Часть серии по | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индуистская философия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Православный | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гетеродокс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подшколы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учителя ( ачарьи )
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные тексты
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Часть серии по |
буддизм |
---|
История |
Буддийские тексты |
Практики |
Нирвана |
Традиции |
Буддизм по странам |
|
|
Часть серии по |
Джайнизм |
---|
Философия |
Этика Этика джайнизма
|
Джайнские молитвы |
Основные цифры |
Основные секты Школы и отделения |
Джайнская литература |
Фестивали |
Паломничества Тирт |
Другой |
Религиозный портал |
|
Āstika и nāstika - это концепции, которые использовалисьсовременными ученымидля классификации индийской философии, а также в некоторых индуистских, буддийских и джайнских текстах. Различные определенияфилософий āstika и nāstika оспариваются с древних времен, и единого мнения нет. В современных индийских языках, таких как хинди и бенгали, āstika и ее производные обычно означают « теист », а nāstika и ее производные обозначают « атеист »; однако эти два термина в санскритской литературе древней и средневековой эпох не относятся к «теизму» или «атеизму». В индуистской философии эти термины используются по-разному. Например, Санкхья одновременно является атеистом (поскольку он явно не подтверждает существование Бога в своей классической формулировке) и астика ( ведическая ) философия, хотя «Бог» часто используется как эпитет для сознания ( пуруша ) в ее доктрине. Точноже, хотя буддизм считается настика, то Гаутама Будда считается аватар из Вишну в некоторых индуистских традициях.
Āstika ( санскрит : आस्तिक ; от санскрита: asti, «есть, там существует») означает того, кто верит в существование Я или Брахмана и т. Д. Это определяется одним из трех способов:
Настика (санскрит: на, «не» + āstika), напротив, - это те, кто отрицают все соответствующие определения āstika ; они не верят в существование Самости.
Шесть наиболее изучаемых школ индийской философии stika, иногда называемых ортодоксальными школами, - это ньяя, вайшешика, санкхья, йога, мимамса и веданта. Четыре наиболее изученных школы настика индийской философии, иногда называемые неортодоксальными школами, - это буддизм, джайнизм, чарвака и адживика. Однако эта ортодоксально-неортодоксальная терминология является конструкцией западных языков и не имеет научных корней в санскрите. Недавние научные исследования утверждают, что в литературе ХХ века по индийской философии были различные ересиологические переводы stika и Nāstika, но довольно многие из них являются простыми и ошибочными.
Āstika - это прилагательное и существительное на санскрите, происходящее от asti («есть или существует»), что означает «знание того, что существует» или « благочестивый». Слово настика ( на, не + āstika) является отрицательным.
Одним из традиционных этимологии термина Астика -основана на Панини Aṣṭādhyāyī 4.4.60 ( « astināstidiṣṭam матих ») -defines понятия как „тот, чье мнение таково, что Ишвара существует“ ( асти ишвар ить матир йасйа). Согласно грамматику санскрита Хемачандре, āstika является синонимом «того, кто верит». Другие определения включают:
В индуистской философии различие между āstika и nāstika не относится к теизму или атеизму. Эти термины часто, но не всегда, относятся к признанию ведической литературы как авторитета, особенно к их учениям о «Я». Веда и индуизм не поддерживают и не включают концепцию всемогущего, который отделен от нас самих, т.е. нет концепции Бога в христианском или исламском смысле. Н. Н. Бхаттачарья пишет:
Политические сторонники ведической традиции часто называли последователей тантры настикой. Термин настика не означает атеиста, поскольку Веда представляет собой безбожную систему, в которой нет единственного всемогущего существа или нескольких всемогущих существ. Применяется только к тем, кто не верит в Веды. В Санкхья с и Mīmāṃsaka ей не верят в Бога, но они считают, что в Ведах и, следовательно, они не являются Nāstikas. Буддисты, джайны и чарваки не верят Ведам; следовательно, они настики.
- Бхаттачарья, 1999, с. 174.Астика - это также имя, например, имя ведического знатока, рожденного от богини Манаса («Разум») и мудреца Джараткару.
Термины stika и Nāstika использовались для классификации различных индийских интеллектуальных традиций.
Список из шести систем или шандаршан (также пишется Сад Даршан) рассматривает Веды как надежный источник знаний и авторитетный источник. Это школы индуизма ньяя, вайшешика, санкхья, йога, мимамса и веданта, и они классифицируются как школы астики:
Их часто объединяют в три группы по историческим и концептуальным причинам: ньяя-вайшешика, санкхья-йога и мимамса-веданта.
Основные школы индийской философии, отвергающие Веды, рассматривались как неортодоксальные в традиции:
Использование термина настика для описания буддизма и джайнизма в Индии Гэвин Флуд объясняет следующим образом:
В ранний период, во время формирования Упанишад и подъема буддизма и джайнизма, мы должны представить себе общее наследие медитации и ментальной дисциплины, практикуемых отреченными с разной принадлежностью к неортодоксальным (отвергающим Веды) и ортодоксальным (Ведам) принятие) традиций... Эти школы [такие как буддизм и джайнизм] по понятным причинам рассматриваются ортодоксальным ( астика) брахманизмом как неортодоксальные ( настика).
- Гэвин ФлудТантрические традиции в индуизме имеют линии как āstika, так и nāstika ; как пишет Банерджи в « Тантре в Бенгалии »:
Тантры... также делятся на āstika, или ведические, и nāstika, или неведические. В соответствии с преобладанием божества, работы астики снова подразделяются на шакту, шайва, саура, ганапатья и вайнавов.
- БанерджиМанусмрити в стихе 2.11 определяет настику как тех, кто не принимает « ведическую литературу в целом, основанную на двух корнях науки о рассуждении ( Шрути и Смрити )». Индийский ученый 9 века Медхатитхи проанализировал это определение и заявил, что настика означает не того, кто говорит «Ведическая литература не соответствует действительности», а скорее того, кто говорит: «Ведическая литература аморальна». Медхатитхи далее обратился к стиху 8.309 Манусмрити, чтобы предоставить еще один аспект определения настики как того, кто верит, «нет другого мира, нет цели давать милостыню, нет цели в ритуалах и учениях ведической литературы.. "
Манусмрити не дает определения и не подразумевает определения Астики. Он также молчит или противоречит конкретным ритуалам, таким как жертвоприношение животных, утверждая, что Ахимса ( ненасилие, ненасилие ) является дхармой в своих стихах, таких как стих 10.63, основанный на упанишадическом слое ведической литературы, хотя более старый слой ведической литературы упомянуть такие жертвоприношения в отличие от более позднего слоя ведической литературы. Индийские ученые, такие как представители школ санкхьи, йоги, ньяи и веданты, считали астику тем, что включает шабда ( शब्द ; или аптавачана, свидетельство ведической литературы и надежных экспертов) в качестве надежного средства эпистемологии, но они приняли более позднюю версию. древний слой ведической литературы должен вытеснить более ранний древний слой.
В отличие от Манусмрити, джайнский ученый и доксограф VI века н.э. Харибхадра представил иную точку зрения в своих трудах об Астике и Настике. Харибхадра не считал «почитание Вед» признаком астики. Он и другие джайнские ученые 1-го тысячелетия н. Э. Определили Астику как того, кто «утверждает, что существует другой мир, существует переселение, существует добродетель ( пунья), существует порок ( паап)».
Ученые 7-го века Джаядитья и Вамана в Кашикавритти традиции Панини умалчивали о роли или авторитете ведической литературы в определении Астики и Настики. Они заявляют: «Астика - это тот, кто верит, что существует другой мир. Противоположность ему - настика».
Точно так же широко изучаемый буддийский философ II-III веков н.э. Нагарджуна в главе 1, стихи 60-61 Ратнавали написал, что школы индуизма вайшеника и санкхья назывались школами настика, наряду с джайнизмом, его собственной школой буддизма и школой пудгалавадинов ( буддизм ватсипутрия)..
Астика в некоторых текстах определяется как те, кто верит в существование Атмана (Я), а Настика - это те, кто отрицают наличие какого-либо «Я» в людях и других живых существах. Все шесть школ индуизма, классифицируемые как философия астики, придерживаются предпосылки: «Атман существует». Буддизм, напротив, придерживается предпосылки: «Атмана не существует». Асанга Tilakaratna переводит Астик как «позитивизм» и Настику как «негативизм», с Астиком иллюстрируется Брахманическими традициями, которые приняли «Я и Бог существуют», в то время как та Настика традиция, такие как буддизм, который отрекся «Я и Бог существует.»
Согласно Г.С. Гурье, джайнские тексты определяют на + астику как «отрицание того, что существует» или любую философскую школу, которая отрицает существование Самости. Под-традиции Веданты в индуизме называются «астикой», потому что они признают существование «Я», в то время как буддийские традиции, отрицающие это, называются «настика».
Одна из самых ранних упоминаний о Астике концепции в текстах джайнизма является Manibhadra, который гласит, что астик это тот, кто «принимает существует другой мир ( paraloka), трансмиграция самоуправления, добродетель и порок, которые влияют как самостоятельная поездка через время».
Ученый джайнизма V – VI веков Харибхадра, утверждает Эндрю Николсон, ничего не упоминает о принятии или отрицании Вед или бога как критерия для того, чтобы быть астикой или настикой. Вместо этого, Харибхадр объясняет настику в виде более древнего джайнского ученого Manibhadra, сформулирует настику быть один « кто говорит, что нет никаких других миров, нет никакого смысла в любви, нет никакой цели в предложениях». Астика, чтобы Харибхадр, это тот, кто считает, что есть цель и заслуга в этической жизни, такие как ахимс (ненасилие) и ритуальные действия. Это толкование слов астика и настика Харибхадрой похоже на толкование санскритского грамматика и индуистского ученого Панини в разделе 4.4.60 Astadhyayi.
Джайнский ученый XII века Хемачандра в своем тексте « Абитана Чинтамани» также заявляет, что настика - это любая философия, которая предполагает или утверждает, что «нет добродетели и порока».
Нагарджуна, согласно Chandradhar Шарма, приравнивает Nastikya к «нигилизму».
Ученый-буддист 4-го века Асанга в « Бодхисаттве Бхуми» называет буддистов настика сарваива настика, называя их полными отрицателями. Для Асанги настика - это те, кто говорит «ничего не существует», а наихудший вид настики - это те, кто отрицают все обозначения и реальность. Астика - это те, кто принимает заслуги в религиозной жизни и практикует ее. По словам Эндрю Николсона, более поздние буддисты понимали, что Асанга нацелился на буддизм Мадхьямаки как на настику, а его собственную буддийскую традицию Йогачара считали астикой. Первоначальные интерпретации буддийских текстов с терминами астика и настика, например, составленные Нагарджуной и Ашвагхошой, были интерпретированы как направленные на индуистские традиции. Однако, утверждает Джон Келли, наиболее поздние исследователи считают это неправильным и что термины астика и настика были направлены на конкурирующие буддийские традиции, а предполагаемой аудиторией текстов были буддийские монахи, обсуждающие множество идей в различных буддийских традициях.
Обвинения в том, что они были настиками, представляли серьезную угрозу социальному положению буддиста и могли привести к изгнанию из буддийской монашеской общины. Таким образом, утверждает Николсон, определение индологов колониальной эпохи школ индийской философии астика и настика было основано на узком изучении литературы, такой как версия Манусмрити, хотя на самом деле эти термины более сложны и применимы в контексте различных школ Индии. Индийские философии.
Наиболее распространенным значением астики и настики в буддизме, индуизме и джайнизме было принятие и соблюдение этических предпосылок, а не текстуальная валидность или доктринальные предпосылки, утверждает Николсон. Вероятно, что астика была переведена как ортодоксальный, а настика - как неортодоксальный, потому что первые европейские индологи несли багаж христианских богословских традиций и экстраполировали свои собственные концепции на Азию, тем самым искажая сложность индийских традиций и мысли.