Ришабханатха

редактировать
Первый тиртханкара джайнизма

Ришабханатха
Первый Тиртханкара
Rishabhanatha Изображение Ришабханатхи в Палитане место паломничества в Гуджарате, Индия
Другие именаАдинатха, Аадиш Джина (первый завоеватель), Адарш Пуруш (первый Совершенный человек), Икшваку
ПреемникАджитанатха
СимволБык
Рост500 луков (1312 эллов, 4920 футов)
Возраст8,400,000 пурва (592,704 × 10 лет)
ДеревоБаньян
ЦветЗолотой
Личная информация
РодилсяАйодхья
УмерГора Астхапада
Родители
СупругаСунанда и Сумангала
Дети100 сыновей, включая Бхарата Чакравартин и Бахубали, и 2 дочери: Сундари, Брахми

Ришабханатха (также Шабхадева, Ришабхадева или Шабха ) является первым Тиртханкара (букв. 'ford -maker ') джайнизма и основатель династии Икшваку. Он был первым из двадцати четырех учителей в нынешнем полупериоде времени в джайнской космологии, и его называли «создателем бродов», потому что его учения помогли человеку пересечь море бесконечных перерождений и смертей. Легенды джайнов изображают его жившим миллионы лет назад. Он также известен как Адинатха, что переводится как «Первый (Ади) Господь (натха)», а также Адишвара (первый ишвара ), Югадидева (дева юги), Пратхамараджа (первый царь) и Набхейя (сын Набхи). Наряду с Махавирой, Паршванатхой и Неминатхой, Ришабханатха является одним из четырех тиртханкар, которые привлекают наиболее преданное поклонение среди джайнов

. Согласно традиционным повествованиям джайнов, он родился у царя Набхи и царицы Марудеви в северном индийском городе Айодхья, также называемом Винита. У него было две жены, Сунанда и Сумангала. Сумангала описывается как мать его девяноста девяти сыновей (в том числе Бхарата ) и одной дочери Брахми. Сунанда изображается как мать Бахубали и Сундари. Внезапная смерть Ниланджаны, одного из танцоров Индры, напомнила ему о преходящей природе мира, и он развил желание отречения.

После отречения, согласно джайнским легендам, Ришабханатха целый год скитался без еды. День, когда он получил свою первую ахару (пищу), джайны отмечают как Акшая Трития. Он достиг Мокши на горе Астхапада (Кайлас). Текст Ади Пурана автора Джинасена представляет собой отчет о событиях его жизни. Его иконография включает в себя колоссальные статуи, такие как Статуя Ахимсы, Бавангаджа и статуи, воздвигнутые на холме Гопачал. Его значки включают одноименного быка в качестве эмблемы, дерево Ньягродха, Гомукха (с бычьим лицом) Якша и Чакрешвари Якши.

Содержание

  • 1 Жизнь в джайнской традиции
    • 1.1 Рождение
    • 1.2 Брак и дети
    • 1.3 Правило, управление и учения
    • 1.4 Отречение
    • 1.5 Акшая Трития
    • 1.6 Всеведение
    • 1.7 Нирвана кальянака, смерть
  • 2 В литературе
  • 3 Иконография
  • 4 Храмы
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники

Жизнь в джайнской традиции

Ришабханатха известен среди джайнов под многими именами, включая Адинатху, Адишвару, Югадеву и Набхейю. Ади пурана, главный джайнский текст записывает жизнеописание Ришабханатхи, а также десять предыдущих воплощений. Джайнская традиция описывает жизнь тиртханкара в пяти благоприятных событиях, называемых панча кальянака. К ним относятся гарбха (беременность матери), джанма (рождение), тапа (покаяние), кевала-джнана (всеведение) и мокша (освобождение).

Согласно Джайнская космология, вселенная не имеет временного начала или конца. Его «Универсальная история» делит цикл времени на две половины (авасарпини и утсарпини) с шестью арами (спицами) в каждой половине, и циклы продолжают повторяться бесконечно. Двадцать четыре тиртханкары появляются в каждой половине, первый тиртханкара каждый раз основывает джайнизм. В нынешнем временном цикле Ришабханатха считается первым тиртханкарой, рожденным в конце третьей половины (известное как судама-духама ара).

Ришабханатха считается основателем современного джайнизма Авсарпини (временной цикл) по различным суб-традициям джайнов. Джайнская хронология помещает Ришабханатху в историческом плане как человека, который жил миллионы лет назад. Считается, что он родился 592,704 x 10 лет назад и прожил 8 400 000 пурв. Его рост описан в джайнских текстах как 500 поклонов (1312 эллов ), или около 4920 футов / 1500 метров. Подобные описания нечеловеческого роста и возраста также встречаются для следующих 21 тиртханкара в джайнских текстах, и, по словам Кристи Вили, ученого из Калифорнийского университета в Беркли, известной своими публикациями по джайнизму, большинство индологов и ученых считают все первые 22 из них. 24 Тиртханкары должны быть доисторическими или историческими и являются частью джайнской мифологии. Однако среди джайнских писателей и некоторых индийских ученых считается, что некоторые из первых 22 тиртханкар отражают исторические личности, а некоторые признают, что завышенная биографическая статистика мифическая.

Согласно Сарвепалли Радхакришнан, профессора сравнительного религиоведения и философии в Оксфорде, который позже стал вторым президентом Индии, есть данные, свидетельствующие о том, что Ришабдеве поклонялись в первом веке до нашей эры. Яджурведа упоминает имена трех тиртханкаров - Ришабха, Аджитанатха и Ариштанеми, утверждает Радхакришнан, и «Бхагавата Пурана подтверждает это мнение. что Ришабха был основателем джайнизма ".

Рождение

Джанма кальянака из Кальпа-сутры, ок. 14-15 века н.э.

Ришабханатха родился у Набхи и Марудеви, царя и королевы Айодхьи, на девятый день темной половины месяц Чайтра-чаитра кришна навам. Его связь с Айодхьей делает его священным городом для джайнов, как это было в индуизме в связи с рождением Рамы. В джайнской традиции рождение тиртханкары отмечено 14 благоприятными сновидениями его матери. Считается, что их видел Марудеви на второй день Ашадхи (месяц джайнского календаря ) Кришны (темные две недели). Эти сны означали рождение тиртханкары согласно предполагаемому объяснению царя своей царице.

Брак и дети

Считается, что у Ришабханатхи было две жены, Сунанда и Сумангала. Сумангала считается матерью девяноста девяти сыновей (включая Бхарату ) и одной дочери Брахми. Сунанда считается матерью Бахубали и Сундари. В джайнских текстах говорится, что Ришабханатха обучал своих дочерей Брахми и Сундари письму брахми и науке о числах (Анк-Видья) соответственно. Сутра Паннавана (2 век до н.э.) и Сутра Самаваянга (3 век до н.э.) перечисляют многие другие письменные сценарии, известные в древней джайнской традиции, из которых сценарий Брахми, названный в честь дочери Ришабхи, возглавляет список. Утверждается, что его старший сын Бхарата правил древней Индией из своей столицы Айодхьи. В джайнских текстах он описывается как справедливый и добрый правитель, который не был привязан к богатству или порокам.

Правление, управление и учения

Согласно джайнской традиции Ришабханатха родился в бхоге. бхуми, или век вездесущего счастья. Также предполагается, что никому не приходилось работать из-за чудесных исполняющих желания деревьев, называемых калпаврикша. Утверждается, что люди обращались к королю за помощью из-за снижения эффективности деревьев с течением времени. Затем говорят, что Ришабханатха обучил их шести основным профессиям. Это были: (1) Аси (владение мечом для защиты), (2) Маси (навыки письма), (3) Криши (сельское хозяйство), (4) Видья (знания), (5) Ваниджья (торговля и коммерция) и (6)) Шилп (поделки). Другими словами, ему приписывают введение карма-бхуми (эпохи действия), основав искусство и профессии, позволяющие домовладельцам поддерживать себя. В джайнизме считается, что Ришабханатха изобрел и обучил огню, приготовлению пищи и всем навыкам, необходимым для жизни людей. В общей сложности Ришабханатха, как говорят, обучил семидесяти двум наукам мужчин и шестидесяти четырем женщинам. Утверждается, что институт брака возник после того, как его брак стал преобладающим. По словам Пола Дандаса, Ришабханатха в джайнской мифологии, таким образом, является не просто духовным учителем, но тем, кто основал знание в его различных формах. Он изображен как форма культурного героя текущего космологического цикла.

Согласно джайнской традиции Ришабханатха был первым царем, основавшим свою столицу в Винитанагара (Айодхья). Утверждается, что он издал первые законы для управления королем. Считается, что он установил тройную варну систему, основанную на профессиях, состоящих из кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (рабочие). Считается, что Бхарата добавил в систему четвертую варну, брамин.

Отречение

Скульптура, представляющая медитацию Ришабханатхи в позе Кайотсарга. (Фото: Храм Аджмер-Джайн )

В джайнских легендах рассказывается о танце небесных танцоров, организованном в царском зале собраний Ришабханатхи Индрой, небесным царем первого неба. Ниланджана, один из танцоры, как утверждается, умерли в разгар серии энергичных танцевальных движений. Внезапная смерть Ниланджаны, как говорят, напомнила Ришабханатхе о преходящей природе мира, побудив его отречься от своего царства, семьи и материального богатства. распределил свое царство между сотней своих сыновей. Бхарата якобы получил город Айодхья, а Бахубали, как полагают, получил город Поданапур (Таксила ). Считается, что он стал монахом в Сиддхарта-саду на окраине Айодхьи, под деревом Ашока в девятый день месяца Чайтра Кришна (индуистский календарь).

Акшая Трития

Джайны верят, что люди не знаю, как предлагать еду монаху, так как Ришабханатха был первым. является правнуком, Шреянса, царь Гаджапура (ныне Хастинапур ), предложил ему сок сахарного тростника (икшу-раса), чтобы прервать его 13-месячный пост. Джайны отмечают это событие как Акшая трития каждый год на третий день ярких двух недель месяца вайшака (обычно апрель). Считается, что это начало ритуала ахара- даана (подношение еды) от мирянина до нищего.

Всеведение

Ришабханатха перемещается по лотосу после достижения всеведения

Считается, что Ришабханатха провел тысячу лет в аскезах, прежде чем достиг кевала-джнаны (всеведения) под баньяновым деревом на 11-й день фалгун -кришна (месяц в традиционном календаре).). Дэвы (небесные существа), как предполагается, после этого создали для него божественные проповеднические залы, известные как самавасараны. Считается, что он дал пять основных обетов для монахов и 12 второстепенных обетов для мирян. Считается, что он основал сангху (четырехступенчатый религиозный орден), состоящий из нищенствующих мужчин и женщин и учеников. Его религиозный орден, упомянутый в Кальпа-сутре, состоял из 84000 садху (мужчин-монахов) и 300000 садхви (женщин-монахов).

Нирвана кальянака, смерть

Гора Кайлас или Аштапад, Нирвана место Ришабхдевы.

Считается, что Ришабханатха проповедовал принципы джайнизма повсюду. Предполагается, что после его смерти он достиг нирваны или мокши, уничтожив все четыре его гхати- кармы. Это отмечено как освобождение его души от бесконечного цикла перерождений, чтобы навсегда остаться на сиддхалоке. В джайнизме считается, что его смерть произошла на Аштападе (также известном как гора Кайлас ) в четырнадцатый день Магха Кришны (индуистский календарь). Предполагается, что его общий возраст на тот момент составляет 84 лакха пурва лет, а до третьего ара остается три года и восемь с половиной месяцев. Согласно джайнским текстам средневековой эпохи, Ришабханатха совершал аскетизм в течение миллионов лет, затем вернулся в Аштападу, где постился до своей смерти (мокша). Далее они заявляют, что Индра со своими собратьями-богами пришел с небес после этого, чтобы кремировать свое тело сандаловым деревом, камфарой, маслом и другими подношениями огня.

В литературе

Шветамбара - иконография Ришабханатхи, в которой он изображен. идентифицирован по быку, выбитому или вырезанному под его ногами. В центре его груди находится шриватса.

Ādi purāṇa, стихотворение 9-го века на санскрите и 10-го века язык каннада <209.>комментарий поэта Адикави Пампа (fl. 941 CE), написанный в стиле Чампу, смесь прозы и стихов и распространенный на шестнадцать песнь, повествует о десяти жизнях Ришабханатхи и двух его сыновей. Жизнь Ришабханатхи также подробно описана в Махапурана из Джинасена, Тришасти-салака-пуруша-чаритра ученым Хемачандрой, Кальпа-сутра, джайнский текст, содержащий биографии джайнских тиртханкаров и Джамбудвипа-праджняпти. Бхактамара Стотра от Ачарья Манатунга - одна из самых известных молитв, в которых упоминается Ришабханатха. Ришабха упоминается в индуистских текстах, например, в Ригведе, Вишну Пуране и Бхагавата Пуране (в 5 песне). В древних индуистских текстах этот термин означает «бык», а не «Ришабханатха». В более поздних текстах, таких как Бхагаватапурана, он описывается как аватар Вишну, великого мудреца, известного своей ученостью и аскетизмом. Ришабханатха также упоминается в буддийской литературе. В нем говорится о нескольких тиртханкарах и включает Ришабханатху вместе с: Падмапрабха, Чандрапрабха, Пушпаданта, Вималанатха, Дхарманатха и Неминатха. Буддийское писание под названием Дхармоттарапрадипа упоминает Ришабханатху как Апту (Тиртханкара).

Иконография

Резьба в Амбика Гумпхе, пещерах Удаягири и Кхандагири, 2 век до н. 332>Ришабханатха обычно изображается в позе лотоса или кайотсарга, стоячей позе медитации. Отличительные черты Ришабханатхи - его длинные пряди волос, падающие на плечи, и изображение быка на его скульптурах. Его картины обычно изображают легендарные события его жизни. Некоторые из них включают его женитьбу и Индра, совершающий ритуал, известный как абхишека (посвящение). Иногда его показывают, как он преподносит своим последователям чашу и учит их гончарному искусству, росписи дома или ткачеству тканей. Визит его матери Марудеви также широко показан в живописи. Он также связан со своей эмблемой Быка, деревом Ньягродха, Гомукха (с бычьим лицом) Якша и Чакрешвари Якши.

Статуя Ахимсы, высеченная в единой скале, представляет собой статую Ришабханатхи высотой 108 футов (33 м) (121 фут (37 м), включая пьедестал), и ее размер составляет 1840 квадратных футов. Считается, что это самый высокий идол джайнов в мире. Он расположен на высоте 4343 фута (1324 м) над уровнем моря, около холмов Манги-Тунги около Нашик (Махараштра). Представители Книги рекордов Гиннеса посетили Манги Тунги и вручили инженеру статуи Ришабхдевы высотой 108 футов Ч.Р. Патил официальный сертификат самого высокого джайнского идола в мире.

В Мадхья-Прадеш, рядом с Барвани находится холм Бавангаджа (то есть 52 ярда (156 футов)) с фигурой Гомматешвары, покрытой на вершине. Это место важно для джайнских паломников, особенно в январский день полнолуния. Здесь есть статуя Ришабанатхи, вырезанная из вулканической скалы. Статуя Ришабханатхи длиной 58,4 футов (17,8 м) на холме Гопачал, форте Гвалиор, Мадхья-Прадеш. Тысячи джайнских идолов, в том числе 58,4-футовый идол Ришабханатхи, были вырезаны на идоле холма Гопачал с 1398 г. по 1536 г. н.э. правителями династии Томар правителями - Вирамдевым, Дунгар Сингхом и Кирти Сингхом.

Храмы

Храмы Палитаны

Ришабханатха является одним из пяти наиболее почитаемых Тиртханкаров, наряду с Махавирой, Паршванатхой, Неминатха и Шантинатха. Его можно увидеть в различных джайнских храмовых комплексах по всей Индии, и это важные места паломничества в джайнизме. Гора Шатрунджая, например, представляет собой холмистую часть южного Гуджарата, которая, как полагают, была местом, где 23 из 24 тиртханкаров проповедовали вместе с Ришабхой. Считается, что многочисленные монахи достигли там своего освобождения от циклов перерождений, и большой храм внутри комплекса посвящен Ришабхе в ознаменование его просветления в Айодхья. Центральная икона Ришабха этого комплекса называется Адинатха или просто Дада (дедушка). По словам Джона Корта, эта икона является самой почитаемой из всех икон муртипуджака, которые, по мнению некоторых в джайнской традиции, обладают чудотворной силой. В джайнских текстах Кунти и пять братьев Пандавов из индуистского эпоса Махабхарата пришли на вершину холма, чтобы выразить свое почтение, и освятили икону Ришабхи в Шатрунджайе. Важные храмовые комплексы Ришабха включают храмы Палитана, Кулпакджи, Кундалпур, Биброд Тирт, Папораджи, Сониджи Ки Насиян, Храмы Дилвара, Ришабдео и Ханумантал Бада Джайн Мандир.

См. Также

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ришабханатха.
  • icon Религиозный портал

Примечания

Ссылки

Цитаты

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-04 04:33:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте