Движение Акали

редактировать
Движение Акали
Дата1920-1925 гг.
МестоположениеПенджаб (Британская Индия)
ЦелиПередача контроля над сикхами гурдварами от традиционного духовенства (Удаси махантов ) и назначенных правительством менеджеров избранным сикхским органам
МетодыНенасильственное сопротивление, включая демонстрации и петиции
РезультатомСикхский закон Гурдвара (1925 г.) ставит под контроль исторические сикхские святыни в Индии из Комитета Широмани Гурдвара Парбандхак
Стороны гражданского конфликта
Сингх Сабха, Комитет Широмани Гурдвара Парбандхак (SGPC), Акали Дал Удаси Маханты Британский Радж
Ведущие цифры
Картар Сингх Джаббар. Сандер Сингх Льялпури. Техал Сингх Дханджу. Бута Сингх ЛьялпуриНараин ДасГубернатор Пенджаба
Число
>30 000 арестованы
Жертвы и потери
400 убитых,>2000 раненых

Движение Акали , также называемое Движением за реформы Гурдвара , было кампанией по проведению реформ в гурдварах ( сикхов культовые сооружения) в Индии в начале 1920-х гг. Это движение привело к принятию в 1925 году законопроекта о сикхских гурдварах, который поставил все исторические сикхские святыни в Индии под контроль Комитета Широмани Гурдвара Парбандхак (SGPC).

Акали также участвовали в движении за независимость Индии против британского правительства и поддерживали движение отказа от сотрудничества против них.

Содержание

  • 1 Формирование
  • 2 Первоначальные волнения
  • 3 Резня Нанкана
    • 3.1 Реакция
  • 4 Движения сопротивления
    • 4.1 Морча Чабиан («Кампания ключей»)
    • 4.2 Гуру-ка-Баг
    • 4.3 Гурдвара Билл
  • 5 Агитация Джайту и Бхаи Феру
  • 6 Сикх Гурдвара Билл
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература

Формирование

сикхские лидеры Сингх Сабха на общем собрании в Лахоре в марте 1919 года в марте 1919 года была сформирована Центральная сикхская лига, которая официально была открыта в декабре того же года. В своем периодическом издании «Акали» в числе своих целей он перечислил цели возвращения контроля над колледжем Халса в Амритсаре под контроль представителей сикхской общины (достигнутое в ноябре 1920 г. путем отрицания государственного контроля путем отказа правительственные субсидии), освобождая гурдвары от контроля махантов и поощряя сикхов участвовать в движении за независимость, оказывая поддержку движению отказа от сотрудничества в октябре 1920 года.

Центральная лига сикхов потребовала администрации Золотой храм должен быть передан от правительства избранному представительному органу сикхов, подотчетному пантху, а в октябре 1919 года взять под свой контроль Золотой храм и Акал Тахт. Резня в Джаллианвала Баг в апреле 1919 года в ходе движения за национальную независимость, последующие слова поддержки со стороны Арура Сингха, главного священника Золотого Храма, генералу Дайеру, а общие беспорядки в Пенджабе в 1919 году вызвали возмущение в кругах Сингх Сабхи и усилили сикхов срочно вернуть контроль над гурдварами.

Чтобы умиротворить эти настроения, колониальный Пенджаб Правительство назначило временный комитет из 36 членов, полностью из семей сикхов аристократов, чтобы сформулировать предложения относительно работы Золотого Храма. После того, как Центральная лига сикхов не одобрила состав комитета, что было выражено на большом собрании в Золотом храме 16 ноября 1920 года, на котором присутствовало более 10 000 сикхов, комитет, отвечающий за Золотой храм, был переформулирован из 175 членов, чтобы сформировать управляющий комитет для всех. гурдвары. Правительство, публично проводившее политику нейтрального невмешательства, хотя ему все же удавалось иметь некоторых назначенцев в комитете, разрешило создание нового комитета, и в декабре 1920 года комитет был назван Комитетом Широмани Гурдвара Прабандхак, или SGPC, который координировал деятельность Акали-джатхи, или группы добровольцев, чтобы освободить все гурдвары от коррумпированных махантов.

Движение Акали было начато в 1920 году политическим крылом Центральной сикхской лиги, Акали Дал, которое было основано в Амритсаре в декабре 1920 года. помогал SGPC. Термин Акали происходит от слова Акал («вневременной» или «бессмертный»), используемого в сикхских писаниях. Движение было названо в честь Акали, воинствующего ордена хальса со времен Гуру Гобинд Сингха, получившего известность при Акали Пхула Сингхе, одном из командиров Империя сикхов.

Начальные волнения

К началу 20 века ряд сикхских гурдвар в Британской Индии находился под контролем Удаси махантов (священнослужителей).) или менеджеры, назначаемые губернаторами. Удаси стали контролировать сикхские святыни в восемнадцатом веке в период усиленного преследования Халсы со стороны Империи Великих Моголов, и в это время они вынудили их передать контроль над сикхскими учреждениями тем, кто без внешних идентификаторов; Хальса впоследствии сосредоточилась на политической власти, что привело к созданию Империи сикхов. Основная цель движения Акали состояла в том, чтобы освободить сикхских гурдвар из-под контроля традиционного духовенства, которое стало могущественным и ритуализированным.

Ненасильственное движение началось в 1920 году с джат. во главе с Картаром Сингхом Джаббаром, играющим главную роль. Первой святыней, выбранной для реформирования, была Бабе ди Бер гурдвара в Сиалкоте. Он находился под контролем вдовы маханта Харнам Сингха. Первоначально она сопротивлялась захвату гурдвары Акали, поскольку это был ее единственный источник дохода, но уступила после того, как ей предложили пенсию. Затем контроль над гурдварой был передан избранному комитету, возглавляемому Бабой Кхараком Сингхом.

Следующей главной целью Акали был Хармандир Сахиб (Золотой Храм), самая священная святыня мира. Сикхи. Священник Золотого Храма отказался разрешить обращенным низшей касты индуисту возносить молитвы в святилище. Картар Сингх Джаббар подошел к Акал Тахт в помещениях храма, призывая сикхов отказаться от кастовых ограничений и реформировать гурдвары. 28 июня 1920 года Золотой Храм перешел под контроль избранного комитета под названием Комитет Широмани Гурдвара Парбандхак (SGPC).

Гурдвара Панджа Сахиб в Хасан Абдале

Затем, Акали направился в Хасан Абдал, где Гурдвара Панджа Сахиб находился под контролем Маханта Митхи Сингха. Сингх разрешил продажу сигарет в гурдваре, и сикхи его не любили. Акали во главе с Картаром Сингхом Джаббаром взяли под свой контроль гурдвару 20 ноября 1920 года. Однако местные индусы, которые также часто посещали гурдвару для поклонения, выступили против этого захвата. Около 5-6 тысяч из них окружили гурдвару в ночь захвата Акали, но были разогнаны полицией. На следующий день около 200-300 индуистских женщин сели на корточки в Гурдваре. Тем не менее, позже гурдвара была успешно передана под власть SGPC.

Акали затем взяли под свой контроль Гурдвара Сача Сауда в Чухар Кана (в современном Пакистане). Затем они обратили свое внимание на Гурдвара Шри Тарн Таран Сахиб, священнослужители которого были обвинены в том, что разрешали танцующим девушкам, курить и пить в помещениях святыни. Священнослужителей также обвиняли в распространении учения Арья Самадж, индуистского реформаторского движения, некоторые из лидеров которого критиковали сикхизм. Группа из 40 акали во главе с Картаром Сингхом прибыла в гурдвару 25 января 1921 года, совершила арда (сикхскую молитву) и заявила, что гурдвара теперь находится под их контролем. Приспешники, нанятые махантами, атаковали Акали с помощью сырых бомб и кирпичей, пока последние спали. Два акали были убиты и несколько ранены, а двумя неделями ранее был избит джатха. На следующий день сикхи из окрестных деревень взяли под свой контроль Гурдвару и управляющий комитет, назначенный SGPC. После этого Акали во главе с Картаром Сингхом взяли под свой контроль еще пять гурдваров, в том числе Гурдвара Гуру ка Багх около Амритсара. Британцы, полагая, что контроль над гурдварами можно оспорить в суде, не одобряли контроль над гурдварами, переходящими под контроль комитетов, назначенных SGPC.

Резня в Нанкане

Гурдвара Джанам Астхан в Нанкане Сахиб

В 1921 году Акали обратили свое внимание на гурдвару в Нанкана Сахиб, месте рождения первого сикхского Гуру Нанака. Гурдвара находилась под контролем маханта по имени Нараин Дас, которого обвиняли в разрешении безнравственной деятельности в помещениях храма, включая распутство и незаконное присвоение средств гурдвары. Один из священнослужителей гурдвары якобы изнасиловал 13-летнюю дочь индуистского преданного из Синда. Поведение маханта было широко осуждено местной общиной, хотя большие доходы от поместья гурдвара оградили его от общественного давления. По мере того, как движение набирало силу, на общественных собраниях были приняты резолюции, осуждающие его поведение, и, опасаясь изгнания Акали, он обратился за помощью к правительству. Когда правительство действительно отреагировало, Нараин Дас предпринял свои собственные меры, превентивно укрепив территорию и наняв около 80 наемников.

Когда джатха из более чем 100 сикхов совершила незапланированную поездку в Нанкану 20 февраля 1921 года без каких-либо намерений. После его захвата пуштунские охранники Маханта открыли огонь без предупреждения, убив 130 человек в результате того, что стало известно как резня в Нанкане. Посетители, пытавшиеся найти убежище в гурдваре, были преследованы и убиты, а груды убитых и раненых были подожжены, чтобы попытаться уничтожить доказательства резни.

Реакция

Два дня спустя, Махатма Ганди и губернатор провинции Пенджаб посетили это место в сопровождении ряда лидеров сикхов и индуистов. Ганди сочувствовал сикхам и сказал, что Махант «превзошел Дайера Дайера ». Присутствующие политики использовали широко распространенные антиправительственные настроения, чтобы убедить сикхов присоединиться к национальному движению отказа от сотрудничества, которое было поддержано резолюцией, принятой SGPC в мае 1921 года с призывом к сикхам начать гражданское неповиновение. Поскольку сикхские реформаторы теперь присоединились к национальному движению, колониальные администраторы начали переосмысливать свою позицию относительно невмешательства в управление гурдварой и принятия растущего контроля SGPC.

Акалис направился в Нанкану, услышав новости в тысячах, и доступ к гурдваре был ограничен правительством, хотя, в конце концов, уступил. Британское правительство, оказавшееся под огромным политическим давлением, согласилось передать контроль над гурдварой Акали 3 марта 1921 года. Нараин Дас и 26 его приспешников были арестованы.

Часть Акали отвергла мирное решение. методы, принятые SGPC, и сформировали отколовшееся движение Баббара Акали, чтобы захватить контроль над гурдварами, используя насильственные методы. Некоторые акали и гадариты отреагировали бы на убийство в результате резни в Нанкане, предприняв попытки убийства должностных лиц, ответственных за убийства, а также своих сторонников из числа местных жителей. Последовали аресты лидеров боевиков, но «Баббар Акали Джата», основанная в августе 1922 года с целью защиты веры и политической независимости, будет делать предложения бывшим солдатам и реформаторам Акали, а также индуистам и мусульманам, выступавшим против. власти. С августа 1922 г. по май 1923 г. они выпустили 15 номеров «Баббар Акали» Доаба из подвижной прессы в Джаландхаре и Хошиарпуре, а в 1923 году совершили серию политических убийств; они были объявлены незаконными в августе 1923 года, и менее чем через год большинство лидеров Баббар Акали будут арестованы или убиты. Арестованные будут преданы суду в 1925 году и будут считаться борцами за независимость и правление сикхов, после шести повешений в феврале 1926 года. Несколько организаций, включая Центральную лигу сикхов, выступят с призывами собрать средства для семей убитых и повешенных, и они будут прославляться в поэзии и литературе.

Движения сопротивления

На фоне продолжающихся волнений SGPC призвала британское правительство освободить протестующих и узаконить свой контроль над гурдварами. 1 мая 1921 года влиятельные лидеры сикхов приняли резолюцию о начале движения пассивного сопротивления. На следующий день во время Конгресса провинции Пенджаб в Равалпинди была организована конференция сикхов и индуистов. Джагат Гуру Шанкарачарья призвал индусов присоединиться к сикхам в борьбе за контроль над гурдварами у махантов с личными интересами. 11 мая некоторым джатам Акали было предложено перейти к назначенным гурдварам, чтобы взять на себя их контроль.

Морча Чабиан («Кампания ключей»)

В октябре 1921 года исполнительный комитет SGPC принял резолюцию, в которой просил Сандера Сингха Рамгарию, маханта, ранее назначенного правительством, который впоследствии занял должность секретаря SGPC, передать ключи от toshakhana, или хранилища Золотого Храма, комитету, поскольку он представлял государственный контроль над сокровищами и артефактами храма. Правительство получит ключи в ноябре, когда Сандер Сингх обратится за советом к заместителю комиссара, который послал своего подчиненного Лалу Амар Натха забрать ключи. что побудило SGPC обвинить правительство во вмешательстве в дела сикхов и призвать Джат Акали встретиться в Амритсаре и организовать митинги протеста. Правительство в ответ наложило свои собственные замки на тошахану, вызывая обострение ситуации, а протестующие в Акали были арестованы и наказаны.

Конфликт между сикхами и правительством также привел к укреплению связей между Лидеры Акали и отказа от сотрудничества, а также утверждения о вмешательстве правительства в религиозные дела начали влиять на общественное мнение сикхских солдат, расформированных солдат и крестьян, от которых зависела колониальная стабильность, и угроза крупного гражданского неповиновения в начале 1922 года. Чтобы предотвратить беспорядки, правительство уступило 17 января 1922 года ключи от тошаханы Баба Хараку Сингху из SGPC и согласилось на безоговорочное освобождение всех арестованных сикхов, число которых было увеличиваясь до этого момента. Поскольку озабоченность сикхов теперь была связана с более широким движением за отказ от сотрудничества, Ганди телеграфировал SGPC в январе 1922 года со словами: «Поздравляю, первая решающая битва за свободу Индии выиграна». Однако к середине года отношение правительства к Акали станет более спорным, поскольку Акали начнут рассматривать независимость как лучший вариант.

Гуру-ка-Баг

Самый заметный конфликт между Акалис и колониальное правительство, подчеркнув большую проблему управления частными ресурсами гурдваров, произошли в августе 1922 года в святилище Гуру-ка-Баг («сад гуру») в 12 милях от Амритсара около Аджнала, построен, чтобы отметить визит Гуру Арджана. Борьба между Акали и махантом Сандер Дасом за контроль над сайтом привела к тому, что махант сохранил свое положение, хотя и в составе управляющего комитета, который будет его контролировать, подобно договоренности с тошаканой. Однако в марте 1921 года махант нарушил соглашение, насильно заняв кабинет комитета и уничтожив его записи. Год спустя, в августе 1922 года, добровольцы Акали рубили дрова на земле, чтобы разжечь огонь в бесплатной общественной кухне гурдвары, за что махант арестовал их за кражу с одобрения властей, что спровоцировало большую борьбу. с Акали, которые утверждали, что махант не может претендовать на частное владение этой собственностью, поскольку она принадлежит сикхам пантх, или общине.

Акали предупредили правительство, что отрицание сикхов Право собирать топливо для общественной кухни было намеренно подорвать их веру, и аресты привлекли на место больше добровольцев Акали, а SGPC начал кампанию по отправке ненасильственных джат Акали в гурдвару ежедневно. К 25 августа было арестовано более 200 добровольцев, а к 19 октября более 2450 будут арестованы властями. По мере того, как продолжали прибывать непрерывные волны Акали, власти начали использовать насильственные методы, будучи объявлены незаконным собранием, группы от 50 до 100, а иногда и более 200, Акалис принимали удары в ненасильственном сопротивлении. 25 октября джата отставных солдат достигла этого места, что было сочтено правительством потенциально дестабилизирующим.

Национальные лидеры отказа от сотрудничества сплотились, выступая на месте с речами, несмотря на поддержку со стороны Конгресс ослабнет после освобождения Ганди в феврале 1924 года, поскольку он хотел отделить политический вопрос независимости от религии. Христианский миссионер К.Ф. Эндрюс, посетивший это место в сентябре 1922 года, был шокирован жестокостью администрации, назвав тактику Акали «новым уроком моральной войны». Он выразил протест Эдварду Маклагану, вице-губернатору Пенджаба, и конфликт был урегулирован тем, что махант продал землю сэру Ганге Раму, частному индусскому филантропу, который передал он перешел к Акали 17 ноября 1922 года. Более 5000 добровольцев были освобождены в марте 1923 года.

Законопроект о гурдварах

Тем временем правительство приняло «законопроект о гурдварах» для облегчения урегулирования споров о гурдварах.. Законопроект предусматривал создание Совета уполномоченных для управления гурдварами. Однако SGPC возражал против права правительства назначать членов совета, и законопроект был отложен. В 17 ноября 1922 г. Законодательное собрание Пенджаба внесло «законопроект о сикхских гурдварах и святынях». Все сикхи и индуисты выступили против законопроекта, но он был принят 41 голосом против 31 голоса.

Волнения Джайту и Бхаи Феру

В 1923 году Акали планировали подчинить свои контролировать Гурдвара Гангсара в Джайту (или Джайто) в Штате Набха. Бывший махараджа (правитель) Набхи Рипудаман Сингх симпатизировал Акали и индийскому националистическому движению, но был свергнут британским правительством, заставив отречься от престола своему несовершеннолетнему сыну 9 июля 1923 года. SGPC провел митинги протеста и 4 августа решил заняться этим делом, осудив акт на митинге в Хайто 25 августа. Когда SGPC начала агитацию, ее руководители и члены были арестованы по обвинению в. Впоследствии было организовано несколько маршей в поддержку агитации. Протестующие были арестованы, избиты и обстреляны полицией в различных инстанциях.

После срыва последующей церемонии Akhand Path SGPC осудил этот акт и решил бороться за право сикхов на свободное поклонение, посылая джатхи из Акал Тахт в Джайто для завершения церемония. SGPC и Akali Dal были объявлены незаконными организациями 12 октября 1923 года, а 60 членов комитета Jaito morcha были арестованы за измену короне, хотя члены были заменены и морча продолжалась. Джатха в 500 акали, провоженная из Амритсара толпой из 30 000 человек, была отправлена ​​в ознаменование третьей годовщины резни в Нанкане и была обстреляна британскими администраторами в Набхе, около 300 человек получили ранения, в результате чего около 100 смертей. Джатас продолжал путь в Джайто до тех пор, пока 6 августа 1925 года не был завершен 101 путь акханда, установивший право на свободное поклонение.

Индийский национальный конгресс объявил о своей поддержке агитации в Акали на специальном Конгрессе. Сессия в Дели. Затем к Акали присоединились несколько несикхов, в том числе Джавахарлал Неру (позже первый премьер-министр Индии) и Кастуриранга Сантханам. Неру и другие были арестованы во время одного из таких маршей. Наконец, правительство Пенджаба уступило и согласилось передать контроль над гурдварой Акали.

Пока шла агитация Джайту, Акали также стремились получить контроль над гурдварой в Бхаи Пхеру. Гурдвара контролировалась махантами Удаси, включая Пала Рам, брата Нарайна Даса (который был ответственен за резню в Нанкане). Махант согласился передать контроль над гурдварой SGPC после того, как ему предложили пенсию. Однако в августе 1923 года, когда Акали решили изгнать арендаторов Удаси, проживавших в помещениях гурдвары, они столкнулись со значительным сопротивлением. 4 декабря 1923 года группа Акали повредила резиденцию маханта, примыкающую к алтарю. По жалобе полиция арестовала 11 Акали. В декабре правительство признало SGPC менеджером гурдвары, но также приказало Акали проследить судебный процесс по изгнанию махантов Удаси из помещения. 1 января 1924 года джатха Акали силой завладел имуществом, занимаемым Пала Рамом. На следующий день за эту акцию полицией были арестованы около 34 акалис. В последующие дни несколько джат Акали устроили на этом месте демонстрации. В общей сложности 5251 человек были арестованы за демонстрации, и 3092 из них были отправлены в тюрьму.

Сикхский закон Гурдвара

Британское правительство считало движение Акали большей угрозой, чем Движение гражданского неповиновения Махатмы Ганди. В меморандуме 1921 года, подписанном Д. Петри, заместителем директора CID, Пенджаб, говорится:

Пропаганда Ганди обращается главным образом к городским классам, которым не хватает ни стойкости, ни физического мужества, чтобы успешно противостоять даже небольшие отряды полиции; Кампания Акали - это, по сути, сельское движение, и его последователи - люди прекрасного телосложения с национальной историей, боевые характеристики которой намеренно сохранялись как правительством, так и самими сикхами.

— Д. Петри, Секретный меморандум CID о последних изменениях в политике сикхов (11 августа 1921 г.)

В 1925 г., после дальнейших требований и протестов со стороны SGPC, 7 мая в Законодательное собрание Пенджаба был внесен и принят новый «Сикхский законопроект Гурдвара». Июль. Он вступил в силу 1 ноября 1925 года и передал контроль над всеми историческими святынями SGPC. Был создан трибунал для рассмотрения споров, и все заключенные Акали были освобождены.

К этому времени британское правительство арестовало около 30 000 человек; более 400 человек были убиты и еще 2000 получили ранения во время движения. Движение подогревало антибританские правительственные настроения среди сикхов. Это также привело к антииндуистским настроениям среди части сикхов, которые отождествляли сторонников Удаси, таких как Нараин Дас, и их сторонников с индуистской общиной.

Когда британские власти пришли посмотреть на движение Акали. чтобы быть движением по свержению британцев и, следовательно, к подавлению, в дополнение к жертвам и арестам, были конфискованы имущество и джагиры, штрафы, военно-полевые суды за ношение кирпан, или сикхский кинжал, и черные тюрбаны, традиционно сигнализирующие о восстании, и штрафы против издателей, редакторов и прессы, поддерживающих движение. Движение нашло поддержку почти всех слоев сикхской общины, особенно крестьян, ремесленников, рабочих, бывших солдат и эмигрантов, возвращающихся из-за границы.

Ссылки

Дополнительная литература

  • Гурбахш Рай Сетхи; Барон Уильям Малькольм Хейли Хейли (1927). Борьба сикхов за реформу Гурдвары. Профсоюзная пресса. OCLC 17772948.
  • Теджа Сингх (2010). Движение за реформу Гурдвары и сикхское пробуждение. Набу Пресс. ISBN 978-1-177-78853-3.
  • M. Л. Ахлувалия (1985). Движение за реформы Гурдвары, 1919-1925 гг., Эпоха сотрудничества Конгресса и Акали. Издательство Ashoka International. OCLC 17772948.
  • Grewal, J. S. (1998). Сикхи Пенджаба (Новая Кембриджская история Индии II.3) (Пересмотренное издание). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. С. 157–166. ISBN 9781316025338. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Деол, Харник (2000). Религия и национализм в Индии: пример of the Punjab (Routledge Studies in the Modern History of Asia) (1-е изд.). Нью-Йорк, США: Routledge. стр. 78–81. ISBN 978-0- 415-20108-7. Проверено 17 июня 2020 г. CS1 maint: ref = harv (link )
Последняя правка сделана 2021-06-09 23:06:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте