Садхана (санскрит साधना; тибетский : སྒྲུབ་ ཐབས་, THL : druptap ; китайский :修行; пиньинь : xiūxíng) - это общий термин, пришедший из йогической традиции, который относится к любому духовному упражнению, которое направлено на продвижение садхаки к высшему. выражение его или ее жизни в этой реальности. Он включает в себя множество дисциплин индуистских, буддийских, джайнских и сикхских традиций, которым следуют для достижения различных духовных или ритуальных целей.
Садхана делается для достижения непривязанности к мирским вещам, что может быть целью садху. Карма-йогу, бхакти-йогу и гнян-йогу также можно описать как садхану, поскольку постоянные усилия по достижению максимального уровня совершенства во всех направлениях повседневной жизни можно описать как садхану.
Садхана также может относиться к тантрической литургии или литургическому руководству, то есть инструкциям по выполнению определенной практики.
Современный духовный учитель и йог, Джагги Васудев, определяет садхану следующим образом:
Все может быть садханой. То, как вы едите, как вы сидите, как вы стоите, как вы дышите, как вы управляете своим телом, умом, своими энергиями и эмоциями - это садхана. Садхана не означает какой-либо конкретный вид деятельности, садхана означает, что вы используете все как инструмент для своего благополучия.
Историк Н. Бхаттачарья дает следующее рабочее определение преимуществ садханы:
[R] eligious садханы, что оба предотвращает избыток суетности и плесени ума и расположение ( бхав) в форму, которая развивает знание бесстрастия и непривязанность. Садхана - это средство, с помощью которого рабство становится освобождением.
Б.К.С. Айенгар (1993: стр. 22) в своем английском переводе и комментариях к Йога-сутрам Патанджали определяет садхану в отношении абхьясы и крийи :
Садхана - это дисциплина, предпринимаемая для достижения цели. Абхьяса - это повторяющаяся практика, выполняемая с наблюдением и размышлением. Крия, или действие, также подразумевает совершенное выполнение с изучением и исследованием. Поэтому, садхан, абхйас и крий все это означает одно и то же. Садхака, или практикующего, это тот, кто умело применяет... ум и интеллект на практике по отношению к духовной цели.
Термин садхана означает «методическая дисциплина для достижения желаемого знания или цели». Садхана также выполняется для достижения непривязанности к мирским вещам, что может быть целью. Человек, занимающийся такой практикой, известен на санскрите как садху (женская садхака), садхака (женская садхака) или йог (тибетский паво ; женская йогини или дакини, Тибетская кхандрома). Цель садханы - достичь определенного уровня духовной реализации, который может быть либо просветлением, чистой любовью к Богу (према), освобождением ( мокша ) от цикла рождений и смертей ( самсара ), либо конкретной целью, такой как благословения. божества, как в традициях бхакти.
Садхана может включать в себя медитацию, пение мантры, иногда с помощью четок, пуджу божеству, йаджну и, в очень редких случаях, умерщвление плоти или тантрические практики, такие как выполнение определенной садханы на месте кремации.
Традиционно в некоторых индуистских и буддийских традициях для того, чтобы встать на определенный путь садханы, может потребоваться гуру, чтобы дать необходимые наставления. Этот подход типичен для некоторых тантрических традиций, в которых инициация гуру иногда определяется как особая стадия садханы. С другой стороны, отдельные отшельники могут развивать свою собственную духовную практику, не участвуя в организованных группах.
Тантрические ритуалы называются « садхана ». Вот некоторые из хорошо известных садхан:
В буддизме Ваджраяны и традиции Наланды существует пятнадцать основных тантрических садхан:
Не в этом списке, но центральная садхана Ваджраяны - это садхана Ваджрасаттвы.
Все они доступны в тибетской форме, многие доступны на китайском языке, а некоторые до сих пор сохранились в древних санскритских рукописях.
Квурне (1975: с. 164) в своем расширенном обсуждении сахаджи трактует отношение садханы к мандале следующим образом:
[E] Внешний ритуал и внутренняя садхана образуют неразличимое целое, и это единство находит свое наиболее яркое выражение в форме мандалы, священной оболочки, состоящей из концентрических квадратов и кругов, нарисованных на земле и представляющих ту адамантиновую плоскость бытия, на которой стремящийся к состоянию будды желает утвердиться. Развитие тантрического ритуала зависит от мандалы; а там, где материальная мандала не используется, адепт приступает к ее построению мысленно в ходе своей медитации.