трехфункциональная гипотеза доисторического протоиндоевропейского общества постулирует трехстороннюю идеологию («idéologie tripartite»), отраженную в существование трех классов или каст - священников, воинов и простолюдинов (земледельцев или торговцев) - соответствующих трем функциям сакрального, военный и экономический соответственно. Трехфункциональный тезис в первую очередь связан с французским мифографом Жоржем Дюмезилом, который предложил его в 1929 году в книге Фламен-Брахман, а затем в Митра-Варуна.
Согласно Жоржу Дюмезилу (1898–1986), протоиндоевропейское общество имело три основные группы, соответствующие трем различным функциям:
В протоиндоевропейской мифологии каждая социальная группа имела своего собственного бога или семью богов, которые представляли ее. и функция бога или богов соответствовала функции группы. В истории индоевропейских обществ встречается много таких разделов:
Сторонниками гипотезы являются такие ученые, как Эмиль Бенвенист, Бернар Сержан и Ярослав Лебединский, последний из которых заключает что «основная идея кажется доказанной убедительно».
Гипотеза была принята за пределами области индоевропейских исследований некоторыми мифографами, антропологами и историками, такими как Мирча Элиаде, Клод Леви-Стросс, Маршалл Салинс, Родни Нидхэм, Жан-Пьер Вернан и Жорж Дуби.
С другой стороны, Аллен заключает, что трехстороннее разделение может быть артефактом и эффектом отбора, а не организационным принципом, который использовался в самих обществах. Бенджамин В. Фортсон сообщает, что Дюмезиль размыл границы между тремя функциями, и примеры, которые он приводил, часто имели противоречивые характеристики, из-за чего его недоброжелатели отвергали его категории как несуществующие. Джон Бро предполагает, что социальные разделения распространены и за пределами индоевропейских обществ, и поэтому эта гипотеза имеет лишь ограниченную полезность в освещении доисторического индоевропейского общества. Криштиану Гроттанелли утверждает, что хотя дюмезильский трифункциональность можно увидеть в современном и средневековом контекстах, его проекция на более ранние культуры ошибочна. Белиер категорически критичен.
Гипотеза критиковалась историками Карло Гинзбургом, Арнальдо Момильяно и Брюсом Линкольном как основанная на гипотезе Дюмезиля. симпатии к политическим правым. Гай Строумса считает эту критику необоснованной.