В санскритских текстах, Раджа - йога ( / г ɑː dʒ ə J oʊ ɡ ə / ) была и цель йоги и способ ее достижения. Этот термин также стал современным названием практики йоги в 19 веке, когда Свами Вивекананда дал свою интерпретацию Йога-сутр Патанджали в своей книге « Раджа-йога». С тех пор раджа-йогу по-разному называли ананга-йогой, царской йогой, царским союзом, сахаджа марг и классической йогой.
Раджа (санскрит: राज) означает «вождь, лучший в своем роде» или «царь». Таким образом, раджа-йога относится к «главному, лучшему из йоги».
Историческое использование термина раджа-йога встречается в других контекстах, весьма отличных от его современного использования. В древних и средневековых санскритских текстах это означало наивысшее состояние практики йоги (достижение самадхи). Хатха Йога Прадипика, например, утверждает, что хатха - йога является одним из способов достижения раджа - йоги.
Раджа-йога обсуждается в « Йогататтва-упанишаде». Затем он упоминается в комментарии 16-го века к конкретному этапу Йога-сутр Патанджали. Тантрический труд средневековой эпохи Даттатрейайогашастра объясняет в 334 шлоках принципы четырех йог: мантра- йоги, хатха-йоги, лайя-йоги и раджа-йоги. Ален Даниэлу утверждает, что в исторической литературе индуизма раджа-йога была одним из пяти известных методов йоги, а четыре других - это хатха-йога, мантра-йога, лайя-йога и шива-йога. Даниэлу переводит это как «Королевский путь к воссоединению Самости с Универсальным Я ( Брахманом )».
Этот термин стал современным ретронимом в 19 веке, когда Свами Вивекананда приравнял раджа-йогу к Йога-сутрам Патанджали. Это значение отличается от значения в « Хатха-йога прадипике», тексте натха-сампрадаи.
Брахма Кумарис, новое религиозное движение, учит форму медитации, она вызывает «Раджа - йога», которая не имеет ничего общего ни с постулатами хатха - йоги или Патанджали Йога Сутры.
Современные интерпретации и литература, в которых обсуждается раджа-йога, часто считают йогасутры Патанджали своим текстовым источником, но многие не принимают ни учения, ни философские основы школы йоги индуизма. Такое смешение концепций привело к путанице в понимании исторической и современной индийской литературы по йоге.
Текст Шайва- йоги, Аманаска, датируемый XII веком н.э. или ранее, представляет собой диалог между Вамадевой и божеством Шивой. Во второй главе в тексте упоминается раджа-йога. В нем говорится, что он назван так потому, что позволяет йогину достичь прославленного царя внутри себя, высшее «я». Раджа-йога провозглашается целью, при которой человек не испытывает ничего, кроме блаженства невозмутимости, естественного состояния покоя, безмятежности, мира, внутреннего единения и удовлетворения.
Цель и состояние раджа-йоги являются синонимами различных терминов, таких как аманаска, унмани и сахадж. « Хатха-йога-прадипика» (буквально «Немного света о хатха-йоге») утверждает это следующим образом:
राजयोगः समाधि श्च उन्मनी च मनोन्मनी | अमरत्वं लयस्तत्त्वं शून्याशून्यं परं पदम || ३ || अमनस्कं तथाद्वैतं निरालम्बं निरञ्जनम | जीवन्मुक्तिश्च सहजा तुर्या चेत्येक-वाचकाः || ४ || सलिले सैन्धवं यद्वत्साम्यं भजति योगतः | तथात्म-मनसोरैक्यं समाधिरभिधीयते || ५ || यदा संक्ष्हीयते पराणो मानसं च परलीयते | तदा समरसत्वं च समाधिरभिधीयते || ६ || तत-समं च दवयोरैक्यं जीवात्म-परमात्मनोः | परनष्ह्ट-सर्व-सङ्कल्पः समाधिः सोऽभिधीयते || ७ || Радж йог, самадхи, unmani, manonmani, amaratva, Лайя, татво, шунйа, asunya, парам пада, amanaska, адвайт, niralamba, Ниранджан, дживанмукт, сахадж и турия обозначает то же самое состояние бытия. Подобно тому, как соль, растворенная в воде, становится с ней одним целым, так и союз Атмана и Манаса (ума) называется самадхи. Когда дыхание истощается, а ум становится пралиате (неподвижным, поглощенным), они сливаются в союз, называемый самадхи. Это равенство, это единство двух, живого «я» и абсолютного «я», когда заканчивается вся санкальпа (желания, страсти), называется самадхи.
- Хатх Йога Прадипика, 4.3 - 4.7,В некоторых средневековых индийских текстах о йоге Раджайога упоминается как один из многих видов йоги. Например, Сарванга йога прадипика 17-го века, комментарий Сундардаса о брадж-бхашье, учит трем тетрадам йог. Первая группа - это бхакти-йога, мантра-йога, лайя-йога и карча-йога; вторая - хатха-йога, раджа-йога, лакша-йога и аштанга-йога ; третья - это санкхья- йога, гьяна-йога, брахма-йога и адвайта-йога. Из двенадцати Сундардас утверждает, что Раджайога - лучшая йога.
Одно из значений раджа-йоги - это современный ретроним, введенный Свами Вивеканандой, когда он приравнял раджа-йогу к Йога-сутрам Патанджали. После его распространения в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры многие индийские ученые проанализировали его, а затем опубликовали в своей Бхашье (примечания и комментарии) к нему. Вместе они образуют канон, называемый Патанджалайога-шастра («Трактат о йоге Патанджали»).
Согласно Акселю Майклсу, « Йога-сутры» построены на фрагментах текстов и традиций древней Индии. Согласно Фейерштейну, « Йога-сутры» представляют собой концентрацию двух различных традиций, а именно «восьмиступенчатой йоги» (аштанга-йога) и йоги действия ( крийя-йоги ). Часть крийя-йоги содержится в главе 1, главе 2, стихи 1-27, главе 3, за исключением стиха 54, и главе 4. «Восьмичастная йога» описана в главе 2, стихи 28-55, и в главе 3, стихах 3 и 54..
Ларсон отмечает, что существует множество параллелей в древних школах Санкхьи, Йоги и Абхидхармы, особенно со 2-го века до нашей эры до 1-го века нашей эры. Йога-сутры Патанджали могут быть синтезом этих трех традиций. Йога-сутры из индуистской школы санкхьи заимствуют «рефлексивное различение» ( адхьявасайю) пракрити и пуруши (дуализма), его метафизический рационализм и его три эпистемических метода обретения надежного знания. Из идеи ниродхасамадхи в абхидхарма-буддизме, предполагает Ларсон, «Йога-сутры» заимствуют стремление к измененному состоянию осознания. Однако, в отличие от буддизма, который считает, что нет ни «я», ни «души», йога является физикалистской и реалистичной, как санкхья, в том, что у каждого человека есть «я» и душа. Третья концепция, которую Йога-сутры объединяет в своей философии, - это древние аскетические традиции изоляции, медитации и самоанализа, а также идеи йоги из индийских текстов 1-го тысячелетия до н.э., таких как Катха Упанишад, Шветашватара Упанишад и Майтри Упанишад.
В начале 11 века персидский ученый Аль Бируни посетил Индию, прожил среди индусов 16 лет и с их помощью перевел несколько значительных санскритских сочинений на арабский и персидский языки. Одним из них были Йогасутры Патанджали. Помимо в целом точных переводов, текст Аль Бируни существенно отличается от рукописей Йогасутры, обнаруженных в Индии в 19 веке. Записи Аль Бируни помогли современным ученым установить, что рукопись Йогасутры Патанджали существовала в Индии во многих версиях, каждая с множеством комментариев индуистских ученых. Некоторые из этих версий и комментариев либо утеряны, либо не обнаружены. Перевод Аль Бируни сохранил многие из основных тем философии йоги индуизма; однако некоторые сутры и аналитические комментарии были переформулированы, что сделало их более соответствующими исламскому монотеистическому богословию. Версия Йога-сутр Аль Бируни достигла Персии и Аравийского полуострова примерно к 1050 году нашей эры.
В истории Индии, отмеченной приходом ислама в Индию в двенадцатом веке, дальнейшее развитие и литература по философии йоги в индуизме пришли в упадок. К шестнадцатому веку философия йоги Патанджали почти исчезла. Йогу сохранили садху (аскеты, санньяси ) Индии. Некоторые элементы индуистской йоги были приняты суфийской сектой мусульман Индии. Мусульмане-суфии временами перенимали и защищали традицию йоги индуистов во время исламского правления Индии, а иногда помогали преследованию и насилию против этих индуистов. Император Великих Моголов Акбар, известный своей синкретической терпимостью, был привлечен к философии йоги индуизма и покровительствовал ей.
Ученый-йога Стивен Коуп определяет следующие сходства между раджа-йогой и буддизмом. Он отмечает, что эти две философии не одинаковы, но поразительно похожи, поскольку у них был длительный период взаимообмена примерно до 500 г. н.э.
Аспекты | Раджа йога | буддизм |
---|---|---|
Основные проблемы | Духкха (страдание) Ясное видение реальности | |
Метод решения проблем 1. Воспитывайте умелое поведение | Ямы (ограничения), Ниямы (обряды) | Сила (этические практики) |
Метод решения проблемы 2: культивируйте концентрированные состояния | Дхарана (концентрация), Дхьяна (медитация) | Самадхи |
Метод решения проблем 3. Используйте состояния для изучения себя | Самьяма (т.е. дхарана, дхьяна, самадхи) | Випассана, другие практики прозрения |
Взгляд на обычную реальность | 4 Ошибочные убеждения - постоянство, - реальность тела, - что страдание - это счастье, - что тело / ум - истинное Я | 3 Знака Существования, скрытые ошибкой: - аничча (непостоянство) - анатта (не-я) - духкха (страдание) |
Конец страданий | Кайвалья (эмансипация) | Нирвана («развязывание» построений) |
Общие концепции | ниродха (прекращение) клеш (недуг) карма (действие) самвег (срочность) праджне (интуитивная мудрость) самскары (неосознанное рисунок) Майтр / Метта (любящая доброта) | |
Общие подходы | Прямое исследование реальности (не метафизика ) с использованием самообучения, уверенности в себе, самоосвобождения |