Нирвана (буддизм)

редактировать
Освобождение от перерождений в сансаре Аниконическая резьба, представляющая последнюю нирвану Будды в Санчи.
Переводы. Нирвана
английскийвыдувание,. тушение,. освобождение
санскрит нирвана (निर्वाण)
пали ниббана (निब्बान)
бенгальский নির্বাণ
бирманский နိဗ္ဗာန်. (IPA: )
китайский 涅槃. (пиньинь : nièpán)
японский 涅槃. (rōmaji : nehan)
кхмерский និព្វាន. (UNGEGN : nippean)
Корейский 열반. (RR : yeolban)
Пн နဳ ဗာန်. ([nìppàn])
Монгольский γasalang-aca nögcigsen
Шан ၼိၵ်ႈ ပၢၼ်ႇ. ([nik3paan2])
сингальский නිවන. (нивана)
тибетский མྱ་ངན་ ལས་ འདས་ པ །. (mya ngan las 'das pa)
Тайский นิพพาน. (RTGS : nipphan)
Вьетнамский Niết bàn
Глоссарий буддизма

Нирвана (निर्वाण, Санскрит : нирва ṇa; Пали : ниббана, ниббана) - цель буддийского пути. Буквальное значение этого термина - «выдувание» или «закалка». Нирвана является высшей духовной целью буддизма и знаменует собой сотериологическое освобождение от перерождений в сансаре. Нирвана является частью Третьей Истины при «прекращении дуккхи » в Четырех Благородных Истинах и summum bonum пункт назначения Благородного Восьмеричного Пути.

В буддийской традиции нирвана обычно интерпретируется как угасание «трех огней» или «трех ядов», жадности (рага ), отвращения (двеша ) и невежество (моха ). Когда эти огни потушены, достигается освобождение от цикла перерождений (самсара ).

Некоторые ученые также утверждали, что нирвана идентична состояниям анатта (не-я) и шуньята (пустота), хотя это горячо оспаривается другими учеными. и практикующие монахи. Со временем, с развитием буддийской доктрины, были даны другие толкования, такие как отсутствие плетения (вана) активности ума, устранение желания и побег из леса, ср. пять скандх или совокупностей.

буддийская схоластическая традиция выделяет два типа нирваны: сопадхишеша-нирвана (нирвана с остатком) и паринирвана или анупадхишеша-нирвана (нирвана без остатка, или конечная нирвана). Считается, что основатель буддизма Будда достиг обоих этих состояний.

Нирвана, или освобождение от циклов перерождения, является высшей целью традиции Тхеравады. В традиции Махаяны высшей целью является Состояние Будды, в котором нельзя пребывать в Нирване. Будда помогает освободить существ от сансары, обучая буддийскому пути. Для Будды или людей, достигших Нирваны, перерождения не существует. Но его учения остаются в мире на определенное время как руководство к достижению Нирваны.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Этимология
  • 3 Значение
    • 3.1 Освобождение и свобода от страдания; мокша, вимутти
    • 3.2 Вымирание и исчезновение
    • 3.3 Популярное западное употребление
    • 3.4 Развязка
    • 3.5 Прекращение плетения разума
    • 3.6 Раскрытие
    • 3.7 Связь с другими терминами
      • 3.7.1 Отношения с просветлением и пробуждением
      • 3.7.2 Отношения с экстазом и блаженством
  • 4 Интерпретации ранней буддийской концепции
    • 4.1 Как событие прекращения и конец перерождения
    • 4.2 Как метафизическое место или трансцендентное сознание
    • 4.3 Нирвана с остатком топлива и без него
    • 4.4 Анатта, Шуньята
  • 5 Синонимы и метафоры
    • 5.1 Пламя, которое гаснет из-за недостатка топлива
    • 5.2 Конец состояние, в котором исчезли многие неблагоприятные аспекты опыта
  • 6 В школе Тхеравады
    • 6.1 Безусловное
    • 6.2 Этапы
    • 6.3 Висуддхимагга
    • 6.4 Ум архата - ниббана
    • 6.5 Современная Тхеравада взгляды
    • 6.6 Неортодоксальные интерпретации, ниббана как читта, винняна или атта
  • 7 В других буддийских школах
    • 7.1 Школы стхавира
    • 7.2 Ком. сравнение основных позиций школы Стхавиры
    • 7.3 Махасангхика
  • 8 В буддизме Махаяны
    • 8.1 Апратитхита нирвана
    • 8.2 Пути к состоянию будды
    • 8.3 Всеведение
    • 8.4 Тела состояния будды
    • 8.5 Природа будды
    • 8.6 Mahāparinirvāṇa Sūtra
  • 9 См. Также
  • 10 Примечания
  • 11 Цитаты
  • 12 Ссылки
  • 13 Источники
    • 13.1 Печатные источники
    • 13.2 Интернет-источники
  • 14 Далее чтение
  • 15 Внешние ссылки
Предпосылки

Концепция нирваны также присутствует в древних индийских религиях, включая ведическую культуру, индуизм и Джайнизм. Он также присутствует в сикхизме и манихене.

этимологии

Термин «нирвана», вероятно, происходит из добуддийского происхождения. Это было более или менее центральной концепцией среди джайнов, адживиков, буддистов и некоторых индуистских традиций.

Обычно описывает состояние свободы от страдания и возрождения. Идеи духовного освобождения, использующие другую терминологию, можно найти в древних текстах небуддийских традиций Индии, таких как стих 4.4.6 Брихадараньяка-упанишад индуизма.

Термин может были импортированы в буддизм с большей частью его семантического диапазона из этих других сраманических движений. Однако этимология этого слова может быть неубедительной для его значения.

Значение

Различные буддийские традиции интерпретировали это понятие по-разному, и этот термин со временем имел ряд значений.

Освобождение и свобода от страданий; мокша, вимутти

Нирвана используется как синоним мокша (санскрит), также вимокша или вимутти (пали), «освобождение, избавление от страданий». В палийском каноне различаются два вида вимутти:

  • Чето-вимутти, свобода ума; это квалифицированная свобода от страдания, достигаемая посредством практики медитации концентрации (самадхи). Веттер переводит это как «освобождение сердца», что означает преодоление желаний и, тем самым, достижение состояния жизни без желаний.
  • Пання-вимутти, свобода через понимание (праджня); это окончательное освобождение от страдания и конец перерождения, достигаемые посредством практики медитации прозрения (випассана).

Чето-вимутти становится постоянным только с достижением пання-вимутти. Согласно Гомбриху и другим ученым, это может быть более позднее развитие в рамках канона, отражающее растущий акцент в раннем буддизме на праджню, а не на освобождающую практику дхьяны; это также может отражать успешную ассимиляцию небуддийских практик медитации в древней Индии в буддийский канон. Согласно Аналайо, термин уттари- вимутти (высшее освобождение) также широко используется в ранних буддийских текстах для обозначения освобождения от цикла перерождений.

Вымирание и выдувание

Одно буквальное толкование переводит nir√vā как «выдувание», интерпретация nir - отрицательное значение, а va - как «дуть»., Давая значение «выдувания» или «угасания»... Видно, что это относится как к действию, так и к эффекту удара (на что-то), чтобы его потушить, но также к процессу и результату выгорания, угасания.

Термин нирвана в сотериологический смысл «выдутого, угасшего» состояния освобождения не встречается ни в Ведах, ни в добуддийских Упанишадах. Согласно Коллинзу, «буддисты, кажется, были первыми, кто назвал это нирваной».

Затем термин «нирвана» стал частью обширной метафорической структуры, которая, вероятно, была создана в очень раннем возрасте. возраст в буддизме. Согласно Гомбриху, число трех огней намекает на три огня, которые брамин должен был поддерживать, и тем самым символизирует жизнь в мире как семьянина. Значение этой метафоры было утеряно в более позднем буддизме, и искали другие объяснения слова нирвана. Не только страсть, ненависть и заблуждение должны были быть погашены, но и все язвы (асава) или загрязнения (кхлеса). В более поздних экзегетических работах был разработан совершенно новый набор народных этимологических определений слова нирвана, в котором корень vana использовался для обозначения «дуть», но при повторном синтаксическом анализе этого слова на корни, означающие «ткачество, шитье», «желание» и «желание». лес или лес »:

  • вана, образованное от корня √vā, что означает« дуть »:
    • (дуть) (дуть); но также испускать (запах), распространяться или распространяться; тогда нирвана означает «выдувать»;
  • вана, производное от корня вана или ван, что означает «желание»,
    • затем объясняется, что нирвана означает состояние «без желания, без любви, без желание «и тот, кто не жаждет и не жаждет» (татха );
    • добавляя корень √vā, что означает «ткать или шить»; нирвана затем объясняется как отказ от желания, которое сплетает жизнь за жизнью.
  • вана, происходит от корневого слова вана, которое также означает «лес, лес»:
    • на основе этого корня, вана метафорически объясняется буддийскими учеными как относящаяся к «лесу омрачений» или пяти совокупности ; тогда нирвана означает «бегство от совокупностей» или «быть свободным от этого леса омрачений».

Термин нирвана, «выдыхаться», также интерпретировался как исчезновение « три огня », или« три яда », а именно страсти или чувственности (рага ), отвращения или ненависти (двеша ) и заблуждения или невежества (моха или авидья ).

«Затухание» означает не полное уничтожение, а гашение пламени. Термин нирвана также может использоваться как глагол: «он или она nirvāṇa-s» или «он или она parinirvānṇa-s» (париниббаяти).

Популярное западное употребление

L. С. Казинс сказал, что в популярном употреблении нирвана была "целью буддийской дисциплины... окончательным устранением тревожных элементов ума, которые мешают спокойному и ясному состоянию ума, вместе с состоянием пробуждения от ментального состояния". сон, который они вызывают ".

Развязать

Тханиссаро Бхиккху утверждает, что термин ниббана, по-видимому, этимологически произошел от отрицательного префикса нир плюс корень vāa, или связывание: unbinding, и что связанное прилагательное - ниббута: освобождать, и связанный с ним глагол ниббути: отвязывать. Он и другие используют термин «развязывание» для ниббаны. (Бхикку утверждает, что ранняя буддийская ассоциация `` выдувания '' с этим термином возникла в свете того, как в то время рассматривались процессы огня - горящий огонь рассматривался как цепляющийся за свое топливо в состоянии горячего возбуждение, и что когда огонь гаснет, он отпускает горючее и достигает состояния свободы, охлаждения и покоя.)

Прекращение плетения ума

Другая интерпретация нирваны - это отсутствие плетения (вана) активности ума.

Чтобы раскрыть

Мацумото Широ (1950-) из группы критического буддизма, заявил, что исходный этимологический корень нирваны следует рассматривать не как nir√vā, а как nir√vŗ, «раскрывать». Следовательно, согласно Мацумото, первоначальное значение слова nirvana было не «погасить», а «раскрыть» атман. от того, что есть анатман (не атман). Суонсон заявил, что некоторые ученые-буддисты сомневались, согласуются ли этимологии «выдувания» и «вымирания» с основными доктринами буддизма, в частности, об анатмане (не-я) и пратитьясамутпаде (причинности). Они увидели проблему в том, что рассмотрение нирваны как исчезновения или освобождения предполагает, что «я» будет уничтожено или освобождено. Однако другие буддийские ученые, такие как Такасаки Дзикидо, не согласились и назвали предложение Мацумото «слишком далеко и не оставляя ничего, что можно было бы назвать буддистским».

Отношения с другими терминами

Отношения с просветлением и пробуждением

Питер Харви написал, что Будда достиг просветления, или пробуждения в возрасте около 35 лет, и заключительной нирваны после его смерти. Школа Тхеравада рассматривает нирвану как достижение на стадии невозвращения из четырех стадий просветления.

Отношения с экстазом и блаженством

Нирвана не обязательно связана с экстазом или блаженство, хотя некоторые комментаторы рассматривают такие переживания как часть нирваны.

Интерпретации ранней буддийской концепции

как событие прекращения и окончания перерождения

Бхавачакра, иллюстрация цикла возрождения, с тремя ядами в ступице колеса.

Большинство современных ученых, таких как Руперт Гетин, Ричард Гомбрих, Дональд Лопес и Пол Уильямс считают, что нирвана (ниббана на пали, также называемая ниббанадхату, свойство ниббаны) означает «выдувание» или «угашение» жадности, отвращения и заблуждения, и это означает постоянное прекращение сансары и перерождения.

. Согласно Стивену Коллинзу, синоним, широко используемый для нирваны в ранних текстах, - "d бессмертный »или« бессмертный »(пали : амата, санскрит : амрита ) и относится к состоянию,« где нет смерти, потому что также нет рождение, не возникновение, ничто не обусловлено обусловленностью, и поэтому нет времени ». Он также добавляет, что «в буддийских текстах чаще всего говорится о нирване, что это конец страдания (дуккха )». Гетин отмечает, что «это не« вещь », а событие или опыт», который освобождает человека от перерождения в сансаре. По словам Коллинза, этот термин также широко используется как глагол, поэтому один из них «нирванизуется». Гомбрих утверждает, что метафора, использованная в текстах о тушении пламени, относится к пожарам, которые поддерживали священники Брахманизм и символизируют жизнь в мире. Нирвану также называют «безусловной» (асанхата), что означает, что она не похожа на все другие обусловленные явления.

Цикл перерождений и страданий продолжается до тех пор, пока существо не достигает нирваны. Одно из требований для завершения этого цикла - погасить огонь привязанности (рага ), отвращения (двеша ) и невежества (моха или авидья ). Как Бхиккху Бодхи утверждает: «Пока человек запутан страстью, он остается связанным сансарой, циклом рождений и смертей; но когда все вожделения искоренены, человек достигает Ниббана, избавление от цикла рождений и смертей ».

Согласно Дональду Свиреру, путешествие в нирвану - это не путешествие в« отдельную реальность »(против ведической религии или Джайнизм ), но движение к спокойствию, невозмутимости, непривязанности и несамостоятельности. В этом смысле сотериологический взгляд на ранний буддизм рассматривается как реакция на более ранние индийские метафизические взгляды. Томас Касулис отмечает, что в ранних текстах нирвана часто описывается в отрицательных терминах, включая «прекращение» (ниродха), «отсутствие страстного желания» (тришнакшая), «непривязанность», «отсутствие заблуждений» и «безусловность». »(Асамскрита). Он также отмечает, что в ранних буддийских текстах мало обсуждается метафизическая природа нирваны, поскольку они, кажется, считают, что метафизические спекуляции являются препятствием на пути к цели. Касулис упоминает сутту Малункьяпутта, которая отрицает какое-либо представление о существовании Будды после его окончательной телесной смерти, все позиции (Будда существует после смерти, не существует, оба или ни то, ни другое) отвергаются. Точно так же в другой сутте (AN II 161) Сарипутта говорит, что задавая вопрос «есть ли что-нибудь еще?» после физической смерти кто-то, достигший нирваны, концептуализирует или размножается (papañca ) о том, что не имеет распространения (appapañcaṃ), и, таким образом, своего рода искаженное мышление, связанное с самостью.

В ранних текстах говорилось, что практика благородного пути и четырех дхьян ведет к угасанию трех огней, а затем приводит к прекращению всех дискурсивных мыслей. и апперцепции, затем прекращение всех чувств (счастья и печали). Согласно Коллинзу, нирвана связана с медитативным достижением, называемым «Прекращение восприятия / представления и чувства» (саннаведайитаниродха), также известное как «Достижение прекращения» (ниродхасамапатти ). В более позднем буддизме практика дхьяны считалась достаточной только для погашения страсти и ненависти, в то время как заблуждение подавлялось проницательностью.

Как метафизическое место или трансцендентное сознание

Питер Харви защищал эту идею эта нирвана в палийских суттах относится к разновидности трансформированного и трансцендентного сознания или различения (винняна ), которое «остановилось» (ниродхена). Согласно Харви, это нирваническое сознание называется «беспредметным», «бесконечным» (анантам), «неподдерживаемым» (аппатишита) и «непроявленным» (анидассана), а также «вне времени и пространственного положения». Руне Йоханссон «Психология нирваны» также утверждал, что нирвану можно рассматривать как преобразованное состояние ума (читта).

В космологии джайнизма, другой традиции шрамана, такой как буддизм, освобожденные существа пребывают в реальном месте (лока), связанном с нирваной. Некоторые ученые утверждали, что изначально буддисты придерживались аналогичной точки зрения.

Станислав Шайер, польский ученый, утверждал в 1930-х годах, что никаи сохраняют элементы архаической формы буддизма, которая близка до брахманических верований и сохранились в традиции Махаяны. Вопреки распространенному мнению, традиции Тхеравады и Махаяны могут быть «расходящимися, но одинаково надежными записями о доканоническом буддизме, который теперь утерян навсегда». Традиция Махаяны, возможно, сохранила очень старую, «доканоническую» и устную буддийскую традицию, которая в значительной степени, но не полностью, была исключена из канона Тхеравады. Точка зрения Шайера рассматривала нирвану как бессмертную, бессмертную сферу, трансмическую реальность или состояние. Эдвард Конзе имел аналогичные представления о нирване, цитируя источники, которые говорят о вечном и «невидимом бесконечном сознании, которое сияет повсюду» в качестве точки. к точке зрения, что нирвана - это своего рода Абсолют. Похожую точку зрения защищал М. Фальк, считавший, что нирванический элемент, как «сущность» или чистое сознание, имманентен сансаре. М. Фальк утверждает, что ранние буддийские представления о нирване заключаются в том, что это «обитель» или «место» праджня, которое достигают просветленные. Этот нирванический элемент, как «сущность» или чистое сознание, имманентен внутри сансары.

Аналогичное мнение также отстаивает К. Линдтнер, который утверждает, что в доканоническом буддизме нирвана является:

... место, куда можно пойти. Она называется нирванадхату, не имеет пограничных знаков (анимитта), расположена где-то за пределами шести других дхату (начиная с земли и заканчивая виджняной), но наиболее близка к акаша и виджняна. Невозможно визуализировать это, это анидаршана, но она дает твердую почву под ногами, это дхрува; однажды там никто не ускользнет, ​​это ачйутапада. В отличие от этого мира, это приятное место для пребывания, это сукха, все работает хорошо.

Согласно Кристиану Линдтнеру, изначальные и ранние буддийские концепции нирваны были аналогичны тем, которые были обнаружены в конкурирующих ramaa (стремящиеся / аскеты) традиции, такие как джайнизм и упанишадский ведизм. Это была не психологическая идея или чисто связанная с внутренним миром существа, а концепция, описанная в терминах мира, окружающего существо, космологии и сознания. Все индийские религии с течением времени утверждают, что Линдтнер развивал эти идеи, усваивая государство, но по-разному, потому что ранняя и более поздняя Веданта продолжала метафизические идеи Брахмана и души, но не в буддизме. С этой точки зрения, канонические буддийские взгляды на нирвану были реакцией на ранний (доканонический) буддизм, наряду с предположениями джайнизма и упанишадской мыслью об идее личного освобождения. В результате этой реакции Нирвана стала рассматриваться как состояние ума, а не как конкретное место. Элементы этого предканонического буддизма, возможно, пережили канонизацию и последующую фильтрацию идей и вновь появились в буддизме Махаяны. По словам Линдтнера, существование множественных и противоречащих друг другу идей также отражено в работах Нагарджуны, который пытался согласовать эти разные идеи. По словам Линдтнера, это привело его к «парадоксальной» позиции, например, в отношении нирваны, отвергая любое положительное описание.

Ссылаясь на эту точку зрения, Александр Винн считает, что в сутте нет никаких доказательств. Питака, что Будда придерживался этой точки зрения, в лучшем случае это только показывает, что «некоторые из ранних буддистов находились под влиянием своих сверстников-браминов». Винн заключает, что Будда отверг взгляды Вед и что его учение представляет собой радикальный отход от этих брахманических верований.

Нирвана с остатком топлива и без него

Буддийская скульптура последней нирваны Будды в греко-буддийском гандхарском стиле из Лориан Тангай.

В нирване есть две стадии, одна - в жизни, и одна последняя нирвана после смерти; первое является неточным и общим, второе - точным и конкретным. Нирвана в жизни знаменует собой жизнь монаха, который полностью освободился от желаний и страданий, но все еще имеет тело, имя и жизнь. Нирвана-посмертная, также называемая нирваной-без-субстратом, - это полное прекращение всего, включая сознание и перерождение. Это главное различие между тушением пожаров при жизни и окончательным «затуханием» в момент смерти:

  • са-упадисеша-ниббана (пали; санскрит сопадхишена-нирвана), «нирвана с остатком», » нирвана с остатком ". Нирвана достигается при жизни, когда гаснут огни. Есть еще «остаток» пяти скандх и «остаток топлива», который, однако, не «горит». Считается, что нирвана-в-этой-жизни приводит к преобразованию ума с такими качествами, как счастье, свобода от негативных состояний ума, умиротворение и отсутствие реакции.
  • Ан-уп upдисеша-ниббана (пали; санскрит нир) -упадхишена-нирвана), «нирвана без остатка», «нирвана без остатка». Это последняя нирвана, или паринирвана, или «выброс» в момент смерти, когда не остается топлива.

Классические определения сутты на пали для этих состояний следующие:

А что, монахи, есть элемент ниббана с оставшимся остатком? Здесь монах - это арахант, чьи скверны уничтожены, который прожил святую жизнь, сделал то, что нужно было сделать, снял бремя, достиг своей цели, полностью разрушил оковы существования, тот, кто полностью освободился через последнее знание. Однако его пять органов чувств остаются неизменными, благодаря чему он все еще испытывает то, что приятно и неприятно, все еще испытывает удовольствие и боль. Это уничтожение в нем похоти, ненависти и заблуждения, которое называется элементом ниббана с оставшимся остатком.

А что, монахи, представляет собой элемент ниббана без остатка? Здесь монах - это арахант... тот, кто полностью освобожден через последнее знание. Для него здесь, в этой самой жизни, все, что чувствуется, не находясь в восторге, станет крутым прямо здесь. Это, монахи, называется элементом ниббана без остатка.

Гомбрих объясняет, что пять скандх или совокупностей - это связки дров, которые подпитывают три огня. Практикующий буддизм должен «сбросить» эти связки, чтобы огонь больше не разжигался и не «задулся». Когда это будет сделано, связки останутся до тех пор, пока продолжается эта жизнь, но они больше не «горят». Коллинз отмечает, что первый тип, нирвана в этой жизни также называется бодхи (пробуждение), нирвана омрачений или килеса- (пари) ниббана и архатство, в то время как нирвана после смерти - это также называемая нирваной совокупностей, кхандха- (пари) ниббана.

Что происходит с тем, кто достиг нирваны после смерти, вопрос без ответа. Согласно Вальпола Рахула, пять совокупностей исчезают, но не остается просто «ничто ». Точка зрения Рахулы, утверждает Гомбрич, не является точным обобщением буддийской мысли и отражает мысль Упанишад.

Анатта, Шуньята

Нирвана также описывается в буддийских текстах как идентичная анатте. (анатман, не-я, отсутствие какого-либо я). Анатта означает, что ни в каком существе нет постоянного «я» или души, ни в чем нет постоянной сущности. Эта интерпретация утверждает, что вся реальность имеет зависимое происхождение и мирское построение каждого человеческого разума, следовательно, в конечном итоге это заблуждение или невежество. В буддийской мысли это должно быть преодолено, утверждает Мартин Саутволд, посредством «реализации анатты, которая есть нирвана».

Нирвана в некоторых буддийских традициях описывается как реализация шуньята ( пустота или ничто). Буддийские тексты мадхьямики называют это срединной точкой всех дуальностей (Срединный путь), где исчезают все различия и полярности субъект-объект, нет условной реальности, и единственная конечная реальность пустоты - это все, что остается.

Синонимы и метафоры

Пламя, которое гаснет из-за недостатка топлива

Обычно используемая метафора для обозначения нирваны - это пламя, которое гаснет из-за недостатка топлива:

Просто как масляная лампа горит из-за масла и фитиля, но когда масло и фитиль исчерпаны, а другие не подаются, оно гаснет из-за нехватки топлива (анахаро ниббаяти), поэтому [просветленный] монах... знает, что после распад его тела, когда дальнейшая жизнь исчерпана, все чувства, которым здесь радовались, станут прохладными.

Коллинз утверждает, что буддийский взгляд на пробуждение переворачивает ведический взгляд и его метафоры. В то время как в ведической религии огонь рассматривается как метафора добра и жизни, буддийская мысль использует метафору огня для трех ядов и для страдания. Это можно увидеть в Адиттапарьяе сутте, обычно называемой «огненной проповедью», а также в других подобных ранних буддийских текстах. Огненная проповедь описывает конец «пожаров» с припевом, который используется в ранних текстах для описания ниббаны:

Разочарованный, он становится бесстрастным. Благодаря бесстрастию он полностью освобожден. С полным выпуском есть знание: «Полностью выпущен». Он понимает, что «Рождение окончено, святая жизнь исполнена, задача выполнена. Для этого мира больше нет ничего.

Конечное состояние, когда прекратились многие неблагоприятные аспекты опыта

В Дхаммачаккапаваттанасутте, третьей благородной истине прекращения (связанной с нирваной) определяется как: «угасание без остатка и прекращение того же самого желания, отказ от него, отказ от него, отпускание, а не цепляние за него».

Стивен Коллинз перечисляет несколько примеров синонимов, используемых в Палийские тексты для Нирваны:

конец, (место, состояние) без искажений, правда, дальнейший (берег), тонкий, очень трудно увидеть, без разложения, твердый, не подверженный разрушению, несравненный, без дифференциация, мирное, бессмертное, превосходное, благоприятное, покой, разрушение страстей, чудесное, без страданий, природа которого - быть свободным от несчастий, ниббана [предположительно здесь в одной или нескольких творческих этимологиях, = например, не лес], без проблем, бесстрастие, чистота, свобода, без привязанности, остров, убежище (пещера), защита, убежище, окончательный конец, покорение гордыни (или «опьянение»), устранение жажды, разрушение привязанности, отсечение круга (возрождения), пустота, очень труднодоступная, где есть нет становления без несчастья, где нет ничего созданного, без горя, без опасности, чья природа должна быть без опасности, глубокая, труднопроходимая, превосходящая, непревзойденная (без превосходства), несравненная, несравненная, первостепенная, лучшая, без борьбы, чистый, безупречный, безупречный, счастье, неизмеримое, (твердая) точка опоры, ничего не имея.

В школе Тхеравада
кхмерский традиционная фреска изображает Гаутаму Будду входящим в паринирвана, павильон собрания Дхармы, Ват Ботум, Пномпень, Камбоджа.

Безусловный

В традиции тхеравады ниббана считается как несоставное или безусловное (асанхата) дхамма (явление, событие), которое является «трансмирским» и которое выходит за рамки нашего обычного дуализма ic концепции. В текстах Тхеравады Абхидхаммы, таких как Вибханга, ниббана или асанхата-дхату (безусловный элемент) определяется так:

«Что такое безусловный элемент (асанкхата дхату)? Это прекращение страсти, прекращение ненависти и прекращение заблуждений ».

Кроме того, для Тхеравады нирвана является уникальной единственной асанхата-дхаммой (безусловным феноменом), и в отличие от других школ они не признают различные безусловные явления. или различные типы нирваны (такие как апратиштха или непостоянная нирвана Махаяны ). Как отмечает Тхён Чау, тхеравадины и пудгалавадины «оставались строго верными букве сутр» и, таким образом, считали нирвану единственной безусловной дхаммой, в то время как другие школы также постулировали различные асанхата-дхаммы (например, Сарвастивадин считает, что пространство или акаша было необусловленным).

Этапы

Четыре плана освобождения. (согласно Сутта Пинака )

этап. «плод»

брошенный. сковывает

перерождение (я). до конца страданий

поток -enterer

1. представление о личности (Анатман ). 2. сомнение в Будде. 3. аскетические или ритуальные правила

низшие. оковы

до семи перерождений в. человеческих или небесных царствах

однажды вернувшийся

еще раз как. человек

невозвращенец

4. чувственное желание. 5. злоба

еще раз в. небесном царстве. (Чистые обители)

арахант

6. желание материального возрождения. 7. желание нематериального возрождения. 8. тщеславие. 9. r бесчувственность. 10. невежество

высшее. оковы

без возрождения

Источник: Тахамоли Бодхи (2001), Средние дискурсы, стр. 41-43.

Традиция Тхеравады выделяет четыре прогрессивные стадии. Первые три ведут к благоприятным перерождениям в более приятных сферах существования, в то время как последний достигает высшей точки в нирване в виде архата, который является полностью пробужденным человеком. Первые три возрождаются, потому что у них все еще есть некоторые из оков, в то время как архат снял все десять оков и после смерти никогда не возродится ни в каком царстве или мире, полностью избежав самсары.

Вначале, ум монаха рассматривает нирвану как объект (ниббанадхату). За этим следует постижение трех универсальных лакшан (знаков): непостоянства (аничча), страдания (дуккха) и отсутствия себя (анатман). После этого монашеская практика направлена ​​на устранение десяти оков, ведущих к перерождению.

Согласно Таниссаро Бхиккху, люди до уровня невозвращающегося могут воспринимать ниббану как объект сознания. Определенные созерцания с ниббаной как объектом самадхи приводят, если они развиваются, к уровню невозвращения. В той точке созерцания, которая достигается путем развития прозрения, если медитирующий осознает, что даже это состояние конструируется и, следовательно, непостоянно, оковы разрушаются, достигается арахантство, и реализуется ниббана.

Висуддхимагга

Тхеравада экзегет Буддхагхоша говорит в его Висуддхимагга :

Это называется ниббана ( угасание), потому что он ушел от (никкханта), сбежал от (ниссата), отделился от страстного желания, которое приобрело в обычном употреблении название `` закрепление (вана) '', потому что, обеспечивая последовательное становление, влечение служит соединение воедино, связывание, соединение воедино четырех видов зарождения, пяти судеб, семи ступеней сознания и девяти обителей бытия.

Согласно Буддхагхоша, ниббана достигается после долгого процесс преданного применения на пути очищения (пали: Виссудхимагга). Будда объяснил, что дисциплинированный образ жизни, который он рекомендовал своим ученикам (дхамма-виная), - это постепенное обучение, которое часто длится несколько лет. Чтобы быть приверженным этому пути, уже необходимо, чтобы в человеке было зерно мудрости. Эта мудрость проявляется в переживании пробуждения (бодхи ). Достижение ниббаны в текущем или будущем рождении зависит от усилия и не предопределено заранее.

В Висуддхимагге, глава Iv6, Буддхагхоша определяет различные варианты в Палийский канон за следование пути к нирване. По словам Гомбрича, это распространение возможных путей к освобождению отражает более поздние доктринальные разработки и растущий упор на прозрение как на главное средство освобождения, а не на практику дхьяны.

Разум архата - ниббана

Родственная идея, которая не находит явной поддержки в Палийском каноне без интерпретации и является продуктом современной традиции практики Тхеравады, несмотря на ее отсутствие в комментариях Тхеравады и Абхидхамме, заключается в том, что разум Араханта есть ниббана.

Современные взгляды Тхеравады

KN Джаятиллеке, современный шри-ланкийский буддийский философ, считает, что нирвана должна быть понята путем тщательного изучения палийских текстов. Джаятиллеке утверждает, что палийские произведения показывают, что нирвана означает «исчезновение», а также «высшее позитивное переживание счастья». Джаятиллеке пишет, что, несмотря на определение нирваны как «угасание», это не означает, что это своего рода аннигиляция или состояние дремлющего небытия, поскольку это противоречит утверждениям Будды, которые отвергают эту интерпретацию. Джаятиллеке считает, что ранние тексты ясно провозглашают, что ничего нельзя сказать о состоянии Будды после параниббаны (конца его психофизической личности), потому что «у нас нет понятий или слов для адекватного описания. состояние эмансипированного человека ». Эта трансцендентная реальность, которую наш нормальный разум не может постичь, не находится во времени или пространстве, она не обусловлена ​​причинно-следственной связью и находится за пределами существования и небытия. Поскольку попытка объяснить ниббану с помощью логики невозможна, единственное, что нужно сделать, - это объяснить, как ее достичь, вместо того, чтобы останавливаться на том, что она «есть». Объяснение того, что происходит с Буддой после ниббаны, таким образом, считается безответным.

Аналогичную апофатическую позицию также защищает Вальпола Рахула, который заявляет, что вопрос о что такое нирвана "никогда не может быть ответил полностью и удовлетворительно на словах, потому что человеческий язык слишком плох, чтобы выразить настоящую природу Абсолютной Истины или Высшей Реальности, которая есть Нирвана ». Рахула утверждает, что ниббана чаще всего описывается в отрицательных терминах, потому что есть меньшая опасность в цеплянии за них такие термины, как «прекращение непрерывности и становление (бхаваниродха)», «оставление и уничтожение желания и стремления к этим пяти совокупностям привязанности» и «угашение« жажды »(танхакхайо)». Однако Рахула также утверждает что ниббана не является негативом или аннигиляцией, потому что нет «я», которое можно было бы уничтожить, и потому что «негативное слово не обязательно указывает на негативное состояние». Рахула также отмечает, что для описания ниббаны используются более позитивные термины, такие как «свобода» (мутти) и «истина» (сакча). Рахула также соглашается с тем, что нирвана необусловлена.

Американский монах тхеравады Бхиккху Бодхи защищал традиционную точку зрения тхеравады, которая видит нирван a как «реальность, трансцендентная всему миру мирского опыта, реальность, трансцендентная всем сферам феноменального существования».

Шри-ланкийский философ Дэвид Калупахана занял иную позицию, он утверждает, что «главным философским прозрением» Будды является принцип причинности (зависимое происхождение ), и что он «действует во всех сферах, включая высшее состояние духовного развития, а именно нирвану». Поздние ученые Калупахана попытались различить две сферы: в одной преобладала причинность, а в другой - беспричинно. Эта последняя точка зрения, без сомнения, была результатом смешения значений двух терминов, sankhata («составной») и paticcasamuppanna («причинно обусловленный») ». Таким образом, даже несмотря на то, что ниббана называется« asankhata »(не- составной, не сложенной вместе) в ранних текстах нет утверждения, что нирвана не возникает зависимо или беспричинна (термин будет аппатиччасамуппана). Таким образом, он утверждает, что «нирвана - это состояние, в котором существует« естественное или причинное » происходящее (патиччасамуппада), но не «организованное» или «запланированное» обусловливание (санкха-рана) », а также« состояние совершенного психического здоровья (арога), совершенного счастья (парама сукха), спокойствия или хладнокровия ( ситибхута), а также стабильность (аненджа) и т. д., достигнутые в этой жизни или пока человек жив ».

Махаси Саядо, один из самых влиятельных учителей тхеравады 20 века випассана, утверждает в его «О природе Ниббаны», что «ниббана - это совершенный мир (шанти)» и «полное уничтожение трех циклов» загрязнения, действия и результата действия, которые все идут на создание разума и материи, волевых действий и т. д. "Далее он заявляет, что для арахантов " после его смерти-сознания не образуется никакой новой жизни ". Махаси Саядо далее утверждает, что ниббана - это прекращение пяти совокупностей, что подобно «гашению пламени». Однако это не означает, что «арахант как индивид исчез», потому что не существует такой вещи, как «индивид» в полном смысле этого слова, даже если мы используем этот термин условно. Конечное, однако, «есть только последовательность умственных и физических явлений, возникающих и исчезающих». По этой причине Махаси Саядо считает, что, хотя для араханта «прекращение означает прекращение последовательного подъема и падения совокупностей», это не точка зрения на уничтожение (уччеда-диши), поскольку в конечном итоге не существует индивидуума, подлежащего уничтожению. Махаси далее отмечает, что «чувство [ведана ] прекращается с париниббаной Архата», а также что «прекращение чувств есть ниббана» (цитируя Панчаттая сутта). Махаси также утверждает, что, хотя ниббана - это «прекращение ума, материи и умственных образований» и даже прекращение «бесформенного сознания», это не ничто, но «абсолютная реальность», и он также утверждает, что « мир ниббаны реален. "

Неортодоксальные интерпретации ниббаны как читта, винняна или атта

В Тайской Тхераваде, а также среди некоторых современных ученых Тхеравады есть альтернативные интерпретации, которые отличаются от традиционного ортодоксального взгляда Тхеравады. В этих интерпретациях ниббана в некотором роде эквивалентна либо особому виду ума (pabhassara citta ), либо особому сознанию, называемому анидассана винняна, «непроявленное» сознание, которое называется «светящимся». В одной интерпретации «светящееся сознание» идентично ниббане. Другие не согласны, считая, что это не сама ниббана, а вид сознания, доступный только арахантам.

Некоторые учителя тайской лесной традиции, такие как Аджан Маха Буа учил идее, называемой «изначальный разум», который, будучи усовершенствованным, считается существующим как отдельная реальность от мира и агрегатов. Согласно Маха Буа, неразрушимый ум или читта характеризуется осознанием или знанием, которое по своей природе является ярким (пабхассарам ) и сияющим, и хотя он запутан или «затемнен» в сансаре, он не разрушен. Этот ум безусловен, бессмертен и независим. Согласно Буа, этот ум нечист, но когда он очищен от загрязнений, он остается в своем собственном основании. Маха Буа также публично утверждал (в газете в 1972 году) что можно было встретиться и обсудить учения с арахантами и буддами прошлого (и что Аджан Ман сделал это), следовательно, утверждая, что ниббана является разновидностью высшего существования. Праюдх Пайютто, современный ученый-монах, которого многие считают наиболее влиятельным авторитетом в области буддийской доктрины в Таиланде, сыграл заметную роль в опровержении взглядов Маха Буа, строго основывая свои взгляды на палийском каноне до опровергают такие представления.

Аджанс Пасанно и Амаро, современные западные монахи тайской лесной традиции, отмечают, что эти идеи уходят корнями в отрывок из Ангуттара Никая (1.61-62), в котором упоминается некий «пабхассара читта ». Ссылаясь на другой отрывок из канона, в котором упоминается «беззнаковое, безграничное, всесветное сознание» (называемое анидассана винняна), они заявляют, что это «должно означать знание изначальной, трансцендентной природы».

A Родственный взгляд на ниббану защищал тайский лесной американский монах Таниссаро Бхиккху. Согласно Таниссаро, «непроявленное сознание» (анидассана винняна) отличается от видов сознания, связанных с шестью чувственными средами, у которых есть «поверхность», на которую они падают и возникают в ответ. У освобожденного индивида это переживается напрямую, причем совершенно без какой-либо зависимости от условий. С точки зрения Таниссаро, светящееся, неподдерживаемое сознание, связанное с ниббаной, напрямую известно благородным без посредничества фактора ментального сознания в зависимом совместном возникновении, и является выходом за пределы всех объектов ментального сознания. Британский академик Питер Харви отстаивал аналогичную точку зрения на ниббану как анидассана винняна.

Согласно Полу Уильямсу, в современной тайской тхераваде также существует тенденция, которая утверждает что «нирвана действительно является истинным Я (Атман ; пали: atta )». Этот спор начался, когда 12-й Верховный Патриарх Таиланда в 1939 году опубликовал книгу очерков, в которой утверждалось, что, хотя обусловленный мир является анатта, ниббана является атта. Согласно Уильямсу, эта интерпретация перекликается с сутрами Махаяны татхагатагарбха. Эта позиция подверглась критике со стороны Буддхадхаса Бхиккху, который утверждал, что перспектива не-я (анатта ) - вот что делает буддизм уникальным. Спустя пятьдесят лет после этого спора, Движение Дхаммакая также начало учить, что ниббана - это не анатта, а «истинное я» или дхаммакая. Согласно Уильямсу, эта дхаммакая (тело дхармы) представляет собой «сияющую, сияющую и ясную фигуру Будды, свободную от всех загрязнений и находящуюся внутри тела медитирующего». Эта точка зрения была подвергнута резкой критике как «оскорбляющая учение Будды» и «проявление неуважения к палийскому канону» Пайудхом Пайютто (в его случае «Дхаммакая»), и это привело к горячим спорам в тайских буддийских кругах.

Другой западный монах тайской лесной традиции, Аджан Брахмали, недавно написал против всех этих взглядов, опираясь на тщательное изучение Никаи. Брахмали заключает, что «наиболее разумная интерпретация» окончательной ниббаны - это «не более чем прекращение пяти кхандх». Брахмали также отмечает, что существует разновидность самадхи, которая достижима только пробужденными и основана на их знании ниббаны (но не сама по себе ниббана), эта медитация - это то, что называется такими терминами, как как непроявленное сознание (анидассана винняна) и неустановленное сознание (appatihita viññāṇa).

Бханте Суджато также много писал, чтобы опровергнуть эту идею.

В других буддийских школах

Школы Стхавира

Более поздние буддийские школы Абхидхармы давали разные значения и интерпретации этого термина, отойдя от исходной метафоры угасания «трех огней». Сарвастивада Компендиум Абхидхармы, Махавибхасасастра, говорит о нирване:

Поскольку это прекращение омрачений (клешаниродха), это называется нирваной. Поскольку это угасание тройных огней, это называется нирваной. Поскольку это спокойствие трех характеристик, это называется нирваной. Поскольку существует отделение (вийога) от неприятного запаха (дургандха), это называется нирваной. Поскольку существует разделение с судьбами (гати), это называется нирваной. Вана означает лес, а нир означает бегство. Поскольку это побег из леса агрегатов , он называется нирваной. Вана означает плетение, а нир означает отрицание. Поскольку нет плетения, это называется нирвана. Таким образом, один с нитью может быть легко соткан, а другой без нити не может быть соткан, таким образом, один с действием (карма ) и омрачениями (клеша) может легко быть вплетен в жизнь и смерть, в то время как асаикша кто бездействует и не омрачен, не может быть вплетен в жизнь и смерть. Вот почему это называется нирвана. Вана означает новое рождение, а нир означает отрицание. Поскольку нового рождения больше нет, это называется нирвана. Вана означает рабство, а нир означает разделение. Поскольку это отделение от рабства, это называется нирвана. Вана означает все неудобства жизни и смерти, а нир означает выход за пределы. Поскольку она выходит за пределы всех неудобств жизни и смерти, она называется нирваной.

Согласно Сунил Хвангу, Сарвастивада школа считала, что существует два вида ниродхи (вымирание): исчезновение без знания (апратисамкхьяниродха)) и исчезновение через знание (пратисамкхьяниродха), что является эквивалентом нирваны. В Сарвастиваде Абхидхарма исчезновение через знание было эквивалентно нирване и определялось его внутренней природой (свабхава ), «полное исчезновение, которое есть разъединение (вишамйога)». Абхидхармакоша определяет эту дхарму как «особое понимание, проникновение (пратисамкхьяна) в страдание и другие благородные истины». Сунил объясняет взгляд Сарвастивады на нирвану как «постоянное отделение нечистой дхармы от ряда совокупностей посредством противоядия,« обретения разъединения »(вишамйогапрапти)». Поскольку сарвастивадины считали, что все дхармы существуют в трех временах, они считали разрушение омрачений невозможным, и поэтому «устранение омрачений называется« отделением »от ряда». Сунил добавляет:

Другими словами, обретение омрачения отрицается или технически «разъединяется» (вишамйога) благодаря силе знания, которое завершает соединение между этим омрачением и серией агрегатов. Таким образом, из-за этого разделения возникает «обретение разъединения» (вишамйогапрапти), которое служит противоядием (пратипакша), которое отныне предотвращает соединение между омрачением и этой серией.

Сарвастивадины также считали, что нирвана была реальное существование (дравьясат), которое постоянно защищает ряд дхарм от загрязнений в прошлом, настоящем и будущем. Их интерпретация нирваны стала предметом споров между ними и школой саутрантика. Для саутрантиков нирвана «не была реальным существованием, а просто обозначением (праджняптисат), и была несуществованием, следующим за существованием (пашчадабхава)». Это то, о чем просто говорится условно, без внутренней природы (свабхава ). Абхидхармакоша, объясняя взгляды саутрантики на нирвану, утверждает:

Исчезновение через знание - это когда скрытые загрязнения (анусая) и жизнь (джанман), которые уже были созданы, угасают, их дальнейшее не возникает силой знание (пратисамкхья).

Таким образом, для саутрантиков нирвана была просто «невозникновением дальнейшего скрытого загрязнения, когда все скрытые загрязнения, которые возникли, уже погашены». Между тем, школа Пудгалавада интерпретировала нирвану как единую Абсолютную истину, которая представляет собой «отрицание, отсутствие, прекращение всего, что составляет мир, в котором мы живем, действуем и страдаем». Согласно Тхён Чау, для пудгалавадинов нирвана рассматривается как полностью отличная от составного царства, поскольку это несоставное царство (асамскрита), в котором не существует составных вещей, и оно также находится за пределами рассуждений и выражений. Один из немногих сохранившихся текстов Пудгалавады определяет нирвану как:

Абсолютная истина - это окончательное прекращение всех действий речи (вак) и всех мыслей (читта). Деятельность - это телесное действие (каякарман): речь (вак) - это голос (ваккарман); мысль - это мысль ума (манаскарман). Если эти три (действия) окончательно прекратятся, это будет абсолютная истина, которая и есть Нирвана.

Сравнение основных позиций школы стхавиры

Ранний буддизмКлассический Тхеравада Сарвастивада -VaibhāṣikaСаутрантика Пудгалавада
Концепция нирваны или асанхатыПрекращение тройного огня страсти, ненависти и заблуждения.Существование отдельно (патиекка) от простого уничтоженияРеальное существование (дравья)Несуществование, простое обозначение (праджняпти)Настоящее существуют разные

, чем сансара

"топливо" или "остаток" (upādi)Пять совокупностей Пять совокупностейЖизненная способность (дживитендрия) и однородный характер группы (никайасабхага)Момент (аведха) серии совокупностейПять совокупностей
Нирвана с остатком цеплянияПрекращение тройного огня страсти, ненависти и заблужденияПрекращение омрачений (килеса)Разделение (вишамйога) со всеми нечистыми (шашрава) дхармамиОтсутствие дальнейших скрытых омрачений (анусайа)Прекращение омрачений (клеша)
Нирвана без остатка цеплянияПрекращение пяти совокупностей. Его онтологический статус - безответный (avyākata).Прекращение существования пяти совокупностейРаспад ряда совокупностейНевозникновение дальнейшей жизни (джанман)Прекращение существования агрегаты.

Пудгала (человек)

на самом деле нельзя сказать, что

существует или не существует, и он не является ни тем же, ни отличным от нирваны.

Mahāsāṃghika

Согласно Андре Бэро, школа Махасангхика считала, что нирвана, достигнутая архатами, в корне уступает нирване Будд. Что касается нирваны, достигнутой Буддой, они считали, что его долголетие (аю), его тело (рупа, шарира) и божественная сила (теджас) были бесконечными, безграничными и сверхмирскими (локуттара). Поэтому они придерживались своего рода докетизма, который утверждал, что будды только кажутся рожденными в этом мире, и поэтому, когда они умирают и входят в нирвану, это всего лишь фикция. В действительности Будда остается в форме тела наслаждения (самбхогакая) и продолжает создавать множество форм (нирмана), адаптированных к различным потребностям существ, чтобы обучать их с помощью умных средств (упая ).

Согласно Гуан Син Махасангхика считал, что есть два аспекта достижения Будды: истинный Будда, который всеведущ и всемогущ, и проявленные формы, через которые он освобождает живые существа с помощью своих искусных средств. Для Махасангхиков исторический Гаутама Будда был просто одним из этих тел трансформации (санскр. нирманакая ).

Баро также пишет, что для школы Махасангхика только мудрость (праджня ) может достичь нирваны, но не самадхи. Баро отмечает, что это может быть источником праджняпарамита сутр.

Относительно Экавьявахарика ветви Махасангхики, Баро утверждает, что и сансара, и нирвана были номинальными обозначениями (праджняпти) и лишены любое реальное вещество. Согласно Налинакше Датту, для Экавьявахарики все дхармы условны и, следовательно, нереальны (даже абсолют считался случайным или зависимым), в то время как для ветви Локоттаравада мирские дхармы нереальны. но надмирские дхармы, такие как нирвана, реальны.

В буддизме Махаяны

традиция Махаяны (Великая колесница), которая продвигает путь бодхисаттвы как путь высший духовный идеал, превышающий цель архатства, предполагает иные взгляды на нирвану, чем буддийские школы никаи. Буддизм Махаяны - это разнообразная группа различных буддийских традиций, и поэтому не существует единого единого взгляда Махаяны на нирвану. Однако обычно считается, что оставаться в самсаре, чтобы помогать другим существам, является благородной целью для махаяниста. По словам Пола Уильямса, есть по крайней мере две противоречивые модели отношения бодхисаттвы к нирване.

Первая модель, по-видимому, продвигается в Панчавимшатисахасрика Праджняпарамита сутре, и в ней говорится, что бодхисаттва откладывает свою нирвану до тех пор, пока они не спасут множество живых существ, а затем, достигнув состояния будды, бодхисаттва проходит к прекращению, как архат (и таким образом перестает помогать другим). В этой модели их единственное отличие от архатов состоит в том, что они провели эоны, помогая другим существам, и стали Буддой, чтобы учить Дхарме. Эта модель, по-видимому, оказала влияние на ранний период индийского буддизма. Этьен Ламот, в своем анализе Махапраджняпарамитопадеши, отмечает, что этот текст также поддерживает идею о том, что после входа в полную нирвану (паринирвана ) бодхисаттва «способен ничего больше не делать для богов или людей ", и поэтому он стремится обрести" мудрость, подобную мудрости Будд, но немного уступающую ей, что позволяет ему надолго оставаться в самсаре, чтобы посвятить

Вторая модель не учит, что человек должен откладывать нирвану. Эта модель в конечном итоге разработала всеобъемлющую теорию нирваны, которой учили в школе Йогачара, а позже в индийской Махаяне, которая утверждает, что существует по крайней мере два вида нирваны: нирвана архата и высшая ступень. тип нирваны, называемый апратитхита (непостоянство).

Apratiṣṭhita nirvāna

Поиск Будды в нирване, облегчение во Вьетнаме Иллюстрированный Свиток Лотосовой сутры, « Универсальные врата », глава 25 Лотосовой сутры.

Классическая точка зрения Махаяны Йогачара утверждает, что существует по крайней мере два типа нирваны, утверждая, что то, что называется« апратиштхита-нирвана »(« непостоянной, нелокализованной, непостоянной), чтобы быть высшей нирваной и более глубокой, чем «пратиштхита-нирвана», «локализованная», меньшая нирвана. Согласно классической индийской теории, это меньшая, постоянная нирвана достигается последователями школ "низшей" колесницы (хинаяна ), которые, как говорят, работают только для своего личного освобождения. С его точки зрения, путь хинаяны ведет только к собственному освобождению, либо как шравака (слушатель, слушатель или ученик), либо как пратьекабуддха (уединенный реализатор).

Согласно Роберту Басвеллу и Дональду Лопесу, «апратиштхита-нирвана» - это стандартный взгляд Махаяны на достижение Будды, который позволяет им беспрепятственно вернуться к самсаре, чтобы помогать живым существам, оставаясь при этом в своего рода нирване. Таким образом, говорится, что путь Махаяны направлен на дальнейшее осознание, а именно на активное состояние будды, которое не пребывает в статичной нирване, но из сострадания (каруна ) участвует в просветленной деятельности, чтобы освобождать существа до тех пор, пока остается сансара. Считается, что апратишита-нирвана достигается, когда бодхисаттвы устраняют как болезненные препятствия (клешаварана), так и препятствия на пути к всеведению (гьяйаварана), и поэтому отличается от нирваны архатов, которые устранили только первые.

Согласно Алану Спонбергу, апратиштхита-нирвана - это «нирвана, которая не закреплена навсегда в какой-либо одной сфере или сфере деятельности и не связана с ней». Это контрастирует с разновидностью нирваны, которая «постоянно устанавливается или фиксируется (пратишита) в трансцендентном состоянии нирваны-без остатка (нирупадхишеша-нирвана)». Согласно Спонбергу, эта доктрина развивалась среди буддистов Йогачара, которые отвергли более ранние взгляды, основанные на индивидуальном освобождении, направленном на трансцендентное состояние, отделенное от мирской сферы человеческого существования. Буддисты Махаяны отвергли эту точку зрения как несовместимую с универсалистским идеалом Махаяны о спасении всех существ и с абсолютистской недвойственной перспективой Махаяны, которая не видела окончательного различия между сансарой и нирваной. Спонберг также отмечает, что школа Мадхьямика также приложила руку к развитию этой идеи из-за их отказа от дуалистических концепций, разделяющих сансару и нирвану, и их продвижения формы освобождения, которая была полностью лишена двойственности.

Хотя идея о том, что будды остаются активными в мире, восходит к школе Махасамгика, термин апратиштхита-нирвана кажется нововведением йогачары. Согласно Гаджину Нагао, этот термин, вероятно, был нововведением йогачаров и, возможно, ученого Асанги (fl. 4 век н. Э.). Спонберг утверждает, что эта доктрина представляет собой «Сотериологическое новшество в Йогачара буддизме», которое можно найти в основном в трудах школы Йогачара, таких как Сандхинирмочана-сутра, Ланкаватарасутра, Махаяна-сутраламкара, и наиболее полно он разработан в Махаяна-самграха из Асанга. В главе IX самграхи Асанга представляет классическое определение апратиштхита-нирваны в контексте обсуждения устранения умственных препятствий (аварана):

Это разделение является апратиштхита-нирваной бодхисаттвы. Его характерной чертой (лакшана) является революция (паравритти) двойного основания (ашрая), при которой человек отбрасывает все загрязнения (клеша ), но не оставляет мира смерти и возрождения (сансара).

В своем комментарии к этому отрывку, Ашвабхава (6 век), утверждает, что мудрость, ведущая к этому состоянию, называется недискриминационным познанием (нирвикалпака-гьяна), и он также отмечает, что это состояние является союзом мудрости (праджня ) и сострадание (каруна):

Бодхисаттва пребывает в этой революции основания, как если бы в нематериальном царстве (арупьядхату). С одной стороны - в отношении своих личных интересов (свакартхам) - он полностью наделен высшей мудростью (адхипраджня) и, таким образом, не подвержен страданиям (клеша), в то время как с другой стороны - в отношении интересов других существа (парартхам) - он полностью наделен великим состраданием (махакаруна) и поэтому никогда не перестает пребывать в мире смерти и возрождения (сансара).

Согласно Спонбергу, в Йогачаре особая мудрость Будды, позволяющая участие как в нирване, так и в самсаре, называемое недискриминационным познанием (нирвикалпака-гьяна), имеет различные аспекты: негативный аспект, свободный от различения, который привязывает человека к сансаре, и позитивные и динамические аспекты, которые интуитивно познают Абсолют и дают доступ Будде к Абсолюту, не уступая эффективности в относительном ".

Пути к состоянию будды

Большинство сутр традиции Махаяны, утверждает Ян Наттье, представляют три альтернативные цели пути: Архатство, Пратьек состояние будды и состояние будды. Однако, согласно влиятельному тексту Махаяны, названному Сутра Лотоса, в то время как меньшее достижение индивидуальной нирваны преподается Буддой как искусное средство для помощи существам с меньшими способностями; в конечном счете, высшая и единственная цель - достижение состояния будды. Сутра Лотоса далее утверждает, что, хотя эти три пути, по-видимому, преподаются Буддами как отдельные колесницы (яна), на самом деле все они являются всего лишь умелыми способами (упая) обучения единственному пути (экаяна), который является путь бодхисаттвы к полному состоянию будды. Таким образом, эти три отдельные цели на самом деле совсем не различны, `` меньшие '' пути на самом деле представляют собой просто умные обучающие устройства, используемые Буддами, чтобы побудить людей практиковать, однако в конечном итоге они приведут к единственному пути Махаяны и полному

Комментарий Махаяны к Абхисамаяламкаре представляет путь бодхисаттвы как прогрессивную формулу Пяти Путей (панчамарга). Практикующий Пяти Путей продвигается через прогрессия из десяти стадий, именуемая бодхисаттвой бхуми (основания или уровни).

Всеведение

Практика конечной стадии Махаяны удаляет отпечатки заблуждений, препятствия для всеведения (sarvākārajñatā), которые препятствуют одновременному и непосредственное знание всех явлений. Только будды преодолели эти препятствия, и, следовательно, только будды обладают всеведением, которое относится к способности существа каким-то образом иметь «одновременное знание всего чего бы то ни было». С точки зрения Махаяны, архат, достигший нирваны Малой Колесницы, все еще будет иметь определенные тонкие омрачения, которые не позволяют архату реализовать полное всеведение. Когда эти последние омрачения будут удалены, практикующий достигнет апратиштхита-нирваны и достигнет полного всеведения.

Тела состояния будды

Гарбхадхату мандала Махавайрочана Тантра, представляющая множественные проявления Дхармакаи, Будды Вайрочана.

Некоторые традиции Махаяны рассматривают Будду в докетических терминах, рассматривая его видимые проявления как проекции из его нирваническое состояние. Согласно Этьену Ламотту, будды всегда и всегда пребывают в нирване, и их телесные проявления самих себя и их буддхическая карьера в конечном счете иллюзорны. Ламот пишет о буддах:

Они рождаются, достигают просветления, вращают Колесо Дхармы и входят в нирвану. Однако все это лишь иллюзия: появление Будды - это отсутствие возникновения, продолжительности и разрушения; их нирвана - это тот факт, что они всегда и всегда пребывают в нирване ».

Эта доктрина, разработанная Махасангхиками, где историческая личность, Гаутама Будда, была одним из этих тел трансформации (санскр..nirmāṇakāya), в то время как сущностный Будда приравнивается к трансцендентному Будде, называемому дхармакая. В Махаяне это в конечном итоге переросло в доктрину «Трех тел» Будды (Трикая ). Это учение по-разному интерпретируется в разных традициях Махаяны. Согласно Реджинальду Рэю, это «само тело реальности без определенной, ограниченной формы, в котором Будда отождествляется с духовно заряженной природой всего сущего».

Природа Будды

Альтернативная идея нирваны Махаяна содержится в сутрах Татхагатагарбхи. Само название означает гарбху (матку, матрицу, семя), содержащую Татхагату (Будду). Эти Сутры предполагают, утверждает Пол Уильямс, что «все живые существа содержат Татхагату» как свою «сущность, ядро ​​или сущностную внутреннюю природу». Доктрина татхагатагарбха (также называемая буддхадхату, природа будды), самое раннее, вероятно, появилось примерно во второй половине III века нашей эры, и ее можно проверить в китайских переводах 1 тысячелетия нашей эры. Большинство ученых считают, что учение татхагатагарбхи о «сущностной природе» каждого живого существа эквивалентно «Я» и противоречит доктринам «без себя» (или без души, без атмана, анатты) в подавляющем большинстве буддийских текстов. ведущие ученые утверждают, что Сутры Татхагатагарбхи были написаны для распространения буддизма среди небуддистов. Таким образом, традиция Махаяны часто обсуждает нирвану с ее концепцией татхагатагарбхи, врожденного присутствия состояния будды. Согласно Алексу Уэйману, природа Будды уходит своими корнями в идею изначально чистого светящегося ума (прабхасвара читта), «который лишь случайно покрывается загрязнениями (агантукаклеса )». к развитию концепции природы будды, идеи о том, что состояние будды уже является врожденным, но не признанным.

татхагатагарбха имеет многочисленные интерпретации в различные школы Махаяны и Ваджраяны буддизма. Индийские мадхьямаки философы обычно интерпретировали эту теорию как описание пустоты и как неявное отрицание (отрицание, которое не оставляет ничего неотрицательного). По словам Карла Бруннхольца, ранние индийские йогачары, такие как Асанга и Васубандху, называли этот термин «ничто иное, как таковость в двойном смысле. безличность ". Однако некоторые более поздние йогачарины, такие как Ратнакарасанти, считали это «эквивалентным естественно светящемуся уму, недвойственному самосознанию».

Споры о том, была ли татхагатагарбха просто способом обозначить пустоту или она относится к некоторому виду ума или сознания, также возобновленному в китайском буддизме, с некоторыми китайскими йогачаринами, такими как Фазанг и Ратнамати, поддерживающими идею о том, что это был вечный недвойственный разум, тогда как Мадхьямики, такие как Джизанг, отвергают эту точку зрения и рассматривают татхагатагарбху как пустоту и «срединный путь».

В некоторых тантрических буддийских текстах, таких как Сампута-тантра, нирвана описывается как очищенный, недвойственный «высший ум».

В тибетской буддийской философии споры продолжаются и по сей день. Есть такие, как школа гелуг, которые утверждают, что татхагатагарбха - это просто пустота (описываемая либо как дхармадхату, природа явлений, либо неимпликативное отрицание). Затем есть те, кто видит в этом недвойственный союз безусловной пустоты ума и обусловленной ясности (точка зрения Горампы школы Сакья ). Другие, такие как школа Джонанг и некоторые деятели Кагью, рассматривают татхагатагарбху как своего рода Абсолют, который «свободен от случайных омрачений, которые по своей сути отличны от него, но не свободны от своих». собственное внутреннее существование ».

Махапаринирвана-сутра

По мнению некоторых ученых, язык, используемый в сутрах жанра татхагатагарбха, можно рассматривать как попытку изложить ортодоксальные буддийские учения о зависимом происхождении используя позитивный язык. Кошо Ямамото переводит объяснение нирваны в Махаяна Махапаринирвана Сутра (ок. 100–220 гг. Н. Э.) Следующим образом:

«О хороший человек! Мы говорим о« Нирване ». Но это не« Великолепно ». «« Нирвана ». Почему это« Нирвана », а не« Великая Нирвана »? Это так, когда кто-то отсекает загрязнения, не видя Природу Будды. Вот почему мы говорим« Нирвана », но не« Великая Нирвана ». увидеть природу будды, то, что есть, есть не-Вечное и не-Я. Все, что есть, - лишь Блаженство и Чистота. Из-за этого у нас не может быть Махапаринирваны, хотя с загрязнениями покончено. Когда человек видит хорошо, природа будды и отсекает загрязнения, тогда у нас есть Махапаринирвана. Видя природу будды, мы получаем Вечное, Блаженство, Атман и Чистоту. Благодаря этому мы можем иметь Махапаринирвану, поскольку мы отсекаем загрязнения..

«О добрый человек!« Нир »означает« не »;« ва »означает« угасать ». Нирвана означает« неумирание ». Кроме того,« ва »означает« покрывать ». Нирвана также означает« не угасать ».покрытый ". «Не покрыто» - это Нирвана. «Ва» означает «идти и приходить». «Не идти и не приходить» - это Нирвана. «Ва» означает «брать». «Не принимать» - это Нирвана ».« Ва »означает« не фиксированный ». Когда нет нефиксированного, есть Нирвана.« Ва »означает« новое и старое ». То, что не является новым и старым, - это Нирвана.. «О добрый человек! Ученики Улуки [т.е. основатель философской школы Вайшешика и Капила [основатель философской школы санкхья ] говорят: «Ва означает характерный». «Отсутствие характеристик» - это Нирвана ».. « О добрый человек! Ва означает «есть». То, что не является «есть», - это нирвана. Ва означает гармония. Нирвана - это то, что не нужно гармонизировать. Ва означает страдание. То, что не имеет страдания, - это Нирвана.. «О добрый человек! То, что отсекает загрязнения, - это не Нирвана. То, что не вызывает омрачений, - это Нирвана. О добрый человек! Всебудда-Татхагата не вызывает омрачений. Это Нирвана.

— Махаяна Махапаринирвана Сутра, Глава 31, Перевод Кришны Ямамото

В Махапаринирване Сутре Будда говорит о четырех атрибутах, составляющих нирвану. Описывая это понимание Махаяны нирваны, Уильям Эдвард Сотхилл и Льюис Ходус заявляют:

«Сутра Нирваны провозглашает нирвану древними идеями постоянства, блаженства, личности, чистоты в трансцендентном царстве. Махаяна провозглашает эту Хинаяну. отрицая личность в трансцендентном царстве, отрицает существование Будды. В Махаяне последняя нирвана является одновременно мирской и трансцендентной, и также используется как термин для Абсолюта.

См. также
Примечания

Дальнейшие примечания о «разных путях»

Цитаты

Дальнейшие примечания к цитатам

Ссылки
Источники

Печатные источники

Web-sources

Further reading
  • Ajahn Brahm, "Mindfulness, Bliss, and Beyond: A Meditator's Handbook" (Wisdom Publications 2006) Part II.
  • Katukurunde Nanananda, "Nibbana - The Mind Stilled (Vol. I-VII)" (Dharma Grantha Mudrana Bharaya, 2012).
  • Kawamura, Bodhisattva Doctrine in Buddhism, Wilfrid Laurier University Press, 1981, pp. 11.
  • Lindtner, Christian (1997). "Problems of Pre-Canonical Buddhism". Buddhist Studies Review. 14(2).
  • Yogi Kanna, "Nirvana: Absolute Freedom" (Kamath Publishing; 2011) 198 pages.
  • Steven Collins. Nirvana: Concept, Imagery, Narrative (Cambridge University Press; 2010) 204 pages.
External links
Wikiquote has quotations related to: Nirvana (Buddhism)
Look up nirvana (buddhism) in Wiktionary, the free dictionary.
Последняя правка сделана 2021-05-31 10:30:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте