Праджня (индуизм)

редактировать

Праджня или Прагья (санскрит : प्रज्ञ) как, प्राज्ञ и प्राज्ञा для обозначения высшей и чистейшей формы мудрости, разума и понимания. Прагья - это состояние мудрости, которое выше знания, полученного путем рассуждений и умозаключений.

Содержание
  • 1 Значение
  • 2 Ведические ссылки
  • 3 Упанишадические ссылки
  • 4 Йогические ссылки
  • 5 Ссылки
Значение

Санскритское слово प्रज्ञ (праджня) - это комбинация «प्र (пра-)», которая означает «до», «вперед», «исполнитель» и используется как усилитель, но редко как отдельное слово, и «ज्ञ (jna)», что означает «знать или знакомо с». प्रज्ञ (Prajña), означающее - мудрый, расчетливый, знающий, знающий, является корнем प्राज्ञ (Prājña) значения - мудрый, образованный человек, интеллектуальный, умный, ум, зависящий от индивидуальности; प्रज्ञा (праджня) значение - разум, суждение, умственное отношение, особая шакти или энергия, проницательность, умственная предрасположенность, истинная или трансцендентная мудрость, осознание, менталитет, понимание, различение, знание; и प्राज्ञा (Prājñā) означает понимание, разум.

В состоянии глубокого сна Атман, ограниченный Праной, жизненным дыханием, называется Праджней.

Ведические ссылки

Есть несколько ведических мантр, которые намекают на Праджню, мудрых и образованных интеллектуалов. и также Иша Упанишад, который принадлежит Шукла Яджурведа. Даянанда Сарасвати, переводя и комментируя Ригведу, обращает внимание на мудрец из Ригведы, который говорит нам -

पिशङ्गरूपः सुभरो वयोधाः श्रुष्टीवीरो आयते देवकामः |
प्रजां त्वष्टा वि ष्यतु नाभिमस्मे अथा देवानाम प्येतु पाथः || २.३.९ ||

что лучезарный, который кормит и питает, кто обеспечивает рождение, кто желает общения с образованными, он, несомненно, скоро приобретет разнообразные знания (и станет умным и осведомленным).

И, чтобы Вишвамитра, который говорит нам -

यदद्य त्वा प्रयति यज्ञे अस्मिन् होतिश्च्कितवोऽवृणीमहीह |
ध्रुवमया ध्रुवमुताशमिष्ठाः प्रजानन् उप याहि सोमम् || ३.२ ९.१६ ||

что те, кто постоянно стремится понять пути и методы объективного мира, его происхождение и бытие, несомненно, достичь божественности (айшварья ). Саяна, комментируя мантру III.27.7, отмечает, что наиболее распространенное значение майя суть праджня («разум») и капата («обман»), и эта крату сложного слова сукрату в мантре I.20.8 подразумевает либо карму (действие), либо праджня («знание»).

Упанишады

Третья глава Айтарейя Упанишад учит - - प्रज्ञाने प्रतिष्ठितं प्रज्ञानेत्रो लोकः प्रज्ञानं ब्रह्म (III.i.3), что все сущее, все явления космические и психические, коренятся в Праджня, т.е. Сознание, а Сознание - это Брахман, в связи с чем Шанкара в своем комментарии утверждает, что Брахман получает соответствующие имена и формы, обусловленные расходящимися телами; это та же самая сущность, которая стала диверсифицированной при всех условиях, известна во всех отношениях и о которой разносторонне думают все существа, а также логики. И в Каушитаки Упанишаде III.iii.4, Индра описывает «Смерть» как полное поглощение Праной, когда Прана и Праджня («сознание» или « self '), которые вместе живут в теле и вместе отходят, становятся одним. Основная тема Каушитаки Упанишад заключается в том, что без Праджня чувства не работают, что является знанием, ибо благодаря знанию человек видит ясно; Праджня - это Брахман, и все корни в Брахмане. Прана - это праджня, самосознание. Именно праджня овладевает речью, а с помощью речи человек получает слова; овладевает носом, и появляется запах; овладевает глазом и обретает все формы; овладевает ухом и воспринимает все звуки; овладевает языком и обретает любой вкус пищи; овладевает руками и получает все действия; овладевает телом и получает удовольствие и боль; овладевая органом, человек обретает счастье, радость и потомство; овладевает стопами, обретает все движения и овладевает умом, обретает все мысли, без праджни никакие мысли не достигают успеха.

Ведантасара говорит нам, что Брахман должен быть мыслится как Ниргуна, без атрибутов; Брахман - единственная реальность, все остальное - анатман, несуществование и незнание. Незнание двоякое; Брахман в отношении тотальности невежества, поскольку Ишвара имеет все атрибуты создателя и правителя мира, но в отношении особого невежества - это индивидуальная душа, дефектный разум, Праджня (प्राज्ञ) - अस्य प्राज्ञात्वमस्पष्टोपाधितयानतिप्रकाशकत्वात् || ४४ ||. Разум в его невидимой форме относится к Брахману - आनन्दभुक् चेतोमुखः प्राज्ञः («Праджня, наслаждающийся блаженством, с Сознанием для помощи» (Мандукья Упанишад 5)), всезнающая реальность в ее видимой форме. это частное видение Джива, который способен отличать себя от Ишвары - सता सोम्य तदा सम्पन्नो भवति («Тогда (во сне без сновидений), моя дорогая, он (Джива) становится единым с Существованием (Ишварой)» ( Чандогья Упанишада VI.viii.1)).

Гаудапада в своей Карике на Мандукья Упанишада обращается к трем состояниям сознания, к единому Атману. троекратное восприятие в одном теле и тройное удовлетворение; он обращается к Вайшванара - जागरितस्थानो बहिष्प्रज्ञः, сфера действия которого - состояние бодрствования, к Тайджасе - स्वप्नास्थानोऽन्तःप्रज्ञः, сфера которого - состояние сна, и к Праджне (प्राज्ञ), чья сфера в Только форма причины - это глубокий сон, лишенный сновидений, как масса сознания, как Акаша в сердце и как блаженное. Он утверждает, что «сон» - это неправильное представление о реальности, «сон» - это состояние, в котором человек не знает, что такое реальность; когда ложный опыт в этих двух состояниях исчезает Турия реализуется (Гаудапада Карика I.vii.15). И Яджнавалкья в Брихадараньяка Упанишад советует, чтобы разумный искатель Брахмана, познавший только Атман, должен практиковать мудрость (праджня) и не думать слишком много слов, потому что это утомительно. к органу речи.

Свами Гамбхирананда объясняет, что состояние, при котором спящий не желает никаких приятных вещей и не видит никаких сновидений, - это глубокий сон, а Праджна - это дверь к переживанию сна и бодрствования состояния. Праджня - это Я как универсальная личность в глубоком сне. Яджнавлкья говорит Джанаке, что Чидакша, Самость природы Сознания, является сознанием, стоящим за разумным звуком и источником Шабда Брахмана, первичной формой которого является Аум, на которое следует медитировать как Праджня («Знание»), сокровенное сознание.

Йогические ссылки

Йога-сутры Патанджали охватывают интеллектуальный уровень от среднего уровня осознания до расширенного измерения. сверхсознания. Согласно Патанджали, Самадхи является последним аспектом восьмеричного пути, ведущего к реализации Йоги, которая объединяет смертных с бессмертными, а Праджня - это состояние совершенства, единой, тотальной неделимой сущности. Совершенный йог по достижении этого Высшего состояния становится полностью не-сущностью. Патанджали заявляет: तस्य वाचकः प्रणवः, что слово, выражающее Его, - это Ом, но простого наполнения Ом недостаточно, так как следует также медитировать на его значении для обретения знания об Атмане и уничтожения препятствий на пути к этому знанию на пути к достижению Нирвичара Самадхи. когда ум становится чистым и - ऋतम्भरा तत्र प्रज्ञा в этом Самадхи, считается, что знание наполнено истиной, которая выходит за рамки умозаключений и писаний.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 13:34:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте