Атман (индуизм)

редактировать
Для использования в других целях, см Атман (значения).

Атман ( / ɑː т м ən / ; санскрит : आत्मन्) является санскритским словомкоторое относится к (универсальной) Самой или самосуществующей сущности человека, в отличие от эго ( Ахамкара ), ум ( Читта ) и воплощенное существование ( Пракрити ). Этот термин часто переводится как душа, но лучше переводится как «Я», поскольку он относится исключительно к чистому сознанию или сознанию- свидетелю, не отождествляемому с явлениями. Чтобы достичь мокши (освобождения), человек должен обрести самопознание ( Атма Гьяан ).

Атман является центральным понятием в различных школах индийской философии, которые имеют разные взгляды на отношения между Атманом, индивидуальным Я ( Дживатман ), высшим Я ( Параматма ) и Высшей Реальностью ( Брахман ), утверждая, что они: полностью идентичны ( Адвайта, Недуалист), совершенно разные ( Двайта, Дуалист) или одновременно неотличные и разные ( Бхедабхеда, Недуалист + Дуалист).

В шести ортодоксальных школ индуизма верят, что есть Атман в каждом живом существе ( дживы ), которая отличается от тела-ума комплекса. В этом основное отличие от буддийской доктрины Анатты, согласно которой в эмпирических составляющих живого существа не может быть неизменной сущности или Самости, при этом ничего не говорится о том, что именно освобождается.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология и значение
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Значение
  • 2 Разработка концепции
    • 2.1 Веды
    • 2.2 Упанишады
      • 2.2.1 Брихадараньяка Упанишада
      • 2.2.2 Чандогья Упанишада
      • 2.2.3 Катха Упанишада
  • 3 индийская философия
    • 3.1 Православные школы
      • 3.1.1 Санкхья
      • 3.1.2 Философия йоги
      • 3.1.3 Ньяя
      • 3.1.4 Вайшешика
      • 3.1.5 Мимамса
      • 3.1.6 Веданта
        • 3.1.6.1 Адвайта Веданта
        • 3.1.6.2 Вайшна Веданта
    • 3,2 буддизм
  • 4 Влияние концепции Атмана на индуистскую этику
    • 4.1 Дхарма-сутры
    • 4.2 Ахимса
  • 5 сходства с греческой философией
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Этимология и значение

Этимология

Атман ( Атма, आत्मा, आत्मन्) - это санскритское слово, обозначающее «сущность, дыхание». Оно происходит от протоиндоевропейского слова * h₁eh₁tmṓ (корень, означающий «дыхание» с германскими родственными словами: голландский adem, древневерхненемецкий atum «дыхание», «современный немецкий atmen », чтобы дышать »и Atem « дыхание, дыхание », Древнеанглийский eþian).

Атман, иногда пишется без диакритики как атман в научной литературе, означает «истинное Я» индивидуума, «сокровенная сущность». Хотя его часто переводят как «душа», его лучше переводить как «я».

Имея в виду

В индуизме Атман относится к самосуществующей сущности людей, наблюдающему чистому сознанию или сознанию- свидетелю, примером которого является Пуруша санкхьи. Он отличается от постоянно развивающегося воплощенного индивидуального существа ( дживанатмана), встроенного в материальную реальность, воплощенного пракрити санкхьи и характеризующегося Ахамкарой (эго, недуховным психологическим Я-Я-Я), умом ( читта, манас) и все оскверняющие клеши (привычки, предрассудки, желания, импульсы, заблуждения, причуды, поведение, удовольствия, страдания и страхи). Воплощенная личность и Ахамкара меняются, развиваются или изменяются со временем, в то время как Атман - нет. Это «чистое, недифференцированное, самосветящееся сознание».

Как таковое, оно отличается от неиндуистских представлений о душе, которые включают в себя сознание, но также и умственные способности живого существа, такие как разум, характер, чувство, сознание, память, восприятие и мышление. В индуизме все они включены в воплощенную реальность, копию Атмана.

Атман в индуизме рассматривается как вечный, нетленный, вне времени, «не то же самое, что тело, ум или сознание, но... нечто, за пределами чего пронизывает все это». Атман - это неизменное, вечное, самое внутреннее сияющее Я, на которое не влияет личность, не затрагивается эго; Атман - это то, что всегда свободно, никогда не связывает, реализованная цель, смысл, освобождение в жизни. Как утверждает Пухальский, «конечная цель индуистской религиозной жизни - превзойти индивидуально, осознать свою собственную истинную природу», внутреннюю сущность себя, которая божественна и чиста.

Разработка концепции

Веды

Самое раннее использование слова Атман в индийских текстах встречается в Ригведе (RV X.97.11). Яска, древнеиндийский грамматист, комментируя этот стих из Ригведы, принимает следующие значения Атмана: всепроникающий принцип, организм, в котором объединены другие элементы, и высший чувствующий принцип.

Другие гимны Ригведы, где встречается слово Атман, включают I.115.1, VII.87.2, VII.101.6, VIII.3.24, IX.2.10, IX.6.8 и X.168.4.

Упанишады

Атман - центральная тема всех Упанишад, а «знай своего Атмана» - одна из их тематических тем. Упанишады говорят, что Атман обозначает «высшую сущность вселенной», а также «жизненное дыхание в человеческих существах», которое является «нетленным Божеством внутри», которое не рождается и не умирает. Космология и психология неотличимы друг от друга, и в этих текстах утверждается, что ядром Я каждого человека является не тело, не разум или эго, а Атман. Упанишады выражают две различные, несколько расходящиеся темы об отношениях между Атманом и Брахманом. Некоторые учат, что Брахман (высшая реальность; универсальный принцип; бытие-сознание-блаженство) тождественен Атману, в то время как другие учат, что Атман является частью Брахмана, но не тождественен ему. Эта древняя дискуссия вылилась в различные двойственные и недвойственные теории индуизма. Брахмасутры Бадараяной (~ 100 г. до н.э.) синтезированы и объединены эти несколько противоречивых теорий, о том, что Атман и Брахман различны в некоторых отношениях, особенно в состоянии невежества, но на самом глубоком уровне, так и в состоянии самореализации, Атманом и Брахман тождественны, неотличны (адвайта). Согласно Коллеру, этот синтез противоречил дуалистической традиции школ санкхья-йоги и основанным на реализме традициям школ ньяя-вайшешики, что позволило ему стать основой Веданты как наиболее влиятельной духовной традиции индуизма.

Брихадараньяка Упанишад

Брихадараньяка Упанишада (800-600 г. до н.э.) описывает Атман, как тот, в котором существует все, что имеет первостепенное значение, которое пронизывает все, что суть всего, блаженства и неописуемо. В гимне 4.4.5 Брихадараньяка Упанишад описывает Атман как Брахман и связывает его со всем, чем он является, всем, чем он может быть, своей свободной волей, своим желанием, тем, что он делает, что он не делает, добром в себе, плохо в себе.

Этот Атман («я», душа) действительно является Брахманом. Он [Атман] также отождествляется с интеллектом, Манасом (умом) и жизненным дыханием, с глазами и ушами, с землей, водой, воздухом и акашей (небом), с огнем и с тем, что есть кроме огня., с желанием и отсутствием желаний, с гневом и отсутствием гнева, с праведностью и неправедностью, со всем - это, как хорошо известно, отождествляется с этим (то, что воспринимается) и с тем (что подразумевается). Как он [Атман] делает и действует, так и становится: делая добро, оно становится добром, а делая зло - злом. Оно становится добродетельным через добрые дела и порочным через злые. Другие, однако, говорят: «Самость отождествляется только с желанием. Что она желает, то и решает; что решает, то и ее дело; и то, что она делает, то и пожинает.

-  Брихадараньяка Упанишад 4.4.5, 9 век до н. Э.

Эта тема Атмана, что суть и Самость каждого человека и существ такое же, как Брахман, широко повторяются в Бригадараньяке Упанишаде. Упанишады утверждают, что это знание «Я есть Брахман», и что нет разницы между «Я» и «ты», или «Я» и «он», является источником освобождения, и даже боги не могут победить таких освобожденный человек. Например, в гимне 1.4.10

Брахман был таким раньше; поэтому он знал даже Атму (душу, самого себя). Я Брахман, поэтому это стало всем. И тот, кто из богов имел это просветление, тоже стал Этим. То же и с мудрецами, и с людьми. Тот, кто знает себя как «Я Брахман», становится всей этой вселенной. Даже боги не могут одолеть его, потому что он становится их Атмой. Так вот, если человек поклоняется другому богу, думая: «Он один, а я другой», он не знает. Он как животное для богов. Как многие животные служат человеку, так и каждый человек служит богам. Даже если увести одно животное, это причинит боль; тем более, когда многих забирают? Поэтому богам неприятно, чтобы люди знали об этом.

-  Брихадараньяка Упанишада 1.4.10

Чандогья Упанишада

Чхандогие Упанишад (седьмой-шестые гр. До н.э.) объясняет Атман как то, что, как представляется, отдельными между двумя живыми существами, но это не так, что сущность и внутренним, истинный, сияющего себя все людьми, которая соединяет и объединяет все. Гимн 6.10 объясняет это на примере рек, некоторые из которых текут на восток, а другие - на запад, но в конечном итоге все сливаются в океан и становятся одним целым. Таким же образом индивидуальные души являются чистыми существами, утверждает Чхандогья Упанишада ; индивидуальная душа - это чистая истина, а индивидуальная душа - это проявление океана одной универсальной души.

Катха Упанишад

Наряду с Брихадараньякой все ранние и средние Упанишады обсуждают Атман, когда они строят свои теории, чтобы ответить, как человек может достичь освобождения, свободы и блаженства. Катха Упанишада (пятые-второй в. До н.э.), например, объясняет Атман как неизбежный и трансцендентного сокровенная сущность каждого человеческого бытия и живое существо, что это один, хотя внешние формы живых существ проявляются в различных формах. Например, в гимне 2.2.9 говорится:

Как один огонь после того, как он вошел в мир, хотя и один, принимает разные формы в зависимости от того, что он горит, так и внутренний Атман всех живых существ, хотя и один, принимает форму в соответствии с тем, во что Он входит, и находится вне всех форм..

-  Катха Упанишад, 2.2.9.

Катха-упанишад в книге 1, гимны с 3.3 по 3.4, описывает широко цитируемую аналогию прото-санкхьи с колесницей для связи «Души, Я» с телом, разумом и чувствами. Стивен Каплан переводит эти гимны следующим образом: «Познай себя как всадника в колеснице, а тело - как просто колесницу. Познай интеллект как колесничего, а разум - как поводья. Чувства, они говорят, - это лошади, и объекты чувств - это пути вокруг них ". Катха-упанишада затем заявляет, что «когда Атман [Атман] понимает это и объединяется, объединяется с телом, чувствами и умом, добродетелен, внимателен и чист, он достигает блаженства, свободы и освобождения».

Индийская философия

Православные школы

Основная статья: индуистская философия

Атман - это метафизическая и духовная концепция индусов, часто обсуждаемая в их писаниях с концепцией Брахмана. Все основные ортодоксальные школы индуизма - санкхья, йога, ньяя, вайшешика, мимамса и веданта - принимают основную предпосылку Вед и Упанишад о том, что «Атман существует». В индийской философии, особенно в Веданта школы индуизма, Атман является первым принципом. Джайнизм тоже принимает эту предпосылку, хотя и имеет собственное представление о том, что это значит. Напротив, и буддизм, и чарваки отрицают существование чего-либо, называемого «Атман / душа / я».

Санкхья

Пуруша-пракрити Основная статья: санкхья

В санкхье, старейшей школе индуизма, Пуруша, сознание-свидетель, является Атман. Это абсолютный, независимый, свободный, незаметный, непознаваемый через другие посредники, выше любого опыта разума или чувств и за пределами каких-либо слов или объяснений. Оно остается чистым, «не атрибутивным сознанием». Пуруша не создается и не производит. Никакие наименования не могут квалифицировать пурушу, а также не могут быть материализованы или объективированы. Он «не может быть уменьшен, не может быть« урегулирован »». Любое обозначение пуруши происходит от пракрити и является ограничением. В отличие от Адвайта Веданты и подобно Пурва-Мимансе, санкхья верит в множественность пуруш.

Санкхья считает эго ( асмита, ахамкара ) причиной удовольствия и боли. Самопознание - это средство достижения кайвальи, отделения Атмана от совокупности тела и ума.

Философия йоги

Йогасутра Патанджали, основополагающий текст школы йоги индуизма, упоминает Атму в нескольких стихах, особенно в последней книге, где Самадхи описывается как путь к самопознанию и кайвалье. Некоторые более ранние упоминания Атмана в Йогасутре включают стих 2.5, где свидетельство невежества включает «заблуждение того, что не является Атманом, как Атман».

अनित्याशुचिदुःखा नात्म सु नित्यशुचिसु खात्म ख्यातिरविद्या

Авидья (अविद्या, невежество) рассматривает преходящее как вечное, нечистое - как чистое, причиняющее боль - как дающее радость, а не-Атман - как Атман.

-  Йогасутра 2.5

В стихах 2.19–2.20 Йогасутра заявляет, что чистые идеи являются областью Атмана, воспринимаемая вселенная существует для просветления Атмана, но, хотя Атман чист, он может быть обманут сложностями восприятия или ума. Эти стихи также определяют цель любого опыта как средства самопознания.

द्रष्टा दृशिमात्रः शुद्धोऽपि प्रत्ययानुपश्यः तदर्थ एव दृश्यस्यात्मा

Провидец - это абсолютный знающий. Хотя в чистом виде, изменения видны им по окраске интеллекта. Спектакль существует только для того, чтобы служить Атману.

-  Йогасутра 2.19 - 2.20

В Книге 4 Йогасутра описывает духовное освобождение как стадию, на которой йогин достигает отличительного самопознания, он больше не путает свой ум с Атманом, ум больше не подвержен никаким недугам или тревогам, невежество исчезает и «чистое сознание» обосновывается в своей собственной чистой природе ".

Школа йоги похожа на школу санкхьи в своих концептуальных основах Атмана. Это «я» открывается и реализуется в состоянии Кайвалья, в обеих школах. Как и санкхья, это не единый универсальный атман. Это одно из многих индивидуальных я, где каждое «чистое сознание обосновывается в своей собственной чистой природе» как уникальная отдельная душа / я. Однако методология школы йоги оказала большое влияние на другие школы индуистской философии. Монизм веданты, например, принял Йогу как средство достижения Дживанмукти - самореализации в этой жизни - как это концептуально описано в Адвайта Веданте. Йога и санкхья определяют Атман как «несвязанную, не имеющую атрибутов, самосветящуюся, вездесущую сущность», которая тождественна сознанию.

Ньяя

Ранние атеистические ученые Ньяя, а затем и теистические ученые Ньяя, оба внесли существенный вклад в систематическое изучение Атмана. Они утверждали, что, хотя «я» тесно связано с знающим, оно все же может быть предметом знания. Джон Плотт утверждает, что ученые нйайа разработал теорию отрицания, которая далеко превосходит Гегель теории «s из отрицания, а их эпистемологические теории рафинированных, чтобы„знать“знающую, по крайней мере приравнивает утонченность Аристотеля. Методология ньяи повлияла на все основные школы индуизма.

Ученые ньяи определили Атмана как неощутимую субстанцию, которая является субстратом человеческого сознания, проявляющая себя с такими качествами, как желания, чувства, восприятие, знание, понимание, ошибки, озарения, страдания, блаженство и т. Д., Или без них. Школа ньяя не только разработала свою теорию Атмана, но и внесла свой вклад в индуистскую философию во многих отношениях. В индуистскую теорию Атмана вклад ученых ньяи был двояким. Во-первых, они вышли за рамки того, что считали это «самоочевидным», и в своих дебатах с буддистами предложили рациональные доказательства, согласующиеся с их эпистемологией, что «Атман существует». Во-вторых, они разработали теории о том, что «Атман есть, а что нет». В качестве доказательства утверждения «Я существует», например, ученые Ньяи утверждали, что личные воспоминания и воспоминания в форме «Я сделал это так много лет назад» неявно предполагают, что существует Я, которое является субстанциальным, продолжающимся, неизменным и существующим..

Ньяясутра, основополагающий текст школы индуизма ньяя II века н.э., утверждает, что Атма является надлежащим объектом человеческого знания. В нем также говорится, что Атман - это реальная субстанция, о которой можно судить по определенным знакам, объективно воспринимаемым атрибутам. Например, в книге 1, главе 1, стихах 9 и 10, Ньяясутра утверждает:

Атман, тело, чувства, объекты чувств, интеллект, ум, деятельность, заблуждение, претьябхава (после жизни), плод, страдание и блаженство - это объекты правильного знания. Желание, отвращение, усилие, счастье, страдание и познание - это Линга (लिङ्ग, знак, знак) Атмана.

-  Ньяя Сутра, I.1.9-10

Книга 2, глава 1, стихи с 1 по 23 Ньяясутр утверждает, что чувственный акт взгляда отличается от восприятия и познания - что восприятие и знание возникают из поисков и действий Атмана. Найяики подчеркивают, что Атман обладает качествами, но отличается от своих качеств. Например, желание - одно из многих качеств Атмана, но Атман не всегда имеет желание, а в состоянии освобождения, например, Атман не имеет желания.

Вайшешика

Вайшешика школа индуизма, используя свои нетеистические теории атомистического натурализма, утверждает, что Атман является одним из четырех вечных нефизических веществ без атрибутов, остальные три будучи калы (время), дик (пробел) и манас (ум). Время и пространство, утверждали ученые-вайшешики, суть эка (одно), нитья (вечное) и вибху (всепроникающее). Время и пространство - неделимая реальность, но человеческий разум предпочитает разделять их, чтобы понять прошлое, настоящее, будущее, относительное место других субстанций и существ, направление и свои собственные координаты во вселенной. В отличие от этих характеристик времени и пространства, ученые-вайшешики считали Атман множеством вечных, независимых и духовных субстанций, которые не могут быть уменьшены или выведены из других трех нефизических и пяти физических дравй (субстанций). Разум и органы чувств - это инструменты, а сознание - это область «атмана, души, себя».

Знание Атмана, к вайшешикам индуистам, является еще знанием без всякого «блаженства» или «сознание» мокша состояния, Веданта и йога школы описать.

Мимамса

Атман в основанной на ритуализме школе индуизма Mīmāṃsā, представляет собой вечную, вездесущую, внутренне активную сущность, которая идентифицируется как Я-сознание. В отличие от всех других школ индуизма, ученые Мимамсака считали эго и Атман одним и тем же. В школе Мимамса были расхождения во взглядах. Кумарила, например, считал Атман объектом Я-сознания, тогда как Прабхакара считал Атман субъектом Я-сознания. Mimamsaka индусы считали, что важно то, добродетельные действия и ритуалы завершены с совершенством, и именно это создает заслугу и отпечатками знания об Атмане, то ли один знает или не знает о Атман. Их главный упор делался на формулировку и понимание законов / обязанностей / добродетельной жизни ( дхармы ) и последующее совершенное выполнение крий (действий). Упанишад обсуждение Атмана, к ним, имеет второстепенное значение. В то время как другие школы не соглашались и отвергали теорию Атмы Мимамсы, они включали теории Мимамсы об этике, самодисциплине, действии и дхарме по мере необходимости на пути к познанию Атмана.

Веданта

Адвайта Веданта

Адвайта Веданта (недвойственность) рассматривает «дух / душу / я» внутри каждого живого существа как полностью идентичное Брахману. Школа Адвайты считает, что есть одна душа, которая соединяет и существует во всех живых существах, независимо от их форм или форм, и нет никаких различий, нет высшего, низшего, нет отдельной души преданного ( Атмана), нет отдельной божественной души ( Брахман). Единство объединяет все существа, божественное есть в каждом существе, и что все существование является единой реальностью, утверждают индусы Адвайта Веданты. Напротив, подшколы преданности Веданты, такие как Двайта (дуализм), различают индивидуальную Атму в живых существах и высшую Атму ( Параматму ) как отдельные.

Философия Адвайта Веданты рассматривает Атман как самосуществующее осознавание, безграничное и недвойственное. Для Адвайтинов Атман - это Брахман, Брахман - это Атман, каждое «я» неотлично от бесконечности. Атман - это универсальный принцип, одно вечное недифференцированное самосветящееся сознание, истина утверждает индуизм Адвайты. Человеческие существа, находящиеся в состоянии неосознавания этого универсального «я», видят свое «я» как отличное от того, что есть в других существах, затем действуют исходя из импульсов, страхов, страстных желаний, злобы, разделения, замешательства, беспокойства, страстей и т. Д. чувство самобытности. Для Адвайтинов Атман-знание - это состояние полного осознания, освобождения и свободы, которое преодолевает двойственности на всех уровнях, осознавая божественное внутри себя, божественное в других и во всех живых существах; недвойственное единство, что Бог во всем, и все есть Бог. Это отождествление отдельных живых существ / душ, или джива-атм, с «единым Атманом» является недвойственной позицией Адвайта Веданты.

Вайшна Веданта

Монистом, недвойственна концепция существования в Адвайта Веданты не принимается дуалистической / теистических двайты Веданты. Двайта Веданта называет Атман верховного существа Параматманом и считает его отличным от индивидуального Атмана. Ученые двайта утверждают, что Бог - это высшая, завершенная, совершенная, но отличная душа, отделенная от неполных, несовершенных джив (индивидуальных душ). Подшкола Адвайта считает, что самопознание ведет к освобождению в этой жизни, в то время как подшкола Двайта полагает, что освобождение возможно только в загробной жизни как общение с Богом и только по милости Бога (если нет, то СВОЙ Атман возрождается). Бог создал индивидуальные души, утверждают Двайта Ведантисты, но индивидуальная душа никогда не была и никогда не станет единым с Богом; лучшее, что он может сделать, - это испытать блаженство, бесконечно приближаясь к Богу. Таким образом, школа Двайты, в отличие от монистической позиции Адвайты, отстаивает версию монотеизма, в которой Брахман становится синонимом Вишну (или Нараяны), в отличие от многочисленных отдельных Атманов. Школа Двайта, утверждает Грэм Оппи, не является строгим монотеизмом, поскольку не отрицает существования других богов и их соответствующего Атмана.

буддизм

Смотрите также: Анатт, природу Будды, Shentong, Шуньят и предканонический буддизм

Применяя дезидентификацию «не-я» к логическому концу, буддизм не утверждает неизменной сущности, какого-либо «вечного, существенного и абсолютного чего-то, называемого душой,« я »или атманом». Согласно Джаятиллеке, в исследовании Упанишад не находят смысла. эмпирический коррелят предполагаемого Атмана, но, тем не менее, предполагает его существование, и, как утверждает Маккензи, адвайтины «реифицируют сознание как вечное я». В отличие от этого, буддийское исследование «удовлетворяется эмпирическим исследованием, которое показывает, что такого Атмана не существует, потому что нет доказательств», - утверждает Джаятиллеке.

В то время как нирвана - это освобождение от клеш и нарушений совокупности ум-тело, буддизм ускользает от определения того, что именно освобождается. По словам Йоханнеса Бронкхорста, «возможно, что изначальный буддизм не отрицал существование души», но не хотел говорить об этом, поскольку не мог сказать, что «душа по существу не вовлечена в действие, как это делали их оппоненты.. " Хотя скандхи считаются непостоянными ( анатман) и печальными ( дуккха ), существование постоянного, радостного и неизменного «я» не признается и не отрицается. Освобождение достигается не познанием такого «я», а «отворачиванием от того, что может ошибочно рассматриваться как« я »».

Согласно Харви, в буддизме отрицание временного существования применяется даже более строго, чем в Упанишадах:

Хотя Упанишады признавали многие вещи не-Я, они чувствовали, что можно найти реальное, истинное Я. Они считали, что когда он будет найден и станет идентичным Брахману, основе всего, это принесет освобождение. В буддийской суттах, хотя, буквально все видится не является самостоятельной, даже Nirvana. Когда это известно, тогда освобождение - нирвана - достигается полным непривязанностью. Таким образом, и Упанишады, и буддийские сутты рассматривают многие вещи как не-Я, но сутты применяют это, в действительности не-Я, ко всему.

Тем не менее, представления, подобные Атману, также можно найти в буддийских текстах, помещенных в хронологическом порядке в 1-е тысячелетие нашей эры, например, сутры Татхагатагарбхи традиции Махаяны предлагают самоподобные концепции, по-разному называемые Татхагатагарбхой или природой Будды. В традиции Тхеравады движение Дхаммакая в Таиланде учит, что неправильно относить нирвану к категории анатта (не-я); вместо этого, нирвана учат быть «истинное я» или dhammakaya. Подобные интерпретации были выдвинуты тогдашней тайской Сангхараджей в 1939 году. Согласно Уильямсу, интерпретация Сангхараджи перекликается с сутрами татхагатагарбхи.

Представление о природе будды является спорным, и концепция «вечного я» подвергается яростным нападкам. Эти «самоподобные» концепции не являются ни «я», ни живое существо, ни душа, ни личность. Некоторые ученые утверждают, что Сутры Татхагатагарбхи были написаны для распространения буддизма среди небуддистов. Движение Дхаммакая, учение о том, что нирвана есть атта (атман), было подвергнуто критике как еретическое в буддизме Прайудхом Пайютто, известным ученым-монахом, который добавил, что «Будда учил ниббане как не-я». Этот спор о природе учений о «я» и «не-я» в буддизме привело к ордерам на арест, нападениям и угрозам.

Влияние концепции Атмана на индуистскую этику

Ахимса, ненасилие, считается высшей этической ценностью и добродетелью в индуизме. Достоинство ахимсы следует из теорий Атмана индуистских традиций.

Теория Атмана в Упанишадах оказала глубокое влияние на древние этические теории и традиции дхармы, ныне известные как индуизм. Самые ранние Дхармасутры индусов декламируют теорию Атмана из ведических текстов и Упанишад и на ее основе строят предписания дхармы, законов и этики. Атман теория, в частности, Адвайт Веданта и варианта Йоги, повлиял на появление теории ахимсы (ненасилия против всех живых существ), культуры вегетарианства, и других теорий этической, дхармической жизни.

Дхарма-сутры

Дхармасутры и Дхармасастры объединяют учения теории Атмана. Например, Апастамба Дхармасутра, самый старый из известных индийских текстов о дхарме, называет главы 1.8.22 и 1.8.23 как «Знание Атмана», а затем декламирует:

Нет более высокой цели, чем познание Атмана. Мы процитируем стихи из Вед, которые относятся к достижению познания Атмана. Все живые существа - это жилище того, кто лежит, окутанный материей, кто бессмертен, кто чист. Мудрый человек будет стремиться к познанию Атмана. Именно он [Я] является вечной частью всех созданий, чья сущность - мудрость, бессмертна, неизменна, чиста; он вселенная, он высшая цель. - 1.8.22.2-7

Свобода от гнева, возбуждения, гнева, жадности, недоумения, лицемерия, обид (от обиды на других); Говорить правду, умеренно питаться, воздерживаться от клеветы и зависти, делиться с другими, избегать подарков, честность, прощение, мягкость, спокойствие, умеренность, дружелюбие со всеми живыми существами, йога, благородное поведение, доброжелательность и удовлетворенность - эти добродетели были согласовано для всех ашрамов ; тот, кто, в соответствии с постулатами священного закона, практика этих, становится объединены с Универсальной Самости. - 1.8.23.6

-  Знание Атмана, Апастамба Дхарма Сутра, ~ 400 г. до н.э.

Ахимса

Этический запрет на причинение вреда людям или другим живым существам (Ахимса,) в индуистских традициях восходит к теории Атмана. Это предписание против причинения вреда любому живому существу появляется вместе с теорией Атмана в гимне 8.15.1 Чандогья Упанишад (ок. 8 век до н. Э.), Затем становится центральным в текстах индуистской философии, вводя дхарма-коды древних Дхармасутр и более поздней эпохи Ману. Смрити. Теория ахимсы является естественным следствием и следствием того, что «Атман - это универсальное единство, присутствующее во всех живых существах. Атман соединяется и преобладает в каждом. Нанесение вреда или вред другому существу вредит Атману и, таким образом, самому себе, существующему в другом теле». Эта концептуальная связь между Атманом, вселенским и Ахимсой начинается в Иша Упанишаде, развивается в теориях древнего ученого Яджнавалкьи и вдохновляла Ганди, когда он возглавлял ненасильственное движение против колониализма в начале 20 века.

यस्तु सर्वाणि भूतान्यात्मन्येवानुपश्यति। सर्वभूतेषु चात्मानं ततो न विजुगुप्सते ॥६॥ यस्मिन्सर्वाणि भूतान्यात्मैवाभूद्विजानतः। तत्र को मोहः कः शोक एकत्वमनुपश्यतः ॥७॥ स पर्यगाच्छुक्रमकायमव्रणम् अस्नाविरँ शुद्धमपापविद्धम्। कविर्मनीषी परिभूः स्वयम्भूःयाथातथ्यतोऽर्थान् व्यदधाच्छाश्वतीभ्यः समाभ्यः ॥८॥

И тот, кто видит все в своем атмане и свой атман во всем, не пытается спрятаться от этого. В ком все существа соединились с его собственным атманом, какое недоумение, какая печаль возникает, когда он видит это единство? Он [я] побеждает все, сияющий, бестелесный, безранный, без мускулов, чистый, не тронутый злом; дальновидный, трансцендентный, самобытный, избавляющий от вечных целей.

-  Иша Упанишад, Гимны 6-8,

Сходства с греческой философией

Концепция Атмана и ее обсуждение в индуистской философии параллельно с псухе (душой) и ее обсуждение в древнегреческой философии. Элиаде отмечает, что существует большая разница со школами индуизма, утверждающими, что освобождение Атмана подразумевает «самопознание» и «блаженство». Точно так же концептуальная тема самопознания индуизма ( Атман джнана) параллельна концептуальной теме «познай самого себя» греческой философии. Макс Мюллер резюмировал это так:

В этих Упанишадах нет того, что можно было бы назвать философской системой. Они, в полном смысле слова, являются догадками об истине, часто противоречат друг другу, но все же стремятся в одном направлении. Лейтмотив старых Упанишад «познай самого себя», но с гораздо более глубокий смысл, чем у γνῶθι σεαυτόν от Дельфийского оракула. «Познать себя» в Упанишадах означает знать свое истинное Я, то, что лежит в основе твоего Эго, найти его и познать его в высшем, вечном Я, Едином без второго, лежащем в основе всего мира.

Смотрите также

Примечания

использованная литература

Источники

Печатные источники
  • Барони, Хелен Дж. (2002), Иллюстрированная энциклопедия дзен-буддизма, издательство Rosen Publishing, ISBN   978-0823922406
  • Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в Древней Индии, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-81-208-1114-0
  • Бронкхорст, Йоханнес (2009), Буддийское учение в Индии, Публикации мудрости, ISBN   978-0-86171-811-5
  • Чаппл, Кристофер Ки (2008), Йога и светящееся: духовный путь Патанджали, SUNY Press
  • Коллинз, Стивен (1990), Бескорыстные личности: образы и мысли в буддизме тхеравады, Cambridge University Press, стр. 82, ISBN   978-0-521-39726-1
  • Коллинз, Стивен (1994), Рейнольдс, Франк; Трейси, Дэвид (ред.), Религия и практический разум (Редакторы: State Univ of New York Press, ISBN   978-0791422175
  • Далал, Р. (2011), Религии Индии: Краткое руководство по девяти основным религиям, Penguin, ISBN   978-0143415176
  • Дойч, Элиот (1973), Адвайта Веданта: философская реконструкция, Гавайский университет Press
  • Эггелинг, Ганс Юлиус (1911). «Индуизм» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 501–513.
  • Фаулер, Мерв (1999), буддизм: верования и практики, Sussex Academic Press, ISBN   978-1-898723-66-0 lt;/refgt;
  • Дж. Ганери (2013), Скрытое искусство души, Oxford University Press, ISBN   978-0199658596
  • Граймс, Джон (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке. Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN   0791430685.
  • Харви, Питер (2012), Введение в буддизм: учения, история и практика, Cambridge University Press, ISBN   978-0-521-85942-4
  • Хукхэм, С.К. (1991), Будда внутри: Доктрина Татхагатагарбхи в соответствии с интерпретацией Шентонгом Ратнаготравибхаги, State University of New York Press, ISBN   978-0-7914-0357-0
  • Хаббард, Джейми; Суонсон, Пол Л., ред. (1997), Обрезка дерева Бодхи: Буря над критическим буддизмом, Гавайский университет Press
  • Javanaud, Кэти (2013), «буддийская„не-я“Доктрина Совместимость с Преследуя Нирвану?», Философия сейчас
  • Джаятиллеке, К.Н. (1963), Ранняя буддийская теория познания (PDF) (1-е изд.), Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд.
  • Кинг, Ричард (1995), Ранняя адвайта-веданта и буддизм, Государственный университет Нью-Йорка, ISBN   978-0791425138
  • Коллер, Джон (2012), «Шанкара», в Мейстере, Чад; Копан, Пол (ред.), Routledge Companion to Philosophy of Religion, Routledge, ISBN   978-0415782944
  • Лоренцен, Дэвид (2004), «Бхакти», в Миттале, Сушил; Терзби, Джин (ред.), Индийский мир, Рутледж, ISBN   0-415215277
  • Лой, Дэвид (1982), «Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и Мокша - одно и то же?», International Philosophical Quarterly, 23 (1)
  • Маккензи, Мэтью (2012), «Яркость, субъективность и темпоральность: исследование буддийских и адвайтских взглядов на сознание», Кузнецова, Ирина; Ганери, Джонардон; Рам-Прасад, Чакраварти (ред.), Индуистские и буддийские идеи в диалоге: Я и не-Я, Рутледж
  • Маккензи, Рори (2007), Новые буддийские движения в Таиланде: на пути к пониманию Ват Пхра Дхаммакая и Санти Асоке, Routledge, ISBN   978-1-134-13262-1
  • Макклелланд, Норман К. (2010), Энциклопедия реинкарнации и кармы, МакФарланд, ISBN   978-0-7864-5675-8
  • Мейстер, Чад (2010), Оксфордский справочник религиозного разнообразия, Oxford University Press, ISBN   978-0195340136
  • Осто, Дуглас (январь 2018 г.), «Не-Я в санкхье: сравнительный взгляд на классический буддизм санкхьи и тхеравады», Философия Востока и Запада, 68 (1)
  • Петтит, Джон В. (1999), Маяк уверенности Мифама: освещая взгляд на Дзогчен, Великое Совершенство, Саймон и Шустер, ISBN   978-0-86171-157-4
  • Плотт, Джон С. (2000), Глобальная история философии: осевой век, том 1, Motilal Banarsidass, ISBN   978-8120801585
  • Шарма, К. (1997), Критический обзор индийской философии, Нью-Дели: Motilal Banarsidass Publ, ISBN   81-208-0365-5
  • Шепард, Лесли (1991), Энциклопедия оккультизма и парапсихологии - Том 1, Gale Research Incorporated
  • Су, Дэ-Сук (1994), корееведение: новые тихоокеанские течения, Гавайский университет Press, ISBN   978-0824815981
  • Уильямс, Пол (2008), Буддизм Махаяны: Доктринальные основы (2-е изд.), Рутледж, ISBN   978-1-134-25056-1
  • Винн, Александр (2011), «Атман и его отрицание», Журнал Международной ассоциации буддийских исследований, 33 (1-2)
Интернет-источники

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-21 06:42:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте