История евреев в Венгрии

редактировать
Венгерские евреи. יהדות הונגריה. Мадьяр Жидок
Общее население
Венгрия Израиль 152,023 (общая оценка). 48,600 (основная совокупность, оценка) (2010). 120,000 (оценка населения) (2012). Израиль 32 023 (иммигранты в Израиль ) (2010). 10 965 (перепись 2011 года)
Регионы со значительным населением
Будапешт
Языки
Родственные этнические группы
Ашкенази / Сефарды / Мизрахим + Венгры
Местоположение Венгрии (темно-зеленый) в Европе

История евреев в Венгрии восходит как минимум к Венгерскому королевству, а некоторые записи даже предшествуют венгерскому завоеванию Карпатского бассейна в 895 году н.э. более чем на 600 лет. Письменные источники доказывают, что еврейские общины средневекового Венгерского королевства, даже официально, что некоторые группы разнородных венгерских племен исповедовали иудаизм. Еврейские чиновники служили королю во время правления Андрея II в начале 13 века. Со второй половины 13 века общая религиозная терпимость уменьшилась, и политика Венгрии стала похожей на обращение с еврейским населением в Европе.

Евреи Венгрии довольно хорошо интегрированы в венгерское общество времени Первой мировой войны. К 20 века община выросла и составила 5% от общей численности населения Венгрии и 23% начала населения столицы Будапешта. Евреи стали видными в науке, искусстве и бизнесе. К 1941 году более 17% евреев Будапешта были католиками конверсос.

Антиеврейская политика стала более репрессивной в межвоенный период, так как венгерские лидеры по-прежнему привержены делу восстановления территорий, потерянных в мирном соглашении (Трианонский договор ) 1920 г., решило присоединиться к правительствам нацистской Германии и фашистской Италии - международных игроков, которые, скорее всего, будут стоять за Претензии Венгрии. Начиная с 1938 года, Венгрия под руководством Миклоша Хорти принял ряд антиеврейских мер, подражая законам Нюрнберга Германии. После немецкой оккупации Венгрии 19 марта 1944 г. евреи из провинции были депортированы в концлагерь Освенцим ; в период с мая по июль того же года сюда из Венгрии было отправлено 437000 евреев, большинство из которых умерщвлено газом по прибытии.

По данным Венгрии переписи 2011 г. было зарегистрировано 10 965 человек (0,11%), которые самоидентифицировались. как религиозные евреи, из которых 10 553 (96,2%) заявили как этнические венгры. По оценкам, численность еврейского населения Венгрии в 2010 году колеблется от 54 000 до более 130 000, в основном сосредоточенных в Будапеште. В Венгрии много действует синагог, в том числе Синагога на улице Дохань, самая большая синагога в Европе и вторая по величине синагога в Храма Эману-Эль в Нью-Йорк.

Содержание

  • 1 Ранняя история
    • 1,1 До 1095 г.
    • 1,2 1095–1349
  • 2 Изгнание, отзыв и преследование (1349–1526)
  • 3 Война против османов (1526–1686)
  • 4 Правление Габсбургов
    • 4.1 Дальнейшие преследования и изгнания ( 1686–1740)
    • 4.2 Мария Тереза ​​(1740–1780)
    • 4.3 Джозеф II (1780–1790)
  • 5 Терпимость и угнетение (1790–1847)
  • 6 Революция и эмансипация (1848–1848 гг.) 1849)
    • 6.1 Евреи и венгерская революция
    • 6.2 Кратковременная эмансипация и последствия, 1849 г.
  • 7 Борьба на секунду эмансипация (1859–1867)
  • 8 Австро-Венгрия (1867–1918)
    • 8.1 Фамилии
    • 8.2 Статистика населения
      • 8.2.1 Сводные данные переписи 1890/1900/1910 годов
      • 8.2.2 1910 перепись
  • 9 Между мировыми войнами (1918–1939)
    • 9.1 Население
  • 10 Революция
  • 11 Между войнами лет
  • 12 Антиеврейские меры
    • 12.1 Антиеврейские законы (1938–1941)
    • 12.2 Перепись в январе 1941 года
    • 12.3 Первые массовые убийства
  • 13 Холокост
    • 13.1 Германия вторгается в Венгрию
    • 13.2 Депортация в Освенцим
    • 13.3 Усилия по спасению евреев
    • 13,4 Правило Эрроу-Креста
    • 13,5 Число выживших
  • 14 Коммунистическое правление
  • 15 С 1990-х годов
  • 16 См. Также
  • 17 Примечания
  • 18 Ссылки
  • 19 Дополнительная литература
  • 20 Внешние ссылки

Ранняя история

До 1095 года

Точно не известно, когда евреи впервые поселились в Венгрии. Согласно традициям, король Децебал (правил Дакией 87-106 гг. Н. Э.) Разрешил евреям, которые помогли ему в его войне против Рима, селиться на своей территории. Дакия включала часть современной Венгрии, а также Румынию и Молдову и меньшие области Болгарии, Украины и Сербия. Узники еврейских войн могли быть возвращены победившими римскими легионами, обычно размещавшимися в Провинции Паннонии (западная Венгрия, восточная Австрия). Марк Аврелий приказал перебросить часть своих мятежных войск из Сирии в Паннонию в 175 г. н.э. Эти войска были набраны частично в Антиохии и Хемесе (ныне Хомс ), где в то время все еще проживало значительное еврейское население. Антиохийские войска были переброшены в Ульцисию-Кастру (сегодня Сентендре ), а хемезийские войска обосновались в Интерцисе (Дунауйварош ).

. Согласно Рафаэлю Патай, каменные надписи, относящиеся к евреям, были найдены в Бригтио ( ныне Сонны ), Сольва (Эстергом ), Аквинкум (Будапешт ), Интерсиса (Дунауйварош), Триччины (Шарвар ), Домбовар, Сиклош, Сопианы (Печ и Савария (Сомбатхей ). Латинская надпись, эпитафия Септима Мария, обнаруженная в Сиклоше (южная Венгрия). Табличка Интерциса была сделана от имени «Космиуса, начальника таможни Спондиллы, архисинагога Иудеорума [главы синагоги евреев]« во время правления Александра Северуса, явно указывает на ее еврейство («Иудея»).. В 2008 году группа археологов обнаружила амулет III века нашей эры в виде золотого свитка со словами еврейской молитвы Шемараэль, начертанными на нем. В Фелторони (ныне Хальбтурн, Бургенланд, в Австрии). 650 лет спустя на этой территории поселились венгерские племена. В венгерском языке еврейское слово zsidó было заимствовано из одного из славянских языков.

Первым историческим документом, касающимся евреев Венгрии, является письмо, написанное около 960 г. До н.э. до царя Иосифа Хазар от Хасдая ибн Шапрута, еврейского государственного деятеля Кордовы, в котором он говорит, что славянские послы обещал доставить послание королю Славонии, который передаст его евреям, живущим в "стране Венгрии", а тот, в свою очередь, передаст его дальше. Примерно в то же время Ибрагим ибн Якоб говорит, что евреи отправились из Венгрии в Прагу с коммерческими целями. Ничего не известно о евреях в период великих князей, кроме того, что они жили в этой стране и занимались там торговлей.

В 1061 году король Бела I приказал, чтобы рынки проводились по субботам, а не по традиционным воскресеньям (в венгерском языке сохранился предыдущий обычай, «воскресенье» = vasárnap, букв. «базарный день»). В правление св. Ладислав (1077–1095), Синод Саболька постановил (20 мая 1092 г.), что евреям не должно быть позволено иметь христианских жен или христианских рабы. Этот указ был издан в христианских странах Европы с V века, и святой Ладислав просто ввел его в Венгрию.

