Варна (индуизм)

редактировать

Варна (санскрит : वर्ण, романизированный : varṇa), санскритское слово с несколькими значениями, включая тип, порядок, цвет или класс, использовалось для обозначения социальных классов в индуистских текстах, таких как Манусмрити. В этих и других индуистских текстах общество в принципе разделено на четыре варны:

  • брамины : священники, ученые и учителя.
  • Кшатрии : правители, воины и администраторы.
  • Вайшьи : земледельцы и торговцы.
  • шудры : рабочие и поставщики услуг.

Сообщества, принадлежащие к одной из четырех варн или классов, называются саварна или "кастой индуисты ". Далиты и племена, не принадлежащие ни к одной варне, назывались аварна .

. Это четверное деление представляет собой форму социальной классификации, совершенно отличную от региональной джати которые позже были сопоставлены британцами с европейским термином «каста».

Система варн обсуждается в индуистских текстах и ​​понимается как идеализированные человеческие призвания. Эта концепция обычно восходит к стиху Пуруша Сукта Ригведы.

Комментарий к системе Варны в Манусмрити часто цитируется. Вопреки этим текстовым классификациям, многие индуистские тексты и доктрины подвергают сомнению и не соглашаются с системой социальной классификации Варны.

Содержание
  • 1 Этимология и происхождение
  • 2 Веды
  • 3 Дхармасастры
  • 4 Эпосы
  • 5 Варна в буддийских текстах
  • 6 Варна в джайнских текстах
  • 7 Варна в сикхских текстах
  • 8 Варна и джати
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Дополнительная литература
Этимология и происхождение

Санскритский термин варна происходит от корня vṛ, что означает «покрывать, обволакивать, считать, классифицировать, рассматривать, описывать или выбирать» (сравните vṛtra ).

Это слово встречается в Ригведе, где оно означает «цвет, внешний вид, внешний вид, форма, фигура или форма». Слово означает «цвет, оттенок, краситель или пигмент »в Махабхарате. Варна в контексте некоторых ведических и средневековых текстов означает« цвет, раса, племя, вид, род, вид, природа, характер, качество, свойство »объекта или людей. до четырех социальных сетей ослов в Манусмрити.

Веды

Самое раннее приложение к формальному разделению на четыре социальных класса (без использования термина варна) появляется в позднем Ригведическом Пуруша Сукте (RV 10.90.11–12), в котором есть классы Брахман, Раджанья (вместо Кшатрия), Вайшья и Шудра, образующие рот, руки, бедра и стопы при жертвоприношении изначального Пуруши соответственно:

11. Когда они разделили Пурушу, сколько порций они сделали?. Как они называют его рот, его руки? Как они называют его бедра и ступни?. 12. Брахман был его ртом, из обеих его рук был сотворен раджанья.. Его бедра стали вайшьями, из его ног - шудрой.

Некоторые современные индологи полагают, что Пуруша Суктам является более поздним дополнением, возможно, поскольку уставный миф. Однако другие считают, что это настоящий гимн. Стефани Джеймисон и Джоэл Бреретон, профессор санскрита и религиоведения, заявляют, что «в Ригведе нет доказательств наличия сложной, многораздельной и всеобъемлющей кастовой системы», и «система варн, похоже, зародилась в Ригведе и Ригведе. как тогда, так и позже, социальный идеал, а не социальная реальность ".

Традиционные комментаторы Вед, такие как Саяначарья, не намекают на то, что Пуруша Суктам является вымыслом

Рам Шаран Шарма утверждает, что «Ригведическое общество не было организовано ни на основе социального разделения труда, ни на основе различий в богатстве... [оно] было в первую очередь организовано на основе родства, племя и родословие. "

В постведический период разделение на варны описано в литературе Дхармашастры, Махабхарате и Пуранах.

Дхармашастрах

Система Варны широко обсуждается в Дхарма-шастрах. Система варн в Дхарма-шастрах делит общество на четыре варны (браминов, кшатриев, вайшьев и шудр). Те, кто выпадают из этой системы из-за своих тяжких грехов, подвергаются остракизму как отверженные (неприкасаемые) и считаются вне системы варн. Варвары и те, кто нечестивы или неэтичны, также считаются отверженными.

Недавние исследования показывают, что обсуждение варны, а также неприкасаемых отверженных в этих текстах не похоже на кастовую систему современной эпохи в Индии. Патрик Оливель, профессор санскрита и индийских религий, которому приписывают современные переводы ведической литературы, Дхарма-сутр и Дхарма-шастр, утверждает, что древние и средневековые индийские тексты не подтверждают ритуальное загрязнение, чистоту-нечистоту. как основа системы варн. Согласно Оливель, чистота-нечистота обсуждается в текстах Дхарма-шастр, но только в контексте морального, ритуального и биологического загрязнения человека (употребление определенных видов пищи, таких как мясо, мочеиспускание и дефекация). В своем обзоре Дхарма-шастр Оливель пишет: «Мы не видим случая, чтобы термин« чистый / нечистый »использовался по отношению к группе людей, варне или касте». Единственное упоминание нечистоты в текстах шастр 1-го тысячелетия касается людей, которые совершают тяжкие грехи и тем самым выпадают из своей варны. Их, как пишет Оливель, называют «падшими людьми» и нечистыми, заявляя, что они подвергаются остракизму. Оливель добавляет, что подавляющее внимание в вопросах, касающихся чистоты / нечистоты в текстах Дхарма-шастр, касается «людей, независимо от их принадлежности к варнам», и все четыре варны могут достичь чистоты или нечистоты по содержанию своего характера, этических намерений, действий, невиновности или невежество, предписания и ритуальное поведение.

Оливель утверждает:

Дюмон прав в своей оценке, что идеология варны не основана на чистоте. Если бы это было так, нам следовало бы ожидать найти хоть какой-то комментарий об относительной чистоте и нечистоте различных вамасов. Что еще более важно, так это то, что идеология чистоты и нечистоты, проистекающая из литературы Дхармы, касается отдельного человека, а не групп, очищения, а не чистоты, и мало поддерживает теорию, которая делает относительную чистоту основой социальное расслоение.

Первые три варны описаны в Дхармашастрах как «дважды рожденные», и им разрешено изучать Веды. Такого ограничения на то, кто может изучать Веды, не встречается в литературе ведической эпохи.

Манусмрити относит разведение крупного рогатого скота к занятию вайшья, но исторические свидетельства показывают, что брамины, кшатрии и шудры также владели и разводили скот, и что скот составлял основу их семей. Рамнараян Рават, профессор истории, специализирующийся на социальной изоляции на Индийском субконтиненте, утверждает, что британские записи 19 века показывают, что чамары, внесенные в список неприкасаемых, также владели землей и скотом и были активными земледельцами. Императоры Косалы и принц Каши - другие примеры.

Тим Инголд, антрополог, пишет, что Манусмрити является весьма схематичным комментарием к системе варн, но он также дает " модели, а не описания ». Сьюзан Бейли утверждает, что Манусмрити и другие писания помогли поднять браминов в социальной иерархии, и они были фактором в создании системы варны, но древние тексты в некотором роде этого не сделали» создать феномен касты »в Индии.

Эпосы

Махабхарата, которая, по оценкам, была завершена примерно к 4 веку нашей эры, обсуждает систему Варны в разделе 12.181.

The Epic предлагает две модели по Варне. Первая модель описывает Варну как систему с цветовой кодировкой, через мудреца по имени Бхригу : «Брахманы Варна были белыми, Кштрии были красными, Вайшьи были желтыми, а Шудры - черными». Это описание подвергает сомнению другой выдающийся мудрец Бхарадваджа, который говорит, что цвета видны среди всех варн, что желание, гнев, страх, жадность, горе, беспокойство, голод и труд преобладают над всеми людьми, что желчь и кровь течет из всех человеческих тел, так что же отличает Варн, спрашивает он? Затем «Махабхарата» заявляет, согласно Альфу Хилтебайтелю, профессору религии: «Варны не различаются. Вся эта вселенная - Брахман. Она была прежде создана Брахмой, но теперь классифицируется в результате действий».

После этого Махабхарата декламирует модель поведения для Варны, согласно которой те, кто был склонен к гневу, удовольствиям и смелости, достигли кшатрия Варны; те, кто был склонен разводить скот и жить за счет плуга, достигли вайшьев; Те, кто любили насилие, жадность и нечистоту, достигли шудр. Класс браминов смоделирован в эпосе как исходное состояние архетипа человека, посвященного истине, аскезе и чистому поведению. Более того, далее утверждается, что все люди - дети браминов, что не имеет смысла, если не понимать таким образом. В «Махабхарате» и индуистских текстах до средневековья, согласно Хилтебайтелю, «важно признать теоретически, что Варна негенеалогична. Четыре варны - не линии передачи, а категории».

Бхагавад Гита описывает профессии, обязанности и качества членов различных варн.

Нет сущности на земле или опять же на небесах среди дэвов, которая лишена этих трех гун, рожденных от Пракрити.
Брахманов, кшатриев и вайшьев, а также шудр, о печальщик В отношении врагов обязанности распределяются в соответствии с гунами, порожденными их собственной природой.
Контроль ума и чувств, аскетизм, чистота, терпение, а также честность, знание, осознание, вера в загробную жизнь - это обязанности брахманов, рожденные (их собственной) природой.
Доблесть, смелость, сила духа, ловкость, а также отсутствие бегства от битвы, щедрость и суверенитет - это обязанности кшатриев, рожденных от (их собственная) природа.
Сельское хозяйство, скотоводство и торговля - это обязанности вайшьев, рожденные (их собственной) природой; и действие, состоящее в служении, является обязанностью шудр, рожденных (их собственной) природой.
Варна в буддийских текстах

Древние буддийские тексты упоминают систему Варны в Южной Азии, но детали предполагают, что это было негибкий, гибкий и с характеристиками, лишенными черт социальной стратификационной системы.

Дигха Никая представляет собой дискуссию между Готамой Буддой и индуистским брамином по имени Сонаданда, который был очень образован в Ведах. Готама Будда спрашивает: «По скольким качествам брамины узнают другого брамина? Как можно правдиво и не впадая в ложь заявить:« Я - брамин? »Сонаданда изначально перечисляет пять качеств, например,« он имеет чистое происхождение от обоих матери. и со стороны отца, он хорошо разбирается в мантрах, он красивого цвета, красив и приятен, он добродетельный, ученый и мудрый, и он первый или второй, кто держит жертвенный ковш ». Затем Будда спрашивает брамина:« Если мы опускаем одно из этих качеств, которые вы только что перечислили, не мог ли кто-то по-прежнему оставаться истинным брамином? »Сонаданда, один за другим, устраняет светлый цвет и внешний вид, затем устраняет Варну, в которой человек родился, а затем устраняет способность читать мантру и совершать жертвоприношения как требование быть брамином. Сонаданда утверждает, что для того, чтобы правдиво и не впадать в ложную точку зрения, необходимо идентифицировать брамина только два качества; эти два качества - «быть добродетельным и быть образованным и мудрым». Сонаданда добавляет, что это не так. возможно еще больше снизить требования для того, чтобы быть брамином, потому что «ибо мудрость очищается моралью, а нравственность очищается мудростью; где один, то другой, нравственный человек обладает мудростью, а мудрец обладает моралью, и сочетание морали и мудрости называется высшей вещью в мире ». Брайан Блэк и Дин Паттон заявляют, что после этого Сонаданда признает:« Мы [Брамины] знают только Готаму; было бы хорошо, если бы преподобный Готама объяснил значение этих двух [морали, мудрости] ».

Питер Мейсфилд, ученый-буддист и переводчик древних палийских текстов, утверждает, что во время текстов Никаи В период буддизма (3 век до н.э. - 5 век нашей эры) Варна как классовая система засвидетельствована, но описанная Варна не была кастовой системой. В палийских текстах перечисляются четыре варна-брамина: «Кшатрий», Весса (Вайшья) и Судда. (Шудра). Мейсфилд отмечает, что люди в любой Варне могли в принципе заниматься любой профессией. Ранние буддийские тексты, например, идентифицируют некоторых браминов как фермеров и других профессий. В тексте говорится, что любой человек любого происхождения мог выполнять эту работу. священническая функция и то, что брамин брал пищу у кого угодно, предполагая, что ограничения соизмеримости еще были неизвестны. Тексты Никаи также подразумевают, что эндогамия не была обязательной в древней Индии. Мэйсфилд заключает, «была ли известна какая-либо форма кастовой системы в те времена. Период Никая - и это d примечательно, что это было - это, по всей вероятности, ограничивалось определенными неарийскими группами ".

Варна в джайнских текстах

Ādi purāṇa, текст джайнизма VIII века Джинасены, является Самое раннее упоминание Варны и Джати в литературе джайнизма. Джинасена не прослеживает происхождение системы Варны до Ригведы или Пуруши Сукты, вместо этого прослеживает варну до легенды Бхараты. Согласно этой легенде, Бхарата проводил «ахимса -тест» (тест на ненасилие), и те члены его общины, которые отказывались причинять вред или причинять вред любому живому существу, в древности назывались жреческими варнами. Индия, и Бхарата называл их двиджей, дважды рожденными. Джинасена утверждает, что те, кто привержены ахимсе, являются дева-брахманами, божественными браминами.

В тексте «Ади пурана» также обсуждаются отношения между варной и джати. Согласно Падманабху Джайни, профессору индийских исследований, джайнизма и буддизма, в тексте Ади-пураны говорится, что «существует только одна джати, называемая манусьяджати, или каста людей, но из-за различных профессий возникают разногласия». Варна кшатрия возникла, когда Ришаб приобрел оружие для служения обществу и принял на себя власть царя, в то время как Вайшья и Шудра-варна возникли из различных средств существования, на которых они специализировались.

Варна. в сикхских текстах

Сикхизм - это религия конца 15 века, зародившаяся в регионе Пенджаб на Индийском субконтиненте. В сикхских текстах Варна упоминается как Варан, а Джати как Зат или Зат-бирадари. Элеонора Несбитт, профессор религии, специализирующаяся на христианских, индуистских и сикхских исследованиях, утверждает, что варан описывается как классовая система в сикхской литературе 18-20 веков, в то время как Зат отражает эндогамные профессиональные группы (касты).

Сикхские тексты, написанные сикхскими гуру и не-сикхскими бхагатами, такие как Намдев, Равидас и Кабир, утверждает Несбитт, несоответствие варан или зат рождения для его духовной судьбы. Они учили, что «все человечество имеет одно прибежище» и что божественное учение предназначено для всех. Сикхизм учит общество без варана. На практике, утверждает Харджот Оберой, вторичные сикхские тексты, такие как Khalsa Dharam Sastar в 1914 году, утверждали, что вход определенных сикхских каст в основные сикхские святыни должен быть запрещен. Аналогичным образом, на практике и в ее текстах, гуру сикхизма не осуждали и не порывали с соглашением о браке (и браке со своими детьми) в рамках джати, и все сикхские гуру были кхатри, имели жен кхатри и практиковали браки по договоренности в рамках своего затта.. Согласно Дхавану, Рахит-нама и другие предписывающие сикхские тексты с середины 18-го века и далее учитывают и подтверждают «родовые и брачные традиции различных каст в сикхской общине».

Сикхи Равидасси и Рамгархиа следуют их собственные текстовые и праздничные традиции, собираются в их собственных местах поклонения. Это религиозные общины, основанные на варанах (кастовые), которые возникли из сикхизма, утверждает Несбитт. Группа Равидассия, например, подчеркивает учение Бхагата Равидаса - поэта-святого, рожденного в семье, чье традиционное неприкасаемое занятие было связано с мертвыми животными и кожей. Они считают учения живых гуру и тексты Равидасс Дера священными и столь же духовно важными, как исторические сикхские гуру. Это отвергают хальса-сикхи. Разногласия привели к тому, что сикхи Равидассии начали движение религии Равидассии, которое, среди прочего, стремится заменить Гуру Грант Сахиб в своих Гурдварах текстами Равидаса.

Варна и джати

Термины варна (теоретическая классификация по роду занятий) и джати (каста) представляют собой два разных понятия. Джати (сообщество) относится к тысячам эндогамных групп, распространенных на субконтиненте. Джати можно разделить на экзогамные группы на основе одних и тех же готр. Классические авторы почти не говорят ни о чем, кроме варн; даже индологи иногда путают их.

См. также
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Варна (индуизм)
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
  • Амбедкар, Б.Р. (1946) Кто такие Шудры?
  • Ален Дэнилоу (1976). Les Quatre Sens de la Vie, Париж
  • Шри Ауробиндо (1970), Человеческий цикл, Идеал человеческого единства, войны и самоопределения, (Фонд Ашрама Шри Ауробиндо), ISBN 81-7058-281-4 (твердая обложка), ISBN 81-7058-014-5 (мягкая обложка)
  • Кейн, Пандуранг Ваман : История Дхармасастры: (древнее и средневековое, религиозное и гражданское право) - Пуна: Институт восточных исследований Бхандаркара, 1962–1975 гг.
  • Г. С. Гурье (1969). Каста и раса в Индии, Popular Prakashan, Mumbai 1969 (Оригинал печати: 1932)
  • Прабхат Райнджан Саркар (1967) Human Society-2, Ananda Marga Publications, Anandanagar, P.O. Баглата, р-н. Пурулия, Западная Бенгалия, Индия.
  • Ганшьям Шах, Каста и демократическая политика в Индии, 2004 г.
  • Велцер, Альбрехт. 1994. «Кредо, Quia Occidentale: Заметка о санскритской варне и ее неправильном толковании в литературе по мамамсе и вьякарана». В: Исследования в Мамамсе: Том с поздравлениями доктора Мандана Мишры под редакцией Р.К. Двиведи. Дели: Motilal Banarasidass.
  • Lal, Vinay (2005), Introduction Hinduism, New York: Totem Books, pp. 132–33, ISBN 978-1- 84046-626-3
Последняя правка сделана 2021-06-18 09:57:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте