Англо-иракская война

редактировать

Англо-иракская война
Часть Второй мировой войны
Люди в пробковых шлемах . Британские солдаты смотрят на Багдад, 11 июня 1941 г.
Дата2–31 мая 1941 г.
МестоположениеИрак
РезультатПобеда союзников
Воюющие

Союзники :. Соединенное Королевство

Абд аль-Илах лоялисты. Авиационная и военно-морская поддержка: . Греция. Австралия. Новая Зеландия

Державы оси :. Ирак. Поддержка с воздуха: . Германия. Италия


Виши Франция (предоставлены авиабазы ​​в Сирия )
Командиры и лидеры
Соединенное Королевство Клод Окинлек. Соединенное Королевство Арчибальд Уэйвелл. Соединенное Королевство Эдвард Куинан. Соединенное Королевство Уильям Фрейзер. Соединенное Королевство Уильям Слим. Соединенное Королевство HG Smart. Соединенное Королевство Оври Робертс. Соединенное Королевство Джон Д'Албиак Ирак Рашид Али аль-Гайлани. Амин аль-Хусейни. Ирак Салах ад-аль-Саббах. Ирак Камил Шабиб. Ирак Фахми Саид Казнены . Ирак Махмуд Салман Казнены . Ирак Фаузи аль-Кавукджи. Нацистская Германия Вернер Джанк. Виши Франция Франсуа Дарлан
Сила
1 пехотная дивизия n. 2 бригадные группы. 100+ самолетов4 дивизии. 30 000 военнослужащих. 116 иракских самолетов (50–60 исправных). 21–29 Немецкие самолеты. 12 итальянских самолетов
Потери и потери
Незначительные потери. Не менее 200 убитых. 28 самолетов1750 раненых, в том числе 500 убитых. Большая часть исправных Иракские самолеты. 19 немецких самолетов. 3 итальянских самолета

англо-иракская война была британской управляемой военной кампанией союзников против Ирак при Рашид Али, который захватил власть во время Второй мировой войны при помощи Германии и Италия. Кампания привела к падению правительства Али, повторной оккупации Ирака Великобританией и возвращению к власти регента Ирака принца 'Абд аль-Илаха, британский союзник.

Содержание

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Обязательный Ирак
    • 1.2 Государственный переворот
    • 1.3 Иракские войска
    • 1.4 Британские силы
    • 1.5 Британский ответ
      • 1.5.1 Операция Sabine
      • 1.5.2 Первые прибытия в Басру
      • 1.5.3 Дополнительные прибытия
      • 1.5.4 Усиление Хаббании
    • 1.6 Действия Ирака и эскалация войны
      • 1.6.1 Требования Ирака
      • 1.6.2 Ситуация в ВВС Хаббания
      • 1.6.3 Дальнейшие обмены
      • 1.6.4 Принято решение о нанесении ударов с воздуха
  • 2 Битва
    • 2.1 2 мая
    • 2.2 Осада Хаббании
      • 2.2.1 Иракские войска, 2 мая
      • 2.2.2 Иракцы покидают откос
      • 2.2.3 Иракское подкрепление атаковано
      • 2.2.4 Черчилль хвалит Умного
    • 2.3 Вторжение Оси
      • 2.3.1 Флигерфюрер Ирак
      • 2.3.2 Виши французские поставки из Сирии
      • 2.3.3 Италия
    • 2.4 Наступление из Палестины
      • 2.4.1 Рутбах
      • 2.4.2 Отряд Хаббании
      • 2.4.3 Кингкол
      • 2.4.4 Прибытие в Хаббанию
    • 2.5 Битва при Фаллудже
      • 2.5.1 Иракская контратака
      • 2.5.2 Джезире
    • 2.6 Басра
      • 2.6.1 Ашар
      • 2.6.2 Операти Регульта и Регата
    • 2.7 Распад Ирака
      • 2.7.1 Багдад
  • 3 Последствия
  • 4 Боевые почести
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Веб-сайты
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Общие сведения

Обязательно Ирак

Королевство Ирак (также известная как Месопотамия ) управлялась Великобританией в соответствии с мандатом Лиги Наций, Британским мандатом в Месопотамии, до 1932 года, когда Ирак стал номинально независимым. Перед предоставлением независимости Великобритания заключила англо-иракский договор 1930 г.. Договор включал разрешение на создание военных баз для британского использования и обеспечение условий для неограниченного передвижения британских войск по стране по запросу иракского правительства. Условия договора были навязаны британцами для обеспечения контроля над иракской нефтью. Многие иракцы возмущались этими условиями, потому что Ирак все еще находился под контролем британского правительства.

После 1937 года в Ираке не осталось британских войск, и правительство стало единолично отвечать за внутреннюю безопасность. Королевским военно-воздушным силам (RAF) было разрешено сохранить две базы; RAF Shaibah, около Basra и RAF Habbaniya (вице-маршал авиации HG Smart, также Офицер авиации, командующий Иракское командование ВВС ), между Рамади и Фаллуджей. Базы защищали британские нефтяные интересы и были связующим звеном на воздушном пути между Египтом и Индией. В начале Второй мировой войны Королевские ВВС Хаббания стали тренировочной базой, охраняемой No. 1 бронеавтомобиль RAF, Иракские сборы и местные иракские войска, Иракские сборы RAF.

В сентябре 1939 года правительство Ирака разорвало дипломатические отношения с нацистской Германией. В марте 1940 года националист и антибританский Рашид Али сменил Нури ас-Саида на посту премьер-министра Ирака. Рашид Али установил тайные контакты с представителями Германии в Анкаре и Берлине, хотя он еще не был открыто сторонником Оси. В июне 1940 года, когда фашистская Италия вступила в войну на стороне Германии, иракское правительство не разорвало дипломатических отношений. Итальянская миссия в Багдаде стала главным центром пропаганды Оси и разжигания антибританских настроений. В этом им помогал Амин аль-Хусейни, Великий муфтий Иерусалима, назначенный британцами в 1921 году. Великий муфтий бежал из Британский мандат в Палестине незадолго до войны получил убежище в Багдаде. В январе 1941 года Рашид Али ушел с поста премьер-министра и был заменен на Таха аль-Хашими в разгар политического кризиса и возможной гражданской войны.

Coup d'état

HMS Cockchafer

31 марта регент Ирака принц 'Абд аль-Илах узнал о заговоре с целью его ареста и бежал из Багдада в ВВС Хаббания. Из Хаббании он был доставлен в Басру и получил убежище на канонерской лодке HMS Cockchafer. 1 апреля Рашид Али и Золотой квадрат (четыре старших военачальника) захватили власть в результате государственного переворота. Рашид Али провозгласил себя «главой правительства национальной обороны». Золотой квадрат свергнул премьер-министра Таха аль-Хашими, и Рашид Али снова стал премьер-министром Ирака. Али не свергнул монархию и назначил нового регента королю Фейсалу II,. Фейсал и его семья укрылись в доме муллы Эффенди. «Золотой квадрат» также арестовывал пробританских граждан и политиков, но многим удалось бежать через Трансиорданию.

. «Золотой квадрат» намеревался отказаться от дальнейших уступок Британии, сохранить дипломатические связи с фашистской Италией и изгнание видных пробританских политиков. Они считали Британию слабой и пойдут с ними на переговоры. 17 апреля Али попросил у Германии военную помощь в случае войны с Великобританией. Али также пытался ограничить британские права в соответствии с статьей 5 договора 1930 года, когда он настаивал на быстрой переброске вновь прибывших британских войск через Ирак в Палестину.

Иракские войска

Карта Ирак во время Второй мировой войны

Перед войной Соединенное Королевство оказывало поддержку Королевской иракской армии (RIrA) и Королевским ВВС Ирака (RIrAF) через небольшая военная миссия, базирующаяся в Багдаде, которой с 1938 года командует генерал-майор. RIRA состояла примерно из 60 000 человек, в основном из четырех пехотных дивизий и одной механизированной бригады. 1-я и 3-я дивизии дислоцировались недалеко от Багдада. В Багдаде также базировалась Отдельная механизированная бригада, состоящая из роты легких танков, роты бронированных автомобилей, двух батальонов моторизованной пехоты, пулеметчиков и артиллерийской бригады. Иракская 2-я дивизия дислоцировалась в Киркуке, а 4-я дивизия в Эль-Дивания, на главной железнодорожной линии от Багдада до Басры. В отличие от современного использования термина «механизированный», в 1941 году «механизированный» для RIrA означал моторизованный (передвижение на грузовиках, пешие бои). Иракцы выставили на вооружение полицейские подразделения и около 500 нерегулярных формирований под командованием лидера арабских партизан Фаузи аль-Кавукджи, безжалостного бойца, который без колебаний убивал или калечил заключенных. По большей части, Фавзи действовал в районе между Рутбахом и Рамади, прежде чем его преследовали обратно в Сирию.

В составе RIrAF было 116 самолетов в семи эскадрильях и учебная школа; От 50 до 60 самолетов находились в исправном состоянии. Большинство иракских истребителей и бомбардировщиков находились на аэродроме «Рашид» в Багдаде (ранее RAF Hinaidi ) или в Мосуле. Четыре эскадрильи и летная школа базировались в Багдаде. В Мосуле базировались две тесно взаимодействующие эскадрильи самолетов общего назначения. Иракцы управляли различными типами самолетов, включая истребители-бипланы Gloster Gladiator, истребители-бомбардировщики Breda 65,, средние бомбардировщики Savoia SM 79,, Northrop / Douglas 8A. истребители-бомбардировщики, биплан Hawker Hart (Hawker Nisr) для тесного взаимодействия, Vickers Vincent легкие бомбардировщики-бипланы, de Havilland Dragon биплан общего назначения, de Havilland Dragonfly самолет-биплан общего назначения и учебно-тренировочные бипланы Tiger Moth. У RIrAF было еще девять самолетов, не выделенных для эскадрилий, и 19 самолетов в резерве.

Королевский ВМС Ирака (RIrN) имел четыре 100-тонных (100 т) Thornycroft канонерские лодки, лоцманское судно и тральщик. Все были вооружены и базировались на водных путях Шатт-эль-Араб.

Британские силы

1 апреля 1941 года британские силы в Ираке были небольшими. Вице-маршал авиации Гарри Смарт командовал британскими войсками в Ираке, многоцелевым штабом. Сухопутные войска включали роту бронетранспортеров номер 1 RAF и шесть рот ассирийских военнослужащих, состоящих из коренных восточно-арамейских говорящих христиан Ассирийцы около 2000 офицеров и других званий под командованием около двадцати британских офицеров. У компании было 18 старинных бронеавтомобилей Rolls Royce, построенных для Королевских ВВС в 1921 году на переоборудованных шасси конструкции Первой мировой войны. У бронетанковой роты было два больших танка (HMT 'Walrus' и 'Seal' на базе артиллерийских тягачей Vickers Medium Dragon Mk 1 с башнями Rolls-Royce) и танкетка Carden-Lloyd Mk VI..

В RAF Habbaniya, No. 4 Летная школа подготовки RAF (4FTS) имела множество устаревших бомбардировщиков, истребителей и учебных самолетов. Многие из 84 самолетов были непригодны к эксплуатации или непригодны для наступления. На момент начала боевых действий численность личного состава Королевских ВВС составила около 1000 человек, а пилотов - всего 39 человек. 1 апреля у британцев было три истребителя-биплана Gloster Gladiator, использовавшиеся в качестве небольших офицерских катеров, тридцать самолетов-бипланов Hawker Audax для тесного взаимодействия, семь бипланов Fairey Gordon. бомбардировщики, 27 двухмоторных учебных самолетов Airspeed Oxford, 28 легких бипланов Hawker Hart (бомбардировочная версия Hawker Audax), двадцать учебных самолетов Hart и Bristol Blenheim Бомбардировщик Mk1. Audaxes могли нести восемь 20-фунтовых бомб (9,1 кг), а двенадцать были модифицированы, чтобы нести две 250-фунтовые (110 кг) бомбы. Каждый из «Гордонов» мог нести две 250-фунтовые бомбы, а «Оксфорды» были переоборудованы с дымовых шашек на восемь 20-фунтовых бомб. Hawker Harts мог нести две 250-фунтовые бомбы. Тренажеры Hawker были безоружны, и 3 мая «Бленхейм» отправился в путь. Кроме того, в Хаббании был осуществлен полет ВВС Ирака по связи с тремя бипланами Vickers Valentia. В RAF Shaibah было 244-я эскадрилья с несколькими бомбардировщиками Vickers Vincent. Военно-морские силы, доступные для поддержки британских действий в Ираке, были частью Ост-Индской станции и включали корабли Королевского флота (RN), Королевского австралийского флота (RAN), Королевский флот Новой Зеландии (RNZN) и Королевский флот Индии (RIN).

Британский ответ

Британская точка зрения заключалась в том, что отношения с «правительством национальной обороны» Рашида Али становились все более неудовлетворительными. По договору Ирак обязывался оказывать помощь Соединенному Королевству в войне и разрешать проход британских войск через свою территорию. Была британская военная миссия с армией Ирака, а у королевских военно-воздушных сил были базы в Хаббании и Шайбе. С самого начала премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступал за непризнание Рашида Али или его незаконным «правительством национальной обороны»

. 2 апреля сэр Кинахан Корнуоллис, новый посол Великобритании в Ираке, прибыл в Багдад. Он имел большой опыт в Месопотамии и провел двадцать лет в этой стране в качестве советника короля Фейсала I. Корнуоллис пользовался большим уважением, и его отправили в Ирак с пониманием того, что он сможет провести более решительную линию с новым иракским правительством, чем это было до сих пор. К сожалению, Корнуоллис прибыл в Ирак слишком поздно, чтобы предотвратить начало войны.

6 апреля AVM Smart запросил подкрепление, но его запрос был отклонен командиром авиации в Ближний Восток Сэр Артур Лонгмор. На тот момент Второй мировой войны ситуация, развивающаяся в Ираке, не имела большого значения для британских приоритетов. Черчилль писал: «Ливия рассчитывает в первую очередь, вывод войск из Греции во-вторых. Тобрук судоходство, если оно не является необходимым для победы, должно быть приспособлено как можно лучше. Ирак может игнорировать и Крит обрабатывать позже »

Британцы начальники штабов и главнокомандующий, Индия Генерал Клод Окинлек, был за вооруженное вмешательство, но трое местных главнокомандующих уже обременены кампанией в Западной пустыне,Восточноафриканская кампания и Битва за Грецию показали, что единственными доступными силами были пехотный батальон в Палестине и самолеты, уже находящиеся в Ираке. Правительство Индии имело давние обязательства по подготовке пехотной дивизии для защиты англо-иранских нефтяных месторождений, и в июле 1940 года передовая бригада 5-й индийской пехотной дивизии была заказано в Ирак. В августе дивизия была передана под управление Ближневосточного командования и переброшена в Судан. С тех пор командование Индии расследовало переброску войск по воздуху из Индии в Королевские ВВС Шайба.

Операция Сабина

Глостер-Гладиаторы из No. Отряд 94-й эскадрильи RAF, охраняемый арабскими легионерами, дозаправляется во время своего путешествия из Исмаилии, Египет, для усиления Хаббании

8 апреля Уинстон Черчилль связался с Лео Амери, Государственный секретарь Индии и спросил его, какие силы можно быстро отправить из Индии в Ирак. Эмери связалась с генералом Окинлеком и лордом Линлитгоу, вице-королем и генерал-губернатором Индии в тот же день. В ответ из Индии было сказано, что большая часть бригадной группы , которая должна была отправиться в Малайю 10 апреля, может быть переведена в Басру, а остальная часть отправлена ​​через десять дней; 390 британских пехотинцев могли быть переброшены из Индии в Королевские ВВС Шайба, а когда появилась возможность доставки, силы можно было быстро увеличить до дивизии. 10 апреля это предложение было принято Лондоном, и ход этих сил получил кодовое название. В тот же день генерал Арчибальд Уэйвелл, главнокомандующий Ближневосточным командованием, сообщил Лондону, что он больше не может щадить батальон в Палестине, и призвал к дипломатии и, возможно, демонстрации силы авиации, а не военных.

10 апреля генерал-майор Уильям Фрейзер принял контроль над иракскими войсками, сухопутные войска из Индии направились в Басру с приказами захватить район Басра-Шабай, чтобы обеспечить безопасную высадку дополнительных подкреплений и создать базу в этом районе. Позиция иракской армии и местных властей все еще остается неопределенной, и могут быть предприняты попытки воспрепятствовать высадке. Фрейзер должен был тесно сотрудничать с командующим флотом. В случае сопротивления высадке Фрейзер должен был нанести поражение иракским войскам и создать базу, но Фрейзер не должен был нарушать иранский нейтралитет. В начале апреля началась подготовка к боевым действиям в Хаббании, самолеты были модифицированы для перевозки бомб, а легкие бомбардировщики, такие как Audaxes, были модифицированы для перевозки более крупных бомб.

12 апреля Convoy BP7 ушел. Карачи. Конвой состоял из восьми транспортов, сопровождаемых шлюпом типа Grimsby HMAS Yarra. Силы, доставленные конвоем, находились под командованием генерал-майора Фрейзера, командира 10-й индийской пехотной дивизии. Перебрасываемые силы состояли из двух старших штабных офицеров штаба 10-й Индийской дивизии, 20-й индийской пехотной бригады, личного состава 3-го полевого полка Королевской артиллерии; но без их орудий и некоторых вспомогательных войск.

HMS Hermes авианосец

13 апреля Королевский флот из четырех кораблей в Персидском заливе были усилены авианосцем HMS Hermes и двумя легкими крейсерами , HMS Emerald и HMNZS Leander. На борту HMS Hermes были торпедоносцы Fairey Swordfish из 814-й эскадрильи. Военно-морские суда, прикрывавшие высадку в Басре, включали авианосец HMS Hermes, легкий крейсер HMS Emerald, легкий крейсер HMNZS Leander, шлюп , канонерскую лодку HMS Cockchafer, шлюп HMS Seabelle, тральщик шлюп HMIS Lawrence и шлюп HMAS Yarra. Утром 15 апреля конвой BP7 был встречен в море кораблем HMS Seabelle из Басры. Позже в тот же день эскорт был усилен HMS Falmouth. 17 апреля к колонне присоединился HMIS Lawrence, которая затем проследовала к входу в Шатт-эль-Араб. 18 апреля колонна двинулась вверх по Шатт-эль-Арабу и прибыла в Басру в 09:30. HMS Emerald уже был в Басре. В тот же день HMNZS Leander был освобожден от службы поддержки в Персидском заливе. 16 апреля иракское правительство было проинформировано о том, что британцы собираются применить англо-иракский договор для переброски войск через страну в Палестину. Рашид Али не возражал.

Первые прибыли в Басру

17 апреля 1-й батальон Королевского королевского полка (1-й KORR) был доставлен в Королевские ВВС Шайба из Карачи в Индии. Полковник Оври Робертс, начальник штаба 10-й индийской пехотной дивизии, прибыл с 1-м KORR. К 18 апреля была завершена доставка по воздуху 1-го KORR в Шайбу. десантные самолеты союзниками (из-за пакта Молотова-Риббентропа 1939 г.), и это отразилось на действиях СССР в отношении Ирака. 12 мая Советский Союз признал «Правительство национальной обороны» Рашида Али. В ходе иракско-советского обмена нотами были установлены дипломатические отношения между двумя правительствами.

Поставки французских Виши из Сирии

13 мая первый поезд с припасами из Сирии прибыл в Мосул через Турцию.. Иракцы получили 15 500 винтовок с шестью миллионами патронов, 200 пулеметов, 900 лент боеприпасов и четыре 75-мм полевых орудия вместе с 10 000 снарядов. 26 и 28 мая были произведены две дополнительные поставки, которые включали восемь 155-мм орудий, 6000 снарядов, 354 пистолета-пулемета, 30 000 гранат и 32 грузовика.

14 мая, по словам Уинстона Черчилля, ВВС Великобритании был уполномочен действовать против немецкой авиации в Сирии и на французских аэродромах Виши. В тот же день два перегруженных бомбардировщика Хейнкель 111 были оставлены в Пальмире в центральной Сирии из-за повреждения задних колес. Британские истребители вошли в воздушное пространство Франции, обстреляли и вывели из строя поврежденные Хейнкели. 15 мая было совершено нападение на немецкие самолеты на земле в Дамаске, в результате чего погиб французский офицер

. К 18 мая силы Юнка сократились до 8 Истребителей Messerschmitt Bf 110, 4 бомбардировщиков Heinkel He 111 и 2 транспорта Junkers Ju 52. Это представляло собой потерю примерно 30 процентов его первоначальной силы. При небольшом количестве пополнений, отсутствии запасных частей, плохом топливе и агрессивных атаках англичан такой темп истощения не сулил ничего хорошего флигерфюреру Ираку. Действительно, ближе к концу мая Юнк потерял 14 мессершмиттов и 5 хейнкелей. 18 мая четыре Vichy Morane 406s преследовали британские самолеты, летевшие над Сирией, а еще три Moranes атаковали британский Bristol Blenheims недалеко от Дамаска, не причинив ущерба. 19 мая в результате еще одной британской воздушной атаки возле Дамаска было повреждено несколько французских самолетов и ранен французский солдат, а 20 мая британские самолеты намеренно подстрелили шесть французских самолетов и пятьдесят транспортных средств.

Состоялись новые воздушные бои между Виши и британскими самолетами. 24 мая, а также диверсионная операция британцев 13 саперами на железнодорожной линии Алеппо-Мосул, в результате которой французский броневик обстрелял британцев. Дальнейший англо-французский воздушный бой произошел 28 мая, в котором Бленхейм был сбит французским истребителем, в результате чего погиб весь его экипаж. В тот же день истребители French Morane сопровождали четыре нацистских Ju52 недалеко от восточной Сирии. 31 мая произошли новые воздушные бои между Виши и Британией.

Великобритания была возмущена тем, что Виши помогал Италии и Германии в их атаках на британцев в Ираке; атаки, которые были бы невозможны, если бы не попустительство французов Виши. Действия вишиитов заставили Великобританию начать подготовку к вторжению в Сирию, что в конечном итоге привело к сирийско-ливанской кампании июня-июля.

Италия

27 мая после приглашения Германией 12 итальянских Fiat CR.42 из 155 Squadriglia (переименованного в Squadriglia speciale Irak) из Regia Aeronautica Italiana (Королевские ВВС Италии) прибыли в Мосул для работы под немецким командованием. Также присутствовали самолеты-следопыты Savoia-Marchetti SM.79 и Savoia-Marchetti SM.81, которые находились в Алеппо ; личный состав и оборудование были доставлены на трех самолетах Savoia-Marchetti SM.82. К 29 мая итальянские самолеты были замечены в небе над Багдадом. Черчилль утверждал, что итальянский самолет ничего не сделал, но 29 мая около Хан-Нукты итальянцы перехватили рейс Hawker Audaxes в сопровождении Gloster Gladiators из 94-й эскадрильи. В результате боя два Gladiator были потеряны из-за одного CR.42, сбитого командиром Wightman. Это был последний воздушный бой англо-иракской войны. SM.79 был уничтожен на земле в Алеппо бомбардировщиками Королевских ВВС. Три CR.42 были повреждены, и от них пришлось отказаться во время вывода войск Оси из Ирака. Оставшиеся итальянские самолеты были эвакуированы в конце мая и использовались для защиты Пантеллерии.

. Были составлены планы снабжения войск, но немецкое командование колебалось и требовало разрешения Турции для прохода. В конце концов Люфтваффе сочли условия в Ираке невыносимыми, поскольку запасные части отсутствовали, и даже качество авиационного топлива было намного ниже требований Люфтваффе. С каждым днем ​​все меньше самолетов оставалось в рабочем состоянии, и в конечном итоге весь персонал Люфтваффе был эвакуирован на последнем оставшемся Heinkel He 111.

Наступление из Палестины

2 мая, в тот день, когда AVM Smart нанес свои авиаудары Уэйвелл продолжал призывать к дальнейшим дипломатическим действиям с иракским правительством, чтобы положить конец сложившейся ситуации и принять предложение турецкого правительства о посредничестве. Комитет обороны проинформировал его, что предложение Турции принять не будет и что ситуацию в Ираке необходимо восстановить.

Рутбах

Перед тем, как 2 мая Смарт нанес авиаудары, сотрудники иракской полиции пустынь захватили форт в Рутбах для «правительства национальной обороны». 1 мая полиция открыла огонь по британским рабочим в Рутбахе. В ответ на эти действия Ирака генерал-майор Кларк приказал механизированной эскадрилье Трансиорданских пограничных войск (TJFF), которая базировалась на насосной станции H4, захватить форт для англичан. Когда члены TJFF отказались, их отправили обратно в H3 и разоружили.

Форт в Rutbah подвергся атаке со стороны базирующегося в H4 Бристоль-Бленхеймса, 9 мая 1941 г.

К концу В первый день авиаудара поступили сообщения о том, что части Королевской иракской армии (RIrA) наступали на город Рутбах. C Рота 1-го батальона Эссекскому полку было приказано отправиться из Палестины в H4, между Хайфой и Ираком; отсюда рота присоединится к отряду броневиков Королевских ВВС и будет защищать позицию от иракских повстанцев.

4 мая Черчилль приказал Уэйвеллу отправить войска из Палестины. 5 мая Уэйвелл был назначен командующим операциями в северном Ираке, а генерал Мейтленд Уилсон был отозван из Греции, чтобы принять командование силами в Палестине и Трансиордании. Обоснование Комитета обороны и начальников штабов для военных действий против иракских повстанцев состояло в том, что они должны были обезопасить страну от вмешательства Оси, и считали, что Рашид Али был в сговоре с держав оси. Начальники штабов приняли на себя полную ответственность за отправку войск в Ирак.

8 мая колонна Арабского легиона под командованием Глубб-паши достигла форт в Рутбахе. Они пикетировали землю вокруг форта, чтобы дождаться бомбардировки британских ВВС. Форт защищали около 100 полицейских, большинство из которых - иракская полиция пустынь. Базирующиеся на H4 Бленхеймы из 203-й эскадрильи прибыли и бомбили форт и, думая, что они сдались, ушли. Форт не сдался, и ВВС Великобритании дважды возвращались в тот день, чтобы безуспешно бомбить форт.

На следующий день RAF продолжали бомбить форт с перерывами. Один самолет подвергся настолько сильному обстрелу из стрелкового оружия, что разбился по дороге домой, в результате чего погиб пилот. Вечером того же дня к форту подъехали 40 грузовиков с автоматами для усиления гарнизона. Половину грузовиков составляли нерегулярные формирования под командованием Фавзи аль-Кавукджи, а другой половиной была иракская полиция пустынь. Глубб решил отвести войска обратно в H3, чтобы дождаться усиления основной колонны.

Арабский легион вернулся в H3 утром 10 мая и обнаружил No. 2 рота бронеавтомобилей RAF под командованием эскадрильи Майкла Казано ждет там. Их послали впереди основной колонны, чтобы помочь арабскому легиону взять Рутбах. Казано доставил свои броневики Королевских ВВС в Рутбах, в то время как Арабский Легион пополнял свои запасы в H3. Бронемашины Казано вели бой против грузовиков аль-Кавукджи большую часть оставшегося дня, и хотя результат не был решающим, грузовики под покровом темноты удалились на восток, чтобы оставить гарнизон на произвол судьбы. Той ночью Королевские ВВС провели ночную бомбардировку форта, в результате чего несколько бомб упало.

После вывода грузовиков аль-Кавукджи и успешной бомбардировки ВВС США гарнизон покинул форт под покровом темноты. Утром прибыла колонна Арабского легиона и заняла гарнизон форта, в то время как бронемашины Казано продолжали сражаться с остатками сил иракской полиции пустынь.

Отряд Хаббании

Силы, собранные в Палестине Уэйвеллом имел кодовое название Habforce, сокращение от Habbaniya Force. Войска находились под командованием генерал-майора Джорджа Кларка. Кларк уже был командиром 1-й кавалерийской дивизии, в которую входили 4-я кавалерийская бригада, 5-я кавалерийская бригада и 6-я кавалерийская бригада. После того, как Уэйвелл пожаловался, что использование любых сил, размещенных в Палестине для службы в Ираке, поставит под угрозу Палестину и Египет, Черчилль написал Гастингсу Исмаю, секретарю комитета начальников штабов, и спросил: «Почему? будут ли упомянутые силы, которые кажутся значительными, считаться недостаточными для борьбы с иракской армией? " Что касается конкретно 1-й кавалерийской дивизии, он писал: «Представьте себе, что все это время кавалерийская дивизия оставалась в Палестине, не имея зачатков мобильной колонны!» В итоге Уэйвелл написал, что 1-я кавалерийская дивизия вПалестине была лишена артиллерии, инженеров, средств связи и транспорта, чтобы обеспечить нужды других формирований в Греции, Северной Африке и Восточной Африке. Хотя одна моторизованная кавалерийская бригада могла быть предоставлена, это было возможно только путем объединения всего автомобильного транспорта дивизии.

Именно после того, как TJFF отказался войти в Ирак, Кларк решил разделить Habforce на две колонны. Первый столбец был летающим столбцом с кодовым названием Kingcol. Kingcol был назван в честь своего командира, бригадира Джеймса Кингстоуна, и состоял из 4-й кавалерийской бригады, двух рот 1-го батальона Эссексского полка, 2-я рота бронетранспортеров RAF и 237-я полевая батарея 25-фунтовых гаубиц из 60-го (Северный Мидленд) полевого полка, Королевской артиллерии. Вторая колонна, основные силы Хабфорса, под командованием подполковника, состояла из оставшихся элементов 1-го батальона Эссекского полка, оставшейся части 60-го полевого полка, РА, одного противодействия. резервуарный парк и вспомогательные услуги. Помимо Кингкола и основных сил Хабфорса, генерал-майору Кларку был доступен отряд из 400 человек Арабского легиона (аль-Джайш аль-Араби) в Эмирате Трансиордания.. Арабский легион состоял из трех механизированных эскадрилий, перевозимых на гражданских грузовиках Ford и оснащенных самодельными броневиками. В отличие от TJFF, Арабский легион не был частью британской армии. Вместо этого Арабский легион представлял собой регулярную армию Трансиордании, которой командовал генерал-лейтенант Джон Багот Глаб, также известный как «Глубб-паша»

Кингкол.

Утром 11 мая Кингкол отправился из Хайфы с приказом как можно скорее добраться до Хаббании. Поводом стала последняя всенародная операция в британской военной истории. 13 мая Кингкол прибыл в Рутбах, но не обнаружил там военного присутствия. Глубб-паша и Арабский легион уже двинулись в путь. Затем летучая колонна под командованием бригадного генерала Кингстона провела техническое обслуживание в Рутбахе, прежде чем двинуться дальше. 15 мая был установлен первый контакт с иракскими военными, когда бомбардировщик Бленхейма обстрелял колонну и сбросил бомбу; не было нанесено никакого ущерба и никто не пострадал. 16 мая были нанесены новые бомбовые удары по колонне, когда она была атакована люфтваффе, снова не было повреждений, но было несколько жертв.

Также 15 мая Фрейзер заболел, и его заменили. командир 10-й Индийской дивизии. Его болезнь привела к тому, что он потерял доверие своих сотрудников, и его заменил только что повышенный в должности генерал-майор Уильям Слим. В дальнейшем Слим проявил себя как один из самых динамичных и новаторских британских командиров войны. Также в начале мая Лонгмор был заменен в качестве командира авиации на Ближнем Востоке его заместителем, сэр Артур Теддер.

Прибытие в Хаббанию

Поздним вечером 17 мая Кингкол достиг окрестностей Хаббании. На следующее утро колонна вошла на базу RAF, и в течение дня остатки 1-го батальона «Эссексского полка» были переброшены на базу по воздуху. Силы, посланные из Палестины для снятия иракской осады Королевских ВВС Хаббании, прибыли примерно через 12 дней после снятия осады.

Битва за Фаллуджу

После того, как Хаббания был в безопасности, следующей целью британских войск было захватить город Фаллуджа в качестве предварительной цели, прежде чем они смогут выступить на Багдад. Иракская бригадная группа удерживала город и мост Фаллуджа, перекрывая дорогу на Багдад; следующая группа бригады удерживала город Рамади к западу от Хаббании, не давая возможности двигаться на запад. Полковник Робертс отверг идею нападения на Рамади, потому что он все еще находился под сильным гарнизоном иракской армии и был в значительной степени отрезан из-за добровольного наводнения. Робертс оставит Рамади изолированным и вместо этого обеспечит стратегически важный мост через Евфрат в Фаллудже.

Британский огневой отряд около изолированного Рамади

Через неделю после вывода иракских войск возле Хаббании, полковник Робертс сформировал так называемую бригаду Хаббания. Бригада была сформирована путем объединения 1-го батальона «Эссексского полка» из Кингкола с дополнительными пехотными подкреплениями, прибывшими из Басры, 2-го батальона 4-й гуркхской стрелковой и небольшой артиллерии.

В ночь с 17 на 18 мая подразделения батальона «Гуркхи», роты ассирийских военнослужащих Королевских ВВС, броневиков Королевских ВВС и нескольких захваченных иракских гаубиц пересекли Евфрат с помощью импровизированных кабельных переправ. Они переправились через реку в Син-эль-Диббане и подошли к Эль-Фаллудже из деревни Саклавия. Рано утром одна рота 1-го батальона KORR была доставлена ​​по воздуху четырьмя Валентиасами и приземлилась на Багдадской дороге за городом возле Нотч-Фолла. Роте ассирийских военнослужащих ВВС Великобритании при поддержке артиллерии из Кингкола было приказано закрепить мост через реку. В течение дня британские ВВС бомбили позиции в городе и вдоль багдадской дороги, избегая общей бомбардировки города из-за гражданского населения. 19 мая 57 самолетов начали бомбардировку иракских позиций в Фаллудже и вокруг нее, после чего сбросили листовки с просьбой к гарнизону сдаться; ответа не последовало, и продолжились бомбардировки. Британские ВВС сбросили десять тонн бомб на Фаллуджу в 134 самолето-вылетах.

Днем была произведена десятиминутная бомбардировка иракских окопов возле моста, прежде чем ассирийские ополченцы продвинулись под артиллерийским огнем. Не встречая большого сопротивления, они захватили мост за 30 минут; Затем их встретил иракский посланник, который предложил сдать гарнизон и город. Было взято 300 пленных, британские силы не понесли потерь. Люфтваффе отреагировало на захват города британцами, атаковав аэродром Хаббания, уничтожив и повредив несколько самолетов и нанеся ряд потерь. 18 мая генерал-майор Кларк и АВМ Д'Албиак прибыли в Хаббанию по воздуху. Они решили не вмешиваться в текущие операции полковника Робертса. 21 мая, захватив Фаллуджу, Робертс вернулся в Шайбу и приступил к своим обязанностям в 10-й индийской пехотной дивизии.

иракская контратака

22 мая 6-я пехотная бригада Ирака 3-я пехотная дивизия провела контратаку против британских войск в Фаллудже. Иракская атака началась в 02:30 при поддержке нескольких легких танков L3/35 итальянского производства. К 03:00 иракцы достигли северо-восточной окраины города. Два легких танка, проникшие в город, были быстро уничтожены. К рассвету британские контратаки вытеснили иракцев из северо-восточной Фаллуджи. Иракцы теперь переориентировались на юго-восточную окраину города. Но эта атака с самого начала встретила ожесточенное сопротивление и не достигла прогресса. К 10:00 прибыл Кингстон с подкреплением из Хаббании, которое было немедленно брошено в бой. Вновь прибывшие пехотные роты Эссексского полка методично очищали иракские позиции по домам. К 18:00 оставшиеся иракцы бежали или были взяты в плен, снайперский огонь был подавлен, шесть иракских легких танков были захвачены, и город был в безопасности. 23 мая с запозданием появился самолет флигерфюрера Ирака. Британские позиции в Фаллудже подвергались обстрелу в трех разных случаях. Но атаки люфтваффе, хотя и доставляли неудобства, мало что дали. Всего за день до этого воздушное нападение, скоординированное с иракскими сухопутными войсками, могло изменить исход контратаки.

Джезире

В этот период времени легионеры Глубб-паши доминировали в племенной стране на севере. Фаллуджи между Евфратом и Тигром, область, известная как Иезире. Генерал-лейтенанту Глуббу было приказано убедить местные племена перестать поддерживать правительство Рашида Али. Используя комбинацию пропаганды и рейдов против правительственных постов Ирака, его действия оказались чрезвычайно успешными. Британцы также использовали этот период времени, чтобы усилить воздушную активность против северных аэродромов Люфтваффе и окончательно подавить усилия Германии по поддержке иракцев.

Басра

броневик Rolls Royce

В ответ После первоначальных действий Ирака 10-я индийская пехотная дивизия под командованием генерал-майора Фрейзера заняла аэропорт Басры, городские доки и электростанцию. Элементы 20-й индийской пехотной бригады под командованием бригадного генерала Пауэлла были использованы для занятия этих мест. В период с 18 по 29 апреля две автоколонны высадили эту бригаду в районе Басры. 2-й батальон 8-й стрелковый полк гуркхов охранял аэродром Королевских ВВС в Шабайхе, 3-й батальон 11-й сикхский полк охранял доки Макил, а 2-й батальон 7-й гуркхский стрелковый корпус находился в резерве. В остальном никаких крупных операций в районе Басры не проводилось. Основная трудность заключалась в том, что не хватало войск для одновременного захвата Макиля, Ашара и Басры. Хотя иракские войска в Басре согласились уйти 2 мая, они этого не сделали. 6 мая 21-я индийская пехотная бригада под командованием бригадного генерала К. Дж. Велд прибыл и высадился в Басре. Это была вторая бригада 10-й индийской пехотной дивизии, прибывшая в Ирак. В состав 21-й индийской пехотной бригады входили 4-й батальон 13-й стрелковой пехотной армии, 2-й батальон 4-й гуркхский стрелковый корпус и 2-й батальон 10-й стрелковый полк гуркхов.

Ашар

Генерал Уэйвелл (справа) и генерал-лейтенант Куинан, апрель 1941 г.

Начиная с 7 мая и заканчивая 8 мая, части 20-й индийской пехотной бригады и 21-й индийской пехотной бригады захватили Ашар, недалеко от Басры. Ашар был хорошо защищен, и иракские защитники нанесли несколько потерь британским атакующим.В это были вовлечены британские подразделения: роты A, B, C и D 2-го дивизиона 8-го полка гуркхов и половина броневиков Rolls-Royce из 4-го дивизиона 13-го стрелкового дивизиона Frontier Force Rifles. 2-й дивизион 4-го гуркхского стрелкового оружия находился в резерве. В результате успешных действий против Ашара город Басра был защищен без боя. Однако вооруженное сопротивление иракской полиции и армейских подразделений продолжалось до 17 мая. В то время как район Басры был теперь защищен, в Ираке был сезон наводнений, и трудности с продвижением на север из Басры по железной дороге, дороге или реке в сторону Багдада сдерживали дальнейшие операции. Кроме того, иракские войска заняли точки вдоль Тигра и вдоль железной дороги, чтобы еще больше препятствовать движению на север.

8 мая операции в Ираке были переданы из-под контроля индийского командования Окинлека под командование Уэйвелла. Командование Ближнего Востока. Генерал-лейтенант Эдвард Куинан прибыл из Индии, чтобы заменить Фрейзера на посту командующего Иракскими войсками. Непосредственной задачей Квинана было обеспечение Басры в качестве базы. Вейвелл приказал ему не продвигаться на север, пока не будет полностью обеспечено сотрудничество местных племен. Квинан также не мог представить себе движение на север в течение трех месяцев из-за разлива Тигра и Евфрата. Директивы были даны Квинану до его вступления в должность. 2 мая ему было дано указание: «(а) Развивать и организовывать порт Басры в любой степени, необходимой для того, чтобы позволить таким силам, нашим или союзным, которые могут потребоваться для действий на Ближнем Востоке, включая Египет, Турцию., Ирак и Иран, должны быть сохранены. (B) Обеспечить контроль над всеми средствами связи, включая все аэродромы и посадочные площадки в Ираке, и развить их в той мере, в какой это необходимо, чтобы порт Басра мог функционировать на полную мощность. " Далее Куинану было поручено «немедленно приступить к планированию системы обороны для защиты базы в Басре от нападения бронетанковых сил при поддержке сильной авиации, а также быть готовым принять специальные меры для защиты: (i) объектов Королевских ВВС. и персонал в Хаббании и Шайбе. (ii) жизни британских подданных в Багдаде и других частях Ирака. (iii) нефтяные месторождения Киркук и трубопровод, ведущий в Хайфу ". Наконец, Куинану было приказано «разработать планы по защите объектов Англо-иранской нефтяной компании и ее британских сотрудников на юго-западе Ирана, если это необходимо». Куинану сообщили, что «он намеревался увеличить свои силы до трех пехотных дивизий и, возможно, также бронетанковой дивизии, как только эти войска будут отправлены из Индии».

Операции Regulta и Regatta

23 мая Уэйвелл вылетел в Басру, чтобы обсудить с Окинлеком дальнейшие подкрепления и операции в Ираке. Кроме того, он проинструктировал Квинана, командующего индийскими войсками, составить план наступления из Басры в сторону Багдада. 27 мая войска из Басры начали наступление на север. В рамках операции «Регульта» 20-я индийская пехотная бригада, известная как «Бригада Евфрата», продвигалась по Евфрату на лодке и по дороге. В операции Операция Регата 21-я индийская пехотная бригада, известная как «Бригада Тигра», продвинулась на Тигр на лодке до Кут. 30 мая 3-я бригада 10-й индийской пехотной дивизии, 25-я индийская пехотная бригада под командованием бригадира Рональда Маунтэна, прибыла и высадилась в Басре. В состав 25-й индийской пехотной бригады входили 3-й батальон 9-го джатского полка, 2-й батальон 11-й королевский сикхский полк и 1-й батальон 5-го легкого пехотного полка Махратты. В июне 1941 года в Басру прибыли дополнительные британские войска из Индии. 9 июня прибыла 17-я индийская пехотная бригада, а 16 июня - 24-я индийская пехотная бригада.

Крах Ирака

Бронетранспортер RAF Fordson Автомобиль ждет за пределами Багдада, пока идут переговоры о перемирии

Британские войска из Хаббании вторглись в Багдад после защиты Фаллуджи. Генерал-майор Кларк решил сохранить темп, потому что ожидал, что иракцы не осознают, насколько малы и насколько уязвимы на самом деле его силы. У Кларка было в общей сложности около 1450 человек, чтобы атаковать по крайней мере 20 000 иракских защитников. Однако Кларк имел преимущество в воздухе.

Багдад

Ночью 27 мая началось британское наступление на Багдад. Продвижение шло медленными темпами и сдерживалось обширными наводнениями и множеством разрушенных мостов через ирригационные каналы, которые пришлось пересекать. Столкнувшись с наступлением Кларка, правительство Рашида Али рухнуло. 29 мая Рашид Али, великий муфтий, и многие члены «правительства национальной обороны» бежали в Персию. После Персии они отправились в Германию. Утром 31 мая мэр Багдада и его делегация подошлик британским войскам у моста Вашаш. С мэром был сэр Кинахан Корнуоллис, британский посол, который последние четыре недели находился в посольстве Великобритании в Багдаде. Условия были быстро достигнуты, и было подписано перемирие. Иракские вооруженные силы в окрестностях Багдада все превосходили британцев по численности, и британцы решили не сразу же оккупироватьдад. Частично это было сделано для того, чтобы замаскировать слабость британских войск за пределами города. 1 июня принц Абд аль-Илах вернулся в Багдад, где были восстановлены регент, монархия и пробританское правительство. 2 июня Джамиль аль-Мидфай был назначен премьер-министром.

Последствия

Сразу после падения «правительства национальной обороны» Рашида Али и перемирия, Багдад был разорван беспорядками и грабежами. Большая часть насилия была направлена ​​в Еврейский квартал города. Около 120 еврейских <жителей158>погибли и около 850 были ранены до того, как иракская полиция получила приказ восстановить порядок боевыми патронами.

По крайней мере, два британских отчета о конфликте высоко оценили усилия воздушные и наземные силы ВВС Великобритании Хаббания. По словам Черчилля, высадка 20-й индийской пехотной бригады в Басре 18 апреля была «своевременной». По его мнению, высадка вынудила Рашида Али к преждевременным действиям. Однако Черчилль добавил, что «энергичная защита» Хаббании со стороны Летной школы была «фактором» британского успеха. Уэйвелл писал, что «отважная оборона» Хаббании и смелое наступление Хабфорса отпугнули иракскую армию, в то время как немцам, в свою очередь, помешало «отчаянное сопротивление наших войск на Крите. и их сокрушительные потери в людях и самолетах ».

18 июня генерал-лейтенант Куинан получил командование всеми силами Великобритании и Содружества в Ираке. До этого иракские силы были более или менее ограничены силами, высадившимися и наступающими из Басры.

После англо-иракской войны элементы иракских вооруженных сил (известные как командование Ирака с 21 июня) были использованы для нападения на Виши. Французский Мандат Сирии во время сирийско-ливанской кампании, которая началась 8 июня и закончилась 14 июля. Командование Ирака (известное как Силы Персии и Ирака (Paiforce с 1 сентября) также использовалось для атаки Персии во время англо-советского вторжения в Персию, которое потребовало с августа по сентябрь 1941 года. Передовая оборона против возможного немецкого вторжения с севера через Кавказ была создана в 1942 году, и численность Пайфорса достигла пика, эквивалентного более 10 бригад, прежде чем русские остановили немецкую угроза в Сталинградской битве. После 1942 года Ирак и Персия использовались для транспортировки военной техники в Советский Союз, и британское военное присутствие стало в основном линиями связи.

20 июня Черчилль сказал Уэйвеллу, что его заменит Окинлек. О Вейвелле Окинлек написал: «Я ни в коем случае не хочу делать вывод о том, что я обнаружил неудовлетворительную ситуацию по прибытии - далеко не так. был ли меня очень впечатлен прочными основами, заложенными моим предшественником, но я также смог лучше o оценить масштабность проблем, с которыми он столкнулся, и величие его достижений в команде, в которой британские и союзные войска говорят примерно на 40 различных языках ».

Британские войска должны были остаться в Ираке до 26 октября 1947 года, и страна оставалась фактически под британским контролем. Британцы считали оккупацию Ирака необходимой для сохранения доступа к его стратегическим нефтяным ресурсам. 18 августа 1942 года генерал Мейтленд Уилсон был назначен главнокомандующим Персидско-иракского командования. К 15 сентября его штаб-квартира находилась в Багдаде. Первоочередной задачей Вильсона было «любой ценой обезопасить от наземных и воздушных атак нефтяные месторождения и нефтяные объекты в Персии и Ираке». Его второстепенной задачей было «обеспечить транспортировку грузов из портов Персидского залива в Россию в максимально возможной степени без ущерба для [его] основной задачи».

В то время как Рашид Али и его сторонники были в союзе с фашистами. Режим войны в Италии продемонстрировал, что независимость Ирака в лучшем случае зависела от британского одобрения действий правительства. Рашид Али и муфтий Иерусалима бежали в Персию, затем в Турцию, затем в Италию и, наконец, в Берлин, Германия, где Али был встречен Гитлером в качестве главы иракского правительства в- изгнание.

Боевые почести

Система боевых почестей Британии и Содружества признала участие в англо-иракской войне награждением 16 единиц боевой чести Ирак 1941, за службу в Ираке с 2 по 31 мая 1941 г. Награда сопровождалась наградами за три действия во время войны: Оборона Хаббании присуждена одному подразделению за операции против иракских повстанцев в период с 2 по 6 лет. Май, Фаллуджа присуждается двум подразделениям за операции против иракских повстанцев с 19 по 22 мая, и Багдад 1941 года присуждается двум подразделениям за операции против иракских повстанцев с 28 по 31 мая.

Дополнительная литература

  • Джексон, Эшли (2018). Командование Персидского залива: История Второй мировой войны в Иране и Ираке. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-22196-1.

См. Также

  • Портал о Второй мировой войне
  • flag Иракский портал

Примечания

Сноски
Цитаты

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 15:09:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте