западный эзотеризм, также известный как эзотеризм, эзотеризм, а иногда и западная мистическая традиция - термин, под которым ученые классифицируют широкий спектр слабо связанных идей и движений, которые развивались в западном обществе. Эти идеи и течения объединяет то, что они во многом отличаются как от ортодоксальной иудео-христианской религии, так и от Просвещения рационализма. Эзотеризм проник в различные формы западной философии, религии, псевдонауки, искусства, литературы и <58.>музыка, продолжающая влиять на интеллектуальные идеи и массовую культуру.
Идея объединения широкого спектра западных традиций и философий в категорию, которая сейчас называется эзотеризмом, развивалась в Европе в конце семнадцатого века. Различные ученые обсуждали, как определять западный эзотеризм, и предлагали ряд различных вариантов. Одна научная модель заимствует свое определение «эзотеризма» из самих эзотерических школ мысли, трактуя «эзотеризм» как перениалистическую скрытую внутреннюю традицию. Вторая точка зрения рассматривает эзотеризм как категорию, охватывающую движения, которые принимают «зачарованное» мировоззрение перед лицом растущего разочарования. Третий рассматривает западный эзотеризм как категорию, охватывающую все «отвергнутые знания» западной культуры, которые не принимаются ни научным истеблишментом, ни ортодоксальными религиозными авторитетами.
Самые ранние традиции, которые более поздний анализ будет обозначать как формы западного эзотеризма, возникли в период поздней античности, где герметизм, гностицизм и Неоплатонизм развивался как школы мысли, отличные от того, что стало господствующим христианством. Ренессанс Европа увидела растущий интерес ко многим из этих старых идей, когда различные интеллектуалы объединили «язычество » философии с каббалой и христианской философией, что привело к появлению эзотерических движений, таких как христианская теософия. В семнадцатом веке возникли инициирующие общества, исповедующие эзотерические знания, такие как розенкрейцерство и масонство, а эпоха Просвещения восемнадцатого века привела к развитию новые формы эзотерической мысли. В девятнадцатом веке появились новые направления эзотерической мысли, получившие название оккультизм. Видные группы этого столетия включали Теософское общество и Герметический Орден Золотой Зари. Современное язычество развивалось в рамках оккультизма и включает религиозные движения, такие как Викка. Эзотерические идеи проникли в контркультуру 1960-х и более поздние культурные тенденции, из которых возник феномен Нью Эйдж в 1970-х.
Хотя идея о том, что эти различные движения могут быть объединены в одну категорию под рубрикой «западный эзотеризм», разработанная в конце восемнадцатого века, эти эзотерические течения в значительной степени игнорировались как предмет академических исследований. Академическое исследование западного эзотеризма возникло только в конце двадцатого века и было начато такими учеными, как Фрэнсис Йейтс и Антуан Фэвр. Тем временем эзотерические идеи также оказали влияние на популярную культуру, проявляясь в искусстве, литературе, кино и музыке.
Концепция «эзотерического» возникла в втором веке нашей эры с чеканкой древнегреческого прилагательного esôterikós («принадлежащий к внутреннему кругу»); Самый ранний известный пример этого слова появился в сатире, автором которой является Лукиан из Самосаты (c.125 - после 180 г.)
существительное «эзотеризм» в его Французская форма «ésotérisme», впервые появившаяся в 1828 году в работе [fr ] (1791–1864), Histoire crisique du gnosticisme (3 тома). Таким образом, термин «эзотеризм» вошел в употребление после эпохи Просвещения и его критики институционализированной религии, в течение которого альтернативные религиозные группы начали отмежеваться от доминирующей Христианство в Западной Европе. В течение девятнадцатого и двадцатого веков термин «эзотеризм» стал широко рассматриваться как нечто отличное от христианства и сформировавшее субкультуру, которая расходилась с христианским мейнстримом по крайней мере со времен Возрождение. Французский оккультист и церемониальный маг Элифас Леви (1810–1875) популяризировал этот термин в 1850-х годах, а теософ Альфред Перси Синнетт (1840–1921) ввел его в английский язык в своей книге. книга «Эзотерический буддизм» (1883 г.). Леви также ввел термин l'occultisme, понятие, которое он развил на фоне современных социалистических и католических дискурсов. «Эзотеризм» и «оккультизм» часто использовались как синонимы, пока более поздние ученые не выделили эти концепции.
- Ученый эзотерики Воутер Ханеграаф, 2013.
Концепция «Западный эзотеризм» представляет собой современную научную конструкцию, а не ранее существовавшую, самоопределяемую традицию мысли. В конце семнадцатого века несколько европейских христианских мыслителей выдвинули аргумент о том, что можно классифицировать определенные традиции западной философии и мысли вместе, тем самым установив категорию, которая теперь называется «западный эзотеризм». Первым, сделавшим это, писал [де ] (1659–1698), немецкий лютеранский теолог (1690–91). Враждебный критик различных течений западной мысли, возникших со времен Возрождения - среди них парацельсианство, вейгелианство и христианская теософия - в своей книге он назвал все эти традиции категорией «платонически-герметического христианства», изображая их еретическими по отношению к тому, что он считал «истинным» христианством. Несмотря на свое враждебное отношение к этим традициям мысли, Кольберг стал первым, кто объединил эти разрозненные философии и изучил их под одной рубрикой, также признав, что эти идеи связаны с более ранними философиями поздней античности.
. восемнадцатого века, в эпоху Просвещения, эти эзотерические традиции стали регулярно классифицироваться под ярлыками «суеверие », «магия» и «оккультизм» - термины, которые часто используются как синонимы. Современная академия в процессе развития последовательно отвергала и игнорировала темы, относящиеся к «оккультизму», таким образом оставляя исследования по ним в основном на усмотрение энтузиасты вне академических кругов. Действительно, согласно историку эзотерики Воутеру Дж. Ханеграаффу (род. 1961), отказ от «оккультных» тем рассматривался как «решающий маркер идентичности» для любых интеллектуалов, стремящихся присоединиться к академии <365.>
Ученые установили эту категорию в конце 18 века после выявления «структурных сходств» между «идеями и мировоззрением самых разных мыслителей и движений», которые до этого не относились к одной и той же аналитической группе. По словам ученого-эзотериста Воутера Дж. Ханеграафа, этот термин предоставил «полезный родовой ярлык» для «большой и сложной группы исторических явлений, которые долгое время считались разделяющими семейную атмосферу."
. подчеркнул идею о том, что эзотеризм является феноменом, уникальным для западного мира ; как заявил Фэвр, «эмпирическая перспектива» будет утверждать, что «эзотеризм - это западное понятие». Как указывали такие ученые, как Фэвр и Ханеграаф, не существует сопоставимой категории «восточного» или «восточного» эзотеризма. Тем не менее, упор на западный эзотеризм был в первую очередь разработан, чтобы отличить эту область от универсального эзотеризма. Ханеграаф охарактеризовал их как «узнаваемые мировоззрения и подходы к знанию, которые сыграли важная, хотя всегда противоречивая роль в истории западной культуры ». Историк религии Хенрик Богдан утверждал, что западный эзотеризм составляет« третью опору Вестера. Русская культура «рядом с доктринальной верой и рациональностью», которую первые считают еретической, а вторые иррациональной. Тем не менее ученые признают, что различные незападные традиции оказали «глубокое влияние» на западный эзотеризм, ссылаясь на выдающийся пример того, как Теософское общество объединило индуизм и буддизм. концепции вроде реинкарнации в его доктринах. Учитывая эти влияния и неточность термина «западный», исследователь эзотерики Кеннет Гранхольм утверждал, что академики должны вообще перестать ссылаться на «западный эзотеризм», вместо этого просто отдавая предпочтение «эзотеризму» как описателю этого феномена. Эгиль Аспрем поддержал этот подход.
Историк эзотерики Антуан Фэвр отметил, что «никогда не точный термин [эзотеризм] начал выходить за свои границы. со всех сторон », причем и Фэвр, и Карен-Клэр Фосс утверждали, что западный эзотеризм состоит из« обширного спектра авторов, направлений, произведений философии, религии, искусства, литературы и музыки ». Среди ученых существует широкое согласие относительно того, какие направления мысли можно отнести к категории "эзотеризма", от древнего гностицизма и герметизма до розенкрейцерства и Каббала, и более поздние явления, такие как движение Нью Эйдж. Тем не менее, «эзотеризм» сам по себе остается спорным термином, и ученые, специализирующиеся на этом предмете, расходятся во мнениях относительно того, как его лучше всего определить.
В определении, принятом некоторыми учеными, используется термин «западный эзотеризм» по отношению к «внутренним традициям», которые связаны с «универсальным духовным измерением реальности, в отличие от чисто внешнего (« экзотерического »)) религиозные институты и догматические системы существующих религий ». Согласно этому подходу, «западный эзотеризм» рассматривается как один из вариантов всемирного «эзотеризма», который можно найти в основе всех мировых религий и культур, отражая скрытую эзотерическую реальность. Такое использование термина «эзотеризм» наиболее близко к первоначальному значению этого слова, поскольку оно использовалось в поздней античности, где оно применялось к секретным духовным учениям, предназначенным для определенной элиты и скрытым от масс. Это определение было популяризировано в опубликованных работах эзотериков девятнадцатого века, таких как А.Е. Уэйта, которые стремились объединить свои мистические верования с исторической интерпретацией эзотеризма. Впоследствии он стал популярным в нескольких эзотерических движениях, в первую очередь Мартинизм и Традиционализм.
. Это определение, первоначально разработанное самими эзотериками, стало популярным среди французских ученых в 1980-х годах, оказав сильное влияние. над учеными Мирча Элиаде, Генри Корбин и ранние работы Фэвра. В академической области религиоведения тех, кто изучает различные религии в поисках их внутреннего, универсального измерения, называют «религиозными деятелями». Такие религиозные идеи также оказали влияние на более поздних ученых, таких как Николас Гудрик-Кларк и Артур Верслуис. Верслуис, например, определил «западный эзотеризм» как «внутреннее или скрытое духовное знание, передаваемое через западноевропейские исторические течения, которые, в свою очередь, питаются в Северной Америке и других неевропейских условиях». Он добавил, что все эти западные эзотерические течения имеют общую основную характеристику, «претензию на гнозис или прямое духовное прозрение в космологию или духовное постижение», и, соответственно, он предположил, что эти течения можно назвать «западными». гностик "в такой же степени, как и" западный эзотерический ".
Эта модель порождает различные проблемы для понимания западного эзотеризма. Наиболее значительным является то, что он основан на убеждении, что действительно существует «универсальное, скрытое, эзотерическое измерение реальности», которое объективно существует. Существование этой универсальной внутренней традиции не было обнаружено с помощью научных или научных исследований; это привело некоторых к утверждению, что его не существует, хотя Ханеграаф счел лучше принять точку зрения, основанную на методологическом агностицизме, заявив, что «мы просто не знаем - и не можем знать», существует он или нет. Он отметил, что, даже если бы такая истинная и абсолютная природа реальности действительно существовала, она была бы доступна только через «эзотерические» духовные практики и не могла быть обнаружена или измерена «экзотерическими» инструментами научного исследования. Ханеграаф также подчеркнул, что позиция, которая стремится раскрыть внутреннее скрытое ядро всех эзотерических течений, маскирует тот факт, что такие группы часто содержат существенные отличия друг от друга, уходят корнями в их собственный исторический и социальный контекст и выражают идеи и повестки дня, которые взаимно связаны. эксклюзивный. Третья проблема заключалась в том, что многие из этих течений, широко признанных эзотерическими, никогда не скрывали своих учений и в двадцатом веке проникли в массовую культуру, тем самым поставив под вопрос утверждение о том, что эзотеризм можно определить по его скрытой и скрытной природе. Более того, Ханеграаф отметил, что когда ученые принимают это определение, это показывает, что они присоединяются к религиозным доктринам, которые разделяют сами группы, которые они изучают.
Другой подход к западному эзотеризму трактовал его как мировоззрение, охватывающее «очарование» в отличие от мировоззрений, на которые повлияли пост- картезианские, пост- ньютоновская и позитивистская наука, которые стремились «разочаровать » мир. Таким образом, эзотеризм понимается как включающий те мировоззрения, которые избегают веры в инструментальную причинность и вместо этого принимают веру в то, что все части вселенной взаимосвязаны без необходимости в причинных цепях. Таким образом, он представляет собой радикальную альтернативу разочарованным взглядам на мир, которые доминировали в западной культуре со времен научной революции, и поэтому всегда должен противоречить светской культуре.
Ранним представителем этого определения была историк мысли эпохи Возрождения Фрэнсис Йейтс в ее обсуждениях «Герметической традиции», которую она рассматривала как «очаровательную» альтернативу установленной религии и рационалистической науке. Однако главным представителем этой точки зрения был Фэвр, опубликовавший в 1992 году серию критериев для определения «западного эзотеризма». Фэвр утверждал, что эзотеризм «можно идентифицировать по наличию шести фундаментальных характеристик или компонентов», четыре из которых были «внутренний» и, следовательно, жизненно важный для определения чего-то как эзотерического, в то время как два других были «вторичными» и, следовательно, не обязательно присутствовали во всех формах эзотеризма. Он перечислил эти характеристики следующим образом:
Форма категоризации Фэвра была одобрена такими учеными, как Гудрик-Кларк, и к 2007 году Богдан мог заметить, что определение Фейвра стало «стандартным определением» западного эзотеризма в использовании среди ученых. Однако в 2013 году ученый Кеннет Гранхольм заявил только, что определение Фэвра было «доминирующей парадигмой в течение длительного времени» и что оно «по-прежнему оказывает влияние на ученых, не изучающих западный эзотеризм». Преимущество системы Фэвра состоит в том, что она позволяет сравнивать различные эзотерические традиции «систематическим образом». Однако критика высказывалась и в отношении теории Фэвра,на ее различные слабости. Ханеграаф утверждал, что подход Фэвра влечет за «рассуждение по прототипу», поскольку он опирается на уже имеющийся «лучший пример», как должен выглядеть западный эзотеризм, с которым тогда приходилось сравнивать другие явления. Ученый-эзотеризм [де ] (родился в 1966 г.) отмечал, что систематика Фэвра на его основе области специализации - герметизме эпохи Возрождения, христианской каббале и протестантской теософии - и поэтому она не на основе более широкого смысла. понимание эзотеризма в том виде, в каком он существовал на протяжении всей истории, от древнего мира до современного периода. Соответственно, это была хорошая типология понимания «ского эзотеризма в период раннего Нового времени », но не никакой пользы, кроме этого.
- Историческая религия Хенрик Богдан, 2007
В качестве альтернативы структуры Фэвра [де ] разработал свой собственный вариант, хотя и утверждал, что он не представляет собой «определение», а, скорее, « анализ анализа »для научного использования. Он заявлен, что «на самом уровне анализа» эзотеризм представляет «требование высшего знания», притязание на обладание «мудростью, превосходящей другие интерпретации космоса и истории» и служащей «главным ключом к ответу». Соответственно, он считал, что эзотерические группы придают большое значение секретности не, что они изначально уходят корнями в элитные группы, а потому что идея скрытых секретов, которые могут быть раскрыты, были центральными в их дискурсе. доступа к высшим двум знаниям, которые, по его мнению, можно найти в эзотеризме: посредничество через контакт с нечеловеческими сущностями и индивидуальным опытом. соответственно, для фон Штукрада эзотеризм лучше всего понимать как «структурный элемент западной культуры», а не как набор различных школ мысли.
Дополнительное определение было предложено Ханеграафом, и оно утверждает, что «западный эзотеризм» - это категория, представляющая «академическую помойку отвергнутых знаний» ». В этом отношении он содержит все теории и мировоззрения, которые были отвергнуты интеллектуальным сообществом. ласуются «концепциями рациональности и науки». Его подход уходит корнями в область истории идей и играет роль изменений и трансформации с течением времени.
Гудрик-Кларк критически относился к этому подходу, полагаясь, что он низводит западный эзотеризм до позиции «жертвы позитивистских и материалистических взглядов в девятнадцатом веке» и таким образом, усиливает идею о том, что западные эзотерические традиции не имели большого исторического значения. Богдан также выразил озабоченность по поводу определения Ханеграафа, полагая, что оно делает категорию западного эзотеризма «всеобъемлющей» и, следовательно, аналитически бесполезной.
Истоки западного эзотеризма лежат в эллинистическом Восточном Средиземноморье, в то время входившем в Римскую империю, в позднюю античность, период, охватывающий первые века Общего Эра. Это среда, в которой происходит смешение религиозных и интеллектуальных традиций Греции, Египта, Леванта, Вавилона и Персии, и в рамках глобализация, урбанизация и мультикультурализм привел к социокультурным изменениям.
Одним из компонентов этого был герметизм, египетская эллинистическая школа мысли, получившая свое название от легендарного египетского мудреца Гермес Трисмегист. Во 2-м и 3-м веках нашей эры появился ряд текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, в том числе Corpus Hermeticum, Асклепий и Беседа о восьмом и девятом.. Хотя до сих пор ведутся споры о том, был ли герметизм чисто литературным явлением или существовали сообщества практиков, которые действовали в соответствии с этими идеями, было установлено, что эти тексты утверждают истинную природу Бога, подчеркивая, что люди должны быть превзойти рациональное мышление и мирские желания, чтобы обрести спасение и возродиться в духовном теле нем телескопического света, тем достигнув духовного единства с божественностью.
Еще одна традиция эзотерической мысли позднего периода. Античность была гностицизмом, который имеет сложные отношения с христианством. Существовали различные гностические секты, и они широко распространены, что божественный свет заключен в материальном мире злобной сущностью, известной как Демиург, служили демонические помощники, Архонты. Гностики верили, люди, наделенные божественным светом, должны стремиться достичь гнозиса и, таким образом, вырваться из мира материи и воссоединиться с божественным светом.
Третья форма эзотеризмом в поздней античности был неоплатонизм, школа мысли, на которые оказали влияние идеи философа Платона. Поддерживаемый такими фигурами, как Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл, неоплатонизм утверждал, что человеческая душа отпала от своего божественного происхождения. в материальный мир, но чтобы он мог прогрессировать через ряд иерархических сфер бытия, чтобы снова вернуться к своим божественным истокам. Более поздние неоплатоники выполняли теургию, ритуальную практику, засвидетельствованную в таких источниках, как халдейские оракулы. Ученые до сих пор не уверены, что она включает в себя теургия, хотя известно, что она включает в себя практику, предназначенную для проявления богов, которые могут поднять теургия реальности.
После падения Рима, алхимия и философия и другие аспекты традиции были в степени сохранены в арабском и ближневосточном мире и повторно представлен в западном мире. Европа евреями и культурными контактами между христианами и мусульманами в Сицилии и южной Италии. XII век ознаменовался развития каббалы в южной Италии и средневековой Испании.
. средневековый период также был выпускен публикацией гримуаров, которые часто предлагали сложные формулы для теургии и тауматургии. Многие гримуары, кажется, имеют каббалистическое влияние. Фигуры в алхимии этого периода, по-видимому, также являются авторами или использовали гримуары.
В течение Возрождения ряд европейских мыслителей начали синтезировать «языческий » (то есть есть не христианский) философии, которые затем стали доступными через арабские переводы, с христианской мысли и еврейской каббалой. Первым из этих людей был византийский философ Плетон (1355 / 60–1452?), Который утверждал, что халдейские оракулы представил себя высшей религии. платоников.
идеи Плетона заинтересовали правителя Флоренции Козимо Медичи, который нанял флорентийского мыслителя Марсилио Фичино (1433–1420). 1499) для перевода произведений Платона на латынь. Фичино продолжал переводить и публиковать работы различных платоновских деятелей, утверждая, что их философия борется с христианством, и допуская появление более широкого движения в ренессансном платонизме или платоническом ориентализме. Фичино также перевел часть Corpus Hermeticum, хотя остальное будет переведено его современником, Лодовико Лаццарелли (1447–1500).
Еще одна основная фигура в этой интеллектуальной средой был Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494), который добился известности в 1486 году, пригласив ученых со всей Европы приехать и с ним 900 написанных им тезисов. Пико делла Мирандола утверждал, что все эти философии отражают великую универсальную мудрость. Папа Иннокентий VIII осудил эти идеи, критикуя его за попытку смешать языческие и иудейские идеи с христианством.
Повышенный интересный Пико делла Мирандола к еврейской каббале привел к его развитию отдельной формы из христианской каббалы. Его работа была основана на немецком Йоханнесе Рейхлине (1455–1522), который написал выдающийся текст на эту тему, De Arte Cabbalistica. Христианская каббала была расширена в трудах немца Генриха Корнелиуса Агриппы (1486–1535 / 36), который использовал ее как основу для исследования философских и научных традиций античности в своей работе De occulta Философия libri tres. Работа Агриппы и других эзотерических философов была основана на докоперниканском мировоззрении, но после аргументов Коперника было установлено более точное понимание космоса. Теории Коперника были приняты в эзотерических направлениях мысли Джордано Бруно (1548–1600), чьи идеи были бы сочтены ересью Римско-католической церковью, в итоге в результате публичной казни.
Масонство Квадрат и Циркуль.Отдельное направление эзотерической мысли появилось в Германии, где оно стало известно как Натурфилософия ; хотя и находился под традициями поздней античности и средневековой каббалы, он признал только два источника авторитета: библейские писания и мир природы. Основным представителем этого подхода был Парацельс (1493 / 94–1541), который черпал вдохновение из алхимии и народной магии, чтобы выступить против основного медицинского истеблишмента своего времени, который, как в Античность по -прежнему основывала свой подход к идеях врача и философа II века, Галена, грека из Римской империи. Вместо этого Парацельс призывал врачей изучать медицину через наблюдение за миром природы, хотя в поздних работах он также начал действовать на религиозно религиозных вопросов. Его работа получит значительную поддержку в следующих областях в течение следующего столетия.
Одним из тех, на кого оказал влияние Парацельс, был немецкий сапожник Якоб Беме (1575–1624), который положил начало Движение христианской теософии через его попытки решить проблема зла. Бёме утверждал, что Бог был создан из непостижимой тайны, Ungrud, и что сам Бог состоит из гневного ядра, окруженного силами света и любви. Несмотря на осуждение лютеранскими властями Германии, идеи Бёме распространились и легли в основу ряда небольших религиозных общин, таких как Иоганна Георга Гихтеля в Амстердаме, и Джон Пордедж и Джейн Лид Филадельфийское общество в Англии.
С 1614 по 1616 год три Манифеста розенкрейцеров были опубликованы в Германии; Эти тексты якобы представляют собой тайное братство инициаторов, которое было основано много веков назад немецким адептом по имени Кристиан Розенкрейц. Нет никаких доказательств того, что Розенкрейц был подлинной исторической фигурой или что до этого момента когда-либо существовал Орден розенкрейцеров. Вместо этого манифесты, вероятно, являются литературными творениями лютеранского богослова Иоганна Валентина Андреа (1586–1654). Однако они вызвали большой общественный интерес, когда различные люди стали называть себя «розенкрейцерами» и заявлять, что в результате получили доступ к секретным, эзотерическим знаниям.
Настоящее инициатическое братство было создано в конце 16-го века. столетия Шотландия через преобразование средневековых гильдий каменщиков, в том числе непрофессиональных: масонство. Вскоре распространившись на другие части Европы, в Англии он в значительной степени отверг свой эзотерический характер и принял гуманизм и рационализм, в то время как во Франции он принял новые эзотерические концепции, особенно из христианской теософии.
Эпоха Просвещения стала свидетелем процесса усиления секуляризации европейских правительств и принятия современной науки и рациональности в интеллектуальных кругах. В свою очередь, появился «модернистский оккультизм», который отразил различные способы, которыми эзотерические мыслители приходили к согласию с этим развитием. Одним из самых выдающихся эзотеристов этого периода был шведский натуралист Эмануэль Сведенборг (1688–1772), который пытался примирить науку и религию после того, как пережил видение Иисуса Христа. Его сочинения были сосредоточены на его визионерских путешествиях в рай и ад и его общении с ангелами, утверждая, что видимый материалистический мир параллелен невидимому духовному миру, причем соответствия между ними не отражают причинно-следственных связей. После его смерти последователи основали Сведенборгианскую Новую Церковь, хотя его труды повлияли на гораздо более широкий спектр эзотерических философий. Другой важной фигурой в эзотерическом движении этого периода был немецкий врач Франц Антон Месмер (1734–1814), который разработал теорию животного магнетизма, которая позже стала известна более обычно как «месмеризм». Месмер утверждал, что универсальная жизненная сила пронизывает все, включая человеческое тело, и что болезни вызываются нарушением или блокированием потока этой силы; он разработал методы, которые, как он утверждал, очищают такие закупорки и полностью восстанавливают здоровье пациента. Один из последователей Месмера, маркиз де Пюисегюр, обнаружил, что месмерическое лечение может вызвать состояние сомнембулического транса, в котором, по их утверждениям, они входят в состояния видения и общаются с духовными существами.
Эти сомнамбулические состояния транса сильно повлияли на эзотерическую религию спиритуализм, которая возникла в Соединенных Штатах в 1840-х годах и распространилась по Северной Америке и Европе. Спиритизм был основан на концепции, согласно которой люди могут общаться с духами умерших во время сеансов. Хотя большинство форм спиритуализма имели небольшую теоретическую глубину, будучи в основном практическими делами, полное богословское мировоззрение, основанное на движении, было бы сформулировано Эндрю Джексоном Дэвисом (1826–1910) и Алланом Кардеком ( 1804–1869). Научный интерес к утверждениям спиритизма привел к развитию области психических исследований. Сомнамбулизм также оказал сильное влияние на ранние дисциплины психологии и психиатрия ; эзотерические идеи пронизывают работу ранних деятелей в этой области, в первую очередь Карла Густава Юнга, хотя с появлением психоанализа и бихевиоризма в 20 веке, эти дисциплины дистанцировались от эзотерики. Также под областью искусственного сомнамбулизма была религия Новой мысли, основанная американским месмеристом Финеасом П. Куимби (1802–1866) и вращавшаяся вокруг концепции «разума. по материи », полагая, что болезни и другие негативные состояния можно вылечить силой веры.
Пентаграмма Элифаса ЛевиВ Европе возникла традиция движения, обычно называемое «оккультизмом », поскольку различные деятели пытались найти «третий путь» между христианством и позитивистской наукой, опираясь на древние, средневековые и ренессансные эзотерические мысли. Во Франции после социальных потрясений Революции 1789 в этой оккультистской среде появились известные деятели, находившиеся под сильным традиционным традиционным католицизма, наиболее известными из которых были Элифас Леви (1810–1810). 1875) и Папюс (1865–1916). Также значительным был Рене Генон (1886–1951), чья забота о традициях привела его к развитию оккультной точки зрения, получившей название традиционализм ; он поддерживал исходной универсальной традиции и, следовательно, отказ от современности. Его традиционалистские идеи оказут сильное влияние на более поздних эзотеристов, таких как Юлиус Эвола (1898–1974) и Фритйоф Шуон (1907–1998).
В русскоязычном мире расцветающее оккультное движение больше связано с развратниками Просвещения и, таким образом, чаще всего имело антихристианские наклонности, считавшие, что мудрость исходит от дохристианских языческих религий Европы. Различные медиумы-спиритуалисты разочаровались в доступной эзотерической мысли и искали вдохновения в досведенборгианских течениях; науки самыми известными из них были Эмма Хардиндж Бриттен (1823–1899) и Елена Блаватская (1831–1891), последняя из призвала к возрождению «оккультной» древних, которых можно было найти как на Востоке, так и на Западе. Являясь автором влиятельных Разоблаченная Изида (1877) и Тайная Доктрина (1888), она стала соучредителем Теософического общества в 1875 году. Последующие лидеры общества, а именно Анни Безант (1847–1933) и Чарльз Вебстер Ледбитер (1854–1934) интерпретировали современную теософию как форму экуменического эзотерического христианства, что привело к их провозглашению индийского джидду. Кришнамурти (1895–1986) как мировая мессия. Отказ от этого было отколовшимся Антропософским обществом, основанным Рудольфом Штайнером (1861–1925).
Новое эзотерическое понимание магии также развилось во второй половине 19 век. Одним из пионеров этого был американец Паскаль Беверли Рэндольф (1825–1875), который утверждал, что сексуальная энергия и психоактивные источники энергии в магических целях. В Англии Герметический Орден Золотой Зари, посвященный магии, основанный на понимании каббалы, основан в последние годы века. Одним из самых выдающихся членов этого ордена был Алистер Кроули (1875–1947), который провозгласил религию Телемы и стал видным членом Ордо. Templi Orientis. Некоторые из их современников разработали эзотерические школы мысли, не связанные с магией, а именно греко-армянский учитель Георгий Гурджиев (1866–1949) и его русский ученик П.Д. Успенский (1878–1947).
Возникающие оккультные и эзотерические системы приобрели растущую популярность в начале 20 века, особенно в Западной Европе. Оккультные ложи и тайные общества процветали среди европейских интеллектуалов той эпохи, которые власти отказались от форм христианства. Распространение тайных учений и магических практикуют нашло восторженных приверженцев в хаосе Германии в межвоенные годы. Известные писатели, такие как Гвидо фон Лист,яли неоязыческие, националистические идеи, основанные на вотанизме и Каббале. Многие влиятельные и богатые немцы были привлечены к тайным обществам, таким как Общество Туле. Активист Общества Туле Карл Харрер был одним из основателей Немецкой рабочей партии, которая позже стала нацистской партией ; некоторые члены нацистской партии, такие как Альфред Розенберг и Рудольф Гесс, были указаны как «гости» Общества Туле, как и наставник Адольфа Гитлера Дитрих Эккарт. После прихода к власти нацисты преследовали оккультистов. В то время как многие лидеры нацистской партии, такие как Гитлер и Йозеф Геббельс, были враждебны оккультизму, Генрих Гиммлер использовал Карла Марию Вилигут как ясновидящего »и регулярно обращался за помощью в установление символических и церемониальных аспектов СС », но не для важных политических решений. К 1939 году Вилигут был «насильно уволен из СС» в связи с тем, что его поместили в лечебницу за безумие. С другой стороны, немецкий герметический магический орден Fraternitas Saturni был основан на Пасху 1928 года и является одной из старейших постоянно действующих магических групп в Германии. В 1936 году «Fraternitas Saturni» была запрещена нацистским режимом . Руководители ложи эмигрировали, чтобы избежать тюремного заключения, но в ходе войны Ойген Гроше, один из их главных лидеров, был арестован нацистским правительством на год. После Второй мировой войны они реформировали Fraternitas Saturni.
В 1960-х и 1970-х годах эзотеризм все больше ассоциировался с растущей контркультурой на Западе, чьи приверженцы осознали себя участниками духовной революции, которая ознаменует Эру Водолея. К 1980-м годам эти течения тысячелетий стали широко известны как движение Нью Эйдж, и оно становилось все более коммерциализированным, поскольку предприниматели использовали рост духовного рынка. И наоборот, другие формы эзотерической мысли сохранили антикоммерческие и контркультурные настроения 1960-х и 1970-х годов, а именно техно-шаманское движение, продвигаемое такими фигурами, как Теренс МакКенна и Даниэль Пинчбек, основанный на трудах антрополога Карлоса Кастанеды.
Эта тенденция сопровождалась усилением современного язычества, движения, в котором первоначально доминировала Викка, религия, которую проповедовал Джеральд Гарднер. Викка была принята членами феминистского движения второй волны, в первую очередь Starhawk, и развивалась в движение Богини. Викка также сильно повлияла на развитие языческого нео-друидизма и других форм кельтского возрождения. В ответ на Викку также появилась литература и группы, которые называют себя последователями традиционного колдовства в противовес растущей заметности Викки и заявляют о более старых корнях, чем система, предложенная Джеральдом Гарднером. Другими тенденциями, которые возникли в западном оккультизме в конце 20 века, были сатанизм, разоблаченный такими группами, как Церковь Сатаны и Храм Сета, а также магия хаоса через группу Illuminates of Thanateros.
В 2013 году Аспрем и Гранхольм подчеркнули, что «современный эзотеризм глубоко проникнут, и все больше и больше, связанных с популярной культурой и новыми медиа ».
Гранхольм отметил, что эзотерические идеи и образы можно найти во многих аспектах западных популярных СМИ, сославшись на такие примеры, как Баффи Истребительница вампиров, Аватар, Hellblazer и His Dark Materials. Гранхольм утверждал, что есть проблемы с этой областью, поскольку она проводит различие между эзотеризмом и неэзотерическими элементами культуры, которые опираются на эзотеризм; Ссылаясь на пример экстрим-метала, он отметил, что было чрезвычайно сложно отличить художников, которые были «истинно оккультными», и тех, кто ссылался на оккультные темы и эстетику «поверхностно».
Писатели, интересующиеся оккультными темами, приняли три разные стратегии работы с предметом: те, кто разбирается в предмете, включая привлекательные образы оккультизма и оккультистов в свои работы, те, кто маскирует оккультизм в «паутину интертекстуальности», и те, кто кто противостоит ему и стремится его разрушить.
Академическое исследование западного эзотеризма было впервые начато в в начале 20-го века историками древнего мира и европейского Возрождения, которые пришли к выводу, что - хотя предыдущие исследования это игнорировали - эффект, который дохристианская и нерациональная школа мысли, проявленные в европейском обществе и культуре, достойны академического внимания. Одним из ключевых центров для этого был Институт Варбурга в Лондоне, где такие ученые, как Фрэнсис Йейтс, Эдгар Винд, Эрнст Кассирер, и Д. П. Уокер начал утверждать, что эзотерическая мысль оказала большее влияние на культуру Возрождения, чем считалось ранее. Работа Йейтс, в частности, ее книга 1964 года Джордано Бруно и герметическая традиция, была названа «важной отправной точкой для современной науки по эзотерике», преуспевшей «одним махом в достижении стипендии на новый путь "путем более широкого осознания того влияния, которое эзотерические идеи оказали на современную науку.
По инициативе ученого Генри Корбина, в 1965 году была открыта первая в мире академическая должность в изучение эзотеризма было начато в École pratique des hautes études в Сорбонне, Париж; названный кафедрой Истории христианского эзотеризма, ее первым заведующим был специалист по христианской каббале, хотя он мало интересовался развитием более широкого изучения эзотерики как области исследований. В 1979 году Фэвр занял кресло Secret в Сорбонне, которая была переименована в «Историю эзотерических и мистических течений в современной Европе». С тех пор Фэвр был назван ответственным за развитие изучения западного эзотеризма в формализованную область, а его работа 1992 года L'ésotérisme была названа «началом изучения западного эзотеризма как академической области исследований». Он оставался на кафедре до 2002 года, когда его сменил.
Выдающийся ученый-эзотерик Воутер ХанеграафФейвр отметил, что на пути к становлению в этой области стояли два существенных препятствия. Во-первых, в академических кругах укоренилось предубеждение к эзотерике, что привело к широко распространенному мнению, что история эзотеризма не заслуживает академических исследований. Во-вторых, эзотеризм - это трансдисциплинарная область, изучение которой явно не укладывается в рамки какой-либо конкретной дисциплины. Как заметил Ханеграаф, западный эзотеризм нужно было изучать как отдельную область от религии, философии, науки и искусства, потому что, хотя он «участвует во всех этих областях», он не вписывается ни в одну из них. В другом месте он отметил, что «вероятно, не было другой области гуманитарных наук, которой бы так серьезно пренебрегли», как западный эзотеризм.
В 1980 году Роберт А. Макдермотт основал американскую организацию. 330>как выход для американских ученых, интересующихся западным эзотеризмом. С 1986 по 1990 годы члены Герметической Академии участвовали в группах на ежегодном собрании Американской академии религии под рубрикой «Группа эзотеризма и перениализма». К 1994 году Фэвр мог прокомментировать, что академические исследования западного эзотеризма начали активно развиваться во Франции, Италии, Англии и США, но он сетовал на то, что этого не произошло в Германии.
В 1999 году., Амстердамский университет учредил кафедру «Истории герметической философии и родственных течений», которую занимал Ханеграаф, а в 2005 году Университет Эксетера создал кафедру в « Западный эзотеризм », которую взял Гудрик-Кларк, возглавлявший Эзетерский центр изучения эзотеризма. Таким образом, к 2008 году в университете было три специализированных кафедры по этому предмету, в Амстердаме и Эксетере также предлагались программы магистратуры. Несколько конференций по этой теме было проведено на пятилетних встречах Ассоциации, а рецензируемый журнал Aries: Journal for the Study of Western Esotericism начал публиковаться в 2001 году. В 2001 году также был основан Североамериканский (ASE), а вскоре после этого было основано Европейское общество изучения западной эзотерики (ESSWE). В течение нескольких лет Майкл Бергундер выразил мнение, что это стало устоявшейся областью религиоведения, при этом Аспрем и Гранхольм заметили, что ученые, работающие в рамках других дисциплин религиоведения, начали проявлять интерес к работе ученых-эзотеристов.
Аспрем и Гранхольм отметили, что в изучении эзотерики преобладали историки, и поэтому им не хватало перспективы социологов, исследующих современные формы эзотеризма, ситуацию, которую они пытались исправить, создавая связи с учеными, занимающимися язычеством и изучением новых религиозных движений. На основании того факта, что «английская культура и литература были традиционными оплотами западного эзотеризма», в 2011 году Пиа Бринцеу и Дьёрдь Соньи настаивали на том, чтобы изучение английского языка также сыграло свою роль в этой междисциплинарной области
.Ханеграаф проводит различие между «эмиским» и «этическим» подходами к религиоведению. Эмический подход - это подход алхимика или теософа как алхимика или теософа. Этический подход - подход ученого как историка, исследователя, критически настроенного. Эмпирическое исследование эзотеризма требует «эмического материала и этической интерпретации»:
Эмик обозначает точку зрения верующего. Со стороны исследователя реконструкция этой эмической перспективы требует эмпатического отношения, максимально исключающего личные предубеждения. С другой стороны, научный дискурс о религии носит не эмический, а этический характер. Ученые могут вводить свою собственную терминологию и проводить теоретические различия, отличные от таковых у самих верующих.
Артур Верслуис предлагает подход к эзотеризму через «сочувствующий эмпиризм»:
Эзотеризм, учитывая все его разнообразные формы и его по своей сути многомерная природа не может быть передана без выхода за рамки чисто исторической информации: как минимум, изучение эзотерики, и в частности мистицизма, требует некоторой степени творческого участия в том, что изучается.
Многие ученые эзотерики стали считается уважаемым интеллектуальным авторитетом практиками различных эзотерических традиций. Хотя многие исследователи эзотеризма стремились подчеркнуть, что «эзотеризм» - это не единичный объект, практики, читающие эту стипендию, начали рассматривать его и думать о нем как о единственном объекте, с которым они связаны. Таким образом, Аспрем и Гранхольм отметили, что использование термина «эзотеризм» среди ученых «в значительной степени способствует овеществлению категории для широкой аудитории - несмотря на явно выраженные противоположные намерения большинства ученых в этой области».
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Западному эзотеризму |
Найдите западный эзотеризм в Викисловаре, бесплатном словаре. |
Викискладе есть материалы, связанные с западным эзотеризмом. |