Хэйан период (平安 時代, Heian jidai) - последний раздел классической японской истории, продолжающийся с 794 по 1185 год. Период назван в честь столицы Heian-kyō, или современный Киото. Это период в истории Японии, когда буддизм, даосизм и другие китайские влияния были на пике своего развития. Период Хэйан также считается пиком японского императорского двора и известен своим искусством, особенно поэзией и литературой. Хотя Императорский Дом Японии имел власть на поверхности, реальная власть находилась в руках клана Фудзивара, могущественной аристократической семьи, которая вступила в брак с царская семья. У многих императоров на самом деле были матери из семьи Фудзивара. Хэйан (平安) означает «мир» на японском.
Периоду Хэйан предшествовал период Нара, и он начался в 794 году н.э. после перемещения столицы Японии в Хэйан-кё (современный Киото) 50-й император, император Канму. Канму сначала попытался перенести столицу в Нагаока-кё, но серия бедствий обрушилась на город, побудив императора перенести столицу во второй раз, в Хэйан. Восстание произошло в Китае в последние годы 9 века, что сделало политическую ситуацию нестабильной. Японские миссии в Танский Китай были приостановлены, а приток китайского экспорта остановился, что способствовало независимому развитию японской культуры, называемой [джа ]. Таким образом, период Хэйан считается кульминацией японской культуры, которой всегда восхищались последующие поколения. Этот период также отмечен подъемом класса самураев, который в конечном итоге пришел к власти и положил начало феодальному периоду в Японии.
Формально власть принадлежала императору, но на самом деле власть принадлежала знати Фудзивара. Однако для защиты своих интересов в провинции Фудзивара и другим благородным семьям требовались охрана, полиция и солдаты. Класс воинов добивался стабильных политических успехов на протяжении всего периода Хэйан. Уже в 939 г. Тайра-но Масакадо угрожал власти центрального правительства, возглавив восстание в восточной провинции Хитачи, и почти одновременно Фудзивара-но-Сумитомо восстали на западе. Тем не менее, до настоящего военного переворота японского правительства осталось несколько столетий, когда большая часть силы правительства была бы сосредоточена в частных армиях сёгуната.
Вхождение класса воинов под влияние двора было результатом Восстания Хогена. В это время Тайра-но Киёмори возродил практики Фудзивара, возложив на трон своего внука, чтобы править Японией посредством регентства. Их клан, Тайра, не будет свергнут до Войны Генпей, которая положила начало сёгунату Камакура. период Камакура начался в 1185 году, когда Минамото-но Ёритомо захватил власть у императоров и основал сёгунат в Камакуре.
Когда император Канму перенес столицу в Хэйан-кё (Киото ), который оставался имперской столицей в течение следующих 1000 лет, он делал это не только для укрепления имперской власти, но и для улучшения геополитического положения своего правительства.Нара была заброшена всего через 70 лет отчасти из-за господства Докьё и посягательство на светскую власть буддийских институтов. Киото имел хороший выход к морю, и до него можно было добраться по суше из восточных провинций. Ранний период Хэйан (784–967) продолжал культуру Нара; столица Хэйан была построена по образцу Китай Тан столица в Чанъань, как и Нара, но в большем масштабе, чем Нара. Канму попытался улучшить е) использовавшаяся административная система в стиле Тан. Эта система, известная как Кодекс Ritsury, пыталась воссоздать правовую систему Тан в Японии, несмотря на «огромные различия в уровнях развития между двумя странами». Несмотря на закат реформ Тайка - Тайхо, имперское правительство было энергичным в ранний период Хэйан. Уклонение Канму от радикальных реформ снизило интенсивность политической борьбы, и он стал признан одним из самых сильных императоров Японии.
Хотя Канму отказался от всеобщего призыва в 792 году, он все еще вел крупные военные операции, чтобы подчинить Эмиши, возможных потомков перемещенных Дзэмона, живущих на севере и востоке страны. Япония. Сделав временные успехи в 794 году, в 797 году Канму назначил нового командующего, Саканоуэ-но Тамурамаро, под титулом Сэй Тайсёгун («Генералиссимус, подчиняющий варваров»). К 801 году сёгун победили Эмиси и расширили имперские владения до восточной части Хонсю. Однако имперский контроль над провинциями был в лучшем случае незначительным. В девятом и десятом веках большая власть была утеряна великими семьями, которые игнорировали земельные и налоговые системы в китайском стиле, введенные правительством в Киото. Стабильность пришла в Японию, но, несмотря на то, что правопреемство было обеспечено императорской семье благодаря наследственности, власть снова сосредоточилась в руках одной знатной семьи, Фудзивара, которая также способствовала дальнейшему развитию Японии.
Часть рукописного свитка, изображающая сцену из главы «Бамбуковая река» в Повести о Гэндзи, около 1130 годаПосле смерти Канму в 806 году и борьбы за престол между его сыновьями, два новых офиса были созданы в целях корректировки административной структуры Тайка - Тайхо. Через новую личную канцелярию императора император мог издавать административные указы более прямо и с большей самоуверенностью, чем раньше. Новое столичное полицейское управление заменило в основном парадные подразделения имперской гвардии. Хотя эти два офиса временно укрепили положение императора, вскоре они и другие структуры в китайском стиле были обойдены в развивающемся государстве. В 838 году окончание санкционированных империей миссий в Тан Китай, начавшееся в 630 году, ознаменовало собой окончательный конец китайского влияния. Тан Китай находился в состоянии упадка, и китайские буддисты подвергались жестоким преследованиям, подрывая японское уважение к китайским институтам. Япония начала разворачиваться внутрь.
Поскольку клан Сога захватил трон в шестом веке, Фудзивара к девятому веку вступили в брак с императорской семьей, и один из их был первым главой личной канцелярии императора. Другой Фудзивара стал регентом, Сесшо для своего внука, затем второстепенным императором, и еще один был назначен Кампаку. К концу IX века несколько императоров пытались, но безуспешно, проверить Фудзивару. Однако на время, во время правления императора Дайго (897–930), регентство Фудзивара было приостановлено, поскольку он правил напрямую.
Тем не менее, Фудзивара не был понижен в должности Дайго, но фактически стал сильнее во время его правления. Центральный контроль Японии продолжал снижаться, и Фудзивара, наряду с другими великими семьями и религиозными фондами, приобрела все большие сёэн и большие богатства в начале X века. К раннему периоду Хэйан сёэн приобрели юридический статус, и крупные религиозные учреждения стремились получить ясные титулы на неограниченный срок, отказ от налогов и иммунитет от государственного контроля над сёэн, которым они владели. Те люди, которые обрабатывали землю, сочли выгодным передать право собственности держателям сёэн в обмен на долю урожая. Люди и земли все больше выходили из-под центрального контроля и налогообложения, де-факто возвращение к условиям до реформы Тайка.
Рисунок Фудзивара-но Мичинага, Кикучи Ёсай Иллюстрированный раздел из Сутры Лотоса из собрания текстов Хайке Нокьё, 1167Через несколько десятилетий после смерти Дайго Фудзивара полностью контролировала двор. К 1000 году Фудзивара-но Мичинага смог возвести на престол и свергнуть императоров по своему желанию. Традиционным учреждениям было оставлено мало полномочий, а государственные дела велись через частную администрацию клана Фудзивара. Фудзивара стали тем, что историк Джордж Б. Сансом назвал «наследственными диктаторами».
Несмотря на узурпацию имперской власти, Фудзивара председательствовала в период культурного и художественного расцвета при императорском дворе и среди аристократии. Большой интерес вызвала изящная поэзия и народная литература. Два типа фонетической японской письменности: катакана, упрощенная письменность, которая была разработана с использованием частей китайских иероглифов, была сокращена до хирагана, скоростной слоговой алфавит с особым методом письма, который был уникальным Японский. Хирагана дала письменное выражение устному слову, а вместе с ним и появлению известной народной литературы Японии, большая часть которой написана придворными женщинами, которые не обучались китайскому языку, как их коллеги-мужчины. Три женщины конца X и начала XI веков представили свои взгляды на жизнь и романтику при дворе Хэйан в Кагеро Никки «матерью Фудзивара Мичицуна », Книга подушек от Сэй Сёнагон и Повесть о Гэндзи от Мурасаки Сикибу. Искусство коренных народов также процветало при Фудзиваре после столетий имитации китайских форм. Ярко окрашенные ямато-э, картины в японском стиле, изображающие придворную жизнь и рассказы о храмах и святынях, стали обычным явлением в середине и конце периода Хэйан, устанавливая образцы японского искусства по сей день.
По мере расцвета культуры росла и децентрализация. В то время как первая фаза развития сёэн в ранний период Хэйан ознаменовалась открытием новых земель и предоставлением права пользования землями аристократам и религиозным учреждениям, во второй фазе наблюдался рост вотчинных «домашних правительств», как и в старые времена. клановая система. Фактически, форма старой клановой системы осталась в значительной степени неизменной внутри великого старого централизованного правительства. Теперь необходимы новые институты перед лицом социальных, экономических и политических изменений. Кодекс Тайхо утратил силу, его учреждения были переведены на церемониальные функции. Семейные администрации теперь стали государственными учреждениями. Как самая могущественная семья, Фудзивара управляла Японией и определяла общие дела государства, такие как наследование престола. Семейные и государственные дела были тщательно перемешаны, и это было характерно для других семей, монастырей и даже императорской семьи. Землепользование стало основным занятием аристократии не столько потому, что прямой контроль со стороны императорской семьи или центрального правительства уменьшился, сколько из-за сильной семейной солидарности и отсутствия ощущения Японии как единой нации.
При первых судебных заседаниях, когда военный призыв контролировался централизованно, военное дело было отнято из рук провинциальной аристократии. Но когда после 792 года система рухнула, местные власти снова стали основным источником военной силы. Восстановление эффективной военной системы происходило постепенно, методом проб и ошибок. В то время императорский двор не располагал армией, а полагался на организацию профессиональных воинов, состоящих в основном из ориоши, которые были назначены в отдельные провинции, и цуйбуши, которые назначались над имперскими контурами или для выполнения определенных задач. Это дало начало японскому военному классу. Тем не менее, окончательная власть оставалась за императорским двором.
Держатели сёэн имели доступ к рабочей силе и, по мере того, как они получали улучшенные военные технологии (такие как новые методы обучения, более мощные луки, доспехи, лошади и превосходные мечи) столкнувшись с ухудшением местных условий в девятом веке, военная служба стала частью жизни сёэн. Не только сёэн, но и гражданские и религиозные организации сформировали частные охранные отряды, чтобы защитить себя. Постепенно провинциальный высший класс трансформировался в новую военную элиту самураев.
Интересы буси были разнообразными, пересекая старые структуры власти и образовывая новые ассоциации в десятом веке. Взаимные интересы, семейные связи и родство были объединены в военные группы, которые стали частью семейного управления. Со временем большие региональные военные семьи сформировались вокруг членов придворной аристократии, которые стали видными провинциальными деятелями. Эти военные семьи приобрели престиж благодаря связям с императорским двором и предоставленным судом воинским титулам и доступу к рабочей силе. Семья Фудзивара, клан Тайра и клан Минамото были одними из самых известных семей, поддерживаемых новым военным классом.
Снижение производства продуктов питания, рост населения и конкуренция за ресурсы между великими семьями - все это привело к постепенному упадку власти Фудзивары и привело к военным беспорядкам в середине десятого и одиннадцатого веков. Члены семей Фудзивара, Тайра и Минамото - все они происходили из императорской семьи - нападали друг на друга, требовали контроля над обширными территориями завоеванных земель, устанавливали конкурирующие режимы и в целом нарушали мир.
Фудзивара контролировала трон до правления императора Го-Сандзё (1068–1073), первого императора, не рожденного от матери Фудзивара с IX века. Го-Санджо, решивший восстановить имперский контроль с помощью строгого личного правления, провел реформы, чтобы обуздать влияние Фудзивары. Он также основал офис для сбора и проверки записей недвижимости с целью восстановления централизованного контроля. Многие сёэн не были должным образом сертифицированы, и крупные землевладельцы, такие как Фудзивара, чувствовали угрозу потери своих земель. Го-Сандзё также учредил [джа ] (院 庁 «Офис закрытого императора»), которым занималась череда императоров, которые отказались от престола, чтобы посвятить себя закулисному управлению, или инсей.
Ин-но-чо заполнил пустоту, образовавшуюся после упадка власти Фудзивара. Вместо того, чтобы быть изгнанными, Фудзивара по большей части сохранили свои старые должности гражданского диктатора и министра центра, но их обошли при принятии решений. Со временем многие из Фудзивара были заменены, в основном членами восходящего клана Минамото. В то время как Фудзивара вступали в споры между собой и образовывали северные и южные фракции, система инси позволила отцовской линии императорской семьи получить влияние на трон. Период с 1086 по 1156 год был эпохой господства Ин-но-чё и подъема военного сословия по всей стране. В правительстве преобладала военная мощь, а не гражданская власть.
«Гэнпэй Кассен-дзу Бё-бу» / Коллекция святилища АкамаБорьба за престол в середине двенадцатого века дала Фудзивара возможность вернуть себе былую власть. Фудзивара-но Ёринага встал на сторону отставного императора в жестоком сражении в 1156 году против наследника, которого поддерживали Тайра и Минамото (Восстание Хогэн ). В конце концов, Фудзивара были разрушены, старая система правления вытеснена, а система инсей оказалась бессильной, поскольку буси взяла под свой контроль судебные дела, что стало поворотным моментом в истории Японии. В 1159 году произошло столкновение Тайра и Минамото (Восстание Хэйдзи ), и начался двадцатилетний период господства Тайра.
Тайра-но Киёмори стал реальной силой в Японии после разрушения Фудзивары, и он останется у власти в течение следующих 20 лет. Он отдал свою дочь Токуко замуж за молодого императора Такакура, который умер в возрасте 19 лет, оставив на престоле своего маленького сына Антоку. Киёмори занял не менее 50 государственных постов со своими родственниками, восстановил Внутреннее море и поощрял торговлю с Сун Китая. Он также предпринял агрессивные действия для защиты своей власти, когда это было необходимо, включая удаление и изгнание 45 судебных чиновников и снос двух проблемных храмов, Тодай-дзи и Кофуку-дзи.
Тайра были соблазнены придворной жизнью и игнорировали проблемы провинции, где клан Минамото восстанавливал свои силы. В 1183 году, через два года после смерти Киёмори, Ёритомо Минамото послал своих братьев Ёсицунэ и Нориёри напасть на Киото. Тайра были разбиты и вынуждены бежать, а вдовствующая императрица попыталась утопить себя и семилетнего императора (он погиб, но его мать выжила). Другой сын Такакуры стал императором Го-Тоба.
. После того, как Ёритомо утвердился, система бакуфу, управлявшая Японией в течение следующих семи веков, была в силе. Он назначил военных губернаторов, или сюго,, чтобы управлять провинциями, и стюардов, или дзито, чтобы контролировать государственные и частные владения. Затем Ёритомо обратил свое внимание на уничтожение могущественной семьи Фудзивара, которая укрывала его мятежного брата Ёсицунэ. Три года спустя он был назначен сёгуном в Киото. За год до своей смерти в 1199 году Ёритомо изгнал императора-подростка Го-Тоба с престола. Ему наследовали двое сыновей Го-Тоба, но они также были удалены преемниками Ёритомо сёгуната.
В период Хэйан возникли две эзотерические буддийские секты, Тендай и Сингон.
Тэндай - японская версия Школа Тяньтай из Китая, основанная на Сутре Лотоса, одной из самых важных сутр в буддизме Махаяны. Его привез в Японию монах Сайчо. Важным элементом доктрины Тэндай было предположение, что просветление доступно «каждому существу». Сайто также добивался независимого посвящения в монахи Тендай. Тесные отношения сложились между монастырским комплексом Тендай на горе Хиэй и императорским двором в его новой столице у подножия горы. В результате Тэндай подчеркнул большое почтение к императору и народу. Император Канму сам был известным покровителем потусторонней секты Тэндай, которая в последующие столетия достигла огромной власти.
Сингон - это японская версия китайской школы чжэньен, основанная на буддизме Ваджраяны из Тибета. Его привез в Японию монах Кукай. Буддизм Сингон делает упор на использование символов, ритуалов, заклинаний и мандал, что придает ему широкую привлекательность. Кукай произвел большое впечатление на императоров, сменивших императора Канму, а также на поколения японцев не только своей святостью, но и своей поэзией, каллиграфией, живописью и скульптурой. И Кукай, и Сайто стремились объединить государство и религию и заручиться поддержкой аристократии, что привело к понятию «аристократический буддизм».
Хотя написано китайским ( канбун ) оставался официальным языком императорского двора периода Хэйан, введение и широкое использование кана привело к буму японской литературы. Несмотря на создание нескольких новых литературных жанров, таких как роман и повествовательный моногатари (物語) и эссе, грамотность была распространена только среди придворных и Буддийское духовенство.
Поэзия, в частности, была основой придворной жизни. Ожидалось, что дворяне и фрейлины будут хорошо разбираться в искусстве написания стихов как признака своего статуса. Каждый случай мог потребовать написания стиха, от рождения ребенка до коронации императора или даже красивой сцены природы. Хорошо написанное стихотворение могло легко создать или испортить репутацию, и часто было ключевой частью социального взаимодействия. Не менее важным был выбор каллиграфии или почерка. Японцы того периода считали, что почерк может отражать состояние души человека: поэтому плохое или поспешное письмо можно было считать признаком плохой воспитанности. Был ли сценарий китайским или японским, хорошее письмо и художественные навыки имели первостепенное значение для общественной репутации, когда дело касалось поэзии. Сэй Сёнагон упоминает в своей Книге подушек, что, когда некий придворный пытался спросить ее совета о том, как написать стихотворение для императрицы Садако, она должна была вежливо упрекнуть его, потому что он писал так бедно.
Лирика современного японского государственного гимна Кимигайо была написана в период Хэйан, как и Сказка о Гэндзи Мурасаки Сикибу, один из первых романов когда-либо написанных. Современник и соперник Мурасаки Сикибу Сэй Сёнагон, откровенные наблюдения и размышления в качестве помощника при дворе императрицы, были записаны вместе как Книга подушек в 990-х годах, которая раскрывает банальный столичный образ жизни. Период Хэйан вызвал расцвет поэзии, в том числе произведения Аривара-но Нарихира, Оно-но Комачи, Изуми Сикибу, Мурасаки Сикибу, Сайгё и Фудзивара-но Тейка. Знаменитая японская поэма, известная как Ироха (い of は), авторство неизвестно, также было написано в период Хэйан.
В период Хэйан красота считалась важной частью того, что делало человека «хорошим». Говоря косметическим языком, аристократические мужчины и женщины пудрили лицо и чернили зубы, последнее называлось охагуро. Мужской куртуазный идеал включал слабые усы и тонкую бородку, в то время как женские рты были нарисованы маленькими и красными, а их брови были выщипаны или выбриты и перерисованы выше на лбу (хикимаю ).
Женщины культивировали блестящие черные распущенные волосы, а официальная одежда изысканной женщины включала сложную «двенадцатислойную мантию», называемую дзюнихитоэ, хотя фактическое количество слоев варьировалось. Костюмы определялись по офису и сезону, а женские халаты, в частности, следовали системе цветовых комбинаций, представляющих цветы, растения и животных, характерных для сезона или месяца (см. Записи в японской Википедии irome и касанэ-но-иромэ ).
Хотя, с одной стороны, период Хэйан был необычно долгим мирным периодом, можно также утверждать, что этот период ослабил Японию в экономическом отношении и привел к бедности на все, кроме крошечных его жителей. Контроль над рисовыми полями обеспечивал ключевой источник дохода для семей, таких как Фудзивара, и был фундаментальной основой их власти. Аристократические бенефициары культуры Хэйан, Рёмин (良民 «Хорошие люди») насчитывала около пяти тысяч в стране с примерно пятью миллионами жителей. Одной из причин, по которой самураи смогли захватить власть, было то, что правящая знать оказалась некомпетентной в управлении Японией и ее провинциями. 1000 год, правительство больше не знало, как выпускать валюту и деньги постепенно исчезали. Вместо полностью реализованной системы денежного обращения рис был первичной единицей обмена. Отсутствие прочного средства экономического обмена неявно иллюстрируется романами того времени. Например, посыльных вознаграждали полезными предметами, например, старым шелковым кимоно, а не платили гонорар.
Правители Фудзивара не смогли поддерживать достаточные полицейские силы, что дало грабителям возможность охотиться на путешественников. Это неявно иллюстрируется в романах ужасом того ночного путешествия, вдохновленным главными героями. Система сён позволяла аристократической элите накапливать богатство; экономический излишек может быть связан с культурным развитием периода Хэйан и «занятиями искусством». Основные буддийские храмы в Хэйан-кё и Нара также использовали сён. Создание филиалов в сельской местности и интеграция некоторых синтоистских святилищ в эти храмовые сети отражает больший «организационный динамизм».
Иконография периода Хэйан широко известна в Японии и изображается в различных средствах массовой информации, от традиционных фестивалей до аниме. В манге и сериале Hikaru no Go главного героя Хикару Синдо посещает призрак гения го из Хэйан. периода и его ведущего клана, Фудзивара-но Сай.
Различные фестивали показывают платье Хэйан - в первую очередь Хинамацури (фестиваль кукол), где куклы носят платье Хэйан, но также и множество других фестивалей, таких как Аой Мацури в Киото (май) и Сайо Мацури в Мейва, Ми (июнь), оба из которых имеют jūnihitoe 12-слойное платье. Традиционные фестивали конной стрельбы из лука (ябусамэ ), которые проводятся с начала периода Камакура (сразу после периода Хэйан), имеют похожую одежду.
Двухтомная историческая сага-новелла «Белый как кость, Красный как кровь: Лисица-волшебница» (2009) и «Белый как кость, красный как кровь: Бог бури» (2011) подробно изобразить ключевые годы 1160–1185 в Японии глазами главного героя Сейко Фудзивара. Обе книги были написаны Cerridwen Fallingstar.
В игре Total War: Shogun 2 есть загружаемый пакет расширения Rise of the Samurai. Это позволяет игроку создать свою собственную версию Войны Генпей, которая произошла в период Хэйан. Игрок может выбрать одну из самых могущественных семей Японии того времени - Тайра, Минамото или Фудзивара; каждая семья имеет две ветви, всего шесть игровых кланов. Пакет расширения включает в себя другой набор наземных юнитов, кораблей и зданий, а также доступен в многопользовательских режимах.
Cosmology of Kyoto - это японская видеоигра, действие которой происходит в Японии 10-11 веков. Это приключенческая игра в жанре «укажи и щелкни», изображающая Хэйан-кё, включая религиозные верования, фольклор и сказки о привидениях того времени. Его похвалил кинокритик Роджер Эберт.
На Викискладе есть материалы, связанные с периодом Хэйан. |
< Период Нара | История Японии | период Камакура >