Дхьяна в индуизме

редактировать
A Брамин медитирует (1851) Статуя медитирующего человека (Джамму и Кашмир, Индия )

Дхьяна в индуизме означает созерцание и. Дхьяна используется в упражнениях йоги и является средством самадхи и самопознание.

Различные концепции дхьяны и ее практики возникли в шраманическом движении древней Индии, которое началось до 6 века до н.э. (до Будды, до Махавиры), и эта практика оказала влияние на различные традиции индуизма. В индуизме это часть самоуправляемого осознания и объединяющего процесса йоги, посредством которого йог осознает Я (Атман, душа), отношения человека с другими живыми существами и Высшая Реальность. Дхьяна также встречается в других индийских религиях, таких как буддизм и джайнизм. Они развивались вместе с дхьяной в Индуизм, частично независимо, частично влияя на каждого э.

Термин Дхьяна появляется в Араньяке и Брахмане слоях Вед, но с неясным значением, тогда как в ранних Упанишадах он появляется в смысле «созерцания., медитация »и важная часть процесса самопознания. Он описан в многочисленных Упанишадах индуизма и в Йогасутрах Патанджали - ключевом тексте школы йоги индуистской философии.

Содержание
  • 1 Этимология и значение
  • 2 Происхождение
  • 3 Обсуждение в индуистских текстах
    • 3.1 Веды и упанишады
    • 3.2 Брахма-сутры
    • 3.3 Дхарма-сутры
    • 3.4 Бхагавад-гита
    • 3.5 Йога-сутры Патанджали
      • 3.5.1 Дхарана
      • 3.5.2 Дхьяна
      • 3.5.3 Самадхи
      • 3.5.4 Самьяма
      • 3.5.5 Самапаттих
  • 4 Сравнение дхьяны в индуизме, буддизме и джайнизме
  • 5 Связанное понятие: Упасана
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
    • 9.1 Опубликованные источники
    • 9.2 Веб-источники
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Этимология и значение

Дхьяна (Санскрит : ध्यान, Пали : झान) означает «созерцание, размышление» и «глубокая абстрактная медитация».

Корень слова - Дхи, которое в самый ранний слой текста Вед относится к «образному видению» и связан с богиней Сарасвати с силой знания, мудрости и поэтического красноречия. Этот термин превратился в вариант дхья- и дхьяна, или «медитация».

Томас Берри утверждает, что дхьяна - это «постоянное внимание» и «приложение ума к выбранной точке концентрации». Дхьяна созерцает, размышляет над тем, на чем сосредоточена Дхарана. Если на шестой ступени йоги человек концентрируется на личном божестве, Дхьяна - это его созерцание. Если сосредоточение было на одном объекте, дхьяна - это непредвзятое, не самонадеянное наблюдение за этим объектом. Если фокус был на концепции / идее, Дхьяна рассматривает эту концепцию / идею во всех ее аспектах, формах и последствиях. Дхьяна - это непрерывный ход мысли, поток познания, поток осознания.

Родственный термин - нидидхьясана, размышление над утверждениями Упанишад. Он состоит из трех терминов, а именно дхьяи, упасана («пребывание в нем») и бхавана (" культивирование").

Происхождение

Термин дхьяна используется в джайнизме, буддизме и индуизме с несколько разными значениями.

Ведические учения утверждают, что, поскольку вселенское божественное Я пребывает в сердце, способ познать и распознать божественность - это обратить внимание внутрь себя в процессе созерцательной медитации.

- Уильям Махони, Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение

Истоки практика дхьяны, которая завершается самадхи, является предметом споров. Согласно Бронкхорсту, основная концепция прослеживается в джайнских, буддийских и ранних индуистских писаниях. Дхьяна, утверждает Сагармал Джайн, была важна для религиозных практик джайнов, но происхождение дхьяны и йоги в доканоническую эпоху (до 6 века до н. Э.) Неясно, и, вероятно, она возникла в шраманическом культура древней Индии. Известно, что несколько движений шрамана существовало в Индии до VI века до н.э. (до Будды, до Махавиры), и они повлияли на традиции и настика индийской философии. 24>

В самых ранних джайнских текстах по Дхьяне, таких как Сутракранга, Антакрита-Дасанга и Ришибхашита, упоминается Уддака Рамапутта, который, как говорят, был учителем некоторых методов медитации Будде, а также их создателем. техник медитации Випассана и Прекша. Джайнская традиция считает, что Ришабханатха, первый тиртханкара, основал медитацию, но нет никаких исторических подтверждений. Самые ранние упоминания Дхьяны в канонических джайнских текстах просто упоминают Дхьяну как средство освобождения, но в них не делается акцента на аскетические практики, и обсуждение не столь систематично, как в более поздних джайнских текстах или индуистских текстах, таких как Йогасутры Патанджали. Нет никаких археологических или литературных свидетельств, утверждает Сагармал Джайн, о происхождении систем дхьяны и йоги, и есть большое сходство между джайнскими, буддийскими, адживиками, санкхья, йогой и другими древними индийскими традициями. Самые ранние тексты, такие как Таттвартхасутра, предполагают, что эти идеи развивались параллельно, иногда с разными терминами для сходных идей в различных индийских традициях, влияя друг на друга.

Буддизм представил свои собственные идеи, утверждает Бронкхорст, такие как четыре дхьяны, которые долгое время не влияли на основные традиции медитации в джайнских и индуистских традициях. Все традиции, джайнизм, буддизм и индуизм, внесли уникальные аспекты и контекст в Дхьяну и взаимно влияли друг на друга. Согласно Бронкхорсту, хотя джайнские и индуистские традиции медитации предшествовали буддизму, буддийская терминология, такая как самадхи, могла повлиять на формулировку одного из нескольких типов дхьяны, содержащихся в Махабхарате, а также в некоторых частях Патанджали. Йогасутры.

Александр Винн интерпретирует Бронкхорст как утверждение, что дхьяна была джайнской традицией, из которой и индуизм, и буддизм заимствовали идеи о медитации. Винн добавляет, что мнение Бронкхорста «недооценивает роль медитации» в ранней брахманической традиции. Дхьяна была включена в буддизм из брахманических практик, предполагает Винн, в Никаях, приписываемых Аларе Каламе и Уддаке Рамапутте. В ранней брахамской йоге целью медитации считалось недвойственное состояние, идентичное непроявленному состоянию Брахмана, где двойственность субъект-объект была растворена. Ранние буддийские практики адаптировали эти старые методы йоги, соединив их с внимательностью и достижением постижения. Калупахана утверждает, что Будда «вернулся к медитативным практикам», которым он научился у Алары Каламы и Уддаки Рамапутты.

В индуизме, как утверждают Джонс и Райан, этот термин впервые появляется в Упанишадах. «Техники концентрации или медитации являются ведической традицией, - утверждает Фриц Стаал, - потому что эти идеи встречаются в ранних Упанишадах как дхьяна или абхидхьяна. В большинстве поздних традиций индуистской йоги, берущих начало из раджа-йоги Патанджали, дхьяна - это «утонченная медитативная практика», «более глубокая концентрация ума», которая осуществляется после предыдущих упражнений, таких как овладение пранаямой (контроль дыхания) и дхарана (сосредоточение ума).

Обсуждение в индуистских текстах

Веды и Упанишады

Термин дхьяна встречается в ведической литературе, например в гимне 4.36.2 Ригведы и стихах 10.11.1 Тайтирия Араньяка. Этот термин в смысле медитации появляется в Упанишадах. Каушитаки Упанишад использует это в контексте ума и медитации в стихах с 3.2 по 3.6, например, следующим образом:

मनसा ध्यान मित्येकभूयं वै प्राणाः. С умом, медитируйте на мне как на пране

— Каушитаки Упанишад, 3.2

Термин появляется в контексте «созерцать, размышлять, медитировать» в стихах глав 1.3, 2.22, 5.1, 7.6, 7.7 и 7.26 Chandogya Упанишады, главы 3.5, 4.5 и 4.6 Брихадараньяка Упанишад и стихи с 6.9 по 6.24 Майтри Упанишад. Слово дхьяна относится к медитации в Чандогья Упанишаде, в то время как Прашна Упанишад утверждает, что медитация на АУМ (ॐ) ведет в мир Брахмана. (Высшая реальность).

Развитие медитации в ведическую эпоху шло параллельно с идеями «интериоризации», когда социальные, внешние яджна огненные ритуалы (Агнихотра) были заменены медитативными, усвоенные ритуалы (Прана-агнихотра). Эта интериоризация ведического огненного ритуала в идеи йогической медитации из индуизма, которые упоминаются в Самхите и Араньяка слоях Вед и более четко в главе 5 Чандогья Упанишад (~ 800-600 г. до н.э.), также встречаются в более поздних буддийских текстах и ​​эзотерических вариациях, таких как Дигханикая, Махавайрочана-сутра и Джьотирмнджари, где буддийские тексты описывают медитацию как «внутренние формы подношения / жертвоприношения огню». Эта интериоризация огненных ритуалов, где жизнь концептуализируется как непрекращающееся жертвоприношение и акцент делается на медитации, встречается в классическом ведическом мире, в ранних Упанишадах и других текстах, таких как Шраута-сутры и стих 2.18 Ведической Вайкханаса-смарта-сутры.

Помимо ранних Упанишад, составленных до V века до нашей эры, термин Дхьяна и связанные с ним термины, такие как Дхьяи (санскрит: ध्यै, глубоко медитировать), появляются в многочисленных Упанишадах, составленных после V века до нашей эры, таких как: глава 1 из Шветашватара Упанишад, глав 2 и 3 Мундака Упанишад, главы 3 Айтарейя Упанишад, главы 11 Маханараяны Упанишад и в различных стихах Кайвалья Упанишад, Чулика Упанишад, Атхарвасикха Упанишад, Брахма Упанишад, Брахмабинду Упанишад, Амритабинду Упанишад, Теджобинду Упанишад, Парамахамса Упанишад, Кшурики Упанишад, Дхьяна-бинду Упанишад, Атхаришад, Махарашад, Атхарашад, Атхаришад, Атхарон Йогасикха Упанишад, Йогататтва Упанишад, Катхасрути Упанишад, Хамса Упанишад, Атмапрабодха Упанишад и Висудева Упанишад.

Дхьяна как Дхарма.. Практикуйте праведность (дхарма ). Говорите правду, а не неправду. Смотрите на то, что далеко, а не на то, что под рукой. Смотрите на самое высокое, а не на то, что ниже самого высокого. (...) Огонь - это медитация (дхьяна), дрова - это правдивость (сатья ), подношение - это терпение (кшанта), ложка Шрувы - это скромность (хри), жертвенный пирог не причиняет вреда живым существам (ахимса ), а жреческое вознаграждение - это трудный дар безопасности всем существам.

- Васиштха Дхармасутры 30.1-30.8

Брахма сутры

Брахма-сутры, которые извлекают из учения Упанишад и являются одним из трех основополагающих текстов индуистской школы Веданты, утверждают, что Дхьяна не является Пративитамом (или (по одному на каждую Веду), а медитация принадлежит всем ведическим школам.

Ади Шанкара посвящает обширную главу медитации в своем комментарии к Брахма-сутрам в Садхане как важной для духовной практики. Его обсуждение там похоже на его обширный комментарий к Дхьяне в его Бхашье на Бхагавад-Гиту и ранних Упанишадах.

Дхарма-сутры

Стих 30.8 древней Васиштха Дхармы -сутра объявляет медитацию добродетелью и интернализованным заменителем огненного жертвоприношения.

Бхагавад Гита

Термин дхьяна и связанные с ним слова, имеющие значение медитации, появляются во многих главах Бхагавад Гита, например, в главах 2, 12, 13 и 18. Глава 6 Гиты называется «Йога медитации».

Бхагавад-гита, одна из трех Ключевые книги Веданты школы индуизма, заявляют четыре Марга (пути) для очищения своего ума и достижения вершины духовности - путь Бескорыстной Работы, путь Знания, путь Преданности и путь медитации (Дхьяна). Хьюстон Смит резюмирует необходимость и ценность медитации в Гите следующим образом (в сокращении):

Чтобы изменить аналогию, ум подобен а-ля ke, и камни, которые в него бросают (или ветер) поднимают волны. Эти волны не позволяют нам увидеть, кто мы есть. (...) Воды должны быть успокоены. Если человек остается тихим, в конце концов ветер, трепещущий воду, утихнет, и тогда он узнает, кто он такой. Бог постоянно находится внутри нас, но разум скрывает этот факт возбужденными волнами мирских желаний. Медитация успокаивает эти волны (Бхагавад Гита V.28).

— Хьюстон Смит, Предисловие, Бхагавад-Гита: издание двадцать пятой годовщины Дхьяна вдоль реки Ганг в Варанаси (слева), Ом тамильским письмом как инструмент для медитации (справа).

Медитация в Бхагавад Гите - это средство для духовного путешествия, требующее трех моральных ценностей - Сатья (правдивость), Ахимса (ненасилие) и Апариграха (отсутствие корысти). Дхьяна в этом древнем индуистском тексте, утверждает Хьюстон Смит, может означать все, что человек хочет или считает духовным, от «проявления божественности в религиозном символе в человеческой форме» до вдохновения в природе, такого как «снег... покрытая гора, безмятежное озеро в лунном свете или красочный горизонт на восходе или закате », или мелодичные звуки или слоги, такие как те, которые« произносятся как мантры и ритмично повторяются », например Ом, который звучит или молчит созерцал. В тексте направление глубокой медитации направлено на отделение ума от сенсорных отвлечений и беспокойств вне себя, погружение его вместо этого на пребывающий в нем дух и свою душу в направлении состояния Самадхи, состояния блаженства (Бхагавад Гита, Глава 6. : Йога медитации).

Гита представляет синтез брахманической концепции Дхармы с бхакти, йогическими идеалами освобождения через джнана и санкхья философия. Это «locus classicus» «индуистского синтеза», который возник в начале нашей эры, объединяя брахманические и шраманические идеи с теистической преданностью.

Бхагавад-гита говорит о четырех ветвях йоги:

  • Карма-йога : Йога работы в мире
  • Джняна-йога : Йога знания и интеллектуальных усилий
  • Бхакти-йога : Йога преданности
  • Дхьяна-йога: Йога медитации (иногда называемая раджа-йогой или аштанга-йогой)

Система Дхьяна-йоги специально описана Кришной в главе 6 книги. Бхагавад Гита - Арджуна.

Йога-сутры Патанджали

В Йога-сутрах Патанджали (датируемых примерно 400 г. н.э.), ключевой текст в школе йоги индуистской философии, дхьяна - седьмая ступень этого пути, следующая за дхараной и предшествующая самадхи. Дхьяна неразрывно связана с Дхараной, одна ведет к другой. Дхарана - это состояние ума, Дхьяна - это процесс ума. Дхьяна отличается от Дхараны тем, что медитирующий активно занимается ее фокусом.

Патанджали определяет созерцание (дхьяну) как умственный процесс, когда ум фиксируется на чем-то, а затем идет «курс единообразной модификации знания». Бронкхорст заявляет, что буддийские влияния заметны в первой главе Йогасутр и подтверждаются сутрой 1.20, поскольку в ней упоминается, что асампраджната самадхи предшествует «доверие (шраддха ), энергия (вирья), внимательность (). смрити ), сосредоточение (самадхи) и постижение (праджня) ». Согласно Бронкхорсту, «определение йоги, данное в первой главе Йога-сутры, не соответствует описаниям, содержащимся в той же главе», и это может означать, что сутра включает буддийские элементы, как описано в четыре джханы. Винн, в отличие от теории Бронкхорста, утверждает, что свидетельства в ранних буддийских текстах, таких как те, что находятся в Суттапитаке, предполагают, что эти основополагающие идеи о медитации без формы и медитации элементов были заимствованы из брахманских источников до Будды, засвидетельствованных в ранних Упанишадах и, в конечном итоге, Космологическая теория, найденная в Насадия-сукте Ригведы.

Ади Шанкара, в своем комментарии к Йога-сутрам, отличает Дхьяну от Дхараны, объясняя Дхьяну как состояние йоги, когда существует только «поток непрерывная мысль об объекте, не прерываемая другими мыслями разного рода об этом же объекте »; Дхарана, утверждает Шанкара, сосредоточена на одном объекте, но осознает его многочисленные аспекты и идеи об одном и том же объекте. Шанкара приводит пример, когда йогин в состоянии дхараны на утреннем солнце может осознавать его блеск, цвет и орбиту; йогин в состоянии дхьяны созерцает, например, только солнечную орбиту, не отвлекаясь от его цвета, блеска или других связанных идей.

В раджа-йоге Патанджали, также называемой "медитационной йогой", дхьяна - это "утонченная медитативная практика »,« более глубокая концентрация ума », которая происходит после предыдущих упражнений. В индуизме дхьяна считается инструментом самопознания. Это часть самонаправленного осознания и объединяющего процесса йоги, посредством которого мир, который по умолчанию воспринимается как разрозненный, начинает восприниматься как Я и интегрированное единство с Брахманом. В индуизме Брахман получил различные определения: от нетеистической недвойственной Высшей Реальности или верховной души до теистического дуалистического Бога.

Дхарана

Стадия медитации, предшествующая дхьяне, называется дхарана. Дхарана, что означает «держаться», - это сосредоточение и удержание осознанности на одном объекте в течение длительного периода времени. В «Йогасутрах» этот термин означает сосредоточение ума на объекте медитации, которым может быть дыхание, кончик носа, изображение личного божества или что-то еще по выбору йога.

В Джангама Дхьяна, например, медитирующий концентрирует ум в точке между бровями. Согласно Патанджали, это один из методов достижения начальной концентрации (дхарана: Йога-сутры, III: 1), необходимой для того, чтобы ум стал интровертированным в (дхьяна: Йога Сутры, III: 2). При более глубокой практике техники ум, сосредоточенный между бровями, начинает автоматически терять все свое местоположение и сосредотачиваться на самом наблюдении. Этот шаг подготавливает человека к началу практики Дхьяны.

Свами Вивекананда в медитирующей йогической позе.

Дхьяна

Йогасутры в стихе 3.2 и в других местах, утверждает Эдвин Брайант, определяют Дхьяну как «непрерывный поток одной и той же мысли или образа. объект медитации, не отвлекаясь никакими другими мыслями ». Вивекананда объясняет Дхьяну в Йогасутрах Патанджали следующим образом: «Когда ум приучен оставаться фиксированным на определенном внутреннем или внешнем местоположении, к нему приходит сила непрерывного потока, так сказать, к этой точке. Это состояние есть называется дхьяной ".

В то время как дхарана была этапом в йоге, где йог удерживал свое сознание на одном объекте в течение длительного периода времени, дхьяна - это концентрированная медитация, когда он или она созерцает без перерыва объект медитации, за пределами любое воспоминание об эго или что-то еще.

В Дхьяне медитирующий не осознает акт медитации (т.е. не осознает, что он / она медитирует), а осознает только то, что он / она существует (сознание бытия), его ум и объект медитации. Дхьяна отличается от Дхараны тем, что йог во время Дхьяны созерцает только объект медитации и аспекты объекта, не отвлекаясь от него. С практикой процесс Дхьяны пробуждает самосознание (душа, пуруша или Атман ), фундаментальный уровень существования и Высшая Реальность в индуизме, незагрязненное, бесконфликтное и блаженное состояние свободы и освобождения. (мокша ).

Самадхи

Шаг дхьяны подготавливает йога к тому, чтобы он приступил к практике самадхи. Свами Вивекананда описывает учение Йогасутр следующим образом:

Когда кто-то настолько усилил силу дхьяны, что смог отвергнуть внешнюю часть восприятия и продолжать медитировать только на внутренней части, то есть это состояние называется Самадхи.

Майкл Вашберн утверждает, что текст Йогасутр определяет ступенчатые стадии для прогресс медитативной практики, и что «Патанджали различает Дхарану, которая представляет собой сосредоточение внимания с усилием, Дхьяну, которая представляет собой легкую непрерывную однонаправленность, и Самадхи, которая представляет собой поглощенность, экстаз, созерцание». Человек, который начинает практику медитации, обычно пра ctices Дхарана. С практикой он может обрести легкость, с которой он учится созерцанию в строго сфокусированной манере, и затем «он может все более и более легко уделять непрерывное внимание объекту медитации; то есть он достигает Дхьяны». При дальнейшей практике йог «перестает быть отстраненно бдительным» и входит в «состояние слияния с объектом медитации», которым является Самадхи.

