Зло

редактировать

Противоположность или отсутствие добра На одной из пяти картин Истребление зла изображен Сендан Кендацуба, один из восьми хранителей буддийского закона, изгоняющего зло.

Зло, в общем смысле, является противоположностью или отсутствием добра. Это может быть очень широкое понятие, хотя в повседневном употреблении часто используется более узко, чтобы говорить о глубоком зле. Обычно считается, что оно принимает несколько возможных форм, таких как форма личного морального зла, обычно ассоциируемого со словом, или безличного естественного зла (как в случае стихийных бедствий или болезней), а в религиозной мысли - форма демонического или сверхъестественного / вечного.

Зло может обозначать глубокую безнравственность, но обычно не без некоторой основы в понимании человеческого условие, где раздор и страдание (ср. индуизм ) являются истинными корнями зла. В определенных религиозных контекстах зло описывалось как сверхъестественная сила. Различаются определения зла, равно как и анализ его мотивов. Элементы, которые обычно ассоциируются с личными формами зла, включают несбалансированное поведение, включая гнев, месть, ненависть, психологическую травму, целесообразность, эгоизм, невежество, разрушение и пренебрежение.

Зло также иногда воспринимается как дуалистическая антагонистическая бинарная противоположность - добро, в котором добро должно преобладать, а зло должно быть побеждено. В культурах с буддийским духовным влиянием, добро и зло воспринимаются как часть антагонистической двойственности, которую необходимо преодолеть посредством достижения Нирваны. философские вопросы, касающиеся добра и зла, подразделяются на три основные области исследования: метаэтика о природе добра и зла, нормативная этика о том, как мы должен вести себя, и применять этику в отношении определенных моральных вопросов. В то время как этот термин применяется к событиям и условиям без вмешательства, формы зла, рассматриваемые в этой статье, предполагают злодея или деятелей.

В то время как некоторые религии сосредотачиваются на добре и зле, другие религии и философии отрицают существование зла и его полезность при описании людей.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Китайская моральная философия
  • 3 Европейская философия
    • 3.1 Спиноза
    • 3.2 Ницше
  • 4 Психология
    • 4.1 Карл Юнг
    • 4.2 Филип Зимбардо
  • 5 Религия
    • 5.1 Проблема зла и его источник
    • 5.2 Авраамические религии
      • 5.2.1 Вера бахаи
      • 5.2.2 Христианство
      • 5.2.3 Ислам
      • 5.2.4 Иудаизм
    • 5.3 Древнеегипетская религия
    • 5.4 Индийские религии
      • 5.4.1 Буддизм
      • 5.4.2 Индуизм
      • 5.4.3 Сикхизм
    • 5.5 Зороастризм
  • 6 Вопрос об универсальном определении
  • 7 Философские вопросы
    • 7.1 Подходы
    • 7.2 Полезность как термин
    • 7.3 Необходимость
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки
Этимология

современное английское слово evil (древнеанглийское yfel) и его родственные, такие как немецкий Übel и голландский euvel, широко распространены. считается происходящим от протогерманской реконструированной формы * ubilaz, сравнимой с хеттским huwapp - в конечном итоге из Proto -Индоевропейская форма * wap- и суффикс нулевой формы * up-elo-. Другие более поздние германские формы включают среднеанглийский evel, ifel, ufel, старофризский evel (прилагательное и существительное), древнесаксонский ubil, древневерхненемецкий убил и готский убил.

Корневое значение этого слова неясного происхождения, хотя показано, что оно сродни современному немецкому Das Übel (хотя зло обычно переводится как Das Böse) с основная идея нарушения.

китайской моральной философии
Основные: конфуцианская этика, конфуцианство и даосская этика

Как и буддизм, в Конфуцианство или даосизм нет прямого аналога тому, как противопоставляются добро и зло, хотя упоминание о демоническом влиянии часто встречается в китайской народной религии. Конфуцианство в первую очередь заботится о правильных социальных отношениях и поведении, подходящем для образованного или превосходного человека. Таким образом, зло соответствовало бы неправильному поведению. В еще меньшей степени это соответствует даосизму, несмотря на центральную роль дуализма в этой системе, но противоположность кардинальных добродетелей даосизма, сострадание, умеренность и смирение может быть выведено как аналог зла. в нем.

Европейская философия

Спиноза

Бенедикт де Спиноза утверждает

1. По доброму я понимаю то, что, как мы знаем, полезно для нас.. 2. Напротив, под злом я понимаю то, что мы, безусловно, знаем, мешает нам обладать чем-либо хорошим.

Спиноза принимает квазиматематический стиль и излагает эти дальнейшие утверждения, которые он пытается доказать или продемонстрировать из приведенных выше определений в части IV его Этики :

  • Утверждение 8 «Знание добра или зла есть не что иное, как аффект радости или печали, насколько мы это осознаем».
  • Утверждение 30 «Ничто не может быть злом из-за того, что оно является общим с нашей природой, но поскольку что-то является злом для нас, оно противоречит нам».
  • Предложение 64 «Знание зла есть недостаточные знания ".
    • Следствие «Отсюда следует, что если бы человеческий разум не имел ничего, кроме адекватных идей, он не сформировал бы представления о зле».
  • Предложение 65 «Согласно руководству разума, о двух вещах, которые являются хорошими, мы будем следовать большему добру, а из двух зол следовать меньшему ».
  • Предложение 68« Если бы люди родились свободными, у них не было бы представления о добре и зле, пока они были свободны ».

Ницше

Фридрих Ницше, отвергая иудео-христианскую мораль, обращается к этому в двух работах По ту сторону добра и зла и О генеалогии. морали, где он, по сути, говорит, что естественное функциональное недобро было социально трансформировано в религиозную концепцию зла рабским менталитетом слабых и угнетенных масс, которые негодуют на своих господ (сильных).

Психология

Карл Юнг

Карл Юнг в своей книге Ответ на Иов и других местах описал зло как темную сторону Бога. Люди склонны считать зло чем-то внешним по отношению к ним, потому что они проецируют свою тень на других. Юнг интерпретировал историю Иисуса как рассказ о Боге, столкнувшемся со своей собственной тенью.

.

Филипп Зимбардо

В 2007 году Филипп Зимбардо предположил, что люди могут действовать в злые пути в результате коллективной идентичности. Эта гипотеза, основанная на его предыдущем опыте Стэнфордского тюремного эксперимента, была опубликована в книге Эффект Люцифера: понимание того, как хорошие люди превращаются в зла.

Религия

Проблема зла и источника

Большинство монотеистических религий постулируют, что единственный Бог всемогущ, всеведущ и полностью добр. проблема зла спрашивает, как можно разрешить очевидное противоречие этих свойств и наблюдаемого существования зла в мире. Ученые исследовали вопрос о страданиях, причиняемых людьми и животными, страдания, причиненные природой (например, штормы и болезни). Эти религии склонны приписывать источник зла чему-то другому, кроме Бога, например демоническим существам или человеческому непослушанию.

Политеистические и нетеистические религии не имеют такого очевидного противоречия, но многие пытаются объяснить или определить источник зла или страданий. К ним относятся концепции зла как необходимой уравновешивающей или поддерживающей силы, следствия прошлых поступков (карма в индийских религиях ) или как иллюзии, возможно, порожденной невежеством или неспособностью достичь Просвещение.

Нерелигиозный атеизм обычно принимает злые поступки как черту человеческих действий, возникающих из-за разумного мозга, сформированного эволюцией, и страдания от природы в результате сложных природных систем просто следование законам физики.

авраамические религии

Вера бахаи

Вера бахаи утверждает, что зла не существует и что это понятие отражает отсутствие добра, точно так же, как холод - это состояние отсутствия тепла, темнота - это состояние отсутствия света, забывчивость - это отсутствие памяти, невежество - это отсутствие знания. Все это состояния недостатка и не имеют реального существования.

Таким образом, зло не существует и связано с человеком. Абдул-Баха, сын основателя религии, в Некоторые ответы на вопросы заявляет:

«Тем не менее в уме возникает сомнение, то есть, скорпионы и змеи ядовиты. Добрые они или злые, поскольку они - существующие существа? Да, скорпион - зло по отношению к человеку; змей - зло по отношению к человеку; но по отношению к себе они не злы, ибо их яд - их оружие, и своим жалом они защищаются ».

Таким образом, зло - это скорее интеллектуальная концепция, чем истинная реальность. Поскольку Бог добр, и, создав творение, он подтвердил это, сказав, что оно Хорошо (Бытие 1:31), зло не может иметь истинной реальности.

Христианство

дьявол, в противостояние воле Бога, представляет зло и искушает Христа, олицетворение характера и воли Бога. Ари Шеффер, 1854.

Христианское богословие черпает свое понятие зла из Ветхого и Нового Завета. Христианская Библия оказывает «доминирующее влияние на представления о Боге и зле в западном мире». В Ветхом Завете под злом понимается противостояние Богу, а также нечто неподходящее или низшее, например, лидер падших ангелов Сатана В Новом Завете Греческое слово понерос используется для обозначения непригодности, в то время как какос используется для обозначения противостояния Богу в человеческом царстве. Официально католическая церковь извлекает свое понимание зла из своей канонической древности и доминиканского теолога, Фомы Аквинского, который в Summa Theologica определяет зло как отсутствие или Французско-американский теолог Анри Блоше описывает зло, если рассматривать его как богословское понятие, как «неоправданную реальность. В просторечии зло - это« что-то », что происходит в опыт, которого не должно быть ».

В мормонизме смертная жизнь рассматривается как испытание веры, где выбор человека является центральным для Плана спасения. См. Агентство (Церковь СПД). Зло - это то, что мешает открыть природу Бога. Считается, что человек должен выбрать не быть злом, чтобы вернуться к Богу.

Христианская наука считает, что зло возникает из-за неправильного понимания добродетели природы, которая понимается как изначально совершенная, если смотреть с правильного ( духовная) перспектива. Непонимание реальности Бога ведет к неправильному выбору, который называется злом. Это привело к отказу от любой отдельной силы, являющейся источником зла, или от Бога как источника зла; напротив, появление зла является результатом ошибочного представления о добре. Христианские ученые утверждают, что даже самый злой человек преследует зло не ради него самого, а с ошибочной точки зрения, что таким образом он или она достигнет какого-то добра.

Ислам

Есть нет концепции абсолютного зла в исламе как фундаментального универсального принципа, независимого от добра и равного ему в дуалистическом смысле. Хотя Коран упоминает библейское запретное дерево, он никогда не называет его «деревом познания добра и зла ». В исламе считается важным верить в то, что все исходит от Бога, независимо от того, воспринимается это людьми как хорошее или плохое; а вещи, которые воспринимаются как зло или зло, являются либо естественными явлениями (стихийными бедствиями или болезнями), либо вызваны свободной волей человечества. В большей степени поведение существ со свободой воли, которые не подчиняются приказам Бога, причиняют вред другим или ставят себя выше Бога или других, считается злом. Зло не обязательно относится к злу как к онтологической или моральной категории, но часто к вреду или как к намерению и следствию действия, но также и к незаконным действиям. Непродуктивные действия или действия, не приносящие пользы, также считаются злом.

Типичное понимание зла отражено в Аль-Ашари основателе Ашаризма. Соответственно, квалификация чего-либо как зла зависит от обстоятельств наблюдателя. Само событие или действие нейтрально, но квалифицируются Богом. Поскольку Бог всемогущ и ничто не может существовать вне Его силы, воля Бога определяет, является ли что-то злом.

Иудаизм

В иудаизме зло не реально, это само по себе не является частью Божьего творения, но возникает в результате плохих действий человека. Люди ответственны за свой выбор, и поэтому имеют свободную волю, чтобы выбирать хорошее (жизнь в олам хаба ) или плохое (смерть на небесах). (Второзаконие 28:20) Иудаизм подчеркивает подчинение 613 заповедям Бога Письменной Торы (см. Также Танах ) и коллективный свод еврейских религиозных законов, изложенных в Устной Торе и Шулхан Арух (см. также Мишна и Талмуд ). В иудаизме нет предубеждений в отношении того, чтобы стать добрым или злым в момент рождения, поскольку полная ответственность ложится на Бар и Бат-мицва, когда еврейским мальчикам исполняется 13 лет, а девочкам - 12 лет.

Религия Древнего Египта

Зло в религии Древнего Египта известно как Исфет, «беспорядок / насилие». Это противоположность Маат, «порядок», и олицетворяется богом-змеем Апепом, который обычно пытается убить бога солнца Ra и почти останавливается любое другое божество. Исфет - это не изначальная сила, а следствие свободы воли и индивидуальной борьбы с небытием, воплощенным Апепом, о чем свидетельствует тот факт, что он родился из пуповины Ра, а не был записан в религиозных мифах о творении. 39>

Индийские религии

Буддизм

Истребление зла, Бог Небесного Наказания, из китайской традиции инь и ян. Конец периода Хэйан (Япония XII века)

Первичная двойственность в буддизме - это между страданием и просветлением, поэтому разделение добра и зла не имеет прямой аналог в нем. Из общих учений Будды можно сделать вывод, что каталогизированные причины страдания - это то, что соответствует в этой системе верований «злу».

Практически это может относиться к 1) трем эгоистичным эмоциям - желанию, ненависти и заблуждению; и 2) их выражению в физических и вербальных действиях. В частности, зло означает все, что вредит или препятствует причинам счастья в этой жизни, лучшее перерождение, освобождение от сансары и истинное и полное просветление будды (самьякшамбодхи).

«Что такое зло? Убийство - это зло, ложь - это зло, клевета - это зло, оскорбления - это зло, сплетни - это зло: зависть - это зло, ненависть - это зло, держаться за ложное учение - зло; все это являются злом. И что является корнем зла? Желание - корень зла, иллюзия - корень зла ». Гаутама Сиддхартха, основатель буддизма, 563–483 гг. До н. Э.

Индуизм

В индуизме концепция Дхармы или праведности четко разделяет мир на добро и зло и ясно объясняет, что войны должны иногда ведется для установления и защиты Дхармы, эта война называется Дхармаюдха. Это разделение добра и зла имеет большое значение как в индуистских эпосах Рамаяна, так и Махабхарата. Главный акцент в индуизме сделан на плохих поступках, а не на плохих людях. Священный индуистский текст, Бхагавад Гита, говорит о балансе добра и зла. Когда этот баланс нарушается, божественные воплощения приходят, чтобы помочь восстановить это равновесие.

Сикхизм

В соответствии с основным принципом духовной эволюции сикхское представление о зле меняется в зависимости от позиции человека. путь к освобождению. На начальных этапах духовного роста добро и зло могут казаться четко разделенными. Как только дух развивается до точки, где он видит наиболее ясно, идея зла исчезает, и открывается правда. В своих трудах Гуру Арджан объясняет, что, поскольку Бог является источником всего сущего, то, что мы считаем злом, также должно исходить от Бога. И поскольку Бог, в конечном счете, является источником абсолютного добра, ничто по-настоящему зло не может происходить от Бога.

Тем не менее, сикхизм, как и многие другие религии, действительно включает в себя список «пороков», от которых страдают, порочность и унижение возникает негатив. Они известны как Пять Воров, названных так из-за их склонности затуманивать разум и сбивать с пути от преследования за праведные действия. Это:

Тот, кто поддается искушениям Пяти Воров, известен как «Манмук », или тот, кто живет эгоистично и без добродетелей. И наоборот, «Гурмукх, которые преуспевают в своем почитании божественного знания, поднимаются над пороком посредством практики высоких добродетелей сикхизма. Это:

  • Сева, или бескорыстное служение другим.
  • Нам Симран, или медитация на божественное имя.

Зороастризм

В изначальной персидской религии зороастризме мир есть поле битвы между богом Ахура Маздой (также называемым Ормазд ) и злым духом Ангра Майнью (также называемым Ариманом ). разрешение борьбы между добром и злом должно было произойти в Судный день, в котором все живые существа будут переведены через огненный мост, а те, кто злы, будут свергнуты навсегда. Согласно афганским верованиям, ангелы и святые - это существа, посланные, чтобы помочь нам достичь пути к добру.

Вопрос универсального определения

A фундаментальный вопрос: существует ли универсальный rsal, трансцендентное определение зла, или определение того, определяется ли зло социальным или культурным происхождением. С. С. Льюис в The Abolition of Man утверждал, что есть определенные действия, которые повсеместно считаются злом, такие как изнасилование и убийство. Многочисленные случаи, когда на изнасилование или убийство морально влияет социальный контекст, ставят это под сомнение. Вплоть до середины XIX века Соединенные Штаты, как и многие другие страны, практиковали формы рабства. Как это часто бывает, те, кто нарушает моральные границы, извлекали выгоду из этого упражнения. Возможно, рабство всегда было одним и тем же и объективно злом, но люди с мотивацией к нарушению будут оправдывать это действие.

Адольф Гитлер иногда используется как современный символ зла. Политика и приказы Гитлера привели к гибели около 40 миллионов человек.

нацисты во время Второй мировой войны считали геноцид приемлемым, как и хуту интерахамве в геноциде в Руанде. Тем не менее, можно отметить, что истинные исполнители этих злодеяний, вероятно, избегали называть свои действия геноцидом, поскольку объективный смысл любого действия, точно описанного этим словом, заключается в неправомерном убийстве выбранной группы людей, что является действием, которое, по крайней мере, их жертвы поймут, что это зло. Универсалисты считают зло независимым от культуры и полностью связанным с действиями или намерениями. Таким образом, в то время как идеологические лидеры нацизма и хуту-интерхамве признали (и считали это моральным) совершение геноцида, вера в геноцид как фундаментальное или универсальное зло утверждает, что те, кто спровоцировал этот геноцид, на самом деле злы. Гитлер считал моральным долгом уничтожать евреев, потому что он видел в них корень всех болезней Германии и насилия, связанного с коммунизмом. Усама бен Ладен считал ислам атакованным западным и американским влиянием, обвиняя США и Израиль о создании альянса крестоносцев-сионистов для уничтожения ислама, и о том, что американские войска в Саудовской Аравии считаются неверными на земле двух самых святых мест ислама. Поэтому он считал немусульман и мусульман-шиитов злыми людьми, стремящимися разрушить исламскую чистоту и, следовательно, еретиками.

Философские вопросы

Подходы

Взгляды на природу зла принадлежат к раздел философии, известный как этика, который в современной философии подразделяется на три основные области исследования:

  1. Метаэтика, которая стремится понять природу этических свойств, утверждения, отношения и суждения.
  2. Нормативная этика исследует набор вопросов, возникающих при рассмотрении того, как следует действовать с моральной точки зрения.
  3. Прикладная этика, связанная с анализом конкретные моральные вопросы в частной и общественной жизни.

Полезность как термин

Одна школа мысли, которая придерживается мнения, что ни один человек не является злом и что только действия могут считаться злом. Психолог и посредник Маршалл Розенберг утверждает, что корнем насилия является само понятие зла или зла. Когда мы называем кого-то плохим или злым, утверждает Розенберг, это вызывает желание наказать или причинить боль. Это также позволяет нам легко отключить наши чувства по отношению к человеку, которому мы причиняем вред. Он ссылается на использование языка в нацистской Германии как на ключ к тому, как немецкий народ мог делать с другими людьми то, что они обычно не делали бы. Он связывает концепцию зла с нашей судебной системой, которая стремится к установлению справедливости посредством наказания - карательного правосудия - наказания за действия, которые считаются плохими или неправильными. Он противопоставляет этот подход тому, что он обнаружил в культурах, где идея зла не существовала. существует. В таких культурах, когда кто-то причиняет вред другому человеку, считается, что он не в гармонии с собой и своим сообществом, рассматривается как больной или больной, и принимаются меры, чтобы вернуть ему чувство гармоничных отношений с собой и другими.

Психолог Альберт Эллис соглашается, в его школе психологии называется рациональная эмоционально-поведенческая терапия, или REBT. Он говорит, что корень гнева и желание причинить кому-то вред почти всегда связаны с вариациями неявных или явных философских убеждений о других людях. Он также утверждает, что без сохранения вариантов этих скрытых или явных убеждений и предположений тенденция к насилию в большинстве случаев менее вероятна.

Американский психиатр М. Скотт Пек, с другой стороны, описывает зло как воинственное невежество. Первоначальная иудео-христианская концепция греха - это процесс, который приводит к тому, что человек не попадает в цель и не достигает совершенства. Пек утверждает, что, хотя большинство людей осознают это, по крайней мере на каком-то уровне, злые люди активно и воинственно отказываются от этого сознания. Пек описывает зло как злостный тип самодовольства, который приводит к проецированию зла на избранных конкретных невинных жертв (часто детей или других людей, находящихся в относительно бессильном положении). Пек считает, что те, кого он называет злом, пытаются убежать и спрятаться от собственной совести (посредством самообмана), и считает это совершенно отличным от очевидного отсутствия совести, очевидного у социопатов.

Согласно Пеку, злой человек:

  • постоянно самообман, с намерением избежать вины и поддерживать самооценку совершенства
  • Обманывает других в результате их собственный самообман
  • Психологически проецирует свое зло и грехи на очень конкретные цели, делая их козлами отпущения, обращаясь со всеми остальными как обычно («их нечувствительность к нему была избирательной»)
  • Обычно ненавидит под видом любви с целью самообмана, а также для обмана других
  • Злоупотребляет политической или эмоциональной властью («навязывание своей воли другим путем явного или скрытого принуждение ")
  • Сохраняет высокий уровень респектабельности и непрестанно лжет, чтобы делать так
  • соответствует его или ее грехам. Злые люди определяются не столько величиной своих грехов, сколько их последовательностью (разрушительностью)
  • Не могут мыслить с точки зрения своей жертвы
  • Имеет скрытую нетерпимость к критика и другие формы нарциссической травмы

Он также считает, что определенные институты могут быть злом, как показывает его обсуждение резни в Май Лай и попыток сокрытия. Согласно этому определению, акты преступного и государственного терроризма также будут считаться злом.

Необходимость

Мартин Лютер считал, что случайное незначительное зло может иметь положительный эффект.

Мартин Лютер утверждал, что есть случаи, когда небольшое зло является положительным добром. Он писал: «Ищите общество своих приятелей, пейте, играйте, непристойно говорите и развлекайтесь. Иногда приходится совершать грех из ненависти и презрения к Дьяволу, чтобы не дать ему шанс сделать человека скрупулезным по пустякам... "

Согласно" реалистическим "школам политической философии, лидеры должны быть безразличны к добру или злу, предпринимая действия, основанные только на преимуществе; этот подход к политике наиболее известен Никколо Макиавелли, флорентийским писателем XVI века, который советовал тиранам, что «гораздо безопаснее бояться, чем любить»

.

теории международных отношений реализма и неореализма, иногда называемые realpolitik, советуют политикам прямо запретить абсолютную мораль и этические соображения международной политики и сосредоточить внимание на личных интересах, политическом выживании и политике силы, которые, по их мнению, более точны при объяснении мира, который они считают явно аморальным и опасным. Политические реалисты обычно оправдывают свои взгляды, заявляя, что мораль и политика должны быть отделены как две не связанные между собой вещи, поскольку проявление власти часто подразумевает совершение чего-то неморального. Макиавелли писал: «будут качества, которые считаются хорошими, которые, если им следовать, приведут к гибели, в то время как другие черты, считающиеся пороками, которые, если практиковаться, принесут принцу безопасность и благополучие».

Антон ЛаВей, основатель Церковь Сатаны была материалистом и утверждала, что зло есть добро. Он отвечал на обычную практику описания сексуальности или неверия как зла, и его утверждение заключалось в том, что когда слово зло используется для описания естественных удовольствий и инстинктов мужчин и женщин или скептицизма пытливого ума, то, что называют и чего опасаются поскольку зло на самом деле не зло, а на самом деле добро.

См. также
  • Философский портал
Ссылки

Заметки

Дополнительная литература

  • Баумейстер, Рой Ф. (1999). Зло: внутри человеческого насилия и жестокости. Нью-Йорк: W.H. Книга Фримена / Совы
  • Беннет, Гаймон, Хьюлетт, Мартинес Дж., Питерс, Тед, Рассел, Роберт Джон (2008). Эволюция зла. Геттинген: Vandenhoeck Ruprecht. ISBN 978-3-525-56979-5
  • Кац, Фред Эмиль (1993). Обычные люди и чрезвычайное зло, SUNY Press, ISBN 0-7914-1442-6 ;
  • Кац, Фред Эмиль (2004). Противостояние злу, SUNY Press, ISBN 0-7914-6030-4.
  • Нейман, Сьюзан (2002). Зло в современной мысли - альтернативная история философии. Princeton: Princeton University Press.
  • Оппенгеймер, Пол (1996). Зло и демоническое: новая теория чудовищного поведения. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-6193-9.
  • Шермер, М. (2004). Наука добра и зла. Нью-Йорк: Книги времени. ISBN 0-8050-7520-8
  • Стивен Минц; Джон Штауфер, ред. (2007). Проблема зла: рабство, свобода и двусмысленность американской реформы. Пресса Массачусетского университета. ISBN 978-1-55849-570-8.
  • Стэпли, А.Б. И старейшина Делберт Л. (1975). Используя наше бесплатное агентство. Прапорщик Мэй: 21
  • Старк, Райан (2009). Риторика, наука и магия в Англии семнадцатого века. Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки Press. 115–45.
  • Ветлесен, Арне Йохан (2005). Агентство зла и человека - понимание коллективного зла, Нью-Йорк: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-85694-2
  • Уилсон, Уильям МакФ., Джулиан Н. Хартт ( 2004 г.). Теодицея Фаррера. В Дэвид Хайн и Эдвард Хью Хендерсон (ред.), Захваченные распятым: Практическое богословие Остина Фаррера. Нью-Йорк и Лондон: TT Clark / Continuum. ISBN 0-567-02510-1
Внешние ссылки
Найдите evil в Викисловаре, бесплатном словаре.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Злом
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Злом.
Последняя правка сделана 2021-05-19 09:09:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте