A антиутопия (от древнегреческий δυσ- «плохой» и τόπος «место»; альтернативно какотопия или просто антиутопия ) - это сообщество или общество, которое нежелательно или пугает. Это антоним из утопии, термин, придуманный сэром Томасом Мором и фигурирующий в названии его самой известной работы, опубликованный в 1516 году, в котором был создан план идеального общества с минимальным уровнем преступности, насилия и бедности.
Антиутопии часто характеризуются дегуманизацией, тираническими правительствами, экологической катастрофой или другими характеристиками, связанными с катастрофическим упадком в обществе. Антиутопические общества появляются во многих художественных произведениях и художественных репрезентациях, особенно в рассказах, действие которых происходит в будущем. Некоторые из самых известных примеров: Олдос Хаксли О дивный новый мир (1932) Девятнадцать восемьдесят четыре Джорджа Оруэлла. (1949) и Рэй Брэдбери 451 ° по Фаренгейту (1953). Общества антиутопии появляются во многих поджанрах художественной литературы и часто используются для привлечения внимания к обществу, окружающей среде, политике, экономике, религии, психологии, этике, науке или технологиям.. Некоторые авторы используют этот термин для обозначения существующих обществ, многие из которых являются или были тоталитарными государствами или обществами, находящимися в продвинутом состоянии коллапса.
Некоторые ученые, такие как Грегори Клэйс и Лайман Тауэр Сарджент, проводят определенные различия между типичными синонимами антиутопий. Например, Клэйс и Сарджент определяют литературные антиутопии как общества, которые воображаются как значительно худшие, чем общество, в котором пишет автор, тогда как антиутопии действуют как критика попыток реализации различных концепций утопии. В «Антиутопии: естественная история» Клэйс предлагает исторический подход к этим определениям. Здесь традиция восходит к ранним реакциям на Французскую революцию. Подчеркивается его обычно антиколлективистский характер, а также прослеживаются добавление других тем - опасностей науки и технологий, социального неравенства, корпоративной диктатуры, ядерной войны.
В заключение, антиутопия - это воображаемое общество, которое является полной противоположностью утопии.
Хотя известно несколько более ранних употреблений, антиутопия использовалась в качестве антонима для утопии Джоном Стюартом Миллем в одной из своих парламентских речей 1868 года (Хансард Commons), добавив префикс «dys» (древнегреческий : δυσ- «плохой») к «topia», переосмыслив начальное «u» как префикс «eu» (древнегреческий : ευ- «хорошо») вместо «ou» (древнегреческий : οὐ «не»). Его использовали для осуждения ирландской земельной политики: «Возможно, слишком приятно называть их утопистами, их скорее следует называть дис-топианами или како-топистами. То, что обычно называют утопистами, слишком хорошо, чтобы быть осуществимо; но то, что они, кажется, одобряют, слишком плохо, чтобы быть осуществимым ».
За десятилетия до первого документально подтвержденного использования слова« антиутопия »было« какотопия »/« какотопия »(с использованием древнегреческого : κακόs, «плохой, злой»), первоначально предложенный в 1818 г. Джереми Бентам : «В качестве соответствия утопии (или воображаемому месту пребывания лучшего правительства) представьте какотопию (или воображаемое место пребывания худшее правительство) обнаружено и описано ». Хотя антиутопия стала самым популярным термином, какотопия иногда используется; Энтони Берджесс, автор Заводной апельсин, сказал, что он больше подходит для «Девятнадцати восьмидесяти четырех» Оруэлла, потому что «это звучит хуже, чем антиутопия».
Антиутопии обычно отражают современные социально-политические реалии и экстраполируйте наихудшие сценарии в качестве предупреждений о необходимых социальных изменениях или осторожности. Художественные антиутопии неизменно отражают заботы и опасения современной культуры их создателей. В связи с этим они могут считаться предметом социальных исследований.
. В исследовании 1967 года Фрэнк Кермод предполагает, что провал религиозных пророчеств привел к сдвигу в восприятии обществом этого древнего режима.. Кристофер Шмидт отмечает, что в то время как мир идет впустую для будущих поколений, люди отвлекают себя от катастрофы, пассивно наблюдая за ней как развлечением.
В 2010-х годах произошел всплеск популярной антиутопической литературы для молодежи. и блокбастеры. Некоторые прокомментировали эту тенденцию, заявив, что «легче представить конец света, чем представить конец капитализма ». Культуролог и критик Марк Фишер определил, что эта фраза охватывает теорию капиталистического реализма - воспринимаемое «широко распространенное мнение, что не только капитализм является единственной жизнеспособной политической и экономической системой, но и что сейчас невозможно даже вообразить последовательную альтернативу ему »- и использовал приведенную выше цитату в качестве названия первой главы своей книги Капиталистический реализм: нет ли альтернативы?. В книге он также ссылается на фильм-антиутопию, такой как Дети мужчин (первоначально роман П.Д. Джеймса ), чтобы проиллюстрировать то, что он описывает как «медленное отмена будущего ». Тео Джеймс, актер в Дивергент, объясняет, что« молодые люди особенно увлечены подобными историями [...] Они становятся частью сознания. Вы выросли в мире, где об этом все время говорят - статистика нагревания нашей планеты. Окружающая среда меняется. Погода другая. Есть вещи, которые очень интуитивные и очень очевидные, и они заставляют вас задаться вопросом о будущем и о том, как мы выживем. Это настолько большая часть повседневной жизни, что молодые люди неизбежно - сознательно или нет - подвергают сомнению свое будущее и то, какой будет Земля. Я, конечно, сомневаюсь. Интересно, в каком мире будут жить дети моих детей. "
В Когда спящий просыпается, Х. Дж. Уэллс изображал правящий класс гедонистическим и поверхностным. Джордж Оруэлл противопоставлял мир Уэллса тому, который изображен в книге Джека Лондона Железная пята, где правители-антиутопии жестоки и преданы своему делу. вплоть до фанатизма, который Оруэлл считал более правдоподобным.
Политические принципы, лежащие в основе вымышленных утопий (или «совершенных миров»), идеалистичны в принципе и приводят к положительным последствиям для жители; политические принципы, на которых основаны вымышленные антиутопии, хотя часто и основываются на утопических идеалах, приводят к негативным последствиям для жителей из-за как минимум одного фатального недостатка.
Антиутопии часто наполнены пессимистическими взглядами на правящий класс или правительство, которое жестоко или безразлично, правит «железным кулаком». Правительствами-антиутопиями иногда правит фашистский режим или диктатор. В этих антиутопических правительственных учреждениях часто есть протагонисты или группы, которые возглавляют «сопротивление », чтобы осуществить изменения в своем обществе, как видно из Алана Мура V for Vendetta.
Антиутопические политические ситуации описываются в таких романах, как We, Притча о сеятеле, Тьма в полдень, Девятнадцать восемьдесят четыре, Дивный новый мир, Голодные игры, Дивергент и 451 градус по Фаренгейту и такие фильмы, как Метрополис, Бразилия, Battle Royale, FAQ: Часто задаваемые вопросы, Soylent Green, Logan's Run и The Running Man.
Экономические структуры антиутопических обществ в литературе и других средствах массовой информации имеют множество вариаций, поскольку экономика часто напрямую связана с элементами, которые писатель изображает как источник угнетения. Есть несколько архетипов, которым склонны следовать такие общества. Тема - дихотомия плановой экономики и экономики свободного рынка, конфликт, который обнаруживается в таких произведениях, как Гимн Айн Рэнд и Генри. Рассказ Каттнера "Железный штандарт". Другой пример этого отражен в фильме Нормана Джуисона 1975 года Роллербол.
Некоторые антиутопии, такие как «Девятнадцать восемьдесят четыре», содержат черные рынки с товарами, которые опасны и труднодоступны, или персонажи могут оказаться во власти контролируемой государством экономики. Фильм Курта Воннегута Player Piano изображает антиутопию, в которой централизованно управляемая экономическая система действительно сделала материальное изобилие изобилием, но лишила человечество значимого труда; практически вся работа является черной, неудовлетворительной, и лишь небольшая часть небольшой группы, которая добивается образования, попадает в элиту и ее работу. В Танит Ли Не кусайте солнце нет никакой нужды - только беззастенчивое потребление и гедонизм, побуждающие главного героя начать искать более глубокий смысл существования.. Даже в антиутопиях, где экономическая система не является источником недостатков общества, как в «Дивном новом мире», государство часто контролирует экономику; персонаж, с ужасом реагируя на предложение не быть частью социального тела, приводит в качестве причины, что все работают на всех остальных.
Другие работы содержат обширную приватизацию и корпоративизм ; оба последствия капитализма, когда частные и неподотчетные крупные корпорации заменили правительство в определении политики и принятии решений. Они манипулируют, проникают, контролируют, подкупают, заключают контракт и действуют как правительство. Это видно в романах Дженнифер Губернатор и Орикс и Крейк, а также в фильмах Чужой, Аватар, Робокоп, Visioneers, Idiocracy, Soylent Green, THX 1138, WALL-E и Rollerball. Корпоративные республики распространены в жанре киберпанк, например, в Snow Crash Нила Стивенсона и Филипа К. Дика.>Мечтают ли андроиды об электрических овцах? (а также фильм Бегущий по лезвию, основанный на романе Дика).
Антиутопическая литература часто проводит резкие контрасты между привилегиями правящего класса и мрачным существованием рабочего класса. В романе «О дивный новый мир», написанном в 1931 году Олдосом Хаксли, система классов пренатально определяется с помощью альфа, бета, гаммы, дельты и эпсилона, при этом низшие классы имеют пониженную функцию мозга и особую обусловленность до сделать их довольными своим положением в жизни. Вне этого общества также существует несколько населенных пунктов, которые существуют обычным образом, но которые классовая система описывает как «дикари».
В «Ипсилон Минус» Герберта В. Франке люди разделены на многочисленные группы, упорядоченные по алфавиту.
Некоторые вымышленные антиутопии, такие как Дивный новый мир и 451 градус по Фаренгейту, уничтожили семью и сохранили это от восстановления себя как социального института. В «Дивном новом мире», где дети воспроизводятся искусственно, понятия «мать» и «отец» считаются непристойными. В некоторых романах, таких как Мы, государство враждебно к материнству, поскольку беременная женщина из Единого государства восстает.
Религиозные группы играют роль угнетенных и угнетателей. В «Дивном новом мире» создание государства включало срезание вершин всех крестов (как символов христианства), чтобы сделать их буквами «Т» (как символы модели Т Генри Форда ). Действие романа Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» происходит в будущих Соединенных Штатах при христианском теократическом режиме. Одним из самых ранних примеров этой темы является работа Роберта Хью Бенсона Lord of the World о футуристическом мире, где масоны захватили мир и единственная остающаяся религия - римско-католическое меньшинство.
В русском романе Мы Евгения Замятина, впервые опубликованный в 1921 году, людям разрешается жить вне поля зрения общественности два раза в неделю в течение одного часа, и к ним обращаются только по цифрам, а не по именам. В некоторых антиутопических произведениях, таких как Курт Воннегут Харрисон Бержерон, общество принуждает людей подчиняться радикальным эгалитарным социальным нормам, которые препятствуют или подавлять достижения или даже компетентность как формы неравенства.
Насилие распространено во многих антиутопиях, часто в форме войны, но также и в городских преступлениях, возглавляемых (преимущественно подростками) бандами (например, Заводной апельсин ), или безудержное преступление, на которое отвечает кровавый спорт (например, Королевская битва, Бегущий человек, Голодные игры и Дивергент ). Это также объясняется в эссе Сюзанны Берн «Ground Zero», где она объясняет свои переживания после 11 сентября 2001 г..
Обычно вымышленные антиутопии городские и часто изолируют своих персонажей от любых контактов с миром природы. Иногда они требуют от своих персонажей избегать природы, например, когда прогулки рассматриваются как опасно антисоциальные в «451 градусе по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, а также в рассказе Брэдбери «Пешеход ". В С. Эта отвратительная сила С. Льюиса, наука, координируемая правительством, направлена на контроль над природой и устранение естественных человеческих инстинктов. В «О дивном новом мире» низшие слои общества вынуждены бояться природы, но также посещать сельскую местность и потреблять транспорт и игры для стимулирования экономической активности. «Дающий » Лоис Лоури показывает общество, в котором технологии и желание создать утопию побудили человечество усилить климатический контроль в окружающей среде, а также уничтожить многие неприрученные виды и обеспечить психологический и фармацевтический отпугиватель. против человеческих инстинктов. Э. «Машина останавливается » М. Форстера описывает сильно изменившуюся глобальную среду, которая вынуждает людей жить под землей из-за атмосферного загрязнения. Как отмечает Анхель Гальдон-Родригес, подобная изоляция, вызванная внешней токсической опасностью, позже была использована Хью Хоуи в его серии антиутопий Silo Series.
Чрезмерное загрязнение, разрушающее природу, часто встречается во многих фильмах-антиутопиях, такие как Матрица, Робокоп, ВАЛЛ-И, Эйприл и необычный мир и Сойлент Грин. Есть несколько «зеленых» вымышленных антиутопий, например, в рассказе Майкла Карсона «Наказание роскоши » и Рассела Хобана Риддли Уокер. Действие последнего происходит после ядерной войны, "постъядерного холокоста Кент, где технологии опустились до уровня железного века ".
Вопреки технологически утопическим утверждениям, которые рассматривают технологии как полезное дополнение ко всем аспектам человечества, технологическая антиутопия касается и в значительной степени (но не всегда) фокусируется на негативных последствиях, вызываемых новыми технологиями.
1. Технологии отражают и поощряют худшие аспекты человеческой натуры. Джарон Ланье, пионер цифровых технологий, стал технологическим антиутопом. «Я думаю, это так. способ интерпретации технологии, при которой люди забывают брать на себя ответственность », - говорит он.
« «О, это сделал компьютер, а не я». «Среднего класса больше нет? О, это не я. Это сделал компьютер» (Ланье). Эта цитата объясняет, что люди начинают не только обвинять технологии в изменениях в образе жизни, но и считают, что технологии - всемогущество. также указывает на технологическую детерминистскую перспективу с точки зрения овеществления.
2. Технологии вредят нашему межличностному общению, отношениям и сообществам.
3. Технологии укрепляют иерархии - концентрируют знания и навыки; усиливают слежку и разрушают конфиденциальность; усиливают неравенство власти и богатства ; отдавая управление машинам). Дуглас Рушкофф, технологический утопист, утверждает в своей статье, что профессиональные дизайнеры "заново мистифицировали" компьютер, так что это не так приемлемый больше; пользователи должны были полагаться на специальные программы, встроенные в программное обеспечение, которое было непонятно для обычных пользователей.
4. Новые технологии иногда бывают регрессивными (хуже, чем предыдущие).
5. Непредвиденные воздействия технологий негативны. «Самый распространенный способ - это когда в небе или в облаке есть какой-то волшебный искусственный интеллект или что-то, что умеет переводить, и что замечательно, что это доступно бесплатно. Но есть другой способ взглянуть на это, который является технически верным: вы собираете тонны информации от реальных живых переводчиков, которые переводили фразы... Это огромно, но очень похоже на Facebook, оно продает людей самим себе... [с переводом] вы получаете результат, который выглядит волшебным, но в то же время оригинальным переводчикам не платят за их работу... Фактически вы сокращаете экономику ».
6. Повышение эффективности и возможности выбора могут нанести ущерб качеству нашей жизни (вызывая стресс, разрушая рабочие места, делая нас более материалистичными). В своей статье «Perst-o! Change-o!», Технологический антиутопия Джеймс Глейк упоминает дистанционное управление как классический пример технологии, которая не решает проблему, «она предназначена для решения». Глейк цитирует Эдварда Теннера, историка технология, что возможность и простота переключения каналов с помощью пульта дистанционного управления служит для увеличения отвлечения внимания зрителя. Тогда можно только ожидать, что люди станут больше недовольны каналом, который они смотрят.
7. Новые технологии не может решить проблемы старых технологий или просто создать новые проблемы. Пример с дистанционным управлением также объясняет это утверждение, поскольку повышение уровня лени и неудовлетворенности явно не было проблемой время от времени без дистанционного управления. Он также берет пример социального психолога Роберта Левина индонезийцев, «главное развлечение которых состоит в просмотре одних и тех же пьес и танцев, месяц за месяцем, год за годом», и с непальскими шерпами, которые едят одни и те же блюда из картофеля и d чай через всю жизнь. Индонезийцы и шерпы полностью удовлетворены ". Из-за изобретения дистанционного управления это просто создало больше проблем.
8. Технологии разрушают природу (наносят вред здоровью человека и окружающей среде). Потребность в бизнесе заменила сообщество и «онлайн-история» заменила людей в качестве «души Сети». Поскольку информацию теперь можно было покупать и продавать, не было такого большого общения.
Найдите диутопию в Викисловаре, бесплатном словаре. |