Āstika и nāstika

редактировать
«Астика» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Астика (значения).

Āstika и nāstika - это концепции, которые использовалисьсовременными ученымидля классификации индийской философии, а также в некоторых индуистских, буддийских и джайнских текстах. Различные определенияфилософий āstika и nāstika оспариваются с древних времен, и единого мнения нет. В современных индийских языках, таких как хинди и бенгали, āstika и ее производные обычно означают « теист », а nāstika и ее производные обозначают « атеист »; однако эти два термина в санскритской литературе древней и средневековой эпох не относятся к «теизму» или «атеизму». В индуистской философии эти термины используются по-разному. Например, Санкхья одновременно является атеистом (поскольку он явно не подтверждает существование Бога в своей классической формулировке) и астика ( ведическая ) философия, хотя «Бог» часто используется как эпитет для сознания ( пуруша ) в ее доктрине. Точноже, хотя буддизм считается настика, то Гаутама Будда считается аватар из Вишну в некоторых индуистских традициях.

Āstika ( санскрит : आस्तिक ; от санскрита: asti, «есть, там существует») означает того, кто верит в существование Я или Брахмана и т. Д. Это определяется одним из трех способов:

  1. как те, кто принимает эпистемический авторитет Вед ;
  2. как те, кто принимает существование атмана ;
  3. как те, кто принимает существование Ишвары.

Настика (санскрит: на, «не» + āstika), напротив, - это те, кто отрицают все соответствующие определения āstika ; они не верят в существование Самости.

Шесть наиболее изучаемых школ индийской философии stika, иногда называемых ортодоксальными школами, - это ньяя, вайшешика, санкхья, йога, мимамса и веданта. Четыре наиболее изученных школы настика индийской философии, иногда называемые неортодоксальными школами, - это буддизм, джайнизм, чарвака и адживика. Однако эта ортодоксально-неортодоксальная терминология является конструкцией западных языков и не имеет научных корней в санскрите. Недавние научные исследования утверждают, что в литературе ХХ века по индийской философии были различные ересиологические переводы stika и Nāstika, но довольно многие из них являются простыми и ошибочными.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 Классификация школ
    • 2.1 Āstika
    • 2.2 Настика
  • 3 Использование в религии
    • 3,1 индуизм
      • 3.1.1 Без ссылки на Веды
      • 3.1.2 Основано на вере в Атман
    • 3.2 Джайнизм
    • 3.3 буддизм
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
Этимология

Āstika - это прилагательное и существительное на санскрите, происходящее от asti («есть или существует»), что означает «знание того, что существует» или « благочестивый». Слово настика ( на, не + āstika) является отрицательным.

Одним из традиционных этимологии термина Астика -основана на Панини Aṣṭādhyāyī 4.4.60 ( « astināstidiṣṭam матих ») -defines понятия как „тот, чье мнение таково, что Ишвара существует“ ( асти ишвар ить матир йасйа). Согласно грамматику санскрита Хемачандре, āstika является синонимом «того, кто верит». Другие определения включают:

  • «противоположность настика » ( настика бхинна);
  • «тот, чья идея состоит в том, что Ишвара существует» ( ишвара асти ити вади); и
  • «тот, кто считает Веды авторитетами» ( vedaprāmāyavādī).

В индуистской философии различие между āstika и nāstika не относится к теизму или атеизму. Эти термины часто, но не всегда, относятся к признанию ведической литературы как авторитета, особенно к их учениям о «Я». Веда и индуизм не поддерживают и не включают концепцию всемогущего, который отделен от нас самих, т.е. нет концепции Бога в христианском или исламском смысле. Н. Н. Бхаттачарья пишет:

Политические сторонники ведической традиции часто называли последователей тантры настикой. Термин настика не означает атеиста, поскольку Веда представляет собой безбожную систему, в которой нет единственного всемогущего существа или нескольких всемогущих существ. Применяется только к тем, кто не верит в Веды. В Санкхья с и Mīmāṃsaka ей не верят в Бога, но они считают, что в Ведах и, следовательно, они не являются Nāstikas. Буддисты, джайны и чарваки не верят Ведам; следовательно, они настики.

-  Бхаттачарья, 1999, с. 174.

Астика - это также имя, например, имя ведического знатока, рожденного от богини Манаса («Разум») и мудреца Джараткару.

Классификация школ

Термины stika и Nāstika использовались для классификации различных индийских интеллектуальных традиций.

Stika

Список из шести систем или шандаршан (также пишется Сад Даршан) рассматривает Веды как надежный источник знаний и авторитетный источник. Это школы индуизма ньяя, вайшешика, санкхья, йога, мимамса и веданта, и они классифицируются как школы астики:

  1. Ньяя, школа логики
  2. Вайшеника, школа атомистов
  3. Санкхья, счетная школа
  4. Йога, школа Патанджали (которая предполагает метафизику санкхьи)
  5. Мимамса, традиция ведической экзегезы
  6. Веданта или Уттара Мимамса, традиция Упанишад.

Их часто объединяют в три группы по историческим и концептуальным причинам: ньяя-вайшешика, санкхья-йога и мимамса-веданта.

Настика

Основные школы индийской философии, отвергающие Веды, рассматривались как неортодоксальные в традиции:

  1. буддизм
  2. Джайнизм
  3. Cārvāka
  4. Jīvika
  5. Аджняна

Использование термина настика для описания буддизма и джайнизма в Индии Гэвин Флуд объясняет следующим образом:

В ранний период, во время формирования Упанишад и подъема буддизма и джайнизма, мы должны представить себе общее наследие медитации и ментальной дисциплины, практикуемых отреченными с разной принадлежностью к неортодоксальным (отвергающим Веды) и ортодоксальным (Ведам) принятие) традиций... Эти школы [такие как буддизм и джайнизм] по понятным причинам рассматриваются ортодоксальным ( астика) брахманизмом как неортодоксальные ( настика).

-  Гэвин Флуд

Тантрические традиции в индуизме имеют линии как āstika, так и nāstika ; как пишет Банерджи в « Тантре в Бенгалии »:

Тантры... также делятся на āstika, или ведические, и nāstika, или неведические. В соответствии с преобладанием божества, работы астики снова подразделяются на шакту, шайва, саура, ганапатья и вайнавов.

-  Банерджи
Использование в религии

индуизм

Манусмрити в стихе 2.11 определяет настику как тех, кто не принимает « ведическую литературу в целом, основанную на двух корнях науки о рассуждении ( Шрути и Смрити )». Индийский ученый 9 века Медхатитхи проанализировал это определение и заявил, что настика означает не того, кто говорит «Ведическая литература не соответствует действительности», а скорее того, кто говорит: «Ведическая литература аморальна». Медхатитхи далее обратился к стиху 8.309 Манусмрити, чтобы предоставить еще один аспект определения настики как того, кто верит, «нет другого мира, нет цели давать милостыню, нет цели в ритуалах и учениях ведической литературы.. "

Манусмрити не дает определения и не подразумевает определения Астики. Он также молчит или противоречит конкретным ритуалам, таким как жертвоприношение животных, утверждая, что Ахимса ( ненасилие, ненасилие ) является дхармой в своих стихах, таких как стих 10.63, основанный на упанишадическом слое ведической литературы, хотя более старый слой ведической литературы упомянуть такие жертвоприношения в отличие от более позднего слоя ведической литературы. Индийские ученые, такие как представители школ санкхьи, йоги, ньяи и веданты, считали астику тем, что включает шабда ( शब्द ; или аптавачана, свидетельство ведической литературы и надежных экспертов) в качестве надежного средства эпистемологии, но они приняли более позднюю версию. древний слой ведической литературы должен вытеснить более ранний древний слой.

Без ссылки на Веды

В отличие от Манусмрити, джайнский ученый и доксограф VI века н.э. Харибхадра представил иную точку зрения в своих трудах об Астике и Настике. Харибхадра не считал «почитание Вед» признаком астики. Он и другие джайнские ученые 1-го тысячелетия н. Э. Определили Астику как того, кто «утверждает, что существует другой мир, существует переселение, существует добродетель ( пунья), существует порок ( паап)».

Ученые 7-го века Джаядитья и Вамана в Кашикавритти традиции Панини умалчивали о роли или авторитете ведической литературы в определении Астики и Настики. Они заявляют: «Астика - это тот, кто верит, что существует другой мир. Противоположность ему - настика».

Точно так же широко изучаемый буддийский философ II-III веков н.э. Нагарджуна в главе 1, стихи 60-61 Ратнавали написал, что школы индуизма вайшеника и санкхья назывались школами настика, наряду с джайнизмом, его собственной школой буддизма и школой пудгалавадинов ( буддизм ватсипутрия)..

Основываясь на вере в Атман

Астика в некоторых текстах определяется как те, кто верит в существование Атмана (Я), а Настика - это те, кто отрицают наличие какого-либо «Я» в людях и других живых существах. Все шесть школ индуизма, классифицируемые как философия астики, придерживаются предпосылки: «Атман существует». Буддизм, напротив, придерживается предпосылки: «Атмана не существует». Асанга Tilakaratna переводит Астик как «позитивизм» и Настику как «негативизм», с Астиком иллюстрируется Брахманическими традициями, которые приняли «Я и Бог существуют», в то время как та Настика традиция, такие как буддизм, который отрекся «Я и Бог существует.»

Джайнизм

Согласно Г.С. Гурье, джайнские тексты определяют на + астику как «отрицание того, что существует» или любую философскую школу, которая отрицает существование Самости. Под-традиции Веданты в индуизме называются «астикой», потому что они признают существование «Я», в то время как буддийские традиции, отрицающие это, называются «настика».

Одна из самых ранних упоминаний о Астике концепции в текстах джайнизма является Manibhadra, который гласит, что астик это тот, кто «принимает существует другой мир ( paraloka), трансмиграция самоуправления, добродетель и порок, которые влияют как самостоятельная поездка через время».

Ученый джайнизма V – VI веков Харибхадра, утверждает Эндрю Николсон, ничего не упоминает о принятии или отрицании Вед или бога как критерия для того, чтобы быть астикой или настикой. Вместо этого, Харибхадр объясняет настику в виде более древнего джайнского ученого Manibhadra, сформулирует настику быть один « кто говорит, что нет никаких других миров, нет никакого смысла в любви, нет никакой цели в предложениях». Астика, чтобы Харибхадр, это тот, кто считает, что есть цель и заслуга в этической жизни, такие как ахимс (ненасилие) и ритуальные действия. Это толкование слов астика и настика Харибхадрой похоже на толкование санскритского грамматика и индуистского ученого Панини в разделе 4.4.60 Astadhyayi.

Джайнский ученый XII века Хемачандра в своем тексте « Абитана Чинтамани» также заявляет, что настика - это любая философия, которая предполагает или утверждает, что «нет добродетели и порока».

буддизм

Нагарджуна, согласно Chandradhar Шарма, приравнивает Nastikya к «нигилизму».

Ученый-буддист 4-го века Асанга в « Бодхисаттве Бхуми» называет буддистов настика сарваива настика, называя их полными отрицателями. Для Асанги настика - это те, кто говорит «ничего не существует», а наихудший вид настики - это те, кто отрицают все обозначения и реальность. Астика - это те, кто принимает заслуги в религиозной жизни и практикует ее. По словам Эндрю Николсона, более поздние буддисты понимали, что Асанга нацелился на буддизм Мадхьямаки как на настику, а его собственную буддийскую традицию Йогачара считали астикой. Первоначальные интерпретации буддийских текстов с терминами астика и настика, например, составленные Нагарджуной и Ашвагхошой, были интерпретированы как направленные на индуистские традиции. Однако, утверждает Джон Келли, наиболее поздние исследователи считают это неправильным и что термины астика и настика были направлены на конкурирующие буддийские традиции, а предполагаемой аудиторией текстов были буддийские монахи, обсуждающие множество идей в различных буддийских традициях.

Обвинения в том, что они были настиками, представляли серьезную угрозу социальному положению буддиста и могли привести к изгнанию из буддийской монашеской общины. Таким образом, утверждает Николсон, определение индологов колониальной эпохи школ индийской философии астика и настика было основано на узком изучении литературы, такой как версия Манусмрити, хотя на самом деле эти термины более сложны и применимы в контексте различных школ Индии. Индийские философии.

Наиболее распространенным значением астики и настики в буддизме, индуизме и джайнизме было принятие и соблюдение этических предпосылок, а не текстуальная валидность или доктринальные предпосылки, утверждает Николсон. Вероятно, что астика была переведена как ортодоксальный, а настика - как неортодоксальный, потому что первые европейские индологи несли багаж христианских богословских традиций и экстраполировали свои собственные концепции на Азию, тем самым искажая сложность индийских традиций и мысли.

Смотрите также
Примечания
использованная литература
Последняя правка сделана 2023-03-19 04:36:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте