Гуру Гобинд Сингх | |
---|---|
Монета с изображением Гуру Гобинд Сингх из 1747 г. н.э. | |
Другие имена | Десятый Нанак |
Личный | |
Родился | Гобинд Рай. 22 декабря 1666 г.. Патна Сахиб (настоящее время день Патна, Бихар, Индия) |
Умер | 7 октября 1708 (1708-10-07) (41 год). Хазур Сахиб Нандед (Настоящее время Нандед, Махараштра) |
Причина смерти | Убийство Джамшед Хан и Васил Бег |
Религия | Сикхизм |
Супруг | Мата Джито, Мата Сундари и Мата Сахиб Деван |
Дети | |
Родители | |
, известный |
Написал следующее: участвовал в следующих сражениях:
|
Другие имена | Десятый Нанак |
Религиозная карьера | |
Предшественник | Гуру Тег Бахадур |
Преемник | Гуру Грант Сахиб |
Гуру Гобинд Сингх () (22 декабря 1666 - 7 октября 1708), родился Гобинд Рай, был десятым сикхским Гуру, духовным учителем, воином, поэт и философ. Когда его отец, Гуру Тег Бахадур, был обезглавлен за отказ принять ислам, Гуру Гобинд Сингх был официально назначен лидером сикхов в возрасте девяти лет, став десятым Сикхский гуру. Его четыре сына погибли при его жизни: двое в битвах, двое казнены могольской армией.
Среди его заметных вкладов в сикхизм основание сикхов. сообщество воинов, названное Халса в 1699 году, представило Пять К, пять Символов веры, которые сикхи Хальса носят постоянно. Гуру Гобинд Сингху приписывают Дасам Грант, чьи гимны являются священной частью сикхских молитв и ритуалов Хальсы. Он также считается тем, кто завершил и закрепил Гуру Грант Сахиб в качестве основного священного писания сикхизма и вечного Гуру.
Гобинд Сингх был единственным сын Гуру Тегха Бахадура, девятого сикхского гуру и Маты Гуджри. Он родился в Патне 22 декабря 1666 года Бихар в семье Содхи Катри, когда его отец был в Бенгалии и Ассам. Его имя при рождении было Гобинд Рай, а храм под названием Тахт Шри Патна Харимандар Сахиб отмечает место, где он родился и провел первые четыре года своей жизни. В 1670 году его семья вернулась в Пенджаб, а в марте 1672 года они переехали в Чакк Нанаки в предгорьях Гималаев на севере Индии, называемые хребтом Сивалик, где он учился.
Его отец Гуру Тег Бахадур получил прошение от Кашмирские пандиты в 1675 году для защиты от фанатичных преследований со стороны Ифтикара Хана, могольского губернатора Кашмира при императоре Великих Моголов Аурангзебе. Тег Бахадур решил, что встретится с Аурангзебом мирным путем, но его советники предупредили, что его жизнь может оказаться в опасности. Молодой Гобинд Рай - известный как Гобинд Сингх после 1699 года - посоветовал своему отцу, что нет никого более достойного вести и принести жертву, чем он. Его отец предпринял попытку, но был арестован, а затем публично обезглавлен в Дели 11 ноября 1675 года по приказу Аурангзеба за отказ принять ислам и продолжающиеся конфликты между сикхизмом и Исламской империей. После этого мученичества молодой Гобинд Рай был провозглашен сикхами десятым сикхским гуру на Вайсакхи 29 марта 1676 года.
Образование Гуру Гобинд Сингха продолжилось после того, как он стал 10-м гуру. как в чтении, так и в письме, а также в боевых искусствах, таких как верховая езда и стрельба из лука. В 1684 году он написал Чанди ди Вар на языке панджаби - легендарную войну между добром и злом, где добро противостоит несправедливости и тирании, как описано в древнем санскритском тексте Маркандейа Пурана. Он оставался в Паонте, на берегу реки Ямуна, до 1685 года.
У Гуру Гобинд Сингха было три жены:
Жизненный пример и руководство Гуру Гобинд Сингха имели историческое значение для сикхов. Он институционализировал Хальса (буквально «Чистые»), сыгравшие ключевую роль в защите сикхов спустя долгое время после его смерти, например, во время девяти вторжений в Пенджаб и священной войны во главе с Ахмадом Шахом Абдали из Афганистана с 1747 по 1769 год.
В 1699 году Гуру просил сикхов собраться в Анандпуре на Вайсакхи (ежегодный весенний праздник урожая ). Согласно сикхской традиции, он попросил добровольца из собравшихся, кого-то, кто готов принести в жертву свою голову. Один вышел вперед, которого он ввел в палатку. Гуру вернулся к толпе без добровольца, но с окровавленным мечом. Он попросил еще одного добровольца и повторил тот же процесс возвращения из палатки без никого и с окровавленным мечом еще четыре раза. После того, как пятый доброволец вошел с ним в палатку, Гуру вернулся со всеми пятью добровольцами, все в целости и сохранности. Он назвал их Пандж Пьяре и первым Хальса в сикхской традиции.
Гуру Гобинд Сингх затем смешал воду и сахар в железной миске, помешивая ее обоюдоострым мечом, чтобы приготовить то, что он называл Амрит («нектар»). Затем он ввел это в Пандж Пьяре, сопровождая его декламацией из Ади Грант, тем самым основав кханде ка пахул (церемония крещения) Хальсы - сообщества воинов. Гуру также дал им новую фамилию «Сингх » (лев). После того, как первые пять Хальса были крещены, Гуру попросил их крестить его как Хальсу. Это сделало Гуру шестым Хальсой, и его имя изменилось с Гуру Гобинд Рай на Гуру Гобинд Сингх.
Канга, Кара и Кирпан - трое из пяти КГуру Гобинд Сингх инициировал Пять К. традиция Хальсы,
Он также объявил кодекс дисциплины для воинов Хальсы. Табак, употребление в пищу «халяльного» мяса (способ забоя, при котором животному перерезают горло и оставляют истекать кровью перед забоем), блуд и прелюбодеяние были запрещены. Халсы также согласились никогда не взаимодействовать с теми, кто следует за соперниками или их преемниками. Совместное посвящение мужчин и женщин из разных каст в ряды Хальсы также закрепило принцип равенства в сикхизме независимо от касты или пола. Значение Гуру Гобинд Сингха для сикхской традиции было очень важным, поскольку он институционализировал Хальсу, противостоял продолжающемуся преследованию Империи Великих Моголов и продолжал «защиту сикхизма и индуизма от мусульманского нападения на Аурангзеб».
Анандпур Сахиб Гурдвара, Пенджаб, место рождения ХалсыОн представил идеи, которые косвенно оспаривали дискриминационные налоги, введенные исламскими властями. Например, Аурангзеб ввел налоги с немусульман, которые также взимались с сикхов: джизья (подушный налог с немусульман), налог паломников и налог Бхаддар, последний из которых подлежал уплате. выплачивается любым, кто следует индуистскому ритуалу бритья головы после смерти близкого человека и кремации. Гуру Гобинд Сингх заявил, что Халсе не нужно продолжать эту практику, потому что Бхаддар - это не дхарам, а бхарам (иллюзия). Отказ от бритья головы также означал, что сикхи, жившие в Дели и других частях Империи Великих Моголов, не платили налоги. Однако новый кодекс поведения также привел к внутренним разногласиям между сикхами в 18 веке, особенно между Нанакпантхи и Хальсой.
Гуру Гобинд Сингх глубоко уважал Хальса и заявил, что нет никакой разницы между Истинным Гуру и сангатом (пантх). До того, как он основал Хальсу, сикхское движение использовало санскритское слово Сисья (буквально «ученик или ученик»), но после этого популярным термином стал Халса. Кроме того, до Хальсы сикхские общины по всей Индии имели систему масандов, назначаемых сикхскими гуру. Масанды руководили местными сикхскими общинами, местными храмами, собирали богатство и пожертвования для дела сикхов. Гуру Гобинд Сингх пришел к выводу, что система масандов стала коррумпированной, он отменил их и ввел более централизованную систему с помощью Хальсы, которая находилась под его непосредственным контролем. Эти события создали две группы сикхов: тех, кто инициировал как Хальса, и других, которые остались сикхами, но не предприняли посвящение. Сикхи Хальса считали себя отдельной религиозной единицей, в то время как сикхи Нанак-пантхи сохранили свою иную точку зрения.
Традиция воинского сообщества Хальса, начатая Гуру Гобинд Сингхом, внесла свой вклад в современные научные дебаты о плюрализме в сикхизме. Его традиция сохранилась до наших дней: посвященных сикхов называют Хальса-сикхами, а тех, кто не крестится, называют сахадждхари-сикхами.
Гуру Гобинд Сингх считается в сикхской традиции завершением Картарпур Поти (рукописи) Гуру Грант Сахиб - первичного священного писания Сикхизм. Окончательная версия не приняла посторонние гимны в других версиях и включила сочинения его отца Гуру Тег Бахадура. Гуру Гобинд Сингх также объявил этот текст вечным Гуру для сикхов.
Гуру Гобинд Сингху также приписывают Дасам Грант. Это противоречивый религиозный текст, который некоторыми сикхами считается вторым священным писанием, а другие сикхи считают его авторитетным. Стандартное издание текста содержит 1428 страниц с 17 293 стихами в 18 разделах. Дасам Грант включает гимны, мифологические сказки из индуистских текстов, празднование женского начала в форме богини Дурги, эротические басни, автобиографию, светские истории из пуран и Махабхарата, письма другим, таким как император Великих Моголов, а также благоговейное обсуждение воинов и теологии.
Дасам Грант имеет важное значение. роль в инициации и повседневной жизни набожных сикхов Хальсы. Части его композиций, такие как Джап Сахиб, Тав-Прасад Савайе и Бенти Чаупай, являются ежедневными молитвами (Нитнем ) и священными литургические стихи, использованные при инициации сикхов Халсы.
Когда все другие средства потерпели неудачу,. законно принять меч.
- Гуру Гобинд Сингх, Зафарнама
Период, последовавший за казнью Гуру Тегха Бахадура - отца Гуру Гобинд Сингха, был периодом, когда Империя Великих Моголов под руководством Аурангзеба становилась все более враждебным врагом сикхов. Сикхи сопротивлялись во главе с Гобинд Сингхом, и в этот период мусульманско-сикхские конфликты достигли своего пика. И администрация Великих Моголов, и армия Аурангзеба проявляли активный интерес к Гуру Гобинд Сингху. Аурангзеб издал приказ истребить Гуру Гобинд Сингха и его семью.
Гуру Гобинд Сингх верил в Дхарам Юд (войну в защиту праведности), то, что ведется как последнее средство, а не из желания месть ни за жадность, ни за какие-то деструктивные цели. По мнению Гуру Гобинд Сингха, человек должен быть готов умереть, чтобы положить конец тирании, положить конец преследованиям и защитить свои религиозные ценности. Он вел четырнадцать войн с этими целями, но никогда не брал пленников и не повредил чьи-либо места поклонения.
Гуру Гобинд Сингх провел 13 битв против Империя Великих Моголов и короли холмов Сивалик .
В 1693 году Аурангзеб сражался с индуистскими маратхами в районе Декана в Индии, и он издал приказ, чтобы Гуру Гобинд Сингх и сикхи
Мать Гуру Мата Гуджри и двое его младших сыновей были схвачены Вазир Хан, мусульманским правителем Сирхинда. Его младшие сыновья, 5 и 8 лет, были замучены, а затем казнены, закопав их заживо в стене после того, как они отказались принять ислам, и Мата Гуджри упала, услышав смерть своих внуков. Оба его старших сына, 13 и 17 лет, также погибли в битве в декабре 1704 года против армии Великих Моголов.
Мусульманские историки суда Великих Моголов писали о Гуру Гобинд Сингхе так: а также геополитика того времени, в которое он жил, и эти официальные персидские отчеты были легкодоступными и основой для описания истории сикхов на английском языке колониальной эпохи.
Согласно Дхавану, составленные персидские тексты придворные историки Великих Моголов при жизни Гуру Гобинд Сингха были настроены враждебно к нему, но представили точку зрения Великих Моголов. Они считали, что религиозная традиция гуру сикхов была искажена им путем создания военного порядка, готового противостоять имперской армии. Дхаван пишет, что некоторые персидские писатели, писавшие спустя десятилетия или столетие после смерти Гуру Гобинд Сингха, эволюционировали от того, чтобы полностью полагаться на придворные истории Великих Моголов, которые унижают Гуру, к включению историй из сикхских текстов gurbilas, восхваляющих Гуру.
В рассказах Моголов предполагается, что мусульманские полководцы рассматривали сикхский пантх как единое целое, разделенное на секты с разной лояльностью, и после битвы при Анандпуре Моголы почувствовали, что силы Гуру превратились в небольшую группу оставшихся воинов.
После Второй битвы при Анандпуре в 1704 году Гуру и его оставшиеся солдаты перемещались и оставались в разных местах, в том числе в таких местах, как джунгли Мачивара на юге Пенджаба.
Некоторые из различных мест на севере, западе и центральной Индии, где Гуру жил после 1705 года, включают Хехар с Кирпал Дас (дядя по материнской линии), Мануке, Мехдиана, Чаккар, Тахтупура и Мадхе и Дина (Малва (Пенджаб) регион). Он жил у родственников или доверял сикхам, таким как три внука Рай Джода, преданного Гуру Хар Гобинда.
Гуру Гобинд Сингх видел военные действия Аурангзеба и его армии против его семьи. и его народ как предательство обещания, неэтичный, несправедливый и нечестивый. После того, как все дети Гуру Гобинд Сингха были убиты армией Великих Моголов и битвой при Мукцаре, Гуру написал Аурангзебу вызывающее письмо на персидском языке под названием Зафарнама (буквально «послание победы»), письмо, которое в сикхской традиции считается Это было важно в конце 19 века.
Письмо Гуру было суровым, но примирительным по отношению к Аурангзебу. Он обвинил императора Великих Моголов и его командиров в духовном плане, обвинил их в отсутствии морали как в управлении, так и в ведении войны. В письме предсказывалось, что Империя Великих Моголов скоро исчезнет, потому что она преследует, полна злоупотреблений, лжи и аморальности. Письмо духовно укоренено в убеждениях Гуру Гобинд Сингха о справедливости и достоинстве без страха.
Аурангзеб умер в 1707 году, и сразу же началась борьба за престолонаследие между его сыновьями, которые напали друг на друга. Официальным преемником был Бахадур Шах, который пригласил Гуру Гобинд Сингха со своей армией лично встретиться с ним в районе Декана в Индии для примирения, но затем Бахадур Шах отложил любые обсуждения на несколько месяцев.
Вазир Хан, a Командующий мусульманской армией и наваб Сархандха, против армии которого Гуру вел несколько войн, поручили двум афганцам, Джамшед Хану и Васил Бегу, следовать за армией Гуру, направлявшейся на встречу с Бахадур Шахом, а затем убить Гуру. Эти двое тайно преследовали Гуру, чьи войска находились в районе Декана в Индии, и вошли в лагерь, когда сикхи стояли у реки Годавари в течение нескольких месяцев. Они получили доступ к Гуру, и Джамшед Хан нанес ему смертельную рану в Нандед. Некоторые ученые утверждают, что убийца, убивший Гуру Гобинд Сингха, возможно, был послан не Вазир Ханом, а вместо этого был послан армией Великих Моголов, которая оставалась поблизости.
Согласно Шри Гур Собхе Сенапати, начало 18 века писатель, смертельные раны Гуру лежали ниже его сердца. Гуру сопротивлялся и убил убийцу, в то время как товарищ убийцы был убит сикхскими охранниками при попытке к бегству.
Гуру скончался от полученных ран через несколько дней, 7 октября 1708 года. Его смерть послужила причиной долгой жизни. и ожесточенная война сикхов с Моголами.
На Викискладе есть материалы, связанные с Гуру Гобинд Сингх. |
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Гуру Гобинд Сингх |
Предшествующий. Гуру Тег Бахадур | Сикхский Гуру. 11 ноября 1675 - 7 октября 1708 | Преемник. Гуру Грант Сахиб |