Ананда ( санскрит : आनन्द) буквально означает блаженство или счастье. В индуистских Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите ананда означает вечное блаженство, которое сопровождает окончание цикла перерождения. Те, кто отказывается от плодов своих действий и полностью подчиняются божественной воле, приходят к окончательному завершению циклического жизненного процесса ( самсара ), чтобы наслаждаться вечным блаженством ( ананда) в совершенном союзе с божеством. Традиция поиска единения с Богом через любовное обязательство называется бхакти, или преданностью.
Возможно, наиболее исчерпывающий трактат об ананде можно найти в Ананда Валли Тайттирия Упанишад, где градация удовольствий, счастья и радостей очерчена и отделена от «высшего блаженства» (ब्रह्मानंद) - погружения в самопознание., состояние недвойственности между объектом и субъектом. Это важное описание ананды как аспекта недвойственного Брахмана дополнительно подтверждается комментарием Ади Шанкарачарьи к Брахма-сутрам, глава 1, раздел 1, шлока 12,.
Свами Вивекананда утверждал, что причина, по которой в индуистской философии присутствуют разные значения ананды и разные способы ее достижения, заключается в том, что люди отличаются друг от друга и каждый выбирает для себя наиболее подходящий путь к ананде.
Согласно Шри Ауробиндо, счастье - естественное состояние человечества, как он упоминает в своей книге «Божественная жизнь», он сообщает об этом как о восторге существования. Однако человечество развивает двойственность боли и удовольствия. Ауробиндо продолжает, что концепции боли и страдания возникают из-за привычек, выработанных с течением времени умом, который относится к успеху, чести и победе как к приятным, а поражения, неудачи и несчастья как к неприятным.
Согласно школе веданты индуистской философии, ананда - это состояние возвышенного восторга, когда джива освобождается от всех грехов, всех сомнений, всех желаний, всех действий, всех болей, всех страданий, а также всех физических и умственных обычных удовольствий. Утвердившись в Брахмане, оно становится дживанмуктой (существом, свободным от цикла перерождений). Упанишады неоднократно используют слово ананда для обозначения Брахмана, сокровенного «Я», Блаженного, который, в отличие от индивидуального «я», не имеет настоящих привязанностей.
Основываясь на чтении Бхагавад-гиты, Двайта веданта интерпретирует ананду как счастье, полученное через добрые мысли и добрые дела, которые зависят от состояния и контроля ума. Благодаря уравновешенности настроения и ума достигается состояние высшего блаженства во всех аспектах жизни.
Согласно школе Вишиштадвайта-веданты, предложенной Рамануджачарьей, истинное счастье может быть только через божественную милость, которая может быть достигнута только путем подчинения своего эго Божеству.
Согласно Рамане Махарши, счастье находится внутри и может быть познано только через раскрытие своего истинного «я». Он предполагает, что ананда может быть достигнута посредством внутреннего исследования, используя мысль «Кто я?»
В различных школах индуистской мысли существуют разные пути и способы достижения счастья. Основные четыре пути - это бхакти-йога, джняна-йога, карма-йога и раджа-йога.