Брихадараньяка Упанишад

редактировать
Одно из древних санскритских писаний индуизма
Брихадараньяка
для альтернативного текста изображения заголовка на WP: ALT Страница рукописи Брихадараньяка Упанишад, стихи с 1.3.1 по 1.3. 4
IAST Брихадараньяка Упанишад
Датадобуддизм,. ~ 9-6 века до н.э.
Автор (ы)Яджнавалкья
ТипМукхья Упанишады
Связанные Веды Шукла Яджурведа
Связанные Брахмана часть Шатапатха Брахмана
Связанные Араньяка Брихад Араньяка
ГлавыШесть
ФилософияАтман, Брахман
КомментарийАди Шанкара, Мадхвачарья
Популярный стих"Ахам Брахмасми "

Брихадараньяка Упанишад (санскрит : बृहदारण्यक उपनिषद्, Брихадараньяка Упанишад) является одной из основных упанишад и одним из первых священных писаний Упанишад Индуизм. Брихадараньяка Упанишад, ключевое священное писание различных школ индуизма, занимает десятое место в Муктике, или «каноне 108 Упанишад».

Брихадараньяка Упанишад, по оценкам, содержит были составлены около 700 г. до н.э., за исключением некоторых частей, которые, по оценкам, были составлены после Чандогья-упанишад. Текст на санскрите содержится в Шатапатха Брахмана, который сам является частью Шукла Яджурведы.

Брихадараньяка Упанишада - трактат по Атману. (Душа, Я), включает отрывки по метафизике, этике и стремлению к знаниям, которые повлияли на различные индийские религии, древних и средневековых ученых и привлекли второстепенные работы, такие как Авторы Ади Шанкара и Мадхвачарья.

Содержание

  • 1 Хронология
  • 2 Этимология и структура
  • 3 Содержание
    • 3.1 Первая глава
    • 3.2 Вторая глава
    • 3.3 Третья глава
    • 3.4 Четвертая глава
    • 3.5 Пятая и шестая главы
  • 4 Обсуждение
    • 4.1 Теория кармы
    • 4.2 Этика
    • 4.3 Психология
    • 4.4 Метафизика
      • 4.4.1 Адвайта
    • 4.5 Различные интерпретации
  • 5 Популярные мантры
    • 5.1 Павамана Мантра
  • 6 изданий
  • 7 Переводы
  • 8 В литературе
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Хронология

Хронология Брихадараньи Ка Упанишада, как и другие Упанишады, сомнительна и оспаривается. Хронологию трудно разрешить, потому что все мнения основываются на скудных доказательствах, анализе архаизма, стиля и повторов в текстах, основанном на предположениях о вероятной эволюции идей и на предположениях о том, какая философия могла повлиять на другие индийские философии. Патрик Оливель утверждает: «Несмотря на утверждения некоторых, в действительности любая датировка этих документов (ранних Упанишад), которая пытается добиться точности ближе, чем несколько столетий, столь же стабильна, как карточный домик».

Хронология и авторство Брихадараньяка Упанишад, наряду с Чандогьей и Каушитаки Упанишадами, еще более усложняются, потому что они представляют собой сборники литературных антологий, которые должны были существовать как независимые тексты до того, как стали частью этих Упанишад

Точный год и даже век сочинения Упанишад неизвестны. Ученые предлагают разные оценки: от 900 до 600 г. до н.э., до буддизма. Брихадараньяка - одна из первых Упанишад, наряду с Джайминией-упанишадой и Чандогья-упанишадами. По словам Патрика Оливеля, Брихадараньяка Упанишада, по всей вероятности, была составлена ​​в начале 1-го тысячелетия до нашей эры, около 700 г. до н.э., плюс-минус столетие или около того. Вполне вероятно, что текст был живым документом, и некоторые стихи были отредактированы за период до VI века до нашей эры.

