Араньяка (; Санскрит : ārayaka आरण्यक) составляет философию ритуальных жертвоприношений древних индуистских священных текстов, Вед. Обычно они представляют собой более поздние разделы Вед и являются одним из многих слоев ведических текстов. Другие части Вед - это Самхиты (благословения, гимны), Брахманы (комментарии), и Упанишады (духовность и абстрактная философия).
Араньяки описывают и обсуждают ритуалы с разных точек зрения, но некоторые включают философские рассуждения. Например, Катха Араньяка обсуждает ритуалы, связанные с Праваргья. Айтарейя Араньяка включает объяснение ритуала Махавраты от ритуалистической до символической мета-ритуальной точки зрения. Араньяки, однако, ни по содержанию, ни по структуре. Араньяки иногда называют карма-канда (कर्मकाण्ड) / (कांड), раздел ритуальных действий / жертвоприношений), а Упанишады - как раздел знания / духовности гьяна-канда (ज्ञानकाण्ड / कांड). В альтернативной классификации ранние части Вед называются самхитами, а ритуальные комментарии к мантрам и ритуалам называются брахманами, которые вместе идентифицируются как церемониальная карма-канда, в то время как Араньяки и Упанишады упоминаются как гьяна-канда.
В огромном томе древнеиндийской ведической литературы нет абсолютно универсально истинного различия между араньяками и брахманами. Точно так же нет абсолютного различия между Араньяками и Упанишадами, поскольку некоторые Упанишады включены в несколько Араньяков. Араньяки, наряду с брахманами, представляют собой зарождающиеся переходы в более поздних ведических религиозных практиках. Переход завершается расцветом древнеиндийской философии от внешних ритуалов жертвоприношения к внутренним философским трактатам Упанишад.
«Араньяка» (ārayaka) буквально означает «произведенный, рожденный, относящийся к лесу» или, скорее, «принадлежащий пустыне». Оно происходит от слова Аранья (अरण्य), что означает «пустыня».
Было предложено несколько теорий о происхождении слова араньяка. Первоначально, согласно Ольденбергу (1915), это означало, что опасные тексты нужно изучать в пустыне (Taitt. Ar. II). Более поздняя, постведическая теория утверждает, что эти тексты предназначались для изучения в лесу, в то время как другая утверждает, что название произошло от того, что они являются руководствами по аллегорической интерпретации жертвоприношений для тех, кто находится в Ванапрастхе ( пенсионный, лесной) этап их жизни, однако Ванапрастха Ашрам появился намного позже Саньясина (Спрокхофф, 1976) - в соответствии с исторической возрастной системой Ашрама человеческой жизни. Четыре Ашрама состоят из Брихмачарьи до 25 лет для обучения и подготовки на всю жизнь; Грухастха от 26 до 50 лет для брака и мирской деятельности; Ванапрастха от 51 до 75 лет, когда человек / пара отказываются от активной семейной / общественной жизни и посвящают время религиозным, философским занятиям. Он назван так в честь жизни Вана-Форест, переехав в лес. С 75 до конца жизни человек живет аскетической жизнью, созерцая сверхъестественное, чистую философию, принимая все, что доступно для поддержания жизни. В основном это помощь обществу всеми возможными способами, использование многолетнего опыта и знаний, накопленных в течение жизни.
Тайттирия Ар. 2 гласит: «откуда не видно крыш поселения», что не указывает на лесную зону.
Араньяки разнообразны по своему строению. Ян Гонда резюмирует:
Структура араньяк так же мало однородна, как и их содержание. Некоторые отрывки имеют характер Самхиты, другие - Брахмана, третьи - снова Сутры, согласно материалам, которые, варьируясь от Вед к Ведам и от школы к школе, были собраны в корпус Араньяки. В лингвистическом и стилистическом плане эти произведения образуют переход между собственно брахманами и спекулятивной литературой, которая следует за ними, и развивают часть идей и направлений мысли, которые для них характерны.
— Джан Гонда, Ведическая литератураМногие тексты Араньяки перечисляют мантры, отождествления, этимологии, дискуссии, мифы и символические интерпретации, но некоторые, такие как мудрец Арунакету, включают гимны с более глубоким философским пониманием.
Араньяки обсуждают жертвоприношения на языке и стиле брахманов, и поэтому в первую очередь озабочены правильным исполнением ритуала (ортопрактией). Араньяки были ограничены определенным классом ритуалов, которые, тем не менее, часто включались в ведическую программу.
Араньяки связаны и названы в честь отдельных ведических шахов.
Атхарваведа не имеет сохранившихся араньяков., хотя Гопатха Брахман считается его Араньякой, остатком более крупного, потерянного Атхарвы (Пиппалады) Брахмана.
Но только в людях Атман [душа] очевидна., поскольку они наделены познанием.. Они говорят то, что они поняли.. Они видят то, что познали,. и знают, что будет существовать завтра.. Они знают об этом мире и о другом.. Через то, что смертно, они стремятся к бессмертие.. Они оснащены всем этим.... такой человек - это океан.. Он приобщается ко всему в мире,. и все же его мысли выходят за рамки этого.. И даже если бы он приобщился к другому миру,. его мысли также вышли бы за его пределы.
—Айтерея Араньяка 2.3.2 - 2.3.3, ~ 1000 г. до н. Э.. Перевод Аннет Уилке и Оливер Мобус
Есть пять глав, каждая из которых даже считается полной Араньякой. Первый посвящен режиму, известному как «маха-врата». Объяснения являются как ритуальными, так и умозрительными. Вторая состоит из шести глав, из которых первые три посвящены прана-видья, то есть Прана, жизненный воздух, составляющий жизненное дыхание живого тела, также является жизненным дыханием всех мантр, всех вед и всего остального. ведические декларации (ср. 2.2.2 Айтарейя Араньяки). Именно в этой части Араньяки можно найти конкретные утверждения о том, как тот, кто следует ведическим предписаниям и совершает жертвоприношения, становится Богом Огня, Солнца или Воздуха, и как тот, кто нарушает ведические предписания, рождается в низших. уровни бытия, а именно птицы и рептилии.
4-я, 5-я и 6-я главы этой второй Араньяки составляют то, что известно как Айтарейя Упанишад.
Третья Араньяка в этой цепи Араньяк также известна как «Самхитопанишад». В нем подробно рассматриваются различные способы - такие как пада-патха, крама-патха и т. Д. - чтения Вед и нюансы «свар».
Четвертая и пятая араньяка являются техническими и посвящены, соответственно, мантрам, известным как «Маханаамни», и яджне, известной как «Мадхьяндина».
Есть десять глав, из которых одна-шесть составляют собственно Араньяку. Первые две главы являются частью aṣṭau kāṭhakāni («8 разделов катхаки»), которые не принадлежат традиции Taittiriya shakha. Они были заимствованы из канхака-шаххи и в основном связаны с разновидностями ритуала Агничаяна. и с ведическим изучением.
Глава 1 - это очень поздняя ведическая глава, в которой даже есть некоторые пуранические названия; это обычно называется прашна Аруна для конкретного styleof пожара кирпича укладки рассматривается в тексте. Ее также называют «главой Сурья намаскара» южноиндийские брамины, которые создали ритуал ее чтения с сурья намаскара упражнениями после каждой из 132 ануваков. Части катха-версии этого раздела были опубликованы Л. фон Шредером в 1898 году.
В главе 2 обсуждаются пять маха-ягьи, которые каждый брамин должен выполнять ежедневно, и, самое главное, ежедневное чтение Веда (свадхьяя). Кроме того, подробно рассматриваются священный шнур, йаджнопавита, поклонение санкхье, поклонение предкам (пит,), брахма-йаджна и очищающая хома-жертвоприношение («кушмана-хома»). - В этой главе слово «шрамана » используется (2-7-1) в значении аскета (тапасвин); позднее это слово использовалось также для буддийских и джайнских аскетов. - Обсудил и перевел Ч. Маламуд (на французском, 1977); Катха-версия этого раздела была опубликована Л. фон Шредером в 1898 году.
В главе 3 рассматриваются технические детали некоторых других хом и яджн.
Глава 4 содержит мантры, используемые в праваргья ритуале шраута, который считается опасным, поскольку включает нагревание специально подготовленного глиняного сосуда, полного молока, до тех пор, пока он светится красным. Это довольно близко к версии Катха.
Глава 5 рассматривает Праваргья-ягью в прозаическом обсуждении (стиль брахмана). Опять же, это довольно близко к версии Kaṭha.
В главе 6 записаны мантры питамедха, произносимые во время ритуалов избавления от мертвого тела.
Главы 7, 8 и 9 представляют собой три долины хорошо известной Тайттирия Упанишад.
Главы 10, также известной как «Маханараяна Упанишада ». В нем есть несколько важных мантр, взятых из трех самхит. ТА 10.41–44 известен как «Медха сукта».
Катха Араньяка довольно параллельна тексту Тайттирий. Он сохранился, несколько фрагментарно, только в одном кашмирском берестяном рукописи. Недавно он был отредактирован и переведен; ср. ранний некритический отпечаток Л. фон Шредера
Он также известен как Шанкхьяяна Араньяка. Всего пятнадцать глав:
Главы 1-2 посвящены Махаврате.
Главы 3–6 составляют Каушитаки Упанишад.
Главы 7–8 известны как Самхитопанишад.
Глава 9 представляет величие Праны.
Глава 10 посвящена эзотерическому подтексту ритуала Агнихотры. Все божественные личности присущи Пуруше, так же как Агни в речи, Вайю в Пране, Солнце в глазах, Луна в уме, направления в ушах и вода в энергии. Тот, кто знает это, говорит Араньяка, и в силу этого убеждения ходит, ходит, берет и дает, удовлетворяет всех богов, и то, что он предлагает в огне, достигает тех богов на небесах. (ср. 10-1).
Глава 11 предписывает несколько противоядий в виде ритуалов для предотвращения смерти и болезни. В нем также подробно описаны эффекты снов.
В главе 12 подробно рассматриваются плоды молитвы.
В главе 13 рассматриваются более философские вопросы и говорится, что человек должен сначала мысленно отказаться от своей телесной привязанности, а затем продолжать «шравану», манану и нидхидхьясану и практиковать все дисциплины аскезы, веры, самоконтроля и т. Д.
Глава 14 дает всего две мантры. Одни превозносят мантру «Я есть Брахман» и говорят, что это вершина всех ведических мантр. Вторая мантра провозглашает, что тот, кто не понимает значения мантр, а только повторяет ведические песнопения, подобен животному, которое не осознает ценность своего веса.
Глава 15 дает длинную генеалогию духовных учителей от Брахмы до Гуна-Санкхайяны.
Араньяка Шукла Яджурведы является частью ее Брахмана: Сатапатха Бр. 14,1–3 в версии Мадхьяндина. Подобно Тайттирии и Катха Араньяка, он посвящен исключительно ритуалу Парваргья, за которым следует Брихад-Араньяка Упанишада (Satapatha Br. 14.4–9).
Существует также определенная преемственность араньяков и брахманов в том смысле, что араньяки входят в значения «тайных» ритуалов, не подробно описанных в брахманах. Более поздняя традиция рассматривает это как прыжок в тонкость, что дает основание в его комментарии к Нирукте сказать, что араньяки являются «Рахасья Брахманами», то есть Брахманами тайн.