Евреи Венгрии сначала основали небольшие поселения и жили здесь. нет ученых раввинов ; но они строго соблюдали все еврейские законы и обычаи. Одна традиция связывает историю евреев из Ратисбона (Регенсбург ), прибывших в Венгрию с товарами из России в пятницу; колесо их повозки сломалось около Буда (Офен) или Эстергом (Гран), и к тому времени, когда они отремонтировали его и вошли в город, евреи как раз покидали синагога. Неумышленные нарушители субботы были оштрафованы. Ритуал венгерских евреев точно отражал современные Немецкие обычаи.

1095–1349

Коломан (1095–1116), преемник святого Ладислава, обновил Сабольков указ 1092 года, добавляющий дальнейшие запреты на использование христианских рабов и домашних прислуг. Он также ограничил евреев городов с епископскими кафедрами - вероятно, они находились под постоянным надзором Церкви. Вскоре после обнародования этого указа крестоносцы пришли в Венгрию; но венгры не сочувствовали им, а Коломан даже выступал против них. Разъяренные крестоносцы напали на некоторые города, и, если верить Гедалия ибн Якья, евреев постигла судьба, аналогичная судьбе их единоверцев во Франции, Германии, и Богемия.

Жестокость, которой подверглись евреи Богемии, побудила многих из них искать убежища в Венгрии. Вероятно, иммиграция богатых богемских евреев вскоре после этого побудила Коломана регулировать коммерческие и банковские операции между евреями и христианами. Он постановил, среди прочего, что и евреи-евреи, и евреи-евреи.

Во время правления короля Андрея II (1205–1235) были еврейские камергеры и чиновники монетного двора, соли и налогов. Однако дворяне страны побудили короля в его Золотом быке (1222 г.) лишили евреев этих должностей. Когда Андрею понадобились деньги в 1226, он передал королевские доходы евреям, что дало повод для многих жалоб. Папа (Папа Гонорий III ) после этого отлучил его от церкви до тех пор, пока в 1233 году он не пообещал папским послам под присягой, что он будет выполнять указы Золотой Буллы, направленный против евреев и евреев. сарацины (к этому времени папство изменилось, и теперь Папа был Папой Григорием IX ; он отличал оба народа от христиан с помощью значков; и запретить евреям и сараци покупать или держать христианских рабов.

1240 год был завершающим годом пятого тысячелетия еврейской эры. В то время евреи ожидали пришествия своего Мессии.. Монгольское нашествие в 1241 году, казалось, соответствовало ожиданиям, поскольку еврейское воображение ожидало, что счастливый мессианский период начнется с войны Гога и Магога. Бела IV (1235–1270) назначил мужчину-еврея на должность придворного камергера (Тека занимал эту должность при Андрее II) В 1251 году Бела также доверил евреям монетный двор; и еврейские монеты этого периода до сих пор находятся в Венгрии. по сути была такой же, как и привилегия, предоставле нная герцогом Фридрихом II Ссорённым австрийским евреям в 1244 году, но которую Бела изменил на подходящие условия Венгрии. Эта привилегия оставалась в силе до битвы при Мохаче (1526 г.).

В (1279 г.) во время правления короля Венгрии Ладислава IV (1272–1290), в типе папского посла было постановлено, что каждый еврей, появляющийся на публике, должен носить на левой верхней части одежды кусок красной ткани; что любому христианину, ведущему дела с евреем, не имеющим такой отметки, или существующему в одном доме или на вместе с любым евреем, должно быть отказано в допуске на церковные службы; и что христианин, доверяющий какую-либо должность еврею, должен быть отлучен от церкви. Андрей III (1291–1301), последний король династии Арпад, провозгласил в привилегии, предоставленной им общине Посониум (Братислава ), что евреи в этом городе должны пользоваться всеми свободами граждан.

Изгнание, отзыв и преследование (1349–1526)

Православная синагога Шопрона, Венгрия, датируется 1890-ми годами. Средневековые керамические изделия в музее синагоги в Шопроне.

Во времена правления иностранных королей, которые заняли трон Венгрии после исчезновения дома Арпада, венгерские евреи подверглись многочисленным преследованиям. Во время Черной смерти (1349 г.) они были изгнаны из страны. Хотя евреи были возвращены, они снова подверглись преследованию в 1360 году королем Людовиком Великим Анжуйским (1342–1382). Хотя король Людовик он использует проявлял терпимость к евреям в первые годы своего правления, после завоевания Боснии, во время которого пытается заставить местное население обратиться из «еретиков» богомилов. От христианства до католицизма король Людовик пытался навязать обращение и венгерским евреям. Однако он потерпел неудачу в своей попытке обратить их в католицизм и изгнал их. Их принял Александр Добрый из Молдавии и последний, который предоставил им особые коммерческие привилегии.

Несколько лет спустя, когда Венгрия была в бедственном положении, евреи были отозваны. Они представляют, что во время их отсутствия король ввел обычай отменять одним росчерком пера по просьбе подданного или города банкноты и ипотечные дела евреев.. Важной должностью, созданной Людовиком, была должность «судьи всех евреев, живущих в Венгрии», которую выбирали из сановников страны, палатин и казначеев, и был помощник, чтобы помочь ему. Его обязанностью было собирать налоги евреев, защищать их привилегии и выслушивать их жалобы, которые со времен правления Сигизмунда Люксембургского участились последними. (1387–1437).

Преемники Сигизмунда: Альберт (1437–1439), Ладислав Постум (1453–1457) и Маттиас Корвинус (1458–1490) также подтвердили привилегию Белы IV. Матиас основал офис еврейского префекта в Венгрии. Период после смерти Матиаса был печальным для венгерских евреев. Едва его похоронили, как люди набросились на них, конфисковали их имущество, отказались платить долги и преследовали их в целом. Претендент Иоанн Корвин, незаконнорожденный сын Матиаса, изгнал их из Таты, а король Ладислав II (1490–1516), всегда нуждавшийся в деньгах, заложил тяжелые налоги на них. Во время его правления были впервые сожжены на костре многие из них были казнены в Нагысзомбат (Трнава ) в 1494 году по подозрению в ритуальном убийстве.

В конце концов венгерские евреи обратились за защитой к германскому императору Максимилиану. По случаю бракосочетания Людовика II и эрцгерцогини Марии (1512 г.) император с согласия Ладислава взял префекта вместе с его семьей и всеми остальными. Венгерские евреи, находящиеся под его защитой, по их мнению, всеми правами других его подданных. При преемнике Ладислава Людовике II (1516–1526) преследования евреев были обычным явлением. Горькое чувство по отношению к ним было частично усилено тем фактом, что крещеный Emerich Szerencsés, заместитель казначея, присвоил государственные средства.

Война против османов (1526–1686)

Османы победили венгров в битве при Мохаче (29 августа 1526 г.), в результате чего Людовик II погиб на поле битвы.. Когда весть о его достигла столицы, Буды, двор и знать бежали вместе с некоторыми богатыми евреями, в том числе префектом. Когда великий визирь, Ибрагим-паша, предшествовавший султану Сулейман I, прибыл со своим войском в Буду, появились представители евреев, оставшихся в городе. одетый в траур перед ним, и, умоляя о благодати, вручил ему ключи от заброшенного и незащищенного замка в знак покорности. Сам султан вошел в Буду 11 сентября; 22 сентября он постановил, что все евреи, захваченные в Буде, Эстергом и в других местах, численностью более 2000 человек, должны быть распределены между городами Османской империи. Отправили в Константинополь, Плевну (Плевен ) и Софию, где они сохраняли свою отдельную общину в течение нескольких десятилетий. В Софии во второй половине XVI века существовало четыре еврейские общины: романиотская, ашкеназская, сефардская и «унгарская». Поток венгерских евреев из Софии также поселился в Кавале позже.

Хотя османская армия повернула назад после битвы, в 1541 году она снова вторглась в Венгрию, чтобы помочь отразить попытку австрийцев захватить Буду. К тому времени, когда прибыла османская армия, австрийцы были разбиты, но османы хитростью захватили Буду.

В то время как некоторые евреи Венгрии были депортированы в Анатолию, другие, бежавшие при приближении султана, искали убежища за границей или в вольные королевские города западной Венгрии. Вдова Людовика II, королева-регент Мария, благоволила врагам евреев. Жители Шопрона (Оденбург) начали военные действия, изгнав евреев из этого города, конфисковав их имущество и разграбивенные дома и синагогу. Город Прессбург (Братислава ) также получил разрешение от королевы (9 октября 1526 г.) на изгнание евреев, проживающих на его территории, за то, что они заявили о своем намерении бежать от турок. Евреи покинули Прессбург 9 ноября.

В тот же день диета в Секешфехервар была открыта, на которой Янош Сапольяи (1526–1526 гг.) 1540) был избранным и коронован королем против Фердинанда. Во время этой сессии было объявлено, что евреи должны быть немедленно изгнаны из любой части страны. Однако Заполя не ратифицировал эти законы; а сейм, состоявшийся в Прессбурге в декабре 1526 года, на котором королем был избран Фердинанд Габсбургский (1526–1564), отменил все указы Секешфехервара, включая избрание Запольи королем.

В качестве лорда Бёзинга. (Пезинок ) был в долгу перед евреями, кровное обвинение было предъявлено этим неудобным кредиторам в 1529 году. Хотя Мендель, префект, и евреи по всей Венгрии протестовали, обвиняемые были сгорел на костре. Спустя столетия евреям было запрещено жить в Бёзинге. Евреи Нагысомбата (Трнава ) вскоре разделили похожую судьбу: сначала они были наказаны за предполагаемое ритуальное убийство, а затем были изгнаны из города (19 февраля 1539 г.).

Евреи, живущие в к частям Венгрии, оккупированным Османской империей, относились намного лучше, чем к тем, кто жил при Габсбургах. В периоды 1546-1590 и 1620-1680 годов община Офен (Буда ) процветала.

В следующей таблице показано количество еврейских джизья, уплачивающих налог глав семей в Буде во время османского владычества:

1546155915621590162716331660
504449109112080

В конце Османской эры около тысячи евреев, живших в Буде, поклонялись в трех синагогах: Ашкенази, сефард и сирийец.

Пока османы правили в Венгрии, евреи Трансильвании (в то время независимое княжество) также преуспевали. По просьбе еврейского врача Константинополя, принц Габриэль Бетлен из Трансильвании пожаловал письмо о привилегиях (18 июня 1623 г.) испанским евреям из Анатолия. Но община иудействующих секлеровских субботников, существовавшая в Трансильвании с 1588 года, была преследована и изгнана в подполье в 1638 году.

26 ноября 1572 года король Максимилиан II (1563–1576) намеревался изгнать евреев Прессбурга (Братислава ), заявив, что его указ будет отозван только в том случае, если они примут христианство. Однако евреи остались в городе, не отказавшись от своей религии. Они были в постоянном конфликте с горожанами. 1 июня 1582 года муниципальный совет постановил, что никто не должен укрывать евреев или даже вести с ними дела. Настроение против евреев в тойчасти страны, которая не находится под властью Турции, отражено в декрете сейма 1578 года, согласно которым евреи должны были облагаться налогом в два раза больше, чем другие граждане..

Статьей XV закона, принятого Сеймом 1630 года, евреям запрещено заниматься ; и этот указ был подтвержден сеймом 1646 года на том основании, что евреи были лишены привилегий в стране, что они были неверующими и не имели совести (veluti jurium regni incapaces, неверные и т. д. Sovientia praediti). Евреи должны были заплатить специальный военный налог, когда имперские войска в конце 16 века выступили, чтобы отбить Буду у османов. Община Буда сильно пострадала во время этой осады, как и Секешфехервар, когда имперские войска взяли этот город в сентябре 1601 года; многие из ее членов были либо убиты, либо взяты в плен и проданы в рабство, их выкупили осуществили немецкие, итальянские и османские евреи. После заключения мира, заключению которого помогли евреи, общины были частично восстановлены; ношее развитие территории Габсбургов было остановлено, когда Леопольд I (1657–1705) изгнал евреев (24 апреля 1671 г.). Однако через несколько месяцев (20 августа) он отменил свой указ. Во время осады Вены в 1683 году евреи, вернувшиеся в этот город, снова подверглись жестокому обращению. Османы разграбили некоторые общины в западной Венгрии и депортировали их в рабство.

Правление Габсбургов

Дальнейшее преследование и изгнание (1686–1740)

Имперские войска отбили Буда 2 сентября 1686 г. большинство еврейских жителей было убито, некоторые были захвачены в плен и позже были открыты с выкупом. В последующие годы вся Венгрия перешла под власть Дома Габсбургов. Протошенную страну пришлось заново заселить, епископ граф Леопольд Карл фон Коллонич, возможности архиепископ Эстергома и примас Венгрии. временем стать немецкой и католической. Он считал, что евреев нельзя истребить сразу, но отсеивать их нужно постепенно, поскольку плохие монеты постепенно выводятся из обращения. Декрет, принятый Сеймом Прессбурга (1687–1688), облагал евреев двойным налогообложением. Евреям не разрешалось заниматься сельским хозяйством, ни владеть недвижимостью, ни содержать христианских слуг.

Этот совет вскоре принес свои плоды и частично стал действующим. В августе 1690 г. правительство в Вене приказало Шопрон изгнать евреев, иммигрировавших из австрийских провинций. Правительство, желая провести в жизнь указ последнего сейма, вскоре после этого постановило, что евреев следует отстранить от должности сборщика. Однако приказ не оказался эффективным; и продолжалась работа еврейских таможенников. Даже казначей королевства показал пример нарушения закона, назначив (1692) Саймона Хирша таможенником в Леопольдштадте (Леопольдов ); и после смерти Хирша он передал эту должность зятю Хирша.

Восстание Куруца при Франциске II Ракоци причинило много страданий Венгрии. Евреи. Курук заключили в тюрьму и убили евреев, которые навлекли на себя свой гнев, примкнув к партии короля. Евреи Эйзенштадта в сопровождении евреев из общины Маттерсдорфа искали убежища в Вене Винер-Нойштадт и Форхтенштейн ; те из Холиков (Голич ) и Сасвара (Шаштин ) рассеялись в Гёдинге (Годонин ); В то время как другие безопасные места не разрешают. Хотя во время этого восстания не так много евреев, оно нанесло большой ущерб их богатству, особенно в уезде Шопрон, где проживало множество богатых евреев. Король предоставил письма защиты тем, кто был разрушен восстанием, и потребовал ущерб для тех, кто был ранен; Инструкции по подавлению восстания.

После восстановления мира евреи были изгнаны из многих городов, опасавшихся их соперничества; так Эстергом изгнал их в 1712 г. на том основании, что город, в котором родился св. Стивен не должен быть осквернен ими. Еви, жившие в деревне, в поместьях своих помещиков, обычно оставались одни.

Положение евреев не улучшилось при правлении сына Леопольда, Карла III (1711–1740). Он сообщил правительству (28 июня 1725 г.), что намеревается уменьшить количество статистических данных о иврите жителей. В 1726 году король издал указ, что в австрийских провинциях со дня опубликования указа только одному члену мужского пола в каждой еврейской семье может быть разрешено вступать в брак. Этот указ, ограничивающий естественный прирост евреев, пред повлиял на еврейские общины Венгрии. Все евреи австрийских провинций, которые не могли там жениться, уехали в Венгрию, чтобы основать семью; таким образом, поток австрийских евреев заселил Венгрию. Эти иммигранты поселились в основном в северо-западных графствах, в Нитре (Нитра ), Прессбурге (Братислава ) и Тренчене (Тренчин ).

Моравский Евреи продолжали жить в Венгрии, как моравские подданные; даже те, кто приезжал туда с целью выйти и поселиться, обещали перед отъездом присягой, что они будут платить те же налоги, что и живущие в Моравии. Со временем иммигранты отказались платить налоги австрийским провинциям, которые отказались от тяжелой эмиграции, подал жалобу; Мария Тереза ​​ распорядилась, чтобы все еврейские и христианские подданные, эмигавшие после 1740 года, были экстрадированы, а те, кто эмигрировал раньше, эта дата должна была быть освобождена от их моравской верности.

Правительство Энт, однако, не мог проверить большую иммиграцию; поскольку строгие законы были разработаны в 1727 году, они не могли быть выполнены из-за доброй воли магнатов по отношению к евреям. Округа либо не отвечали вообще, либо отправляли отчеты, в которых говорилось о милосердии, а не о преследованиях.

Тем временем король пытался освободить горнодобывающие города от евреев - труд, который Леопольд I. началось уже в 1693 году. Евреи, однако, продолжали селиться около этих городов; они выставляли свои товары на ярмарках; и с разрешением суда они даже построили литейный завод в Саге (Сасинково ). Когда король Карл приказал им уехать (март 1727 г.), королевский мандат в некоторых местах был проигнорирован; в других евреях повиновались так медленно, что ему пришлось повторить через три месяца.

Мария Тереза ​​(1740–1780)

В 1735 году была проведена еще одна перепись Евреи страны были взяты с целью сокращения их численности. В то время в Венгрии проживало 11 621 еврея, из которых 2 474 были мужчинами-главами семей, а 57 - женщинами. Из этих глав семей 35,31 процента заявили, что они венгры; остальные иммигрировали. Из иммигрантов 38,35% прибыли из Моравии, 11,05% из Польши и 3,07% из Богемии. Самой крупной еврейской общиной, насчитывающей 770 человек, была община Прессбург (Братислава ). Большинство евреев были заняты торговлей или промышленностью, большинством из них были купцами, торговцами или лавочниками; лишь немногие занимались земледелием.

Во время правления королевы Марии Терезии (1740–1780), дочери Карла III, евреи были изгнаны из Буды (1746).), и "налог терпимости " был наложен на венгерских евреев. 1 сентября 1749 года делегаты венгерских евреев, за исключением тех из округа Сатмар, собрались в Прессбурге и встретились с королевской комиссией, которая сообщила им, что они будут изгнаны из страны, если они не заплатят. этот налог. Напуганные евреи сразу согласились сделать это; а затем комиссия потребовала ежегодный налог в размере 50 000 гульденов. Эта сумма была чрезмерной, и делегаты заявили протест; и хотя королева установила 30 000 гульденов в минимального налога, они, наконец, смогли пойти на компромисс с выплатой 20 000 гульденов в год в течение восьми лет. Делегаты должны были распределить эту сумму между округами; районы, их сумму между общинами; и общины, их среди отдельных членов.

Королева подтвердила это соглашение комиссии, за исключением восьмилетнего пункта, изменив этот период на три года, которые она сделала пятью. Соглашение, ратифицированное королевой, было передано 26 ноября в суд, который был бессилен освободить евреев от выплаты, как они его называли, Малькегельда (денег королевы).

Евреи, Таким образом, обремененные новыми налогами, они сочли, что пора принять меры по устранению их тяжелой инвалидности. Еще в Пресбурге делегаты подали свои претензии в смешанную комиссию, которая называлась «делегатами в точку толерантности, таксами и гравамином, Judeorum commissio mixta». Эти жалобы изображали бедственное положение евреев того времени. Им не разрешалось жить в Хорватии и Славонии, в уездах Баранья и Хевеш или в нескольких свободных королевских городах и местностях; они также не могут посещать там рынки. В Штульвайссенбурге (Секешфехервар ) им приходилось платить подушный налог в размере 1 гульдена, 30 крейцеров, если они въезжали в город днем, хотя бы на час. Во многих местах они могут даже не остаться на ночь. Поэтому они просили разрешения поселиться или, по крайней мере, посетить ярмарки в Хорватии и Славонии и в тех местах, откуда они были изгнаны из-за зависти греков и купцов

.

Евреи также должны были платить более высокие дорожные сборы за мосты и переправы, чем христиане; в Нагысзомбате (Трнава ) они должны были заплатить в три раза большую сумму, а именно за водителя, за транспортное средство и за животное, которое тянет то же самое; и в трех деревнях, принадлежащих к тому же району, они должны были заплатить пошлину, хотя там не было ворот. Евреи, жившие в имениях знати, должны были отдать своих жен и детей в качестве залога на задолженность по налогам. В Верхней Венгрии они потребовали отмены налога на терпимость, установленного палатой округа Ципс (Сепеш, Спиш ), на том основании, что в противном случае евреям, живущим там, пришлось бы уплатить два таких налога; и они также просили, чтобы их освободили от аналогичного налога, уплаченного Сейму. Наконец, они потребовали, чтобы еврейские ремесленники могли спокойно заниматься своими ремеслами в своих домах.

Комиссия представила эти жалобы королеве, указав, каким образом они могут быть освобождены; и их предложения впоследствии были приняты королевой и стали законом. Королева освободила евреев от налога веротерпимости только в Верхней Венгрии. Что касается других жалоб, она приказала, чтобы евреи подробно описали их, и что правительство должно исправить их в той мере, в какой они подпадают под его юрисдикцию.

Налог толерантности едва ли был установлен, когда ходатайствовал о правительстве. быть назначенным примасом венгерских евреев, чтобы иметь возможность разрешать трудности, которые могут возникнуть между ними, и собирать налог. Правительство не рекомендовало Хирша, но решило, что в случае, если евреи откажутся платить, было бы целесообразно назначить примаса, чтобы уладить этот вопрос.

До истечения пятилетнего периода делегаты евреи снова встретились с комиссией в Прессбурге (Братислава ) и предложили увеличить размер своего налога до 25 000 гульденов в год, если королева пообещает, что он останется на этом уровне в течение следующих десяти лет. Однако у королевы были другие планы; Она не только отклонила обновленную гравамину евреев, но и наложила на них более строгие правила. Их налог в 20 000 гульденов был увеличен до 30 000 гульденов в 1760 году; до 50 000 в 1772 г.; до 80 000 в 1778 г.; и до 160 000 в 1813 году.

Иосиф II (1780–1790)

Иосиф II (1780–1790), сын и преемник Марии Терезии, сразу же после своего вступления на престол показал, что он намеревался облегчить положение евреев, сообщивших об этом намерении канцлеру Венгрии графу Францу Эстерхази еще 13 мая 1781 года. Вследствие этого венгерское правительство издало (31 марта 1783 года) указ, известный как Systematicagentis Judaicae Regatio, который одним махом отменил декреты, веками угнетавшие евреев. Вольные царские города, за исключением шахтерских, были открыты для евреев, которым было разрешено селиться на досуге по всей стране. Регламент постановил, что юридические документы евреев больше не должны составляться на иврите или идиш, но на латинском, немецком и венгерский, языки, которые использовались в стране в то время и которые молодые евреи должны были выучить в течение двух лет.

Документы, написанные на иврите или идише, были незаконными ; Книги на иврите должны были использоваться только при богослужении; евреи должны были организовать начальные школы ; приказы императора, изданные в интересах евреев, должны были оглашаться в синагогах ; и раввины должны были объяснить людям благотворное влияние этих указов. Предметы, которые должны были преподаваться в еврейских школах, должны были быть такими же, как они преподавались в национальных школах; одни и те же учебники должны были заведовать во всех начальных школах; и все, что могло оскорбить религиозные настроения нонконформистов, должно было быть исключено.

Медаль, отчеканенная во время правления Иосифа II, в память о предоставлении им религиозной свободы евреям и протестантам.

В первые годы Христианские учителя должны были работать в иудейских школах. делами таких учреждений. По прошествии десяти лет еврей мог основать бизнес или торговлей, только если он мог доказать, что учился в школе. Обычные школьные инспекторы должны были вести себя еврейскими школами и отчитываться перед правительством. Евреи должны были создать фонд для организаций и своих школ. Еврейская молодежь могла поступать в академии и изучать в университетах любой предмет, кроме теологии. Евреи могли арендовать фермы, только если они могли возделывать их христианам без помощи.

Евреям разрешалось торговать и заниматься различными промышленными занятиями, а также допускать в гильдии. Им также разрешили выгравировать печати и продать порох и селитру ; но их исключение из шахтерских городов оставалось в силе. Христианским мастерам разрешалось иметь еврейских учеников. Все отличительные знаки, которые до сих пор носили евреи, отменены. С другой стороны, от них требовалось отказаться от отличительных знаков, предписываемых их религией, и сбрить бороды. Император Иосиф отнесся к этому указу настолько серьезно, что не позволил никому его нарушить.

Евреи в петиции от 22 апреля 1783 г. выразили свою благодарность императору за его благосклонность и напомнили ему его принцип, что религия должна не вмешиваться, попросил разрешения разрешить бороду. Император удовлетворил молитву просителей, но подтвердил остальные части указа (24 апреля 1783 г.). Евреи организовали школы в разных местах: в Пресбурге (Братислава ), Обуде, Вагуйхей (Нове Место над Вагом ) и Надьвараде (Орадя ). Император издал указ (23 июля 1787 г.) о том, что каждый еврей должен выбрать немецкую фамилию; и еще один указ (1789 г.) приказал, к ужасу евреев, отныне нести военную службу.

. После смерти Иосифа II вольные царские города проявили очень враждебное отношение к евреям. Жители Пешта обратились в муниципальный совет с ходатайством о том, что после 1 мая 1790 года евреям больше не разрешается жить в городе. Правительство вмешалось; а евреям просто запретили торговать в городе. Семью дня ранее в Нагысомбате (Трнава ) был издан указ о высылке, причем 1 мая было назначено датой отъезда евреев. Евреи обратились к правительству; В последующем городские власти были проинформированы о том, что сейм подтвердил прежние права евреев изгнаны.

Терпимость и угнетение (1790–1847)

(1782–1847), венгерский еврейский банкир, торговец, основатель банка Пести Мадьяр Керескедельми (Венгерский коммерческий банк Пести). Неоклассическая архитектура использовалась для этой синагоги в Сегеде.

Евреи из Венгрии подала петицию, в которой они смело заявляли о своих претензиях на равенство с другими гражданами, королю Леопольду II ( 1790–1792) в Вене 29 ноября 1790 г. Он отправил ее на следующий день в канцелярии. Венгрии и Моравии за их мнения. Вопрос был поставлен перед поместиями страны 2 декабря, и Сейм подготовил законопроект, показывающий, что он предназначен для защиты евреев. Это решение вызвало ужас среди последнего. Нагысзомбат (Трнава ) направил поместьям еще один меморандум (4 декабря), в котором потребовал, чтобы сейм защищал привилегии города. Сейм принял решение в пользу евреев, и его решение было передано царю.

Евреи, уверенно ожидая решения царя в свою пользу, организовали великолепное празднование 15 ноября 1790 года, в день его правления. коронация ; 10 января 1791 года король утвердил законопроект Сейма; и следующий закон, составленный в соответствии с королевским решением, был оглашен судьей на 5 февраля:

Еврейское кладбище в городе Тимишоара, ныне часть Румынии.

"Для того, чтобы отчитаться перед следующим последующим Сеймом, стало возможным регулирование различных королевских вольных городов. Величество и сословия будут определять положение положения, сословия определили, одобрения Его Величества, что евреи в пределах Венгрии и стран, принадлежащих ей, будут во всех королевских вольных городах и в других местах (за исключением королевских шахтерских городов), остаются в тех же тех местах

Таким образом вступили в силу знаменитый закон под названием De Judaeis, который составляет восемь условий, в случае, Сейма 1790–1791 гг. с благодарностью принял De Judaeis, потому что это не только давало им защиту, но и давало уверенность в том, что их дела скоро будут урегулированы. не менее, хотя 7 февраля 1791 г. Сейм назначил комиссию для изучения, улучшение положения венгерских евреев произошло лишь полвека спустя при Фердинанде V (годы правления вопроса 1835 г.). –1848), во время сессии Сейма 1839–1840 гг. Подсчитано, что еврейское население Венгрии выросло примерно на 80% в период с 1815 по 1840 год, что способствовало иммиграции из-за восприятия королевской терпимости.

Вследствие петиции евреев Пешта, руководителем которой был суперинтендант собрание еврейской больницы, общего графства Пешт 10 июня 1839 г. разработало инструкции для делегатов таким образом, если евреи хотят принять мадьярский язык, им следует предоставить другие права венгерскими гражданами. С этого момента большое внимание уделялось преподаванию венгерского языка в школах; (Баллаги) перевел Пятикнижие на венгерский язык и Мориц Розенталь, Псалмы и Пиркей Авот. Различные общины основали венгерские читальные кружки; а венгерская одежда и язык все более и более принимались. Многие общины начали использовать венгерский язык на своих печатях и в своих документах, а некоторые либеральные раввины даже начали проповедовать на этом языке.

На сессиях Сейма последовавших за заседанием 1839–1840 годов, а также в разных городах про решительную антипатия - временами активная, а временами просто пассивная - к евреям. Резко контрастирует с этим отношением барон Йожеф Этвеш, опубликованный в 1840 году в Будапешт-Шемле, самом известном венгерском обзоре, решительный призыв к эмансипации евреев. Это дело также нашло друга в лице графа Чарльза Зая, главного церковного инспектора венгерских лютеран, который горячо отстаивал еврейские интересы в 1846 году.

Хотя сессия Сейма состоялась 7 ноября. 1847 г. Последние не только продолжали культивировать венгерский язык, но также были готовы пожертвовать жизнью и имуществом в час опасности. Во время революции 1848 г. они проявили свой патриотизм, хотя в начале восстания подверглись нападкам со стороны населения в нескольких местах. 19 марта население Прессбурга (Братислава ), воодушевленное антипатиями граждан, возбужденных тем фактом, что евреи, покидая свое гетто вокруг замка Прессбург (Братиславский замок ), обосновались в Начало - начались военные действия, которые продолжились через несколько дней и возобновились еще более ожесточенно в апреле.

В это время изгнание евреев из Шопрон, Печ, Секешфехервар и Сомбатхей потребовали; в двух последних городах были погромы. В Сомбатхей толпа двинулась к синагоге, разрезала свитки Торы и бросила их в колодец. Не спаслись и евреи Пешта, а евреи Вагуйхели (Нове Место-над-Вагом ) особенно пострадали от жестокости толпы. Горькие слова в адрес евреев также звучали в сейме. Некоторые евреи советовали эмиграцию в Америку как средство бегства; для этой цели в Пеште было основано общество с отделением в Прессбурге. Некоторые покинули Венгрию в поисках нового дома за морем, но большинство осталось.

Революция и эмансипация (1848–1849)

Евреи и Венгерская революция

Евреи поступил в национальную гвардию еще в марте 1848 г.; Хотя они исключили из некоторых городов, они вернулись, как опасность для страны показалась большей, чем ненависть граждан. В Пеште еврейская национальная гвардия сформировала отдельный отряд. Когда национальная гвардия Папы была мобилизована против хорватов, Леопольд Лев, раввин Папы, присоединился к венгерским рядам, вдохновляя своих товарищей словами поддержки. Евреи также можно было найти в добровольных отрядах и среди хонвед и ландштурм ; и они составляли третье добровольческого отряда Пешта, который двинулся по Драве против хорватов, получив благословение раввина Шваба 22 июня 1848 года.

Многие евреи по всей стране присоединились к ним. армию, чтобы сражаться за отечество; среди них, раввин в Нью-Йорк ; Соломон Маркус Шиллер-Шинесси, оказывает преподаватель Кембриджского университета ; и, который под именем «Эдуард Хорн» представлен стал статс-секретарем. Мятежные сербы убили евреев в Зенте, сочувствовавших Венгрии; среди них раввин и сын Обуды. Поведение еврейских солдат в венгерской армии было высоко оценено генералами Клапкой и Гёргеем. Эйнхорн оценил количество еврейских солдат, принявших участие в Венгерской революции, в 20 000 человек; но это, скорее всего, преувеличено, поскольку в своей работе он перечисляет только 755 комбатантов по имени Az 1848-49-iki Magyar Szabadságharcz és a Zsidók (Будапешт, 1898).

Венгерские евреи служили своей стране не только с помощью меч, но и с деньгами. Сообщества и отдельные лица, Чевра Кадиша, и другие еврейские общества бесплатно жертвовали серебро и золото, доспехи и провизию, одевали и кормили солдат, а также поставляли пух и другие предметы медицинского назначения в венгерские лагеря. Между тем, они не забыли предпринять шаги, чтобы получить свои гражданские права. Когда сейм 1847–1848 гг. (В котором, согласно древнему закону, приняли участие только дворяне и обладатели дворянских прав) был распущен (11 апреля), и появилась новая форма, на которую согласно новым законам, также объявлены избранные общиной - созыв в Пеште (2 июля 1848 г.), евреи, надеюсь, с нетерпением ждали обсуждения нового органа.

Кратковременное освобождение и последствия, 1849 г.

Многие евреи думали проложить путь к освобождению путем религиозной религиозной жизни. Они думали, что это может облегчить им путь, когда они не реформируют свои религиозные обычаи, напечатанные в прессе. Этой реформой впервые потребовали на сессии 1839–1840 гг. Начиная с этой сессии пресса и общего собрания настаивали на религиозной реформе. Несколько округов поручили своим представителям не голосовать за эмансипацию евреев, пока они не откажутся от исповедания внешних религиозных обрядов.

Для того, чтобы призвать еврейскую эмансипацию, все евреи Венгрии 5 июля 1848 г. отправил делегатов на конференцию в Пешт. Он выбрал комиссию из десяти членов для лоббирования в Сейме эмансипации. Делегаты комиссии получили указание не делать никаких уступок в отношении исповедания иудейской веры. Вскоре после этой комиссии направила петицию в парламент об эмансипации, но она оказалась неэффективной.

Национальное собрание в Сегеде разрешило эмансипацию евреев в субботу, накануне девятого. Ав (28 июля 1849 г.). Законопроект который, быстро обсуждался и сразу стал законом, оправдал надежды Партии реформ. Евреи получили полное гражданство. Министерству внутренних дел было приказано созвать собрание еврейских служителей и мирян с целью составления исповедания веры и побуждения евреев к организовывать свою религиозную жизнь в соответствии с требованиями времени, например, рабочее время в субботу, еврейскую субботу. Законопроект включал пункт, касающийся браков между евреями и христианами, который защищали как Лайош Кошут, так и Партия реформ.

Гражданская свобода евреев длилась всего две недели. После того, как венгерская армия капитулировала при Вилагосе перед русскими войсками, которые пришли на помощь австрийцам в подавлении венгерской борьбы за свободу, евреи были сурово наказаны новыми властями за участие в восстании. Фельдмаршал Юлий Якоб фон Хайнау, новый губернатор Венгрии, обложил их высокими военными налогами, особенно общинами Пешта и Обуда, которые имели Альфред I, принц Виндиш -Грец, главнокомандующий австрийской армией, уже был обложен большим налогом при его триумфальном въезде в столицу Венгрии в начале 1849 года. Хайнау наказал общины Кечкемет, Надькэрош, Цеглед, Альбертирса, Сегед и Шабадка (ныне Суботица, Сербия) с одинаковой степенью строгости. Многие евреи были заключены в тюрьмы и казнены; Другие искали убежища в эмиграции.

Несколько общин ходатай об освобождении от налогов. Военное министерство увеличило бремя, потребовав, чтобы общины Пешта, Обуды, Кечкемета, Чегледа, Надькерёша и Ирсы уплачивали этот налог не натурой, а валютой в размере 2 300 000 гульденов. Общины не смогли собрать такие деньги, они обратились к правительству с просьбой перевести. Еврейским общинам всей страны было приказано участвовать в сборе суммы на том, что большинство евреев Венгрии поддержали революцию. Только общины Темешвара (ныне Тимишоара, Румыния) и Прессбурга (ныне Братислава, Словакия) были освобождены от этого приказа, поскольку они оставались верными существующему австрийскому правительству. Военная комиссия, пункт к налоговым требованиям о том, что они могут быть добавлены от наказания, если они представили документами или свидетелями перед назначенной комиссией, что они не приняли участие в революции. словом или делом, морально или материально. Евреи отказались от этого средства очищения. Они заявили, что готовы выкупить налог, собрав определенную сумму в национальный школьный фонд. Император Франц Иосиф уплатил военный налог (20 сентября 1850 г.), но приказал евреям Венгрии без исключения вносил вклад в фонд еврейской школы в размере 1 000 000 гульденов; они собрали эту сумму в течение нескольких лет.

Борьба за второе освобождение (1859–1867)

Выдающийся редактор газеты и журналист Микса (Максмилиан) Фальк вернулся в Венгрию из Вены вслед за эмансипация в 1867 году. С 1875 по 1905 год он был политиком национального уровня.

В то время как Дом Габсбургов контролировал Венгрию, эмансипация евреев была отложена. Когда австрийские войска потерпели поражение в Италии в 1859 году, активисты настаивали на свободе. В том же году кабинет во главе с императором Францем Иосифом постановил, что статус евреев должен регулироваться в соответствии со временем, но с должным учетом условий. Когда император созвал сейм 2 апреля 1861 года, евреи настаивали на освобождении, но ранний роспуск этого органа помешал принять меры в этом вопросе.

Десятилетие абсолютизма в Венгрии (1849–1859 гг.) Привело к евреев были открыты школы, в большинстве из которых были подготовлены учителя. На основе фонда еврейских школ правительство организовало образцовые школы в Саторальяуйхели, Темешваре (Тимишоара ), Печ и Пеште. Пешт был основан в 1859 году, руководителями которого были Авраам Ледерер и Йожеф Баноци.

. Когда году парламента распался в 1861 году, эмансипация евреев отложена до коронации Франц Иосиф. 22 декабря 1867 г. этот вопрос был передан в нижнюю палату, и после положительного заключения Калмана Тисы был принят закон в пользу эмансипации; на следующий день его прошла верхняя палата. Хотя Антисемитская партия была представлена ​​в парламенте, это не было воспринято всерьез политической элитой страны. Его агитация против евреев не увенчалась успехом (см. дело Тисаэслара ).

4 октября 1877 года в Будапеште открылся Будапештский университет еврейских исследований. Университет все еще работает, 4 октября 2007 года он отмечает свое 130-летие. С момента открытия он был единственным еврейским институтом во всей Центральной и Восточной Европе.

В 1890 г. венгерский Согласно переписи, 64,0% еврейского населения считались этническими венграми по родному языку, 33,1% - немецкими, 1,9% - словацкими, 0,8% - румынскими и 0,2% - русинскими.

Австро-Венгрия (1867–1918)

Большая синагога в романтическом стиле в Печ, построенная общиной неологов в 1869 году. Сегедская синагога

Фамилии

У террористов не было фамилий до 1783 года. Некоторые фамилии были записаны для еврейских семей:

  • 1050: Jászkonti
  • 1263: Farkas
  • 1350: Hosszú
  • 16 век: Чеш, Якаб, Газдаг, Фекете, Надь, Кис
  • 1780: Барань, Чонка, Хорпач, Йонап, Коханьи, Кошут, Костоланьи, Лендьел, Лоринц, Варваш, Сабочая.

Император Иосиф II считал, что германизация может быть централизации его империи. Начиная с 1783 года, он назначал комитетом им немецкие фамилии. Действия зависели от местных условий.

С ростом венгерского национализма первая волна мадьяризации фамилий произошла между 1840 и 1849 годами. После венгерской революции этот процесс был остановлен до 1867 года. После Ausgleich многие Евреи сменили фамилию с немецкой на венгерскую.

В 1942 году во время Второй мировой войны, когда Венгрия объединилась с Германией, министерству обороны Венгрии было поручено «проверить расу». Его официальные лица жаловались, что ни венгерские, ни немецкие имена не являются «безопасными», поскольку евреи могут иметь любое имя. Они считали славянские имена "более безопасными", но в указе перечислялось 58 славянских имен, регулярно используемых евреями.

Статистика населения

Сводные данные переписи 1890/1900/1910 годов

189019001910
Общая численность населения Венгрии без Хорватии15,162,98816,838,25518,264,533
Эмиграция в США в предыдущее десятилетие, '00 -'09164,119261,4441,162,271
еврейское население, опять же без Хорватии707,961831,162911,227
Прирост общей численности населения за предыдущее десятилетие10,28%11,05%8,47%
(Эмиграция в США за предыдущее десятилетие, '00 -'09) / население по предыдущей переписи1,19%1,72%6,90%
Увеличение еврейского населения за предыдущее десятилетие13,31%17,40%9,62%
Еврей / Всего4,67%4,94%4,99%

Почти кв. arter (22,35%) евреев Венгрии жили в Будапеште в 1910 году. Некоторые из уцелевших крупных синагог в Будапеште включают следующее:

перепись 1910 года

Согласно переписи 1910 года, количество евреев составляло 911 227 человек, или 4,99% от 18 264 533 человек, проживающих в Венгрии (Кроме того, в автономной Хорватии-Славонии было 21 231 евреев). Это на 28,7% больше в абсолютном выражении со времени переписи 1890 года и на 0,3% (с 4,7%) в общей численности населения Венгрии. В то время естественный прирост евреев был выше, чем у христиан (хотя разница сужалась), но также был и уровень эмиграции, в основном в Соединенные Штаты. (Общая эмиграция из Австро-Венгрии в США в 1881–1912 гг. Составила 3 ​​688 000 человек, в том числе 324 000 евреев (8,78%). В период 1880–1913 гг. Всего 2 019 000 человек эмигрировали из Венгрии в США. Таким образом, по оценкам, 177000 евреев эмигрировали из Венгрии в США за этот общий период.)

Чистые потери иудаизма из-за обращения были относительно низкими до конца Великой войны: 240 человек в год с 1896 по 1900 год, 404 человека в период с 1896 по 1900 год. 1901 и 1910, и 435 человек в год в период с 1911 по 1917 год. Согласно записям, 10 530 человек покинули иудаизм и 2244 человека обратились в иудаизм в период с 1896 по 1917 год.

Большинство (75,7%) еврейского населения сообщило Венгерский в качестве основного языка, поэтому при переписи они считались этническими венграми. Носители идиша считались этническими немцами. Согласно этой классификации, 6,94% этнических венгров и 11,63% немцев Венгрии были евреями. В целом в Венгрии говорящие на венгерском языке составляли 54,45% большинства; Носители немецкого языка (включая говорящих на идиш) составляли 10,42% населения.

Население столицы Будапешта составляло 23% евреев (примерно такое же соотношение, как в Нью-Йорке). Эта община создала множество религиозных и образовательных учреждений. Пешт был более евреем, чем Буда. Процветание, культурное и финансовое положение большой еврейской общины Будапешта свидетельствовали о ее успешной интеграции. Действительно, в 1911 году комментаторы высказали мнение, что Венгрия «поглотила» своих евреев, и «случилось так, что в Будапеште нет антисемитизма, хотя еврейский элемент пропорционально намного больше (21% по сравнению с 9%), чем он. находится в Вене, Мекке преследователей евреев "В то время Карл Люгер, мэр Вены называл столицу Иудапешт, ссылаясь на высокий доля евреев. Будапешт занимал третье место по численности еврейского населения среди городов мира после Нью-Йорка и Варшавы.

Евреи в Венгрии долгое время лишались права владения землей, что привело к тому, что многие начали заниматься бизнесом. В 1910 году евреями были 60,96% купцов, 58,11% книгопечатников, 41,75% трактирщиков, 24,42% пекарей, 24,07% мясников, 21,04% портных и 8,90% сапожников Венгрии. 48,5% врачей в стране (2701 из 5565) были евреями. В период 1893–1913 гг. Евреи составляли примерно 20% учащихся средней школы гимназии (где упор был сделан на классические предметы) и 37% учеников реальной средней школы (где упор делался на практические предметы)

. В еврейском населении были представлены сильные классовые разделения Венгрии. Около 3,1% евреев принадлежали к классу «крупного работодателя» и «землевладе льца из более чем 100 владений, т. Е. 57 гектаров», 3,2% - к «мелкому» (<100 hold) landholder" class, 34.4% to the "working", i.e. wage-earning employee class, while 59.3% belonged to the self-employed or salary-earning middle class.

Также было религиозное разделение, с тремя Будапешт, Юг и Запад имели неологическое большинство (связано с современным консервативным и реформистским иудаизмом США - использовались кипа и орган в религиозной культуре в синагогах). Традиционалисты ("status quo ante") были самыми маленькими из трех, в основном на севере. Восток и север страны были в подавляющем большинстве православными (более ортодоксальными, чем "status quo ante"). В широком смысле евреи, чьи предки происходили из Моравии в 18 веке, как правило, становились неологами при расколе в 1869 году; те, чьи предки были из Галиции, идентифицировались как православные.

В абсолютном выражении наибольшее количество евреев было в Будапеште (203000), за ним следует Надьварад (Орадя ) с 15000, Уйпешт и Мишкольц. примерно по 10 000 в каждом, Máramarossziget (Sighetu Marmaţiei ), Munkács (Мукач ево ), Pozsony (Братислава ), Дебрецен с 8000, Коложвар (Клуж-Напока ), Сатмарнемети (Сату-Маре ), Темешвар (Тимишоара ), Касса (Кошице ) с примерно 7000 каждый.

Между войнами (1918–1939)

Население

Мадьяр Еврей цдака ящик, возможно, для пожертвований в Керен Кайемет / JNF.

По данным переписи 1910 года, 51,7% венгерских евреев жили на территориях, которые оставались внутри «маленькой» Венгрии после 1921 года, 25,5% (232 000) жили на территориях, которые позже стали частью Чехословакии, 19,5% (178 000)) стал частью Румынии, 2,6% (23 000) стали частью Югославии, 0,5% (5 000) стали частью Австрии и, наконец, 0,2% (2 000) жили в Фиуме, который стал частью Италии после 1924 г. Согласно переписи населения 1930 г. –1931 г. 238 460/192 833 / около 22 000 евреев жили в некоторых частях Чехословакии / Румынии / бывшей Югославии. y принадлежит Венгрии, что означает, что общее количество людей, объявляющих себя евреями, оставалось неизменным в Карпатском бассейне в период с 1910 по 1930 год [уменьшение на 26000 в Венгрии после Первой мировой войны, на 6000 - в Чехословакии и на 15000 - в Румынии]

Согласно переписи населения в «маленькой» Венгрии в декабре 1920 года, процент евреев увеличился за предыдущее десятилетие в Саторальяуйхей (до 30,4%), Будапеште (23,2%), Уйпеште (20,0%), Ньиредьхаза (11,7%), Дебрецен (9,9%), Печ (9,0%), Шопрон (7,5%), Мако (6,4%), Ракоспалота (6,1%), Кишпешт (5,6%) и Бекешчаба (до 5,6%), а снизился в остальных 27 городах с населением более 20 тысяч человек. В целом 31,1% еврейского населения проживало в деревнях и городах с населением менее 20 тысяч человек.

В 1920 году 46,3% врачей, 41,2% ветеринаров, 21,4% фармацевтов Венгрии были Евреи, а также 34,3% журналистов, 24,5% исполнителей музыки, 22,7% актеров театра, 16,8% художников и скульпторов. Среди владельцев земли более 1000 владений, то есть 570 га, 19,6% были евреями. Среди 2739 заводов в Венгрии 40,5% принадлежали евреям.

В следующей таблице показано количество людей, объявивших себя израильтянами (евреями) при переписи населения на территории Венгрии после Первой мировой войны. В период с 1920 по 1945 год венгры считали незаконным отказ заявлять о своей религии. Религия человека была указана в их свидетельстве о рождении, свидетельстве о браке (за исключением 1919 года, во время недолгой коммуны, см. Венгерская Советская Республика ), и даже в отчетах об успеваемости ребенка.

Перепись31.12.1910 (в границах 1937 г.)31.12.192031.12.193031.01.1941 (в границах 1937 года)194920012011
«израильита»471,355473 310444,567400,981133,86112,87110,965
% от общего количества6,19%5,93%5,12%4,30%1,45%0,13%0,11%

Чистый убыток иудаизма из-за официального обращения в христианство составил 26 652 человека между 1919 и 1938 годами, в то время как 4 288 человек обратились в веру, 30 940 человек покинули ее. Конечные точки этого периода, 1919–1920 гг. (Белый террор) и 1938 г. (антиеврейский закон) составили более половины этих потерь; между 1921 и 1930 годами чистые потери находились примерно на довоенном уровне (260 человек в год):

1896–1900 (границы до Первой мировой войны)1901–1910 (границы до Первой мировой войны)1911–1917 (предвоенные границы)1919–19201921–19301931–1937только 1938
Всего лет510721071
Переход из иудаизма1,6815,0333,8169,1035,3157,9368,586
Обращены в иудаизм4819947693162,7181,15698
Население Будапешта18511869188018901900191019201930194119492001 (больше)2011 (больше)
Всего178,062270,476355,682486,671703,448880,371928,9961,006, 1841,164,9631,057,9121,777,9211,729,040
Евреи26,887 (15,1%)44,890 (16,6%)70,227 (19,7%)102,377 (21,0%)166,198 (23,6%) o203,687 (23,1%)215,512 (23,2%)204 371 (20,3%)184 453 (15, 8%)96537 (9,1%)9 468 (0,5%)7925 (0,5%)

В 1926 г. году районы I, II, III Буды были еврейскими на 8%, 11% и 10% соответственно. 19 000 евреев Буды составляли около 9,3% как от всего населения Буды, так и от всего еврейского населения Будапешта. На левой (Пешт) стороне Дуная, в центре Пешта (Бельварош, тогда район IV) было 18% евреев. В округах V (31%), VI (28%), VII (36%), VIII (22%), IX (13%) проживало большое еврейское население, а в районе X - 6%. Четыре общины неологов в Будапеште (I-II, III, IV-IX, X) насчитывали 66 300 членов, плативших свои взносы, в то время как православная общинаывала около 7000 членов, плативших религиозные налоги.

В сельской местности В послевоенной Венгрии православные имели небольшое преимущество (около 49%) над неологами (46%). Будапешт и сельская местность вместе взятые, 65,72% из 444 567 евреев принадлежали к неологическим общинам, 5,03% - к статусу-кво, а 29,25% были православными в 1930 году. «маленькая» Венгрия из-за эмиграции и обращения.

Евреи Венгрии были довольно хорошо интегрированы в венгерское общество ко времени Первой мировой войны. Классовые различия были очень значительными в Венгрии в целом и среди еврейского населения в частности. Богатые банкиры, владельцы фабрик, ремесленники из низшего среднего класса и бедные фабричные рабочие не могли легко общаться. В 1926 году в Будапеште проживала 50 761 еврейская семья. Из этого числа 65% жили в квартирах с одной или двумя комнатами, 30% - с тремя или четырьмя комнатами, а 5% жили в квартирах с более чем четырьмя комнатами.

Количество домохозяйствmax 1 комната2 комнаты3 комнаты4 комнаты5 комнатмин. 6 комнат
еврейский = 50,76125,4%39,6%21,2%9,2%3,1%1,5%
христианин = 15911363,3%22,1%8,4%3,8%1,4%1,0%

Образование. На следующей диаграмме показано влияние Закона 1920 г. «Numerus clausus » на процентную долю еврейских студентов в двух университетах Будапешта.

Еврейские студенты19131925 Весна
Будапештский университет наук 34,1%7,7%
Будапештский технологический и экономический университет 31,9%8,8%

Те, кто мог себе позволить, уехали учиться в другие европейские страны, такие как Австрия, Германия, Италия и Чехословакия. В 1930 году для всех мужчин в возрасте от шести лет

образование>= 8 лет>= 12 летвысшее образование
население в целом10,8%5,8%2,1%
Евреи в сельской местности36,6%17,0%5,0%
евреи в Будапеште56,5%31,7%8,1%

Семь из тринадцати лауреатов Нобелевской премии, родившихся в Венгрии, - евреи. В спорте 55,6% индивидуальных золотых медалей Венгрии на летних Олимпийских играх между 1896 и 1912 годами были евреями. Это число упало до 17,6% в межвоенный период 1924–1936 гг.

Период1896–19121924–19361948–19561960–19721976–1992 (исключая 1984)1996–2008
Количество Олимпийских игр543444
Всего золота4424824406849031172
Hungarian Golds112235323326
Венгерский / всего Мир2,49%4,56%7,95%4,68%3,65%2,22%
Венгерское индивидуальное золото91726222716
венгерские евреи, отдельные лица536400
евреи / все лица венгры55,56%17,65%23,08%18,18%0%0%
Евреи в золотых командах57,14% = 8 / 1428,21% = 11/39
евреев в населении4,99% (1910)5,12% (1930)1,45% ( 1949)0,13% (2001)

Революция

Более 10 000 евреев погибли и тысячи были ранены и стали инвалидами, сражаясь за Венгрию в Первой мировой войне. Но эти жертвы патриотически настроенных венгерских евреев, возможно, были перевешены хаотическими событиями после окончания войны.

После поражения и распада Австро-Венгерской империи Венгрия была бы вынуждена Союзники присоединились к Трианонскому договору, по которому соседним странам уступили полностью две трети имперской территории Венгрии и две трети ее населения, включая треть ее этнических мадьярских граждан и многих евреев. Эти потери вызвали глубокий гнев и враждебность у оставшегося венгерского населения.

Первое послевоенное правительство возглавил Михай Каройи, и это была первая современная попытка либерально-демократического правительства в Венгрии. Но это было прервано спазмом коммунистической революции, что имело серьезные последствия для отношения к венгерским евреям своих соотечественников.

В марте 1919 года коммунисты и социал-демократы - члены коалиции. правительство свергло Кароли; вскоре после этого (21 марта) к власти должны были прийти коммунисты.

Последняя правка сделана 2021-05-23 03:01:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте