Переводы. Нирвана | |
---|---|
Английский | лит. "выдувается"; угасание трех огней, которые вызывают возрождение |
санскрит | निर्वाण. (IAST : nirvāṇa) |
пали | निब्बान. (ниббана) |
бирманский | နိဗ္ဗာန်. (IPA: ) |
китайский | 涅槃. (пиньинь : nièpán) |
Японский | 涅槃. (rōmaji : nehan) |
кхмерский | និព្វាន. (UNGEGN : nippean) |
корейский | 열반. (RR : yeolban) |
Пн | နဳ ဗာန်. ([nìppàn]) |
монгольский | Нирваан дүр. (nirvaan dür) |
Шан | ၼိၵ်ႈ ပၢၼ်ႇ. ([nik3paan2]) |
сингальский | නිර්වාණ. (nivana) |
тибетский | མྱ་ངན་ ལས་ འདས་ པ །. (mya ngan las 'das pa) |
тайский | นิพพาน. (RTGS : nipphan) |
вьетнамский | niết bàn |
индонезийский | нирвана |
Глоссарий буддизма |
Переводы. Нирвана | |
---|---|
английский | свобода, освобождение |
санскрит | निर्वाण. (IAST : nirvāṇa) |
Бенгальский | নির্বাণ. (nirbanô) |
Гуджарати | નિર્વાણ. (nirvāṇa) |
Хинди | निर्वाण. (nirvāṇa) |
яванский | ꦤꦶꦂꦮꦤ. (нирвана) |
каннада | ನಿರ್ವಾಣ. (nirvāṇa) |
малаялам | നിർവാണം. (nirvanam) |
непальский | निर्वाण. (nirvāṇa) |
Одиа | ନିର୍ବାଣ. (нирбаана) |
пенджаби | ਨਿਰਵਾਣ. (ниравана) |
тамильский | வீடுபேறு. (ведуперу) |
телугу | నిర్వాణం. (нирваанам) |
Глоссарий индуизма |
Нирвана (,, ; Санскрит : निर्वाण nirvā Пали : निब्बान ниббана; языки пракрита : णिव्वाण ivvāṇa, буквально «задутый», как в масляной лампе) обычно ассоциируется с индуизмом, джайнизмом, буддизмом и сикхизм и представляет его окончательное состояние сотериологического освобождения, освобождения от повторных перерождений в сансаре.
. В индийских религиях нирвана является синонимом с мокшей и мукти. Все индийские религии утверждают, что это состояние совершенного покоя, свободы, наивысшего счастья, а также освобождение от или окончание сансары, повторяющегося цикла рождения, жизни и смерти. Однако небуддийская и буддийская традиции описывают эти термины для освобождения по-разному. В индуистской философии это союз или реализация тождества Атмана с Брахманом, в зависимости от индуистской традиции. В джайнизме нирвана также является сотериологической целью, представляя освобождение души от кармического рабства и сансары. В буддийском контексте нирвана относится к осознанию не-я и пустоты, знаменуя конец перерождения, тушение огня, поддерживающего процесс перерождения..
Идеи духовного освобождения с концепцией души и Гурджара, встречается в ведических текстах и Упанишадах, например, в стихе 4.4.6 Брихадараньяка-упанишад.
. Термин нирвана в сотериологическом смысле «выдохнувшееся, потухшее» состояние освобождения не встречается в Веды ни в Упанишадах ; по словам Коллинза, «буддисты, кажется, первыми назвали это нирваной». Возможно, это было преднамеренное использование слов в раннем буддизме, предполагает Коллинз, поскольку Атман и Брахман описывались в ведических текстах и Упанишадах с помощью образов огня как нечто хорошее, желанное и освобождающее. Коллинз говорит, что слово nirvāṇa происходит от глагольного корня vā «удар» в форме причастия прошедшего времени vāna «взорван», с префиксом nis, означающим «выход». Следовательно, первоначальное значение слова - «задул, погашен». (Сандхи изменяет звуки: v vāna заставляет ниш стать ниром, а затем r of nir вызывает ретрофлексию следующего n: nis + vāna>nirvāṇa.) Однако Буддийское значение нирваны также имеет другие интерпретации.
L. С. Казинс сказал, что в популярном употреблении нирвана была «целью буддийской дисциплины... окончательное устранение тревожных элементов ума, которые мешают спокойному и ясному состоянию ума, вместе с состоянием пробуждения от ментального. сон, который они вызывают ".
Нирвана - это термин, встречающийся в текстах всех основных южных Азии религии - индуизм,джайнизм буддизм и сикхизм. Это относится к глубокому умиротворению, которое достигается с помощью мокши, освобождения от сансары или освобождения от состояния страдания после соответствующей духовной практики или садханы.
Освобождение от самсары развивалось как конечная цель и сотериологическая ценность в индийской культуре и именовалось различными терминами, такими как нирвана, мокша, мукти и кайвалья. Эта базовая схема лежит в основе индуизма, джайнизма и буддизма, где «конечной целью является вневременное состояние мокши, или, как сначала, кажется, буддисты назвали его, нирвана». Хотя этот термин встречается в литературе ряда древних индийских традиций, это понятие чаще всего ассоциируется с буддизмом. Некоторые авторы считают, что эта концепция была принята другими индийскими религиями после того, как она утвердилась в буддизме, но с другими значениями и описанием, например, использование (мокша) в индуистском тексте Бхагавад Гита из Махабхарата.
Идея мокши связана с ведической культурой, где она передала понятие амритам, «бессмертие», а также понятие вневременного, «нерожденного» или «нерожденного». по-прежнему точка вращающегося мира времени ». Это также была его вневременная структура, все, что лежало в основе «спиц неизменного, но непрекращающегося колеса времени». Надежда на жизнь после смерти началась с представлений о путешествии в миры Отцов или Предков и / или в мир Богов или Небес.
Самые ранние Ведические тексты включают концепцию жизнь, за которой следует загробная жизнь в раю и аду, основанная на совокупности добродетелей (заслуги) или пороков (недостаток). Однако древние ведические риши оспаривали эту идею о загробной жизни как упрощенную, потому что люди не живут одинаково морально или аморально. Среди обычно добродетельных жизней некоторые добродетельнее; в то время как зло тоже имеет степени, и постоянное небо или постоянный ад непропорциональны. Ведические мыслители представили идею загробной жизни в раю или в аду пропорционально заслугам человека, и когда это заканчивается, человек возвращается и возрождается. Идея перерождения после «исчерпания заслуг» также встречается в буддийских текстах. Эта идея появляется во многих древних и средневековых текстах, таких как Самсара, или бесконечный цикл жизни, смерти, возрождения и возрождения, например, раздел 6:31 Махабхараты и стих 9.21. из Бхагавад Гиты. Сансара, жизнь после смерти и то, что влияет на возрождение, стали рассматриваться как зависимые от кармы.
Самые древние тексты индуизма, такие как Веды и ранние Упанишады, не упоминают сотериологический термин Нирвана. Этот термин встречается в таких текстах, как Бхагавад-Гита и Нирвана Упанишада, вероятно, составленных в эпоху после Будды. Концепция нирваны по-разному описывается в буддийской и индуистской литературе. В индуизме существует концепция Атмана - души, самоутверждаемой, чтобы существовать в каждом живом существе, в то время как буддизм утверждает через свою доктрину анатмана, что нет Атмана ни в каком существе. Нирвана в буддизме - это «успокаивающий ум, прекращение желаний и действие» до пустоты, утверждает Джинин Фаулер, в то время как нирвана в постбуддийских индуистских текстах также «успокаивает ум, но не бездействие» и «не пустоту», скорее это знание истинного Я (Атмана) и принятия его универсальности и единства с метафизическим Брахманом.
Древняя сотериологическая концепция в индуизме - это мокша, описываемая как освобождение от цикла рождения и смерть через самопознание и вечную связь Атмана (души, я) и метафизического Брахмана. Мокша происходит от корня muc * (санскрит : मुच्), что означает «освободить, отпустить, высвободить, освободить»; Мокша означает «освобождение, свобода, освобождение души». В Ведах и ранних Упанишадах появляется слово мусйате (санскрит : मुच्यते), что означает освобождение или освобождение - например, лошади из упряжи.
Традиции индуизма утверждают, что существует множество путей (марга) к мокше: джнана-марга, путь знания; бхакти-марга, путь преданности; и карма-марга, путь действия.
Термин Брахма-нирвана встречается в стихах 2.72 и 5.24-26 Бхагавад-гиты. Это состояние освобождения или освобождения; союз с Брахманом. Согласно Ишварану, это опыт блаженного отсутствия эго.
Согласно Зенеру, Джонсону и другим ученым, нирвана в Гите - это буддийский термин, принятый индуистами. Зенер заявляет, что это слово впервые было использовано в индуистских текстах в Бхагавад-Гите, и что идея в стихах 2.71-72 «подавлять свои желания и эго» также является буддийской. Согласно Джонсону, термин нирвана заимствован у буддистов, чтобы сбить с толку буддистов, связывая буддийское состояние нирваны с добуддийской ведической традицией метафизического абсолюта, называемого Брахманом.
Согласно Махатме Ганди, индуистское и буддийское понимание нирваны различаются, потому что нирвана буддистов - это шуньята, пустота, но нирвана Гиты означает мир, и поэтому она описывается как брахма-нирвана (единство с Брахман).
Термины мокша и нирвана часто используются взаимозаменяемо в джайнских текстах.
Уттарадхьяна Сутра описывает Судхармана - также называемый Гаутамой, и один из учеников Махавиры - объясняя значение нирваны Кеши, ученику Паршвы.
Есть безопасное место для всех, но труднодоступное, где нет старость и смерть, ни боль, ни болезнь. Это то, что называется нирвана, или свобода от боли, или совершенство, которое присуще всем; это безопасное, счастливое и тихое место, куда достигают великие мудрецы. Это вечное место для всех, но труднодоступное. Те мудрецы, которые достигают его, свободны от печали, они положили конец потоку существования. (81-4) - Перевод Германа Якоби, 1895
Нирвана (ниббана) буквально означает «выдувание» или «угасание». Это наиболее используемый, а также самый ранний термин для описания сотериологической цели в буддизме: освобождение от цикла перерождений (самсара ). Нирвана является частью Третьей Истины о «прекращении дуккхи» в доктрине Четырех Благородных Истин буддизма. Это цель Благородного Восьмеричного Пути.
. В буддийской схоластической традиции считается, что Будда реализовал два типа нирваны: один в просветлении, а другой - после смерти. Первая называется сопадхишеша-нирвана (нирвана с остатком), вторая паринирвана или анупадхишеша-нирвана (нирвана без остатка, или конечная нирвана).
В буддийской традиции нирвана считается описывается как тушение пожаров, вызывающих перерождение и связанные с ним страдания. В буддийских текстах эти три «огня» или «три яда» называются рага (жадность, чувственность), двеша (отвращение, ненависть) и авидья или моха (невежество, заблуждение).
Состояние нирваны также описывается в буддизме как прекращение всех недугов, прекращение всех действий, прекращение перерождений и страданий, являющихся следствием недугов. и действия. Освобождение идентично анатта (анатман, не-я, отсутствие какого-либо я). В буддизме освобождение достигается, когда все вещи и существа считаются не имеющими «Я». Нирвана также описывается как тождественная достижению шуньята (пустота), когда ни в чем нет сущности или фундаментальной природы, и все пусто.
Со временем, с развитием буддийской доктрины были даны другие интерпретации, такие как безусловное состояние, пожар, потухший из-за недостатка топлива, отказ от сплетения (вана) жизни за жизнью и устранение желания. Однако буддийские тексты с древних времен утверждали, что нирвана - это больше, чем «разрушение желания», это «объект познания» буддийского пути.
Концепция освобождение как «прекращение страдания», наряду с идеей сансары как «цикла возрождения», также является частью сикхизма. Нирвана появляется в сикхских текстах как термин Нирбан. Однако более распространенным термином является мукти или мокш, концепция спасения, в которой любящая преданность Богу подчеркивается для освобождения от бесконечного цикла перерождений.
Термин нирвана (также упоминается как паринирвана) в тринадцатом или четырнадцатом веке манихейском произведении «Великая песня Мани» и «История смерти Мани», относящихся к царству свет.
![]() | Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Нирване |
![]() | Найдите нирвана в Викисловаре, бесплатном словаре. |