сингх стал первым сикхским премьер-министром Индии и первым сикхским главой правительства в мире.
От Гуру Грант Сахиб :
Тот, кто называет себя сикхом Гуру, Истинным Гуру, должен встать рано утром и медитировать на Имя Господа. Встав рано утром, он должен искупаться и очиститься в бассейне с нектаром. Следуя наставлениям Гуру, он должен повторять Имя Господа «Хар, Хар». Тогда все грехи, проступки и негатив будут удалены. Затем, с восходом солнца, он должен спеть Гурбани; сидя или стоя, он должен медитировать на Имя Господа. Тот, кто медитирует на моего Господа, Хар, Хар, с каждым вздохом и каждым кусочком пищи и - этот Гур-Сикх становится приятным для Ума Гуру. Этому человеку, к которому мой Господь и Учитель добр и сострадателен - этому Гур-Сикху даются Учения Гуру. Слуга Нанак просит прах со стоп того Гур-Сикха, который сам поет Наам, и вдохновляет других повторять его.
- Четвертый Мехл ( Гуру Рам Дас ), Гуру Грантх Сахиб, стр. 305Пять К ( пандж какаар) - это пять символов веры, которые обязаны носить все крещеные ( Амритдхари) сикхи. Символы олицетворяют идеалы сикхизма: честность, равенство, верность, медитацию на Вахегуру и непреклонность тирании. Пять символов:
У сикхов есть ряд музыкальных инструментов, в том числе ребаб, дилруба, таус, джори и саринда. Гуру Харгобинд поощрял игру на саранги. Ребаб играл Бхаи Мардана, когда он сопровождал Гуру Нанака в его путешествиях. Гуру Арджан познакомил джори и саринда с религиозной музыкой сикхов. Таус (фарсите «павлин») был разработан Гуру Харгобиндом, который якобы слышал павлинье пение и хотел создать инструмент, имитирующий его звуки. Дилруба была разработана Гуру Гобинд Сингхом по просьбе его последователей, которые хотели инструмент меньшего размера, чем таус. После Джапджи Сахиб, весь шабад в Гуру Грант Сахиб был составлен как раг. Этот тип пения известен как Гурмат Сангит.
Когда они шли в бой, сикхи играли на ранджит нагара («победный барабан»), чтобы поднять боевой дух. В нагарах (обычно два-три фута в диаметре, хотя некоторые были до пяти футов в диаметре) играют двумя палками. Стук больших барабанов и поднятие Нишан Сахиб означало, что Сингхи уже в пути.
Во всем мире насчитывается около 25 миллионов сикхов, примерно 83% из них живут в Индии. Около 76% всех сикхов живут в северном индийском штате Пенджаб, составляя большинство (около двух третей) населения. Существенные общины сикхов живут в индийских штатах или союзных территориях Чандигарх, где они составляют 13,11% населения, Харьяна (более 1,2 миллиона), Раджастан, Западная Бенгалия, Уттар-Прадеш, Дели, Махараштра, Уттаракханд, Мадхья-Прадеш, Ассам и Джамму. и Кашмир. Другая значительная община сикхов существует в канадской провинции Британская Колумбия, насчитывающая 0,2 миллиона человек, или 5% от общей численности населения; за пределами Индии это единственная провинция или штат в мире, где сикхизм является второй по популярности религией среди населения.
Миграция сикхов из Британской Индии началась всерьез во второй половине XIX века, когда британцы завершили аннексию Пенджаба. Британская Индия набраны сикхи для гражданской службы индийской ( в частности, британская индийская армия ), что привело к миграции сикхов по всей Индии и Британской империи. Во времена правления сикхов полуквалифицированных ремесленников переправляли из Пенджаба в Британскую Восточную Африку для строительства железных дорог. Сикхи эмигрировали из Индии после Второй мировой войны, большинство перебралось в Соединенное Королевство, но многие - в Северную Америку. Некоторые сикхи, поселившиеся в Восточной Африке, были изгнаны диктатором Уганды Иди Амином в 1972 году. Экономика является основным фактором миграции сикхов, и значительные общины существуют в Великобритании, США, Малайзии, Восточной Африке, Австралии, Сингапуре и Таиланде.. Из-за этого Канада является страной с наибольшим количеством сикхов по отношению к населению в мире - 1,4 процента от общей численности населения Канады.
Карта, показывающая ареалы мирового населения сикхов и исторические модели миграции (оценка 2004 г.)После раздела Индии в 1947 году многие сикхи из того, что впоследствии стало Пенджабом Пакистана, мигрировали в Индию, а также в Афганистан, опасаясь преследований. В 1970-е годы Афганистан был домом для сотен тысяч сикхов и индуистов, но из-за войн в Афганистане к 2010-м годам подавляющее большинство афганских сикхов мигрировало в Индию, Пакистан или на запад.
Хотя уровень миграции сикхов из Пенджаба оставался высоким, традиционные модели миграции сикхов в пользу англоязычных стран (особенно Соединенного Королевства) изменились за последнее десятилетие из-за более строгих иммиграционных законов. Молинер (2006) писал, что вследствие того, что сикхская миграция в Великобританию стала «практически невозможной с конца 1970-х годов», модели миграции эволюционировали в континентальную Европу. Италия - быстрорастущее направление для миграции сикхов, поскольку в Реджо-Эмилии и Виченце проживают значительные группы сикхского населения. Итальянские сикхи обычно занимаются сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственной продукции, производством станков и садоводством.
Джонсон и Барретт (2004) подсчитали, что мировое население сикхов ежегодно увеличивается на 392 633 человека (1,7% в год по данным 2004 года); этот процент включает рождения, смерти и обращения. В первую очередь по социально-экономическим причинам у индийских сикхов самый низкий скорректированный темп роста среди всех основных религиозных групп в Индии - 16,9 процента за десятилетие (по оценкам с 1991 по 2001 год). По данным индийской переписи 2011 года, у сикхов самый низкий гендерный баланс в Индии: всего 903 женщины на 1000 мужчин.
Поскольку сикхизм никогда активно не искал новообращенных, поскольку религия не пропагандирует дискриминацию какой-либо касты или вероисповедания, сикхи остались относительно однородной этнической группой. Однако социальное расслоение существует в сообществе сикхов, несмотря на призывы Гуру Нанака относиться ко всем одинаково в Шри Грант Сахиб. Таким образом, сикхи составляют ряд субэтнических групп.
Наряду с Гуру Нанаком, другие сикхские гуру также осудили иерархию кастовой системы, однако все они принадлежали к одной касте, Хатри.
Более 60% сикхов принадлежат к касте джат (джатт), традиционно занимающейся аграрной деятельностью. Несмотря на небольшую численность, торговые касты хатри и арора также обладают значительным влиянием в сикхском сообществе. Другие распространенные Сикхские касты включают Ahluwalias (пивовар), Kambojs или Камбос (сельские кастовый), Ramgarhias (ремесленники), Rajputs (кшатрии), Sainis ( кшатрии ), Раи Сикхского (сельские кастовый), Labanas (коммерсант), и Kumhars, а также как две касты далитов, известные в сикхской терминологии как Мажаби и Равидасиа.
Некоторые сикхи, принадлежащие к доминирующим кастам землевладельцев, особенно не отказались от всех своих предубеждений против далитов. В то время как далитам был разрешен вход в деревенские гурдвары, но в некоторых гурдварах им не разрешалось готовить или подавать лангар (совместную трапезу). Поэтому везде, где они могли мобилизовать ресурсы, сикхские далиты Пенджаба пытались построить свою собственную гурдвару и другие учреждения местного уровня, чтобы достичь определенной степени культурной автономии. В 1953 году лидер и активист сикхов, мастер Тара Сингх, сумел убедить правительство Индии включить сикхские касты обращенных неприкасаемых в список зарегистрированных каст. В Комитете Широмани Гурдвара Прабандхак 20 из 140 мест зарезервированы для сикхов из низших каст.
Другие касты (более 1000 членов) включают Arain, Bhatra, Bairagi, Баню, Basith, BAWARIA, Bazigar, Bhabra, чамар, Chhimba (хлопководы), Дарзите, Dhobi, Gujar, Jhinwar, Kahar, Kalal, Kumhar, Lohar, Mahtam, Мег, Мираси, Моти, Мохьял, Най, Рамгархия, Санси, Судх, Тархан и Кашьяп.
Организация 3HO утверждает, что вдохновила умеренный рост неиндийских сторонников сикхизма. В 1998 году около 7800 сикхов 3HO, известных в просторечии как гора ( ਗੋਰਾ, «белые») сикхи, проживали в основном вокруг Эспаньолы, Нью-Мексико, и Лос-Анджелеса, Калифорния.
В конце 19 - начале 20 веков сикхи начали эмигрировать в Восточную Африку, на Дальний Восток, в Канаду, США и Соединенное Королевство. В 1907 году в Ванкувере было основано Общество Хальса Диван, а четыре года спустя в Лондоне была основана первая гурдвара. В 1912 году в Стоктоне, штат Калифорния, была основана первая гурдвара в Соединенных Штатах. Была большая иммиграция сикхов в Канаду. Хотя сикхи были временно лишены избирательных прав несколько десятилетий назад, в настоящее время 17 из 338 канадских законодателей являются сикхами, что непропорционально превышает их долю в общей численности населения Канады.
Сикхи в Торонто празднуют Вайсакхи, рождение ХальсыПоскольку сикхи носят тюрбаны и носят бороды (среди прочего физического сходства с мужчинами Ближнего Востока ), сикхов в западных странах ошибочно принимают за мусульман, арабов и / или афганцев после атак 11 сентября и войны в Ираке. Через несколько дней после терактов 11 сентября сикхско-американский владелец заправочной станции Балбир Сингх Содхи был убит в Аризоне человеком, который принял Содхи за члена « Аль-Каиды», что стало первым зарегистрированным преступлением на почве ненависти в Америке, мотивированным 9 / 11. CNN продолжит предполагать рост преступлений на почве ненависти против сикхов в США и Великобритании после терактов 11 сентября.
В попытке воспитать сикхских лидеров в западном мире существуют молодежные инициативы ряда организаций. Альянс сикхской молодежи Северной Америки спонсирует ежегодный симпозиум сикхской молодежи, конкурс публичных выступлений и дебатов, проводимый в гурдварах по всей территории США и Канады.
Сикхская диаспора была наиболее успешной в Северной Америке, а британские сикхи имеют самый высокий процент домовладельцев (82%) среди всех религиозных общин. Британские сикхи - вторая по величине религиозная группа в Великобритании (после еврейской общины) со средним общим богатством домохозяйства в 229 000 фунтов стерлингов.
В мае 2019 года правительство Великобритании исключило « Кирпан » из списка запрещенных ножей. Правительство Великобритании приняло поправку, согласно которой сикхам в стране будет разрешено носить кирпаны и использовать их во время религиозных и культурных мероприятий. В конце прошлого года в закон были внесены поправки, чтобы гарантировать, что он не повлияет на право британской общины сикхов владеть и поставлять кирпаны или религиозные мечи. Точно так же Американский сикхский фонд правовой защиты и образования отменил закон штата Орегон 1925 года, запрещавший ношение тюрбанов учителями и правительственными чиновниками.
Сикхские девушки в Великобритании также были среди жертв мусульманских банд грумингов.
Исторически сложилось так, что большинство индийцев были фермерами, и 66 процентов населения Индии занималось сельским хозяйством. Индийские сикхи в меньшей степени заняты в сельском хозяйстве; Перепись населения Индии 2001 года показала, что в этом секторе занято 39 процентов работающего населения Пенджаба. По словам шведского политолога Иштиака Ахмада, фактором успеха индийской зеленой революции был «культиватор сикхов, часто джат, чье мужество, настойчивость, дух предприимчивости и мускулистость оказались решающими». Однако не все аспекты зеленой революции были выгодными. Индийский физик Вандана Шива писал, что зеленая революция сделала невидимым «негативное и разрушительное воздействие науки [т.е. зеленую революцию] на природу и общество» и стала катализатором напряженности между пенджабскими сикхами и индуистами, несмотря на рост материального благосостояния.
Манмохан Сингх - индийский экономист, академик и политик, который занимал пост 13-го премьер-министра Индии с 2004 по 2014 год. Первый сикх в должности, Сингх также был первым премьер-министром после Джавахарлала Неру, который был переизбран после завершения полного срока полномочий. пятилетний срок.
В США бывший посол США в Организации Объединенных Наций и бывший губернатор Южной Каролины Никки Хейли родилась и выросла как сикх, но после замужества обратилась в христианство. Она по-прежнему активно посещает сикхские и христианские службы.
Известные сикхи в науке включают ядерные ученый пиара Singh Gill, который работал на Манхэттенском проекте ; пионер волоконной оптики Нариндер Сингх Капани ; и физик, научный писатель и телеведущий Саймон Сингх.
Что касается бизнеса, британские продавцы одежды New Look и тайский JASPAL были основаны сикхами. Крупнейшую фармацевтическую компанию Индии, Ranbaxy Laboratories, возглавляют сикхи. В Сингапуре Картар Сингх Тхакрал расширил торговый бизнес своей семьи, Thakral Holdings, до общих активов почти 1,4 миллиарда долларов США и является 25-м человеком в Сингапуре. Сикх Боб Сингх Диллон - первый индо-канадский миллиардер.
В спорте сикхи включают игрока в крикет из Англии Монти Пансара ; бывший бегун на 400 метров Милха Сингх ; его сын, профессиональный игрок в гольф Джив Милха Сингх ; Индийский борец и актер Дара Сингх ; бывшие капитаны индийской хоккейной команды Аджитпал Сингх и Балбир Сингх старший; бывший капитан Индии по крикету Бишен Сингх Беди ; Харбхаджан Сингх, самый успешный игрок в крикет в Индии вне игры ; Юврадж Сингх, победитель Кубка мира в многоборье; Маниндер Сингх, победитель чемпионата мира по футболу; и Навджот Сингх Сидху, бывший индийский игрок в крикет, ставший политиком.
Сикхи в Болливуде, в искусстве в целом, включают поэта и автора текстов Райкави Индерджита Сингха Тулси ; Гульзар ; Джагджит Сингх ; Дхармендра ; Санни Деол ; писатель Хушвант Сингх ; актрисы Ниту Сингх, Симран Джадж, Пунам Диллон, Махи Гилл, Эша Деол, Парминдер Награ, Гул Панаг, Мона Сингх, Намрата Сингх Гуджрал ; и режиссеры Гуриндер Чадха и Парминдер Гилл.
Солдаты сикхского полка легкой пехоты индийской армии Французская открытка, изображающая прибытие 15-го сикхского полка во Францию во время Первой мировой войны ; на двуязычной открытке написано: «Джентльмены Индии маршируют, чтобы наказать немецких хулиганов». Японские солдаты стреляют в сикхов с завязанными глазамиПо оценке 1994 года, пенджабцы (сикхи и несикхи) составляли от 10 до 15% всех рядов индийской армии. Индийское правительство не разглашает религиозное или этническое происхождение военнослужащих, но в отчете Тима МакГирка за 1991 год подсчитано, что 20% офицеров индийской армии были сикхами. Вместе с гуркхами, набранными из Непала, легкой пехотой маратхов из Махараштры и полком джат, сикхи являются одной из немногих общин, имеющих эксклюзивные полки в индийской армии. Сикхов полк является одним из наиболее украшенных полков в армии, с 73 боевыми орденами, 14 Виктория Кресты, 21 первого класса индийских ордена Заслуги ( что эквивалентно Крест Виктории), 15 Театр отличников, 5 COAS Unit Ссылок, два Чакры Парам Вир, 14 чакр Маха Вир, 5 чакр Кирти, 67 чакр Вира и 1596 других наград. Самый высокопоставленный генерал в истории ВВС Индии - пенджабский сикх, маршал ВВС Арджан Сингх. Планы министерства обороны Соединенного Королевства относительно создания сикхского пехотного полка были отменены в июне 2007 года.
Сикхи поддержали британцев во время восстания в Индии 1857 года. К началу Первой мировой войны сикхов в британской индийской армии насчитывалось более 100 000 человек (20 процентов личного состава). До 1945 года четырнадцать крестов Виктории (ВК) были вручены сикхам, что являлось рекордным полковым рекордом на душу населения. В 2002 году имена всех сикхов, получивших VC и Георгиевский крест, были высечены на памятнике Мемориальных ворот на холме Конституции, рядом с Букингемским дворцом. Чанан Сингх Диллон сыграл важную роль в кампании за мемориал.
Во время Первой мировой войны сикхские батальоны сражались в Египте, Палестине, Месопотамии, Галлиполи и Франции. Шесть батальонов сикхского полка были сформированы во время Второй мировой войны, участвовали во Второй битве при Эль-Аламейне, в Бирманской и итальянской кампаниях и в Ираке и получили 27 боевых наград. Во всем мире память о сикхах почитают на кладбищах Содружества.
Халистан является сепаратистским движением сикхов, который стремится создать отдельную страну под названием Халистана ( « Земля в Халсе ») в регионе Пенджаба в Южной Азии, чтобы служить родиной для сикхов. Территориальное определение предлагаемой страны Халистан включает как Пенджаб, Индия, так и Пенджаб, Пакистан, а также части Харьяны, Химачал-Прадеша, Джамму и Кашмира, а также Раджастхана.
Движение Халистан началось как экспатрианты. В 1971 году первый явный призыв к Халистану был сделан в рекламе, опубликованной в New York Times экспатом Джагджитом Сингхом Чоханом. Провозгласив образование Халистана, он смог собрать миллионы долларов от сикхской диаспоры. 12 апреля 1980 года он объявил о создании «Национального совета Халистана» в Анандпур Сахиб. Он объявил себя президентом Совета, а Балбир Сингх Сандху - его генеральным секретарем. В мае 1980 года Джагджит Сингх Чохан отправился в Лондон и объявил о создании Халистана. Аналогичное заявление сделал Балбир Сингх Сандху в Амритсаре, выпустивший марки и валюту Халистана. Бездействие властей в Амритсаре и других местах было осуждено Акали Далем во главе с лидером сикхов Харчандом Сингхом Лонговалом как политический ход со стороны партии Индиры Ганди Конгресс (I).
Сикхи в Лондоне протестуют против действий правительства ИндииПри финансовой и политической поддержке сикхской диаспоры движение процветало в индийском штате Пенджаб, где большинство населения составляют сикхи, и достигло своего апогея в конце 1970-х и 1980-х годах, когда сепаратистское движение вызвало широкомасштабное насилие среди местного населения. Операция «Голубая звезда» была индийской военной операцией, проводившейся с 1 по 8 июня 1984 года по приказу премьер-министра Индиры Ганди с целью изгнать воинствующего религиозного лидера Джарнаила Сингха Бхиндранвала и его вооруженных последователей из зданий комплекса Хармандир Сахиб в Амритсаре, Пенджаб. В июле 1983 года президент сикхской политической партии Акали Даль Харчанд Сингх Лонговал пригласил Бхиндранвале поселиться в комплексе Golden Temple, чтобы избежать ареста. Позже Бхиндранвале превратил священный храмовый комплекс в арсенал и штаб-квартиру. В ходе жестоких событий, приведших к операции «Голубая звезда» с момента создания Акали Дхарм Юд Морча, боевики убили 165 индусов и ниранкари, даже 39 сикхов, выступавших против Бхиндранвале. Общее количество погибших составило 410 человек в результате насильственных инцидентов и беспорядков, 1180 человек получили ранения. В армии погибло 83 человека и было ранено 249 человек. По официальной оценке, представленной правительством Индии, 1592 человека были задержаны и 493 человека пострадали от боевиков и гражданского населения. Высокие жертвы среди гражданского населения были приписаны боевикам, которые использовали паломников, пойманных в ловушку внутри храма, в качестве живых щитов.
После этого произошло убийство премьер-министра Индиры Ганди и взрыв самолета Air India сикхами, в результате которого погибли 328 пассажиров. С тех пор различные сторонники Халистана участвовали в сепаратистском движении против правительства Индии. Есть заявления о финансировании сикхов за пределами Индии для привлечения молодежи в эти про-Халистанские группы боевиков.
В январе 1986 года Золотой Храм был оккупирован боевиками Всеиндийской федерации сикхских студентов и Дамдами Таксал. 26 января 1986 года собрание, известное как Сарбат Хальса (де-факто парламент), приняло резолюцию ( гурматта) в пользу создания Халистана. Впоследствии ряд повстанческих группировок боевиков, выступавших в поддержку Халистана, развернули крупное восстание против правительства Индии. Индийские силы безопасности подавили мятеж в начале 1990-х, но сикхские политические группы, такие как Партия Хальса Радж и САД (А), продолжали преследовать независимый Халистан ненасильственными средствами. Такие организации, выступающие за Халистан, как « Даль Хальса» («Интернэшнл»), также действуют за пределами Индии при поддержке части сикхской диаспоры.
