Нат, также называемого Натха, являются Шайва суб-традиция в индуизме. Средневековое движение, оно объединило идеи из буддизма, шиваизма и йоги традиций Индии. Натхи были конфедерацией преданных, считающих Шиву своим первым господином или гуру, с различными списками дополнительных господ. Из них особенно важны 9 или 10 век Матсиендранатх, а также идеи и организация, в основном развитые Горакхнатхом. Горакхнатх считается создателем натх-пантха.
Традиция натхов имеет обширную собственную богословскую литературу, связанную с шиваизмом, большая часть которой восходит к 11 веку нашей эры или позже. Однако его корни уходят в гораздо более древнюю сиддху традицию. Заметным аспектом практики традиции натхов были ее усовершенствования и использование йоги, в частности хатха-йоги, для преобразования тела в сахаджа сиддха состояние идентичности пробужденного «я» с абсолютной реальностью. Опытный гуру, то есть йога и духовный наставник, считается важным, и они исторически были известны своими эзотерическими и неортодоксальными практиками.
Их нетрадиционные методы бросили вызов всем ортодоксальным предпосылкам, исследуя темное и избегали обычаев общества как средства понимания теологии и обретения внутренних сил. В рамках своей духовной практики они образовывали монашеские организации, группы странствий, которые ходили на большие расстояния к священным местам и праздникам, таким как Кумбха Мела. Наряду с монашескими группами у натхов также существует большая традиция оседлых домохозяев. Некоторые из них превратились в воинов-аскетов во время исламского правления индийского субконтинента.
Традиция натхов находилась под влиянием других индийских традиций, таких как адвайта-веданта монизм, и, в свою очередь, оказала влияние на него, а также движения внутри вайшнавизма, шактизма и движения бхакти святых, таких как Кабир и Намдев.
Санскритское слово nātha नाथ буквально означает «господин, защитник, господин». Родственный санскритский термин Ади Натха означает первый или изначальный Господь и является синонимом Шивы, основателя натхов. Посвящение в натха сампрадайа включает получение имени, оканчивающегося на -натх, -йоги или -джоги.
Согласно ученому Джеймсу Мэллинсону, термин натх - это неологизм для различных групп, ранее известных как йоги или джоги до 18 века. Однако в традиции натхов говорится, что идентификатор Натха начался с фигур Матсиендранатха в 10 веке и его гуру Шивы, известного как Адинатх (первый владыка). Во время правления Ост-Индской компании, а затем и британского владычества странствующие йоги были подавлены, и многие были вынуждены вести семейную жизнь. Многие из их практик были запрещены в попытке ограничить их политическую и военную мощь в Северной Индии. Во время колониального правления термин йоги / джоги стал насмешливым словом, и они были классифицированы переписью Британской Индии как «каста с низким статусом». В 20-м веке сообщество начало использовать альтернативный термин натх вместо этого в своих связях с общественностью, продолжая использовать свой исторический термин йог или джоги для обозначения друг друга внутри сообщества. Термин натх или натха, имеющий значение «господин», является общим санскритским теологическим термином, который встречается во всех дхармических религиях, использующих санскрит. Он встречается в вайшнавизме (например, Гопинатх, Джаганнатх), буддизме (например, Минанатх) и в джайнизме (Адинатха, Паршванатха).
Термин йог или джоги не ограничивается субтрадицией натхов и широко используется в индийской культуре для всех, кто регулярно занимается йогой. Некоторые мемуары путешественников, например, итальянского путешественника Вартема, называют натх-йогов, которых они встретили, фонетически как Иогес.
Натх - это суб-традиция в шиваизме, которая прослеживает их происхождение от девяти натхов гуру, начиная с Шивы в качестве первого, или "Адинатха". Список оставшихся восьми несколько несовместим между регионами, где находится Натх сампрадайа, но обычно состоит из c. 9 век Матсьендранатха и ок. Горакхшанатха 12 века и еще шесть. Остальные шесть различаются между буддийскими текстами, такими как Абхьядатташри, и индуистскими текстами, такими как Варнаратнакара и Хатхапрадипика. К наиболее распространенным оставшимся натх-гуру относятся Кауранги (Сарангадхара, Пуран Бхагат), Джаландхара (Балнатх, Хадипа), Карпатха, Канхапа, Нагарджуна и Бхартрихари.
Традиция натхов была не новым движением, а одной из фаз эволюции. очень старая традиция сиддхов Индии. Традиция сиддхов изучала йогу, исходя из предпосылки, что человеческое существование - это психохимический процесс, который может быть усовершенствован правильной комбинацией психологических, алхимических и физических методов, тем самым давая возможность достичь состояния высшей духовности. жить в прекрасном состоянии ad libitum и умереть, когда кто-то того пожелает, в спокойном, блаженном трансцендентном состоянии. Термин сиддха означает «совершенный», и эта предпосылка не ограничивалась традицией сиддхов, но разделялась другими, такими как школа Расаяна аюрведа.
Согласно Маллинсону, «большинство ранних текстовых и эпиграфических ссылок на Матсиендру и Горакшу происходят из региона Декан и других мест полуострова Индии; остальные - из восточной Индии». Самая старая иконография натхоподобных йогов находится в районе Конкан (недалеко от побережья Махараштры, Гоа, Карнатака ). Произведения Империи Виджаянагара включают их, как и тексты из региона, ныне известного как Махараштра, северная Карнатака и Керала. Китайский путешественник по имени Ма Хуан посетил часть западного побережья Индии, написал мемуары и упомянул натх-йогов. Самые старые тексты традиции натхов, описывающие места паломничества, включают преимущественно места в районе Декана и восточных штатах Индии, почти без упоминаний о севере, северо-западе или юге Индии. Это сообщество также можно найти в некоторых частях Раджастана, но они нормальны, как и другие касты, считающиеся другими отсталыми кастами (OBC).
Горакшанатхе традиционно приписывают основоположник традиции отшельников-аскетов, но самые ранние текстовые упоминания об аскетическом ордене натхов как организованной сущности (сампрадае), сохранившиеся до наших дней, относятся к 17 веку. До 17 века, хотя упоминание о натх-сампрадае как о монастырском учреждении отсутствует, обширные отдельные упоминания о натх-шайвах можно найти в надписях, текстах и храмовой иконографии более ранних веков.
Навнатх, согласно декану. репрезентацияВ регионе Декан только с 18 века, согласно Маллисону, Даттатрея традиционно был включен в качестве натхов-гуру как часть синкретизма Вишну-Шивы. По другим данным, Даттатрея почитался как Ади-Гуру (Первый Учитель) Адинатх Сампрадаи натхов, первый «Владыка Йоги», овладевший Тантрой (
Число натхов-гуру также варьируется в зависимости от текстов: от 4, 9, 18, 25 и так далее. Самый ранний известный текст, в котором упоминаются девять натхов, - это текст на телугу 15 века «Наванатха Чаритра». По отдельности имена натх-гуру встречаются в гораздо более старых текстах. Например, Матсиендранатха упоминается как сиддха в разделе 29.32 текста 10 века «Тантралока» исследователя адвайты и шиваизма Абхинавагупты.
Упоминание натх-гуру как сиддхов в буддийских текстах, найденных в Тибете и Гималаях, привело к Ранние ученые предполагали, что натхи могут иметь буддийское происхождение, но доктрины и теология натхов не похожи на господствующий буддизм. В тибетской традиции Матсиендранатх в индуизме отождествляется с «Луи-па», называемым первым из «буддийских сиддхачарьев». В Непале он является формой буддийского Авалокитешвары.
Согласно Дешпанде, Натха-сампрадайя (Деванагари: नाथ संप्रदाय) является развитием более ранней Сиддхи или Авадхута-сампрадаи, древней линии передачи духовных учителей. Они могут быть связаны с Капаликами или Каламукхами, учитывая их неортодоксальный образ жизни, хотя ни доктрины, ни доказательства, связывающие их, не были обнаружены. Натх-йогами восхищался святой движения Бхакти Кабир.
Натх-сампрадайа традиционно делится на двенадцать потоков или пантхов. Согласно Дэвиду Гордону Уайту, эти пантхи на самом деле не были подразделением монолитного ордена, а скорее объединением отдельных групп, происходящих от Матсиендранатха, Горакшанатха или одного из их учеников. Тем не менее, сект натхов всегда было намного больше, чем можно было бы уместить в двенадцать формальных пантхов.
В Гоа город под названием Мадгаон, возможно, произошел от Mathgram, название, которое он получил из центра Натх Сампрадаи Матаса (монастырей). Натх-йоги практиковали йогу и исповедовали свои убеждения там, живя в пещерах. Остров Дивар и Пилар высеченные в скале пещеры использовались натх-йогами для медитации. Во второй половине XVI века португальские христианские миссионеры преследовали их за свои религиозные убеждения и вынуждали к обращению. За исключением немногих, натх-йоги предпочли покинуть деревню.
Инчегери Сампрадайя, также известный как Нимбарги Сампрадая, это линия индуистского Навнатха cq Учителя лингаятов из Махараштры, которые были основаны Шри Бхаусахебом Махараджем. Он вдохновлен учителями Дешастха Брамин Сант Мат как Днянешвар, Экнатх и Самарт Рамдас. Инчегери сампрадай стал широко известен во всем западном мире благодаря популярности Шри Нисаргадатты Махараджа.
Традиция натхов имеет две ветви: одна состоит из садху (безбрачных монахов) и других состоящих в браке мирян-мирян. Домохозяев значительно больше, чем монахов, и они обладают характеристиками эндогамной касты. Как садху-натхи, так и домохозяева встречаются в Непале и Индии, но в большей степени в таких регионах, как Западная Бенгалия, Непал, Уттаракханд, Уттар-Прадеш, Раджастан и Карнатака. В 1906 году аскеты создали надзорную организацию под названием Бара Пантхи Йоги Махасабха, которая базируется в индуистском священном городе Харидвар. По оценке Буйе в 2008 году, в аскетическом ордене натхов насчитывается около 10 000 аскетов (преимущественно мужчин), которые распределены примерно в 500 монастырях по всей Индии, но в основном в северных и западных регионах Индии, наряду с гораздо более крупной традицией домохозяев натхов. Самый старый известный монастырь натхов, который до сих пор используется, находится около Мангалора в Карнатаке. В этом монастыре (Кадри матха ) хранится иконография Шайвы, а также три буддийских бронзы X века.
Примечательной особенностью монахов является то, что большинство из них странствуют, переезжая из одного монастыря. или место в другом, никогда не оставаясь в одном месте надолго. Многие из них образуют плавучую группу странников, где они вместе участвуют в фестивалях, делятся работой и, таким образом, формируют коллективную идентичность. Они собираются в определенных местах циклически, особенно на таких фестивалях, как Наваратри, Маха Шиваратри и Кумбха Мела. Многие проходят очень большие расстояния в течение нескольких месяцев от одного священного места к другому, через всю Индию в своих духовных поисках.
Монахи натхов носят набедренные повязки и дхоти, мало что другое. Обычно они также покрывают себя пеплом, завязывают волосы дредами, а когда они останавливаются, они поддерживают священный огонь, называемый дхуни. Однако эти ритуальные одевания, покрывание тела пеплом и боди-арт - редкость для домохозяев. И монахи натхов, и домовладельцы носят на шее шерстяную нить с небольшим рогом, бусиной рудракши и кольцом, прикрепленным к ней. Это называется Сингнад Джанеу. Маленький рог важен для их религиозной практики, им трубят во время некоторых фестивалей, ритуалов и перед едой. Многие монахи натхов и несколько домовладельцев также носят примечательные серьги.
Согласно Джеймсу Маллинсону, ритуальное покрытие из пепла, ожерелья и трипундра-тилаки, вероятно, отсутствовало в прошлом и, возможно, появилось в современную эпоху. Те аскеты натхов, которые занимаются тантрой, включают курение конопли в цветке (марихуана) или смолы (чарас, гашиш) в качестве подношения Шиве, как часть своей практики. Традиция традиционно известна хатха-йогой и тантрой, но в наше время усердная практика хатха-йоги и тантры среди натхов необычна. В некоторых монастырях ритуальное поклонение проводится богиням и их гуру, таким как Адинатха (Шива), Матсиендранатха и Горакшанатха, в частности, посредством бхаджанов и киртанов. Они приветствуют друг друга адами (произносится: аади).
Йоги и шиваитские сампрадаи, такие как Натх, превратились в группу воинов-аскетов в эпоху позднего средневековья. группа называет себя шастра-дхари (хранители священных писаний) и другие астра-дхари (хранители оружия). Последняя группа росла и стала особенно заметной в исламский период в Южной Азии, примерно с 14 по 18 век. По словам Ромилы Тапара, наряду с шакта-индуистами, субтрадиции внутри «натха-джогов, как известно, брались за оружие».
Традиция натхов почитать девять, двенадцать или более натхов-гуру. Например, в Навнатх Сампрадае почитаются девять натхов. Наиболее уважаемые учителя в различных субтрадициях:
Гуру | Альтернативные имена | Известность |
Адигуру | Шива, Бхайрава | Шива - пан-индуистский бог |
Матсиендра | Мина, Макчандар, Мачагна | йога-сиддха 8-го или 9-го веков, важный для Каула традиции тантры, почитаемые за его неортодоксальные эксперименты |
Горакша | Горакх | основатель монастыря Натх Сампрадайи, систематизировал техники йоги, организации и строитель монастырей, тексты хатха-йоги приписываются ему, известному своими идеями о ниргуна бхакти, 11 или 12 век |
Джаландхар | Джаландхари, Хадипа, Джвалендра, Балнатх, Балгундай | Сиддха 13 века (может быть ранее), от Джаландхар (Пенджаб), особенно почитаемый в регионах Раджастхана и Пенджаба |
Канхапа | Канху, Канери, Кришнапада, Карнарипа | Сиддха 10-го века из Бенгалии, почитаемый отдельной суб-традицией в пределах N народ атха |
Кауранги | Сарангадхара, Пуран Бхагат | сын царя Девапалы из Бенгалии, который отрекся, почитаемый на северо-западе, например в регионе Пенджаб, его святыня находится в Сиалкоте ( сейчас в Пакистане) |
Карпат | жил в районе Чамба в Гималаях, Химачал-Прадеш, защищал Авадхута, учил, что внешние ритуалы не имеют значения, подчеркивал внутреннее состояние человека | |
Бхартрихари | царь Удджайна, который отказался от своего царства, чтобы стать йогом, ученый | |
Гопичанд | сын королевы Бенгалии, которая отказалась, влиятельный на другие индийские религии | |
Ратаннатх | Хаджи Ратан | сиддха XIII века (возможно, более ранний), почитаемый в средневековом Непале и Пенджабе, почитаемый как натхами, так и суфиями северной Индии |
Дхарамнатх | сиддха XV века, почитаемый в Гуджарате, основал монастырь в регионе Кутч, легенды считают, что он сделал регион Кач пригодным для жизни | |
Мастнатх | основал монастырь в Харьяне, сиддхе 18-го века | |
Ишапутра, Каулантак Натх | Каулантак Пит, Химачал-Прадеш | |
Ученик Махавтара Бабы и гуру Шри М. повел Лахири Махасая к Махавтару Бабе | ||
Мадукар Натх | Мумтаз Али, Шри М | Основатель Фонда Сатсанга, учитель Веданты и Крия Йоги и автор, Маданапалле, Андхра-Прадеш; |
Утверждение натхов как отдельной исторической секты якобы началось примерно в 8 или 9 веке с простого рыбака, Матсиендранатх (иногда называемый Минанатхом, который в некоторых источниках может быть идентифицирован или назван отцом Матсиендранатха).
Один из самых ранних известных текстов хатхи Каула Джнана Нирная приписывается Матсиендре, и датируется последними веками I тысячелетия нашей эры. Другие тексты, приписываемые ему, включают тантру Акулавиры, тантру Кулананды и Джнана карика.
Горакшанатх считается маха-йогом (или великим йогом) в индуистской традиции. В традиции натхов он был почитаемым персонажем, а агиография натхов описывала его как сверхчеловека, который несколько раз появлялся на земле. матха и город Горакхпур в Уттар-Прадеше названы в его честь. Гуркхи Непала и Индийские Горкхи берут свое имя в его честь, как и Горкха, исторический район Непала. Монастырь и храм в Горакхпуре выполняют различные культурные и общественные мероприятия и служат культурным центром города. Монастырь также публикует тексты по философии Горакхнатха.
Горакшанатх не подчеркивал конкретную метафизическую теорию или конкретную Истину, но подчеркивал, что поиск Истины и духовная жизнь ценны и являются нормальной целью человека. Горакшанатх отстаивал йогу, духовную дисциплину и этическую жизнь самоопределения как средство достижения состояния сиддха, самадхи и своих собственных духовных истин.
Горакшанатх, его идеи и йоги были очень популярны в сельских районах Индии, и посвященные ему монастыри и храмы были найдены во многих штатах Индии, особенно в одноименном городе Горакхпур. Среди городской элиты высмеивалось движение, основанное Горакхнатхом.
Баба Гангинатх Джи - современный натх-йог Айи-пантхи. Он принял «саньясу в молодом возрасте в поисках божественности. Он достиг Каджалваса, святой земли натх-йогов, расположенной на коленях хребта Аравали примерно в четырех километрах к востоку от Сирияри, Раджастхан, Индия, где его Гуру Бхаунатх Джи дал ему Шактипат дикшу. Позже он переехал в Джамсар, где, установив «дхуни », он долгое время совершал суровые аскезы (тапасья ). Он передал свое духовное богатство своему ученику Шри Рамлалу Джи Сиягу, основателю и покровителю Адхьятмы Вигьян Сатсанг Кендра, Джодхпур. Он принял самадхи 31 декабря 1983 года в 5:22 утра в Джамсаре.
Согласно Мюллер-Ортега (1989: стр. 37), первичной целью древних натхов-сиддхов было достижение освобождения или дживан-мукти при жизни, и, в конечном итоге, «парамукти», которое он определил как состояние освобождения в текущей жизни и в божественное состояние после смерти. Согласно современному Натх Гуру Махендранатху, другая цель - избежать реинкарнации. В «Магическом пути тантры» он написал о нескольких целях натхов;
Самые ранние тексты по Хатха-йоге натхов, такие как Вивекамартанда и Горакшасатака, взяты из Махараштры, и эти рукописи, вероятно, из 13 век. Эти тексты натхов, однако, частично совпадают с комментарием 13 века Джнанадева к индуистскому писанию Бхагавада Гита, называемым Джнанешвари. Это может быть связано с взаимным влиянием, так как оба текста объединяют учения индуистских школ йоги и веданты одинаково.
Многочисленные технические трактаты в Индуистские традиции, составленные на санскрите о хатха-йоге, приписываются Горакшанатху.
Натха-сампрадайя - это посвящение Традиция гуру-шишья.
Идеи хатха-йоги, развившиеся в традиции натхов, повлияли на Адвайта-веданта и были приняты ею, хотя некоторые эзотерические практики, такие как кечари-мудра, были опущены. Их идеи йоги также оказали влияние на традиции вайшнавизма, такие как Рамананди, а также суфийские факиры на Индийском субконтиненте. Натхи вербовали преданных в свою группу, независимо от их религии или касты, обращая мусульманских йогинов в свою группу.
Традиция натхов также находилась под влиянием движения бхакти святых, таких как Кабир, Намдев и Джнанадева.
Общие
Риши Даттатрея, основатель мифологического божества. | |||||||||||||
Навнатх, девять основателей Натхов Сампрадайа, | |||||||||||||
Гахининатх, 5-й Навнат | Ревананатх, 7-й или 8-й Навнат, также известный как Када Сиддха | Сиддхагири Матх cq Канери Матх (оценка 7 или 14 века;. Лингаят Парампара cq Каадасиддхешвар Парампара | |||||||||||
Нивруттинатх, брат Днянешвара | |||||||||||||
Днянешвар (1275–1296)., также известный как Сант Джнаннесва. и как Кадасиддха или Кад-Сиддхешвар Махарадж | |||||||||||||
Различные рассказы:. Кадасиддха, также называемый «Всемогущий Кадсиддешвар», явившийся в видении Шри Гурулингаджангаму Махараджу. или. 22-е или 24-е Шри Самарт Маппин Каадсиддхесвар Махарадж, который инициировал Шри Гурулингаджангама Махараджа. или. «25-е поколение кадсиддхов в сиддхагири затем инициировало Гурулинг джангам махарадж из нимбарги». или. «Джангамкак». йог [в Сиддхагири], который дал [Нимабарги Махараджу] мантру и сказал ему регулярно медитировать на нее " | |||||||||||||
1 | Нимбарги Махарадж (1789-1875). также известный как Гуру Лингам-Джангам Махарадж | 23-й Шри Самарт Маппин Каадсиддхесвар Махарадж | |||||||||||
2 | Шри Бхаусахеб Махарадж Умдикар (1843 Умди - 1914 Инчгири) | 24-й Шри Самар th Маппин Каадсиддхесвар Махарадж | |||||||||||
3 | Е.С. Шри Амбурао Махарадж из Джигдживани. (1857 Джигаджевани - 1933 Инчгири) | Шивалингавва Акка (1867-1930) | Гирималлешвар Махарадж | Шри Сиддхарамешвар Махарадж <1875-193620>(1875-193620) | 25-й Шри Самарт Маппин Каадсиддхесвар Махарадж | ||||||||
4 | Его Святейшество Шри Гурудев Ранад из Нимбала (1886-1957) | Балкришна Махарадж | Шри Ауджекар Лакшман Махарадж | Мадхавананда Прабхуджи. (ум. 25 мая 1980 г.) | Шри Нисаргадатта Махарадж (1897–1981) |
| 26-й Шри Маппин Каадсиддхешвар Махарадж (1905-2001). Ученик Шри Сиддхарамешвара Махараджа | ||||||
5 | Хахараджа Шри Гурудев Чандра Бхану Патхак | Бхаусахеб Махарадж (Нандешвар) | Шри Нагнатх Алли Махарадж |
| 27-й глава: Его Святейшество Адрушья Кадсиддхешвар Свамиджи | Х. Х. Джагадгуру Раманандачарья Шри Свами Нарендрачарьяджи Махарадж | |||||||
|