Этимология и структура

Брихадараньяка Упанишад буквально означает «Упанишады великих лесов»

Брихадараньяка буквально означает «великая пустыня или лес». Брихадараньяка-упанишада приписывается древнему мудрецу Яджнавалкья, но, вероятно, уточнена рядом древних ведических ученых. Упанишады составляют последнюю часть, то есть четырнадцатую канду Шатапатхи Брахмана «Тхукла Яджурведа». Всего в Брихадараньяка-упанишаде шесть адхьяй (глав). Есть два основных редакции текста - редакция Мадхьяндина и редакция Канва. Он состоит из трех разделов: Мадху канда (4-я и 5-я главы четырнадцатого канда Сатапатха Брахмана), Муни канда (или Яджнавалкья-канда, 6-я и 7-я главы 14-го канда Сатапатха Брахмана) и Хила-канда (8-я и 9-я главы. четырнадцатого канда Шатапатха Брахмана).

Первая и вторая главы Мадху-канды Упанишад состоят из шести брахманов каждая, с различным количеством гимнов для каждого брахмана. Первая глава Яджнавалкья-канды Упанишад состоит из девяти брахманам, а вторая - из шести брахманов. Хила-канда Упанишад состоит из пятнадцати брахманов в первой главе и пяти брахманов во второй главе.

Содержание

Первая глава

Брихадараньяка-упанишада начинается с утверждения одного многих ведических теорий создания Вселенной. Он утверждает, что до возникновения вселенной ничего не было, затем Праджапати создал из этого ничто вселенную в качестве жертвы себе, наполнил ее Праной (жизненной силой), чтобы сохранить ее в форме космической инертной материи и индивидуальная психическая энергия. Мир - это больше, чем материя и энергия, утверждает Брихадараньяка, он также состоит из Атмана или Брахмана (Души, Я, Сознание, Невидимые Принципы и Реальность), а также Знания.

Брахман 4 в первой главе, провозглашает недвойственную, монистическую метафизическую предпосылку Упанишад о том, что Атман и Брахман - это тождественное Единство, с утверждением, что, поскольку вселенная возникла из небытия, когда единственным существующим принципом было «Я есть он», вселенная после своего возникновения продолжается как Ахам брахма асми (Я Брахман). В последнем брахмане первой главы Упанишады объясняют, что Атман (душа) вдохновляет, будучи самоочевидным (имя идентичности), через уполномочивающие формы и через действие (работа живого существа). Душа, утверждает Брихадараньяка, есть нетленная, невидимая и скрытая, пронизывающая всю реальность.

Вторая глава

Брихадараньяка Упанишада начинает вторую главу как беседу между Аджаташатру и Балаки Гаргья о теории сновидений, утверждая, что люди видят сны исключительно сами по себе, потому что разум привлекает в себя силы органов чувств, которые он высвобождает в состоянии бодрствования. Затем он утверждает, что этот эмпирический факт о сновидениях предполагает, что человеческий разум обладает способностью воспринимать мир таким, какой он есть, а также создавать мир так, как он хочет его воспринимать. Ум - средство, склонное к недостаткам. Борьба, с которой сталкивается человек, утверждает Брихадараньяка в брахмане 3, заключается в его попытке осознать «истинную реальность, стоящую за воспринимаемой реальностью». Это Атман-Брахман, изначально существующий блаженно, но непознаваемый, потому что он не имеет качеств, нет характеристик, это «нети, нети» (буквально «не это, не это»).

В четвертом брахмане Упанишады представляют собой диалог между мужем и женой, такими как Яджнавалкья и Майтрейи, о природе любви и духовности, о том, связан ли Атман с глубокой связью и связями между людьми и как это происходит. Яджнавалкья утверждает, что человек не соединяется с формами и не любит их, не соединяется и не любит ум, а соединяется с Высшим Я, собственной Душой и своей возлюбленной. Всякая любовь совершается ради собственного Я, и Единство, которое человек реализует в Я любимого. Затем он утверждает, что это знание Души, Самости, Брахмана делает человека бессмертным, а связь бессмертной. Любое стремление - это тоска по Душе, потому что Душа - это истинное, бессмертное, настоящее и бесконечное блаженство.

Пятый брахман второй главы вводит теорию Мадху, давая, таким образом, этот раздел Упанишад. древнее имя Мадху Кханда. Теория Мадху является одним из основополагающих принципов Веданты школ индуизма, а также других астик школ индийской философии. Мадху буквально означает «мед» или составной плод многочисленных действий на поле цветов. В теории Мадху, отмечает Пол Деуссен, Брихадараньяка-упанишада утверждает, что «Атман существует» (душа существует), что все органические существа (растения, животные, люди и боги) являются блуждающими душами, но едины с каждым другой и Брахман (Космическая Душа); далее утверждается, что неорганическая природа (огонь, воздух, земля, вода, пространство) - это поле, где действуют существа и где их многочисленные действия создают плоды, которые они переживают по отдельности и вместе. Затем Упанишады заявляют, что все взаимосвязано, существа влияют друг на друга, органические существа влияют на неорганическую природу, неорганическая природа влияет на органические существа, одно является «медом» (результат, фрукт, пища) другого, все и все взаимно зависимы, питают и лелеют друг друга, все потому, что все это произошло от одного Брахмана, потому что все это один Брахман, потому что все существование - это блаженное единство. Эта теория появляется в различных ранних и средних Упанишадах и параллельна доктрине Иммануила Канта о «сродстве явлений», построенной на «синтетическом единстве апперцепции ".

Последний брахман в Упанишадах. первая часть - это вамса (поколение учителей) с именами 57 ведических ученых, которые, как считается, обучали Мадху Кханду от одного поколения к другому.

Третья глава

Третья. Глава представляет собой метафизический диалог между десятью древними мудрецами о природе Реальности, Атмане и Мукти. Пол Деуссен называет представление древнего ученого Яджнавалкьи в этой главе «похожим на то, что Сократа в диалогах Платона. ". Среди прочего, в главе представлена ​​теория воспринимаемого эмпирического знания с использованием концепций граха и атиграха (сенсорное действие и чувство). В нем перечислено 8 комбинаций грахи и атиграхи: дыхание и запах, речь и имя (идеи), язык и вкус, глаз и форма, ухо и звук, sk в и прикосновение, разум и желание, руки и работа соответственно. Мудрецы спорят о природе смерти, утверждают, что в третьей главе Брихадараньяка Упанишад преобладает граха и атиграха после смерти. Они исключают шесть, а затем утверждают, что его идеи (имя) и его действия и работа (карма) продолжают влиять на вселенную.

Четвертый брахман третьей главы утверждает: «это ваша душа находится внутри все », все души едины, имманентны и трансцендентны. Пятый брахман утверждает, что глубокое знание требует, чтобы человек отказался от демонстрации своей эрудиции, затем проявил детское любопытство и простоту, а затем стал безмолвным, медитирующим и наблюдательным (муни), тем самым начав путь к глубокому знанию, пониманию души вещей, где есть свобода от разочарований и печали. В шестой и восьмой брахманах третьей главы Брихад Араньяка Упанишад есть диалог между Гарги Вачакнави - женщиной-ведическим мудрецом и Яджнявалкой о природе вселенной.

Седьмой брахман. обсуждает, как и почему душа взаимосвязана и имеет единство через все органические существа, всю неорганическую природу, всю вселенную. Он утверждает, что душа - это внутренний контролер существ, связанный с взаимодействием природы, психики и чувств, часто без ведома существ. Тем не менее, именно душа является истиной и сущностью, утверждает Упанишад. Девятый брахман, самый длинный из третьей главы, вводит принцип «нети, нети», который будет обсуждаться позже, наряду с аналогичной эквивалентностью физических характеристик человека и черт дерева, причем корнем человека является его душа.. Последние гимны главы 3 Брихадараньяка Упанишад также свидетельствуют о преобладании практики отречения от аскетической жизни к тому времени, когда Брихадараньяка Упанишада была составлена ​​в ведическую эпоху Индии, и именно этим аскетическим кругам приписывают большую роль. такие движения, как йога, а также шрамана традиции, которые позже будут называться буддизм, джайнизм и неортодоксальный индуизм.

Когда вырывают дерево с корнем,. дерево больше не может расти,. из какого корня вырастает человек,. когда он поражен смертью?. Тот, кто есть родился, не родился,. Кто должен родить его заново? (...). Брахман - это блаженство, Брахман - это знание,. Это высшее благо того, кто дает милостыню,., а также того, кто стоит в стороне (отрекается) и знает это.

— Брихадараньяка Упанишад, 3: 9

Четвертая глава

Четвертая глава Брихадараньяка Упанишады начинается как диалог между царем Джанакой и Яджнавалкой. В нем исследуются различные аспекты теории «Душа существует», ее феноменальные проявления и ее философское значение для сотериологии. Упанишады в первом брахманах четвертой главы заявляют, что душа проявляется в человеческой жизни в шести формах: Праджня (сознание), Приям (любовь и воля к жизни), Сатьям (почитание истины, реальности), Ананта (бесконечность)., любопытство к вечному), Ананда (блаженство, удовлетворенность) и Стхити (состояние стойкой стойкости, спокойной стойкости).

Во второй брахманам Упанишады исследуют вопрос, «что происходит с душой после один умирает? », и служит корнем для двух тем, которые играют центральную роль в более поздних школах индуизма: одна - концепции души как индивидуальных душ (дуализм), а вторая - концепции души, являющейся Единым и Вечным. идет куда угодно, потому что он везде и каждый в Единстве (недуализм). В этой главе обсуждается широко цитируемый принцип «нети, нети» (नेति नेति, «не то, не то») на пути к пониманию души. Второй брахманам заключает, что душа существует самоочевидно, душа блаженно свободна, душа вечно неуязвима, а душа - это неописуемое знание.

Гимн 4.2.4 Брихадараньяка Упанишад - один из многих примеров в древности. Санскритский текст, в котором персонажи, участвующие в философских дебатах, приветствуют друг друга Намасте (नमस्ते), практикой культуры Индии.

В третьем брахмане четвертой главы обсуждаются предпосылки мокша (освобождение, свобода, эмансипация, самореализация) и содержит некоторые из наиболее изученных гимнов Брихадараньяки. Пауль Деуссен называет это «уникальным в своем богатстве и теплоте изложения», с глубиной, которая сохраняет свою ценность в наше время. Макс Мюллер переводит это следующим образом:

Но когда он [Я] мечтает что он, так сказать, бог,. или что он, так сказать, король,. или "Я есть это вообще", то есть его высший мир,. Это действительно его (истинная) форма, свободная от желаний, свободная от зла, свободная от страха... Теперь, когда мужчина, когда его обнимает любимая жена,. не знает ничего внешнего, ничего, что внутри,. таким образом, этот человек, когда он охвачен Праджней (сознательным, осознающим) Я,. не знает ничего, что находится снаружи, ничего, что находится внутри.. Это действительно его (истинная) форма, в которой его желания исполняются,. в котором только Самость является его желанием, в котором не осталось другого желания,. он свободен от всякой печали... Тогда отец - не отец, мать - не мать.,. миры, а не миры, боги, а не боги, Веды, а не Веды.. Тогда вор не вор, убийца, а не убийца,. Шрамана, а не Шрамана, Тапаса, а не Тапаса.. На него не действует добро, не действует зло,. ибо он тогда преодолел все печали, все страдания.. (...). Так учил его Ягнявалкья.. Это его высшая цель,. это его высший успех,. это его высший мир,. это его высшее Блаженство.

— Брихадараньяка Упанишад, Глава 4, Брахманам 3, Гимны 20-32, Перевод Макса Мюллера

Четвертый брахманам продолжает строить тематическое описание Атман-Брахмана (Я, Душа) и состояния самореализации как достигнуто. Яджнавалкья провозглашает, что Знание - это Я, Знание - это свобода, Знание дает внутренний мир. В гимне 4.4.22 Упанишады заявляют: «Он - это великое нерожденное Я, которое состоит из Знания, окруженное Пранами (жизненной силой), эфиром внутри сердца. В нем [Душе] покоится властитель мира. всего, господин всего, царь всего. Он не становится ни больше добрыми делами, ни меньше злыми делами. Он - владыка всего, царь всего, защитник всего. Он - банк. и граница, чтобы эти миры не могли быть смешаны. Тот, кто знает его [душу], становится Муни. Желая этого мира, нищие покидают свои дома ».

Макс Мюллер и Пауль Деуссен в своих соответствующие переводы описывают взгляд Упанишад на «Душу, Я» и «свободное, освобожденное состояние существования» как «[Я] нетленное, потому что он не может погибнуть; он не привязан, потому что он не привязывается к себе; неограниченный, он не страдает, он не терпит неудач. Он выше добра и зла, и ни то, что он сделал, ни то, что он не сделал, не влияет на него. (...) Поэтому тот, кто знает это [достиг самореализации], становится спокойным, подавленным, удовлетворенным, терпеливым и собранным. Он видит себя в Я, видит все как Я. Зло не побеждает его, он побеждает все зло. Зло не сжигает его, он сжигает все зло. Свободный от зла, без пятен, без сомнений, он стал Атман-Брахманом; это мир Брахмы, о царь, так сказал Ягнавалкья ».

Последний брахманам второго раздела Упанишад - это еще один Вамша (поколенческая линия учителей) с именами 59 ученых-ведиков, которым приписывают преподавал гимны Муни Кханды из поколения в поколение, прежде чем он стал частью Брихадараньяки.

Пятая и шестая главы

Пятая и шестая главы Брихадараньяка Упанишад известны как Кхила Кханда, что буквально означает «дополнительный раздел или приложение». Каждый брахман в приложении невелик, за исключением четырнадцатого. Этот раздел, предполагает Пол Деуссен, вероятно, был написан позже, чтобы прояснить и добавить идеи, которые считались важными в то время.

Некоторые брахманамы в последнем разделе Брихадараньяка Упанишад, такие как вторая и третья брахманам в пятой главе, добавляют этические теории, в то время как четвертый брахманам в пятой главе утверждает, что «эмпирическая реальность и истина - это Брахман». В четвертой брахманам шестой главы ch Затем описываются сексуальные ритуалы между мужем и женой для зачатия и празднования рождения ребенка.

Обсуждение

Текст Брихадараньяки был важной Упанишадой для ученых Веданты, и в нем обсуждается множество ранние концепции и теории, лежащие в основе индуизма, такие как карма, атман и др.

теория кармы

Одна из самых ранних формулировок доктрины кармы встречается в Брихадараньяка-упанишаде. Например:

Теперь, как человек подобен этому или тому подобному,. в зависимости от того, как он действует, и согласно тому, как он ведет себя, таким и будет он;. человек, совершающий добрые дела, станет хорошим, человек плохие поступки, плохие;. он очистился чистыми делами, плохие - плохими;.. А здесь говорят, что человек состоит из желаний,. и каково его желание, так и его воля ;. и какова его воля, так и его поступок;. и какое бы дело он ни делал, он пожнет.

— Брихадараньяка Упанишад, Гимны 4.4.5-4.4.6

Этика

Брихадараньяка Упанишад включает гимны о добродетелях и этике. Например, в стихе 5.2.3 он рекомендует три добродетели: сдержанность (दमः, Дамах ), милосердие (दानं, Даанам ) и сострадание ко всей жизни (दया, Дайя ).

तदेतत्त्रयँ शिक्षेद् दमं दानं दयामिति. Изучите три основные добродетели - воздержание, милосердие и сострадание ко всей жизни.

— Брихадараньяка Упанишад, V.ii.3,

Первая этическая заповедь Брихадараньяки Упанишады стали основой ям в различных школах индуизма. В школе йоги, например, ямы, перечисленные в Патанджали в Йогасутре 2.30, следующие:

  1. Ахимса (अहिंसा): воздержание от насилия, причинения вреда, нанесения вреда другим живым существам действиями, словами или мыслями
  2. Сатья (सत्य): воздержание от лжи
  3. Астея (अस्तेय): воздержание от кражи
  4. Брахмачарья (ब्रह्मचर्य): воздержание от секса без партнера и от измены партнеру
  5. Апариграха (अपरिग्रहः): воздержание от алчности и собственничества,

Психология

T Стихи Упанишад содержат теории, относящиеся к психологии и человеческим мотивам. В стихе 1.4.17 желание иметь потомство описывается как желание родиться свыше. Упанишады излагают поведенческую теорию, связывающую действие с природой, предполагая, что поведенческие привычки делают человека:

В зависимости от того, как человек действует, он становится.. Человек становится добродетельным благодаря добродетельным действиям,. плохим поступком.. - Брихадараньяка-упанишад 4.4.5

Древние и средневековые индийские ученые ссылались на Брихадараньяка-упанишад как на основу для обсуждения психологических теорий, природы психики и того, как тело, разум и душа взаимодействуют. Например, Ади Шанкара в своем комментарии к Брихадараньяка Упанишаде объясняет связь между сознанием, умом и телом.

Ум создает желание, утверждает Брихадараньяка Упанишада, в основе которого лежит удовольствие. Глаз - причина материального богатства, потому что благодаря зрению богатство создается согласно Упанишадам, а уши - это духовное богатство, потому что через слушание передаются знания. Упанишады предполагают в диалоге между Яджнавалкьей и Майтрейи, мужем и женой, что человек любит объект не ради объекта, а ради субъекта, Самости (души другого человека). человек).

Метафизика

Адвайта

Стих 1.3.28 признает, что метафизические утверждения в Упанишадах предназначены для того, чтобы увести читателя от нереальности к реальности. Метафизика Брихадараньяка Упанишад - это недвойственность (Адвайта ). Например, в стихе 2.4.13 Яджнавалкья утверждает, что все во вселенной есть Атман. Природа реальности или Самости описывается как сознание-блаженство в стихе 3.9.28. Нети-нети или (не это - не это) - это метод подчеркивания открытия правильного путем исключения неправильного. Стих 5.1.1 утверждает, что Вселенная, Реальность и Сознание бесконечны.

पूर्णमदः पूर्णमिदं पूर्णात्पूर्णमुदच्यते।
पूर्णस्य पूर्णमादाय पूर्णमेवावशिष्यते॥
пурнам адах, пурнам идаṃ, пурнат пурнам удачате
пурнасйа пурамам адайа пуршам эвашай. бесконечно, и эта (вселенная) бесконечна. Бесконечное исходит из бесконечного.
(Тогда) принимая бесконечность бесконечности (вселенную), она остается только как бесконечность (Брахман) ».
Перевод Свами Мадхавананда

«Из бесконечности или полноты мы можем получить только полноту или бесконечность». Вышеупомянутый стих описывает природу Абсолюта или Брахмана, который бесконечен или полон, то есть он содержит все. Метафизика Упанишад дополнительно разъясняется в Мадху-видья (медовая доктрина), где описывается, что сущность каждого объекта совпадает с сущностью любого другого объекта. Брихадараньяка-упанишада рассматривает реальность как неописуемую, а ее природу - бесконечной, а сознание-блаженство. Считается, что космическая энергия интегрируется в микрокосм, а в макрокосме интегрирует человека со вселенной.

Различные интерпретации

Брихадараньяка-упанишада привлекает вторичную литературу и комментарии (бхашья ) многих ученых. В этих второстепенных текстах одни и те же отрывки по-разному интерпретировались различными подшколами Веданты, такими как недвойственный Адвайта (монизм), дуалистический Двайта (теизм) и квалифицированный недвойственный Вишиштадвайта.

Популярные мантры

Павамана Мантра

Павамана-мантра взята из Брихадараньяка Упанишад (1.3.28)

असतो मा सद्गमय। Асатō ма садгамая. तमसो मा ज्योतिर्गमय। тамасō ма джйштиргамая. मृत्योर्मा अमृतं गमय। mrtyōrmā amr̥taṁ gamaya. ॐ शान्तिः शान्तिः शान्तिः॥ Ом шантим шантиḥ шантих. - Брихадараньякопанишат 1.3.28

Перевод:

От неправды приведи нас к Истине.. Из тьмы веди нас к Свету.. От смерти веди нас к бессмертию.. Ом, мир, мир, мир.

Издания

Переводы

В литературе

Поэт Т. С. Элиот использует рассказ «Голос грома» и источник «датта, дайадхвам и дамьята», найденный в Брихадараньяка-упанишаде. Отрывки из этой истории представлены в его стихотворении Пустошь в части V «Что сказал гром».

Ссылки

Внешние ссылки

Санскрит Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Брихадараньяка Упанишад (санскрит)
Последняя правка сделана 2021-05-13 12:02:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте