Мисотеизм - это «ненависть Бога » или «ненависть богов "(от греческого прилагательного misotheos (μισόθεος)« ненавидеть богов »или« ненавидеть Бога »- соединение, μῖσος,« ненависть »и, θεός, "бог"). В некоторых разновидностях политеизма считалось возможным наказать богов, прекратив им поклоняться. Так, Храфнкель, главный герой одноименной саги о Храфнкеле, действие которой происходит в 10 веке, когда его храм Фрейру сожжен, а он порабощен, заявляет: «Я думаю, что глупо иметь вера в богов », никогда не совершая другого blót (жертвоприношения), положение, описанное в сагах как golauss,« безбожный ». Якоб Гримм в своей «Тевтонской мифологии» отмечает, что:
Примечательно, что древнескандинавские легенды иногда упоминают некоторых людей, которые, отвернувшись с крайним отвращением и сомнением от языческой веры, полагались на собственные силы и добродетель. Так, в Sôlar lioð 17 мы читаем о Vêbogi и Râdey á sjálf sig þau trûðu, «они верили в себя».
В монотеизме это мнение возникает в контексте теодицея (проблема зла, дилемма Евтифрона ). Известным литературным выражением мизотеистических настроений является «Прометей» Гете , сочиненный в 1770-х годах.
Схожая концепция - дистеизм (древнегреческий : δύσ θεος, «плохой бог»), вера в то, что бог не полностью хорош, а возможно и зло. Трикстеры боги, встречающиеся в политеистических системах верований, часто имеют дистеистическую природу. Одним из примеров является Эшу, бог-обманщик из религии йоруба, который сознательно разжигал насилие между группами людей для собственного развлечения, говоря, что «разжигание раздоров - моя величайшая радость».
Концепция Демиурга в некоторых версиях древнего гностицизма также часто изображала Демиурга как в целом злую сущность.
Многие политеистические божества с доисторических времен не считались ни добрыми, ни злыми (или обладали обоими качествами). Таким образом, дистеизм обычно используется в отношении иудео-христианского Бога. В концепциях Бога как summum bonum утверждение о том, что Бог не является полностью хорошим, было бы оксюмороном.
. Историческое утверждение, близкое к «дистеизму», - это: deus deceptor, «злой демон » (dieu trompeur) из Рене Декарта ', который был истолкован протестантскими критиками как кощунственный предположение о том, что Бог проявляет злые намерения. Но Ричард Кеннингтон заявляет, что Декарт никогда не объявлял своего «злого гения» всемогущим, а просто не менее могущественным, чем он лживый, и, следовательно, не являлся явным эквивалентом Бога, единственного всемогущего божества.
Дистеистические предположения возникают из рассмотрения проблема зла - вопрос, почему Бог, который якобы всемогущ, всеведущ и всемогущ, допустил существование зла в мире. Кунс отмечает, что это богословская проблема только для евтеиста, поскольку антистеист не считает существование зла (или его авторство Богом) препятствием для теистической веры. Фактически, дистеистический вариант был бы последовательным непротиворечивым ответом на проблему зла. Таким образом, Кунс заключает, что проблема теодицеи (объяснение того, как Бог может быть добрым, несмотря на очевидное противоречие, представленное в проблеме зла) не бросает вызов всем возможным формам теизма (т. Е. Что проблема зло не противоречит тому, кто верит, что Бог существует, но не обязательно добр).
Этот вывод неявно берет начало в дилемме Евтифрона, утверждая независимость добра и зла нравственности от Бога (как Бог есть определено в монотеистической вере). Исторически понятие «добро» как абсолютное понятие возникло параллельно с представлением о Боге как единственной сущности, отождествляемой с добром. В этом смысле дистеизм равносилен отказу от центральной особенности исторического монотеизма: фактической ассоциации Бога с summum bonum.
Артур Шопенгауэр писал: «Этот мир не мог быть плодом вселюбящее существо, но существо дьявола, создавшего существа для того, чтобы наслаждаться видом их страданий ».
Критики доктрины Кальвина о предопределении часто утверждали, что доктрины Кальвина не смогли успешно избежать описания Бога как «виновника зла».
Большая часть теологии после Холокоста, особенно в иудейских теологических кругах, посвящена переосмыслению Божьей благости. Примеры включают работу Дэвида Р. Блюменталя, автора книги «Перед лицом жестокого Бога» (1993) и Джона К. Рота, чье эссе «Теодицея протеста» включено в книгу «Встреча со злом: варианты жизни в Теодицеи» (1982):
Все зависит от утверждения, что Бог обладает - но не использует достаточно хорошо - властью, чтобы решительно вмешаться в любой момент, чтобы сделать ход истории менее расточительным. Таким образом, несмотря на свою верховную власть, этот Бог вечно виновен, и степень его ответственности варьируется от грубой небрежности до массового убийства... В той степени, в которой [люди] рождены с потенциалом и силой [творить злые дела], следует отдать должное ибо этот факт принадлежит другому. «В другом месте» - это адрес Бога.
Deus deceptor (dieu trompeur), «обманчивый бог», является концепцией картезианства. Воетий обвинил Декарта в богохульстве в 1643 году. Жак Тригландий и Якоб Ревий, теологи из Лейденского университета, выдвинули аналогичные обвинения в 1647 году, обвиняя Декартом о том, что он «считает Бога обманщиком», - позиция, которую они заявили как «противоречащую славе Божьей». Декарту угрожали осуждением его взглядов синодом, но этому помешало заступничество принца Оранского (по просьбе французского посла Сервьена). Обвинения ссылаются на отрывок из Первой медитации, где Декарт заявил, что он предполагал не оптимального Бога, а скорее злого демона "summe potens callidus " (" самый сильный и хитрый »). Обвинители отождествили концепцию Декарта о deus deceptor с его концепцией злого демона, заявив, что только всемогущий Бог является «summe potens» и что описание злого демона как такового, таким образом, продемонстрировало личность. Ответ Декарта на обвинения заключался в том, что в этом отрывке он четко проводил различие между «в высшей степени добрым Богом, источником истины, с одной стороны, и злым демоном - с другой». Он не опроверг напрямую обвинение в том, что злой демон был всемогущим, но утверждал, что простое описание чего-либо с помощью «какого-то атрибута, который в действительности принадлежит только Богу» не означает, что это что-то фактически считается верховным Богом.
Злой демон всемогущ, несмотря на христианскую доктрину, и считается ключевым требованием для аргументации Декарта картезианскими учеными, такими как, Бек, Эмиль Брейе,, Шевалье, Франкфурт, Этьен Гилсон, Энтони Кенни, Ляпорт, Кемп-Смит и Уилсон. Прогресс через Первую медитацию, ведущий к введению концепции злого гения в конце, состоит в том, чтобы ввести различные категории в набор дублируемых элементов, таких как математика (то есть добавление Декартом 2 и 3 и подсчет сторон площадь). Хотя гипотетический злой гений никогда не объявляется одним и тем же гипотетическим «deus deceptor» (Бог-обманщик), заключение читателя о том, что они есть, является естественным, и требование, чтобы обманщик был способен ввести Обман даже в математике рассматривается комментаторами как необходимая часть аргументации Декарта. Ученые утверждают, что на самом деле Декарт не вводил новую гипотезу, а просто формулировал идею обманчивого Бога в терминах, которые не были бы оскорбительными.
Пауль Эрдеш, эксцентричный и чрезвычайно плодовитый венгр -рожденный математик, упомянул понятие deus deceptor в юмористическом контексте, когда назвал Бога «Верховным фашистом», который намеренно скрывает от людей разные вещи, начиная от носков и паспортов до самых элегантных математических доказательств. Аналогичное мнение выражено Дугласом Адамсом в Автостопом по Галактике в связи с искушением Адама и Евы Богом:
Есть различные примеры спорного dystheism в Библии, иногда приводятся в качестве аргументов для атеизма (например, Бертран Рассел 1957), большинство из них из Пятикнижия. Заметным исключением является Книга Иова, классический пример теодицеи, который, как можно утверждать, сознательно обсуждает возможность дистеизма (например, Карл Юнг, Ответ на задание ).
Томас Пейн писал в Эпоха разума, что «всякий раз, когда мы читаем непристойные истории, сладострастные распутства, жестокие и мучительные казни, неумолимую мстительность, с которой более половины Библии наполнен, было бы более логично, если бы мы назвали это словом бесовского, чем словом Бога ». Но точка зрения Пейна была деистической, критиковавшей больше распространенных верований о Боге, чем самого Бога.
Новый Завет содержит ссылки на «злого бога», в частности, на «князя мира сего» (Иоанна 14:30, ο του κοσμου τουτου αρχων) или «бога мира сего» "(2 Коринфянам 4: 4, ο θεος του αιωνος τουτου), который« ослепил умы людей ». Мейнстрим христианское богословие рассматривает их как отсылки к сатане («дьяволу»), но гностикам, маркионитам и манихеям видел в них ссылки на самого Яхве (Бога). Упоминания Бога как гневного или жестокого в Новом Завете более редки, чем в Ветхом, но ряд антитеистических выступающих, в частности Кристофер Хитченс и Мэтт Диллаханти, привлекли внимание к количество отрывков.
Мисотеистические и / или дистеистические выражения имеют долгую историю в искусстве и литературе. Этой теме посвящена книга Бернарда Швейцера Ненависть к Богу: невыразимая история мизотеизма. Он прослеживает историю идей, лежащих в основе мизотеизма, от Книги Иова, через эпикуреизм и закат римского язычества до деизма, анархизма, Ницшеанская философия, феминизм и радикальный гуманизм. Основные литературные фигуры в его исследовании: Перси Биши Шелли, Алджернон Суинберн, Зора Нил Херстон, Ребекка Уэст, Эли Визель, Питер Шаффер и Филип Пуллман. Швейцер утверждает, что литература является предпочтительным средством выражения ненависти к Богу, потому что творческие возможности литературы позволяют писателям одновременно избавляться от своего женоненавистничества, при этом изобретательно скрывая свое богохульство.
Другие примеры включают:
В последнее время это мнение присутствует в различных средствах массовой информации:
Персонажи нескольких пьес Теннесси Уильямс 'выражают антитеистические взгляды, в том числе преподобный Т. Лоуренс Шеннон в Ночь игуаны.
Стихотворение Роберта Фроста «Дизайн» ставит под вопрос, как Бог мог сотворить смерть, если бы он был доброжелателен.
В пьесе еврейского автора Эли Визель Испытание Бог (1979), выжившие погром, во время которого было убито большинство жителей еврейской деревни 17-го века, подвергал Бога суду за его жестокость и безразличие к их страданиям. Спектакль основан на реальном судебном процессе, в котором участвовал Визель, который проводился заключенными Освенцима концлагеря во время нацистской холокоста, но в нем также упоминается ряд других инцидентов в еврейской истории, включая аналогичный процесс, проведенный хасидским раввином Леви Йосефом Ицхаком из Бердичева :
избивают мужчин и женщин, замучили и убили. Правда, они жертвы мужчин. Но убийцы убивают во имя Бога. Не все? Верно, но пусть один убийца убьет во славу Божью, и Бог виноват. Каждый человек, который страдает или причиняет страдания, каждая изнасилованная женщина, каждый ребенок, которого мучают, причастны к Нему. Что, тебе нужно больше? Сотня или тысяча? Послушайте, либо он виноват, либо нет. Если он есть, давайте его судим. Если нет, пусть перестанет судить нас.
В получившем «Оскар» полнометражном фильме Алана Паркера 1980 года «Слава» один из главных героев (которого играет Барри Миллер) делает явное заявление против Бога. Играя честолюбивого комика, которого на уроках актерского мастерства просят рассказать об опыте, который сильно повлиял на него, чтобы отточить его артистические навыки, он произносит развернутый неразрезанный монолог (редкость для массовых голливудских фильмов того времени.), который жестко критикует и современный капитализм, и религию, заканчивая фразой «а затем мы все можем пойти помолиться этому мудаку Богу, который все испортил».
Некоторые нееврейские авторы разделяют озабоченность Визеля по поводу природы Бога, в том числе Салман Рушди (Сатанинские стихи, Шалимар Клоун ) и Энн Провуст (В тени ковчега):
Почему вы доверяете Богу, который не дает нам нужную книгу? На протяжении всей истории он давал еврейскому народу книгу, он давал христианам книгу, и он давал книги мусульманам, и между этими книгами есть большое сходство, но есть и противоречия.... Ему нужно вернуться и внести ясность, а не... давайте бороться за то, кто прав. Он должен прояснить это. Итак, мой личный ответ на ваш вопрос: «Следует ли нам доверять [Богу, который не может все исправить]», я бы не стал.
Написание сэра Кингсли Эмиса содержит некоторые мисотеистические темы ; например в Зеленом Человеке (появление Бога в образе юноши) и в Лиге против Смерти (анонимное стихотворение, полученное капелланом).
Ряд спекулятивных произведений представляет антиетеистическую перспективу, по крайней мере, еще в работах Х. П. Лавкрафт и Олаф Стэплдон, влиятельный философский рассказ Звездный создатель.
К 1970-м годам Харлан Эллисон даже описал дистеизм как что-то вроде научной фантастики клише. Сам Эллисон затронул эту тему в своем "Птица смерти ", заглавном рассказе Истории Птицы смерти, сборнике, основанном на теме (для большинства часть) злобные современные боги. «Вечная песня » Лестера дель Рей (первая история в получившей признание антологии Dangerous Visions Харлана Эллисона), рассказывает историю беглого бога, за которым охотились через вселенную мстительным человечеством, которое стремится «поставить его на место». «Вера наших отцов » Филиппа К. Дика, также из той же антологии, показывает ужасающее видение существа, возможно Бога, всепожирающего и аморального. Ранее упомянутая трилогия Филипа Пуллмана, Его Темные материалы, представила тему небрежного или злого Бога широкой аудитории, как это показано в фильме 2007 года Золотой Компас на основе первой книги этой трилогии.
В оригинальной серии Звездного пути были представлены эпизоды с дистеистическими темами, среди которых «Сквайр Готоса », «Кто скорбит по Адонайсу? "," Ибо мир пуст и я коснулся неба "и" Возвращение архонтов ". В пилотной серии «Encounter at Farpoint » Star Trek: The Next Generation капитан Жан-Люк Пикар сообщает Q, обманщик с богоподобными способностями, подобными антагонисту в вышеупомянутом эпизоде «Сквайр Готоса», что людям 24-го века больше не нужно было зависеть от божественных фигур или поклоняться им. Это усиление сдержанных антитеистических настроений из книги «Кто скорбит по Адонаису?», В которой капитан Джеймс Т. Кирк говорит Аполлону, что «Человечеству не нужны боги, мы находим тот, который вполне подходит ". Более поздний эпизод, «Кто наблюдает за Наблюдателями », изображает случайно возрождающуюся теистическую веру в более примитивные виды как негативную вещь, которую необходимо остановить. В Star Trek: Deep Space Nine раскрывается, что миф о создании клингонов включает в себя первых клингонов, убивающих богов, создавших их, потому что «они были больше проблем, чем они того стоили».
В фильме Пич Блэк главный герой-антигерой Ричард Б. Риддик высказал свою собственную веру после того, как имам обвинил его в атеизме : «Думаете, кто-то может провести половину своей жизни в схватке с укусом лошади во рту и не поверить? Думаете, он мог бы начать в каком-то мусорном ведре винного магазина с обмотанной вокруг шеи пуповиной и не поверить?, святой человек. Я абсолютно верю в Бога... и я абсолютно ненавижу этого ублюдка. "
Книга Роберта А. Хайнлайна Работа: комедия правосудия, которая в основном посвящена религиозным учреждениям, заканчивается появлением Яхве, которое далеко не комплиментарно.
Атар, вымышленная организация из DD's Planescape Campaign Setting отрицает божественность божеств этого сеттинга. Однако они склонны поклоняться "Великому Неизвестному " вместо себя.
В фильме 2013 года Заключенные Холли Джонс и ее муж Исаак потеряли веру в Бога после того, как их сын умер от рака. С тех пор они похищают и убивают детей, чтобы заставить других родителей потерять веру в Бога и превращать их в полые оболочки их прежнего «я», движимые местью, то есть распространять свой мизотеизм среди других людей. Как Холли Джонс заявляет Келлеру Дувру ближе к концу фильма: «Заставить детей исчезнуть - это война, которую мы ведем с Богом. Люди теряют веру, превращаются в таких демонов, как вы».
В фильме Расширенная вселенная DC Бэтмен против Супермена: На заре справедливости, Лекс Лютор придерживается мисотеистического взгляда на Бога, полагая, что если Бог были всемогущими, то по логике он не мог быть всемогущим и наоборот (теологическая проблема зла ), тем самым укрепляя его веру в то, что сила не может быть невинной. У него есть склонность к постоянным отсылкам к основным фигурам как языческого, так и библейского богословия, особенно сравнивая себя с Прометеем, генералом Зодом с Икаром и Суперменом Зевсу, Гору, Аполлону, Иегове и Сатане. Он даже сравнивает себя с библейским Богом в одном отношении, заявляя, что ненавидит «грех, а не грешника», и играет Бога, создав чудовище Судный день.
В сезоне 1 из Люк Кейдж, Мисотеизм Уиллиса Страйкера, похоже, заставил его отомстить своему сводному брату Люк Кейдж, цитируя несколько библейских стихов, которые напрямую связаны с предполагаемым предательством Люкса против Страйкера. Пуля Иуды была разработана, чтобы символизировать этот акт предательства; заявив «один Иуда другому» перед тем, как выстрелить Люку в живот, и поклявшись повторить те же слова, которые Каин сказал своему отцу после того, как убил Авеля, когда он наконец убил Кейджа.
Misotheism - это альбом 2008 года бельгийской блэк-метал группы Gorath.
Дистеистические настроения также проникли в популярную музыку, проявляясь в противоречивых песнях, таких как «Dear God » группы XTC (позже покрыто Сара Маклахлан ) и «Blasphemous Rumors » Depeche Mode, в которых рассказывается история девочки-подростка, которая пыталась покончить жизнь самоубийством, выжила и отдала свою жизнь Богу, только быть сбитым машиной, оказаться на аппарате жизнеобеспечения и в конце концов умереть. Большая часть работ Гэри Ньюмана, особенно альбом Exile, наполнена мисотеистическими темами.
Произведение оскароносного автора песен / композитора Рэнди Ньюмана также включает несколько песен, выражающих антитеистические настроения, в том числе ироничное «Он дает нам всю свою любовь » и более явно мальтеистическая "Песня Бога (Вот почему я люблю человечество)", обе из его знаменитого альбома 1972 года Sail Away. В последней песне Ньюман оплакивает тщетность отношений с Богом, чье отношение к человечеству он считает презрительным и жестоким.
Песня «God Made» Эндрю Джексона Джихада предлагает дистеизм и подразумевает ненависть к Богу. В частности, их песня «Бойтесь Иисуса» о мстительном Христе, хотя это может быть критикой языка ненависти фундаменталистов.
"God Am" Alice in Chains из их одноименного альбома содержит много мисотеистических тем о воспринимаемой апатии Бога к злу в этом мире.
"Godwhacker" Стили Дэна из их альбома Everything Must Go, разработанного лирическим фронтменом Дональдом Фейгеном через несколько дней после того, как его мать умер от болезни Альцгеймера. «Речь идет об элитном отряде убийц, единственная задача которых - найти путь на небеса и уничтожить Бога», - объяснил он позже. «Если бы Божество действительно существовало, какой здравомыслящий человек не счел бы это убийством оправданным?»
В песне «Terrible Lie» Nine Inch Nails Трент Резнор выражает гнев, смущение и печаль по отношению к Богу и мир, который он создал.
«Юдифь» группы A Perfect Circle - сатирическая песня, в которой возлагается вину за болезнь матери ведущей певицы Джудит на Бога. Несмотря на ухудшение своего состояния, Джудит никогда не спрашивает, почему она оказалась в затруднительном положении, а вместо этого продолжает хвалить и поклоняться Богу. Ее сын сердито издевается над богом и приводит аргументы, почему она не должна страдать.
«Бойцовская песня» Мэрилина Мэнсона, «Say 10» и другие имеют прямую и косвенную тематику мисотеизма.
Американские дэт-метал группы Deicide и Morbid Angel основывают большую часть своих текстов на мизотеизме в названии и в концепции. Многие группы в жанре блэк-метал, такие как Mayhem, Emperor, Gorgoroth и Darkthrone, выражают крайний мисотеизм. в их лирике.
В 2006 году австралийский художник Арчи Мур создал бумажную скульптуру под названием «Мальтеизм», которая в 2006 году была номинирована на премию Telstra Art Award. задумано как представление церкви, составленной из страниц Книги Второзакония :
... и в его тексте содержится одобрение от Бога Моисея для вторжения других народов. В нем говорится, что вы имеете право вторгнуться, забрать все их ресурсы, убить всех мужчин (неверующих) и не заключать с ними никаких договоров.
Look up misotheism in Wiktionary, the free dictionary. |