Самадхи (санскрит: समाधी, также называется самапатти ), в школах индуизма, джайнизма, буддизма, сикхизма и йоги, это состояние сознания. В йогических традициях и буддийской комментаторской традиции, на которой основываются бирманское движение випассаны и традиция тайского леса, это медитативное погружение или транс, достигаемый практикой дхьяны. В древнейших буддийских суттах, на которые опираются несколько современных западных учителей Тхеравады, это относится к развитию светлого ума, невозмутимого и внимательного.
В буддизме это последний из восьми элементов Благородного Восьмеричного Пути. В традиции Аштанга Йоги это восьмая и последняя ступень, определенная в Йога-сутрах из Патанджали.
Возможны различные интерпретации этимологии термина :
Общие китайские термины для самадхи включают транслитерации санмэй (三昧) и санмоди (三摩 地 или 三 摩提), а также перевод этого термина буквально как дин (定 «неподвижность»). В переводах Кумарадживы обычно используется санмей (三昧), в то время как переводы из Сюаньцзан, как правило, используют дин (定 «неподвижность»). Китайский буддийский канон включает s эти, а также другие переводы и транслитерации термина.
Согласно Рису Дэвидсу первое засвидетельствованное использование термина самадхи в санскритской литературе было в Майтри Упанишадах.
Истоки практики дхьяны, которая завершается самадхи, являются предметом споров. Согласно Бронкхорсту, дхьяна была изобретением буддистов, тогда как Александр Винн утверждает, что дхьяна была включена из брахманических практик в Никаи, приписываемые Аларе Каламе и Уддаке Рамапутте. Эти практики сочетались с внимательностью и проницательностью и получили новую интерпретацию. Калупахана также утверждает, что Будда «вернулся к медитативным практикам», которым он научился у Алары Каламы и Уддаки Рамапутты.
Переводы. самадхи | |
---|---|
английский | концентрация ; медитативное сознание; 'объединение' |
санскрит | समाधी (самадхи) |
пали | самадхи |
бирманский | тхамарди (သမာဓိ) |
китайский | 三昧. (пиньинь : sānmèi) |
японский | 三昧. (rōmaji : sanmai) |
корейский | 삼매. (RR : sammae) |
тибетский | ཏིང ་ ངེ་ འཛིན་. (Wylie : ting nge 'dzin) |
Вьетнамский | định |
Глоссарий буддизма |
Термин «самадхи» «происходит от корня сам-а-дха, что означает« собирать »или« сводить вместе », и поэтому его часто переводят как« концентрация »или« объединение ума ». В ранних буддийских текстах самадхи также ассоциируется с термином саматха (пребывание в покое). В комментаторской традиции самадхи определяется как экаггата, однонаправленность ума (Читтассэкаггата).
Буддхагоса определяет самадхи как «центрирование сознания и сознания, сопутствующих равномерно и правильно на единый объект [...] состояние, благодаря которому сознание и его сопутствующие факторы остаются равномерно и правильно на единственном объекте, неотвлекаемыми и невредимыми ». Согласно Буддхагхосе, тексты Тхеравады на пали упоминают четыре вида самадхи:
Самадхи - последний из восьми элементов Благородного Восьмеричного Пути. Это часто интерпретируется как относящееся к дхьяне, но в суттах самадхи и дхьяна не одно и то же. В то время как самадхи - это однонаправленная концентрация, в дхьяне это самадхи используется на начальных этапах, чтобы уступить место состоянию невозмутимости и внимательности. Практика дхьяны позволяет сохранять доступ к чувствам осознанным образом, избегая первичных реакций на чувственные впечатления.
Рупаджхана | ||||
Первая джхана | Вторая джхана | Третья джхана | Четвертая джхана | |
---|---|---|---|---|
Кама / Акусала дхамма (чувственность / неумелые качества) | изолирован от;. изъят | не встречается | не встречается | не встречается |
Витакка (прикладное мышление) | сопровождает. джхана | объединение осознания., свободное от витакки и вичары | Не происходит | Не происходит |
Вичара (постоянная мысль) | ||||
Пити (восторг) | рожденный в уединении;. проникает в тело | самадхи - рожденный;. проникает в тело | исчезает. (вместе с бедствием) | Не возникает |
Sukha (не чувственный удовольствие) | пронизывает. физическое тело | покинутый. (ни удовольствия, ни боли) | ||
Упеккхасатипарисуддхи (чистое, внимательное невозмутимость ) | Не возникает | внутренняя уверенность | невозмутимость ;. внимательность | чистота. невозмутимость и внимательность |
Источники: |
Суттапитака и Агамы описывают четыре стадии рупа-джханы. Рупа в нейтральной позиции относится к материальному царству как к разным формам царства кама (вожделение, желание) и царства арупа (нематериального царства). Каждая джхана характеризуется набором качеств, которые присутствуют в этой джхане.
Согласно Ричарду Гомбриху, последовательность четырех рупа-джхан описывает два различных когнитивных гласит:.
Я знаю, что это спорно, но мне кажется, что третий и четвертый джханы, таким образом, совсем не похоже на секунду
Александр Винн далее поясняет, что дхьяна-схема плохо понята по Винн, слова. выражения внушения осознания, такие как сати, сампаджано и упекха, неправильно переводятся или понимаются как особые факторы медитативных состояний, тогда как они относятся к определенному способу восприятия объектов чувств:
Таким образом, выражение сато сампаджано в третьем Джхана должна обозначать состояние осознания, отличное от медитативного погружения во вторую джхану (четасо экодибхава). Это предполагает, что субъект делает что-то отличное от пребывания в медитативном состоянии, т. е. что у него есть Он вышел из своей поглощенности и теперь снова осознает объекты. То же самое и со словом upek (k) hā: оно не обозначает абстрактную «невозмутимость», [но] оно означает осознавать что-то и безразлично к этому [...] Третья и четвертая джхана, как мне кажется, опишите процесс направления состояний медитативного погружения к осознанному осознаванию объектов.
Благородный восьмеричный путь - это сжатие более сложных описаний этого пути, который начинается с домохозяина, который слышит дхамму и уходит из дома (буквально или образно) и после подготовительных практик приступает к практике дхьяны. Палийский канон описывает восемь прогрессивных состояний джханы: четыре медитации формы (рупа джхана) и четыре медитации без формы (арупаджханы ), хотя в ранних текстах термин дхьяна не используется для обозначения четыре бесформенные медитации, вместо этого называя их аятана (измерение, сфера, основа). Девятая форма - это Ниродха - Самапатти.
Согласно Бронкхорсту, четыре рупа-джханы могут быть оригинальным вкладом Будды в религиозный ландшафт Индии. Они стали альтернативой мучительным аскетическим практикам джайнов. Арупа-джхана были заимствованы из небуддийских аскетических традиций. Согласно Кренглу, развитие медитативных практик в древней Индии было сложным взаимодействием между ведическими и неведическими традициями.
Основной проблемой в изучении раннего буддизма является связь между дхьяной и прозрением. Буддийская традиция объединила две традиции использования джханы. Существует традиция, которая подчеркивает достижение прозрения (бодхи, праджня, кэнсё ) как средства к пробуждению и освобождению. Но он также включил в себя йогическую традицию, что отражено в использовании джханы, которая отвергается в других сутрах как не приводящая к окончательному результату освобождения. Эта проблема была классно сформулирована в 1936 году Луи де ла Валле Пуссеном в его тексте Musila et Narada: Le Chemin de Nirvana.
Шмитхаузен выделяет три возможных пути к освобождению, как описано в суттах, к которым Феттер добавляет единственная практика самой дхьяны, которую он рассматривает как изначальную «практику освобождения»:
Эта проблема была разработана несколькими известными учеными, включая Тилмана Веттера, Йоханнеса Бронкхорста и Ричарда Гомбриха. Шмитхаузен отмечает, что упоминание четырех благородных истин, составляющих «освобождающее прозрение», которое достигается после овладения Рупа Джханой, является более поздним добавлением к таким текстам, как Маджхима Никая 36. И Шмитхаузен, и Бронкхорст отмечают, что достижение прозрения, которое является познавательной деятельностью, не может быть возможным в состоянии, когда вся познавательная деятельность прекращена. Согласно Веттеру и Бронкхорсту, сама дхьяна составляла изначальную «практику освобождения». Согласно Александру Винну, конечной целью дхьяны было достижение постижения и применение медитативного состояния к практике внимательности. Согласно фраувалльнеру, внимательность была средством предотвращения возникновения влечения, которое возникало просто в результате контакта между чувствами и их объектами. Согласно фраувалльнеру, это могло быть первоначальной идеей Будды. По словам Винна, этот акцент на внимательности, возможно, привел к интеллектуализму, который отдавал предпочтение постижению перед практикой дхьяны.
, сгруппированные в схему джханы, представляют собой четыре медитативных состояния, называемых в ранних текстах как аруппы. Они также упоминаются в комментаторской литературе как нематериальные / бесформенные джханы (арупаджханы), также переводимые как Бесформенные измерения, в отличие от первых четырех джхан (рупа-джханы). В буддийских канонических текстах слово «джхана» никогда явно не используется для их обозначения, вместо этого они упоминаются как аятана. Однако иногда они упоминаются последовательно после первых четырех джхан (в других текстах, например, в MN 121 они рассматриваются как отдельный набор достижений), и поэтому более поздние экзегеты стали рассматривать их как джханы. Нематериальное связано с йогической медитацией или происходит из нее и более конкретно нацелено на концентрацию, в то время как собственно джханы связаны с развитием ума. Состояние полного пребывания в пустоте достигается, когда преодолевается восьмая джхана.
Четыре арупы:
Согласно Буддхагхосе в его влиятельном стандартном труде Висуддхимагга, самадхи является «непосредственной причиной» достижения мудрости. Висуддхимагга описывает 40 различных объектов для медитации, которые упоминаются в палийском каноне, но явно перечислены в Висуддхимагга, такие как осознанность дыхания (анапанасати) и любящая доброта (метта).
Несколько западных учителей (Таниссаро Бхиккху, Ли Бразингтон, Ричард Шанкман) проводят различие между джханой, ориентированной на сутту, и джханой, ориентированной на Висуддхимаггу. Таниссаро Бхиккху неоднократно утверждал, что палийский канон и Висуддхимагга дают разные описания джхан, считая описание Висуддхимагги неверным. Керен Арбель провела обширное исследование джханов и современной критики интерпретации комментариев. Основываясь на этом исследовании и на собственном опыте старшего учителя медитации, она дает реконструированный отчет об изначальном значении дхьян. Она утверждает, что джхана является интегрированной практикой, описывая четвертую джхану как «ясное осознавание», а не как состояние глубокой концентрации.
Самые ранние дошедшие до нас тексты индийской махаяны подчеркивают аскетические практики и лесное жилище, а также погружение в состояния медитативного единства. Эти практики, по-видимому, занимали центральное место в ранней Махаяне, также потому, что они «могли дать доступ к новым откровениям и вдохновению».
В индийских традициях Махаяны этот термин также относится к формам «самадхи». "кроме дхьяны. В разделе 21 Махавьютпатти записано даже 118 самадхи. Самадхираджа-сутра, например, имеет в качестве своей главной темы самадхи, называемое «самадхи, которое проявляется как тождество сущностной природы всех дхарм» (сарва-дхарма-свабхава-самата-випанчита-самадхи).
Индийская дхьяна была переведена как чан на китайский язык, а дзен на японский. Идеологически дзен-традиция делает упор на праджню и внезапное прозрение, но в реальной практике праджня и самадхи, или внезапное озарение и постепенное совершенствование, связаны друг с другом. В частности, некоторые линии передачи в школе Дзэн Риндзай подчеркивают внезапное озарение, в то время как Сото школа Дзэн уделяет больше внимания сикантаза, обучению осознанию потока мыслей., позволяя им возникать и уходить без помех.
Самадхи - главный предмет восьмой части Йога-сутр, называемой Самадхи-пада. Они напоминают буддийские джханы. Согласно Дэвиду Гордону Уайту, язык Йога-сутр часто ближе к «буддийскому смешанному санскриту, санскриту ранних буддийских писаний Махаяны, чем к классическому санскриту других индуистских писаний». По словам Карела Вернера,
система Патанджали немыслима без буддизма. Что касается терминологии, то многое в Йога-сутрах напоминает нам буддийские формулировки из Палийского канона и, тем более, из Сарвастивада Абхидхармы и из Саутрантика."
Роберт Турман пишет, что Патанджали находился под влиянием успеха буддийской монашеской системы, чтобы сформулировать свою собственную матрицу для той версии мысли, которую он считал ортодоксальной. Однако Йога-сутра, особенно четвертый сегмент Кайвалья-пады, содержит несколько полемических стихов, критикующих буддизм, в частности, школу Виджнянавада Васубандху.
Самадхи - это единство с объектом медитации. Нет различия между актом медитации и объектом медитации. Самадхи бывает двух видов, с поддержкой объекта медитации и без нее:
По словам Яна Уичера, статус сананды и шасмиты в системе Патанджали является предметом споров. Согласно Маэле, первые две составляющие, размышление и размышление, составляют основу различных типов самапатти. Согласно Фейерштейну,
«Радость» и «Я-есть» [...] должны рассматриваться как сопутствующие явления всякого познавательного [экстаза]. Объяснения классических комментаторов по этому поводу кажутся чуждыми иерархии [экстатических] состояний Патанджали, и кажется маловероятным, чтобы ананда и асмита составляли независимые уровни самадхи.
Ян Уичер не согласен с Фейерштейном, видя ананду и асмиту как более поздние стадии нирвичара-самапатти. Уичер ссылается на Вачаспати Мишру (900-980 гг. Н. Э.), Основателя Бхамати Адвайта Веданты, который предлагает восемь типов самапатти:
Виджняна Бикшу (ок. 1550-1600) предлагает шестиступенчатую модель, явно отвергая модель Вакаспати Мишры. Виджняна Бикшу рассматривает радость (ананда) как состояние, которое возникает, когда ум выходит за пределы стадии вичары. Уичер соглашается, что ананда не является отдельной стадией самадхи. Согласно Уичеру, собственное мнение Патанджали, по-видимому, состоит в том, что нирвичара-самадхи является высшей формой когнитивного экстаза.
Согласно Таймни, дхарана, дхьяна и самадхи образуют ступенчатую последовательность:
Рамана Махарши проводит различие между кевала нирвикальпа самадхи и сахаджа нирвикальпа самадхи :
Сахаджа самадхи - это сахаджа самадхи. состояние, в котором уровень молчания внутри субъекта поддерживается вместе (одновременно с) полным использованием человеческих способностей.
Кевала нирвикальпа самадхи является временным, тогда как сахаджа нирвикальпа самадхи является непрерывным состоянием на протяжении всей повседневной деятельности. Это состояние кажется по своей сути более сложным, чем самадхи, поскольку оно включает в себя несколько аспектов жизни, а именно внешнюю активность, внутреннее спокойствие и отношения между ними. Это также кажется более продвинутым состоянием, поскольку оно наступает после овладения самадхи.
Сахаджа - одно из четырех ключевых слов Натх сампрадайи вместе с Свеччачара, Сама и Самараса. Сахаджа медитация и поклонение были распространены в тантрических традициях, общих для индуизма и буддизма в Бенгалии еще в VIII – IX веках.
В сикхизме это слово используется для обозначения действия, которое человек использует, чтобы вспомнить и зафиксировать свой ум и душу на Вахегуру. Шри Гуру Грантх Сахиб сообщает:
Термин самадхи относится к состоянию ума, а не к физическому положению тела. В Священных Писаниях объясняется:
Сикхские гуру информируют своих последователей:
Общее
Индуизм
Буддизм
Джайнизм
Ислам
Западные традиции
![]() | Посмотрите samadhi в Викисловарь, бесплатный словарь. |