Ариман

редактировать
Олицетворение «деструктивного духа» в зороастризме Ариман убит Фарамарз во время сцены из Шахнаме

Ангра Майнью (; авестийский : 𐬀𐬢𐬭𐬀⸱𐬨𐬀𐬌𐬥𐬌𐬌𐬎 A𐬀𐬢𐬭𐬀⸱𐬨𐬀𐬌𐬥𐬌𐬌𐬎ra Mainiiu) - это имя на авестийском языке зороастризма ипостаси «деструктивного духа / менталитета» и главного противника в зороастризме либо Спента Майнью, «святых / творческих духов / менталитет », или непосредственно от Ахура Мазды, высшего божества зороастризма. Среднеперсидский эквивалент Ахриман 𐭠𐭧𐭫𐭬𐭭𐭩 (английское произношение: ).

Содержание

  • 1 В Авесте
    • 1.1 В откровении Зороастра
    • 1.2 В Младшей Авесте
  • 2 В зурванитском зороастризме
  • 3 В зороастрийской традиции
  • 4 В современном зороастризме
  • 5 Антропософия
  • 6 Opus Sanctorum Angelorum
  • 7 См. Также
  • 8 Пояснительные примечания
  • 9 Цитаты
  • 10 Внешние ссылки

В Авесте

В откровении Зороастра

Avestan angra mainyu, «похоже, была первоначальной концепцией Зороастра ». В Гатах, которые являются древнейшими текстами зороастризма и приписываются Зороастру, ангра майнью еще не является собственным именем. В одном случае в этих гимнах, где два слова встречаются вместе, говорится о концепции mainyu («ум», «дух» или иначе абстрактная энергия и т. Д.), Которая является angra («разрушительная», «хаотическая»), «беспорядочный», «сдерживающий», «злокачественный» и т. д., проявлением которых может быть гнев ). В этом единственном случае - в Ясна 45.2 - «более щедрый из двух духов» объявляет ангра майнью своим «абсолютным антитезисом ".

Аналогичное утверждение встречается в Ясне 30.3, где противоположность однако он же маинью, иначе говоря, слово на авестийском языке, означающее «зло». Следовательно, ака маинью - это «злой дух», или «злой разум», или «злая мысль», в отличие от потраченного маинью, «щедрый дух», с которым Ахура Мазда задумал творение, которое тогда «было».

Эпитет ака майнью повторяется в Ясне 32.5, когда принцип отождествляется с даэвами которые обманывают человечество и самих себя. В то время как в позднем зороастризме даэвы были демонами, это еще не очевидно в Гатах: Зороастр утверждал, что даэвы - это «неправильные боги» или «ложные боги», которых следует отвергать, но они еще не демоны. Некоторые также предполагают связь между Ангра-Майнью и мудрецом Ангирасом из Ригведы. Если это правда, то это можно понять как свидетельство религиозного раскола между поклоняющимися дэвам ведическими индоарийцами и ранними зороастрийцами.

В Ясне 32.3 эти даэвы идентифицированы как потомки не Ангра-Майнью, а акем манах, «злое мышление». Однако несколькими стихами ранее именно дэбааман, «обманщик» - не иначе идентифицированный, но «вероятно, Ангра-Майнью» - побуждает даэвов выбирать ачистем манах - «худшее мышление». В Ясне 32.13 обитель нечестивых - это не обитель Ангра-Майнью, а обитель того же «худшего мышления». «Можно было ожидать, что [Ангра Майнью] будет править в аду, поскольку он создал« смерть и то, как, в конце концов, худшее существование будет для лживых »(Як. 30.4)».

В Младшая Авеста

Ясна 19.15 вспоминает, что рассказ Ахура Мазды о заклинании Ахуна Вайрия вводит Ангра-Майнью в ступор. В Ясне 9.8 Ангра Майнью создает Ази Дахака, но змей отшатывается при виде булавы Митры (Яшт 10.97, 10.134). В Яшт 13 Фраваши обезвредили планы Ангра-Майнью по иссушению земли, а в битвах с Ангра-Майнью в 8.44 Яшт не могут победить Тиштрию и таким образом предотвратить дожди.. В Вендидад 19 Ангра-Майнью убеждает Зороастра отвернуться от хорошей религии, пообещав ему владычество над миром. Будучи отвергнутым, Ангра-Майнью атакует Заратустра легионами демонов, но Зороастр отражает их всех. В Яште 19.96, стихе, отражающем наставления Гат, Ангра Майнью будет побежден, а Ахура Мазда в конечном итоге победит.

В Яште 19.46ff Ангра-Майнью и Спента-Майнью сражаются за обладание хваранах, «божественной славой» или «удачей». В некоторых стихах Ясны (например, Ясна 57.17) говорится, что эти два принципа создали мир, что, по-видимому, противоречит гатическому принципу, провозглашающему Ахура Мазду единственным творцом и повторяющемуся в космогонии Вендидад 1. В этой первой главе, которая является основой для 9-12 веков Бундахишн, созданию шестнадцати земель Ахура Маздой противопоставляется создание Ангра-Майнью шестнадцати бедствий, таких как зима, болезни и пороки.. «Этот сдвиг в положении Ахура Мазды, его полная ассимиляция с этим Щедрым Духом [инструментом творения Мазды], должно быть, произошло самое позднее в 4 веке до нашей эры, поскольку это отражено в Аристотеле » Свидетельство, которое противопоставляет Арейманиоса Оромазде (apud Diogenes Laertius, 1.2.6).

Яшт 15.43 относит Ангра-Майнью к нижнему миру, миру тьмы. Так же и Вендидад 19.47, но в других отрывках той же главы (19.1 и 19.44) он обитает в области даэвов, которая, как утверждает Вендидад, находится на севере. Там (19.1, 19.43–44) Ангра Майнью - это даэванам даэво, «даэва даэвов» или глава даэвов. Однако превосходная степень daevo.taema приписывается демону Пайтише («противнику»). В перечислении даэвов в Вендидад 1.43 Ангра-Майнью появляется первым, а Пайтиша - последним. «Нигде не говорится, что Ангра Майнью был создателем даэвов или их отцом».

В зурванитском зороастризме

зурванизм - историческая ветвь зороастризма, которая стремилась теологически разрешить дилемму, обнаруженную в Упоминание противоположных «духов-близнецов» в Ясне 30.3 - развило представление о том, что Ахура Мазда (MP : Ормузд) и Ангра Майнью (MP: Ариман) были братьями-близнецами, причем первый был воплощением добра, а последнее является воплощением зла. Эта мифология братства-близнеца явно засвидетельствована только в пост- сасанидской сирийской и армянской полемике, такой как полемика Эзника из Кольба. Согласно этим источникам, в генезисе Зурван был андрогинным божеством, существующим в одиночестве, но желающим потомства, которое создаст «рай, ад и все, что между ними». Затем Зурван приносил жертвы в течение тысячи лет. К концу этого периода Зурван начал сомневаться в эффективности жертвоприношения, и в момент этих сомнений были задуманы Ормузд и Ариман: Ормузд для жертвы и Ариман для сомнения. Осознав, что близнецы должны родиться, Зурван решил предоставить первенцам верховную власть над творением. Ормузд воспринял решение Зурвана, которое затем сообщил своему брату. Затем Ариман упредил Ормузда, разорвав матку, чтобы выйти первым. Напомнив о решении предоставить Ариману верховную власть, Зурван уступил, но ограничил царствование периодом в 9000 лет, после чего Ормузд будет править вечно. Эзник из Колба также резюмирует миф, в котором Ариман, как говорят, продемонстрировал способность создавать жизнь, создав павлина.

История о том, как Ариман вскрыл утробу, чтобы появиться первым, предполагает, что зурванитская идеология воспринимала Аримана как зло по собственному выбору, а не как всегда по своей сути (как это обнаруживается, например, в космологических мифах о Бундахишн ). И история создания Ариманом павлина предполагает, что зурванитская идеология воспринимала Аримана как творца, подобного Ормазду. Это значительно отличается от того, что можно найти в Авесте (где стандартный эпитет Mazda - дадвах, «Творец», подразумевая, что Мазда - Творец), а также в зороастрийской традиции, где создание жизни по-прежнему является исключительно сферой деятельности Mazda, и где создание считается, что он был хорош, пока не был испорчен Ариманом и dev.

В зороастрийской традиции

Среднеперсидское слово ʾhlmn '(Ахреман) в Книге Пехлеви письме. Слово традиционно всегда пишется вверх ногами.

В пехлевийских текстах IX – XII веков Ариман (пишется ʼhl (y) mn) часто пишется вверх ногами «в знак неуважения и отвращение ».

В Книге Арда Вираф 5.10 рассказчик -« праведный Вираф »- взят Сарошем и Адаром увидеть «реальность Бога и архангелов, а также нереальность Аримана и демонов», как описано немцем филологом и востоковедом Мартин Хауг, радикальная интерпретация которого заключалась в изменении веры в 19 веке (см. «В современном зороастризме» ниже). Эта идея «нереальности» также выражена в других текстах, таких как Денкард, «энциклопедия маздаизма 9-го века», в которой говорится, что Ариман «никогда не был и не будет». В 100-й главе Книги Арда Вираф, которая называется «Ариман», рассказчик видит «злого духа,... чья религия зла, [и] который когда-либо высмеивал и насмехался над нечестивыми в аду».

В зурванитском улема-и исламе (зороастрийский текст, несмотря на название), «некоторые люди также называют Аримана каким-то именем, и они приписывают ему зло, но он также ничего не может сделать без Времени.. " Несколькими главами позже улем отмечает, что «ясно, что Ариман - не-сущность», но «при воскрешении Ариман будет уничтожен, и после этого все будет хорошо; и [изменение?] Произойдет по воле Бога. " В «Саддаре» мир описывается как созданный Ормуздом и очистившийся благодаря его правде. Но Ариман, «лишенный ничего хорошего, не исходит из того, что происходит от истины». (62.2)

Книга Джамаспи 2.3 отмечает, что «Ариман, как червь, настолько связан с тьмой и старостью, что в конце концов он погибает». Глава 4.3 напоминает гротескную легенду о Тахмураспе (авестийский: Taxma Urupi), который в течение тридцати лет скакал на Ангра-Майнью (ср. Яшт 15.12, 19.29) и таким образом не позволял ему творить зло. В главе 7 Джамасп объясняет, что индейцы заявляют, что Ариман умрет, но «те, кто не исповедуют хорошую религию, попадут в ад».

Бундахишн, зороастрийское повествование о творении, завершенное в 12 веке, много говорит об Аримане и его роли в космогонии. В главе 1.23, после чтения Ахуна Вайрья, Ормузд воспользовался неспособностью Аримана создать жизнь без вмешательства. Когда Ариман выздоравливает, он создает Дже, изначальную соблазнительницу, которая поражает женщин своим менструальным циклом. В «Бундахишн 4.12» Ариман понимает, что Ормузд превосходит себя, и поэтому бежит, чтобы создать своих многочисленных демонов, чтобы завоевать вселенную в битве. Вселенная окончательно разделена между Ормуздом и язадами с одной стороны и Ариманом с его разработчиками с другой. Ариман убивает первобытного быка, но луна спасает семя умирающего существа, и из него возникает все животное творение. Но битва продолжается, и человечество оказывается посередине, чьей обязанностью остается противостоять силам зла через добрые мысли, слова и дела.

В других текстах мир, созданный Ормуздом, рассматривается как ловушка для Аримана, который затем отвлекается творением и расходует свои силы в битве, которую не может выиграть. (Послания Зацпрама 3.23; Шканд Гуманиг Вичар 4.63–4.79). Дадистанский клеветник объясняет, что Ормузд, будучи всеведущим, знал о намерениях Аримана, но было бы против его «справедливости и доброты наказать Аримана до того, как он сотворил зло, [и] вот почему мир создан».

Ариман не обладает таким всеведением, что напоминает ему Ормузд (Бундахишн 1.16). Напротив, в манихейском писании Мани приписывает Ариману дальновидность.

В современном зороастризме

В 1862 году Мартин Хауг предложил новую реконструкция того, что он считал первоначальным монотеистическим учением Зороастра, выраженным в Гатах - учение, которое, как он считал, было искажено более поздней зороастрийской дуалистической традицией, как это выражено в пост- Гатические писания и в текстах традиции. Для Ангра Майнью это толкование означало понижение духовного ровесника Ахура Мазды до простого продукта Ахура Мазды. Теория Хауга была в значительной степени основана на новой интерпретации Ясна 30.3; он утверждал, что хороший «близнец» в этом отрывке не следует рассматривать как более или менее идентичный Ахура Мазде, как предполагалось ранее зороастрийской мыслью, а как отдельную созданную сущность, Спенту Майнью. Таким образом, и Ангра Майнью, и Спента Майнью были созданы Ахурой Маздой и должны рассматриваться как его соответствующие «созидательные» и «деструктивные» эманации.

Интерпретация Хауг была с благодарностью принята парсами Бомбей, который в то время находился под значительным давлением со стороны христиан миссионеров (наиболее заметный среди них Джон Уилсон ), которые искали обращенных среди зороастрийского сообщества и критиковали зороастризм за его предполагаемый дуализм в отличие от их собственного монотеизма. Реконструкция Хауга имела и другие привлекательные аспекты, которые, казалось, делали религию более совместимой с эпохой XIX века Просвещением, поскольку он приписывал Зороастру отказ от ритуалов и поклонения другим сущностям, кроме верховного божества.

Эти новые идеи впоследствии были распространены как интерпретация на парси, которая в конечном итоге достигла Запада и, таким образом, в свою очередь, подтвердила теории Хауга. Среди городских парсов, привыкших к англоязычной литературе, идеи Хауга повторялись чаще, чем возражения священников гуджаратского языка, в результате чего идеи Хауга прочно укоренились и сегодня почти повсеместно принимаются в качестве доктрины.

Хотя некоторые современные ученые имеют теории, аналогичные теории Хауга относительно происхождения Ангра-Майнью, многие теперь думают, что традиционная «дуалистическая» интерпретация была на самом деле правильной с самого начала и что Ангра-Майнью всегда считался совершенно отдельным и независимым от Ахура Мазды.

Антропософия

Рудольф Штайнер, основавший эзотерическое духовное движение антропософия, использовала концепцию Аримана, чтобы назвать одну из двух крайних сил, которые уводят человечество от центрального влияния Христа. Штайнер ассоциировал Аримана, низшего духа, с материализмом, наукой, объективностью и ожесточением души. Он думал, что современное христианство подвержено ариманическому влиянию, поскольку оно склонно к материалистическим интерпретациям. Штайнер предсказал, что Ариман, как сверхчувственное Существо, воплотится в земную форму через некоторое время после нашего настоящего земного существования, фактически в третьем постхристианском тысячелетии.

Opus Sanctorum Angelorum

Opus Sanctorum Angelorum, дискуссионная группа внутри Римско-католической церкви, определяет Аримана как «демона в ранге падших сил». В нем говорится, что его долг - скрыть человеческий мозг от Истины Бога.

См. Также

Пояснительные примечания

Цитаты

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Ариманом на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-09 19:39:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте