Йога (философия)

редактировать

Философия йоги - одна из шести основных ортодоксальных школ индуизма. В древней, средневековой и самой современной литературе школа йоги индуизма часто упоминается просто как Yoga. Он тесно связан со школой индуизма санкхья. Систематические занятия школой йоги, направленные на улучшение себя физически, умственно и духовно, повлияли на все другие школы индийской философии. Йога-сутры Патанджали являются ключевым текстом школы йоги индуизма.

эпистемология школы йоги индуизма, как и школа самкхья, опирается на три из шести праманов как средства обретения надежных знаний. К ним относятся Pratyakṣa (восприятие), Anumāa (вывод) и Sabda (ptavacana, слово / свидетельство надежных источников). Метафизика йоги построена на том же дуалистическом основании, что и школа санкхья. Вселенная концептуализируется как состоящая из двух реальностей в школах санкья-йоги: Пуруша (сознание) и пракрити (материя). Джива (живое существо) рассматривается как состояние, в котором пуруша связан с пракрити в той или иной форме, в различных перестановках и комбинациях различных элементов, чувств, чувств, активности и ума. В состоянии дисбаланса или невежества одна или несколько составляющих подавляют другие, создавая форму рабства. Конец этого рабства называется освобождением, или мокшей, в школах индуизма как йоги, так и санкхьи. Этическая теория школы йоги основана на Ямах и Нияме, а также на элементах Гуна теории санкхьи.

Школа йоги индуизма отличается от тесно связанной с ней нетеистической / атеистической школой санкхьи тем, что включает концепцию «личного, но по существу неактивного божества» или «личного бога» (Ишвара). В то время как школа санкхьи предполагает, что джняна (знание) является достаточным средством для мокши, школа йоги предполагает, что систематические техники и практика или личные эксперименты в сочетании с подходом санкхьи к знанию - это путь к мокше. Йога разделяет несколько центральных идей со школой индуизма Адвайта Веданта, с той разницей, что философия йоги - это форма экспериментального мистицизма, а Адвайта Веданта - это форма монистического персонализма. Адвайта Веданта и другие школы индуизма принимают, перенимают и развивают многие учения и техники йоги.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Шесть даршанов
  • 2 Философия
    • 2.1 Эпистемология
    • 2.2 Метафизика
    • 2.3 Аксиология
    • 2.4 Сотериология
    • 2.5 Бог в школе йоги в индуизме
  • 3 Текстовые источники
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
    • 6.1 Печатные источники
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История
Бронзовая фигура Кашмир в медитации Мальвина Хоффман (1885-1966). Показанная поза йоги - это сиддхасана.

. Истоки школы йоги в индуизме неясны. Некоторые из его самых ранних обсуждений встречаются в индийских текстах 1-го тысячелетия до н. Э., Таких как Катха-упанишад, Шветашватара-упанишад и Майтри-упанишад.

Корень «Йоги» встречается в гимне 5.81.1 Ригведы, посвящении восходящему богу Солнца утром (Савитри), интерпретируемому как «ярмо» или «йогический контроль».

युञ्जते मन उत युञ्जते धियो विप्रा विप्रस्य बृहतो विपश्चितः (…)

Провидцы необъятных просветленных провидцев йогически [युञ्जते, yunjante] контролируют свой разум и свой интеллект... (…)

— Ригведа 5.81.1

Однако Ригведа не описывает философию йоги в том же значении или контексте, что и в средневековье или в наше время. Ранние ссылки на практики, которые позже стали частью школы йоги в индуизме, сделаны в Брихадараньяка-упанишаде, старейшей Упанишаде. Гэвин Флуд переводит это как «... успокоившись и сконцентрировавшись, человек воспринимает себя (атман) внутри себя». Практика пранаямы (сознательное регулирование дыхания) упоминается в гимне 1.5.23 Брихадараньяка Упанишад (ок. ~ 900 г. до н. Э.), А практика пратьяхары (сосредоточение всех чувств на себя) упоминается в гимне 8.15 из Чандогья Упанишад (ок. ~ 800-700 г. до н.э.).

Катха-упанишада, датируемая примерно серединой 1-го тысячелетия до н. в стихах с 2.6.6 по 2.6.13 рекомендует путь к самопознанию и называет этот путь йогой.

यदा पञ्चावतिष्ठन्ते ज्ञानानि मनसा सह।. बुद्धिश्च न विचेष्टते तामाहुः परमां गतिम्॥ १०॥. तां योग मिति मन्यन्ते स्थिरामिन्द्रियधारणाम्।. अप्रमत्तस्तदा भवति योगो हि प्रभवाप्ययौ॥ ११॥.. Только когда Манас (ум) с мыслями и пятью чувствами неподвижны,. и когда Буддхи (интеллект, сила рассудка) не колеблется, это называют высшим путем.. Это то, что называют йогой, покой чувств, концентрацией ума.. Это не бездумная беспечность, йога - это созидание и растворение.

— Катха-упанишад, 2.6.10-11

Школа йоги индуизма упоминается в основополагающих текстах других ортодоксальных школ, таких как Вайшешикха-сутры, Ньяя-сутры и Брахма-сутры, что предполагает, что философия йоги была в моде в 1 тысячелетие до нашей эры. Он повлиял и испытал влияние других школ и индийской философии. Есть, например, многочисленные параллели в концепциях индуистской школы санкхья, йоги и философских школ Абхидхармы, особенно со II века до н.э. до I века нашей эры. - отмечает Ларсон. Йога-сутры Патанджали могут быть синтезом этих трех традиций. Йога-сутры из индуистской школы санкхьи заимствуют «рефлексивное различение» (адхьявасайю) пракрити и пуруши (дуализма), его метафизический рационализм, а также его три эпистемических метода обретения надежного знания. Из идеи ниродхасамадхи в абхидхарма-буддизме, предполагает Ларсон, в Йога-сутрах используется стремление к измененному состоянию осознания, но в отличие от буддизма, который считает, что нет ни себя, ни души, йога является физикалистской и реалистичной, как санкхья, в том, что каждый человек имеет я и душа. Третья концепция, которую Йога-сутры синтезируют в своей философии, - это древние аскетические традиции изоляции, медитации и самоанализа.

Систематический сборник идей школы йоги индуизма можно найти в Йога-сутры Патанджали. После его распространения в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры многие индийские ученые рассмотрели его, а затем опубликовали свои бхашьи (заметки и комментарии) к нему, которые вместе образуют канон текстов, называемых Патанджалайогашастра («Трактат о йоге Патанджали».

Шесть даршанов

Школа йоги индуизма была включена как одна из шести ортодоксальных школ в индийские тексты средневековой эпохи. Другие школы: санкхья, ньяя, вайшешика, мимамса и веданта.

философия

Школа йоги в индуистской философии наиболее тесно связана со школой санкхьи. В обоих случаях основополагающие концепции включают две реальности: Пурушу и Пракрити. Пуруша определяется как та реальность, которая является чистым сознанием и лишена мыслей или качеств. Пракрити - это эмпирическая феноменальная реальность, которая включает в себя материю, а также ум, органы чувств и чувство идентичности (я, душу). В обеих школах живое существо считается союзом материи и разума. Школа йоги отличается от школы санкхьи своими взглядами на онтологию Пуруши, аксиологию и сотериологию.

Эпистемология

Школа йоги рассматривает восприятие, умозаключение и надежные свидетельства как три надежных средства к познанию.

Школа йоги, как и школа санкхья, считает пратьякшу или дхам (прямое чувственное восприятие), ануману (вывод) и шабда или аптавачану (словесное свидетельство мудрецов или шастр) как единственные достоверные средства познания или Прамана. В отличие от нескольких других школ индуизма, таких как Адвайта Веданта, йога не приняла следующие три праманы : Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вытекающее из обстоятельств) или Анупалабди ( невосприятие, отрицательное / когнитивное доказательство).

  • Пратьяка (प्रत्यक्षाय) означает восприятие. В индуистских текстах он бывает двух типов: внешний и внутренний. Внешнее восприятие описывается как возникающее в результате взаимодействия пяти чувств и мирских объектов, в то время как внутреннее восприятие описывается этой школой как восприятие внутреннего чувства, ума. Древние и средневековые индийские тексты выделяют четыре требования для правильного восприятия: индрияртхасанникарша (непосредственное переживание объекта (органами) чувств с объектом, независимо от того, что изучается), авьяпадесья (невербальное; правильное восприятие не происходит через слухи, согласно древнеиндийским ученым, где орган чувств полагается на принятие или отклонение восприятия другого человека), авьябхичара (не блуждает; правильное восприятие не меняется и не является результатом обмана из-за того, что орган чувств или средства наблюдения дрейфующий, дефектный, подозрительный) и Вьявасаятмака (определенное; правильное восприятие исключает суждения сомнения, либо из-за того, что человек не в состоянии наблюдать все детали, либо из-за того, что вы смешиваете умозаключение с наблюдением и наблюдением того, что хотите наблюдать, или не наблюдая того, что никто не хочет наблюдать). Некоторые древние ученые предложили «необычное восприятие» как прамана и назвали его внутренним восприятием, что оспаривается другими индийскими учеными. Концепции внутреннего восприятия включали пратибху (интуицию), саманьялакшанапратьякшу (форму индукции от воспринимаемой специфики к универсальному) и джнаналакшанапратйакшу (форму восприятия предшествующих процессов и предыдущих состояний «темы исследования» путем наблюдения за ее текущим состоянием).. Кроме того, некоторые школы индуизма рассмотрели и уточнили правила принятия неопределенного знания из пратьякша-пранамы, чтобы противопоставить нирная (определенное суждение, заключение) и анадхьявасайя (неопределенное суждение).
  • анумана (अनुमान) означает вывод. Это описывается как достижение нового вывода и истины из одного или нескольких наблюдений и предыдущих истин путем применения разума. Наблюдать за дымом и предполагать огонь - это пример Анумана. Во всех, кроме одной индуистской философии, это действенное и полезное средство познания. В индийских текстах метод вывода объясняется как состоящий из трех частей: пратиджня (гипотеза), хету (причина) и дриштанта (примеры). Гипотеза должна быть далее разбита на две части, как утверждают древнеиндийские ученые: садхья (идея, которую необходимо доказать или опровергнуть) и пакша (объект, на котором основана садхья). Вывод условно верен, если присутствует сапакша (положительные примеры в качестве доказательства) и если випакша (отрицательные примеры в качестве контрдоказательства) отсутствуют. Для строгости индийские философии также предусматривают дальнейшие эпистемологические шаги. Например, они требуют вьяпти - требования, согласно которому хету (разум) обязательно и отдельно должен учитывать умозаключение во «всех» случаях, как в сапакше, так и в випакше. Условно доказанная гипотеза называется нигаманой (заключением).
  • шабда (शब्द) означает полагаться на слова, свидетельства прошлых или настоящих надежных экспертов. Хирианна объясняет шабда-прамана как концепцию, которая означает надежное свидетельство эксперта. Школы индуизма, которые считают его эпистемически достоверным, предполагают, что человеку необходимо знать множество фактов, и, имея ограниченные время и энергию, он может непосредственно узнать только часть этих фактов и истин. Он должен сотрудничать с другими, чтобы быстро приобретать и делиться знаниями и тем самым обогащать жизни друг друга. Это средство обретения надлежащих знаний либо устно, либо записано, но через шабду (слова). Надежность источника важна, и законное знание может быть получено только из Сабды надежных источников. Разногласия между школами индуизма заключались в том, как установить надежность. Некоторые школы, такие как Карвака, заявляют, что это невозможно, и поэтому шабда не является правильным праманом. В других школах споры означают установление надежности.

Метафизика

Метафизика школы йоги, опять же, как школа санкхья, является формой дуализма. Он рассматривает сознание и материю, я / душу и тело как две разные реальности.

Система санкхья-йоги поддерживает дуализм между сознанием и материей, постулируя две «несводимые, врожденные и независимые реальности: Пуруша и Пракрити. В то время как Пракрити - это единое целое, школы санкхья-йоги допускают множественность Пуруш в этом мире. Неразумные, непроявленные, беспричинные, вечно активные, незаметные а вечная Пракрити - единственный конечный источник мира объектов. Пуруша рассматривается как сознательный принцип, пассивный наслаждающийся (бхокта), а Пракрити - как наслаждение (бхогья). Санкхья-йога считает, что Пурушу нельзя рассматривать как источником неодушевленного мира, потому что разумный принцип не может трансформироваться в бессознательный мир. Эта метафизика - плюралистический спиритизм, форма реализма, построенная на основе дуализма.

Школа йоги индуизма принимает теорию Гута ф из санкхьи. Теория гун утверждает, что три гуны (врожденные склонности, атрибуты) присутствуют в разных пропорциях у всех существ, и эти три являются саттва гуной (добродетелью, созиданием, гармонией), раджас гуной ( страсть, активный, запутанный) и тамас гуна (тьма, разрушительная, хаотическая). Эти три присутствуют в каждом существе, но в разных пропорциях, и фундаментальная природа и психологические предрасположенности существ являются следствием относительного соотношения этих трех гун. Когда в человеке преобладает саттва-гуна, проявляются такие качества, как ясность, мудрость, конструктивность, гармония и умиротворение; когда преобладает раджас, проявляются привязанность, тяга, движимая страстью активность и беспокойство; а когда в человеке преобладает тамас, проявляются невежество, заблуждение, деструктивное поведение, летаргия и страдание. Теория гун лежит в основе философии разума в школе йоги индуизма.

Ранние исследователи философии йоги постулируют, что Пуруша (сознание) по своей природе является саттвой (созидательным), а Пракрити (материей) по своей природе. природа тамас (хаотична). Далее они утверждают, что люди при рождении обладают буддхи (разумом, саттвиком). По мере того, как жизнь прогрессирует и взбивает этот буддхи, он создает или ахамкару (эго, раджас). Когда эго, в свою очередь, перемешивается жизнью, возникает манас (темперамент, настроение, тамасик). Вместе буддхи, ахамкара и манас взаимодействуют и составляют читту (ум) в школе йоги индуизма. Безудержная модификация читты причиняет страдания. Образ жизни, который дает человеку возможность еще больше осознавать свое сознание и духовность, присущую буддхи, - это путь к высшему потенциалу и более безмятежной, удовлетворенной, освобожденной жизни. Йога-сутра Патанджали начинается в стихе 2 Книги 1 с определения йоги как «удержания читты от Вритти».

Аксиология

Аксиология в текстах школы йоги индуистской философии включает как теория ценностей через соблюдение положительных ценностей и избегание отрицательных, а также эстетическая теория блаженства с внутренней и внешней точек зрения. Ценности, которые следует соблюдать, называются нияма, а те, которых следует избегать, упоминаются в ямах философии йоги.

Более шестидесяти различных текстов философии йоги древних и средневековых эпох обсуждают Ямас и Нияма. Конкретная теория и список ценностей различаются в зависимости от текстов, однако, Ахимса, Сатья, Астея, Свадхьяя, Кшама и Дая являются одними из наиболее обсуждаемых этических концепций в большинстве этих текстов.

Пять ям, перечисленных Патанджали в Йогасутре 2.30:

  1. Ахимса (): ненасилие, не причинение вреда другим живым существам
  2. Сатья (सत्य): правдивость, не ложь
  3. Астея (अस्तेय): отказ от воровства
  4. Брахмачарья (ब्रह्मचर्य): целомудрие, отказ от измены своему партнеру
  5. Апариграха (अपरिग्रहः): отсутствие жадности, отсутствие собственности

Патанджали в Книге 2 объясняет, как и почему каждое из вышеперечисленных самоограничений помогает в личностном росте человека. Например, в стихе II.35 Патанджали заявляет, что добродетель ненасилия и непричинения вреда другим (Ахимса ) ведет к отказу от вражды, состоянию, которое приводит йога к совершенству внутреннего и внутреннего мира. внешняя дружба со всеми, со всем. Другие тексты школы йоги индуизма включают Kṣamā (क्षमा, прощение), Dhṛti (धृति, стойкость, непреклонность в невзгодах), Dayā ( दया, сострадание), Ārjava (आर्जव, не лицемерие) и Mitāhāra (मितहार, умеренная диета).

Нияма - часть теории ценностей в йоге. школа включает в себя добродетельные привычки, поведение и обряды. Йогасутра перечисляет ниямы как:

  1. Śauca : чистота, ясность ума, речи и тела
  2. Santoa : удовлетворение, принятие других, принятие своих обстоятельств такими, какие они есть, чтобы пройти или изменить их, оптимизм по отношению к себе
  3. Тапас : настойчивость, настойчивость, строгость
  4. Свадхьяя : изучение Вед (см. шабда в разделе эпистемологии), изучение себя, саморефлексия, самоанализ мысли, речи и действия
  5. Īśvarapraṇidhāna : созерцание Ишвары (Бога / Высшего Существа, Брахмана, Истинное Я, Неизменяемая Реальность)

Как и в случае с Ямами, Патанджали объясняет, как и почему каждый вышеперечисленные Ниямы помогают в личностном росте человека. Например, в стихе II.42 Патанджали утверждает, что добродетель довольства и принятия других такими, какие они есть (Santoṣa ), приводит к состоянию, когда внутренние источники радости имеют наибольшее значение, а тяга к внешним источникам приятного перестает. Другие тексты школы йоги расширили список ценностей в рамках Ниямы, включив в него такие формы поведения, как Āstika (आस्तिक, вера в личного Бога, вера в себя, убежденность в том, что знание есть в Ведах / Упанишадах), Дана (दान, благотворительность, делиться с другими), Хри (ह्री, раскаяние и принятие своего прошлого / ошибки / невежество, скромность) Мати (मति, думать и размышлять, согласовывать противоречивые идеи) и Врата (व्रत,

Сотериология

Слияние Дхараны, Дхьяны и Самадхи - это Саньяма - путь к мокше или кайвалье в школе йоги.

школа йоги индуизма считает, что невежество является причиной страданий и сансара. Освобождение, как и многие другие школы, - это устранение невежества, которое достигается посредством различающей проницательности, знания и самосознания. Йога-сутры - это трактат школы йоги о том, как этого добиться. Самадхи - это состояние, в котором развивается экстатическое осознавание, заявляют ученые-йоги, и именно так человек начинает процесс осознания Пуруши и истинного Я. Далее он утверждает, что это осознание вечно, и как только оно достигнуто, человек не может перестать осознавать; это мокша, сотериологическая цель индуизма.

Книга 3 Йогасутры Патанджали посвящена сотериологическим аспектам философии йоги. Патанджали начинает с утверждения, что все части йоги являются необходимой основой для достижения состояния самосознания, свободы и освобождения. Он называет три последних элемента йоги саньямой в стихах с III.4 по III.5 и называет это технологией для «распознавания принципа» и овладения читтой и самопознанием. В стихе III.12 Йогасутры утверждают, что этот различающий принцип затем наделяет человека силой совершенствовать сант (спокойствие) и удиту (разум) в своем уме и духе через намерение. Это приводит к способности различать шабда (слово), артха (значение) и пратьяя (понимание), и эта способность дает человеку возможность с состраданием понимать крик / речь всех живых существ. Когда йог достигает этого состояния саньямы, это приводит к необычным силам, интуиции, самопознанию, свободам и кайвалье, сотериологической цели йога.

Преимущества философии йоги Затем индуизм резюмируется в стихах с III.46 по III.55 Йогасутр, где говорится, что первые 5 конечностей ведут к телесным совершенствам, таким как красота, очарование, сила и стойкость; в то время как последние 3 ступени через саньяму ведут к уму и психологическому совершенству восприятия, своей природы, господства над эгоизмом, различающего знания чистоты, себя и души. Это знание, однажды полученное, необратимо, - говорится в Книге IV Йогасутры.

Бог в школе йоги в индуизме

Философия йоги допускает концепцию Бога, в отличие от тесно связанной санкхья школы индуизма, которая является атеистической / нетеистической. Индуистские ученые, такие как 8 век Ади Шанкара, а также многие современные академические ученые описывают школу йоги как «школу санкья с Богом».

Йога-сутры Патанджали используют термин Ишвара в 11 стихов: с I.23 по I.29, II.1, II.2, II.32 и II.45. С момента выхода Сутр индуистские ученые обсуждают и комментируют, кто или что такое Ишвара. Эти комментарии варьируются от определения Ишвары как «личного бога» до «особого я» и «всего, что имеет духовное значение для человека». Уичер объясняет, что, хотя краткие стихи Патанджали можно интерпретировать как теистические или нетеистические, концепция Ишвары в философии йоги функционирует как «преобразующий катализатор или руководство для помощи йогину на пути к духовному освобождению».

Патанджали определяет Ишвару (санскрит: ईश्वर) в стихе 24 книги 1, как «особое Я (पुरुषविशेष, puruṣa-viśea)»,

санскрит: क्लेश कर्म विपाकाशयैःपरामृष्टः पुरुषविशेष ईश्वरः ॥२४॥. - Йога-сутры I.24

Эта сутра философии йоги индуизма добавляет характеристики Ишвары как того особого Я, на которое не влияют (अपरामृष्ट, aparamrsta) препятствия / трудности (क्लेश, клеша), обстоятельства, созданные прошлым или текущими действиями (कर्म, карма), плодами жизни (विपाक, випака) и психологическими предрасположенностями или намерениями (आशय, ашайа).

Текстовые источники

Самые изучал тексты философской школы йоги древних и средневековых эпох, включая тексты Патанджа ali, Бхаскара, Харибхадра (джайнский ученый), Бходжа и Хемачандра.

Ссылки на учения школы йоги Индуизм изобилует древними индийскими текстами других ортодоксальных школ индуизма, например, стих 5.2.17 из Вайшешика Сутра Канады, принадлежащий к школе индуизма Вайшешика и датированный 1 тысячелетие до нашей эры, говорится:

Удовольствие и боль возникают в результате контакта души, чувств, разума и объекта. Отсутствие возникновения этого следует, когда ум становится устойчивым в душе. После этого в воплощенной душе не бывает боли. Это Йога .

— Вайшешика-сутра 5.2.15-5.2.16,

Ньяя-сутры Акшапады, датируемые по-разному, с 4-го по 2-й век до н.э. и принадлежащие к Школа индуизма Ньяя, в главе 4.2 обсуждает важность философии йоги следующим образом:

Нас учат практиковать медитацию в таких местах, как лес, пещера или песчаная отмель. Такие возможности [утверждает оппонент] могут возникнуть даже при освобождении. Мы отвечаем, что это не так, потому что знание должно возникать только в теле, уже находящемся в стадии формирования. И в нашем выпуске нет тела. Для этой цели должно быть очищение нашей души воздержанием от зла ​​и соблюдением определенных добродетелей, а также следованием духовным наставлениям, почерпнутым из йоги . Чтобы обеспечить освобождение [мокшу], необходимо изучить и следовать этому трактату о знании [йоге], а также проводить дискуссии с теми, кто изучает этот трактат.

— Ньяя Сутра 4.2.42-4.2.47,

Сутры Брахмы по Бадараяна датируются где-то между V веком до н.э. и II веком до н.э., принадлежат Веданта школа индуизма в главе 2 предполагает существование текста под названием Йога Смрити. Ученые оспаривают, был ли этот текст предшественником или тем же самым, что и Йогасутра Патанджали, но обе предпосылки сомнительны. Стихи «Брахма-сутры» утверждают, что дуализм преобладающей философии йоги опровергнут, поскольку ценность йоги как средства осознания «Я», а не в утверждениях о «Я», противоречащих ведическим текстам. Радхакришнан переводит текст следующим образом:

Если сказано, что результатом будет недостаток, заключающийся в том, что не будет места для определенных смрити, мы говорим не так, потому что это приведет к недостатку, заключающемуся в недопущении места для некоторых других смрити [дальнейшее знание ], и из-за невосприятия других. Тем самым [теория прадханы] йога-смрити опровергается.

— Брахма Сутра 2.1.1-2.1.3,

Йога Васиштха - синкретический текст по философии йоги, датируемый по разным причинам 6-14 веками нашей эры. Он построен как диалог между мудрецом Васиштхой ведической эпохи и философом-царем Рамой индуистского эпоса Рамаяна. Текст синтезирует элементы Веданты, джайнизма, йоги, санкхьи, шайва-сиддханты и махаяны. Буддизм. Среди прочего, в различных главах текста обсуждается философия йоги. В разделе 6.1 Йога Васиштха представляет Йогу следующим образом:

Йога - это абсолютное превосходство ума и бывает двух типов. Самопознание - это один тип, другой - сдерживание жизненной силы самоограничений. и психологическая подготовка. Йога стала означать только последнее, но оба метода приводят к одному и тому же результату. Некоторым трудно познать себя через исследование, другим - йога. Но я убежден, что путь исследования легок для всех, потому что Самопознание - это вездесущая истина. Теперь я опишу вам метод йоги.

— Васиштха Раме, Йога Васиштха 6.1.12-13,
См. Также
Ссылки
Источники

Печатные источники

Дополнительная литература
  • Ален Даниелу (1991), Йога: Освоение Тайны Материи и Вселенной, ISBN 978-0-89281-301-8, Приложение D: Основные санскритские трактаты по йоге
  • Карл Олсон (2007), Многие цвета индуизма: тематико-историческое введение, Rutgers University Press, ISBN 978-0-8135-4068-9, Глава 5
  • Карл Поттер (2009), Энциклопедия индийской философии, том. 1: Библиография, ISBN 978-8120803084, Библиография по школе йоги индуизма, страницы 1073–1093
  • Мэле, Грегор (2007). Аштанга-йога: практика и философия. New World Library.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-22 13:52:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте