An иллюминированная рукопись - это рукопись , в которой текст дополнен таким оформлением, как инициалы, границы (marginalia ) и миниатюра. иллюстрации. В самом строгом определении этот термин относится только к рукописям, украшенным золотом или серебром; но как в обычном употреблении, так и в современной науке, этот термин относится к любой украшенной или иллюстрированной рукописи из западных традиций. Сопоставимые дальневосточные и мезоамериканские работы описаны как написанные. Исламские рукописи могут упоминаться как иллюминированные, иллюстрированные или раскрашенные, хотя в основном используются те же методы, что и западные произведения.
Самые ранние сохранившиеся иллюминированные рукописи относятся к периоду с 400 по 600 год, они были созданы в Королевстве остготов и Восточной Римской империи. Их значение заключается не только в присущей им художественной и исторической ценности, но и в поддержании связи грамотности, предлагаемой неосвещенными текстами. Если бы не монашеские книжники поздней античности, большая часть литературы Греции и Рима исчезла бы. Как бы то ни было, образцы текстуальных пережитков были сформированы их полезностью для сильно ограниченной грамотной группы христиан. Освещение рукописей, как способ преувеличения древних документов, способствовало их сохранности и информативной ценности в эпоху, когда новые правящие классы уже не были грамотными, по крайней мере, на языке, используемом в рукописях.
Большинство сохранившихся рукописей относятся к Средневековью, хотя многие из них сохранились от Возрождения, а также очень ограниченное количество рукописей поздней античности. Большинство из них религиозного характера. Особенно с 13 века и далее освещалось все большее количество светских текстов. Большинство иллюстрированных рукописей было создано как кодексов, которые заменили свитки. Очень мало освещенных фрагментов сохранилось на папирусе, который длится не так долго, как пергамент. Большинство средневековых манускриптов, иллюминированных или нет, были написаны на пергаменте (чаще всего на телячьей, овечьей или козьей шкуре), но большинство манускриптов, достаточно важных для освещения, были написаны на пергаменте высшего качества, называемом пергаментом.
Начиная с позднего средневековья, рукописи начали изготавливаться на бумаге. В очень ранних печатных книгах иногда оставались места для рубрик и миниатюр, или им давались светящиеся инициалы или украшения на полях, но появление полиграфии быстро привело к снижению освещенности. Иллюминированные рукописи продолжали выпускаться и в начале 16 века, но в гораздо меньшем количестве, в основном для очень богатых. Это одни из самых распространенных предметов средневековья; выживают многие тысячи. Они также являются лучшими сохранившимися образцами средневековой живописи и лучше всего сохранились. Действительно, для многих областей и периодов времени они являются единственными сохранившимися образцами живописи.
Историки искусства классифицируют иллюминированные рукописи по их историческим периодам и типам, включая (но не ограничиваясь) позднеантичные, островные, каролингские рукописи, оттоновские рукописи, романские рукописи, готические рукописи и рукописи эпохи Возрождения. Есть несколько примеров из более поздних периодов. Тип книги, чаще всего сильно и богато освещенной, иногда известной как «демонстрационная книга», варьировался между периодами. В первом тысячелетии это, скорее всего, были Евангельские книги, такие как Евангелия Линдисфарна и Келлская книга. В романский период было создано множество больших полных иллюстрированных Библий - для одной в Швеции требуется три библиотекаря, чтобы поднять ее. Многие Псалтири также были сильно освещены как в этот, так и в готический период. Широкое распространение имели отдельные карточки или плакаты из пергамента, кожи или бумаги с рассказами или легендами на них о жизни святых, рыцарей рыцарей или других мифологических фигур, даже криминальных, социальных или чудесные явления; популярные события, широко используемые рассказчиками и странствующими актерами для поддержки своих пьес. Наконец, Часовая книга, очень часто личная религиозная книга богатого мирянина, в готический период часто была богато освещена. Многие из них были украшены миниатюрами, украшены инициалами и цветочными бордюрами. Бумага была редкостью, и большинство Книг часов состояли из листов пергамента, сделанных из шкур животных, обычно овец или коз. Другие книги, как литургические, так и нет, продолжали светиться во все времена.
Византийский мир создавал рукописи в собственном стиле, версии которых распространились на другие православные и восточно-христианские области. Мусульманский мир и, в частности, Пиренейский полуостров с их традициями грамотности, не прерываемыми средневековьем, сыграли важную роль в доставке древних классических произведений в растущие интеллектуальные круги и университеты. Западной Европы на протяжении XII века, поскольку книги были выпущены в большом количестве и впервые в Европе на бумаге, а вместе с ними и полные научные трактаты, особенно астрологии и медицины, где освещение требовалось для обильного и точного отображения текста.
В готический период, когда в целом производство этих артефактов увеличивалось, также были отмечены более светские произведения, такие как хроники и освещенные литературные произведения. Состоятельные люди начали создавать личные библиотеки; Филипп Смелый, вероятно, имел самую большую личную библиотеку своего времени в середине 15 века, по оценкам, в ней было около 600 иллюстрированных рукописей, в то время как у некоторых его друзей и родственников было несколько десятков.
Иллюминированные рукописи, хранящиеся в 16 веке Эфиопская православная церковь в Ура Кидане Мехрет, полуостров Зеге, озеро Тана, ЭфиопияВплоть до XII века большинство рукописей создавалось в монастырях для пополнения библиотеки или после получения комиссии от богатого покровителя. В более крупных монастырях часто были отдельные помещения для монахов, которые специализировались на производстве рукописей, называемых скрипторием. В стенах скриптория были отдельные зоны, где монах мог сидеть и работать над рукописью, не отвлекаясь от своих собратьев. Если скриптория отсутствовала, то «для копирования книг отводились отдельные маленькие комнаты; они располагались таким образом, что у каждого писца было окно, открытое для прогулки по монастырю».
К XIV веку монастыри монахов, писавших в скрипториях, почти полностью уступили место коммерческим городским скрипториям, особенно в Париже, Риме и Нидерландах. Хотя процесс создания иллюминированной рукописи не изменился, переход от монастырей к коммерческим помещениям был радикальным шагом. Спрос на рукописи вырос до такой степени, что в монастырских библиотеках начали работать светские писцы и просветители. Эти люди часто жили недалеко от монастыря и, в некоторых случаях, одевались как монахи всякий раз, когда они входили в монастырь, но им разрешалось уйти в конце дня. На самом деле иллюминаторы часто были хорошо известны и приветствовались, и многие из их личностей сохранились.
Сначала рукопись была «отправлена в рубрикатор , который добавил (красным или другим цветом) заголовки, заголовки, инициалы глав и разделов, примечания и т. д., а затем - если книга должна была быть иллюстрированной - она была отправлена иллюминатору ». В случае рукописей, которые были проданы на коммерческой основе, написание «несомненно, первоначально обсуждалось между патроном и писцом (или агентом писца), но к тому времени, когда письменное собрание было отправлено иллюминатору, их уже не было. любые возможности для инноваций ».
Освещение было сложным и зачастую дорогостоящим процессом. Обычно его оставляли для специальных книг: например, для алтарной Библии. Состоятельные люди часто изготавливали богато иллюстрированные «часовые книги », в которых записывались молитвы, подходящие для разного времени литургического дня.
. В раннем средневековье большинство книг производилось в монастырях, будь то для собственного использования, для презентации или для комиссии. Однако коммерческие скриптории выросли в больших городах, особенно в Париже, а также в Италии и Нидерландах, и к концу 14 века здесь была значительная промышленность, производящая рукописи, включая агентов, которые взять междугородные комиссии с подробностями о геральдике покупателя и святых, представляющих для него личный интерес (для календаря Книги часов). К концу периода многие художники были женщинами, возможно, особенно в Париже.
Текст обычно писался до того, как рукописи освещались. Листы пергамента или пергамента были обрезаны до нужного размера. Эти размеры варьировались от «Атлантических» больших стационарных работ Библии до небольших ручных работ. После того, как был спланирован общий макет страницы (включая начальные заглавные буквы и границы), страницу слегка разметали остроконечной палкой, и писец приступал к работе с чернильницей и либо заострял перо, либо тростниковая ручка. Сценарий зависел от местных обычаев и вкусов. Крепкие римские буквы раннего Средневековья постепенно уступили место письменностям, таким как Унциал и полуунциал, особенно на Британских островах, где отличительные шрифты, такие как как островковая маюскула и островковая малашка. Коренастый, богато текстурированный блэклеттер впервые был замечен примерно в 13 веке и был особенно популярен в позднем средневековье.
До тех пор, пока не было такого тщательного планирования, "типичная страница с черными буквами этих готических лет показывала страницу, на которой буквы были тесными и переполненными, в формате орнаментированные капители, происходящие от унциальных форм или иллюстраций ". Чтобы предотвратить появление таких плохо сделанных рукописей и иллюстраций, сначала обычно поставлялся сценарий, «и оставляли пустые места для украшения. Это предполагает очень тщательное планирование писцом еще до того, как он положит перо на пергамент». Если писец и осветитель выполняли отдельные работы, период планирования позволял выделить достаточное пространство для каждого человека.
Следующие шаги описывают подробный труд, необходимый для создания иллюминаций одной страницы рукописи:
Освещение и оформление обычно планировалось в начале работа и место, отведенное для нее. Однако текст обычно писали до начала освещения. В период раннего средневековья текст и освещение часто выполнялись одними и теми же людьми, обычно монахами, но к Средневековью роли обычно были разделены, за исключением обычных инициалов и расцветок, и, по крайней мере, В 14 веке существовали светские мастерские по изготовлению рукописей, а к началу 15 века они производили большинство лучших работ и заказывались даже монастырями. Когда текст был готов, иллюстратор принялся за работу. Сложные рисунки были спланированы заранее, вероятно, на восковых дощечках, альбоме той эпохи. Затем рисунок был начертан или нанесен на пергамент (возможно, с помощью булавочных уколов или других отметок, как в случае Линдисфарнских Евангелий ). Многие неполные рукописи сохранились от большинства периодов, что дает нам хорошее представление о методах работы.
Во все времена в большинстве рукописей не было изображений. В раннем средневековье рукописи, как правило, были либо выставочными книгами с очень полным освещением, либо рукописями для изучения, в лучшем случае с несколькими украшенными инициалами и растяжками. К романскому периоду многие рукописи были украшены или исторически закреплены инициалами, а рукописи, предназначенные для изучения, часто содержали изображения, часто не цветные. Эта тенденция усилилась в готический период, когда в большинстве рукописей были, по крайней мере, декоративные элементы в некоторых местах, а в гораздо большей части были какие-то изображения. В частности, демонстрационные книги готического периода имели очень замысловатые границы, украшенные лиственными узорами, часто с небольшими забавными предметами. Готическая страница может содержать несколько областей и типов декора: миниатюру в рамке, исторически сложившееся начальное начало отрывка текста и границу с шутками. Часто над разными частями декора работали разные художники.
В то время как использование золота, безусловно, является одной из самых привлекательных особенностей иллюминированных рукописей, смелое использование различных цветов обеспечивало многослойное измерение освещения. С религиозной точки зрения «разнообразные цвета, которыми иллюстрирована книга, достойно представляют собой множественную грацию небесной мудрости».
Палитра средневекового художника была широка; неполный список пигментов приводится ниже. Кроме того, для приготовления пигментов использовались маловероятно звучащие вещества, такие как моча и ушная сера.
Цвет | Источник (и) |
---|---|
Красный | Цвета на основе насекомых, включая:
Краски на химической и минеральной основе, включая:
|
Желтый | Цвета на растительной основе, такие как:
Цвета на минеральной основе, в том числе:
|
Green |
|
Синий | Вещества растительного происхождения, такие как:
Красители на химической и минеральной основе, включая:
|
белый |
|
Черный |
|
золота |
|
Серебро |
Рукопись не считается иллюминированной, если одна или несколько иллюминаций не содержат золотой фольги или были обработаны золотыми крапинками - процесс, известный как полировка. Включение золота указывает на множество различных возможностей для текст. Если текст носит религиозный характер, золото является признаком возвышения текста. В первые века христианства «Евангелие рукописи иногда писались полностью золотом». Помимо добавления яркого украшения к текст, с колыбели в то время считали, что славят Бога с помощью золота. В одном конкретном случае «Жизнь Христа, выполненная на золотом фоне с гораздо большим богатством, посреди бесчисленных сцен погони, турниров, игр и гротескных сюжетов». Кроме того, золото использовалось, если покровитель, заказавший книгу, хотел показать безмерность своего богатства. В конце концов, добавление золота к рукописям стало настолько частым, что «его ценность как барометра статуса рукописи упала». За это время цена на золото стала настолько низкой, что его включение в иллюминированную рукопись составляло лишь десятую часть стоимости производства. Благодаря добавлению богатства и глубины рукописи использование золота в иллюминации создало произведения искусства, которые до сих пор ценятся.
Нанесение сусального золота или пыли на освещение - это очень подробный процесс, который могут успешно выполнить только самые опытные осветители. Первое, что учитывал осветитель при работе с золотом, - использовать ли сусальное золото или частички золота, которые можно нанести кистью. При работе с сусальным золотом кусочки будут коваться и истончиваться до тех пор, пока они не станут «тоньше самой тонкой бумаги». Использование этого типа листов позволило выделить многие области текста золотым контуром. Было несколько способов нанесения золота на освещение, один из самых популярных - смешивание золота с оленьим клеем, а затем «вылить его в воду и растворить пальцем». Когда золото стало мягким и податливым в воде, его можно было наносить на страницу. Освещателям пришлось быть очень осторожными при нанесении на рукопись сусального золота. Сусальное золото способно «прилипнуть к любому пигменту, который уже был нанесен, разрушая дизайн, а во-вторых, полировка очень сильна и может привести к смазыванию любой картины, уже нанесенной вокруг него».
Монастыри производили рукописи для собственного использования; сильно освещенные, как правило, использовались для литургии в ранний период, в то время как в монастырской библиотеке хранились более простые тексты. В ранний период рукописи часто заказывались правителями для личного пользования или в качестве дипломатических подарков, и многие старые рукописи продолжали дариться таким образом даже в период Раннего Нового времени. Особенно после того, как книга часов стала популярной, богатые люди заказывали работы в знак статуса в обществе, иногда включая портреты доноров или геральдические знаки : «В сцене из Нового Завета, Христос будет больше, чем апостол, который будет больше, чем просто сторонний наблюдатель на картине, в то время как скромный жертвователь картины или сам художник может появиться в виде крошечной фигурки в углу ». Календарь также был персонализирован, и в нем записывались праздники местных или семейных святых. К концу Средневековья многие рукописи были созданы для распространения через сеть агентов, и пробелы могли быть зарезервированы для соответствующей геральдики, которая добавлялась покупателем на месте.
Отображение удивительной детализации и богатства текста, добавление освещения никогда не было запоздалым. Включение освещения имеет двоякое значение: оно повышает ценность работы, но, что более важно, оно дает изображения неграмотным членам общества, чтобы «чтение выглядело более ярким и, возможно, более достоверным».
Лист из Византийской Псалтири и Нового Завета ; 1079; пергамент, тушь, темпера, золото; лист: 16,3 х 10,9 см; Кливлендский музей искусств (Кливленд, Огайо, США)
Определения философии Давида Непобедимого ; 1280; веллум; Матенадаран (Ереван, Армения )
Фрагмент из Бифолиума с Христом в Величестве в инициале А из антифонария; около 1405 года; темпера, золото, чернила на пергаменте Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Лист из часовой книги; около 1460 года; пергамент, тушь, темпера и золото; лист: 19,7 x 14,3 см; Музей искусств Кливленда
Фрагмент буквы L из Бенедиктинского антифонаризма; автор Бельбелло да Павия ; около 1467–1470 гг.; темпера, золото, чернила на пергаменте, переплет: кожа поверх деревянных досок с угловыми креплениями и выступами из медного сплава; Метрополитен-музей of Art
Leaf from a Gradual: Initial P with the Christmas; 1495; тушь, темпера и золото на пергаменте; каждый лист: 59,8 x 4,1 см; Кливлендский художественный музей
Часы королевы Изабеллы Католической, королевы Испания; около 1500 г.; пергамент, тушь, темпера и золото; кодекс: 22,5 x 15,2 см; Кливлендский художественный музей
Часы Фарнезе, образец страницы с подсветкой эпохи Возрождения ; автор Джулио Кловио ; 1537 –1546; подсветка на пергаменте ; высота: 17,1 см, ширина: 11,1 см; Библиотека и музей Моргана (Нью-Йорк)
Четыре евангелиста; 1572–1585; высота: 41,3 см, ширина: 27,7 см; из Италии, вероятно, Рима; Библиотека и музей Моргана
Аль-Коран, 1591-92, из Сефевидов, Иран ; Музей турецкого и исламского искусства (Стамбул)
Викискладе есть носители, связанные с Иллюминированными рукописями. |