Глава правительства либо высшее или второе высшее должностное лицо в исполнительной власти суверенного государства, федеративного государства или самоуправляющейся колонии, автономной области или другое правительство, которое часто председательствует в кабинете, группе министров или секретарей, возглавляющих исполнительные департаменты. «Глава правительства» часто отличается от «глава государства » (как в статье 7 Венской конвенции о праве международных договоров, статье 1 Конвенции о Предотвращение и наказание преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов и список протоколов Организации Объединенных Наций), поскольку они могут быть отдельными должностями, лицами или ролями в зависимости от страны.
Полномочия главы правительства, например президента, канцлера или премьер-министра, и отношения между этой должностью и другими государственными учреждениями, например отношения между главой государства и законодательным органом, варьируются в значительной степени среди суверенных государств, в значительной степени в зависимости от конкретной системы правления, которая была выбрана, выиграна или развивалась с течением времени.
В большинстве парламентских систем, включая конституционные монархии, глава правительства является фактическим политическим лидером правительства и подотчетен как минимум одна палата законодательного органа. Хотя часто существуют формальные подчиненные отношения с главой государства, последний обычно действует как номинальный руководитель, который может играть роль исполнительного директора в ограниченных случаях, либо при получении конституционный совет главы правительства или в соответствии с конкретными положениями конституции.
В президентских республиках или в абсолютных монархиях глава государства также обычно является главой правительства. Однако отношения между этим лидером и правительством могут сильно различаться: от разделения властей до автократии, в зависимости от конституции (или других основных законов) конкретного государства.
В полупрезидентских системах глава правительства может подчиняться как главе государства, так и законодательному органу, с особенностями, предусмотренными конституцией каждой страны. Современный пример - нынешнее французское правительство, которое возникло как Пятая Французская Республика в 1958 году. Во Франции президент, глава государства, назначает премьер-министра, который является главой правительства. Однако президент должен выбрать кого-то, кто может эффективно действовать в качестве исполнительной власти, но который также пользуется поддержкой законодательного органа Франции, Национального собрания, чтобы иметь возможность принимать законы. В некоторых случаях глава государства может представлять одну политическую партию, но большинство в Национальном собрании принадлежит другой партии. Учитывая, что партия большинства имеет больший контроль над государственным финансированием и первичным законодательством, президент фактически вынужден выбрать премьер-министра из оппозиционной партии, чтобы обеспечить эффективное функционирование законодательной власти. В этом случае, известном как сожительство, премьер-министр вместе с кабинетом контролирует внутреннюю политику, а влияние президента в основном ограничивается иностранными делами.
В системах управления исполнительные обязанности главы правительства распределены между группой людей. Ярким примером является Федеральный совет Швейцарии, где каждый член совета возглавляет департамент, а также голосует по предложениям, относящимся ко всем департаментам.
Обычный титул для многих глав правительство является премьер-министром. Это используется как формальный титул во многих государствах, но также неофициально является общим термином для описания любого поста, который считается главным министром при иначе стилизованном главе государства, как министр - латинское для слуг или подчиненных - это общий титул для членов правительства (но используется много других титулов, например, канцлер и государственный секретарь). Формально глава государства также может быть главой правительства (ex officio или путем специальной кумуляции, например, когда правящий монарх сам осуществляет все полномочия), но в остальном имеет формальный приоритет над главой правительства и другие министры, независимо от того, является ли он их фактическим политическим начальником (правящий монарх, исполнительный президент) или, скорее, теоретическим или церемониальным характером (конституционный монарх, неисполнительный президент). В разных конституциях используются разные названия, и даже одно и то же название может иметь разные значения, в зависимости от конституционного строя и политической системы рассматриваемого государства.
Помимо премьер-министра, названия, используемые для демократической модели, когда есть выборный законодательный орган, проверяющий главу правительства, включают следующее. Некоторые из этих названий относятся к правительствам ниже национального уровня (например, штатов или провинций).
В более широком смысле, глава правительства может использоваться свободно, когда относится к различным сопоставимым должностям при доминирующем главе государства (особенно в случае древних или феодальных эпох, так что термин «глава правительства» в данном случае можно рассматривать как противоречащий термину). В этом случае премьер-министр служит по воле монарха и не имеет большей власти, чем позволяет монарх. Некоторые из таких титулов - диван, махамантри, прадхан, васир или визирь.
Однако только потому, что главой государства является де-юре доминирующее положение не означает, что он / она не всегда будет де-факто политическим лидером. Опытный глава правительства, такой как немецкий государственный деятель 19 века Отто фон Бисмарк, министр-президент Пруссии, а позже канцлер Германии при императоре / Король Вильгельм I, служит примером, показывающим, что обладание формальными полномочиями не означает политическое влияние.
В некоторых случаях глава государства является номинальным лицом, в то время как глава правительства возглавляет правящую партию. В некоторых случаях глава правительства может даже передать свой титул по наследству. К таким титулам относятся следующие:
В некоторых моделях глава государства и глава правительства - одно и то же. К ним относятся:
Альтернативная формула - единый главный политический орган (например, президиум ), который коллективно возглавляет правительство и обеспечивает (например, по очереди) торжественный Глава государства. Единственное государство, в котором в настоящее время используется эта система, - это Швейцария, но другие страны, такие как Уругвай , использовали ее в прошлом. Эта система описывается как система управления.
См. Глава государства для дальнейшего объяснения этих случаев.
В парламентских системах правительство функционирует следующим образом:
Все эти требования напрямую влияют на роль главы правительства. Следовательно, они часто играют «повседневную» роль в парламенте, отвечая на вопросы и защищая правительство «в трибунах», тогда как в полупрезидентских системах от них может не требоваться играть как играет большую роль в функционировании парламента.
Во многих странах глава государства уполномочен главой государства сформировать правительство на основе сильной партийной поддержки в нижней палате; в некоторых других государствах он или она избирается напрямую парламентом. Многие парламентские системы требуют, чтобы министры служили в парламенте, в то время как другие запрещают министрам заседать в парламенте (они должны уйти в отставку, когда станут министрами).
Главы правительства обычно отстраняются от власти в парламентской системе
Конституции различаются по объему и объему полномочий, предоставленных главе правительства. Некоторые более старые конституции; например, текст Австралии 1900 и текст Бельгии 1830 ; не говоря уже об их кабинетах премьер-министров, они стали де-факто политической реальностью без формального конституционного статуса. Некоторые конституции делают премьер-министра primus inter pares (первым среди равных ), и это остается практической реальностью для премьер-министра Бельгии и премьер-министра. Министр Финляндии. Однако в других государствах глава правительства становится центральной и доминирующей фигурой в системе кабинета министров; Ирландия Taoiseach, например, одна может решить, когда добиваться роспуска парламента, в отличие от других стран, где это решение кабинета министров, когда премьер-министр только один член голосует по предложению. В Израиле, в то время как Правительство номинально является коллегиальным органом с ролью primus interpares для премьер-министра, премьер-министр Израиля является доминирующей фигурой в исполнительная власть на практике. Премьер-министр Швеции, в соответствии с Правительственным актом 1974 года, является конституционным офисом со всеми ключевыми исполнительными полномочиями либо непосредственно в его или ее распоряжении, либо косвенно через коллегиальное Правительство., все члены которого назначаются и освобождаются от должности по собственному усмотрению премьер-министра.
Согласно неписаной конституции Великобритании, роль премьер-министра изменилась, часто основанная на личной привлекательности и силе характера человека, в отличие от Например, Уинстон Черчилль против Клемент Эттли, Маргарет Тэтчер против Джон Мейджор. Утверждается, что возросшая персонализация руководства в ряде государств привела к тому, что главы правительств сами стали «полупрезидентскими» фигурами, отчасти из-за освещения в СМИ политики, которая фокусируется на лидере и его или ее мандате, а не на в парламенте; и усилению централизации власти в руках главы правительства. Такие обвинения были выдвинуты против двух недавних премьер-министров Великобритании: Маргарет Тэтчер и Тони Блэра. Они также были направлены против премьер-министров Италии Сильвио Берлускони и Маттео Ренци, премьер-министра Канады Пьера Трюдо и федерального канцлера из Западная Германия (позже вся Германия), Гельмут Коль, когда был у власти.
Главе правительства часто предоставляется официальная резиденция, часто так же, как главы государства. Название резиденции часто используется в качестве метонима или альтернативного названия для «правительства», когда офис является политически самым высоким, например в Великобритании «Сегодня о Даунинг-стрит объявлено…»
Среди известных официальных резиденций глав правительств:
Аналогичным образом главы правительств федеральных юридическим лицам ниже уровня суверенного государства (часто без действительного главы государства, по крайней мере, в соответствии с международным правом) также может быть предоставлено официальное место жительства, что иногда используется как возможность продемонстрировать стремление к государственности:
Обычно резиденция глав правительств не такая престижная и величественная, как резиденция главы государства, даже если глава государства выполняет только церемониальные обязанности. Даже официальный представитель главы государства, такой как генерал-губернатор, вполне может разместиться в более роскошной резиденции дворцового типа. Однако это не тот случай, когда обе должности объединены в одну:
По состоянию на середину 2011 г.:
![]() | W На ikimedia Commons есть средства массовой информации, связанные с главами правительств. |