Вандана Шива

редактировать
Индийский философ, ученый и эколог

Вандана Шива
Доктор. Вандана Шива DS.jpg Вандана Шива в 2014 году
Родился(1952-11-05) 5 ноября 1952 (67 лет). Дехрадун, Уттар-Прадеш (современный Уттаракханд ), Индия
НациональностьИндиец
Alma materУниверситет Панджаб, Чандигарх. Университет Гвельфа. Университет Западного Онтарио
ПрофессияФилософ, эколог, писатель, профессиональный спикер, общественный деятель
НаградыПремия за правильные средства к существованию (1993). Сиднейская премия мира (2010). (2016). Премия азиатской культуры Фукуока (2012)
Голос Ванданы Шивы из программы BBC Saving Species, 23 декабря 2011 г.
Веб-сайтvandanashiva.com
Файл: Video Vandana Shiva 2014.webm Воспроизвести медиа Видео-заявление (2014)

Вандана Шива (родился 5 ноября 1952 г.) - индийский ученый, экологический активист, защитник продовольственного суверенитета и антиглоб. ализация автор. Основанный в Дели, Шива написал более 20 книг.

Шива - один из лидеров и членов правления Международного форума по глобализации (с Джерри Мандером, Ральф Надер и Джереми Рифкин ), а также фигура движения антиглобалистов. Она выступала в пользу многих традиционных практик, как в своем интервью в книге «Ведическая экология» (автор Ранчор Прайм ). Она является членом научного комитета Fundacion IDEAS, аналитического центра Социалистической партии Испании. Она также является членом Международной организации общества участия. В 1993 году она получила Премию за правильные средства к существованию, учрежденную шведско-немецким филантропом Якобом фон Икскуллом и считающуюся «Альтернативной Нобелевской премией».

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и образование
  • 2 Карьера
  • 3 Активность
    • 3.1 Свобода семян
    • 3.2 Золотой рис
    • 3.3 GM, Индия и самоубийства
  • 4 Экофеминизм
  • 5 Расследования Индийского разведывательного управления
  • 6 Критика
  • 7 Фильм
    • 7.1 Избранный список
  • 8 Публикации
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
Ранние годы и образование
Вандана Шива в Кельн, Германия в 2007 году

Вандана Шива родилась в Дехрадуне. Ее отец был хранителем лесов, а мать была фермером, любившим природу. Она получила образование в средней школе монастыря Святой Марии в Найнитале и в монастыре Иисуса и Марии, Дехрадун.

Шива изучал физику в Университете Пенджаба. в Чандигархе, получила степень бакалавра наук в 1972 году. После непродолжительной работы в Центре атомных исследований им. Бхабхи она переехала в Канаду, чтобы получить степень магистра в области <66.>философия науки в Университете Гвельфов в 1977 году, где она написала диссертацию на тему «Изменения в концепции периодичности света». В 1978 году она защитила и защитила докторскую степень по философии в Университете Западного Онтарио, специализируясь на философии физики. Ее диссертация была озаглавлена ​​«Скрытые переменные и локальность в квантовой теории», в которой она обсуждала математические и философские последствия теорий скрытых переменных, которые выходят за рамки теоремы Белла. Позже она продолжила междисциплинарные исследования в области науки, технологий и экологической политики в Индийском институте науки и Индийском институте менеджмента в Бангалор.

Карьера

Вандана Шива много писал и говорил о достижениях в области сельского хозяйства и продовольствия. Права интеллектуальной собственности, биоразнообразие, биотехнология, биоэтика и генная инженерия относятся к областям, в которых Шива имеет боролись через кампании активистов. Она помогала низовым организациям Зеленого движения в Африке, Азии, Латинской Америке, Ирландии, Швейцарии и Австрии, выступая против достижения в развитии сельского хозяйства с помощью генной инженерии.

В 1982 году она основала Исследовательский фонд науки, технологий и экологии. Это привело к созданию Навданья в 1991 году, национального движения за защиту разнообразия и целостности живых ресурсов, особенно местных семян, поощрение органического земледелия и справедливой торговли. Навданья, что переводится как «Девять семян» или «Новый подарок», является инициативой RFSTE, чтобы обучить фермеров преимуществам сохранения разнообразных и индивидуализированных культур, а не принимать предложения от производителей монокультурных продуктов питания. Инициатива создала более 40 семенных банков по всей Индии, чтобы обеспечить региональные возможности для разнообразного сельского хозяйства. В 2004 году Шива основал Bija Vidyapeeth, международный колледж устойчивого образа жизни в Дун-Вэлли, Уттаракханд, в сотрудничестве с Колледжем Шумахера, Великобритания.

В области интеллектуальной права собственности и биоразнообразие, Шива и ее команда из Исследовательского фонда науки, технологий и экологии бросили вызов биопиратству нима, басмати и пшеницы. Она работала в правительственных группах экспертов по законодательству в области биоразнообразия и ПИС.

Ее первая книга, «Остаться в живых» (1988), помогла изменить восприятие женщин третьего мира. В 1990 году она написала для ФАО отчет о женщинах и сельском хозяйстве под названием «Большинство фермеров в Индии - женщины». Она основала гендерное подразделение в Международном центре горного развития (ICIMOD) в Катманду и была членом учредительного совета Организации женщин по окружающей среде и развитию (WEDO).

Австралийский издатель Spinifex опубликовал книгу Шивы «Примирение с Землей», которая, как говорят, основана на ее лекции 2010 года о премии мира в Сиднее о социально-экологических проблемах и идеях Индии. В этой книге обсуждается биоразнообразие и отношения между сообществами и природой. «Соответственно, она связывает разрушение естественного биоразнообразия с уничтожением традиционных сообществ - тех, кто« понимает язык природы »». Дэвид Райт написал в обзоре книги, что для Шивы «Деревня становится символом, почти метафорой для« местных »во всех странах».

Шива также служил советником правительств Индии и за рубежом, а также неправительственные организации, включая Международный форум по глобализации, Женская организация по окружающей среде и развитию и Сеть стран третьего мира. Она возглавляет Комиссию по вопросам будущего продовольствия, созданную регионом Тоскана в Италии, и является членом Научного комитета, который консультировал бывшего премьер-министра Испании Сапатеро. Шива является членом Руководящего комитета кампании индийского народа против ВТО. Она член совета Мирового Совета Будущего. Шива входит в состав комитетов правительства Индии по органическому земледелию. В 2007 году она участвовала в проекте Фондовая биржа видений.

Активизм

Шива работал над продвижением биоразнообразия в сельском хозяйстве с целью повышения продуктивности, питания и доходов фермеров. за эту работу она была признана «Героем окружающей среды» журналом Time в 2003 году. Ее работа в области сельского хозяйства началась в 1984 году после насилия в Пенджабе и катастрофы в Бхопале, вызванной газом. утечка с завода по производству пестицидов Union Carbide. Ее исследования в Университете ООН привели к публикации ее книги «Насилие зеленой революции».

В интервью Дэвиду Барсамяну Шива утверждает, что химический пакет семян, продвигаемый Грин Революционное сельское хозяйство истощило плодородные почвы и уничтожило живые экосистемы. В своей работе Шива цитирует данные, якобы демонстрирующие, что сегодня более 1400 пестицидов могут попадать в продовольственную систему по всему миру.

Свобода семян

Шива поддерживает идею свободы семян или отказа корпоративных патентов на семена. Она выступала против реализации Соглашения ВТО о правах интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г., которое расширяет сферу действия патентов на формы жизни. Шива раскритиковал соглашение как имеющее тесные связи с корпоративным сектором и открывающее дверь для дальнейших патентов на жизнь. Шива называет патентование жизни «биопиратством» и боролся против попыток патентования нескольких местных растений, таких как басмати. В 2005 году Shiva's была одной из трех организаций, выигравших 10-летнюю битву в Европейском патентном ведомстве против биопиратства Нима со стороны Министерства сельского хозяйства США и корпорация WR Grace. В 1998 году организация Шивы Навданья начала кампанию против биопиратства риса басмати американской корпорацией RiceTec Inc. В 2001 году после интенсивной кампании RiceTec потеряла большинство своих требований к патенту.

Золотой рис

Шива решительно выступает против золотого риса, сорта риса, который был генетически модифицирован для биосинтеза бета-каротина, предшественника витамина А. Он имеет потенциал помочь в облегчении дефицита витамина A, от которого страдает треть детей дошкольного возраста во всем мире. Шива утверждает, что золотой рис более вреден, чем полезен в своем объяснении того, что она называет «мистификацией с золотым рисом»: «К сожалению, рис с витамином А - это обман, и он принесет дальнейшие споры в генную инженерию растений, где упражнения по связям с общественностью, похоже, заменила науку продвижением непроверенных, непроверенных и ненужных технологий... Это рецепт для создания голода и недоедания, а не для его решения ». Адриан Дубок говорит, что золотой рис так же дешев, как и другие виды риса, а дефицит витамина А является главной причиной слепоты и вызывает 28% глобальной смертности детей дошкольного возраста. Шива утверждал, что женщины Бенгалии выращивают и едят 150 зелени, которые могут делать то же самое, хотя консультант по окружающей среде Патрик Мур предполагает, что большинство из этих 250 миллионов детей не едят ничего, кроме тарелки риса. день. В отчете 2013 года «Экономическая сила оппозиции Золотого Риса» два экономиста, Весселер и Зильберман из Мюнхенского университета и Калифорнийского университета в Беркли соответственно подсчитали, что отсутствие Золотого Рис в Индии унес жизни более 1,4 миллиона человеко-лет за предыдущие десять лет.

GM, Индия и самоубийства

По словам Шивы, «Рост цен на семена в Индии привел к многие фермеры погрязли в долгах и покончили жизнь самоубийством ". Создание семенных монополий, уничтожение альтернатив, сбор сверхприбылей в виде роялти и растущая уязвимость монокультур создали условия для долгов, самоубийств и аграрных бедствий. По данным индийского правительства, почти 75 процентов сельского долга связано с покупными материалами. Шива утверждает, что долги фермеров растут по мере роста доходов корпорации GMO. Согласно Шиве, именно в этом системном смысле ГМ семена являются семенами самоубийства.

Международный научно-исследовательский институт продовольственной политики (IFPRI) дважды проанализировал научные статьи и правительственные данные и пришел к выводу об уменьшении и отсутствии доказательств «возрождения» самоубийств фермеров.

Шива ответил на эти утверждения., что ее критики свели проблему к ГМ-хлопку и проигнорировали проблему монополии на семена, и что цифры самоубийств взяты из государственной статистики Национального бюро по борьбе с преступностью.

Оспаривая неолиберализацию Индийское сельское хозяйство, Шива выступил против многонациональных компаний, таких как Monsanto и Cargill. В своей книге «Каргилл и корпоративный захват продовольственного сельского хозяйства Индии» Шива исследует действия правительств США и Индии, которые позволили провести сдвиги в политике, благодаря которым Индия стала крупнейшим импортером пшеницы в мире, когда она уже занимала второе место. -крупнейший производитель пшеницы, который удовлетворил бы большую часть потребностей страны. Она также описывает методологии децентрализации продовольственной политики в правительстве и промышленности и говорит, что централизация несоразмерно выгодна крупным транснациональным корпорациям, не достигнув обещанных требований в области продовольственной безопасности и питания там, где индийские фермеры массово применяют биотехнологии. В условиях глобализации часть возделываемых пахотных земель превращается в непродовольственное и / или неосновное сельскохозяйственное производство; с расширением доступа к экспорту продовольствия на рынки, где может возрасти размер прибыли. Это может привести к вышеупомянутой реструктуризации национальных импортных экономик.

Экофеминизм

Экофеминизм противостоит доминирующей парадигме в зеленых теориях и отвергает ее реформистский энвайронментализм, в котором противники говорят, что экологические проблемы решаются экстернализацией их затрат (на развивающиеся страны), тем самым представляя западную модель развития и знаний как единственную приемлемую модель для человечества в современности. Экофеминизм, неотъемлемая часть радикальной экологии, рассматривает возможности изменения гегемонистской патриархальной парадигмы, в соответствии с которой природа и женщины объединяются и делегитимизируются как низшие, пассивные и непродуктивные категории посредством доминирования и эксплуатации.

Шива играет важную роль в мировом экофеминистском движении. Согласно ее статье 2004 года «Расширение прав и возможностей женщин», более устойчивый и продуктивный подход к сельскому хозяйству может быть достигнут путем восстановления системы земледелия в Индии, которая больше ориентирована на привлечение женщин. Она выступает против распространенной «патриархальной логики исключения», утверждая, что система, ориентированная на женщин, была бы большим улучшением. Она считает, что экологическое разрушение и промышленные катастрофы угрожают повседневной жизни, и решение этих проблем стало обязанностью женщин.

Сесиль Джексон раскритиковала некоторые взгляды Шивы как эссенциалист.

Шива соавтором книги книга «Экофеминизм в 1993 году» с «немецким анархистом и радикальным феминистским социологом» Марией Мис. Он объединил западный и южный феминизм с «экологическими, технологическими и феминистскими проблемами, объединенными термином экофеминизм». Эти теории объединены по всей книге в эссе Шивы и Мис.

Стефани Лэй описала книгу как сборник наводящих на размышления эссе, но также обнаружила в ней отсутствие новых экофеминистских теорий и современного анализа, а также «общую неспособность признать работы других».

Расследование Индийского разведывательного управления

В июне 2014 года индийские и международные СМИ сообщили, что имена Навданья и Вандана Шива были упомянуты в просочившемся секретном отчете Индийского разведывательного управления (IB), который был подготовлен для канцелярии премьер-министра Индии.

В просочившемся отчете говорится, что агитационная деятельность индийских НПО, таких как Navdanya, препятствует росту и развитию Индии. В своем отчете IB говорится, что индийские НПО, в том числе Navdanya, получают деньги от иностранных доноров под «благотворительной одеждой» кампании за права человека или равенство женщин, но вместо этого используют деньги в гнусных целях. «Эти иностранные доноры побуждают местные НПО предоставлять отчеты с мест, которые используются для создания рекордов против Индии и служат инструментом для реализации стратегических внешнеполитических интересов западных правительств», - говорится в отчете IB.

Критика

Журналист-расследователь Майкл Спектер в статье в The New Yorker 25 августа 2014 года под названием «Семена сомнения» выразил озабоченность по поводу ряда утверждений Шивы относительно ГМО и некоторые из ее методов кампании. Он писал: «Абсолютизм Шивы в отношении ГМО может вести ее в странном направлении. В 1999 году десять тысяч человек были убиты и миллионы остались без крова, когда циклон обрушился на восточно-прибрежный штат Орисса в Индии. Когда правительство США отправило зерно и сою для кормления. Отчаявшихся жертв, Шива провела пресс-конференцию в Нью-Дели и сказала, что пожертвование является доказательством того, что «Соединенные Штаты использовали жертв из Ориссы в качестве подопытных кроликов» для продуктов, созданных с помощью генной инженерии, хотя она не упомянула, что те же самые продукты являются одобрено и потреблено в Соединенных Штатах. Она также написала в международное агентство по оказанию помощи Oxfam, чтобы сказать, что она не планирует отправлять генетически модифицированные продукты, чтобы накормить голодающих выживших. "

Шива ответил, что Spectre был «плохо информирован» и что «для протокола, с тех пор, как в 1999 году я подал в суд на Monsanto за незаконные испытания Bt-хлопка в Индии, мне угрожали смертью», добавив, что «согласованное PR-нападение на меня Последние два года от Lynas, Spectre и столь же громкой группы в Твиттере - это признак того, что глобальное возмущение против контроля над нашими семенами и продуктами питания, осуществляемое Monsanto через ГМО, вызывает панику в биотехнологической индустрии ". Дэвид Ремник, редактор New Yorker, ответил, опубликовав письмо в поддержку статьи Спектра.

Были отмечены случаи плагиата против Шивы. Бирендра Наяк отметила, что Шива дословно скопировал статью 1996 года в Voice Gopalpur из ее книги 1998 года «Сильнее стали», и что в 2016 году она заимствовала несколько абзацев из статьи С. Файзи о проблеме Plachimada / Coca-Cola, опубликованной в The Statesman.

Журналист Кейт Клоор в статье, опубликованной в Discover 23 октября 2014 года под названием «Богатое очарование крестьянского защитника», сообщил, что Шива берет 40 000 долларов за лекцию., плюс авиабилет бизнес-классом из Нью-Дели. Клоор писал: «Ее часто называют неутомимой« защитницей бедных », человеком, который мужественно занял свою позицию среди крестьян-фермеров Индии. Следует отметить, однако, что этот защитник угнетенных не совсем живет образ жизни крестьянина ».

Стюарт Брэнд в Дисциплина всей Земли описал некоторые утверждения Шивы как псевдонаучные, назвав ее предупреждения о« наследственном бесплодии »(Stolen Harvest, 2000)« биологическим невозможность », но также плагиат от Джери Гуидетти, владельца компании-поставщика семян Ark Institute, и« отвлечение », созданное за счет увеличения потенциала генов-терминаторов на основании единственного патента 1998 года, выданного американской компании. Брэнд также раскритиковал позицию активистов, выступающих против ГМО, в том числе Шиву, который вынудил правительство Замбии отказаться от кукурузы, переданной в 2001-2002 гг. Из-за рубежа, потому что она была «отравлена», а также во время стихийного бедствия в результате циклона в Индия. В отношении последнего Шива утверждал, что «чрезвычайная ситуация не может использоваться как рыночная возможность», на что Бранд ответил: «Любой, кто из принципа поощряет других людей голодать, должен отчасти голодать самостоятельно». В 1998 году Шива также протестовала против программы Bt-хлопка в Индии, называя ее «семенами самоубийства, семенами рабства, семенами отчаяния», утверждая, что она защищает фермеров. Однако ограничительные законы, введенные в Индии в рамках лоббирования против ГМО, привели к широкому распространению массового "семенного пиратства", когда индийские фермеры незаконно сажали семена Bt-хлопка и Bt-brinjal, полученные либо из экспериментальных плантаций или из Бангладеш (где они выращиваются на законных основаниях) из-за увеличения урожайности и сокращения использования пестицидов. По состоянию на 2005 год более 2,5 миллионов гектаров были засеяны «неофициальным» Bt-хлопком в Индии, из которых Ноэль Кингсбери сказал:

«Операция Cremate Monsanto» Шивы потерпела поражение, его позиция против ГМ была заимствована из Западные интеллектуалы не продвинулись вперед с индийскими фермерами, которые показали, что не являются пассивными получателями ни технологий, ни пропаганды, но могут играть активную роль в формировании своей жизни. То, что они сделали, также, возможно, более серьезно подорвало транснациональный капитализм, чем все, что когда-либо удавалось оппонентам GM.

Ноэль Кингсбери, Гибрид: История и наука селекции растений (2009)

В Индии фермеры сажают GM незаконно выращиваемые культуры в конечном итоге сформировали движение Шеткари Сангхатана, призывающее к реформе ограничительных законов, созданных в результате лоббирования против ГМО, и по состоянию на 2020 год, по оценкам, 25% выращиваемого хлопка составляет ГМ.

Фильм

Вандана Шива давал интервью для ряда документальных фильмов, включая «Впереди свобода», «Рошни»; Deconstructing Supper: Is Your Food Safe ?, Корпорация, Thrive, Dirt! Фильм, Нормальный конец, и вот как выглядит демократия (документальный фильм о протестах против ВТО в Сиэтле 1999 года ). и Майкл Мур и Джефф Гиббс Планета людей.

Сосредоточение внимания Шивы на воде заставило ее появиться во многих фильмах на эту тему. Среди этих фильмов - «Ганга с нуля», документальный фильм о водных проблемах реки Ганг, Голубое золото: Мировые войны за воду Сэма Боззо ; Документальный фильм Ирены Салины Flow: For Love of Water (участвовал в конкурсе на кинофестивале Sundance в 2008 году) и PBS NOW документальный фильм «На тонком льду».

На тему генетически модифицированных культур она была показана в документальном фильме «Сыт по горло! (2002) о генной инженерии, промышленном сельском хозяйстве и устойчивых альтернативах; и документальный фильм Мир согласно Монсанто, фильм, сделанный французским независимым журналистом Мари-Моник Робин.

Шива, появился в документальном фильме о Далай-ламе, под названием Возрождение Далай-ламы.

В 2010 году Шива дал интервью в документальном фильме о пчелах и расстройстве колонии под названием Царица Солнца.

Она появляется во французских фильмах Demain и Solutions locales pour un désordre global.

В 2016 году она появилась в документальном фильме веганский НАДЕЖДА: Что вы едите, имеет значение, где она критиковала животноводство и мясные -интенсивные диеты.

Избранный список

Публикации
  • 1981, Социально-экономическое и экологическое воздействие социального лесного хозяйства в Колар, Вандана Шива, Х.С. Шаратчандра, Дж. Баньопадхьяй, Индийский институт управления Бангалор
  • 1986, Чипко : Ответ Индии на лесной кризис, Дж. Бандопадхьяй и Вандана Шива, Индийский национальный фонд искусств и культурное наследие. Паб. Автор: INTACH
  • 1987, Движение Чипко против добычи известняка в Долине Дун, Дж. Бандопадхьяй и Вандана Шива, Бюллетень Локаян, 5: 3, 1987, стр. 19–25 онлайн
  • 1988, Остаться в живых: женщины, экология и выживание в Индии, Зед Пресс, Нью-Дели, ISBN 0-86232-823-3
  • 1989, Насилие Зеленая революция : экологическая деградация и политический конфликт в Пенджабе, Natraj Publishers, Нью-Дели, ISBN 0-86232-964-7 hb, ISBN 0-86232-965-5 pb
  • 1991, Экология и политика выживания: конфликты из-за природных ресурсов в Индии, Sage Publications, Thousand Oaks, California, ISBN 0-8039-9672-1
  • 1992, Биоразнообразие: социальные и экологические перспективы (редактор); Zed Press, Соединенное Королевство
  • 1993, Женщины, экология и здоровье: восстановление связей (редактор), Фонд Дага Хаммаршельда и Kali for Women, Нью-Дели
  • 1993, Монокультуры разума: биоразнообразие, биотехнология и сельское хозяйство, Zed Press, Нью-Дели
  • 1993, Ecofeminism, Мария Мис и Вандана Шива, Fernwood Publications, Галифакс, Новая Шотландия, Канада, ISBN 1-895686-28-8
  • 1994, Close to Home: Women Reconnect Ecology, Health and Development Worldwide, Earthscan, London, ISBN 0-86571-264-6
  • 1995, Биополитика (с Ингунн Мозер), Zed Books, Соединенное Королевство
  • 1997, Биопиратство: грабеж природы и знаний, South End Press, Кембридж, Массачусетс, I ISBN 1-896357-11-3
  • 2000, Stolen Harvest: The Hijacking of the Global Food Supply, South End Press, Кембридж, Массачусетс, ISBN 0-89608-608-9
  • 2000, Tomorrow's Biodiversity, Thames and Hudson, Лондон, ISBN 0-500-28239-0
  • 2001, Патенты, мифы и реальность, Penguin India
  • 2002, Water Wars; Приватизация, загрязнение и прибыль, South End Press, Cambridge Massachusetts
  • 2005, India Divided, Seven Stories Press,
  • 2005, Globalization's New Wars: Seed, Water and Life Forms, Women Unlimited, Нью-Дели, ISBN 81-88965-17-0
  • 2005, Earth Democracy; Справедливость, устойчивость и мир, South End Press, ISBN 0-89608-745-X
  • 2007, Manifestos on the Future of Food and Seed, редактор, South End Press ISBN 978-0-89608-777-4
  • 2007, Демократизация биологии: переосмысление биологии с точки зрения феминизма, экологии и стран третьего мира, автор, Paradigm Publishers ISBN 978-1-59451-204-9
  • 2007, Cargill and the Corporate Hijack of India's Food and Agriculture, Navdanya / RFSTE, Нью-Дели
  • 2008, Soil Not Oil, South End Press ISBN 978-0-89608-782-8
  • 2010, Staying Alive, South End Press ISBN 978-0-89608-793-4
  • 2011, Биопиратство: грабеж природы и знаний, Natraj Publishers, ISBN 978-8-18158-160-0
  • 2011, Монокультуры разума: перспективы биоразнообразия, Natraj Publishers, ISBN 978-8-18158-151-8
  • 2013, примирение с Землей Pluto Press ISBN 978-0-7453-33762
  • 2016, "Who Really Feeds t мир », North Atlantic Books, Беркли, Калифорния ISBN 978-1623170622
  • 2018, Единство против. 1%: Разрушение иллюзий, распространение свободы, женщины без ограничений, ISBN 978-93-85606-18-2
  • 2019, Вандана Шива (2019). «Предисловие». В Extinction Rebellion (ред.). Это не учение: руководство по искоренению восстания. Книги пингвинов. С. 5–8. ISBN 9780141991443.
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Вандана Шива
Викискладе есть медиа, связанные с Вандана Шива.
Последняя правка сделана 2021-06-18 09:30:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте