Realpolitik (от немецкий : настоящий; «реалистичный», «практический» или «актуальный»; и «Politik»; «политика», немецкое произношение: ) - это политика или дипломатия, основанная в первую очередь на рассмотрении данных обстоятельств и факторов, а не на явных идеологических представлениях или моральных и этических предпосылках. В этом отношении он разделяет аспекты своего философского подхода с подходами реализма и прагматизма. В политике это часто называют просто «прагматизмом », например «проведение прагматической политики». Термин Realpolitik иногда используется уничижительно, чтобы обозначить политику, которая воспринимается как принудительная, аморальная или макиавеллистская.
Термин Realpolitik был придуман Людвигом фон Рохау, немецким писателем и политиком в 19 веке. В его книге 1853 года Grundsätze der Realpolitik angewendet auf die staatlichen Zustände Deutschlands («Принципы реальной политики, применяемые к национальному положению дел Германии») описывается значение этого термина:
Изучение сил, которые формируют, поддерживают и изменяют состояние является основой всего политического понимания и ведет к пониманию того, что закон силы управляет миром состояний так же, как закон гравитации управляет миром физическим. Старая политология полностью осознавала эту истину, но сделала неправильный и пагубный вывод - право более сильных. Современная эпоха исправила это неэтичное заблуждение, но, порывая с предполагаемым правом более могущественного, современная эпоха была слишком склонна игнорировать реальную мощь более могущественного и неизбежность его политического влияния.
Историк Джон Бью предполагает, что многое из того, что сегодня обозначает «Realpolitik», отклоняется от первоначального значения этого термина. Realpolitik возникла в Европе в середине XIX века в результате столкновения Просвещения с государственным образованием и политикой силы. Эта концепция, как утверждает Бью, была ранней попыткой решить загадку того, как достичь либеральных просвещенных целей в мире, который не следует либеральным просвещенным правилам.
Публицист, журналист и либеральный политический реформатор фон Рохау ввел термин в употребление в 1853 году и добавил второй том в 1869 году, который дополнительно уточнил его предыдущие аргументы. Рошо, сосланный в Париж до восстания 1848 года, вернулся во время революции и стал известной фигурой в национал-либеральной партии. Когда либеральные завоевания революций 1848 года стали жертвой принудительных правительств или были поглощены могущественными социальными силами, такими как класс, религия и национализм, Рошау, по словам Бью, начал серьезно думать о том, как работа, начатая с таким энтузиазмом, провалилась. чтобы принести долговременные результаты.
Он сказал, что великое достижение Просвещения заключалось в том, чтобы показать, что могущество не обязательно верно. Ошибка либералов состояла в том, что они предположили, что закон сильного внезапно испарился просто потому, что он был доказан как несправедливый. Рошо писал, что «настоящий политик знает, что для обрушения стен Иерихона простая кирка полезнее самой могущественной трубы». Концепция Рохау была подхвачена немецкими мыслителями в середине и конце 19 века и стала ассоциироваться с государственным искусством Отто фон Бисмарка в объединении Германии в середине 19 века. К 1890 году использование слова Realpolitik было широко распространено, но все больше отделялось от его первоначального значения.
В то время как Realpolitik относится к политической практике, концепция политического реализм в международных отношениях относится к теоретической структуре, нацеленной на объяснение событий в области международных отношений. Теория политического реализма исходит из предположения, что государства - как действующие лица на международной арене - преследуют свои интересы, практикуя Realpolitik. И наоборот, Realpolitik можно описать как осуществление политики, соответствующей принятым теориям политического реализма. В любом случае рабочая гипотеза обычно состоит в том, что политика в основном основана на стремлении к власти, обладании ею и ее применении (см. Также политика силы ). Однако некоторые реалисты в области международных отношений, такие как Кеннет Уолтц, рассматривают государственную политику с точки зрения стремления к выживанию или безопасности, а не стремления к власти ради власти.
См. политический реализм, где есть ветви и предшественники, более актуальные для современной дипломатии и конкретной современной парадигмы международных отношений.
В Соединенных Штатах этот термин часто аналогичен политике силы, в то время как в Германии Realpolitik имеет несколько менее негативную коннотацию, относящуюся к реалистичной политике в противовес идеалистической (или нереалистичной) политика. Особенно это связано с эпохой 19 века национализма. Политика Realpolitik использовалась в ответ на неудавшиеся революции 1848 как средство укрепления государства и ужесточения общественного порядка.
«Политика - это искусство возможного».. - Бисмарк, 1867, интервьюСамым известным немецким сторонником Realpolitik, уникального возможного и применяемых средств для его достижения, был Отто фон Бисмарк, первый канцлер (1862–1890) Вильгельма I из Прусского королевства. Бисмарк использовал Realpolitik в своем стремлении добиться господства Пруссии в Германии. Он манипулировал политическими вопросами, такими как Шлезвиг-Гольштейнский вопрос и кандидатура Гогенцоллернов, чтобы противодействовать другим странам и, если необходимо, вызвать войны для достижения своих целей. Такая политика характерна для Бисмарка, демонстрируя прагматический взгляд на «реальный» политический мир. Другой пример - его готовность принять некоторую социальную политику социалистов, такую как страхование сотрудников и пенсии; при этом он использовал небольшие изменения сверху вниз, чтобы избежать возможности серьезных изменений снизу вверх. Точно так же, казалось бы, нелогичный шаг Пруссии - не требовать территории у побежденной Австрии, шаг, который позже привел к объединению Германии, - часто цитируемый пример Realpolitik.
Адольф Гитлер ' Попытку аннексировать преимущественно немецкую область Чехословакию, названную Судетской областью в 1938 году, также можно охарактеризовать как Realpolitik. Сначала Гитлер безуспешно требовал от президента Чехословакии Эдварда Бенеша передать этот регион страны. Однако премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен впоследствии отдал Судеты Гитлеру в безуспешной надежде предотвратить войну, как это зафиксировано в Мюнхенском соглашении. Поскольку Великобритания была гарантом независимости Чехии, Гитлер знал, что мнение Бенеша по этому вопросу не имеет значения, если Чемберлен готов дать то, чего желал Гитлер.
Э. Х. Карр был либеральным реалистом и левым британским историком и теоретиком международных отношений, который выступал за реалистичную международную политику, а не за утопическую. Карр описал реализм как признание того, что существует правильно, и веру в то, что вне Бога нет реальности или силы, такой как Бог. Он утверждал, что в реализме нет морального измерения и что то, что успешно, хорошо, а то, что неудачно, неправильно. Карр был убежден, что большевикам суждено выиграть Гражданскую войну в России, и, исходя из Realpolitik, одобрял действия премьер-министра Великобритании Дэвида Ллойд Джорджа. оппозиция военному министру Уинстону Черчиллю за военную помощь антибольшевистскому Белому движению. По мнению Карра, поддержка Черчиллем антибольшевиков была безумием, поскольку Россия, вероятно, снова станет великой державой под руководством большевиков.
Реальная политика Америки началась в 1960-х годах под влиянием польско-американца Збигнева Бжезинского, впоследствии советника по национальной безопасности Джимми Картера. Вопреки враждебности Маккарти и разговоров Джона Фостера Даллеса о военном «освобождении» Восточного блока, Бжезинский предложил «мирное взаимодействие» с Советский Союз, пока он консультировал президентов Джона Ф. Кеннеди и Линдона Б. Джонсона. Бжезинский, не заинтересованный в продвижении антисоветской пропаганды на благо Соединенных Штатов, считал, что Соединенные Штаты будут более успешными благодаря частым взаимодействиям с режимами и людьми при коммунистическом правлении. Бжезинский знал суровые экономические реалии тех, кто живет в Восточном блоке, особенно постоянную нехватку товаров, и что их привязанность к Советскому Союзу была порождена исторической необходимостью, а не общей идеологией. Бжезинский предложил соблазнить эти страны экономически, а также посредством образовательных и культурных обменов, которые понравятся интеллектуалам, с последующим фаворитизмом для режимов, демонстрирующих признаки либерализации или меньшей зависимости от Москвы. Благодаря такому подходу Бжезинский «предложил реалистичную эволюционную альтернативу пустой политической риторике».
Генри Киссинджер официально ознакомил Белый дом с политикой Realpolitik в качестве государственного секретаря. Ричарду Никсону. В этом контексте политика означала практическое взаимодействие с другими могущественными странами, а не на основе политической доктрины или этики, таких как дипломатия Никсона с Китайской Народной Республикой, несмотря на сопротивление Америки коммунизм и предыдущая доктрина сдерживания. Другой пример - использование Киссинджером челночной дипломатии после арабо-израильской войны 1973 года, когда он убедил израильтян частично уйти с Синая из уважения к политическим реалиям, созданным нефтяным кризисом..
Сам Киссинджер сказал, что он никогда не использовал термин Realpolitik, и заявил, что он используется как либеральными, так и реалистическими мыслителями внешней политики для навешивания ярлыков, критики и облегчения выбора сторон. Киссинджер смотрел на то, что он реализовал, будучи государственным секретарем и советником по национальной безопасности, не в рамках того, чтобы сделать Realpolitik стандартной политикой, а в рамках того, чтобы быть государственным деятелем. Этот политический образ мышления можно увидеть в книге Киссинджера Восстановленный мир, и на него указал историк Джон Бью в своей книге Realpolitik. Далее Киссинджер сказал, что роль государственного деятеля заключается в «способности распознавать реальную взаимосвязь сил и использовать это знание для своих целей».
В этом контексте можно увидеть, как принципы Realpolitik могут влиять на Американская политика, но не стандартная. Сфера охвата и влияние Realpolitik заключаются в прагматичной и гибкой политике, которая меняется в зависимости от потребностей ситуации. Такого рода политику можно было наблюдать совсем недавно, как в администрации Барака Обамы. Бью отметил это направление в администрации Обамы, когда глава администрации Обамы Рам Эмануэль отметил в статье в The New York Times, что все хотели чтобы разбить это на контрасты идеалиста и реалиста, но «если бы вам пришлось отнести его к категории, он, вероятно, более realpolitik, как Буш 41 [...] Вы должны быть холодными - кровопролитные интересы вашей нации ".
Realpolitik отличается от идеологической политики тем, что она не диктуется фиксированным набором правил, а вместо этого имеет тенденцию быть целенаправленной, ограниченной только практическими потребностями. Поскольку Realpolitik ориентирована на наиболее практичные средства защиты национальных интересов, она часто может повлечь за собой компромисс в отношении идеологических принципов. Например, во время холодной войны Соединенные Штаты часто поддерживали авторитарные режимы, которые были нарушителями прав человека, чтобы теоретически обеспечить высшие национальные интересы региональной стабильности. После окончания холодной войны эта практика продолжилась.
Совсем недавно бывший посол Деннис Росс отстаивал этот подход к внешней политике в своей книге 2007 года «Мастерство государства: и как восстановить положение Америки». мир. В целях контраста и, говоря в идеальных типах, политические идеологи склонны отдавать предпочтение принципу над другими соображениями. Такие люди или группы могут отвергать компромиссы, которые они рассматривают как отказ от своих идеалов, и, таким образом, могут жертвовать политической выгодой в пользу соблюдения принципов, которые, по их мнению, составляют основу долгосрочных целей.
Китай имеет "реалистические" традиции, уходящие тысячелетиями. Часто называемый китайским легализмом, дух его содержания может быть наиболее легко признан западными зрителями через одно из его аналогов, Искусство войны. Китайская административная организация оказала влияние на западную административную практику не позднее XII века, сыграв значительную роль в развитии современного государства, включая использование экзамена.
Начиная с периода весны и осени (771–476 / 403 до н.э.) была взята тенденция «реалистичных» реформаторов для продвижения материальных интересов своих соответствующих государств, при этом государство Цинь основало первые китайские Империя, династия Цинь в 221 г. до н.э., завершившаяся периодом Войны царств Китая. Политическая теория, разработанная в то время, в том числе теория конфуцианства, впоследствии повлияла на каждую династию.
Те, кого называют легалистами, являются более чисто «Realpolitikal» в отличие от конфуцианства и включают незаконные производные от Шэнь Пу-хая политические методы, которые обвиняют правителя в пассивном наблюдении Чтобы установить факты, а не брать на себя слишком много. Синолог Херрли Г. Крил пишет: «Если кто-то хочет преувеличить, несомненно, можно будет перевести (основополагающий реалист) Шен Бухай термин Шу, или техника, как «наука », и утверждают, что Пу-хай был первым политологом, «хотя Крил« не хочет заходить так далеко ».
В период весны и осени преобладающая философия диктовала войну как занятие джентльмена; военачальники были проинструктированы уважать то, что они считали небесными законами в бою. Например, когда герцог Сунский Сян находился в состоянии войны с государством Чу в период Сражающихся царств, он отказался от возможности атаковать силы противника (под командованием Чжу), когда они переходили реку.
Цинь проигнорировали эту военную традицию, воспользовавшись слабостями своего врага.
Правительство ППА приложило все усилия, чтобы представить свои принципы меритократии и прагматизма как жизнеспособную альтернативу либеральной демократии и многопартийной конкуренции, иногда опираясь на ложное представление о конфуцианских ценностях и азиатской культуре. создать идеологические опоры - вроде «азиатской демократии» - против критики так называемого либерального Запада. Приписывая меритократии и прагматизму создание надлежащих условий для экономического успеха, правительство ППА смогло не только оправдать свой (либеральный) демократический дефицит, но и создать идеологические ресурсы и структуру полномочий для поддержания однопартийной системы. господствующий режим. С «прагматической» точки зрения значительный экономический успех Сингапура является достаточным оправданием его авторитарных методов.
— Кеннет Пол Тан, «Идеология прагматизма: неолиберальная глобализация и политический авторитаризм в Сингапуре»По словам Кеннета Пола Тана из Школа государственной политики Ли Куан Ю », Чуа Бенг Хуат (1997) утверждал, что прагматическая риторика в Сингапуре является идеологической и гегемонистской по своей природе, принята и распространена в общественной сфере Партией народного действия ( PAP) и институционализированы во всем государстве во всех его административных, плановых и политических функциях. Предполагается, что, упрямо называя себя прагматичным, сингапурское государство фактически маскирует свою идеологическую работу и политический характер, утверждая отсутствие идеология и политика. Чан Хенг Чи (Chan Heng Chee, 1975) ранее описал Сингапур как деполитизированное «административное государство», в котором идеология и политика торжественно заменяются обусловлено рациональными и научными способами государственного управления ».