Самадхи - это единство с объектом медитации. Нет различия между актом медитации и объектом медитации. Самадхи бывает двух видов, с опорой или объектом медитации и без нее:

  • Сампраджната Самадхи, также называемый савикальпа самадхи и Сабиджа Самадхи, ориентировано на объект и связано с размышлением, размышлением, блаженством. экстаз, которому способствовал объект или точка привязки. Первые два, обдумывание и размышление, составляют основу различных типов самапатти:
    • савитарка, «размышление»: читта (चित्त) сосредоточена на грубом объекте медитации, а размышления и слияния йога с ним, не осознавая всего остального. Концептуализация (викальпа) здесь находится в форме восприятия и познания объекта медитации. Когда обдумывание заканчивается, это называется нирвитака самадхи.
    • Савичара, «рефлексивный»: читта (चित्त) сосредоточена на абстрактном объекте медитации, который не воспринимается органами чувств, но достигается посредством умозаключений.. Объект медитации может быть выведен из чувств, процесса познания, ума, Я-есть-сущности или буддхи (интеллекта). Успокоение размышлений называется нирвичара самапатти.
  • Асампраджната-самадхи, также называемое нирвикальпа-самадхи и нирбиджа-самадхи: состояние, достигаемое, когда медитация осуществляется без помощи опоры или объекта.

И то и другое. объектно-центрированная и беспредметно-центрированная медитативная практика в индуистских текстах ведет к все более яркому, прозрачному и уравновешенному состоянию «мощного, чистого, саттвического» состояния блаженного Я, что в конечном итоге приводит к познанию пуруши или Атман-Брахман (душа), - утверждает Майкл Вашберн. В индуистской традиции это состояние, в котором, по словам Грегора Маэле, йог или йогини осознают, что «Атман в вас - это Атман в каждом», и ведущее к реализации Самости

Самьяма

Практика Дхараны, Дхьяны и Самадхи вместе обозначается как Самьяма (санскрит: संयम, держаться вместе) в Йоге Сутры Патанджали. Самьяма, как утверждает текст, является мощным инструментом медитации и может применяться к определенному объекту или целому классу объектов. Йог, выполняющий Самьяму по пратьяе (представлениям, обычаям) людей, утверждает сутра 3.19 текста, знает серию «психо-ментальных состояний других людей». Йог, успешно завершив Самьяму по «различению объекта и идеи», осознает «крики всех существ», говорится в сутре 3.17. Самьяма о дружелюбии, сострадании и радости приводит к появлению этих сил внутри йога, говорится в сутре 3.23. Таким образом, по словам Мирчи Элиаде, техника медитации, обсуждаемая в Йога-сутрах Патанджали, является средством познания и сиддхи (йогической силой).

Вачаспати Мишра, ученый Веданта школа индуизма в своей бхасье на 3.30 Йогасутры писала: «Все, что йогин желает узнать, он должен выполнять самьяму в отношении этого объекта». Мокша ( свобода, освобождение) - одна из таких практик, где объектом самьямы являются Саттва (чистое существование), Атман (душа) и Пуруша (Универсальный принцип) или Бхагаван (Бог). 62>Ади Шанкара, другой ученый индуистской школы веданты, подробно комментировал самьяму как средство джнана-йоги (путь знания) для достижения состояния дживанмукты (живого освобождения).

Самапаттих

К тому времени, когда были составлены Йогасутры, индуистские традиции имели две широкие формы медитации, а именно экстатический и энстатический типы.

Сравнение Дхьяны в индуизме, буддизме и джайнизме
Буддизм

Согласно Цзяньсинь Ли Сампраджната, самадхи индуизма можно сравнить с рупа-джханами буддизма. Эта интерпретация может противоречить Гомбриху и Винну, согласно которым первая и вторая джхана представляют собой сосредоточение, тогда как третья и четвертая джханы сочетают в себе концентрацию с внимательностью. По словам Эдди Крэнгла, первая джхана напоминает сампраджната-самадхи Патанджали, в которой оба используются витарка и викара.

Асампраджната-самадхи, утверждает Цзяньсинь Ли, можно сравнить с арупа-джханами буддизма и с Ниродхой: Самапатти. Крангл и другие ученые утверждают, что сабиджа-асампраджнята самадхи напоминает четыре бесформенных джханы, а четвертая арупа-джхана буддизма аналогична «беспредметной дхьяне и самадхи» Патанджали. среди всех индийских систем: каждая требует основы нравственного очищения, ведущего в конечном итоге к подобным медитативным практикам.

— Дэвид Лой, Национальный университет Сингапура

Согласно Сарбакеру и другим ученым, хотя существуют параллели между дхьяной в индуизме и буддизме, феноменологические состояния и переживания эмансипации описываются по-разному. Дхьяна в буддизме направлена ​​на прекращение и реализацию шунья (состояние нулевого), в то время как индуизм дхьяны нацелен на реализацию Атмана (души) и последующий союз с Брахманом. Нирвана (или Ниббана), желаемый результат дхьяны в буддизме, - это осознание того, что не существует постоянного «я» или постоянного сознания; в то время как мокша, желаемая цель через дхьяну в индуизме - это принятие Себя, реализация освобождающего знания, сознание Единства со всем существованием и понимание всей вселенной как Самости. Нирвана буддизма начинается с предпосылки, что «Я - это просто иллюзия, нет Я», а мокша индуизма, с другой стороны, начинается с предпосылки, что все есть Я, - утверждает Дэвид Лой. Поэтому сотериологический акцент в Дхьяне в буддизме и индуизме различается.

Джайнизм

Древние джайнские ученые разработали свои собственные теории Дхьяны, как и другие индийские религии, но в джайнских текстах упоминается мало деталей, а практики Дхьяны варьировались в зависимости от секты в рамках джайнской традиции. В целом тексты джайнизма выделяют четыре типа медитации в зависимости от природы объекта. Арта-дхьяна, как говорится в литературе по джайнской медитации, возникает, когда человек сосредоточен на страданиях и неприятных вещах. Радра-дхьяна возникает, когда в центре внимания гнев или извращенные идеи или объекты. Дхармья-дхьяна сосредотачивается на религиозных идеях или добродетельных объектах, а Шукла-дхьяна - на чистых идеях или ярких объектах. Эта классификация четырех типов дхьяны может иметь корни, предполагает Пол Дандас, в более ранних индуистских текстах, связанных с кашмирским шиваизмом.

Дундас утверждает, что джайнская традиция делает акцент на дхьяне, но ее литература, связанная с медитацией, вероятно, прошла через две стадии развития. формулировка, ранняя стадия, независимая от других индийских традиций, которая была связана с «прекращением ума и физической активности», а не с их преобразованием, как в других индийских традициях; за ним последовала более поздняя стадия, вероятно, после йогасутр, когда джайнские ученые из различных сект реструктурировали созерцательную модель, чтобы ассимилировать элементы индуистских и буддийских техник дхьяны. Однако, по словам Джона Корта, терминология, используемая в некоторых текстах джайнизма, отличается.

Предпосылка существования Атмана (души), которая встречается в индуизме, также присутствует в джайнизме. Сотериологические цели духовной медитации джайнов сходны с индуистской духовной медитацией, направленной на эмпирический контакт с «абсолютным я», в котором йог реализует блаженную, свободную, бесформенную душу и сиддха - полностью освобожденное состояние бытия.

Связанное понятие: Упасана

Две концепции, связанные с Дхьяной, обнаруженные в древних и средневековых индуистских текстах, - это Упасана и Видья. Упасана означает «приблизиться к чему-то, некоторой идее» и обозначает действие и состояние медитации, тогда как видья означает знание и является следствием дхьяны. Термин Упасана обычно появляется в контексте ритуальных медитативных практик, например, перед религиозным символом, таким как божество, или во время практики типа яджны или пения поклонения бхакти, ориентированного на общину, и является подтипом Дхьяны.

11 век Вишиштадвайта Ученый веданты Рамануджа отметил, что упасана и дхьяна приравниваются в Упанишадах к другим терминам, таким как ведана (знание) и смрити (памятование). Рамануджа считает, что все это фазы медитации, добавляя, что они должны выполняться с любовью или бхакти.

См. Также
Примечания
Ссылки
Источники

Опубликованные источники

Веб-источники

Дополнительная литература
  • Whicher, Ian (1998), Целостность йога-даршана: переосмысление классической йоги, SUNY Press
Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 04:14:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте