Махамудра

редактировать
Дизайн печати со словом Mahāmudrā («большая печать») на монгольском языке Phags-pa.

Махамудра ( санскрит ; тибетский : ཕྱག་ ཆེན་, Wylie : phyag chen, THL : chag-chen, сокращение тибетского : ཕྱག་ རྒྱ་ཆེན་པོ་, Wylie : phyag rgya chen po, THL : chag-gya chen-po) буквально означает «великая печать» или «великий отпечаток» и относится к тому факту, что «все явления неизбежно штампуются фактом неразделимости мудрости и пустоты». Махамудра - это многозначный термин, имеющий большое значение в более позднем индийском буддизме и тибетском буддизме, который «также иногда встречается в индуистском и восточноазиатском буддийском эзотеризме ».

Это название также относится к совокупности учений, представляющих собой кульминацию всех практик школ Сарма тибетского буддизма, которые считают его квинтэссенцией всех своих священных текстов. Часть мудры означает, что в переживании реальности адептом каждое явление ярко проявляется, а часть маха относится к тому факту, что оно находится за пределами представлений, воображения и проекций. Практика Махамудры также известна как учение под названием « Сахаджайога » или «Йога совместного возникновения». В тибетском буддизме, особенно в школе Кагью, это иногда рассматривается как другое буддийское средство передвижения ( яна ), «Сахаджаяна» (тибетское: lhen chig kye pa), также известное как средство самоосвобождения.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Этимология в тантрах
  • 2 индийских источника
  • 3 тибетские традиции
    • 3.1 Традиция Кагью
      • 3.1.1 Три типа обучения
      • 3.1.2 Как путь за пределы сутры и тантры
      • 3.1.3 Линии передачи Кагью махамудры
    • 3.2 Сакья махамудра
    • 3.3 Традиция гелуг
  • 4 Практики и методы
    • 4.1 Четыре йоги и пять путей
    • 4.2 Обычные практики медитации
      • 4.2.1 Шаматха
      • 4.2.2 Випашьяна
    • 4.3 Необычные практики медитации
      • 4.3.1 Один вкус
      • 4.3.2 Немедитация
  • 5 Основные исходные тексты
    • 5,1 индийские работы
    • 5.2 Тибетские произведения
    • 5.3 Шесть слов совета
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки

История

Свиток с изображением Сарахи в окружении других махасиддхов, вероятно, 18-го века и сейчас находится в Британском музее.

Использование и значение термина махамудра эволюционировали на протяжении сотен лет истории Индии и Тибета, и в результате этот термин может относиться по-разному к « ритуальному жесту руки, одной из последовательности« печатей »в тантрическом языке. практика, природа реальности как пустоты, процедура медитации, сосредотачивающаяся на природе Ума, врожденный блаженный гнозис, познающий пустоту недвойственно, или высшее достижение состояния будды в кульминации тантрического пути ».

Согласно Джамгону Конгтрулу, индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты Йогачара Татхагатагарбхи (природа будды), такие как сутра Самдхинирмочана и Уттаратантра. Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов или великих адептов во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с сиддха Сарахи 8-го века.

Сараха в Dohas (песни или стихи в рифмованных куплетах) самая ранней махамудра литература сохранившийся, а также содействовать некоторые из уникальных особенностей махамудра, такие как важность Указывая-аута обучения с помощью гуру, не-двойственной природы ума, и отрицания традиционных средств достижения просветления, таких как медитация саматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и доктринальное изучение в пользу махамудры, «немедитации» и «бездействия». Более поздние индийские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные системы.

Этимология в тантрах

Было высказано предположение, что первое использование этого термина было в c. Манджусримулакальпа 7-го века, в котором это относится к жесту руки. Этот термин упоминается все чаще по мере дальнейшего развития буддийской тантры, особенно в Йогатантрах, где он появляется в Таттвасанграхе и Ваджрашекхара-тантре. Здесь он также обозначает жест руки, теперь связанный с тремя другими мудрами рук - действием ( карма), залогом ( самая) и дхарма мудрами, - но также включает в себя «декламацию мантр и визуализацию, которые символизируют и помогают осуществить полное отождествление человека с ним. божественная форма или пробуждающий Ум (бодхичитта) божества ". В махайога- тантрах, таких как тантра Гухьясамаджа, он «имеет множество значений, включая созерцание-чтение, благоприятное для адамантинового тела, речи и ума татхагат; и объект - пустота - через осознание которой« все достигается »., '"и это также используется как синоним пробужденного Разума, который, как говорят, является" изначально нерожденным, пустым, не возникшим, несуществующим, лишенным себя, естественно сияющим и безупречным, как небо ".

В Йогини или Ануттарайога-тантрах махамудра «выступает как главное буддийское понятие». Как объясняет ученый Роджер Джексон,

Хотя он все еще связан с практикой махала стадии творения, он чаще связан с медитациями стадии завершения, включающими манипулирование ментальными и физическими силами в тонком теле с целью создания божественной формы и светлого, блаженного, неконцептуального гнозиса. В обсуждениях на стадии завершения в таких тантрических системах, как Хеваджра, Чакрасамвара и Калачакра, махамудра имеет три особенно важных значения. Во-первых, это может относиться к супруге практикующего в практиках сексуальной йоги. Во-вторых, как и прежде, это одна из последовательности мудр, соответствующих различным буддийским концепциям, переживаниям и ступеням пути. Однако здесь, как правило, это кульминация серии, прямое осознание природы Ума и реальности, которая превосходит и совершенствует другие, более традиционные печати, включая те, которые связаны с действительной или визуализированной сексуальной йогой. В-третьих, Махамудра сама по себе означает высшую истину, осознание или достижение практики йогини-тантры: великая печать, которая отмечает все явления и переживания; синоним таковости, тождества, пустоты, пространства и богини Наиратмья (не-я); неизменное блаженство за пределами объекта и субъекта, формы, мысли или выражения; и высшее гностическое достижение, махамудра-сиддхи.

Тубтен Еше объясняет: «Махамудра означает абсолютную печать, целостность, неизменность. Запечатывание чего-либо подразумевает, что вы не можете это разрушить. Махамудра не был создан или изобретен кем-либо; поэтому он не может быть уничтожен. Это абсолютная реальность».

Арьядева резюмирует: «Обсуждение того, как достичь махамудры, включает в себя методы медитации на самом уме как на чем-то, имеющем пустоту как свою природу».

Индийские источники

Тилопа. Майтрипа.

Все различных Тибетца Mahamudra родословных возникли с Махасиддхами в Пала в 8-12 веке в Индии. Самая ранняя фигура - поэт X века, йог Сараха, и его ученик Нагарджуна (не путать с более ранним философом). Сборники стихов и песен Сарахи, в основном составленные на языке апабхрамса, являются самыми ранними индийскими источниками учений махамудры, помимо буддийских тантр.

Среди других влиятельных индийских махасиддхов - Тилопа, его ученик Наропа и супруга Наропы Нигума. Песня Тилопы «Ганг Махамудра» - это широко распространенный короткий текст махамудры. Нигума - важный источник линии передачи Шангпа Кагью.

Ученик Тилопы Майтрипа стал главным мастером махамудры в Индии в его время, и большинство линий передачи махамудры восходят к Майтрипе. Майтрипа был очень влиятельной фигурой XI века, ученым и тантриком, широко преподававшим Ратнаготравибхагу, текст, который широко рассматривается как мост между сутрическими взглядами Махаяны и Ануттарайогатантры. Он составил комментарии к буддийским дохам, а его работы включают сборник из 26 текстов о «неконцептуальном осознании» ( аманасикара), которые являются ключевым индийским источником учений махамудры, сочетающих сутру и тантру и учит мгновенному подходу к пробуждению.

Майтрипа описал махамудру следующим образом:

Махамудра, то, что объединено и находится за пределами ума, ясно, но безрассудно, всепроникающе и необъятно, как пространство. Его аспект великого сострадания очевиден, но лишен какой-либо природы. Проявляется ясно, как луна в воде; Это вне всех сроков, границ или центра. Ничего не загрязненное, оно безупречно, вне всяких надежд и страхов. Это невозможно описать, как сон немого.

Один из студентов Майтрип в был Kadam ученый Атиш, который учил Mahamudra своего ученику Дромтонп (1004-63), который решил не делать Mahamudra части традиции кад. Другой ученик Майтрипы, Марпа Лотсава, также представил Тибету махамудру, и его ученик Миларепа также является центральной фигурой этой линии. Еще одна важная фигура в представлении махамудры в этой местности - Ваджрапани, еще один ученик Майтрипы. Его ученик, Асу, также был учителем Речунгпы (1084-1161), одного из учеников Миларепы.

Гампопа, ключевая фигура школы Кагью, ссылается на три важных цикла индийских текстов, в которых Махамудра рассматривается как его основные источники:

  • «Семь [или восемь] текстов сиддхи» (Saptasiddhiḥ, тиб. Grub pa sde bdun), которые включают Гухьясиддхи Падмаваджры и Джнанасиддхи Индрабхути.
  • «Цикл Six сердце Текстов» или «Шесть работ о существенном значении» ( препарат перорально Skor Snying), в том числе Сарахи в Dohakosha и Nagarjunagarbha в Caturmudraniscaya.
  • «Цикл учений о непознании» Майтрипы ( Yid la mi byed pa 'i chos skor).

Эта классификация существовала со времен Бустон Ринчена Личинки (1290-1364).

Индийские источники махамудры были позже собраны седьмым Кармапой Чос грагс ргья мтшо (1454-1506) в трехтомный сборник под названием «Индийские трактаты о махамудре» ( тиб. Phyag rgya chen po 'i rgya gzhung). Этот сборник включает в себя три вышеупомянутых сборника, а также Анавилатантру и тексты, которые учат нетантрическому «мгновенному» подходу к практике индийского мастера по имени Сакьясрибхадра.

Тибетские традиции

Нарисованная тханка Миларепы (1052-1135), конец 19 - начало 20 века, Додейдраг Гонпа, Тхимпху, Бутан

Махамудра наиболее известен как учение в школе тибетского буддизма Кагью. Однако школы гелуг и сакья также практикуют махамудру. Школа Ньингма и Бон практикуют Дзогчен, родственный, но отличный метод прямого ознакомления с принципом шуньята. Ученики ньингмы также могут получить дополнительное обучение махамудре, а линия передачи Пальюл Ньингма сохраняет линию «Союза Махамудры и Ати Йоги», начатую Карма Чагме.

Традиция кагью

Гампопа (1079–1153), основатель Кагью

Гампопа Сонам ​​Ринчен (1079–1153), монах Кадам, ученик мирского тантрического йога Миларепы, является ключевой фигурой в традиции Кагью. Он отвечает за большую часть развития монастырских учреждений Кагью и за письменную запись учений линии передачи. Он синтезировал учения Махаяны Кадам с тантрическими учениями, которые он получил от Миларепы, и разработал уникальную систему махамудры, которой он часто учил без тантрических посвящений, полагаясь вместо этого на гуру-йогу.

Махамудра определяется Гампопой как «реализация естественного состояния как осознанности-пустоты, абсолютно ясной и прозрачной, без корня». Гампопа также утверждает, что махамудра - это « парамита мудрости, превосходящая мысли и выражения». Гампопа обучал своих учеников пятичастной системе махамудры, один из его самых известных учеников, Пхагмо Другпа (1110-1170), стал очень успешным учителем, который продолжал преподавать эту пятичастную систему, и восемь «младших» линий передачи кагью прослеживаются до его. Эта система «пятичастной махамудры» стала одним из основных способов передачи махамудры в линиях передачи Кагью после Гампопы.

Традиция, которая следует за Гампопой, называется Дакпо Кагью. Ключевым автором этой традиции является Дакпо Таши Намгьял, известный своей Махамудрой: Лунным светом. Карма Кагью Кармапы, как и девятый Кармапа Вангчук Дордже, также сочинили важные тексты Махамудры. Развитием этих более поздних авторов махамудры является объединение общих учений Махаяны о саматхе и випашьяне в качестве предварительных к практике махамудры.

Три типа обучения

Линия Кагью делит учения махамудры на три типа: «сутра махамудра», «тантра махамудра» и «сущность махамудры», в формулировке, которая, кажется, исходит от Джамгона Конгтрула. Сутра махамудра, как следует из названия, черпает свои философские взгляды и техники медитации из традиции сутраяны. Тантрическая махамудра использует такие тантрические техники, как туммо, йога сновидений и ösel, три из шести йог Наропы. Сущностная махамудра основана на прямом наставлении квалифицированного ламы, известном как указание наставления.

Как путь за пределы сутры и тантры

Фигуры линии Кагью, такие как Гампопа, представляли форму махамудры, которая, как говорили, превосходила колесницы сутраяны и ваджраяны. Согласно Карлу Бруннхольцлу, Гампопа рассматривал махамудру как третий путь, который не был ни сутрой, ни тантрой, который он назвал «путем праджни» и «путем таковости», и который «полагается на благословение и предназначен для тех, кто разумен и неравнодушен. острые способности ". Бруннхольцл добавляет, что для Гампопы путь махамудры «принятия прямых восприятий в качестве пути» основан на введении истинным гуру в светящуюся дхармакаю и, таким образом:

Получив такое безошибочное наставление, имеющее окончательное значение, человек затем принимает в качестве пути естественный ум, не разделяя триаду взгляда, поведения и медитации в терминах этого врожденного ума, в отношении которого он приобрел уверенность внутри себя.

Гампопа также утверждал, что махамудра была «высшим путем, который на самом деле превосходит как сутру, так и тантру». Бруннхольцль далее заявляет, что «на практике большинство сохранившихся учений Гампопы состоят в основном из наставлений, основанных на сутрах, а затем завершаются Махамудрой, либо вовсе не обучая пути мантры, либо упоминая его лишь вскользь». Традиция Кагью основывает свои учения махамудры на трудах индийских махасиддхов, таких как Сараха и Майтрипа. По словам Клауса-Дитера Матеса,

Позже Бкабргьюда защищали свою не специфически тантрическую традицию или сутра-махамудру, ссылаясь на индийские источники, такие как Таттвадашаканика или Таттваватара. Они принадлежат к литературному жанру, который Седьмой Кармапа Чос грагс ргья мтшо (1454–1506) назвал «индийскими произведениями махамудры» (phyag chen rgya gzhung).

Доктор Матес исследовал практику, описанную в этих трудах по махамудре, и обнаружил, что она не обязательно тантрическая. В дохах Сарахи это просто осознание совместной эмерджентной природы Ума с помощью настоящего гуру. Майтрипа (ок. 1007–085) использует термин махамудра именно для обозначения такого подхода, таким образом, используя первоначально тантрический термин для чего-то, что не является специфической тантрической практикой. Таким образом, более поздние кагьюпы правомерно говорить о традиции махамудры Сарахи как о изначально независимой от сутр и тантр. Для Майтрипы прямое осознание пустоты (или одновременного возникновения) является связующим звеном между сутрами и тантрами, и именно благодаря этому мосту махамудра может быть связана с сутрами и тантрами. В сутрах он принимает форму практики непостоянства и умственной отстраненности, тогда как в тантрах он занимает особое положение среди четырех мудр.

Учение кагью о махамудре стало предметом споров. Возможность внезапного освобождающего осознания и практика махамудры без необходимости в тантрическом посвящении рассматривались некоторыми критиками как противоречащие учению буддийских тантр и как просто форма китайского чань (дзэн).

Линии передачи кагью махамудры

Кхедруп Гелек Пелзанг, 1-й Панчен-лама, определил ряд линий передачи махамудры в соответствии с их основными практиками для достижения махамудры. В своих учениях о коренном тексте Первого Панчен-ламы и автокомментариях 14-й Далай-лама очертил линии передачи практики Кагью следующим образом:

Сакья махамудра

Вслед за великим экзегетом Сакья и философом Сакья Пандитом (1182-1251) махамудра в школе Сакья рассматривается как высшее тантрическое осознание, что означает, что практика махамудры осуществляется только после того, как она была инициирована в тантрическую практику и практиковала созидание и завершение. этапы божественной йоги. В своей « Четкой дифференциации трех кодов» ( Sdom gsum rab dbye) Сакья Пандита критиковал нетантрические подходы к махамудре «сутры» учителей Кагью, таких как Гампопа, который учил махамудру тем, кто не получил тантрических посвящений и основывался на ней. сами на Уттаратантрасастре. Он утверждал, что термин махамудра не встречается в сутрах, а встречается только в высшем классе тантр и что только через тантрическое посвящение возникает махамудра: «Наша собственная Великая Печать состоит из Гнозиса, возникшего из посвящения». Согласно Сакья Пандиту, через четыре посвящения или посвящения, данные квалифицированным гуру, большинство практикующих испытают подобие истинной махамудры, хотя некоторые редкие люди испытают истинную махамудру. Практикуя этапы создания и завершения тантры, тантрика развивает это частичное понимание блаженства и пустоты в полностью недвойственный гнозис, настоящую Махамудру, которая соответствует достижению Пути Видения, первой бодхисаттвы бхуми.

В Сакья это прозрение, известное как махамудра, описывается по-разному как «единство ясности и пустоты, единство осознания и пустоты, единство блаженства и пустоты», а также «естественная реальность ( chos nyid gnyug ma), которая есть пустота, обладающая пустотой. совершенство всех аспектов ".

Традиция гелуг

Панчен-лама, Лобсанг Чоки Гьялцен

Традиция махамудры школы гелуг традиционно восходит к основателю школы Цонкапе (1357–1419), который, как говорят, получил устную передачу от Манджушри, и она также восходит к индийским мастерам, таким как Сараха, через мастера Дрикунг Кагью Ченнга Чокьи Гьялпо. который передал учения Кагью Махамудры (вероятно, Пятичастной Махамудры) Цонкапе. Джагчен Джампа Пал (1310–1391), видный хранитель традиции джагпа учения Шангпа, также был одним из учителей рже Цонкапы.

Однако особая система Махамудры «гелуг» была записана только во времена Лобсанга Чоки Гьялцена, 4-го Панчен-ламы (иногда называемого «1-м Панчен-ламой», 1570-1662 гг.), Который написал основной текст Махамудры на « Шоссе пути». Победители: коренные стихи для драгоценного геден [гелуг] кагью [устная] передача махамудры »( dGe-ldan bka'-brgyud rin-po-che'i phyag-chen rtsa-ba rgyal-ba'i gzhung-lam) и его автокомментарий ( Ян гсал сгрон ме, «Лампа, заново озаряющая Махамудру»), который до сих пор широко преподается и комментируется. До этой работы писания гелуг по Махамудре, как правило, следовали ортодоксальным учениям Кагью. Этот текст и его автокомментарии стали центральной работой по Махамудре в школе гелуг. Нынешний 14-й Далай-лама и лама Еше - некоторые из современных деятелей гелуг, которые написали комментарии к этому ключевому тексту махамудры гелуг.

Сам Панчен-лама Чоки Гьялцен находился под влиянием учения Кагью и хотел подражать великим сиддхам, таким как Миларепа и Сабарипа. Он называет различные линии передачи Махамудры и Дзогчен в своем тексте и приходит к выводу, что «все их окончательные значения, как видно, приходят к одной и той же намеченной точке». Чоки Гьялцен также на стороне школы Кагью против Сакья, утверждая, что существует сутра уровня Махамудры. Однако, по его мнению, сутра Махамудра особенно связана с постепенным путем, и его представление о практике прозрения ( випасьяна) - это исключительно гелуг.

Йонгдзин Еше Гьялцен (также известный как Хачен Еше Гьялцен, наставник 8-го Далай-ламы, 1713–1793 гг.) Составил комментарий к тексту Махамудры Чоки Гьялцена, озаглавленный «Светильник ясного и превосходного пути линии устной традиции» ( Yongs-'dzin ye shes rgyal mtshan). Он также комментирует Махамудру в контексте гуру-йоги ламы Чопа.

Практики и методы

Общая схема, используемая в школе Кагью, - это Земля ( природа будды, пустота ), Путь (практика) и Плодотворение махамудра ( состояние будды ). Совет и руководство квалифицированного учителя считаются очень важными для развития веры и интереса к дхарме, а также для изучения и практики медитации махамудры. Чаще всего махамудре (особенно эссенциальной махамудре) предшествует встреча с ламой и получение указаний. Некоторые части передачи осуществляются устно, посредством посвящений и «передач чтения». Студент обычно проходит через различные тантрические практики, прежде чем приступить к «бесформенным» практикам, описанным ниже; последние классифицируются как часть «сущности махамудры». Нёндро - это предварительные практики, общие как для традиций махамудры, так и для дзогчен, и включают такие практики, как созерцание «четырех мыслей, обращающих ум», простирания и гуру-йоги. По словам одного ученого, большинству людей трудно начинать непосредственно с бесформенных практик и при этом терять энтузиазм, поэтому тантрические практики работают как дополнение к бесформенным.

Другой способ разделить практику махамудры - это тантрические практики махамудры и практики сутры. Тантрические практики махамудры включают в себя практику йоги божеств с йидамом, а также практики тонкого тела, такие как шесть йог Наропы, и могут выполняться только после посвящения. После предварительных практик практика сутры-махамудры школы Кагью часто делится на обычные или существенные практики медитации и необычные практики медитации. Обычные практики - это саматха (успокоение) и випасьяна (особое прозрение). Необычные практики включают в себя «бесформенные» практики, такие как «йога одного вкуса» и «немедитация». Традиция также завершается некоторыми особыми просветительскими и постпросветленными практиками. Согласно Реджинальду Рэю, «бесформенные» практики, также называемые «махамудра сущности», - это когда «человек непосредственно занимается практиками отказа от дискурсивного мышления и успокоения ума в ясном, сияющем осознавании, которое является махамудрой». Причина, по которой необходимы подготовительные практики и практики «формы», такие как йога божеств и випасьяна, заключается в том, что бесформенные практики довольно сложны и тонки, и большинство практикующих не могут успешно войти в простую сущность ума без значительной умственной подготовки.

Четыре йоги и пять путей

В традиции Дагпо Кагью, представленной Дагпо Таши Намгьялом, Махамудра разделен на четыре отдельные фазы, известные как четыре йоги махамудры (С. чатвари махамудра йога, Вайли : пьяг ргья чен по'и рнал 'бёр бжи). Вот они:

  1. однонаправленность (S. ekāgra, T. rtse gcig)
  2. простота (S. niṣprapānca, T. སྤྲོས་ spros bral) «свободная от сложности» или «не продуманная».
  3. один вкус (S. samarasa, T. རོ་ གཅིག་ ro gcig)
  4. Немедитация (S. abhāvanā, T. sgom med) Состояние отсутствия привязанности ни к объекту медитации, ни к медитирующему. На этой стадии больше не нужно «медитировать» или «культивировать».

Эти стадии параллельны четырем йогам Дзогчен-семде. Четыре йог Махамудры были соотнесены с Махаяной дорожками пять (С. pañcamārga), в соответствии с Цель Нацога Рангдрол ( лампа махамудра):

  • Внешние и внутренние предварительные практики : путь накопления
  • Однонаправленность: путь применения
  • Простота: пути видения и большая часть пути медитации (бхуми с первого по шестой)
  • Один вкус: последняя часть пути медитации, большая часть пути без обучения (бхуми с седьмого по девятый)
  • Немедитация: последняя часть пути прекращения обучения (десятая бхуми) и состояния будды (бхуми с одиннадцатой по тринадцатую)

Между тем Дакпо Таши Намгьял в своем « Лунном свете Махамудры» соотносит их следующим образом:

  • Внешние и внутренние предварительные практики и однонаправленность: путь накопления
  • Простота: путь применения
  • Один вкус: пути медитации и без обучения
  • Немедитация: путь без обучения и состояния будды

Согласно Дже Гьяре, как сообщает Дакпо Таши Намгьял ( Лунный свет Махамудры):

  • Однонаправленность: пути накопления и применения
  • Простота: путь видения (первые бхуми)
  • Один вкус: пути медитации и часть пути без обучения (бхуми со второго по восьмой)
  • Немедитация: остаток пути без обучения, состояние будды (бхуми с девятого по тринадцатый)

Согласно Дрелпе Донсалу, как сообщает Дакпо Таши Намгьял ( Лунный свет Махамудры):

  • Однонаправленность: пути накопления и применения
  • Простота: путь видения (первые бхуми)
  • Один вкус: пути медитации и отказа от обучения (бхуми со второго по десятый)
  • Немедитация: состояние будды (бхуми с одиннадцатого по тринадцатый)

Обычные практики медитации

Как и в большинстве буддийских школ медитации, основная медитативная практика махамудры делится на два подхода: шаматха («спокойствие», «пребывание в покое») и випашьяна («особое понимание»). Это разделение содержится в наставлениях Вангчука Дордже, девятого Кармапы, в серии сочиненных им текстов; они воплощают в себе учения, данные о практике махамудры.

Шаматха

Вангчук Дордже (1556–1603), 9 - й Кармапа, написал различные влиятельные тексты по Махамудре.

Махамудра-шаматха, которую часто связывают с йогой однонаправленности, содержит наставления о том, как сидеть в правильной позе, называемые позой семи пунктов Вайрочаны. Учения махамудры шаматхи также включают инструкции о том, как работать с умом, который сталкивается с различными препятствиями на пути к сосредоточению, например, поднимать взгляд, когда человек чувствует себя вялым или сонным, и снова опускать его, когда чувствуешь чрезмерное возбуждение. Обычно преподаются два типа махамудра-шаматхи: шаматха с поддержкой и шаматха без поддержки.

Махамудра-шаматха с поддержкой включает использование объекта внимания, на который медитирующий постоянно возвращает свое внимание. Вангчук Дордже упоминает, что можно использовать самые разные опоры, визуальные объекты, такие как пламя свечи, а также звуки, запах и т. Д.

Одна из основных техник, используемых в Махамудра Шаматхе с поддержкой, - это внимательность к дыханию (S. ānāpānasmti). Осознанность дыхательной практики считается глубоким средством успокоения ума, чтобы подготовить его к следующим этапам. Для Кагьюпы в контексте махамудры внимательность к дыханию считается идеальным способом для медитирующего перейти к принятию самого ума как объекта медитации и порождения випашьяны на этой основе. Выдающийся современный мастер Кагью / Ньингма Чогьям Трунгпа, выражая воззрение Кагью Махамудры, писал: «Ваше дыхание - это самое близкое к изображению вашего ума. Это в некотором смысле портрет вашего ума... Традиционная рекомендация. в линии передачи медитирующих, которая развивалась в традиции Кагью-Ньингма, основана на идее смешивания ума и дыхания ».

Шаматха без поддержки или безобъектной медитации относится к отдыху ума без использования определенной точки фокусировки или объекта концентрации. По словам Реджинальда Рэя, в этой практике «глаза открыты, и человек смотрит прямо перед собой в пространство, ни в чем не направляя свой ум».

В махамудре сутры гелуг техники шаматхи подобны изложению в Кагью.

Випашьяна

Подробные инструкции по практикам прозрения - вот что делает махамудру (и Дзогчен ) уникальной в тибетском буддизме. В «Махамудре випашьяне» Вангчук Дордже дает десять отдельных созерцаний, которые используются для раскрытия сущностного ума внутри; пять практик «смотреть на» и пять « указывать » на природу ума. Все они предполагают некоторый уровень покоя, культивируемый махамудрой шаматхой. В ретрите каждому созерцанию обычно назначаются определенные периоды времени.

Пять практик для «взгляда» на природу ума заключаются в следующем:

  • Глядя на уравновешенный ум. Человек постоянно смотрит на неподвижное состояние ума, возможно, задавая вопросы, чтобы пробудить осознание, например, «какова его природа? Он совершенно неподвижен?»
  • Глядя на движущийся или думающий разум. Человек пытается внимательно изучить возникновение, существование и прекращение мыслей, возможно, задавая себе вопросы, чтобы лучше понять этот процесс, например: «Как он возникает? Какова его природа?»
  • Глядя на ум, отражающий видимости. Каждый смотрит на то, как явления внешних чувств проявляются в опыте. Обычно за предмет берется визуальный объект. Человек постоянно смотрит на объект, пытаясь увидеть, как эта видимость возникает в уме, и понять природу этого процесса. Можно задать такие вопросы, как «какова их природа? Как они возникают, пребывают и исчезают? Отличается ли их первоначальный вид от того, как они в конечном итоге поняли?»
  • Взгляд на разум по отношению к телу. Один из них исследует такие вопросы, как «Что такое разум? Что такое тело? Является ли тело нашими ощущениями? Каково отношение наших ощущений к нашему мысленному образу нашего тела?»
  • Вместе смотреть на устойчивые и подвижные умы. Когда ум неподвижен, человек смотрит на это, а когда ум в движении, он смотрит на это. Один исследует, являются ли эти две стадии одинаковыми или разными, задавая такие вопросы, как «если они одинаковы, в чем состоит общность? Если они разные, в чем разница?»

На этом основаны практики «указания на природу ума». Теперь снова смотрим на каждого из пяти, но на этот раз постоянно спрашиваем себя: «Что это?» В этих практиках делается попытка распознать и осознать точную природу, соответственно:

  • Устойчивый ум,
  • Движущийся или думающий ум,
  • Разум, отражающий видимость,
  • Отношение ума и тела,
  • Уравновешенный и думающий ум вместе.

Вышеупомянутые практики не имеют конкретных «ответов»; они служат для того, чтобы побудить человека со временем все более и более тщательно исследовать опыт, стремясь понять, что же на самом деле существует.

Сутра гелуг. Махамудра, представленная Чокьи Гьялценом, практикует уникальный стиль выполнения випашьяны гелуг, основанный, главным образом, на мадхьямаке гелуг. По словам Роджера Джексона:

В реальном сеансе медитации это включает в себя, прежде всего, анализ того, действительно ли медитирующий, достигший безмятежного равновесия, может быть найден в полном смысле этого слова. Ищу медитатора как внутри, так и отдельно от различных элементов, человек нигде не встречает медитирующего; ища конечности в явлениях (дхармах), человек нигде не встречает ее. Таким образом, человек приходит к пребыванию в подобном пространству осознаванию пустотной природы как личности, так и дхарм. Затем (или, в качестве альтернативы) каждый более тщательно исследует, можно ли найти сам ум в конечном смысле: обнаруживается, что он имеет условную природу потока осознания и ясности, но не имеет конечности, нет истинного существования. Короче говоря, человек должен признать, что любое существующее, которое возникает, будь то объект ума или сам ум, является просто концептуальным, пустым и, как Чосргьян цитирует своего гуру, Sangs rgyas ye shes, говорит: «Когда.... Вы уравновешены этим, изумительно! " (GBZL: 4a; перевод Далай-ламы и Берзина: 100; YSGM: 30b). В период между сеансами медитации (rjes thob) следует рассматривать все явления как обманчивые (sgyu ma), существующие иначе, чем они кажутся, но в то же время нужно осознавать, что их абсолютная пустотность не препятствует их обычному функционированию, какому бы то ни было. больше, чем обычное функционирование, дает им истинное существование.

Необычные практики медитации

Практика обычной медитации в конечном итоге приводит к йоге простоты, которая, согласно Гампопе, заключается в «понимании сущностного состояния этого осознавания [однонаправленности] как не возникающего [пустоты], которое превосходит концептуальные модусы реальности и нереальности». Человек видит все явления такими, какие они есть, неконцептуально, за пределами крайностей существования и небытия.

Один вкус

Согласно Гампопе, йога единого вкуса - это «понимание различных проявлений как единого с точки зрения их внутренней природы».

Пхагмо Другпа говорит:

Медитируя на едином вкусе всех вещей, медитирующий познает единый вкус всех этих вещей. Разнообразие явлений и неявлений, ум и пустота, пустота и непустота - Все они одного вкуса, неразличимы в своей внутренней пустоте. Понимание и непонимание - это один вкус; Медитация и немедитация неотличимы друг от друга; Медитация и отсутствие медитации объединены в один вкус; Дискриминация и отсутствие дискриминации - один вкус На просторе реальности.

Немедитация

Гампопа утверждает, что немедитация - это «непрекращающееся осознание союза видимости и присущей ей пустоты».

Пхагмо Другпа говорит:

Совершенствуя эту стадию [немедитации], медитирующий достигает обнаженного, неподдерживаемого осознания. Это неразличающее осознавание и есть медитация! Преодолевая двойственность медитации и медитатора, внешней и внутренней реальности, медитирующее осознавание растворяется в своей сияющей ясности. Превосходя интеллект, он лишен двойственности медитации и постмедитации. Такова квинтэссенция ума.

Основные исходные тексты

Основные исходные тексты индо-тибетской традиции Махамудры включают:

Индийские работы

  • Асанга «s Ratnagotravibhaga.
  • Сараха «s Dohas и другие стихи (около 8 века н.э.).
  • Тилопа (988–1069) - Ганг Махамудра и Сокровищница песен.
  • «Семь [или восемь] текстов сиддхих» (Саптасиддхих, тиб. Grub pa sde bdun):
    • Гухьясиддхи Падмаваджры (Q306 1, D2217);
    • Prajñopayaviniscayasiddhi Анангаваджры (Q3062, D22, 18);
    • Джнянасиддхи Индрабхути (Q3063, D22 19);
    • Адваясиддхи Лакшми (Q3064, D2220);
    • Вьяктабхавасиддхи Улаваджры ;
    • Махагухьятаттвопадеша Дарики (Q3065, D222 1);
    • Вьяктабхаванугатататтвасиддхи Сахаджайогини Чинты (Q3066, D2222);
    • Dombhi Херука в Sahajasiddhi (Q3067, D2223).
  • «Цикл шести сердечных текстов» или «Шесть работ по существенному значению» ( Snying po skor drug):
    • Сараха Дохакосагити (Д 2224, стр 3068)
    • Чатурмудранвая Нагарджуны (D 2225, P 3069)
    • Читтаваранавишодхана Арьядевы (D 1 804, P 2669)
    • Праджняджнянапракаша Дивакарачандры (D 2226, P 3070)
    • Стхитисамаса Сахаджаваджры (D 2227, P 307 1)
    • Ачинтьякрамопадеша Котали (D 2228, P 3072).
  • Цикл [26] текстов Майтрипы о неконцептуальной реализации ( аманасикара).

Тибетские произведения

Шесть слов совета

Основная статья: Тилопа § Six_Words_of_Advice

Тилопа был бенгальским махасиддхом, который разработал метод махамудры около 1000 г. н.э. Тилопа дал Наропе, своему преемнику, учение о медитации махамудры, названное «Шесть советов».

В следующей таблице дан перевод Шести советов Тилопы.

Шесть слов совета
Первый короткий дословный перевод Позже длинный, пояснительный перевод Тибетский (транслитерация Wylie)
1 Не помню Отпустите то, что прошло mi mno
2 Не представляю Отпустите то, что может произойти mi bsam
3 Не думай Отпусти то, что сейчас происходит mi shes
4 Не исследуй Не пытайтесь ничего понять ми дпёд
5 Не контролируй Не пытайтесь ничего сделать mi sgom
6 Отдыхать Расслабься прямо сейчас и отдохни позвонил сар бжаг

Смотрите также

Примечания

использованная литература

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-12-31 01:41:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте