Дуррани

редактировать
Пуштунское племя
Дуррани
دراني
Коронация Ахмад Шаха Дуррани в 1747 году Брешной.jpg Коронация из Ахмад Шах Дурр-и-Дурран вождями Абдали в Кандагаре в 1747 году
Регионы со значительным населением
Афганистан, Пакистан
Языки
пушту
Религия
Allah-green.svg Ислам

Дуррани (пушту : دراني, произносится ), ранее известные как Абда ли (ابدالي) - одно из крупнейших племен пуштунов. Их традиционная родина - юг Афганистана (регион Лой-Кандагар ), переходящий в Тоба Ачакзай в Белуджистане, Пакистан, но они также расселены в других частях Афганистана и частях Хайбер-Пахтунхва, Пакистан. Ахмад Шах Дуррани, который считается основателем современного государства Афганистан, принадлежал к племени Абдали. В 1747 году, после создания Афганской империи, основанной в Кандагаре, он принял эпитет Шах Дурр-и-Дурран, «Король, Жемчужина Жемчужины», и изменил название племени. на "Дуррани" после себя.

Большинство дуррани говорят на южном пушту, который считается престижной разновидностью пушту.

Содержание

  • 1 Происхождение и происхождение
    • 1.1 Мифический генеалогия
  • 2 История
    • 2.1 Династия Хотаков
    • 2.2 Империя Дуррани
    • 2.3 Династия Баракзай
    • 2.4 Современный период
  • 3 Пуштуский диалект
  • 4 Притчи
  • 5 Примечания
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Происхождение и происхождение

Кладбище принцев и принцесс Дуррани XIX века в Кохате, Хайбер-Пахтунхва, Пакистан

В период раннего Нового времени племя пуштунов абдали впервые было прямо упомянуто в источниках Моголов и Сефевидов. Например, в отчете Великих Моголов 1595 года Айн-и-Акбари абдали упоминаются как один из «афганских улусов» (конфедераций пуштунских племен), поселившихся в районе Кандагара, вместе с Тарином, Пани и Каках. Некоторые ученые предположили, что абдали произошли от гефталитов племен, которые в древние времена обосновались на территории современного Афганистана и были известны как ηβοδαλο (эбодало) на бактрийском языке.

Согласно лингвисту Георг Моргенштирн, племенное имя Абдали, возможно, имеет "какое-то отношение" к гефталиту. Эта гипотеза была поддержана историком Айдогды Курбановым, указавшим, что после распада конфедерации гефталитов они, вероятно, ассимилировались в различные местные народы и что абдали могут быть одним из племен гефталитового происхождения. Британские индейские исследователи 19 века Чарльз Массон и Генри У. Беллью также предположили, что между Абдалисом и гефталитами существует прямая связь.

Джозеф Т. Арлингхаус ссылается на сирийскую летопись ок. 555 г. н.э., в котором Хулас, Абдель и Эфталит упоминаются как три кочевых племени из «земель гуннов ». Арлингхаус связал «Хула» и «Абдель» с Халаджем (современный Гилджи ) и Абдали (современный Дуррани), соответственно, утверждая, что родство между эфталитами и халаджами, а Абдали может датироваться шестым веком.

Ю. В. Ганьковский, советский историк по Афганистану, также утверждал, что гефталиты внесли вклад в этногенез пуштунов Дуррани:

Пуштуны возникли как союз в основном Востока. Иранские племена, которые стали исходным этническим слоем пуштунского этногенеза, датируемого серединой I тыс. Н.э., и связаны с распадом конфедерации эфталитов... О вкладе гефталитов в этногенез пуштунов, мы находим свидетельства в этнониме самого крупного из союзов пуштунских племен - абдали (дуррани после 1747 г.), связанном с этническим именем эфталитов - Абдал. Сиах-пош, кафиры (нуристанцы ) Гиндукуша, еще в начале XIX века называли всех пуштунов общим именем Абдал

.

Мифическая генеалогия

Согласно популярной мифической генеалогии, записанной придворным Моголов 17-го века Ниматом Аллахом аль-Харави в его книге Тарих-и Хан Джахани ва Махзан-и Афгани, племя Абдали произошло от своего одноименного предка Абдала (или Авдала), который был сыном Тарина, который был сыном Шархбуна, который был сыном Сабана (прародителя Сарбани племени конфедерация), который был сыном Кайса Абдура Рашида (прародителя всех пуштунов). Кайс Абдур Рашид был потомком Афганы, который был описан как внук израильского царя Саула и главнокомандующий армией пророка Соломон. Кайс считался современником исламского пророка Мухаммада и родственником арабского полководца Халида ибн аль-Валида. Когда Халид ибн аль-Валид призвал Каиса из Гора в Медину, Каис принял ислам, и пророк переименовал его в Абдур Рашид (что означает «Слуга наставника на правильный путь» или «Слуга Бога »на арабском ). Абдур Рашид вернулся в Гор и представил там ислам. В книге говорится, что у правнука Абдура Рашида, Тарина, было трое сыновей: «Один был черным цветом лица, и его звали Тур (что означает« черный »на пушту); другого - белого цвета, и его звали Спин ( означает «белый» на пушту); его третьего сына звали Абдал (или Авдал) ». Первые два сына были прародителями современных Таринов, которые тесно связаны с Дурранисом и разделены на два клана (Тор Тарин и Спин Тарин), а третий сын был прародителем современного Дурраниса.

В рассказе Великих Моголов 1595 года Айн-и-Акбари также упоминается традиция израильского происхождения среди пуштунов, что показывает, что эта традиция уже была популярна среди пуштунов XVI века.

История

В течение XVI и XVII веков абдали были в основном скотоводами, не известными своей сельскохозяйственной деятельностью, но некоторые из них занимались наземной торговлей. Вожди Абдали и Тарин (пуштунское племя, связанное с Абдали) находились под покровительством назначенных губернаторов Сефевидов и Моголов, и их просили патрулировать маршруты путешествий для обеспечения безопасности торговых караванов, проходящих через Кандагар, провинцию, расположенную на стратегическом торговом коридоре, соединяющем Индостан, Иран и Туркестан.

Династия Хотаков

Царь Махмуд Хотак (1717-1725), мать которого Ханзада Садозай была дуррани

Первый Гилджи эмир династии Хотак, Мирваис Хотак (1709–1715), был женат на Ханзаде Садозай, дочери вождя Абдали Джафар-хана Садозая. Это укрепило союз Гилджи-Абдали, сыгравший неотъемлемую роль в подъеме Мирваиса к политической власти в Кандагаре и в успешном восстании против Сефевидов. Результат этого брака Махмуд Хотак завоевал Иран в 1722 году, и иранский город Исфахан оставался столицей династии в течение шести лет.

Во время правления Хотака контингент абдали отправился в Герат, чтобы взять на себя контроль над провинцией, заменив бывших губернаторов, назначенных Сефевидами. Заман-хан Абдали, отец Ахмад-шаха Дуррани, был одним из губернаторов Абдали в Герате.

Империя Дуррани

Ахмад Шах Дуррани (1747–1772), основатель Афганской империи

В 1747 году Ахмад Шах Дуррани основал Империю Дуррани со столицей в Кандагар. Он принял титул Шах Дурр-и-Дурран, «Король, Жемчужина жемчуга», и изменил название своего племени «Абдали» на «Дуррани» после себя.

Ахмад-шах теперь считается основателем современного государства Афганистан. В течение нескольких лет он расширил свой контроль с Хорасана на западе до Кашмира и Северной Индии на востоке, а также с Амударьи на севере до Аравийского моря на юге.

Династия Баракзай

Король Аманулла-хан (1919–1929), при котором Афганистан получил независимость по внешней политике от британского владычества королевы Сораи Тарзи, жены короля Амануллы-хана

В 1823 году эмир Дост Мохаммад-хан, принадлежавший к Баракзай племя Дуррани, основало династию Баракзай с центром в Кабуле. После этого его потомки правили по очереди до 1929 года, когда король Аманулла Хан, при котором Афганистан получил независимость в своей внешней политике от британского владычества, был вынужден отречься от престола, а его двоюродный брат Мухаммед Надир Шах позже был избран королем. Династия Баракзай правила нынешним Афганистаном до 1973 года, когда Мухаммед Захир Шах, последний король Баракзай, был свергнут бескровным переворотом своим двоюродным братом Мохаммед Дауд Хан. Переворот положил конец царству Баракзай и установил Республику Афганистан (1973–1978).

Современный период

Хамид Карзай, бывший президент Афганистана (2001–2014) и лидер клана Попалзай Дурранис

В настоящее время бывший президент Афганистана Хамид Карзай (2001–2014) является лидером Попалзай. клан дуррани.

диалект пушту

Хотя многие говорят на персидском дари, дуррани южного Афганистана говорят на южном пушту, также известный как «кандахари пушту», «мягкий» диалект пушту. Считается одним из самых престижных сортов пушту. Этот диалект сохраняет архаичные ретрофлексные шипящие [ʂ] и [ʐ], которые слились с другими фонемами в других диалектах. Южный пушту также сохраняет аффрикаты [t͡s] и [d͡z], которые в некоторых диалектах слились в [s] и [z].

Племя Тарин (Тарин) исторически тесно связано с Дурранисом. Хотя большинство таринов говорят на южном пушту, небольшая часть клана таринов Спин, живущего к востоку от Кветты, говорит на уникальном ванеци (тарино) диалекте пушту, который, по мнению некоторых лингвистов, быть достаточно самобытным, чтобы относиться к нему как к собственному языку. По словам лингвиста Prods Oktor Skjaervo : «В долитературный период территория пушту разделилась на две диалектные группы, которые сегодня представлены, с одной стороны, всеми диалектами современного пушту, а с другой стороны - ванеци и архаика осталась и в других юго-восточных диалектах. "

подтрибы

Примечания

  • ^1на языке пушту, «Дуррани» (دراني, [durɑˈni]) - форма множественного числа этого слова. Его единственное число мужского рода - "Durranai" (درانی, [durɑˈnay]), а его единственное число женского рода - "Durraney" (درانۍ, [durɑˈnəy]).

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:46:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте