Трехфункциональная гипотеза

редактировать
Эта часть шведского гобелена 12-го века была интерпретирована так, чтобы показать слева направо одноглазого Одина, владеющего молотом Тора и Фрейр держит пшеницу. Терье Лейрен считает, что эта группировка близко соответствует трехфункциональному разделению.

трехфункциональная гипотеза доисторического протоиндоевропейского общества постулирует трехстороннюю идеологию («idéologie tripartite»), отраженную в существование трех классов или каст - священников, воинов и простолюдинов (земледельцев или торговцев) - соответствующих трем функциям сакрального, военный и экономический соответственно. Трехфункциональный тезис в первую очередь связан с французским мифографом Жоржем Дюмезилом, который предложил его в 1929 году в книге Фламен-Брахман, а затем в Митра-Варуна.

Содержание

  • 1 Трехстороннее разделение
  • 2 Прием
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники

Трехстороннее разделение

Согласно Жоржу Дюмезилу (1898–1986), протоиндоевропейское общество имело три основные группы, соответствующие трем различным функциям:

  • суверенитет, который упал на две отдельные и дополняющие друг друга части:
  • одна формальная, юридическая и священническая, но мирская;
  • другая мощная, непредсказуемая и священническая, но укорененная в сверхъестественном мире.

В протоиндоевропейской мифологии каждая социальная группа имела своего собственного бога или семью богов, которые представляли ее. и функция бога или богов соответствовала функции группы. В истории индоевропейских обществ встречается много таких разделов:

  • Раннегерманское общество: предполагаемое разделение между королем, знатью и обычные свободные люди в раннем германском обществе.
  • скандинавская мифология: Один (суверенитет), Тир (закон и справедливость), ванир (плодородие). Один интерпретировался как бог смерти и был связан с кремациями, а также был связан с экстатическими практиками.
  • Индия: три индуистские касты, брамины или попы; Кшатрии, воины и военные; и вайшья, земледельцы, скотоводы и торговцы. Шудра, четвертая индийская каста, крестьянин или крепостной. Исследователи полагают, что говорящие на индоевропейском языке вошли в Индию в позднем бронзовом веке, смешавшись с местным цивилизацией долины Инда и, возможно, создали кастовую систему, принадлежавшую преимущественно к высшим кастам.

Reception

Сторонниками гипотезы являются такие ученые, как Эмиль Бенвенист, Бернар Сержан и Ярослав Лебединский, последний из которых заключает что «основная идея кажется доказанной убедительно».

Гипотеза была принята за пределами области индоевропейских исследований некоторыми мифографами, антропологами и историками, такими как Мирча Элиаде, Клод Леви-Стросс, Маршалл Салинс, Родни Нидхэм, Жан-Пьер Вернан и Жорж Дуби.

С другой стороны, Аллен заключает, что трехстороннее разделение может быть артефактом и эффектом отбора, а не организационным принципом, который использовался в самих обществах. Бенджамин В. Фортсон сообщает, что Дюмезиль размыл границы между тремя функциями, и примеры, которые он приводил, часто имели противоречивые характеристики, из-за чего его недоброжелатели отвергали его категории как несуществующие. Джон Бро предполагает, что социальные разделения распространены и за пределами индоевропейских обществ, и поэтому эта гипотеза имеет лишь ограниченную полезность в освещении доисторического индоевропейского общества. Криштиану Гроттанелли утверждает, что хотя дюмезильский трифункциональность можно увидеть в современном и средневековом контекстах, его проекция на более ранние культуры ошибочна. Белиер категорически критичен.

Гипотеза критиковалась историками Карло Гинзбургом, Арнальдо Момильяно и Брюсом Линкольном как основанная на гипотезе Дюмезиля. симпатии к политическим правым. Гай Строумса считает эту критику необоснованной.

См. Также

Примечания

Ссылки

Источники

Последняя правка сделана 2021-06-11 11:27:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте