Сутра ( санскрит : सूत्र, романизированный : сутра, букв. «Струна, нить») в индийских литературных традициях относится к афоризмам или сборнику афоризмов в форме руководства или, в более широком смысле, сокращенного руководства или текста. Сутры - это жанр древних и средневековых индийских текстов, встречающийся в индуизме, буддизме и джайнизме.
В индуизме сутры - это особый тип литературного сочинения, сборник коротких афористических утверждений. Каждая сутра - это какое-то короткое правило, вроде теоремы, состоящей из нескольких слов или слогов, вокруг которых могут быть сплетены учения ритуала, философии, грамматики или любой другой области знания. Самые старые сутры индуизма находятся в слоях Вед Брахмана и Араньяка. Каждая школа индуистской философии, ведические руководства по обрядам перехода, различные области искусства, права и социальной этики разработали соответствующие сутры, которые помогают обучать и передавать идеи от одного поколения к другому.
В буддизме сутры, также известные как сутты, представляют собой канонические писания, многие из которых считаются записями устных учений Гаутамы Будды. Они не афористичны, но достаточно подробны, иногда с повторением. Это может отражать филологический корень слова сукта (хорошо сказано), а не сутра (нить).
В джайнизме сутры, также известные как суйи, представляют собой канонические проповеди Махавиры, содержащиеся в джайнских агамах, а также в некоторых более поздних (постканонических) нормативных текстах.
Санскритское слово сутра ( санскрит : सूत्र, пали : сутта, ардха- магадхи : суя) означает «нить, нить». Корень слова - сив, «то, что сшивает и скрепляет вещи». Это слово связано с сучи (санскрит: सूचि), что означает «игла, список», и суна (санскрит: सूना), что означает «сотканный».
В контексте литературы сутра означает обобщенный набор слогов и слов, любую форму или руководство «афоризма, правила, направления», свисающих вместе, как нити, с помощью которых могут быть учтены ритуалы, философия, грамматика или любая другая область знаний. тканые.
Сутра любое короткое правило, утверждает Мориц Уинтерниц, в индийской литературе; это «краткая теорема». Сборник сутр становится текстом, и это также называется сутрой (в западной литературе часто используется заглавная буква).
Сутра отличается от других компонентов, таких как шлок, Anuvyakhayas и Vyakhyas найдены в древней индийской литературе. Сутра представляет собой сгущенное правило, которое сжато говорится в сообщении, в то время как Шлок стих, который передает сообщение о завершении и структурирован определенным правила музыкального метра, Anuvyakhaya является объяснением рассматриваемого текста, в то время как Vyakhya этого замечания рецензент.
Веда | Сутры |
Ригведа | Ашвалаяна Сутра (§), Санкхайяна Сутра (§), Шаунака Сутра (¶) |
Самаведа | Латьяяна Сутра (§), Драхьяна Сутра (§), Нидана Сутра (§), Пушпа Сутра (§), Анустотра Сутра (§) |
Яджурведа | Манава Сутра (§), Бхарадваджа Сутра (¶), Вадхуна Сутра (), Вайкханаса Сутра (¶), Лаугакши Сутра (¶), Майтра Сутра (¶), Катха Сутра (¶), Вараха Сутра (¶) |
Атхарваведа | Кушика Сутра (§) |
¶: сохраняются только кавычки; §: текст сохраняется |
Сутры впервые появляются в ведической литературе, посвященной брахманам и араньякам. Их количество растет в Ведангах, таких как Шраута-сутры и Кальпа-сутры. Они были разработаны таким образом, чтобы их можно было легко передать от учителя к ученику, запомнить получатель для обсуждения, самостоятельного изучения или в качестве справки.
Сутра сама по себе является сокращенной записью, и нити слогов трудно расшифровать или понять без связанной с ней научной бхаши или расшифровывающего комментария, заполняющего « уток ».
Самые старые рукописи, дожившие до наших дней и содержащие обширные сутры, являются частью Вед, датируемых концом 2-го тысячелетия до нашей эры до середины 1-го тысячелетия до нашей эры. « Айтарейя араньяка», например, утверждает Винтерниц, в первую очередь представляет собой собрание сутр. Их использование и древние корни подтверждаются упоминанием сутр в более широком жанре древней неведической индуистской литературы, называемой Гата, Нарашанси, Итихаса и Акхьяна (песни, легенды, эпосы и рассказы).
В истории индийской литературы большие сборники сутр в различных областях знаний относятся к периоду с 600 г. до н.э. по 200 г. до н.э. (в основном после Будды и Махавиры), и этот период получил название «период сутр». Этот период следовал более древнему периоду Chhandas, Mantra период и период брахмана.
(Древний) индийский ученик изучал эти сутры грамматики, философии или теологии с помощью того же механического метода, который фиксирует в нашем (современную эпоху) умах алфавит и таблицу умножения.
- Макс Мюллер, История древней санскритской литературыНекоторые из самых ранних сохранившихся образцов сутр индуизма находятся в Анупаде сутрах и ниданы сутрах. Первый выводит из себя эпистемологические дебаты о том, следует ли считать Шрути или Смрити или ни то, ни другое более надежным источником знаний, а во втором - правила музыкальных измерений для песнопений и песен Самаведы.
Большая коллекция древних сутр в индуизме соответствует шести Ведангам, или шести частям Вед. Это шесть предметов, которые, как сказано в Ведах, необходимы для полного владения Ведами. Шесть предметов с их собственными сутрами были: произношение ( шикша ), метр ( чандас ), грамматика ( вьякарана ), объяснение слов ( нирукта ), учет времени с помощью астрономии ( джйотиша ) и церемониальные ритуалы (кальпа). Первые два, утверждает Макс Мюллер, в ведическую эпоху считались необходимыми для чтения Веды, две вторые - для ее понимания, а последние две - для использования ведических знаний на ягьях (огненных ритуалах). Соответствующие им сутры встроены в Слои Вед Брахмана и Араньяка. Тайтирия Араньяка, например, в Книге 7, включает сутры для точного произношения после кратких фраз «О буквах», «О акцентах», «О количестве», «О доставке» и «О благозвучии». Законы".
Четвертый и часто последний слой философских, спекулятивных текстов Вед, Упанишады, также включают сутры, такие как те, что находятся в Тайттирия Упанишадах.
Сборник древних ведических сутр, который сохранился полностью или частично, включает Кальпа-сутры, Смарта-сутры, Шраута-сутры, Дхарма-сутры, Грихья-сутры и Сульба-сутры. Другие области, которыми известны древние сутры, включают этимологию, фонетику и грамматику.
Пример сутр из Веданта-сутры
अथातो ब्रह्मजिज्ञासा ॥१.१.१॥ जन्माद्यस्य यतः॥ १.१.२॥ शास्त्रयोनित्वात्॥ १.१.३॥ तत्तुसमन्वयात्॥ १.१.४॥ ईक्षतेर्नाशब्दम्॥ १.१.५॥
- Брахма Сутра 1.1.1–1.1.5
Некоторые примеры текстов сутр в различных школах индуистской философии включают:
Сутра без комментариев: Душа есть, поскольку нет никаких доказательств того, что это не так. (Сутра 1, книга 6) Это отличается от тела из-за неоднородности. (Сутра 2, книга 6) Также потому, что это выражено посредством шестого падежа. (Сутра 3, книга 6). С комментарием Виджнанабхиксу заполнена бхашья : Душа есть, поскольку нет никаких доказательств того, что это не так, поскольку мы осознаем «я думаю», потому что нет никаких доказательств, чтобы победить это. Поэтому все, что нужно сделать, - это отличить его от вещей в целом. (Сутра 1, книга 6) Эта душа отличается от тела из-за неоднородности или полного различия между ними. (Сутра 2, книга 6) Также потому, что душа выражается посредством шестого падежа, поскольку ученые выражают это притяжательным падежом в таких примерах, как «это мое тело», «это мое понимание»; ибо притяжательный падеж не мог бы быть объяснен, если бы между телом и т. п. и Душой, которой оно, таким образом, приписывается как владение, было бы абсолютное неотличие. (Сутра 3, книга 6)
- Капила в Санкхья-сутре, перевод Джеймса Роберта Баллантайна
Реальность - это истина ( прама, основа правильного знания), и то, что истинно, так и есть, независимо от того, знаем ли мы об этом или осознаем эту истину.
- Акшапада Гаутама в Ньяя Сутре, перевод Джинин Д. Фаулер
В буддизме сутта или сутра являются частью канонической литературы. Эти ранние буддийские сутры, в отличие от индуистских текстов, не афористичны. Напротив, они чаще всего довольно длинные. Буддийский термин сутта или сутра, вероятно, имеет корни в санскритском сукте ( су + укта), «хорошо сказано», исходя из убеждения, что «все, что было сказано Буддой, было хорошо сказано». Они разделяют характер проповедей "хорошо высказанной" мудрости с сутрами джайнов.
По- китайски они известны как 經 ( pinyin : jīng). Эти учения собраны в части Трипишаки, которая называется Сутта Питака. Есть много важных и влиятельных Махаяны тексты, такие как платформы Сутры и Лотосовой Сутры, которые называются сутры, несмотря на приписано более поздних авторов.
В буддизме Тхеравады сутты составляют вторую «корзину» (питаку) палийского канона. Ревата Дхамма и Бхиккху Бодхи описывают сутта-питаку как
Сутта-питака, второй сборник, объединяет беседы Будды, которые он произносил по разным поводам во время его активного сорокапятилетнего служения.
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Философия |
Этика Этика джайнизма
|
Джайнские молитвы |
Основные цифры |
Основные секты Школы и отделения |
Джайнская литература |
Фестивали |
Паломничества Тирт |
Другой |
Религиозный портал |
|
В джайнской традиции сутры - важный жанр «фиксированного текста», который раньше нужно было заучивать.
Кальпа Сутра представляет собой, например, текст, который включает джайнский монашеские правила, а также биографии джайнских тиртханкаров. Во многих сутрах обсуждаются все аспекты аскетической и мирской жизни в джайнизме. Например, в различных древних сутрах, особенно в начале 1-го тысячелетия нашей эры, бхакти преданного служения является важной практикой джайнизма.
Сохранившиеся писания джайнской традиции, такие как Акаранга Сутра ( Агамы ), существуют в формате сутры, как и Таттвартха Сутра, санскритский текст, принятый всеми четырьмя сектами джайнизма как наиболее авторитетный философский текст, который полностью обобщает основы джайнизма.