Гуру Гобинд Сингх

редактировать
Десятый сикхский гуру, духовный учитель, воин, поэт и философ

Гуру Гобинд Сингх
Гуру Гобинд Сингх Джи Монета с изображением Гуру Гобинд Сингх из 1747 г. н.э.
Другие именаДесятый Нанак
Личный
РодилсяГобинд Рай. 22 декабря 1666 г.. Патна Сахиб (настоящее время день Патна, Бихар, Индия)
Умер7 октября 1708 (1708-10-07) (41 год). Хазур Сахиб Нандед (Настоящее время Нандед, Махараштра)
Причина смертиУбийство Джамшед Хан и Васил Бег
РелигияСикхизм
СупругМата Джито, Мата Сундари и Мата Сахиб Деван
Дети
Родители
, известный

Написал следующее:

участвовал в следующих сражениях:

Другие именаДесятый Нанак
Религиозная карьера
ПредшественникГуру Тег Бахадур
ПреемникГуру Грант Сахиб

Гуру Гобинд Сингх () (22 декабря 1666 - 7 октября 1708), родился Гобинд Рай, был десятым сикхским Гуру, духовным учителем, воином, поэт и философ. Когда его отец, Гуру Тег Бахадур, был обезглавлен за отказ принять ислам, Гуру Гобинд Сингх был официально назначен лидером сикхов в возрасте девяти лет, став десятым Сикхский гуру. Его четыре сына погибли при его жизни: двое в битвах, двое казнены могольской армией.

Среди его заметных вкладов в сикхизм основание сикхов. сообщество воинов, названное Халса в 1699 году, представило Пять К, пять Символов веры, которые сикхи Хальса носят постоянно. Гуру Гобинд Сингху приписывают Дасам Грант, чьи гимны являются священной частью сикхских молитв и ритуалов Хальсы. Он также считается тем, кто завершил и закрепил Гуру Грант Сахиб в качестве основного священного писания сикхизма и вечного Гуру.

Содержание

  • 1 Семья и ранние годы
  • 2 Основание Халсы
  • 3 сикхских писания
  • 4 войны
    • 4.1 Важные сражения
    • 4.2 Смерть членов семьи
    • 4.3 Рассказы моголов
  • 5 Послевоенные годы
    • 5.1 Зафарнама
  • 6 Последние дни
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Семья и ранняя жизнь

Место рождения Гуру Гобинд Сингха в Патне, Бихар.

Гобинд Сингх был единственным сын Гуру Тегха Бахадура, девятого сикхского гуру и Маты Гуджри. Он родился в Патне 22 декабря 1666 года Бихар в семье Содхи Катри, когда его отец был в Бенгалии и Ассам. Его имя при рождении было Гобинд Рай, а храм под названием Тахт Шри Патна Харимандар Сахиб отмечает место, где он родился и провел первые четыре года своей жизни. В 1670 году его семья вернулась в Пенджаб, а в марте 1672 года они переехали в Чакк Нанаки в предгорьях Гималаев на севере Индии, называемые хребтом Сивалик, где он учился.

Его отец Гуру Тег Бахадур получил прошение от Кашмирские пандиты в 1675 году для защиты от фанатичных преследований со стороны Ифтикара Хана, могольского губернатора Кашмира при императоре Великих Моголов Аурангзебе. Тег Бахадур решил, что встретится с Аурангзебом мирным путем, но его советники предупредили, что его жизнь может оказаться в опасности. Молодой Гобинд Рай - известный как Гобинд Сингх после 1699 года - посоветовал своему отцу, что нет никого более достойного вести и принести жертву, чем он. Его отец предпринял попытку, но был арестован, а затем публично обезглавлен в Дели 11 ноября 1675 года по приказу Аурангзеба за отказ принять ислам и продолжающиеся конфликты между сикхизмом и Исламской империей. После этого мученичества молодой Гобинд Рай был провозглашен сикхами десятым сикхским гуру на Вайсакхи 29 марта 1676 года.

Образование Гуру Гобинд Сингха продолжилось после того, как он стал 10-м гуру. как в чтении, так и в письме, а также в боевых искусствах, таких как верховая езда и стрельба из лука. В 1684 году он написал Чанди ди Вар на языке панджаби - легендарную войну между добром и злом, где добро противостоит несправедливости и тирании, как описано в древнем санскритском тексте Маркандейа Пурана. Он оставался в Паонте, на берегу реки Ямуна, до 1685 года.

У Гуру Гобинд Сингха было три жены:

  • в возрасте 10 лет он женился на Мате Джито 21 июня 1677 года в Басантгат, в 10 км к северу от Анандпура. У пары было трое сыновей: Джуджхар Сингх (р. 1691), Зоравар Сингх (р. 1696) и Фатех Сингх (р. 1699).
  • в возрасте 17 лет он женился на Мате Сундари 4 апреля 1684 года в Анандпуре. У пары был один сын, Аджит Сингх (р. 1687).
  • в возрасте 33 лет он женился на Мате Сахиб Деване 15 апреля 1700 года в Анандпуре. У них не было детей, но она играла влиятельную роль в сикхизме. Гуру Гобинд Сингх провозгласил ее Матерью Хальсы.

Жизненный пример и руководство Гуру Гобинд Сингха имели историческое значение для сикхов. Он институционализировал Хальса (буквально «Чистые»), сыгравшие ключевую роль в защите сикхов спустя долгое время после его смерти, например, во время девяти вторжений в Пенджаб и священной войны во главе с Ахмадом Шахом Абдали из Афганистана с 1747 по 1769 год.

Основание Халсы

Фреска Гуру Гобинд Сингха и Пандж Пиаре в Гурдвара Бхаи Тан Сингх, построенная во время правления Махараджи Ранджит Сингх.

В 1699 году Гуру просил сикхов собраться в Анандпуре на Вайсакхи (ежегодный весенний праздник урожая ). Согласно сикхской традиции, он попросил добровольца из собравшихся, кого-то, кто готов принести в жертву свою голову. Один вышел вперед, которого он ввел в палатку. Гуру вернулся к толпе без добровольца, но с окровавленным мечом. Он попросил еще одного добровольца и повторил тот же процесс возвращения из палатки без никого и с окровавленным мечом еще четыре раза. После того, как пятый доброволец вошел с ним в палатку, Гуру вернулся со всеми пятью добровольцами, все в целости и сохранности. Он назвал их Пандж Пьяре и первым Хальса в сикхской традиции.

Гуру Гобинд Сингх затем смешал воду и сахар в железной миске, помешивая ее обоюдоострым мечом, чтобы приготовить то, что он называл Амрит («нектар»). Затем он ввел это в Пандж Пьяре, сопровождая его декламацией из Ади Грант, тем самым основав кханде ка пахул (церемония крещения) Хальсы - сообщества воинов. Гуру также дал им новую фамилию «Сингх » (лев). После того, как первые пять Хальса были крещены, Гуру попросил их крестить его как Хальсу. Это сделало Гуру шестым Хальсой, и его имя изменилось с Гуру Гобинд Рай на Гуру Гобинд Сингх.

Канга, Кара и Кирпан - трое из пяти К

Гуру Гобинд Сингх инициировал Пять К. традиция Хальсы,

  • Кеш : необрезанные волосы.
  • Кангха : деревянный гребень.
  • Кара : железо или сталь браслет на запястье.
  • Кирпан : меч или кинжал.
  • Каччера : короткие бриджи.

Он также объявил кодекс дисциплины для воинов Хальсы. Табак, употребление в пищу «халяльного» мяса (способ забоя, при котором животному перерезают горло и оставляют истекать кровью перед забоем), блуд и прелюбодеяние были запрещены. Халсы также согласились никогда не взаимодействовать с теми, кто следует за соперниками или их преемниками. Совместное посвящение мужчин и женщин из разных каст в ряды Хальсы также закрепило принцип равенства в сикхизме независимо от касты или пола. Значение Гуру Гобинд Сингха для сикхской традиции было очень важным, поскольку он институционализировал Хальсу, противостоял продолжающемуся преследованию Империи Великих Моголов и продолжал «защиту сикхизма и индуизма от мусульманского нападения на Аурангзеб».

Анандпур Сахиб Гурдвара, Пенджаб, место рождения Халсы

Он представил идеи, которые косвенно оспаривали дискриминационные налоги, введенные исламскими властями. Например, Аурангзеб ввел налоги с немусульман, которые также взимались с сикхов: джизья (подушный налог с немусульман), налог паломников и налог Бхаддар, последний из которых подлежал уплате. выплачивается любым, кто следует индуистскому ритуалу бритья головы после смерти близкого человека и кремации. Гуру Гобинд Сингх заявил, что Халсе не нужно продолжать эту практику, потому что Бхаддар - это не дхарам, а бхарам (иллюзия). Отказ от бритья головы также означал, что сикхи, жившие в Дели и других частях Империи Великих Моголов, не платили налоги. Однако новый кодекс поведения также привел к внутренним разногласиям между сикхами в 18 веке, особенно между Нанакпантхи и Хальсой.

Гуру Гобинд Сингх глубоко уважал Хальса и заявил, что нет никакой разницы между Истинным Гуру и сангатом (пантх). До того, как он основал Хальсу, сикхское движение использовало санскритское слово Сисья (буквально «ученик или ученик»), но после этого популярным термином стал Халса. Кроме того, до Хальсы сикхские общины по всей Индии имели систему масандов, назначаемых сикхскими гуру. Масанды руководили местными сикхскими общинами, местными храмами, собирали богатство и пожертвования для дела сикхов. Гуру Гобинд Сингх пришел к выводу, что система масандов стала коррумпированной, он отменил их и ввел более централизованную систему с помощью Хальсы, которая находилась под его непосредственным контролем. Эти события создали две группы сикхов: тех, кто инициировал как Хальса, и других, которые остались сикхами, но не предприняли посвящение. Сикхи Хальса считали себя отдельной религиозной единицей, в то время как сикхи Нанак-пантхи сохранили свою иную точку зрения.

Традиция воинского сообщества Хальса, начатая Гуру Гобинд Сингхом, внесла свой вклад в современные научные дебаты о плюрализме в сикхизме. Его традиция сохранилась до наших дней: посвященных сикхов называют Хальса-сикхами, а тех, кто не крестится, называют сахадждхари-сикхами.

сикхские писания

Дасам Грант приписывается Гуру Гобинд Сингху. Он включает в себя, среди прочего, мифологию воинов-святых древней Индии.

Гуру Гобинд Сингх считается в сикхской традиции завершением Картарпур Поти (рукописи) Гуру Грант Сахиб - первичного священного писания Сикхизм. Окончательная версия не приняла посторонние гимны в других версиях и включила сочинения его отца Гуру Тег Бахадура. Гуру Гобинд Сингх также объявил этот текст вечным Гуру для сикхов.

Гуру Гобинд Сингху также приписывают Дасам Грант. Это противоречивый религиозный текст, который некоторыми сикхами считается вторым священным писанием, а другие сикхи считают его авторитетным. Стандартное издание текста содержит 1428 страниц с 17 293 стихами в 18 разделах. Дасам Грант включает гимны, мифологические сказки из индуистских текстов, празднование женского начала в форме богини Дурги, эротические басни, автобиографию, светские истории из пуран и Махабхарата, письма другим, таким как император Великих Моголов, а также благоговейное обсуждение воинов и теологии.

Дасам Грант имеет важное значение. роль в инициации и повседневной жизни набожных сикхов Хальсы. Части его композиций, такие как Джап Сахиб, Тав-Прасад Савайе и Бенти Чаупай, являются ежедневными молитвами (Нитнем ) и священными литургические стихи, использованные при инициации сикхов Халсы.

Войны

Когда все другие средства потерпели неудачу,. законно принять меч.

- Гуру Гобинд Сингх, Зафарнама

Период, последовавший за казнью Гуру Тегха Бахадура - отца Гуру Гобинд Сингха, был периодом, когда Империя Великих Моголов под руководством Аурангзеба становилась все более враждебным врагом сикхов. Сикхи сопротивлялись во главе с Гобинд Сингхом, и в этот период мусульманско-сикхские конфликты достигли своего пика. И администрация Великих Моголов, и армия Аурангзеба проявляли активный интерес к Гуру Гобинд Сингху. Аурангзеб издал приказ истребить Гуру Гобинд Сингха и его семью.

Гуру Гобинд Сингх верил в Дхарам Юд (войну в защиту праведности), то, что ведется как последнее средство, а не из желания месть ни за жадность, ни за какие-то деструктивные цели. По мнению Гуру Гобинд Сингха, человек должен быть готов умереть, чтобы положить конец тирании, положить конец преследованиям и защитить свои религиозные ценности. Он вел четырнадцать войн с этими целями, но никогда не брал пленников и не повредил чьи-либо места поклонения.

Важные сражения

Гуру Гобинд Сингх со своей лошадью

Гуру Гобинд Сингх провел 13 битв против Империя Великих Моголов и короли холмов Сивалик .

  • Битва при Бхангани (1688), в которой говорится, что глава 8 «Бичитра Натак» Гобинд Сингха, когда Фатех Шах вместе с наемными командирами Хаят Хан и Наджабат Хан атаковал его силы без всякой цели. Гуру помогали силы Крипала (его дядя по материнской линии) и брамина по имени Дайя Рам, которых он восхваляет как героев в своем тексте. Двоюродный брат Гуру по имени Санго Шах был убит в битве, двоюродный брат дочери Гуру Харгобинда.
  • Битва при Надауне (1691) против исламских армий Миан Хана и его сына Алиф Хан, потерпевший поражение от союзных сил Гуру Гобинд Сингха, Бхим Чанда и других индуистских королей предгорий Гималаев. Немусульмане, поддерживающие гуру, отказались платить дань уважения исламским чиновникам, базирующимся в Джамму.

В 1693 году Аурангзеб сражался с индуистскими маратхами в районе Декана в Индии, и он издал приказ, чтобы Гуру Гобинд Сингх и сикхи

  • Битва при Гулере (1696 г.), сначала против сына мусульманского полководца Дилавар-хана Рустама-хана, возле реки Сатледж, где Гуру объединился с индуистским королем Гулером. и разгромил мусульманскую армию. Командующий послал своего генерала Хуссейна-хана против армий Гуру и королевства Гулеров, война произошла возле Патханкота, и Хуссейн-хан был побежден и убит объединенными силами.
  • Битва при Анандпуре (1700 г.), против армия Великих Моголов Аурангзеба, которая послала 10 000 солдат под командованием Пайнда Хан и Дина Бег. В прямом бою между Гуру Гобинд Сингхом и Пайнда Кханом последний был убит. Его смерть привела к бегству армии Великих Моголов с поля битвы.
  • Битва при Анандпуре (1701) против вождей соседних индуистских королевств, которые контролировали горные королевства. Это сопровождалось битвой, в которой Джагатулла был убит сикхскими войсками. Вожди холмов осадили Анандпур, и Гуру был вынужден временно покинуть Анандпур в качестве условия мира. По словам Луи Фенека, его войны с королями гималайских королевств, вероятно, были спровоцированы растущей армией сикхов, которые затем совершали набеги и грабили деревни в близлежащих горных королевствах в поисках припасов; индуистские короли объединили свои силы и блокировали Анандпур.
  • Битва при Нирмохгархе (1702) против сил Аурангзеба под предводительством Вазир-хана, усиленных холмистыми раджами холмов Сивалик на берегу Нирмохгарха. Битва продолжалась два дня с большими потерями с обеих сторон, и армия Вазир-хана покинула поле битвы.
  • Битва при Басоли (1702 г.) против армии Моголов; назван в честь королевства Басоли, раджа Дхарампул которого поддерживал Гуру в битве. Армия Великих Моголов поддерживалась соперничающим королевством Кахлур во главе с Раджей Аджмером Чандом. Битва закончилась, когда обе стороны достигли тактического мира.
  • Первая битва при Чамкауре (1702)
  • Первая битва при Анандпуре (1704), армия Великих Моголов во главе с Сайяд-ханом, а затем Рамжан-ханом;
  • Вторая битва при Анандпуре, генерал Великих Моголов был смертельно ранен сикхскими солдатами, и армия отступила. Затем в мае 1704 года Аурангзеб послал большую армию с двумя генералами, Вазир-ханом и Забердаст-ханом, чтобы подавить сопротивление сикхов. Исламская армия использовала в этой битве подход к длительной осаде Анандпура с мая по декабрь, перекрывая все входящие и исходящие продукты питания и другие припасы, а также повторяющиеся сражения. Некоторые сикхи покинули Гуру во время осады Анандпура в 1704 году и сбежали в свои дома, где их женщины пристыдили их, и они присоединились к армии Гуру и погибли, сражаясь с ним в 1705 году. Ближе к концу Гуру, его семья и последователи приняли предложение Аурангзебом о безопасном выходе из Анандпура. Однако, когда они покинули Анандпур двумя группами, на них напали, и одна из групп с Матой Гуджари и двумя сыновьями Гуру - Зоравар Сингх в возрасте 8 лет и Фатех Сингх в возрасте 5 лет - были взяты в плен армией Великих Моголов. Оба его ребенка были казнены, заживо закопав их в стене. Там же умерла бабушка Мата Гуджари.
  • Битва при Сарсе (1704 г.) против армии Великих Моголов во главе с генералом Вазир Ханом; В начале декабря мусульманский командующий передал Гуру Гобинд Сингху и его семье обещание Аурангзеба о безопасном проходе. Однако, когда Гуру принял предложение и ушел, Вазир Хан взял пленных, казнил их и преследовал Гуру. Отступающие войска, с которыми он находился, неоднократно подвергались нападениям сзади, с тяжелыми потерями для сикхов, особенно при переходе через реку Сарса.
  • Битва при Чамкауре (1704 г.) Считается одним из самых важных сражений в истории сикхов.. Это было против армии Великих Моголов во главе с Нахар Ханом; мусульманский полководец был убит, в то время как на стороне сикхов два оставшихся старших сына Гуру - Аджит Сингх и Джуджар Сингх вместе с другими сикхскими солдатами были убиты в этой битве.
  • Битва при Мукцаре (1705 г.), Армия Гуру подверглась повторному нападению со стороны армии Великих Моголов, за которой выследил генерал Вазир Хан, в засушливой местности Хидрана-ки-Дхаб. Моголы снова были заблокированы, но с большим количеством жизней сикхов - особенно знаменитого Чалис Мукте (буквально «сорок освобожденных»), и это была последняя битва под предводительством Гуру Гобинд Сингха. Место битвы под названием Хидрана было переименовано примерно 100 лет спустя Ранджитом Сингхом в Мукт-сар (буквально «озеро освобождения»), после слова «Мукт» (мокша ) древней индийской традиции в честь тех, кто отдал свою жизнь за дело освобождения.

Смерть членов семьи

Гурудвара Паривар Вичора Сахиб, Маджри, Рупнагар, Пенджаб, где Мата Гуджри вместе с двумя самыми молодыми сахибзадами (Фатех Сингх и Зоравар Сингх) были отделены от полка Гуру. Вскоре после этого они были убиты армией Великих Моголов.

Мать Гуру Мата Гуджри и двое его младших сыновей были схвачены Вазир Хан, мусульманским правителем Сирхинда. Его младшие сыновья, 5 и 8 лет, были замучены, а затем казнены, закопав их заживо в стене после того, как они отказались принять ислам, и Мата Гуджри упала, услышав смерть своих внуков. Оба его старших сына, 13 и 17 лет, также погибли в битве в декабре 1704 года против армии Великих Моголов.

Рассказы Великих Моголов

Мусульманские историки суда Великих Моголов писали о Гуру Гобинд Сингхе так: а также геополитика того времени, в которое он жил, и эти официальные персидские отчеты были легкодоступными и основой для описания истории сикхов на английском языке колониальной эпохи.

Согласно Дхавану, составленные персидские тексты придворные историки Великих Моголов при жизни Гуру Гобинд Сингха были настроены враждебно к нему, но представили точку зрения Великих Моголов. Они считали, что религиозная традиция гуру сикхов была искажена им путем создания военного порядка, готового противостоять имперской армии. Дхаван пишет, что некоторые персидские писатели, писавшие спустя десятилетия или столетие после смерти Гуру Гобинд Сингха, эволюционировали от того, чтобы полностью полагаться на придворные истории Великих Моголов, которые унижают Гуру, к включению историй из сикхских текстов gurbilas, восхваляющих Гуру.

В рассказах Моголов предполагается, что мусульманские полководцы рассматривали сикхский пантх как единое целое, разделенное на секты с разной лояльностью, и после битвы при Анандпуре Моголы почувствовали, что силы Гуру превратились в небольшую группу оставшихся воинов.

Послевоенные годы

GGS Marg Map

После Второй битвы при Анандпуре в 1704 году Гуру и его оставшиеся солдаты перемещались и оставались в разных местах, в том числе в таких местах, как джунгли Мачивара на юге Пенджаба.

Некоторые из различных мест на севере, западе и центральной Индии, где Гуру жил после 1705 года, включают Хехар с Кирпал Дас (дядя по материнской линии), Мануке, Мехдиана, Чаккар, Тахтупура и Мадхе и Дина (Малва (Пенджаб) регион). Он жил у родственников или доверял сикхам, таким как три внука Рай Джода, преданного Гуру Хар Гобинда.

Зафарнамы

Гуру Гобинд Сингх видел военные действия Аурангзеба и его армии против его семьи. и его народ как предательство обещания, неэтичный, несправедливый и нечестивый. После того, как все дети Гуру Гобинд Сингха были убиты армией Великих Моголов и битвой при Мукцаре, Гуру написал Аурангзебу вызывающее письмо на персидском языке под названием Зафарнама (буквально «послание победы»), письмо, которое в сикхской традиции считается Это было важно в конце 19 века.

Письмо Гуру было суровым, но примирительным по отношению к Аурангзебу. Он обвинил императора Великих Моголов и его командиров в духовном плане, обвинил их в отсутствии морали как в управлении, так и в ведении войны. В письме предсказывалось, что Империя Великих Моголов скоро исчезнет, ​​потому что она преследует, полна злоупотреблений, лжи и аморальности. Письмо духовно укоренено в убеждениях Гуру Гобинд Сингха о справедливости и достоинстве без страха.

Последние дни

Тахт Шри Хазур Сахиб, Нандед, построенный на месте, где Гуру Гобинд Сингх был кремирован в 1708 году, внутренняя камера до сих пор называется Ангита Сахиб.

Аурангзеб умер в 1707 году, и сразу же началась борьба за престолонаследие между его сыновьями, которые напали друг на друга. Официальным преемником был Бахадур Шах, который пригласил Гуру Гобинд Сингха со своей армией лично встретиться с ним в районе Декана в Индии для примирения, но затем Бахадур Шах отложил любые обсуждения на несколько месяцев.

Вазир Хан, a Командующий мусульманской армией и наваб Сархандха, против армии которого Гуру вел несколько войн, поручили двум афганцам, Джамшед Хану и Васил Бегу, следовать за армией Гуру, направлявшейся на встречу с Бахадур Шахом, а затем убить Гуру. Эти двое тайно преследовали Гуру, чьи войска находились в районе Декана в Индии, и вошли в лагерь, когда сикхи стояли у реки Годавари в течение нескольких месяцев. Они получили доступ к Гуру, и Джамшед Хан нанес ему смертельную рану в Нандед. Некоторые ученые утверждают, что убийца, убивший Гуру Гобинд Сингха, возможно, был послан не Вазир Ханом, а вместо этого был послан армией Великих Моголов, которая оставалась поблизости.

Согласно Шри Гур Собхе Сенапати, начало 18 века писатель, смертельные раны Гуру лежали ниже его сердца. Гуру сопротивлялся и убил убийцу, в то время как товарищ убийцы был убит сикхскими охранниками при попытке к бегству.

Гуру скончался от полученных ран через несколько дней, 7 октября 1708 года. Его смерть послужила причиной долгой жизни. и ожесточенная война сикхов с Моголами.

См. также

  • flag Индийский портал
  • Биографический портал
  • image Пенджабский портал

Ссылки

Дополнительная литература

  • Сингх, Гобинд; Джасбир Каур Ахуджа (1996). Зафарнама Гуру Гобинд Сингха. Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 42966940.
  • Сингх, профессор Суриндерджит, Транслитерация и поэтическая обработка английского языка в Зафарнамах Гуру Гобинд Сингха. Singh Brothers, Амритсар. 2003. ISBN 81-7205-272-3.
  • Деора, Ман Сингх (1989). Гуру Гобинд Сингх: литературный обзор. Нью-Дели: Публикации Анмол. ISBN 978-81-7041-160-4. OCLC 21280295.
  • Шри Дасам Грант Сахиб: Вопросы и ответы: Книга о Шри Дасам Грант Сахиб

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Гуру Гобинд Сингх.
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Гуру Гобинд Сингх
Предшествующий. Гуру Тег Бахадур Сикхский Гуру. 11 ноября 1675 - 7 октября 1708Преемник. Гуру Грант Сахиб
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:51:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте