Индийская философия относится к философским традициям Индийского субконтинента. Традиционная классификация разделяет православные (āstika ) и неортодоксальные (nāstika ) философские школы в зависимости от одного из трех альтернативных критериев: он считает Веды достоверным источником знаний; верит ли школа в положения Брахмана и Атмана ; и верит ли школа в загробную жизнь и Дэвы.
. Существует шесть основных школ ортодоксальной (астики) индийской индуистской философии - Ньяя, Вайшешика, санкхья, йога, мимамса и веданта и пять основных неортодоксальных (настика) школ - джайн, буддист, адживика, аджняна и чарвака. Однако есть и другие методы классификации; Видьяранья, например, выделяет шестнадцать школ индийской философии, включая те, которые принадлежат к шайва и традициям Расешвары.
Основные школы индийской Философия была формализована в основном между 1000 г. до н.э. и до начала нашей эры. Конкуренция и интеграция между различными школами были интенсивными в годы их становления, особенно между 800 г. до н.э. и 200 г. н.э. Некоторые школы, такие как джайнизм, буддизм, йога, шайва и веданта, выжили, но другие, такие как аджняна, Чарвака и Адживика - нет.
Тексты индийской философии древних и средневековых эпох включают обширные обсуждения онтологии (метафизики, Брахмана - Атмана, Суньята - Анатта ), надежные средства познания (эпистемология, Прамана ), система ценностей (аксиология ) и другие темы.
|
Индийские философии разделяют многие концепции, такие как дхарма, карма, сансара, реинкарнация, дуккха, отречение, причем почти все они сосредоточены на конечной цели освобождения индивидуума. посредством разнообразных духовных практик (мокша, нирвана ). Они различаются своими представлениями о природе существования, а также особенностями пути к окончательному освобождению, в результате чего возникло множество школ, которые не соглашались друг с другом. Их древние доктрины охватывают широкий спектр философий, встречающихся в других древних культурах.
Многие индуистские интеллектуальные традиции были классифицированы в средневековый период брахмано-санскритской схоластики в стандартный список из шести ортодоксальных (астика ) школ (даршан ), «Шесть философий» (a-darśana), каждая из которых принимает свидетельство Вед.
Их часто объединяют в три группы как по историческим, так и по концептуальным причинам: Ньяя-Вайшешика, Санкхья-йога и миманса-веданта. Школа Веданты делится на шесть подшкол: Адвайта (монизм / недвойственность ), также включает в себя концепцию Аджативада, Вишиштадвайта (монизм ограниченного целого), Двайта (дуализм ), Двайтадвайта (дуализм-недвойственность), Суддхадвайта и школы Ачинтья Бхеда Абхеда.
Помимо этих школ Мадхава Видьяранья также включает в себя следующие из вышеупомянутых теистических философий, основанных на Агамах и Тантрах:
Упомянутые здесь системы - не единственные ортодоксальные системы, они являются главными, и есть другие ортодоксальные школы. Эти системы признают авторитет Вед и считаются ортодоксальными (астика ) школы индуистской философии; кроме того, школы, которые не признают авторитет Вед, - это неортодоксальные (настика) системы, такие как буддизм, джайнизм, адживика и чарвака.Эта ортодоксально-неортодоксальная терминология является конструкцией западных языков, и ей не хватает научных знаний. корни в санскрите. По словам Эндрю Николсона, были различные ереси логические переводы stika и Nāstika в литературе 20 века по индийской философии, но довольно многие из них просты и ошибочны.
Несколько ramic течений существовали до VI века до н.э., и они повлияли как на āstika, так и на nāstika традиции индийской философии. Движение ramaṇa породило широкий спектр неортодоксальных верований, начиная от принятия или отрицания концепции души, атомизма, антиномической этики, материализма, атеизма, агностицизма, фатализма до свободы воли, идеализация крайнего аскетизма в отношении семейной жизни, строгого ахимсы (ненасилия) и вегетарианства в отношении допустимости насилия и мясоедения. Известными философиями, которые возникли из шраманического движения, были джайнизм, ранний буддизм, чарвака, аджняна и адживика.
Аджняна была одной из настиков, или «неортодоксальных» школ древнеиндийской философии, и древней школы радикального индийского скептицизма. Это было движение шрамана и главный соперник раннего буддизма и джайнизма. Они были записаны в буддийских и джайнских текстах. Они считали, что невозможно получить знания метафизической природы или установить истинность философских суждений; и даже если знание было возможно, оно было бесполезным и невыгодным для окончательного спасения. Они были софистами, которые специализировались на опровержении, не пропагандируя своей собственной положительной доктрины.
Джайнская философия - древнейшая индийская философия, которая разделяет тело (материя ) полностью из души (сознания). Джайнизм был возрожден и восстановлен после Махавиры, последнего и 24-го Тиртханкара синтезировал и возродил философию и распространение древних шраманических традиций, заложенных первым джайнским тиртханкарой Ришабханатхой миллионы лет назад. Согласно Дандасу, вне джайнской традиции, историки датируют Махавиру примерно ровесником Будды в 5-м веке до нашей эры, и, соответственно, исторический Паршванатха, основанный на ок. 250-летний промежуток находится в 8 или 7 веке до нашей эры.
Джайнизм является арамейской религией и отвергает авторитет Вед. Однако, как и все индийские религии, она разделяет основные концепции, такие как карма, этическая жизнь, перерождение, сансара и мокша. Джайнизм уделяет большое внимание аскетизму, ахимсе (ненасилию) и анекантаваде (относительности точек зрения) как средствам духовного освобождения, идеям, которые повлияли на других индийцев. традиции. Джайнизм решительно поддерживает индивидуалистический характер души и личную ответственность за свои решения; и что только уверенность в себе и индивидуальные усилия ответственны за освобождение. Согласно философии джайнов, мир (Saṃsāra ) полон химсы (насилия). Следовательно, следует направить все свои усилия на достижение Ратнатрайи, то есть Самьяк Даршан, Самьяк Гнана и Самьяк Чаритра, которые являются ключевыми предпосылками для достижения освобождения.
. Буддийская философия - это система мысли, которая началась с учений Сиддхартхи Гаутамы, Будды или " пробужденный ". Буддизм основан на элементах движения шрамана, которое расцвело в первой половине 1-го тысячелетия до н. Э., Но его основы содержат новые идеи, не найденные и не принятые другими движениями шраманов. Буддизм и индуизм взаимно влияли друг на друга и разделяли многие концепции, утверждает Пол Уильямс, однако сейчас трудно идентифицировать и описать эти влияния. Буддизм отверг ведические концепции Брахмана (высшая реальность) и Атмана (душа, я) в основе индуистских философий.
Буддизм разделяет многие философские взгляды с другими Индийские системы, такие как вера в карма - причинно-следственная связь, сансара - представления о циклической загробной жизни и возрождении, дхарма - представления об этике, обязанности и ценности, непостоянство всех материальных вещей и тела и возможность духовного освобождения (нирвана или мокша ). Серьезным отходом от философии индуизма и джайнизма является отказ буддистов от вечной души (атман ) в пользу анатта (не-Я).
Монашеская жизнь была частью всех традиций индийской философии. Нищие пещеры вымерших адживиков в Бихаре.Философия адживиков была основана Макхали Госала, это было движение шрамана и его главный соперник раннего буддизма и джайнизма. Адживики были организованными отшельниками, которые образовывали отдельные монашеские общины, склонные к аскетическому и простому образу жизни.
Первоначальные писания философской школы Адживика, возможно, когда-то существовали, но в настоящее время они недоступны и, вероятно, утеряны. Их теории извлечены из упоминаний адживиков во вторичных источниках древнеиндийской литературы, особенно в тех из джайнизма и буддизма, которые полемически критиковали адживиков. Школа Адживика известна своей доктриной Нияти об абсолютном детерминизме (судьбе), посылом о том, что не существует свободы воли, что все, что произошло, происходит и произойдет, полностью предопределено и является функцией космических принципов. Адживика считал доктрину кармы ошибкой. Адживики были атеистами и отвергали авторитет Вед, но они считали, что в каждом живом существе есть атман - центральная предпосылка индуизма и джайнизма.
Чарвака или Локаята была философией скептицизма и материализма, основанной в период Маурьев. Они крайне критически относились к другим философским школам того времени. Чарвака считал Веды испорченными тремя недостатками: неправдой, внутренним противоречием и тавтологией. Точно так же они обвиняли буддистов и джайнов, высмеивая концепции освобождения, реинкарнации и накопления заслуг или недостатков через карму. Они считали, что точка зрения отказа от удовольствия, чтобы избежать боли, была "рассуждением глупцов".
Индийские традиции придерживались различных философий, существенно расходясь друг с другом, поскольку а также ортодоксальный индуизм и его шесть школ индуистской философии. Различия варьировались от веры в то, что у каждого человека есть душа (я, атман), до утверждения, что души нет, от аксиологических достоинств в скромной аскетической жизни до достоинств гедонистической жизни, от веры в перерождение до утверждения, что существует нет перерождения.
дживика | Ранний буддизм | Чарвака | Джайнизм | Православные школы индуизма. (Нераматические) | |
---|---|---|---|---|---|
Карма | Отрицает | Утверждения | Отвергает | Утверждения | Утверждает |
Самсара, Возрождение | Утверждения | Утверждения | Отрицания | Утверждения | Некоторые школы утверждают, некоторые нет |
Аскетическая жизнь | Подтверждает | Подтверждает | Отрицает | Подтверждает | Подтверждает как Санньяса |
Ритуалы, Бхакти | Подтверждает | Утверждает, необязательно. (пали: Бхатти) | Отвергает | Утверждает, необязательно | Теистическая школа: Утверждает, необязательно. Другое : Отрицание |
ахимса и вегетарианство | Подтверждает | Утверждает,. Неясно, что мясо как пища | Сильнейший сторонник. ненасилия;. Вегетарианство во избежание. насилия в отношении животных | Подтверждает высшую добродетель,. но Справедливая война подтвердила,. Вегетарианство поощрялось, но. выбор оставлен индуистам | |
Свобода воли | Отрицает | Подтверждает | Подтверждает | Affirms | Affirms |
Maya | Affirms | Affirms. (prapañca) | Denies | Affirms | Утверждает |
Атман (Душа, Я) | Подтверждает | Отрицает | Отрицает | Утверждает | Подтверждает |
Бог-создатель | Отрицает | Отрицает | Отрицает | Отрицает | Теистические школы: Подтверждаю. Другие: Отрицаю |
Эпистемология. (Прамана ) | Пратьякша,. Анумана,. Шабда | Пратьякша,. Анумана | Пратьякша | Пратьякша,. Анумана,. шабда | Различное, от Вайшешики (два) до Веданты (шесть):. Пратьякша (восприятие),. Анумана (вывод),. Упамана (сравнение и аналогия),. Артхапат ti (постулирование, вывод),. анупалабди (невосприятие, отрицательное / когнитивное доказательство),. шабда (достоверное свидетельство) |
эпистемический авторитет | отрицает: Веды | Утверждает: Будда текст. Отрицает: Веды | Отрицает: Веды | Утверждает: Джайн Агамас. Отрицает: Веды | Подтвердите: Веды и Упанишады,. Подтвердите: другие тексты |
Спасение. (Сотериология ) | Самсдрасуддхи | Нирвана. (осознать Шуньята ) | Сиддха, | Мокша, Нирвана, Кайвалья. Адвайта, Йога, другие: Дживанмукти. Двайта, теистический: Видехамукти | |
Метафизика. (Высшая реальность) | Шуньята | Анекантавада. | Брахман |
Арташастра, приписываемая Маурьяну министру Чанакья, это один из ранних индийских текстов, посвященных политической философии. Он датируется 4 веком до нашей эры и обсуждает идеи государственного управления и экономической политики.
Политическая философия, наиболее тесно связанная с современной Индией, - это философия ахимса (ненасилие) и Сатьяграха, популяризированная Махатмой Ганди во время борьбы Индии за независимость. В свою очередь, это повлияло на более поздние движения за независимость и гражданские права, особенно те, которые возглавляли Мартин Лютер Кинг-младший и Нельсон Мандела. Теория прогрессивного использования Прабхата Ранджана Саркара также является важной социально-экономической и политической философией.
Понимание сложности Индийская философия, Т.С. Элиот писал, что великие философы Индии «делают большинство великих европейских философов похожими на школьников». Артур Шопенгауэр использовал индийскую философию для улучшения кантианского думал. В предисловии к своей книге Мир как воля и представление Шопенгауэр пишет, что тот, кто «тоже получил и усвоил священную примитивную индийскую мудрость, лучше всех подготовлен к тому, чтобы услышать то, что я хочу услышать. скажите ему: «Американское философское движение 19 века Трансцендентализм также находилось под влиянием индийской мысли
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с индийской философией. |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Индийская философия |