В 1990-х годах повстанческое движение прекратилось, и движение не смогло достичь своей цели по многим причинам, включая жесткие полицейские меры против сепаратистов, разногласия между сикхами и потерю поддержки со стороны сикхского населения.
Искусство и культура сикхов почти синонимичны культуре Пенджаба, и сикхов легко узнать по их характерному тюрбану ( дастар ). Пенджаб называют плавильным котлом Индии из-за слияния культур, вторгшихся из рек, от которых этот регион получил свое название. Таким образом, сикхская культура представляет собой синтез культур. Сикхизм создал уникальную архитектуру, которую С. С. Бхатти охарактеризовал как «вдохновленную творческим мистицизмом Гуру Нанака » и «являющуюся немым предвестником целостного гуманизма, основанного на прагматической духовности». Американская некоммерческая организация United Sikhs боролась за включение сикхов в переписи населения США, утверждая, что сикхи «идентифицируют себя как« этническое меньшинство »и верят, что« они больше, чем просто религия ».
Во время преследований сикхов со стороны Великих Моголов и Афганистана в 17 и 18 веках последние были озабочены сохранением своей религии и мало думали об искусстве и культуре. С возвышением Ранджита Сингха и сикхов в Лахоре и Дели произошли изменения в художественном и культурном ландшафте Пенджаба; Индусы и сикхи могли строить украшенные святыни, не опасаясь разрушения или грабежа.
Конфедерация сикхов стала катализатором уникальной сикхской формы самовыражения, когда Ранджит Сингх ввел в эксплуатацию форты, дворцы, бунги (жилые дома) и колледжи в сикхском стиле. Для сикхской архитектуры характерны позолоченные рифленые купола, купола, киоски, каменные фонари, декоративные балясины и квадратные крыши. Вершиной сикхского стиля является Хармандир Сахиб (также известный как Золотой храм) в Амритсаре.
Культура сикхов находится под влиянием милитаристских мотивов ( наиболее очевидными из которых являются ханда ), и большинство сикхских артефактов - за исключением реликвий гуру - имеют военную тематику. Эта тема очевидна в сикхских фестивалях Хола-Мохалла и Вайсакхи, где проходят марши и демонстрируются доблесть.
Хотя искусство и культура сикхской диаспоры слились с культурой других индо-иммигрантских групп в такие категории, как «британские азиатские», «индоканадские» и «дези-культура», это незначительное культурное явление, которое можно охарактеризовать как «политическое». Сикх "возник. Искусство диаспоры сикхов, таких как Амарджит Каур Нандра и Амрит и Рабиндра Каур Сингх («близнецы Сингх»), находится под влиянием их сикхизма и текущих событий в Пенджабе.
Бхангра и гиддха - это две формы народных танцев пенджаби, которые были адаптированы и впервые использовались сикхами. Пенджабские сикхи отстаивали эти формы самовыражения во всем мире, в результате чего сикхская культура стала связанной с Бхангрой (хотя «Бхангра - это не сикхское учреждение, а пенджабское»).
Сикхская живопись является прямым ответвлением школы живописи Кангра. В 1810 году Ранджит Сингх (1780–1839) занял форт Кангра и назначил Сардара Деса Сингха Маджитию своим губернатором холмов Пенджаба. В 1813 году сикхская армия оккупировала государство Гюлер, и Раджа Бхуп Сингх стал вассалом сикхов. Когда сикхское королевство Лахор стало верховной державой, некоторые художники-пахари из Гулера мигрировали в Лахор под покровительство Махараджи Ранджита Сингха и его сардаров.
Сикхская школа адаптировала живопись Кангра к потребностям и идеалам сикхов. Его основные темы - десять сикхских гуру и рассказы джанамсакхов Гуру Нанака. Десятый Гуру, Гобинд Сингх, произвел глубокое впечатление на последователей новой веры благодаря своему мужеству и самопожертвованию. Сцены охоты и портреты также распространены в сикхской живописи.